ВведениеЕдинство законов обработки информации в системах различной пpиpоды(физических, экономических, биологических и т.п.) является фундаментальнойосновой теории информационных процессов, определяющей ее общезначимость и специфичность. Объектом изучения этой теории является информация – понятие во многом абстрактное, существующее «само по себе» вне связи с конкретной областью знания, в которой она используется.Информационные pесуpсы в современном обществе играют не меньшую, а нередко и большую роль, чем pесуpсы материальные. Знания, кому, когда и где продать товар, может цениться не меньше, чем собственно товар. В связи с этим большая роль отводиться и способам обработки информации. Появляются всё более и более совершенные компьютеры, новые, удобные программы, современные способы хранения, передачи и защиты информации. «С позиций рынка информация давно уже стала товаром, и это обстоятельство требует интенсивного развития практики, промышленности и теории компьютеризации общества. Компьютер как информационная среда не только позволил совершить качественный скачёк в организации промышленности, науки и рынка, но он определил новые самоценные области производства: вычислительная техника, телекоммуникации, пpогpаммные продукты.»[4, с.27] Тенденции компьютеризации общества связаны с появлением новых профессий, связанных с вычислительной техникой, и различных категорий пользователей ЭВМ. Если в 60-70е годы в этой сфере доминировали специалисты по вычислительной технике (инженеры — электроники и программисты), создающие новые средства вычислительной техники и новые пакеты прикладных программ, то сегодня интенсивно pасшиpяется категория пользователей ЭВМ — представителей самых разных областей знаний, не являющихся специалистами по компьютерам в узком смысле, но умеющих использовать их для решения своих специфических задач. Структура работы. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе описывается история развития систем обработки информации. Во второй приводятся примеры существующих компьютерных сетей с их описанием. Третья глава рассказываем о линиях связи и их типах. В четвёртой описываются сетевые технологии обработки данных и приводятся примеры наиболее распространённых технологий. Список литературы состоит из семи наименований, пять –это книги или учебные пособия, остальные – ссылки.Глава I Эволюция вычислительных систем
Концепциявычислительных сетей является логическим результатом эволюции компьютернойтехнологии. Первые компьютеры 50-х годов — большие, громоздкие и дорогие — предназначались для очень небольшого числа избранных пользователей. Часто этимонстры занимали целые здания. Такие компьютеры не были предназначены дляинтерактивной работы пользователя, а использовались в режиме пакетнойобработки.1.1 Системы пакетной обработки
Системыпакетной обработки, как правило, строились на базе мэйнфрейма — мощного инадежного компьютера универсального назначения. Пользователи подготавливалиперфокарты, содержащие данные и команды программ, и передавали их ввычислительный центр. Операторы вводили эти карты в компьютер, а распечатанныерезультаты пользователи получали обычно только на следующий день (рис. 1).Таким образом, одна неверно набитая карта означала как минимум суточнуюзадержку.
Рис. 1. Централизованнаясистема на базе мэйнфрейма
Конечно, дляпользователей интерактивный режим работы, при котором можно с терминалаоперативно руководить процессом обработки своих данных, был бы гораздо удобней.Но интересами пользователей на первых этапах развития вычислительных систем взначительной степени пренебрегали, поскольку пакетный режим — это самыйэффективный режим использования вычислительной мощности, так как он позволяетвыполнить в единицу времени больше пользовательских задач, чем любые другиережимы. Во главу угла ставилась эффективность работы самого дорогого устройствавычислительной машины — процессора, в ущерб эффективности работы использующихего специалистов.1.2 Многотерминальные системы — прообраз сети
По мереудешевления процессоров в начале 60-х годов появились новые способы организациивычислительного процесса, которые позволили учесть интересы пользователей.Начали развиваться интерактивные многотерминальные системы разделения времени(рис. 2). В таких системах компьютер отдавался в распоряжение сразу несколькимпользователям. Каждый пользователь получал в свое распоряжение терминал, спомощью которого он мог вести диалог с компьютером. Причем время реакциивычислительной системы было достаточно мало для того, чтобы пользователю былане слишком заметна параллельная работа с компьютером и других пользователей.Разделяя, таким образом, компьютер, пользователи получили возможность засравнительно небольшую плату пользоваться преимуществами компьютеризации.
Терминалы,выйдя за пределы вычислительного центра, рассредоточились по всему предприятию.И хотя вычислительная мощность оставалась полностью централизованной, некоторыефункции — такие как ввод и вывод данных — стали распределенными. Такие многотерминальныецентрализованные системы внешне уже были очень похожи на локальныевычислительные сети. Действительно, рядовой пользователь работу за терминаломмэйнфрейма воспринимал примерно так же, как сейчас он воспринимает работу заподключенным к сети персональным компьютером. Пользователь мог получить доступк общим файлам и периферийным устройствам, при этом у него поддерживаласьполная иллюзия единоличного владения компьютером, так как он мог запуститьнужную ему программу в любой момент и почти сразу же получить результат.(Некоторые, далекие от вычислительной техники пользователи даже были уверены,что все вычисления выполняются внутри их дисплея.)
Рис. 2. Многотерминальная система — прообразвычислительной сети
Такимобразом, многотерминальные системы, работающие в режиме разделения времени,стали первым шагом на пути создания локальных вычислительных сетей. Но допоявления локальных сетей нужно было пройти еще большой путь, так какмноготерминальные системы, хотя и имели внешние черты распределенных систем,все еще сохраняли централизованный характер обработки данных. С другой стороны,и потребность предприятий в создании локальных сетей в это время еще не созрела- в одном здании просто нечего было объединять в сеть, так как из-за высокойстоимости вычислительной техники предприятия не могли себе позволить роскошьприобретения нескольких компьютеров. В этот период был справедлив такназываемый «закон Гроша», который эмпирически отражал уровень технологии тоговремени. В соответствии с этим законом производительность компьютера былапропорциональна квадрату его стоимости, отсюда следовало, что за одну и ту жесумму было выгоднее купить одну мощную машину, чем две менее мощных — ихсуммарная мощность оказывалась намного ниже мощности дорогой машины.1.3 Появлениеглобальных сетей
Тем не менее,потребность в соединении компьютеров, находящихся на большом расстоянии друг отдруга, к этому времени вполне назрела. Началось все с решения более простойзадачи — доступа к компьютеру с терминалов, удаленных от него на многие сотни,а то и тысячи километров. Терминалы соединялись с компьютерами через телефонныесети с помощью модемов. Такие сети позволяли многочисленным пользователямполучать удаленный доступ к разделяемым ресурсам нескольких мощных компьютеров классасуперЭВМ. Затем появились системы, в которых наряду с удаленными соединениямитипа терминал-компьютер были реализованы и удаленные связи типакомпьютер-компьютер. Компьютеры получили возможность обмениваться данными вавтоматическом режиме, что, собственно, и является базовым механизмом любойвычислительной сети. Используя этот механизм, в первых сетях были реализованыслужбы обмена файлами, синхронизации баз данных, электронной почты и другие,ставшие теперь традиционными сетевые службы.
Таким образом,хронологически первыми появились глобальные вычислительные сети. Именно припостроении глобальных сетей были впервые предложены и отработаны многиеосновные идеи и концепции современных вычислительных сетей. Такие, например,как многоуровневое построение коммуникационных протоколов, технологиякоммутации пакетов, маршрутизация пакетов в составных сетях.1.4Первые локальные сети
В начале 70-хгодов произошел технологический прорыв в области производства компьютерныхкомпонентов — появились большие интегральные схемы. Их сравнительно невысокаястоимость и высокие функциональные возможности привели к созданиюмини-компьютеров, которые стали реальными конкурентами мэйнфреймов. Закон Грошаперестал соответствовать действительности, так как десяток мини-компьютероввыполнял некоторые задачи (как правило, хорошо распараллеливаемые) быстрееодного мэйнфрейма, а стоимость такой мини-компьютерной системы была меньше.
Даженебольшие подразделения предприятий получили возможность покупать для себякомпьютеры. Мини-компьютеры выполняли задачи управления технологическимоборудованием, складом и другие задачи уровня подразделения предприятия. Такимобразом, появилась концепция распределения компьютерных ресурсов по всемупредприятию. Однако при этом все компьютеры одной организации по-прежнемупродолжали работать автономно.
Но шло время,потребности пользователей вычислительной техники росли, им стало недостаточнособственных компьютеров, им уже хотелось получить возможность обмена данными сдругими близко расположенными компьютерами. В ответ на эту потребностьпредприятия и организации стали соединять свои мини-компьютеры вместе иразрабатывать программное обеспечение, необходимое для их взаимодействия. Врезультате появились первые локальные вычислительные сети. Они еще во многомотличались от современных локальных сетей, в первую очередь — своимиустройствами сопряжения. На первых порах для соединения компьютеров друг сдругом использовались самые разнообразные нестандартные устройства со своимспособом представления данных на линиях связи, своими типами кабелей и т. п.Эти устройства могли соединять только те типы компьютеров, для которых былиразработаны, — например, мини-компьютеры PDP-11 с мэйнфреймом IBM 360 иликомпьютеры «Наири» с компьютерами «Днепр». Такая ситуация создала большойпростор для творчества студентов — названия многих курсовых и дипломныхпроектов начинались тогда со слов «Устройство сопряжения...».1.5 Создание стандартных технологийлокальных сетей
В середине80-х годов положение дел в локальных сетях стало кардинально меняться.Утвердились стандартные технологии объединения компьютеров в сеть — Ethernet,Arcnet, Token Ring. Мощным стимулом для их развития послужили персональныекомпьютеры. Эти массовые продукты явились идеальными элементами для построениясетей — с одной стороны, они были достаточно мощными для работы сетевогопрограммного обеспечения, а с другой — явно нуждались в объединении своейвычислительной мощности для решения сложных задач, а также разделения дорогихпериферийных устройств и дисковых массивов. Поэтому персональные компьютерыстали преобладать в локальных сетях, причем не только в качестве клиентскихкомпьютеров, но и в качестве центров хранения и обработки данных, то естьсетевых серверов, потеснив с этих привычных ролей мини-компьютеры и мэйнфреймы.
Стандартныесетевые технологии превратили процесс построения локальной сети из искусства врутинную работу. Для создания сети достаточно было приобрести сетевые адаптерысоответствующего стандарта, например Ethernet, стандартный кабель, присоединитьадаптеры к кабелю стандартными разъемами и установить на компьютер одну изпопулярных сетевых операционных систем, например, NetWare. После этого сетьначинала работать и присоединение каждого нового компьютера не вызывало никакихпроблем — естественно, если на нем был установлен сетевой адаптер той жетехнологии.
Локальныесети в сравнении с глобальными сетями внесли много нового в способы организацииработы пользователей. Доступ к разделяемым ресурсам стал гораздо удобнее — пользователь мог просто просматривать списки имеющихся ресурсов, а незапоминать их идентификаторы или имена. После соединения с удаленным ресурсомможно было работать с ним с помощью уже знакомых пользователю по работе слокальными ресурсами команд. Последствием и одновременно движущей силой такогопрогресса стало появление огромного числа непрофессиональных пользователей,которым совершенно не нужно было изучать специальные (и достаточно сложные)команды для сетевой работы. А возможность реализовать все эти удобстваразработчики локальных сетей получили в результате появления качественныхкабельных линий связи, на которых даже сетевые адаптеры первого поколенияобеспечивали скорость передачи данных до 10 Мбит/с.
Конечно, отаких скоростях разработчики глобальных сетей не могли даже мечтать — имприходилось пользоваться теми каналами связи, которые были в наличии, так какпрокладка новых кабельных систем для вычислительных сетей протяженностью втысячи километров потребовала бы колоссальных капитальных вложений. А «подрукой» были только телефонные каналы связи, плохо приспособленные длявысокоскоростной передачи дискретных данных — скорость в 1200 бит/с была дляних хорошим достижением. Поэтому экономное расходование пропускной способностиканалов связи часто являлось основным критерием эффективности методов передачиданных в глобальных сетях. В этих условиях различные процедуры прозрачногодоступа к удаленным ресурсам, стандартные для локальных сетей, для глобальныхсетей долго оставались непозволительной роскошью.[7]
Глава II
Понятие компьютерной сети
Компьютерная сеть(Computer Network) – это множество компьютеров, соединенных линиямисвязи и работающих под управлением специального программного обеспечения.
Под линией связиобычно понимают совокупностьтехнических устройств, и физической среды, обеспечивающих передачу сигналов отпередатчика к приемнику. В реальной жизни примерами линий связи могут служитьучастки кабеля и усилители, обеспечивающие передачу сигналов междукоммутаторами телефонной сети. На основе линий связи строятся каналы связи.
Каналом связиобычно называют систему техническихустройств и линий связи, обеспечивающую передачу информации между абонентами.Соотношение между понятиями «канал» и «линия» описываетсяследующим образом: канал связи может включать в себя несколько разнородныхлиний связи, а одна линия связи может использоваться несколькими каналами.
Главной целью объединения компьютеров в сетьявляется предоставление пользователям возможности доступа к различныминформационным ресурсам (например, документам, программам, базам данных ит.д.), распределенным по этим компьютерам и их совместного использования. Важнойхарактеристикой любой компьютерной сети является широта территории, которую онаохватывает. Широта охвата определятся взаимной удаленностью компьютеров,составляющих сеть и, следовательно, влияет на технологические решения,выбираемые при построении сети. Классически выделяют два типа сетей: локальныесети и глобальные сети.
Клокальным сетям (Local Area Network, LAN) обычно относятсети, компьютеры которых сосредоточены на относительно небольших территориях(как правило, в радиусе до 1-2 км). Классическим примером локальных сетей является сетьодного предприятия, расположенного в одном или нескольких стоящих рядомзданиях. Небольшой размер локальных сетей позволяет использовать для ихпостроения достаточно дорогие и высококачественные технологии, что обеспечиваетвысокую скорость обмена информацией между компьютерами.
Глобальные сети(Wide Area Network, WAN) – это сети,предназначенные для объединения отдельных компьютеров и локальных сетей,расположенных на значительном удалении (сотни и тысячи километров) друг отдруга. Поскольку организация специализированных высококачественных каналовсвязи большой протяженности является достаточно дорогой, то в глобальных сетяхнередко используются уже существующие и изначально не предназначенные дляпостроения компьютерных сетей линии (например, телефонные или телеграфные). Всвязи с этим скорость передачи данных в таких сетях существенно ниже, чем влокальных.
Не так давно к двум указанным типамсетей добавился еще один – так называемые городские сети (MetropolitanArea Network, MAN). Такие сети предназначены для обеспечения взаимодействиякомпьютеров и/или локальных сетей, рассредоточенных на территории крупногогорода (как правило, в радиусе до 100 км), а также для подключения локальныхсетей к глобальным. Для построения таких сетей используются достаточнокачественные цифровые линии связи, позволяющие осуществлять взаимодействие наотносительно высоких по сравнению с глобальными сетями скоростях.
Независимо от того, какую территориюпокрывает сеть, какие технологические решения лежат в основе ее организации,существуют общие принципы сетевого взаимодействия, которым должно подчинятьсяфункционирование сети. Именно выработка таких общих принципов способствовала всвое время появлению Интернет (Internet) как объединенной сети (иногда дажеиспользуется термин «гиперсеть»), собравшей в своем составе локальные,городские и глобальные сети всей планеты.
Глава IIIЛиниисвязии их типы
Практически одновременнос появлением ЭВМ возникла проблемы передачи информации между ними. Можнопередавать информацию с помощью так называемых машинных носителей информации:магнитных дисков и магнитных лент, лазерных дисков и прочих. Но этот способдостаточно медленный и неудобный. Значительно лучше связать ЭВМ кабелями, чтобыони обменивались информацией самостоятельно, без участия человека. Еслисоединить две ЭВМ и написать программы для передачи информации, то можнополучить простейшую вычислительную сеть.
Любая сетевая технологиядолжна обеспечить надежную и быструю передачу дискретных данных по линиямсвязи. И хотя между технологиями имеются большие различия, они базируются наобщих принципах передачи дискретных данных, которые рассматриваются в этойглаве. Эти принципы находят свое воплощение в методах представления двоичныхединиц и нулей с помощью импульсных или синусоидальных сигналов в линиях связиразличной физической природы, методах обнаружения и коррекции ошибок, методахкомпрессии и методах коммутации.
Линия связисостоит в общем случае из физической среды, по которой передаются электрическиеинформационные сигналы, аппаратуры передачи данных и промежуточной аппаратуры.Синонимом термина линия связи (line) являетсятермин канал связи(channel). Физическая среда передачи данных (medium) может представлятьсобой кабель, то есть набор проводов, изоляционных и защитных оболочек исоединительных разъемов, а также земную атмосферу или космическое пространство,через которые распространяются электромагнитные волны.
В зависимостиот среды передачи данных линии связи разделяются на следующие:
· проводные(воздушные);
· кабельные(медные и волоконно-оптические);
· радиоканалыназемной и спутниковой связи.
Проводные(воздушные) линии связипредставляют собой провода без каких-либо изолирующих или экранирующихоплеток, проложенные между столбами и висящие в воздухе. По таким линиям связитрадиционно передаются телефонные или телеграфные сигналы, но при отсутствиидругих возможностей эти линии используются и для передачи компьютерных данных.Скоростные качества и помехозащищенность этих линий оставляют желать многолучшего. Сегодня проводные линии связи быстро вытесняются кабельными.
Кабельныелиниипредставляютсобой достаточно сложную конструкцию. Кабель состоит из проводников,заключенных в несколько слоев изоляции: электрической, электромагнитной,механической, а также, возможно, климатической. Кроме того, кабель может бытьоснащен разъемами, позволяющими быстро выполнять присоединение к немуразличного оборудования. В компьютерных сетях применяются три основных типакабеля: кабели на основе скрученных пар медных проводов, коаксиальные кабели смедной жилой, а также волоконно-оптические кабели.
Радиоканалыназемной и спутниковой связиобразуются с помощью передатчика и приемника радиоволн.Существует большое количество различных типов радиоканалов, отличающихся какиспользуемым частотным диапазоном, так и дальностью канала. Диапазоны коротких,средних и длинных волн (KB, СВ и ДВ), называемые также диапазонами амплитудноймодуляции (Amplitude Modulation, AM) по типу используемого в них методамодуляции сигнала, обеспечивают дальнюю связь, но при невысокой скоростипередачи данных. Более скоростными являются каналы, работающие на диапазонахультракоротких волн (УКВ), для которых характерна частотная модуляция(Frequency Modulation, FM), а также диапазонах сверхвысоких частот (СВЧ илиmicrowaves). В диапазоне СВЧ (свыше 4 ГГц) сигналы уже не отражаются ионосферойЗемли, и для устойчивой связи требуется наличие прямой видимости междупередатчиком и приемником. Поэтому такие частоты используют либо спутниковыеканалы, либо радиорелейные каналы, где это условие выполняется.
Глава IV
Сетевых технологии обработки данных
4.1 Локальные вычислительные сети
Локальная вычислительная сеть (ЛВС)представляет собой группу ПК, а также периферийное оборудование, объединенныеодним или несколькими автономными высокоскоростными каналами передачи цифровыхданных (в том числе проводными, волоконно-оптическими, радио — СВЧ илиИК-диапазона) в пределах одного или нескольких близлежащих зданий. ЛВС служитдля решения комплекса взаимосвязанных функциональных и/или информационных задач(например, в рамках какой-либо организации или ее автоматизированной системы),а также совместного использования объединенных информационных и вычислительныхресурсов. В зависимости от принципов построения ЛВС подразделяются на виды: «клиент-серверная», «файл-серверная», а также «одноранговые».ЛВС могут иметь в своем составе средства для выхода в распределенные и глобальныевычислительные сети.
4.1.1 Архитектура ЛВС
· Клиент-сервер. Архитектура, в которой производится разделение вычислительнойнагрузки между включенными в ее состав ЭВМ, выполняющими функции клиентов,и одной мощной центральной ЭВМ — сервером. В частности, процесснаблюдения за данными отделен от программ, использующих эти данные. Например,сервер может поддерживать центральную базу данных, расположенную на большомкомпьютере, зарезервированном для этой цели. Клиентом будет обычная программа,расположенная на любой ЭВМ, включенной в сеть, а также сама ЭВМ, которая помере необходимости запрашивает данные с сервера. Производительность прииспользовании клиент-серверной архитектуры выше обычной, поскольку как клиент,так и сервер делят между собой нагрузку по обработке данных. Другимидостоинствами клиент-серверной архитектуры являются: большой объем памяти и еепригодность для решения разнородных задач, возможность подключения большогоколичества рабочих станций, включая ПЭВМ и пассивные терминалы.
· Файл-сервер. Архитектура построения ЛВС,основанная на использовании файлового сервера(file server) — относительно мощной ЭВМ, управляющей созданием, поддержкой и использованиемобщих информационных ресурсов локальной сети, включая доступ к ее базам данных(БД) и отдельным файлам, а также их защиту. В отличие от клиент-сервернойархитектуры данный принцип построения сети предполагает, что включенные в неерабочие станции являются полноценными ЭВМ с установленным на них полным объемомнеобходимого для независимой работы составом средств основного и прикладногопрограммного обеспечения. Другими словами, в указанном случае отсутствуютвозможности разделения вычислительной нагрузки между сервером и терминаламисети, характерные для архитектуры типа клиент-сервер, и, как следствие, общиестоимостные показатели цена/производительность сети в целом могут быть хуже.
· Одноранговая ЛВС. «Безсерверная» организация построениясети, которая допускает включение в нее как ЭВМ различной мощности, так и терминалов ввода-вывода. Термин«одноранговая сеть» означает, что все терминалысети имеют в ней одинаковые права. Каждый пользователь одноранговой сети может определить состав файлов,которые он предоставляет для общего использования (так называемые public files). Таким образом,пользователи одноранговой сети могут работать как со всеми своими файлами, таки с файлами, предоставляемыми другими ее пользователями. Известны три основныхварианта топологии одноранговойсети, которые носят наименования «шина»,«кольцо» и «звезда». Достоинствами одноранговыхЛВС являются относительная простота их установки и эксплуатации, умереннаястоимость, возможность развития (например, по числу включенных в нихтерминалов), независимость выполняемых вычислительных и других процессов длякаждой включенной в сеть ЭВМ.
4.1.2 Топология ЛВС
Топология — принцип построения сетевых соединений. Примерами являются топологии «Звезда»,«Кольцо», «Шина» и «Дерево».
· «Шина»:топология сети, все станциикоторой подсоединены к одному кабелю. Каждая станция принимает сигналы,переданные любой другой станцией, распознает предназначенные ей пакеты и имеетвозможность проигнорировать к ней не относящиеся.
· «Кольцо»:топология сети, все станции которой соединены толькос двумя соседними. Все данные в этой сети передаются от одной станции к другойв одном направлении. Каждая станция работает как повторитель. Недостатком является и тот факт, что в случае выходаиз строя одной из станций кольцо «разрывается». Однако большинствосетей, основанных на этой топологии, имеют средства автоматическоговосстановления работоспособности после отказа узла.
· «Звезда»:топология сети, в которой соединения между станциями или узлами сети устанавливаются через концентратор.
4.1.3 Вариантыпостроения локальных вычислительных сетей
· AppleTalk — наименование технологии и средств программного обеспечения для созданиякабельных одноранговых ЛВСнебольших организаций (например, издательств, имеющих несколько ПК и 1-2принтера в одном здании) на базе ПК Macintosh фирмы Apple. Расстояние между наиболее удаленными узлами в этой сети недолжно превышать 500 м.
· ARCnet (Attached Resource ComputingNetwork) — нестандартная сетевая архитектура, разработанная корпорацией Datapoint в середине 1970-х гг. Методдоступа основан на передаче маркера в сети с шинной топологией. Недостаткомэтой архитектуры является невысокая скорость передачи данных (2,5 Мбит/с).Отличительной особенностью этой архитектуры является возможность использованиявесьма длинных сегментов (до нескольких километров).
· Broadband LAN — широкополосная локальнаясеть, рассчитанная на скорость передачи данных свыше 600 Мбит/с.
· Bus network — ЛВС с шинной топологией, все станции которой подсоединены к одному кабелю. Каждая станция, принимаясигналы, переданные одной из станций, имеет возможность распознатьпредназначенные ей пакеты и проигнорировать остальные.
· CD-ROM based LAN— локальная сеть, основанная на использовании CD-ROM.
4.1.4 Технологии обработки данных
Наиболее значимыми технологиями обработки передаваемых данных (пакетов)являются коммутация и маршрутизация. До недавнего времени эти два понятия имелиабсолютно разные значения — как по технологии обработки пакетов, так и поуровням модели OSI, на которых работают оба эти метода управления данными всети, — и не могло быть и речи, чтобы объединить эти понятия. Сегодняразвитие сетевых технологий идет быстрыми темпами. Все возрастающий объемпередаваемой информации, физический рост сетей и межсетевого трафика подстегиваютпроизводителей к выпуску все более мощных и «умных» устройств, использующихновые (совсем новые или комбинации традиционных) методы передачи и сортировкиданных.
Вобщедоступном значении слова маршрутизация означает передвижение информации отисточника к пункту назначения через объединенную сеть. При этом, как правило,на пути встречается, по крайней мере, один узел. Маршрутизация частопротивопоставляется объединению сетей с помощью моста, которое, в популярномпонимании этого способа, выполняет точно такие же функции.
Темамаршрутизации освещалась в научной литературе о компьютерах более 2-хдесятилетий, однако с коммерческой точки зрения маршрутизация приобрелапопулярность только в 1970 гг. В течение этого периода сети были довольнопростыми, гомогенными окружениями. Крупномасштабное объединение сетей сталопопулярно только в последнее время.
4.2 Глобальныевычислительные сети, Интернет
4.2.1 Технологии передачи данных по каналам Интернета
Технологии широкополосного доступав Интернет семейства DSL – «Цифроваяабонентская линия» построены на использовании незанятой части спектраабонентского (например, телефонного) кабеля для увеличения пропускнойспособности линии до 9 Мбит/с. В отличие от кабельных модемов, эту емкостьполучает полностью один абонент, при этом характер услуг может интегрироваться.В настоящее время разрабатываются и/или используются различные технологииреализации цифровой абонентской линии связи: ADSL, IDSL, R-ADSL или RADSL,HDSL, SDSL, SHDSL, VoDSL (Voiceover DSL), VDSL, G.Lite (ADSL Lite) и др. Обобщенно их называютxDSL. Основные отличия указанных реализаций DSL определяются расстояниемпередачи сигналов, скоростью передачи, различиями симметричности трафика кпоставщику услуг и к пользователям, а также способом передачи сигналов:последовательным и параллельным. ВРоссии быстро увеличивается число пользователей Интернета по технологии xDSL.
dotNet — «Дот-Нет»: инициативныйпроект фирмы Microsoft, включающий в себя комплекс технологий,программных средств, стандартов и средств разработки, направленный наобеспечение создания единого информационного пространства в Интернете исоединяющий или согласующий между собой современную вычислительную технику ипрограммное обеспечение. dotNet имеет три прикладных направления: первоеориентировано на пользователей и разработчиков, программных и техническихсредств, второе — на профессионалов — разработчиков информационных технологий,третье — на бизнесменов.
4.2.2 Технологииобработки данных
В настоящеевремя одним из приоритетных направлений работы фирм, поставляющих программноеобеспечение, является интегрирование локальной сети предприятия интранет(Intranet), в которой происходит основная работа компании, в глобальную сеть стем, чтобы сотрудники этого предприятия легко могли создавать свои документы вформате HTML (HyperText Markup Language) и ссылаться на другие документы.Организация виртуальных корпоративных сетей, базирующихся на Internet,позволяет связать воедино все филиалы поставщиков и заказчиков, не создаваясобственной сетевой инфраструктуры.
Интеграциякорпоративной сети Intranet и глобальной сети основывается на использованииоднотипных методов хранения и представления информации. Файловая системакомпьютера построена по иерархическому принципу, предусматривающую древовиднуюструктур хранения данных. Web серверы Internet имеют гипертекстовую схемупредставления данных, предусматривающую создание в документах ссылок на другиедокументы, в которых содержатся пояснения различных терминов, иллюстрации,аудиофайлы и видеоролики. Стандарт на построение таких документов определяетсяHTML. Разрабатывается программное обеспечение технологии text-to-speech — перевода текста в голосовое сообщение.
В последниегоды Microsoft предложила ряд новых технических решений, обеспечивающих работупользователя в Internet. Совместно с корпорацией Inte