14
РОССИЙСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ТУРИЗМА
ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИНСТИТУТ ГОСТЕПРИИМСТВА
Кафедра естественных, гуманитарных и социальных наук
Реферат
__________________________________________
Наименование дисциплины
ТЕМА: Место и роль искусства в жизни общества
Выполнила: Ишбекова Е.И.
Форма обучения: заочная
Курс 1-ый группа _______
Проверил _________________
Ф. и. о. преподавателя
Г. Волоколамск 2008 год
Содержание
Введение
Цель данного реферата - суметь разобраться, в сущности, законах функционирования и общественной роли искусства, знакомство с которым является важнейшим условием духовного развития человека.
Формирование личности во всей многогранности её культурного развития, профессионализма, сознательной дисциплины, высокой нравственности является и целью культуры, и непременным условием культурного прогресса.
Искусство, как плод художественной деятельности, запечатлевает общий характер культуры, в которой оно создается и к которой принадлежит и целостно представляет.
Изучение искусства разных народов и разных эпох, при условии понимания его сущности, позволяет понять общий характер соответствующих культур.
В реферате сделана попытка определить место искусства в пространстве культуры, дать представление о видах искусства, природе художественного образа.
Глава 1. Искусство в пространстве культуры
Сущность художественной культуры заключается в том, что творец (профессионал, любитель, народный умелец) благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме. Художественная культура охватывает все население. Так, многие люди в молодости пишут стихи и музыку, рисуют, некоторые продолжают делать это на протяжении всей жизни. Но только то, что создано выдающимися мастерами своего дела в сфере художественной деятельности, хранится в веках как имеющее наивысшую ценность для общества и составляет искусство. Искусство - часть художественной культуры, ее вершина.
В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуют нечто третье, они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а взаимно отождествляются: так, стол как утилитарный, материальный предмет может быть выполнен из дерева, металла, пластика. Однако невозможно представить "Рабочего и колхозницу" В. Мухиной выполненной из дерева или собор святого Михаила Архангела в Нижегородском кремле созданным из бетона. Эту духовно-материальную целостность, нерасчлененность и называют художественностью. Это мышление в материале, посредством цвета, слова, звука, движения. Содержание, заключенное в произведении искусства, нельзя без потерь передать средствами другого вида искусства или просто по-другому "пересказать".
Необходимость и важность изучения искусства и его роли в жизни общества объясняется тем, что искусство как плод художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры (скажем, первобытной, средневековой и т.д.), в которой оно создается, к которой принадлежит и которую целостно представляет. Искусство имеет аналогичную культуре структуру, так как образно раскрывает то, что связывает культуру с природой, обществом и человеком. Таким образом, изучение искусства разных народов и разных эпох позволяет понять общий характер соответствующих культур.
Слово "искусство" многозначно. В качестве художественного творчества оно отграничено от искусства в более широком смысле этого слова (умение, мастерство, ремесло - мастерство плотника, врача и т.д.). Вернее было бы назвать искусством художественную деятельность и то, что является ее результатом - произведение.
Искусство имеет творческий характер. Творчество - это инициативная одухотворенная деятельность людей и их групп во имя сохранения и упрочения имеющихся ценностей, главное же - во имя их обогащения. Творческое начало присутствует едва ли не во всех формах деятельности людей - вплоть до повседневного общения. Но наиболее полно реализуются творческие импульсы и способности людей в сферах общественно значимой деятельности: научной, производственной, государственно-политической, философской и, конечно же, художественной. Не случайно искусство принято называть художественным творчеством.
1.1 Происхождение искусства
Проблема происхождения искусства остается открытой и актуальной по настоящее время. В современной науке наиболее обоснованным считается представление, что искусство возникает в первобытном обществе как социально обусловленный способ человеческой деятельности, с помощью которого люди стремились решать какие-то практические задачи своей жизни. Несомненно, важную роль в происхождении искусства сыграл труд (трудовая теория). Именно он предоставлял человеку материальные средства для воплощения своих идей: совершенствование рук, появление речи. Согласно археологическим данным, зарождение первобытного искусства происходит 45-40 тыс. лет назад, когда формируется вид Homo Sapiens.
Появление искусства связывают с магическими и мифологическими представлениями. Мифологические и магические образы были основным содержанием обрядовых действий, наскальной живописи, скульптуры. Ритуалы обеспечивали лучшую трудовую деятельность, удачную охоту. Люди рисовали, плясали, пели потому, что считали эти действия способствующими успеху в их повседневных делах, в их взаимоотношениях с природными силами.
Первобытное искусство было неразвитым и взаимодействовало в единстве с другими формами материальной и духовной деятельности. В нем сосуществовали мифологический, практический и игровой аспекты - живопись, музыка, слово, танец не разделялись; не было в древности и разделения между творцами и потребителями искусства. Постепенно искусство выделяется из этого единства как самостоятельная сфера духовной деятельности. В магических ритуалах древних людей, безусловно, присутствует игровое начало.
Искусство обладает огромной и благой силой воздействия на духовную жизнь личности, общества, человечества. Мыслители-романтики зачастую даже преувеличивали возможности и общественную роль художественной деятельности, ставили искусство над иными формами культуры, включая науку и философию.
Искусство, чья значимость для человечества огромна и уникальна, в то же время не нуждается в иерархическом возвышении над иными формами человеческой деятельности, оно находится в ряду равноправных ему граней культуры (наука, философия, мораль, политика, нравственно-практическое сознание, личностное общение и т.д.).
1.2 Искусство и иные формы культуры
Место, роль, значение искусства в разных социально-исторических ситуациях понималось по-разному. Часто бывало так, что искусство понималось как явление подчиненное, служебное: по отношению к государству (эстетика Платона), к религии и морали (средневековье как эпоха господства церкви), к данностям рассудка (рационализм классицизма и просвещения), к официальной политической идеологии (30-50-е гг. в СССР). Эти мнения односторонни и исторически исчерпаны. С течением времени становилось все яснее, что искусство обладает независимостью (пусть и относительной) от иных явлений общественной жизни, что оно имеет собственное предназначение.
Мыслители и художники эпохи романтизма говорили, что искусство обладает огромной и благой силой воздействия на духовную жизнь личности, общества, человечества. Мыслители-романтики зачастую даже преувеличивали возможности и общественную роль художественной деятельности, ставили искусство над иными формами культуры, включая науку и философию.
Безусловно, истина лежит посередине. Искусство, чья значимость для человечества огромна и уникальна, в то же время не нуждается в иерархическом возвышении над иными формами человеческой деятельности, оно находится в ряду равноправных ему граней культуры (наука, философия, мораль, политика, нравственно-практическое сознание, личностное общение и т.д.).
Так, искусство взаимодействует с политикой: все мы знаем времена жестокого контроля и цензуры в сфере искусства, господство в нем идеологических установок, диктуемых властью, что, безусловно, ограничивает либо сводит на нет свободу творца.
Существует точка зрения, которая провозглашает абсолютную автономность искусства от других сфер культуры (в особенности от политики, идеологии, социальной жизни). Она реализуется в лозунгах "чистое искусство" или "искусство для искусства".
Искусство и религия. Существуют целые периоды в истории, по отношению к которым можно говорить о полном подчинении искусства религиозному мировоззрению. Это искусство средних веков, буддистское и мусульманское искусство. У религиозного искусства свои черты: оно символично, канонично, чаще всего обезличено.
Характерным примером религиозного искусства и его особенностей является русская православная икона, при создании которой, как полагают верующие, рукой иконописца водит Бог. Это влечет за собой индифферентное отношение к конкретному автору произведения.
В иконописи органично реализовано стремление в земных образах, материальными средствами передать сверх реальное. Каждый тип иконы ("Богоматерь Одигитрия", "Преображение", "Благовещение" и др.) строится по сложившимся канонам, большинство из которых в России восходят к византийским образцам.
Иконописное произведение, в отличие от работы светского живописца, становится не отражением реального мира, а символом, знаком, посредством которого человек соприкасается с Богом. "Несхожесть" мира на иконе и мира реального - нарочитая, ведь икона - символ мира вечного, горнего.
Связь искусства и философии очень глубокая: искусство, как и философия, является самосознанием культуры. Мировоззрение, философия определенной эпохи отражаются в искусстве и символизируются им. Особенно это хорошо заметно в практике модернизма начала ХХ века. В России XIX века в литературных произведениях часто не только поднимались философские вопросы, но и формировались картина мира, философская система (так, например, можно говорить о философии Ф.М. Достоевского, которая запечатлена в его художественных произведениях).
Искусство и техника также взаимодействуют, что особенно ярко проявляется в наше время (примерами могут служить фотография, кино, телевидение, эстрада и т.д.) Так, театр сегодня - не только игра актеров и работа режиссера, но и световое, музыкальное оформление спектакля.
1.3 Природа художественного образа
Художественный образ - то новое, чего не было в природе. "В художественном произведении, - писал В. Короленко, - мы имеем мир, отраженный, преломленный, воспринятый человеческой душой. Важнейшей чертой художественного образа является то, что в нем выражается эмоционально-ценностное отношение к объекту. Знание об объекте служит в нем лишь фоном, на котором вырисовываются переживания, связанные с этим объектом.
Следовательно, с помощью изобразительно-выразительных средств автор должен не только поведать о событии, но внушить аудитории переживания, впечатления, связанные с ним, т.е. художественный образ создается при активном участии воображения. Воображение художника - не только психологический стимул его творчества, но и некая данность, присутствующая в произведении.
Другой важной чертой художественного образа является его условность. Но не фотографичность, не иллюзорность, не натурализм в изображении - первоочередные задачи художественного творчества. Гёте сказал, что если художник очень, похоже, нарисует пуделя, то можно порадоваться появлению еще одной собаки, но не произведения искусства.
Необходимо добавить, что художественные образы, созданные искусством, нередко становятся общепринятыми культурными символами, как, например: Гамлет, Отелло, Фауст, Обломов, Манилов и т.д.
1.4 Виды искусства
Разграничение видов искусства осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений. Гегель выделил и охарактеризовал пять так называемых великих искусств. Это архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. Наряду с ними существуют танец и пантомима (искусства телодвижения), а также постановочная режиссура - искусство создания цепи мизансцен (в театре) и кадров (в кино): здесь материальным носителем образности являются сменяющие друг друга во времени пространственные композиции.
Архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись и графика относятся к искусствам пространственным. Все они оперируют объемно-пластическими материалами в трехмерном или двухмерном пространстве. Их также называют пластическими искусствами. Между собой они различаются знаковой природой.
Архитектонические искусства (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн) ничего конкретно не изображают; художественный образ строится в них неизобразительным путем. Мысли, чувства, настроения людей, следовательно, они передают косвенным, ассоциативным путем.
Скульптура, живопись и графика являются изобразительными искусствами, в них принцип создания художественной формы строится на изображении (с помощью линий, красочного пятна, объема и т.д.) Важно: они изображают не впечатления от предметов (как, например, литература), а подобия самих предметов в их зримом бытии.
Архитектура в большей степени, чем другие искусства, связана с утилитарными формами деятельности людей. Хорошо известно определение сущности зодчества: прочность, польза и красота. Эта истина остается незыблемой по сей день.
Скульптура- вид изобразительного искусства, произведения которого объемны, имеют трехмерную форму. С древних времен сама деятельность скульптора осознавалась как акт творения, подобный библейскому. В творчестве скульптора мысль не разобщается с материалом, порождая образ как сотворенную пространственную реальность.
Живопись - один из основных и древнейших видов изобразительного искусства. Наиболее полное развитие она получила с распространением техники масляной живописи (XV в). Сфера живописи по сравнению со скульптурой, несомненно, более широка. Она не ограничена только художественным изображением живых существ, в ее силах передать почти любые явления, почти весь видимый мир. На холсте можно запечатлеть и масштабное сражение, и закат над озером, и взгляд, полный радости.
Графика из всех видов изобразительного искусства наиболее парадоксальна. С одной стороны, этот вид искусства очень демократичен. С произведениями графического искусства мы встречаемся буквально на каждом шагу (книги, афиши, газеты, объявления, упаковки и пр) Но в то же время это наиболее массовое искусство является элитарным, так как очень немногие знатоки понимают графику, разбираются в ней и умеют ценить ее.
Обычно, говоря о графике, указывают на то, что это искусство черного и белого (черная линия на белой поверхности). Но в то же время можно сказать о том, что в какой-то книге яркие, многоцветные иллюстрации.
Временные искусства в системе художественной культуры - литература и музыка, те виды искусства, произведения которых развертываются во времени.
Искусство слова - практически всемогуще по своим изобразительным и выразительным возможностям, тогда как живопись и музыка односторонне отражают зримый и слышимый аспект бытия. Поскольку язык является основным средством общения людей, литература кажется самым простым и общедоступным видом искусства.
Слово не исчерпывает образа, оно служит лишь материальным основанием, за которым скрывается словесно-образный смысл. При помощи слова можно воссоздать не только зрительно воспринимаемую реальность, но и то, что доступно другим органам чувств - слуху, осязанию, обонянию. С помощью слова можно передать эмоциональное, интеллектуальное состояние человека.
Традиционно в литературе выделяют три рода: эпический, лирический и драматический.
Музыка - вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых проследований. Музыка - специфическая разновидность звуковой деятельности людей. С другими разновидностями, например с речью, ее объединяет способность выражать мысли, эмоции и волевые процессы человека в слышимой форме и служить средством общения людей и управления их поведением.
Кроме перечисленных видов искусства, выделяют также зрелищные искусства в системе художественной культуры. Это пантомима и танец, цирк и театр, кино и эстрада. Их художественный материал предметен, включен в пространственную среду и работает только в этой среде. Но при этом он не статичен, а живет во времени, развивается, трансформируется, видоизменяется. Существуя в пространстве сцены, арены, экрана, эти искусства, в то же время, представлены на обозрение публики, ориентированы на визуальное восприятие, что позволяет их назвать также зрелищными искусствами.
Зрелищные искусства - синтетичные по своей природе. В них соединяются как противоположные, так и близкие по своим характеристикам искусства. Так, например, театр объединяет на сцене искусство слова и пантомиму; кроме того, актерское мастерство на сцене окружено и поддержано архитектурой, музыкой, живописью.
Глава 2. Искусство как создание эстетических ценностей
2.1 Эстетические ценности, их роль в жизни человека и общества
Искусство выполняет целый ряд функций, разные исследователи насчитывают их до десяти-двадцати. И все же важнейшей, специфической функцией искусства является художественная, которая заключается в его способности целостного конкретно-чувственного отображения жизни и целостного же влияния на духовный мир человека. Искусство - прежде всего явление эстетическое. Его сфера - создание творческим усилием человека произведения, предназначенного для эстетического восприятия, для восприятия прекрасного.
Искусство имеет непосредственное отношение к созданию, накоплению, передаче ценностей, ценностей не материальных, но духовных. Ценность - нечто обладающее позитивной значимостью. Это может быть реально существующий предмет либо метафизическое начало, мыслимое и воображаемое.
Ценности играют в жизни людей роль ориентиров. Представления о ценностях исторически изменчивы. В европейской античности, например, высшими благами почитались красота, соразмерность, истина, в христианском мире - вера, надежда, любовь. В эпоху рационализма статус высшей ценности приобретает разум.
Мы учимся у искусства вечным ценностям, благодаря чему искусство воспитывает нашу нравственность. Оно ориентируется и ориентирует на них, постигает и освещает реальность в соотнесении с ними. Художественные ценности - способны оказывать возвышающее воздействие на чувства, волю и разум людей. Это совершенные творения искусства, необходимые каждому из нас для полноценного духовного бытия, успешной деятельности людей в разных сферах.
Духовное освоение произведений искусства - одна из высших человеческих потребностей. Художественная потребность присуща всем людям, достигшим уровня сознательного бытия. Однако художник в высшей степени одарен такой потребностью.
Эстетический опыт человечества, богатый и разнообразный на сегодня, формировался на протяжении тысячелетий.
Значение эстетического в жизни и каждого человека, и человечества в целом огромно. Эстетические эмоции в состоянии приобретать масштабность и знаменовать некие взлеты духа, звездные миги в истории человечества.
Благодаря эстетическим переживаниям упрочивается единение людей с благими и универсальными началами бытия. Эстетические эмоции дают человеку возможность обретения духовной свободы.Ф. Шиллер утверждал, что красота открывает человеку путь к совершенству и гармонии, к согласию чувственных и духовных сил.
2.2 Модернизм и постмодернизм в искусстве ХХ века
В начале ХХ века в мире произошла эстетическая революция, связь которой с социальными потрясениями того времени очевидна. Классическая изобразительная система перестала работать там, где сама картина мира лишилась ясных очертаний. Изменилась идеология, образ жизни людей, ее ритм. Научно-технический прогресс также неузнаваемо преображает человеческое общество. В начале столетия возникает массовое стандартизированное производство, вкусы и предпочтения людей все больше меняются, что в итоге приводит к распространению массовой культуры и массового искусства. На историческую сцену выходят массовый потребитель, массовое сознание, массовая культура.
Итак, в ХХ в. характер художественного творчества радикально меняется, и это, прежде всего, связано с практикой модернизма (авангардизма) и постмодернизма. Искусство предшествующего времени воспринималось как деятельность чрезвычайно серьезная. Оно претендовало не менее как на миссию спасителя рода человеческого (что особенно ярко проявилось в эстетических воззрениях романтиков). Современное искусство, с одной стороны, ощущает бесструктурность и невыразимость современных реалий, с другой - остается неодолимым желание художника встать над схваткой, превратить хаос в порядок.
Модернизм строился на отрицании предшествующего искусства, но одновременно являлся броском в будущее, вырабатывал адекватный художественный облик эпохи. Это была "переработка современностью собственного смысла".
Модернизм связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности. Художники-модернисты (авангардисты) экспериментируют с художественным материалом, создают новые стиль, язык, содержание в изобразительном искусстве.
Искусство ХХ века все более усложняется. Отсутствие устойчивых стилевых течений (таких как классицизм, романтизм и т.д. в предшествующие эпохи), заметное с начала ХХ века, нередко делает весьма проблематичным сам процесс художественного контакта.
Рост образованности населения привел к вторжению масс в искусство, в результате чего в ХХ столетии произведения стали ориентироваться на определенные слои потребителей - на высоко эрудированную элиту и не слишком грамотную массовую аудиторию. Так получают распространение элитарная и массовая культура (соответственно, высокое и массовое искусство).
Разделение культуры на культуру для всех и культуру для избранных существовало издавна. Жрецы и шаманы уже в древние времена составляли культурную элиту. Когда возникла письменность, появилась грань между культурой образованных людей и народной культурой (фольклором).
Народная культура и народное искусство отражают высшие духовные, эмоционально пережитые и закрепленные в чувствах и вкусах состояния человека и его удовлетворенность и неудовлетворенность миром, устремление к гармонизации отношений с ним, воплощает идеальные представления масс. Именно в народной культуре формируются представление о добре и зле, о герое и злодее, о прекрасном и ужасном и т.д.
Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку, литературу. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей - высокообразованная часть общества (критики, литераторы, постоянные посетители музеев, театралы, художники и т.д.), то есть специалисты в какой-либо области высокой культуры.
Классическое, высокое или элитарное искусство, как показало время, является тем фундаментом, на котором создаются, и будут создаваться ценности, пополняющие духовный арсенал человечества.
В отличие от элитарной культуры, требующей серьезной интеллектуальной и духовной готовности для ее освоения, массовая культура воспринимается как не требующее усилий, естественное явление, над которым не надо ломать голову и испытывать эмоциональное потрясение.
Массовое искусство бесконечно тиражирует суррогаты и подделки, что притупляет вкус публики. В качестве примеров массового искусства можно привести эстраду, клиповую культуру, индустрию моды, определенные жанры кино - и телеискусства (мелодрама, боевик и пр)
Массовая культура была, есть и будет всегда. Объем информации, содержащийся в современной культуре, необъятен. Глубокие по содержанию произведения часто сложны для восприятия и требуют для освоения значительных усилий, эмоциональных и интеллектуальных. Чрезвычайно сложным стало и современное искусство.
Конечно, высокое и массовое искусство ориентируются на преимущественное удовлетворение разных потребностей людей. Так, массовое искусство направлено, прежде всего, на удовлетворение рекреативной и компенсаторной потребностей при безусловной реализации отдельными его произведениями и других функций, тогда как высокое искусство - хранилище эстетических ценностей, созданных человечеством, - является источником удовлетворения самого широкого круга людских потребностей (познавательной, воспитательной, социальной и т.д.).
Заключение
Таким образом, искусство нельзя считать необязательным приложением к более насущным благам и потребностям людей. Оно играет огромную роль в жизни человеческого общества, обеспечивая создание, накопление и трансляцию духовного опыта и эстетических ценностей от поколения к поколению, от человека к человеку, от культуры к культуре. Искусство является своеобразным зеркалом и самосознанием любой культуры, в котором отражаются ее сущностные черты. Осваивая произведения искусства, человек социализируется, познает мир, его прошлое, настоящее и будущее, научается постигать эмоционально-интеллектуальный мир другого. Потребность в искусстве никогда не покидает человека; даже в самые тяжелые исторические моменты он испытывает ее. Отказ от художественной деятельности способен вернуть человека в первобытное состояние, пренебрежение к высокой культуре и ее ценностям может привести и приводит к падению нравственности и, как следствие, разгулу преступности, наркомании и т.п. явлениям. И культурная политика любого государства должна обеспечивать поддержку высокого искусства, которое в условиях рынка переживает далеко не лучшие времена.
Список литературы
1. М.Г. Балонова - Искусство и его роль в жизни общества, (учебное пособие), Нижний Новгород, 2007
2. Е.Г. Борисова - Культура, ее значение в жизни человека и общества, Ульяновск, 2004
3. Советский энциклопедический словарь, изд.3, М. 1985
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |