Реферат по предмету "Коммуникации и связь"


Развитие IТ-технологий в Тунисе

/> 

Реферат: Развитие IТ-технологий в Тунисе

Отличительной чертой современной эпохи является стремительноеразвитие информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ). Роль этихтехнологий все более возрастает в жизни общества. Информационные технологии –широкий класс дисциплин и областей деятельности, имеющих отношение к управлениюи обработке данных вычислительной техникой. Обычно, когда речь идет обинформационных технологиях, подразумеваются компьютерные технологии. К отрасляминформационных технологий относятся информатика, программирование, Всемирнаяпаутина, управление данными, хранение данных, информационная безопасность,криптография, системная интеграция, искусственный интеллект. Итиэль да СолаПуль, американский политолог, был одним из первых, кто обратил внимание напервостепенное значение информационных технологий. Он определил «пять аспектовэлектронной коммуникации, способных изменить общество в такой же мере, в какойэто сделало книгопечатание». Этими аспектами являются – устранение факторарасстояния как препятствия связи; слияния речи, текста и изображений в общийцифровой поток»; совмещение компьютерной техники и коммуникации; включениеработы и досуга в деятельность в области телекоммуникации; коренной поворот вобласти СМИ1. К телекоммуникационным технологиям относятсястационарная телефонная связь, мобильная связь, компьютерные системыоперативной связи (компьютерная телефония, Интернет-телефония, компьютернаявидеосвязь), системы передачи документированной информации (телеграфная ифаксимильная связи).
В 1991 г. Тунис стал первой арабской и африканской страной,подключившейся к Интернету. В 1993 г. была создана Национальнаяисследовательская и технологическая сеть для обеспечения доступа научныхцентров тунисских университетов к Интернету. В марте 1996 г. правительство учредило государственное Тунисское агентство Интернет (ТАИ), подчиненноеминистерству телекоммуникационных технологий, которое должно было, какофициально подчеркивалось, расширить аудиторию Интернета и применение еготехнологий. Однако, как выяснилось позже, другой задачей ТАИ стала фильтрацияконтента и блокирование сайтов и посланий электронной почты, чтобы помешатьиспользованию Интернета оппозицией, диссидентами и правозащитниками. Две газетыначали выпускать электронные версии своих номеров. 30 декабря 1996 г. тунисское радио, одно из немногих в мире, начало вещание в Интернете. В конце 90-х годов тоже сделало государственное телевидение. Во второй половине 90-х годов Тунис,наряду с рядом других государств, активизировал усилия в области развитияэлектронной коммерции. 2 ноября 2006 г. была создана Национальная федерацияинформационных и коммуникационных технологий, состоящая из семипрофессиональных структур.
Хотя Тунис был пионером в развитии Интернета в арабском миреи в Африке, он в группе стран с относительно сходным уровнем развития (Алжир,Египет, Иордания, Ливан, Марокко, Тунис, Турция) отстает от некоторых из них,что видно из следующих данных.
Таблица 1 Доля пользователей Интернетом в населении страны,% 1995 г. 2000 г. 2005 г. Алжир 0,30 0,5 5,8 Египет - 0,7 6,8 Иордания 0,80 2,5 11,2 Ливан 1,25 9,1 19,6 Марокко 0,17 0,7 14,6 Тунис 0,67 2,7 9,5 Турция 1,25 2,9 13,7
В 1995, 2000 и 2005 гг. Тунис по уровню проникновенияИнтернета отставал от Иордании, Ливана и Турции (а в 2005 г. также от Марокко). Относительное отставание было вызвано несколькими причинами. Государствовначале не разрешало создавать частные провайдерские компании, тем самымпрепятствуя конкуренции и снижению цен за подключение, использование и наподписку. В 90-х годах государство намеренно тормозило рост численностипользователей, хотя официально утверждало, что для использования Интернетадостаточно простого обращения к провайдеру с просьбой предоставить допуск кИнтернету. Об этом, в частности, сказали в 1998 г. несколько проинтервьюированных тунисцев представителю международной правозащитной организации«Хьюмен райтс уотч». Они добавили, что счета у некоторых пользователей неожиданнозакрывались. По их мнению, правящий режим опасался, что Интернет может бытьиспользован для критики в адрес властей и укрепления оппозиционного,диссидентского и правозащитного движений. Однако представители правозащитников,побывав в Тунисе в сентябре 2005 г., констатировали улучшение ситуации –отсутствие каких-либо проблем при подписке на Интернет2.
Еще одной причиной является то, что некоторых потенциальныхабонентов отпугивали жесткий контроль властей над Интернетом и наказания,которым подвергались пользователи за просмотр запрещенных сайтов или тех,которые власти через некоторое время могли назвать запрещенными. В своеминтервью генеральный директор ТАИ в 2002 г., отвечая на вопрос, почему в стране так медленно развивается Интернет, в частности электронная коммерция,содержание сайтов и предоставление через Интернет различных услуг, ответилауклончиво: «Мое объяснение простое: дело заключается в подходе. Некоторыетунисцы просто еще не отошли от восхищения и удивления. Для других Интернет иинформатика по-прежнему остаются сложными»3. Интересно, чтоотставание Туниса в освоении Интернета не согласуется с более высоким объемомВВП на душу населения в 2005 г. (7,6 тыс. долл.) по сравнению с Марокко (4,3тыс. долл.), Иорданией (4,8 тыс. долл.) и Ливаном (5,3 тыс. долл.)4.
Возможно, одной из причин отставания Туниса по численностипользователей Интернета от Иордании, Турции и Ливана является более слабоераспространение персональных компьютеров (см. таблицу 2), а от Марокко –меньшее число в Тунисе Интернет-кафе и более высокая плата (почти в три раза)за пользование в них компьютером (см. ниже раздел Интернет-кафе).
В речи на открытии Всемирного саммита по информационномуобществу в Женеве в декабре 2003 г. президент Туниса подчеркнул значениетехнологических преобразований в развитии информационного общества. Он,установивший жесткий контроль над Интернетом, заявил, что среди множествапоследствий этих преобразований будет создание всеобъемлющей и комплекснойконцепции прав человека, которая поможет обеспечить слободу слова и правонарода на самоопределение5. 31 октября 2003 г. этот «один из врагов Интернета»6, как именуют Бен Али его критики и противники,наградил Винтона Грея Серфа, которого часто называют «отцом» Интернета, вручивему знаки отличия Великого командора Национального ордена в знак признания еговыдающейся роли в создании Интернета. В.Г.Серф не мог не знать положения вобласти прав человека и о «киберрепрессиях» в Тунисе. Знаменательно, чторуководителем организационного комитета второго этапа Всемирного саммита поинформационному обществу в Тунисе был назначен генерал Хабиб Аммар, который с 1988 г. в течение многих лет возглавлял МВД Туниса. Он создал Национальный директорат спецслужб, гдепо отношению к арестованным применялись пытки. Во время пребывания Х.Аммара вШвейцарии в сентябре 2003 г. две правозащитные организации, ссылаясь наМеждународную конвенцию ООН против пыток и на присоединение Швейцарии к этойконвенции, потребовали наказания Х.Аммара. Однако тот не был арестован, так какобладал иммунитетом неприкосновенности в соответствии с соглашением междуШвейцарией и Международным телекоммуникационным союзом. Тунисскиеправозащитники подвергали критике ООН за выбор Туниса местом проведение второгоэтапа Всемирного саммита, состоявшегося 16–18 ноября 2005 г. Генеральный секретарь ООН К.Аннан, однако, полагал, что выбор Туниса привлечет внимание кэтой стране и его правительство будет вынуждено отказаться от политикинарушения прав человека. Однако и до саммита, и после него репрессии в Тунисепродолжались, а некоторым иностранным журналистам было отказано во въезде, вчастности, представителю организации «Репортеры без границ» Р.Менару. Лишьнакануне саммита некоторые из запрещенных сайтов были разблокированы, но затемвновь заблокированы.
Один из примеров «киберрепрессий» – дело Зухейра Яхьяуи,создавшего в 2001 г. сайт TuneZine. Он писал статьи под псевдонимом «Ат-Тунси» («Тунисец») и распространялинформацию о борьбе за демократию и свободы в Тунисе. Он также публиковалдокументы оппозиции, написал много хроник и памфлетов и первым распространилписьмо президенту страны, в котором судья Мухтар Яхьяуи, его дядя, осудилнесправедливую судебную систему страны. С самого начала сайт подвергалсяцензуре и блокированию, но его читатели каждую неделю получали спискипрокси-серверов, с помощью которых они преодолевали блокирование сайта. 4 июня 2002 г. З.Яхьяуи был арестован в столице в Интернет-кафе. 10 июля 2002 г. его приговорили к году тюремного заключения за распространение «лживых сообщений» и к году и4 месяцам «за хищение путем мошеннического использования средствтелекоммуникации», то есть за использование Интернета за счет управляющегоИнтернет-кафе, служащим которого являлся З.Яхьяуи. 19 июня 2003 г. он получил первую Премию киберсвободы от организации «Репортеры без границ». 18 ноября,незадолго до первого этапа Всемирного саммита по информационному обществу(декабрь 2003 г.), он был условно освобожден7.
Тунисские правозащитники и международные правозащитныеорганизации отмечали, что жесткий контроль над Интернетом несовместим смеждународными признанными принципами развития Интернета. Три международные правозащитныеорганизации – Международная федерация лиг прав человека, Международнаяорганизация за борьбу против пыток и Евро-средиземноморская сеть прав человекав послании от 27 января 2005 г. представителям ЕС по случаю заседания Советаассоциации ЕС-Тунис 31 января 2005 г. обратили внимание на цензуру ИТТ иподавление свободы слова. 6 июля 2006 г. Европарламент осудил компании ипредприятия, которые способствуют осуществлению цензуры в некоторыхгосударствах (в частности, были упомянуты Ливия, Саудовская Аравия, Сирия,Тунис, Белоруссия, Китай) и «могут рассматриваться как противники свободыслова». Евродепутаты отметили, что некоторые компании и организации, такие как«Yahoo!», «Google» и «Майкрософт», не выступают против цензуры их услуги что некоторые предприятия, например, «Secure Computing» и «Fortinet», поставляют Бирме и Тунисусредства, с помощью которых в этих странах осуществляется киберцензура8.
Поскольку с 2002 г. контроль над Интернетом усилиился, и быласоздана подлинная «полиция киберпространства», в послании подчеркивалось, чтоправящий режим преследует «подрывные сайты», блокирует их, перехватываетзапросы в некоторые запрещенные сайты или послания политического и критическогохарактера, разыскивает адреса прокси-серверов. Национальные и международныеправозащитные организации утверждают, что власти регулярно атакуют электроннуюпочту некоторых правозащитных организаций. Согласно сообщению в 2005 г. на одном правозащитном сайте, МВД использует 500 «Интернет-полицейских» для просмотраэлектронной почты9. 10 декабря 2003 г. был принят закон о борьбе с терроризмом. Официально этот закон направлен против«подстрекательства к ненависти или расовому или религиозному фанатизму, какиебы средства ни использовались подстрекателями». Интернет также является однимиз этих средств. Власти используют закон о борьбе с терроризмом против своихполитических противников и правозащитников.
Подъем Интернета в Тунисе отмечается с 1998 г. Расширение доступа объяснялось как потребностями образования, здравоохранения, экономики,научных исследований, так и стремлением сократить отставание Туниса от другихстран в использовании Интернета. Согласно ВОЗ, 49% сферы здравоохранениязависит от обмена информацией10. В мае 1998 г. цена подписки на Интернет была сокращена более, чем на 50%, в мае 1999 г. – еще на 30%11. C 2001 г. начала осуществляться программа «семейный компьютер»,которая предусматривала субсидирование цен на компьютеры. Однако цены все жеоставались довольно высокими даже для семей со средним уровнем доходов.
Интернет все шире используется в различных сферах тунисскогообщества. С 2002 г. действует Тунисский виртуальный университет, один из 13университетов в стране. Этот университет должен обеспечить равные возможностидля получения высшего образования, непрерывность и совершенствование качестваподготовки, содействовать распространению дистанционного образования и развитиюсотрудничества с зарубежными вузами. Было принято решение о созданиивиртуальной начальной и средней школы. Согласно официальным данным, в 2003 г. 100% высших учебных заведений и средних школ были подключены к Интернету. Однако организация«Репортеры без границ» критически относится к этому утверждению. Онаподчеркивает, что на факультете права Тунисского университета в 2003 г. имелись всего 15 компьютеров12. Существуют Национальная университетская сеть, сетьЭДУНЕТ, соединяющая колледжи и лицеи, Национальная сеть исследований итехнологии, Национальная сеть сельского хозяйства, включающая образовательные иисследовательские учреждения, Национальная сеть здравоохранения, охватывающаяразличные медицинские учреждения, региональные и сельские больницы, местныеадминистрации здравоохранения. Осуществляются совместные тунисско-французскиепроекты в области телемедицины, сочетающей Интернет и телевидение. СогласноДавосскому докладу об информационных технологиях, опубликованному в Женеве 26марта 2007 г., Тунису отводится 35 место в мире и первое место в Африке виспользовании этих технологий (в классификации «The Networked Readiness Index 2006–2007» (NRI), которая оценивает влияние ИТТ на развитие и конкурентоспособность) –перед Катаром (36 место), Таиландом – (37 место), Италией (38 место). Из 122стран в списке Дания, Швеция и Сингапур занимают соответственно 1, 2 и 3 места.Среди остальных стран США, например, занимают 7 место (раньше они занимали 1место), ОАЭ (единственная арабская страна, опережающая Тунис) – 29 место, Индия– 44 место, Турция – 52 место13.
Тем не менее, как показал опрос студентов, проведенныйв 2003 г., они по-прежнему сталкиваются с некоторыми трудностями виспользовании Интернета. Первый ограничительный фактор – это финансовый. 40%опрошенных полагают, что все еще довольно высокая стоимость оборудованияявляется основным препятствием для приобретения и использования компьютера.Программа «семейный компьютер» оказалась недостаточно эффективной. «Семейныйкомпьютер» по цене 1 тыс. динаров остается предметом роскоши. Цены длястудентов-абонентов Интернета и на компьютеры для их семей остаются все ещемалодоступными. 33% студентов констатируют, что у них нет времени для работы накомпьютере. Это является следствием того, что в своей «частной» жизни, вкоторой они располагают свободным временем, они не имеют в своем распоряжениикомпьютер. Второй фактор имеет прикладной, практический характер. Третьопрошенных испытывают определенные проблемы с доступом к Интернету. Например,Школа экономики и коммерции в столице насчитывает более 4 тыс. студентов и150 преподавателей. У нее в наличии 60 компьютеров, расположенных в трехзалах, и лишь 5 компьютеров, подключенных к Интернету, которыми имеют правопользоваться только преподаватели и студенты третьего курса. Более 20%студентов жалуются на низкую пропускную способность Интернета в Тунисе, чтомешает в работе и не стимулирует подписку. Третий фактор – недостаточнаяподготовленность студентов к работе в Интернете. Четверть студентов сетует насвое плохое знание английского языка, а 20% – на сложность Интернет-технологий14.
В октябре 1998 г. государство начало осуществлять «проектИнтернет-кафе», который преследует две цели: сделать Интернет доступным на всейтерритории страны и создать рабочие места для молодых университетскихвыпускников. Реализуя этот проект, власти последовали примеру Египта, Иордании,Марокко и некоторых других арабских стран, где уже давно существуют подобныезаведения. В конце года в Тунисе появились первые Интернет-кафе, чащеназываемые «Publinet». Молодым предпринимателям,открывавшим такие публичные Интернет-центры, предоставлялись гранты,покрывавшие 50% стоимости оборудования, остальные 50% расходов должны былипокрываться за счет банковских кредитов под низкий процент. В марте 2000 г. шестьдесят Интернет-кафе воспользовались этим15. Согласно тунисскомустатистическому отчету, опубликованному в ноябре 2003 г., в Тунисе насчитывалось 300 Интернет-кафе16. В Марокко, для сравнения, в 2004 г. действовали 1500 таких заведений17 (население в Марокко в три раза больше, чем вТунисе). По количеству Интернет-кафе в 2001 г. на 1 тыс. жителей Тунис (0,03) значительно уступал двум соседним странам – Алжиру (0,08) и Марокко (0,07).Час использования Сети в Интернет-кафе стоил в 2001 г. в Марокко 0,6долл., в Тунисе 1,5 долл., в Алжире 1,6 долл.18 При этом по ВВПна душу населения в 1999 г. Тунис (2 144 долл.) заметно превосходил Алжир (1442 долл.) и Марокко (1218 долл.)19.
Интернет-кафе имеют в Тунисе свои особенности. В каждом изних можно увидеть портрет президента Бен Али, а под ним надписи: «Открыватьдисковые накопители строго запрещено. Не трогайте параметры конфигураций.Доступ к запрещенным сайтам невозможен». Мониторы в залах расположены так, чтоих экраны находятся в поле зрения администратора. Это должно препятствоватьдоступу пользователей к запрещенным сайтам. В одних Интернет-кафе у клиентовтребуют предъявить удостоверение личности, а в других – сообщать свои имена иадреса. Владельцы заведений обязаны ежемесячно предоставлять властям спискисвоих клиентов. Полицейские в гражданской одежде регулярно заходят вИнтернет-кафе и знакомятся с журналами посещений, позволяющими проследитьмаршруты пользователей в сети Интернета. Компьютеры снабжены регистрационнымиустройствами, обеспечивающими связь Интернет-кафе с ТАИ, откуда служащие ТАИмогут наблюдать, какие сайты посещают пользователи Интернета.
Интернет-кафе, как следует из «Исследования о влиянии опытаИнтернет-кафе в Тунисе», подготовленном в рамках Программы развития ОрганизацииОбъединенных наций (ПРООН) и опубликованном в декабре 2002 г., расположены на территории Туниса неравномерно, что позволяет говорить о географическомразрыве. Заведения, по данным на июль 2002 г., размещались в крупных городах и главных городах вилайетов, или губернаторств. Они почти отсутствовали внебольших городах и сельской местности. Интернет-кафе располагались большев прибрежных, чем во внутренних районах. В прибрежных районахсосредоточено 70% населения страны и 90% Интернет-кафе. В регионе БольшогоТуниса (вилайеты Тунис, Ариана и Бен Арус) проживает 25% населения страны, нонаходились более 55% Интернет-кафе20.
В упомянутом исследовании пользователи Интернет-кафесоставляют следующие возрастные группы: 20–24 года (32% всех пользователейИнтернет-кафе), 16–19 лет (27%), 25–35 лет (16%) моложе 15 лет (10%). По родудеятельности пользователей Интернет-кафе авторы исследования группируют их так:студенты (34% всех пользователей Интернет-кафе), лицеисты (28%), работающие понайму (20%), ученики коллежей (11%). По уровню доходов, выделяются следующиетри группы: служащие и преподаватели средней школы (47%), рабочие и пенсионеры(31%), свободные профессии и руководители (22%)21. Сравнительнонебольшой удельный вес групп в возрасте 25–35 лет (16%), работающих по найму(20%) и свободных профессий и руководителей (22%) объясняется тем, что этигруппы имеют возможности подключиться к Интернету через компьютеры дома или наработе. Женщины составляют 40% клиентов Интернет-кафе. Это не означает их дискриминации,если учесть стимулирование правящим светским режимом активности женщинв общественно-политической жизни общества. Характерно, что в утренние часыженщины составляли 47% посетителей Интернет-кафе, а вечером, то есть в часыпик, всего 25%22, что, возможно, объясняется загруженностью по домуи т.п.
О качестве работы Интернет-кафе и ограничениях в них можносудить по рассказу посетителя из небольшой группы русских туристов, побывавшихв Тунисе осенью 2005 г. В отеле, где они остановились, было Интернет-кафе, ноцены оказались довольно высокими: 6 динаров за первые 20 минут и10 динаров за час в целом. К сожалению, подключиться к Интернету можнобыло лишь через местный компьютер, но не через ноутбук, который был у туристови подключение через который администрация запретила. Туристы нашли рядом другоеИнтернет-кафе. Кстати, таблички «Publinet», как правило, невыразительные, видно, чтобы найти было труднее Цена –3 динара за час. Им разрешили использовать ноутбук, но связь неоднократнопрерывалась. Когда русские расплачивались, то цена оказалась в два раза выше: 3динара они заплатили, если бы работали на местном компьютере. На другой деньони отправились в Сус в поисках Интернет-кафе, взяв с собой ноутбук. Им струдом удалось найти по цене 2 динара за час. Через 5 минут освободилсякомпьютер, но по техническим причинам так и не удалось поработать. В другомзаведении подключиться через ноутбук также не удалось. В конечном счете,туристы отказались от попыток использовать ноутбук23. По всейвидимости, администрация была заинтересована в том, чтобы туристы не смоглииспользовать ноутбук; иначе она лишалась возможности контролировать действияклиентов.
Проект Интернет-кафе, несмотря на его недостатки иограниченность, значительно расширил доступ населения к Сети. Эти заведенияпользуются большой популярностью среди молодежи. В часы пик молодым людямприходится ждать в очереди порой по три часа, причем у монитора находятсядва-три человека, которые таким образом экономят денежные средства24.
Во второй половине 90-х годов усилилась активность в областиэлектронной, или онлайновой, коммерции (ЭК). Как отмечается на одном из русскихсайтов, «вслед за крупными компаниями, производящими компьютерное оборудованиев Сеть стали выходить торговцы традиционными товарами… Электроннаякоммерция – это ускорение большинства бизнес-процессов за счет проведения ихэлектронным способом. В этом случае информация передается напрямую кполучателю, минуя стадию создания бумажной копии на каждом этапе. Термин ЭКобъединяет в себе множество различных технологий, в числе которыхэлектронный обмен данными, электронная почта, Интернет, интранет (обменинформацией внутри компании), экстранет (обмен информацией с внешним миром)»25.
В середине 90-х годов государство обратило особое внимание наЭК. Она рассматривается им как одно из важных средств экономического роста. Вноябре 1997 г. была учреждена комиссия для изучения проблемы ЭК. Комиссияпредставила доклады со своими рекомендациями в ноябре 1998 г. и в марте 1999 г. В мае 1999 г. были начаты шесть пилотных проектов в области ЭК. Всередине мая 1999 г. власти приняли решение по стимулированию ЭК. В декабретого же года парламенту был представлен проект закона об ЭК. Палата депутатовприняла его в июле 2000 г.
Все больше тунисских фирм оказывают услуги в области ЭК,охватывающей широкий спектр тунисских товаров, включая сельскохозяйственныепродукты, текстильные изделия и услуг туризма. В 2000 г. около 30% тунисского экспорта подпадало под категорию товаров средней и высокойтехнологичности26. Для стимулирования нового способа торговли быловведено особое средство платежа – электронный динар. Число сайтов сэлектронными платежами и для электронных сделок неуклонно возрастает: вчастности, с 32 в 2001 г. до 42 в 2002 г., а электронных сделок соответственно с 3 592 до 19 141. Объем электронного товарооборота составил в 2002 г. 692 тыс. динаров, из них 627 тыс. электронных динаров, а платежи в размере65 тыс. динаров были осуществлены карточками. Однако размах ЭК в Тунисевсе еще незначителен, как и в других развивающихся странах (в 2003 г. на страны Африки и Ближнего Востока приходилось менее 1% мировой ЭК). Впрочем, во всем мире в 2003 г. ЭК составляла 5% всей торговли27. В конце 90-х годов объемпродаж в США через Интернет составил лишь 2% от общего показателя28.В первом квартале 2003 г. объем электронных продаж составил 1,5% всех продаж вэтой стране29.
Основным законодательным актом, регулирующим Интернет вТунисе, является декрет, от 22 марта 1997 г.30 Он последовал после декрета более общего характера о телекоммуникационных услугах от 14 марта 1997 г. Декрет состоит из следующих положений:
Каждый провайдер должен назначить администратора, которыйберет на себя ответственность за содержание веб-страниц и сайтов, размещаемыхна его серверах (ст. 9, § 3). Пользователи Интернета и те, кто имеет сайты исерверы, также несут ответственность за нарушение закона (ст. 9, § 4);
Каждый провайдер обязан ежемесячно представлять списокподписчиков Интернета государственному оператору (ТАИ) (ст. 8, § 5); еслипровайдер закрывает свое предприятие или прекращает оказание услуг, он долженнезамедлительно передать государственному оператору полный комплект своихархивов, так же как средства их чтения (ст. 9, § 7);
Администратор должен осуществлять постоянный надзор законтентом на серверах провайдера, чтобы не допустить сохранения в системеинформации, противоречащей общественному порядку и нравственности – те же самыевыражения содержатся в ст. 62 Кодекса о прессе;
Запрещается шифрование без предварительного согласия властей;
Контракты, которые абоненты заключают, получая услуги ТАИ,еще более ужесточают правительственный контроль. Пользователи должныподписаться под положением о том, что они будут использовать Интернет толькодля решения научных, технологических или коммерческих задач, которые непосредственносвязаны с деятельностью клиента в строгом соответствии с действующимиправилами.
В договоры включены также следующие обязательства клиентов:
Показывать ТАИ все счета, которые были открыты дляпользователей, и указывать тех лиц, которые имели к ним доступ;
Препятствовать доступу к сети ТАИ внешних пользователей, укоторых нет разрешения ТАИ;
Сообщать ТАИ о любых изменениях относительно адреса,оборудования и пользователя.
ТАИ сохраняет за собой право приостанавливать свои услуги безпредупреждения, если использование абонентом Интернета противоречит условиямдоговора.
Как видно, власти получают возможность подвергать строгойцензуре содержание страниц и сайтов, ограничивают возможности подписчиков виспользовании Интернета. Среди арабских стран, как указывают критики правящегорежима Бен Али, в Тунисе наиболее жестко и подробно регламентированоиспользование Интернета. Тунис достиг заметного прогресса в развитии мобильнойтелефонии к 2005 г. по сравнению с 2000 г. Если в приведенной ниже группе стран в 2000 г. он занимал шестое место, то в 2005 г. уже второе, чтоследует из данных, приведенных ниже.
информационный электронный тунис интернет
Таблица 3 Динамика распространения мобильных телефонов вряде стран в соотношении с численностью населения (%) 2000 г. 2005 г. Алжир 0,3 41,5 Египет 2,1 18,4 Иордания 7,7 28,9 Ливан 22,6 27,7 Марокко 8,2 39,4 Тунис 1,3 56,3 Турция 23,6 59,6

Распространение мобильной телефонии отчасти связано сдопуском частных операторов в этот сегмент ИТТ в 2002 г. Весной 2006 г. началась приватизация государственной компании «Тунизи Телеком». 27 апреля былподписан контракт о продаже 35% этой компании консорциуму из Дубая31.
Развитие мобильной телефонии способствует созданию новыхрабочих мест, росту ВВП. Мобильный телефон стал неотъемлемой частью жизни тунисцев.Он является важным средством развития бизнеса. Согласно некоторым опросам,использование мобильного телефона увеличило прибыли респондентов на четверть.62% респондентов полагают, что такая связь помогла сократить расходы натранспорт, сделав ненужными некоторые поездки32. Как показалимногочисленные исследования в телекоммуникационном секторе в ряде стран в 90-хгодах, существует бесспорная взаимозависимость между прогрессом в этой областии экономическим развитием вообще. В частности, исследование в Тунисе показало,что инвестирование в телекоммуникационный сектор приносило в среднем 18% доходаот вложенного капитала (average financial rates of returns) и экономическую прибыльность (эффективность) (economic returns) в пределах 20–50%33.
В области ИТТ существует определенная неравномерностьиспользования и распространения. ИТТ больше охватывают крупные города, чемостальную территорию страны. Это касается как старых ИТТ (стационарнаятелефония, факс), так и новых (Интернет, мобильная телефония). Квалификационныйразрыв выражается в несоответствии между возросшей сложностью ИТТ и подготовкойих пользователей, это касается даже студентов вузов. Возрастной разрыввыражается в том, что старшему поколению труднее овладеть современными ИТТ.Молодежь, по сравнению с ним, испытывает гораздо меньше затруднений прииспользовании мобильных телефонов и Интернета. Неравенство в доходах приводит ксоциальному расслоению. Требуются значительные финансовые средства длядостижения высокого уровня подготовки, технической оснащенности (компьютер,принтер, сканер). Наконец, и в области ИТТ дает себя знать неравенство междумужчинами и женщинами. Согласно доклада МОТ о занятости в 2001 г., лишь в скандинавских странах и США преодолен этот разрыв. В то же время женщины составляли38% пользователей Интернета в Латинской Америке, 25% в ЕС, 19% в России, 18% вЯпонии и всего 4% на Ближнем Востоке и в Северной Африке34. Даже внекоторых развитых странах существует значительный перепад. В 2004 г. относительное число пользователей Интернета среди мужчин и женщин составляло в Италиисоответственно 41,7% и 21,5%, Испании 46,4% и 27,2%35. В докладе МОТотмечается, что существует неравенство в оплате труда между теми, кто имеет подготовкув области ИТТ, и теми, кто ее не имеет. Это неравенство отмечается также всфере самих ИТТ, например, по гендерному признаку36. Тунис выгодновыделяется на этом фоне: гендерный разрыв в нем в нем меньше, чем в другихарабских (и не только) странах. В Тунисе женщины составляют 40% пользователейИнтернета (и 30% обладателей мобильных телефонов). 10-й плансоциально-экономического развития Туниса (2002–2006 гг.) предусматривалсоздание условий для перехода к информационному обществу, обучение новым профессиям,связанным с ИТТ, усиление роли женщин в развитии науки и техники. Все большедевушек получают подготовку в циклах ИТТ: 28% в 2000 г., 36% в 2001 г., 37,2% в 2002 г., 39,3% в 2003 г., 49% в 2004–2005 учебном году. Однако в 2003 г. среди учащихся вузов, специализирующихся в ИТТ, женщин насчитывалось лишь 25,5%. Так жеобстоит дело в области технических наук и некоторых дисциплин в точных науках(математика, информатика и другие), после изучения которых выпускники вузовмогут работать в сфере ИТТ. В 2004–2005 учебном году студентки составляли 33%учащихся, специализировавшихся по техническому профилю37.
Внедрение в Тунисе новых ИТТ, в первую очередь Интернета имобильных телефонов, способствовало развитию как экономики (повышениеэффективности, ускорение деловых операций, увеличение прибыли), так исоциальной сферы (позитивное влияние на развитие здравоохранения, образования,на научные исследования, отношения между людьми). Как показал Давосский докладв марте 2007 г., Тунису отводилось почетное для него 35 место по степенивлияния информационных технологий на развитие и конкурентоспособность. Тунисуспешно экспортирует программное обеспечение. Он достиг заметного прогресса вувеличении нормы распространения мобильной телефонии.
Однако по проникновению Интернета Тунис отстает от некоторыхстран Северной Африки и Ближнего Востока, в частности соседнего Марокко.Правящий режим был заинтересован в использовании Интернета ради прогресса всоциально-экономической сфере и не проявлял особого интереса к ростучисленности пользователей. Ситуация как будто изменилась к середине первогодесятилетия XXI в. Представители «Хьюмен райтсуотч», посетив Тунис в 2005 г., констатировали, что больше не чинитсяпрепятствий при подключении к Интернету. Однако сохраняются социальный игеографический разрывы, препятствующие расширению аудитории Интернета.
Интернет сам по себе является чисто техническим средством вруках правящих кругов и организаций гражданского общества. Однако некоторыеполагают, что Интернет служит мощным рычагом укрепления демократии. СебастьянКанве (видный специалист по праву в области Интернета, профессор УниверситетаПуатье и Парижа-Икс-Нантерра) заявил в одном интервью, что Интернет способенпроизвести коренной переворот в том, что касается демократии. По его мнению,«впервые в истории человечества изолированный индивидум с жалким портативнымкомпьютером и телефонной линией может соперничать по степени влияния смногонациональной корпорацией или даже с государством!»38 Думается,он явно переоценивает возможности Интернета. Валентин Лакамбр (Франция, членгруппы «Во папье», разместивший в Интернете бесплатный сайт ), по существу солидаризировался с С.Канве и тожегиперболизировал возможности Интернета: «Посмотрите на то, что происходит вМарокко: пятьдесят лет тому назад все телефонные линии прослушивались. Напрессу был надет намордник. Но «веб» все перевернул вверх дном, предоставляявозможность открыто высказаться»39. На самом деле, все объясняетсяболее мягкой формой авторитаризма в Марокко, тем, что и пресса здесь болеесвободна по сравнению с Тунисом, и, как отмечали марокканские пользователи,власти не ограничивают доступ к Интернету и не подвергают цензуре контент40.Кроме того, Интернет может использоваться не только демократическими силами, нои правящим авторитарным режимом и радикальными организациями гражданскогообщества, в частности, экстремистскими исламистскими организациями. Мишель Эрве(Франция, мэр г. Парфёнэ) по существу выразил несогласие с предыдущимивысказываниями С.Канве и В.Лакамбра: «Интернет–это лишь коммуникационнаятехнология: сам по себе он не является демократическим»41.
Авторитарные режимы имеют несколько путей установленияконтроля над сегментами Интернета в своих странах. Первый – ограничение продажикомпьютеров. Второй – ограничение доступа к Интернету. Третий – цензура. Властимогут осуществлять цензуру еще до появления сообщения или статьив Интернете – в том месте, где предположительно могут подготавливатьсяматериалы, в которых содержится критика в адрес режима. В Сети властиосуществляют фильтрацию контента, блокирование сайтов, отслеживают маршрутпользователя в Интернете, пытаются определить источник статьи или сообщения.Постоянно ведется поиск прокси-серверов, к помощи которых прибегаютпользователи, чтобы избежать блокирования сайтов или своей идентификации.Власти, в свою очередь, создают сайты, публикации или сообщения, гдедискредитируют своих оппонентов, создают ложные оппозиционные или правозащитныесайты, вводящие аудиторию Интернета в заблуждение.
И все же с течением времени и по мере роста численностипользователей Интернета правящему режиму Туниса все труднее реализовыватьтотальный контроль над ним. Приходится в определенной мере считаться с мнениеммеждународных и региональных правозащитных организаций, арабской и европейскойобщественности, некоторых структур ЕС, критикующих внутреннюю политику Туниса.Тот факт, что в соседних странах – Алжире и Марокко, – как утверждают арабскиеисточники, практически не существует цензуры в Интернете, также ставиттунисские власти в трудное положение.
Несмотря на запреты, цензуру и репрессии в области Интернета,он расширяет инструментарий организаций гражданского общества в их усилиях пополитической либерализации и демократизации, хотя не следует преувеличивать еговозможности. Пользователи имеют средства преодоления блокирования сайтов ианонимной передачи сообщений по электронной почте. Некоторые тунисскиеправозащитники признаются, что они используют Интернет, не опасаясь репрессий.По их мнению, власти знают об их существовании и позиции и могут арестовать их,вне зависимости от того, используют ли они Интернет или нет. Интернет позволяетоппозиционным деятелям, диссидентам и правозащитникам контактировать друг сдругом, мобилизовывать международную поддержку, координировать свои усилия и нечувствовать себя изолированными и одинокими.
В целом, Интернет достаточно уверенно прокладывает путь ктому, чтобы превратиться в универсальное средство общения в Тунисе и создатькрупные предпосылки для его превращения в открытое общество.
 

 
Литература
 
1. Ithielda Sola Pool. Technologies without Boundaries. – Cambridge, MA, 1990, c. 8.
2. www.wedopedia.com/TERM/configuration.html
3. MiddleEast Economy // www.mideastweb.org/economy.htm
4. www.kitab.nl/2006/01/23/de-la-censure/
5. www.pdpinfo.org/article.php?id_article=3582
6. www.kalimatunisie.com/html/num1/Internet.htm
7. www.afkaronline.org/francais/archives/oct-nov2005/benhassine.html
8. www.tn.undp.org/Les%20Nouvelles%20Technologies%20de%201%27Information%20et%20de%201a%20Communication%20en%20Tunisie.pdf
9. www.tn.undp.org/LesPublinets en Tunisie.pdf
10. www.tn.undp.org/Les%20Nouvelles%20Technologies%20de%20I%27Information%20et%20de%20Ia%20Communication%20en%20Tunisie.pdf
11. Родионов А.А.Социальность виртуальности. Социальное содержание современных Интернет-технологийи перспективы управления общественным развитием. М., 2001, с. 152.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.