20
Пуссен родился в 1594 году вблизи города Андели в Нормандии в семье небогатого военного. О юношеских годах Пуссена и его раннем творчестве известно очень мало. Возможно, его первым учителем был посетивший в это время город странствующий художник Кантен Варен, встреча с которым имела решающее значение для определения художественного признания юноши. Вслед за Вареном Пуссен тайно от родителей покидает Андели и уезжает в Париж. Но эта поездка не приносит ему удачи. Лишь спустя год он вторично попадает в столицу и проводит там несколько лет. Золотов Ю. Пуссен. М., 1988. С. 24 - 53.
Уже в юношеские годы Пуссен обнаруживает большую целеустремленность и неутомимую жажду знания. Он изучает математику, анатомию. Античную литературу, знакомится по гравюрам с произведениями Рафаэля и Джулио Романо.
В Париже Пуссен встречается с модным итальянским поэтом кавалером Марино и иллюстрирует его поэму «Адонис».
В 1624 году художник уезжает в Италию и поселяется в Риме. Тут Пуссен зарисовывал и обмерял античные статуи, продолжал свои занятия наукой, литературой, изучал трактаты Альберти, Леонардо да Винчи и Дюрера. Он иллюстрировал один из списков трактата Леонардо, который в настоящее время находится в Эрмитаже.
Творческие искания Пуссена в 1620-е годы были очень сложными. Мастер шел долгим путем к созданию своего художественного метода. Античное искусство и художники эпохи Возрождения были для него высшими образцами. Среди современных ему болонских мастеров он ценил наиболее строгого из них - Доменикино. Относясь отрицательно к Караваджо, Пуссен все же остался безучастным к его искусству.
На протяжении 1620-х годов Пуссен, уже вступив на путь классицизма, часто резко выходил за его рамки. Такие его картины, как «Избиение младенцев» (Шантильи), «Мученичество св. Эразма» (1628, Ватиканская пинакотека) отмечены чертами близости к караваджизму и барокко. Известной сниженностью образов, преувеличенно драматической трактовкой ситуации. Необычно для Пуссена по своей обостренной экспрессии в передаче чувства душераздирающей скорби эрмитажное «Снятие со креста» (ок. 1630). Драматизм ситуации здесь усилен эмоциональной трактовкой пейзажа: действие развертывается на фоне грозового неба с отблесками красной зловещей зари. Всеобщая теория искусства. Т. 4. Искусство XVII - XVIII веков. М., 1963. С. 193 - 194.
Иной подход характеризует его работы, выполненные в духе классицизма.
Культ разума - одно из основных качеств классицизма, и поэтому ни у одного из великих мастеров 17 века рациональное начало не играет такой существенной роли, как у Пуссена. Сам мастер говорил, что восприятие художественного произведения требует сосредоточенного обдумывания и напряженной работы мысли. рационализм сказывается не только в целеустремленном следовании Пуссена этическому и художественному идеалу, но и в созданной им изобразительной системе.
Он построил теорию так называемых модусов, которой старался следовать в своем творчестве.
Под модусом Пуссен подразумевал своего рода образный ключ, сумму приемов образно-эмоциональной характеристики и композиционо-живописного решения, наиболее соответствовавших выражению определенной темы.
Этим модусам Пуссен дал названия, идущие от греческих наименований различных ладов музыкального стороя. Так, например, тема нравственного подвига воплощается художником в строгих суровых формах, объедененных Пуссеном в понятие «дорийского лада», темы драматического характера - в соответствующих им формах «фригийского лада», темы радостные и идиллические - в формах «ионийского» и «лидийского» ладов.
Сильной стороной произведений Пуссена являются достигнутые в результате этих художественных приемов отчетливо выраженная идея, ясная логика, высокая степень завершенности замысла. Но в то же время подчинение искусства определенным стабильным нормам, внесение в него рационалистических моментов представляли также большую опасность, так как это могло привести к возобладанию незыблемой догмы, омертвлению живого творческого процесса. Тименно к этому пришли все академисты, следовавшие лишь внешним приемам Пусссена. Впоследствии эта опасность встала перед самим Пуссеном. Там же. С. 196 - 198.
Одним из характерных образцов идейно-художественной программы класицизма может служить пуссеновская композиция «Смерть Германика» (1626 - 1627, Миннеаполис, Институт искусств), изображающая на смертном одре мужественного и благородного римского полководца, отравленного по приказу подозрительного и завистливого императора Тиберия.
Очень плодотворным для творчества Пуссена было увлечение искусством Тициана во второй половине 1620-х годов. Обращение к тициановской традиции способствовало раскрытию наиболее живых сторон дарования Пуссена. Велика была роль колоризма Тициана и в развитии живописного дарования Пуссена.
В 1625 - 1627 годах Пуссен пишет картину «Ринальдо и Армина» по сюжету поэмы Тассо «Освобожденный Иерусалим», где эпизод из леганды о средневековом рыцарстве трактован скорее как мотив античной мифологии. Пуссен воскрешает мир античных мифов и в других полотнах 1620 - 1630-х годов: «Аполлон и Дафна» (Мюнхен, Пинакотека», «Вакханалии» в Лувре и Лондонской Национальной галерее, «Царство Флоры» (Дрезден, Галерея). Здесь он изображает свой идеал - человека, живущего единой счастливой жизнью с природой.
Никогда впоследствии в творчестве Пуссена не появляются такие безмятежные сцены, такие прелестные женские образы. Именно в 1620-е годы был создан один из самых пленительных образов Пуссена - «Спящая Венера» образ богини полон естественности и какой-то особой интимности чувства, кажется выхваченным прямо из жизни.
Драматической теме любви амазонки Эрминии к рыцарю-крестоносцу Танкреду посвящено полотно «Танкред и Эрминия» (1630-е годы), показывающее душевную приподнятость образа героини. Гликман А. С. Никола Пуссен. Л. - М., 1964. С. 14 - 18.
Итак, в первый, ранний свой период творчества уже четко определились основные черты творческого метода Николы Пуссена. Но эти классицистические черты еще очень живые, полны идеалистичной гармонии. Пуссен еще молод и у него выходят радостные, утопичные полотна, пленительные женские образы. Картины этого периода в меньшей степени связаны с разумом, чем последующие, в них больше уделяется места чувству.
Пик гения: гармония между разумом и чувством
В дальнейшем эмоциональный момент в творчестве Пуссена оказывается в большей мере связанным с организующим началом разума. в произведениях середины 1630-х годов художник достигает гармонического равновесия между разумом и чувством. Ведущее значение приобретает образ героического, совершенного человека как воплощение нравственного величия и духовной силы.
Пример глубоко философского раскрытия темы в творчестве Пуссена дают два варианта композиции «Аркадские пастухи» (между 1632 и 1635, Чезуорт, собрание герцога Девонширского и 1650, Лувр). Пуссен в идиллическом сюжете - мифе об Аркадии, стране безмятежного счастья - выразил глубокую идею быстротечности жизни и неизбежности смерти. В более раннем варианте сильнее выражено смятение пастухов, которые, неожиданно увидев гробницу в надписью: «И я был в Аркадии…», словно внезапно предстали перед лицом смерти, в более позднем они спокойны, воспринимая смерть как естественную закономерность.
Луврская картина «Вдохновение поэта» - пример того, как отвлеченная идея воплощается Пуссеном в глубоких, обладающих большой силой воздействия образах. В отличие от распространенных в 17 веке аллегорических композиций, образы которых объединены внешне-риторически, для этого полотна характерно внутреннее объединение образов общим строем чувств, идеей возвышенной красоты творчества. Там же. С. 32.
В процессе становления художественного и композиционного замысла живописных работ Пуссена большое значение имели его замечательные рисунки. Эти наброски сепией, выполненные с исключительной широтой и смелостью, основанные на сопоставлении пятен света и тени, играют подготовительную роль в превращении идеи произведения в законченное живописное целое. Живые и динамичные, они как бы отражают все богатство творческого воображения художника в его поисках композиционного ритма и эмоционального ключа, соответствующих идейному замыслу. Всеобщая теория искусства. Т. 4. Искусство XVII - XVIII веков. М., 1963. С. 197.
Это сравнительно маленький период творчества Пуссена, его пик. Он создает в эти годы блистательные шедевры, в которых разум и чувство, между которыми в классицизме всегда идет борьба, находятся в гармонии. Это гармоническое равновесие позволяет художнику показать человека как воплощение нравственного величия и духовной силы.
Значение искусства Пуссена для своего времени и последующих эпох огромно. Его истинными наследниками были не французские академисты второй половины 17 века, а представители классицизма 18 столетия, сумевшие в формах этого искусства выразить великие идеи своего времени.
«Его творения служили для наиболее благородных умов примерами, коим надо следовать, чтобы подняться на вершины, достигаемые немногими», - сказал о Пуссене Беллори.
Справедливость этой оценки подтверждается воздействием Пуссена на художников как французских, так и иностранных, как своего времени, так и последующих поколений, а также пережившим века интересом к художественному наследию этого замечательного мастера.
Во Франции произведения Пуссена поначалу возбуждали удивление и любопытство. Его первые картины, попавшие в руки парижских коллекционеров, воспринимались как «диковинки, редкости». Но вскоре знатоки и ценители искусства, а затем и художники поняли, какое огромное богатство, какая мощь заключены в его суровом искусстве.
Пуссен восполнил в отечественной живописи отсутствие уроков высокого итальянского Возрождения. Французские мастера, обращавшиеся к опыту итальянской художественной культуры, не вдохновлялись образцами подлинно классического стиля Леонардо и Рафаэля. Художники французского Возрождения заимствовали модные формы итальянского маньеризма, - «манерный» стиль школы Фонтенбло, по существу, был антитезой классического искусства.
Вошедшие в обычай у молодых французских художников 17 века поездки в Рим для завершения художественного образования немногое в этом смысле изменили. Из их числа лишь Пуссен и в какой-то мере Жак Стелла прониклись духом классического искусства. Большинство же остальных либо восприняло принципы декоративного барокко, либо отдало дань караваджизму. Что же касается тех, кто никогда не покидал пределов Франции, то они работали главным образом в традициях Второй школя Фонтенбло, а после возвращения на родину Вуэ усвоили его эклектический стиль, сочетавший элементы болонского академизма и декоративного барокко с венецианской манерой письма. Гликман А. С. Никола Пуссен. Л. - М., 1964. С. 91.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Пуссен Н. Вдохновение поэта. // Золотов Ю. Пуссен. М., 1988.
Пуссен Н. Великодушие Сципиона. // Золотов Ю. Пуссен. М., 1988.
Пуссен Н. Ринальдо и Армида. // Золотов Ю. Пуссен. М., 1988.
Пуссен Н. Суд Соломона. // Золотов Ю. Пуссен. М., 1988.
Пуссен Н. Танкред и Эрминия. // Золотов Ю. Пуссен. М., 1988.
Пуссен Н. Царство Флоры. // Всеобщая теория искусства. Т. 4. Искусство XVII - XVIII веков. М., 1963. С. 201.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Всеобщая теория искусства. Т. 4. Искусство XVII - XVIII веков. М., 1963.
Вольская В. Н. Пуссен. М., 1946.
Гликман А. С. Никола Пуссен.
Золотов Ю. Пуссен. М., 1988.
Итак, если бы не Пуссен, французская школа живописи прошла бы в своем развитии мимо высокой классики Возрождения.
ПРИМЕЧАНИЯ
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Алексеи литвин бастар д фанфан тюльпан |
Реферат | ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ 2 |
Реферат | Cause For Violent Protest Essay Research Paper |
Реферат | Система ціннісних орієнтацій сучасної молоді |
Реферат | Баланс его будова та структура задача |
Реферат | Концепции управления А. Файоля |
Реферат | Merchant Of Venice Essay Research Paper The |
Реферат | Электронная библиотека |
Реферат | Контрольная работапо Связью с общественностью |
Реферат | Основные понятия тетриметрии |
Реферат | Сущность паралингвистики |
Реферат | Фантастика и ее роль в романе М. Твена |
Реферат | Логистика запасов |
Реферат | Advantages and disadvantages of TV |
Реферат | Eastern Philosophy Essay Research Paper CHINESE PHILOSOPHY |