МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
СУМСКОЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРАПРАВОВЕДЕНИЯКонтрольная робота
по истории государства и права
Украины и зарубежных стран
по теме:
«СТРУКТУРА ОРГАНОВ ВЛАСТИ
В США ПО КОНСТИТУЦИИ
1787 ГОДА"
студентки группы ФПС “правоведения ”
ВорошиловойСветланы Александровны
преподаватель:Власенко Валерий Николаевич
г. Сумы2001 г.
Содержание
TOC o «1-3» h z 1. Создание и принятие Конституции США1787 года. PAGEREF _Toc502631381 h 3
2. Высшие органы власти в США поКонституции 1787 года. PAGEREF _Toc502631382 h 6
2.1. Конгресс. PAGEREF _Toc502631383 h 6
2.2. Президент. PAGEREF _Toc502631384 h 7
2.3. Верховный суд. PAGEREF _Toc502631385 h 8
3. Федеративное устройство США… PAGEREF _Toc502631386 h 10
Выводы… PAGEREF _Toc502631387 h 12
Список литературы:PAGEREF _Toc502631388 h 13
1. Созданиеи принятие Конституции США 1787 года
Формирование США, как независимого государства, занимает сравнительнонебольшой исторический отрезок времени. С момента образования на территориисовременного государства первых английских переселенческих колоний в первойполовине XVII века и до юридического оформления США в единое федеративноегосударство после принятия Конституции в 1787 году прошло чуть более полуторавеков. Но именно в тот период были заложены основы американскойгосударственности, созданы предпосылки для появления на свет юридическогодокумента номер один в истории Соединенных Штатов Америки — Конституции 1787года.
Процесс ее разработки неотделим от истории борьбы за государственнуюнезависимость, свободу и объединение штатов в единое государство. Авоплощением в ней традиции закладывалось еще первыми поселенцами, принесшимина новые земли идеалы естественного права, английское “общее право”, судприсяжных заседателей и другие прогрессивные правовые институты того времени,ставшие первоосновой при формировании колониальных органов управления. Так,уже в период становления первых колоний, непременным условием считалось признаниесвободы религии, невмешательство властей в дела культа, право граждан выбиратьдолжностных лиц, носить оружие, создавать по своей воле военные отряды,участвовать в налогообложении и т.д.
С течением времени, в процессе укрепления колоний и их борьбы занезависимость, зарождается и развивается специфическая американская практикакомпромиссов, сыгравшая впоследствии решающую роль в процессе принятияКонституции 1787 года. Суть ее состояла в том, что при совместном рассмотренииполитических вопросов штатами нередко принимались компромиссные решения,отвечающие, в первую очередь, соображениям рациональности и практической пользыдля сторон (даже если эта “польза” вступала в противоречие соображениям существующейморали).
Например, традиционно республиканский, промышленный Север пошел на военныйсоюз с рабовладельческим, плантаторским Югом, когда этого потребовали интересыборьбы с британским господством. В ходе совместной вооруженной борьбы за независимость,длившейся с 1775 по 1783 год, и превратившейся в, своего рода, буржуазную революцию,ликвидировавшую многие феодальные пережитки, штаты прошли путь от добровольноговоенного союза до конфедерации, созданной в 1781 году.
Необходимо отметить, что в этот период были созданы юридические документы,оказавшие влияние не только на ход событий того времени, но и на развитиеамериканских демократических традиций в будущем. Это, прежде всего, Декларациянезависимости Соединенных Штатов 1776 года, главным автором которой являетсяТ. Джефферсон, а также Статьи Конфедерации 1781 года, ставшие фактическипервой Конституцией образовавшегося межгосударственного союза. Нельзя невспомнить в этой связи и о первом проекте федерации, созданном еще в 1748 годуБ. Франклином.
Все эти документы в большой степени оказали влияние на содержание Конституции1787 года. Таким образом, закладывалась ее юридическая база. А тем временемнеобходимость принятия новой Конституции в процессе существования конфедерациистановится все более очевидной. Время показало низкую жизнеспособность иуязвимость этого государственного образования. Экономические потребностистремительно развивающегося капитализма, внутренние и внешнеполитическиеинтересы страны требовали создания более прочного союза, который мог бы обеспечитьединое экономическое пространство, облегчить движение товаров, колонизациюновых земель, укрепить ее обороноспособность, поднять международный авторитет.
Слабость центральной власти таила в себе и другую опасность. Обострениесоциальной напряженности после окончания освободительной войны, недовольство вармии и народе политикой, проводимой правительством Конфедерации, грозиливзорвать страну изнутри. Власть понимала ограниченность своих возможностей противостоятьэтому взрыву. Политические перемены назрели, их необходимо было претворить вжизнь.
Правящими кругами было принято решение преодолеть приближающийся кризиспутем изменения государственного устройства объединившихся колоний. В этом процессесыграть решающую роль была призвана новая Конституция, закрепившаяфедеративное устройство страны. Осуществление этих планов было поручено Учредительномуконвенту, собравшемуся в 1787 году под председательством Д. Вашингтона. Непосредственноеучастие в разработке текста Конституции приняли ведущие юристы Америки и общественныедеятели государства: Д. Медисон, Т. Джефферсон, Б. Франклин, А. Гамильтони др.
Основополагающим принципом конституции был провозглашен принцип разделениявластей, который предполагает организационную независимость трех ветвейгосударственной власти — законодательной, исполнительной, судебной иразграничение функций между ними. Анализируя исторический опыт, авторы Конституциипришли к выводу, что если в одном органе или у одного лица сосредотачиваетсявся полнота власти, то это неминуемо ведет к возникновению тирании. Чтобы этогоне произошло, власть должна быть разделена между различными органами государстватаким образом, чтобы они взаимно контролировали и сдерживали друг друга. В результатекаждая из основных властей получала значительную независимость.
Особое внимание при разработке конституции было обращено на созданиедейственной системы взаимных сдержек и противовесов. Джеймс Медисон, один изглавных “архитекторов” Конституции США, по этому поводу говорил, что до техпор, пока органы государственной власти “…не будут связаны и переплетены до такой степени, чтобы предоставить каждому изорганов конституционный контроль над другими, максимально требуемый уровеньразделения, как сущность свободного правительства, иногда на практике не сможетбыть организован надлежащим образом.”
Фундаментальной основой государственно-территориального устройства США былпровозглашен принцип федерализма, который определил правовой статус и гарантииравноправия субъектов федерации, а также основы разграничения полномочий ипредметов ведения федеральных органов власти и органов власти штатов. Конституцияне ликвидировала административную и, отчасти, политическую автономию штатов, нопротивопоставила ей сильную центральную власть. Таким образом, Конфедерацияпревращалась в федерацию. Действующей в государстве легитивной формойправления была выбрана президентская республика. Депутаты конвента пришли квыводу, что именно такая форма правления наиболее соответствует принципуразделения властей, интересам развития страны. Они поддержали авторовКонституции в их стремлении четко определить через основной закон страны, чтоесть фактически Соединенные Штаты Америки и каковы их федеральные органы управления.
Эти основные положения легли в основу выработанной конвентом Конституции.Итогом работы конвента стал предельно краткий по объему и емкий по содержаниююридический документ, состоящий из преамбулы и четырех частей (статей), уникальностькоторого состоит в том, что просуществовав более 200 лет, он является и сегодняосновным законом США. Однако, вотличии от разработки, процесс принятия Конституции шел значительно сложнее изатянулся на несколько лет. Конституция могла вступить в силу не иначе, какпосле ее ратификации штатами (по меньшей мере девятью из тринадцати). Междутем, законодательные собрания штатов обратили внимание на отсутствие Билля оправах. Во многих местах ратификация Конституции была поставлена в теснуюсвязь с поправками, трактующими о гражданских свободах. Утверждение Конституциибыло под угрозой срыва. Для предотвращения конфликта первый конгресс, созванныйв 1789 году, пошел на компромисс, оставив содержание Конституции в прежнемвиде, он занялся вопросами “о поправках”. В результате, Билль о правах,состоявший из 10-ти статей в качестве первых десяти поправок к Конституции, былсначала оформлен обеими палатами Конгресса, а после его ратификации — штатами в1791 году получил силу закона.
Направленные на защиту прав и свобод граждан, эти поправки законодательнозакрепили американские демократические традиции, решающим образом повлияли наход ратификации Конституции штатами. Впоследствии, еще не раз в США будутприниматься поправки к Конституции, диктуемые насущными политическимиобстоятельствами (касающиеся прав негров, избирательного права, взаимодействияветвей власти и др.). Но на данном этапе они имели решающее значение дляустранения препятствий на пути утверждения Конституции 1787 года в качествеосновного закона Соединенных Штатов.
В результате, принятая Конституция стала прочным фундаментом государственногоустройства США, основой для разработки и принятия конституций штатов. С еепомощью Соединенные Штаты Америки добились упрочения своих позиций как внутригосударства, так и на международной арене, открыли путь к экономическому иполитическому могуществу сегодняшнего дня.
2.Высшие органы власти в США по Конституции 1787 года2.1.Конгресс
Законодательная власть по Конституции 1787 года принадлежит Конгрессу США(ст. 1, разд.1), состоящему из двух палат: палаты представителей и сената. Обепалаты получили равные права в том, что касается законодательной инициативы ипринятия законов. В компетенцию Конгресса вошли следующие вопросы (ст.1,разд.8): установление и взимание пошлин, налогов, акцизных сборов; забота обобщем благосостоянии и совместной обороне США; единообразие налогов, податей иакцизных сборов на всей территории США; производство займов за счет государства;вопросы внешней торговли; единообразное толкование законов на всей территориифедерации; чеканка монеты; почтовая служба; учреждение судов, подчиненныхВерховному суду; объявление войны; набор и содержание армии; подавлениевыступлений, нарушающих установленный законом порядок, и др. Кроме того, вполномочия Конгресса вошли утверждение государственного бюджета, ратификациямеждународных договоров, подписанных президентом, назначение на важнейшиегосударственные посты. Последний пункт требует уточнения. Воплощая в жизньсистему взаимных сдержек и противовесов, Конституция дала сенату полномочияутверждать назначенных президентом министров и членов правительства. Но послетого, как сенат дает свое согласие на назначение, он уже не может удалить их сосвоих постов выражением недоверия или порицания. Таким образом,законодательная власть лишается возможности напрямую влиять на работуправительства.
Система сдержек и противовесов действует и внутри самого Конгресса. Этокасается и процедуры принятия законов, и состава палат, и системы выборовчленов Конгресса. Так, при обсуждении законопроекта, одобренного одной изпалат, другая может предлагать поправки к нему. И только после того, какзаконопроект пройдет обе палаты, он поступает Президенту страны. В случае одобрения,Президент подписывает законопроект в десятидневный срок (если Президент не принялникакого решения по законопроекту, то он становится законом без его подписи),а в случае несогласия — отсылает Билль со своими возражениями в ту палату, изкоторой он поступил. После этого соответствующая палата снова рассматриваетзаконопроект с поправками президента. Если Билль с поправками набирает 2/3голосов в обеих палатах, он становится законом. Так обеспечивается влияние президентана законодательную власть.
Что касается системы выборов и состава палат, то более консервативный,профессиональный по составу сенат был изначально задуман, как альтернатива,противовес “всенародной” палате представителей, избиравшейся населением штатовкаждые 2 года. Члены сената вплоть до 1913 года избирались парламентами штатов,причем состав его полностью обновляется за 6 лет (по трети депутатов в 2 года).Все это давало сенату некоторую независимость от избирателей и возможность,при необходимости, заблокировать популистские решения палаты представителей.
Двухпалатная структура Конгресса США была предусмотрена также с цельюобеспечения пропорционального представительства штатов в законодательныхорганах. Густонаселенные штаты имели явное преимущество перед малонаселеннымипри выборах в палату представителей и сенат, в котором каждый штат имел двухпредставителей, независимо от числа избирателей, уравнивал шансы малых штатовс большими.
Различны и подходы к назначению руководителей палат. Палата представителейизбирает спикера, а в сенате главой автоматически является вице-президент.Необходимо также отметить, что Конституция заложила механизм обратного влияниясубъектов федерации на законотворческую деятельность Конгресса. Федеральныезаконы, поступая на ратификацию в парламенты штатов, вступают в силу на всейтерритории страны только после того, как необходимое большинство (на тотпериод девять из тринадцати) штатов ратифицируют его.2.2.Президент
Главой исполнительной власти США является президент.
Конституция объединила в его лице главу государства и правительства. Ему жевверялось верховное командование Вооруженными Силами. Как глава государства,президент представляет Соединенные Штаты на международной арене, подписываетмеждународные соглашения, осуществляет руководство внутренней и внешнейполитикой государства.
В качестве главы правительства, президент формирует его органы, назначаетминистров (с согласия сената), руководит работой федеральной исполнительнойвласти, может освободить от занимаемой должности любого члена правительства. Всвоей деятельности президент не зависит от того, как будет принята проводимаяим политика в конгрессе, за исключением случаев, когда осуществление этой политикибыло бы невозможно без его содействия (ассигнования, заключение международныхдоговоров, законодательство, назначение на важные посты).
Президент не подотчетен конгрессу, что обеспечивает ему свободу действий.Однако, следуя принципу разделения властей, конституция лишила президентазаконодательной инициативы в строгом смысле слова (право представлять палатамготовый законопроект). Президент имеет право налагать вето на любойзаконопроект, принятый обеими палатами, отсылать его на доработку со своимивозражениями в ту палату, из которой он поступил. С другой стороны, Конституцияустанавливает, что президентское вето может быть “опрокинуто” квалифицированнымбольшинством обеих палат.
Президент не имеет полномочий распустить ни одну из палат Конгресса. В своюочередь, для удаления президента Конституция требует обоснованного обвинения визмене, взяточничестве или других важных преступлениях. Обе палаты имеютполномочия возбудить процедуру импичмента. Но вопрос об отстранении от властипрезидента решает сенат под председательством Верховного судьи двумя третями голосовприсутствующих.
В результате, президент и конгресс были лишены возможности вмешиваться вдела друг друга напрямую, что обеспечивает их независимость друг от друга.Можно сказать, что президент имеет косвенное влияние на Верховный суд в томплане, что он назначает его членов. Но так как они назначаются пожизненно, ивсе, включая президента США, обязаны подчиняться решениям Верховного суда, тостановится очевидным то, что система взаимных сдержек и противовесов работаети здесь.
Принципиально важным являются положения Конституции о порядке, срокахвыборов и сроке полномочий президента. В частности, было установлено, чтопрезидент США избирается выборщиками (т.е. лицами, непосредственно голосующимипри косвенных выборах за кандидата на пост президента) по штатам в строгооговоренное Конституцией время, чтобы избежать возможных манипуляций со срокамивыборов.
Выборщики подавали голоса с помощью бюллетеней. Проходил тот, за кого былоподано большее количество голосов выборщиков.
Полномочия президента были ограничены четырьмя годами, но ему незапрещалось добиваться переизбрания на новый срок.2.3.Верховный суд
Третьей властью Соединенных Штатов Конституция называет суд.
При рассмотрении этой части Конституции члены Учредительного конвента предлагалипредоставить Верховному федеральному суду полномочия высшей судебной инстанцииСША. Он должен был получить право пересмотра законов, принятых Конгрессом приих несоответствии Конституции, но не в качестве надзорной инстанции, а в связис определенными судебными делами, находящимися в его производстве.
Такое право Верховный суд должен получить и в отношении законов, принятыхпарламентами штатов и постановлений штатных судов. Однако, эти положения вКонституцию не вошли. Опасаясь противодействия штатов, от решения которыхзависела судьба самой Конституции, понимая, что они не потерпят вмешательствафедерации в их “внутренние дела”, включая законодательство и суд, члены Конвентаснова пошли на компромисс, отложив решение этого вопроса до лучших времен.
По Конституции 1787 года (ст.3) судебная власть федерации должна былапростираться на все те дела, “… которые возникнут из действия самой Конституции”,из законов и трактатов, которые приняты, заключены или могут быть приняты изаключены Соединенными Штатами в дальнейшем. Помимо этого к федеральнойюрисдикции были отнесены споры между палатами, тяжбы между гражданами различныхштатов и некоторые другие иски, касавшиеся федерации в целом. Члены Верховногосуда назначаются президентом США пожизненно. Этим достигается независимостьсудебной власти от законодательной и исполнительной. Вопрос о практическомсоздании новой судебной организации США и о закреплении полномочий Верховногосуда был рассмотрен среди основных первым Конгрессом США.
В результате был принят Закон о судоустройстве 1789 года. Как и былозадумано при разработке Конституции, возвратясь к вопросу о верховном конституционномнадзоре, Конгресс наделил Верховный суд США правом отмены любого закона, как федерального,так и штатного, если будет найдено, что этот закон уклоняется от предписаний ипринципов Конституции (ст.25 Закона о судоустройстве). Более того, Верховныйсуд получал полномочия издавать предписания, обязательные для органовисполнительной власти, включая президента и министров (ст.13 Закона осудоустройстве). Это положение противоречило конституционному принципуразделения властей, так как ставило Верховный суд над Конгрессом и президентом.
Необходимо отметить, что позже этот перекос был сглажен самим Верховнымсудом в ходе слушания дела Марбори 1803 году. В результате, пожертвовав ст.13,за Верховным судом были закреплены полномочия, заключенные в ст.25 Закона о судоустройстве.С тех пор и до настоящего времени Верховному суду принадлежит финальное правотрактовать Конституцию, т.е. “… говорить, что есть право страны” и, чтонаходится в противоречии с ним. Решение Верховного суда является окончательными обсуждению не подлежит.
Первым конгрессом была также разработана структура федеральногосудоустройства. Было решено, что наряду и параллельно с судами штатов будетфункционировать федеральная судебная система, состоящая из районных и окружныхсудов (на этот период их количество было определено в 30 районных и 3 окружныхсуда). Последние были наделены апелляционной властью в отношении первых.
3. Федеративноеустройство США
Урегулирование отношений между штатами, как субъектами федерации, с однойстороны, и центральной властью — с другой, оказалось едва ли не самым труднымделом Конституции.
Развиваясь сначала как английские колонии, затем как независимыегосударства и, наконец, как члены конфедерации, каждый штат имел своиособенности государственного устройства, только ему присущие традиции.
Неоднородны были штаты по социальному и расовому составу населения.Исторически сложилось так, что дворяне — эмигранты поселялись на юг от рекиПотомак, а крестьяне и ремесленники — на север от нее. В результате на югевозникали крупные плантаторские хозяйства, обслуживаемые руками негров — рабов, а на севере развивались фермерские хозяйства, зарождалиськапиталистические отношения. На Севере преобладали республиканские традиции,действовало нечто вроде парламента колоний, выбиравшего губернатора. На Югегосподствовали монархические порядки, губернатор назначался королем.
Тем не менее, штаты пошли на объединение. Необходимость подобного шагабыла осознана первоначально для совместной борьбы за независимость, авпоследствии с целью экономических и политических выгод. Решающую роль в этомпроцессе сыграла Конституция США 1787 года.
Опираясь на принцип “дуалистического федерализма”, Конституцияустанавливает сферу исключительной компетенции Федерации путем перечислениявопросов, по которым законы может издавать только Федерация. Все остальные вопросыбыли отнесены к ведению субъектов федерации. Кроме того, Конституция предусматриваетограничения полномочий Конгресса (ст.1, разд.9), власти штатов (ст.1, разд.10) иотдельно рассматривает вопрос “Штаты и союзное правительство” (ст.4).
Из практики применения Конституции США можно выделить:
а) сферу совпадающих полномочий (т.е. входящих в компетенцию и федерации,и штатов): налоги, займы, судебная система, банки и т.д.;
б) сферу, где запрещены действия и федерации, и штатов: обложение налогомэкспроприированных товаров, жалование дворянских титулов, позже — рабовладение;
в) сферу, где запрещены действия федерации: введение прямых налогов,неодинаковых косвенных налогов, предоставление привилегий в области торговлиодному штату в ущерб другому, изменение границ штатов без их согласия, позже — ограничение применения Билля о правах;
г) сферу, где запрещены только действия штатов: вступление в международныедоговоры, принятие законов, нарушающих договорные обязательства, лишениеграждан равно правовой защиты, нарушение федеральной конституции и неисполнениефедеральных законов.
В полномочия штатов были включены: организация собственного правительстваи все местные дела, в том числе полиция и суд, уголовное, гражданское ипроцессуальное законодательство, торговля внутри штата и рабочее законодательство,собственные Вооруженные Силы. Конституция разрешила правительству федерациивоенное вмешательство во внутренние дела штатов для подавления актов мятежа и“беспорядков”. Таким образом, были разграничены сферы деятельности федеральныхи местных органов власти, определены сферы, где решения федеральных органовимели приоритет над решениями магистратур.
Согласно ст. Конституции, решение о принятии в союз новых штатов принимаетКонгресс. Главным арбитром, разрешающим любые спорные вопросы междуфедеральными органами власти и штатами, а также между самими субъектами федерации,Конституция определила Верховный суд. В дальнейшем единство федерации в США подверглосьсерьезному испытанию во время гражданской войны 1861 — 1864 гг. между рабовладельческимЮгом и промышленным Севером. Но, в результате победы Севера, федеративноеустройство страны было не только сохранено, но и упрочено.
Решением Верховного суда в 1868 году федерация была объявлена нерасторжимымсоюзом, право сецессии (выхода) было отвергнуто. Так была окончательнозакреплена роль принципа федерализма, как стабилизирующего фактора в жизниобщества, основы единства нации, государственного устройства США.
Выводы
В заключении хотелось бы отметить, что опыт разработки, принятия и претворенияв жизнь положений Конституции США 1787 года может быть полезен сегодня при рассмотрениивопросов, связанных с принятием новой Конституции Украины. Разумное сочетаниеконсервативных традиций и гибкости, возможность ветвей власти влиять друг надруга, не ограничивая при этом самостоятельность друг друга, американский опытфедеративного устройства государства и многое другое может быть взято навооружение нашими законодателями.
Хотя сами американцы далеки от идеализации своей Конституции, отмечаютнедееспособность многих ее положений, указывают на множество недостатков икомпромиссов, заключенных в ней, но факт остается фактом — по ней живет иразвивается более 200 лет одна из крупнейших стран мира. И именно эта стабильность,приверженность американцев созданным ими самими традициям заслуживает, преждевсего, нашего внимания и уважения.
При любом отношении к американской Конституции с точки зрения теории,необходимо признать ее величайшее практическое значение не только для США, нои всей цивилизации.
Список литературы:
1. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. — М., 1983г.
2. Карпентэр Д. Познаем Америку. — С.-Петербург 1995г.
3. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. — С.-Петербург,1994г.
4. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX в.в.Англии, США, Франции, Италии, Германии. — М. 1957г.
5. Конституции буржуазных государств. Уч. пособие / Под ред.П.К.Пантелеева. — М.,1982г.
6. Буланова А.Г. История государства и права зарубежных стран. – М., 2000г.
7. История государства и права зарубежных стран. Учеб./ Под ред. ЖидковаО.А., Крашенниковой Н.А. – Инфра, 1999г.
8. История политических и правовых учений / Под ред. Лейста О.Э. – М.,1997г.