Реферат по предмету "История техники"


Роль науки и техники в истории человечества

Запарий В. В., Нефедов С. А.
История науки и техники. Екатеринбург
Длялюдей нашего времени очевидно, что наука и техника играют в современномобществе главную, решающую роль. Однако так было далеко не всегда. Древниегреки, при всей своей любви к философии, смотрели на ремесло механика, как назанятие простолюдинов, не достойное истинного ученого. Появившиеся позжемировые религии поначалу вообще отвергали науку. Один из отцов христианскойцеркви, Тертуллиан, утверждал, что после Евангелия ни в каком ином знании нетнеобходимости. Подобным образом рассуждали и мусульмане. Когда арабы захватилиАлександрию, они сожгли знаменитую Александрийскую библиотеку — халиф Омарзаявил, что раз есть Коран, то нет нужды в других книгах. Эта догмагосподствовала вплоть до начала Нового времени. В XVII веке, в эпохувозрождения знаний, инквизиция преследовала Галилея и сожгла на костре ДжорданоБруно. Изобретатели новых механизмов тоже подвергались гонениям; к примеру, в1579 году в Данциге был казнен механик, создавший лентоткацкий станок. Причинойрасправы было опасение муниципалитета, что это изобретение вызовет безработицусреди ткачей. Понимание роли науки пришло лишь в эпоху Просвещения, когдаЖан-Батист Кольбер, знаменитый министр Людовика XIV, создал первую Академию. Сэтого момента наука стала получать организационную и финансовую поддержкугосударства.
Первымдостижением новой науки было открытие законов механики – в том числе законавсемирного тяготения. Эти достижения вызвали восторг в обществе; Вольтернаписал книгу о Ньютоне и посвятил поэму “героям-физикам”, “новым аргонавтам”науки. Философы XVIII века — Э. Б. Кондильяк, А. В. Тюрго, Ж. А. Кондорсе — воспеваликульт Разума и создали “теорию прогресса”; до этого времени никто не знал, чтотакое “прогресс”. В начале XIX века «теория прогресса» породила позитивизм –философию науки; эта философия утверждала, что все явления и процессыподчиняются законам, подобным законам механики, что эти законы вот-вот будутоткрыты, что прогресс науки решит все проблемы человечества. Действительно, промышленнаяреволюция резко изменила жизнь людей, на смену традиционному укладу сельскойжизни пришло новое промышленное общество; удивительные открытия и изобретенияследовали одно за другим, и мир стремительно менялся на глазах одногопоколения. Вслед за «индустриальным обществом» родилось «постиндустриальное», азатем «технотронное» общество – и теперь трудно даже представить, куда заведетчеловечество технический прогресс и что нас ждет в обозримом будущем.
Такимобразом, история человечества делится на два неравных периода, первый период –это общество до промышленной революции, «традиционное общество». Второй период– это период после промышленной революции, «индустриальное общество». В«индустриальном обществе» роль науки и техники более очевидна, чем в традиционном,однако в действительности развитие традиционного общества, в конечном счете, такжеопределялось развитием техники.
Рольтехники в истории человечества изучается в рамках группы социологических теорий,которые носят общее название диффузионизма. Наиболее популярной в диффузионизмеявляется так называемая «теория культурных кругов». Создателем этой теорииявляется немецкий историк и этнограф Фриц Гребнер, в 1911 г. систематизировавший элементы своего научного подхода в книге «Метод в этнологии». Ф. Гребнерсчитал, что сходные явления в культуре различных народов объясняютсяпроисхождением этих явлений из одного центра. Последователи Гребнера полагают, чтоважнейшие элементы человеческой культуры появляются лишь однажды и лишь в одномместе в результате великих, фундаментальных открытий. В общем смысле, фундаментальныеоткрытия — это открытия, позволяющие расширить экологическую нишу этноса. Этомогут быть открытия в области производства пищи, например, доместикациярастений, позволяющая увеличить плотность населения в десятки и сотни раз. Этоможет быть новое оружие, позволяющее раздвинуть границы обитания за счетсоседей. Эффект этих открытий таков, что они дают народу-первооткрывателюрешающее преимущество перед другими народами. Используя эти преимущества, народ,избранный богом, начинает расселяться из мест своего обитания, захватывать иосваивать новые территории. Прежние обитатели этих территорий либо истребляются,либо вытесняются пришельцами, либо подчиняются им и перенимают их культуру.Народы, находящиеся перед фронтом наступления, в свою очередь, стремятсяперенять оружие пришельцев – происходит диффузия фундаментальных элементовкультуры, они распространяются во все стороны, очерчивая культурный круг, областьраспространения того или иного фундаментального открытия.
Теориякультурных кругов в наше время является рабочим инструментом для этнографов иархеологов; она позволяет реконструировать реалии прошлого и находить истокикультурных взаимосвязей. Для историков она представляет метод философскогоосмысления событий, метод, позволяющий выделить суть происходящего. К примеру, долгоевремя оставались загадочными причины массовых миграций арийских народов вXVIII-XVI веках до н. э. – в это время арии заняли часть Индии и Ирана, прорвалисьна Ближний Восток, и, по мнению некоторых исследователей, достигли Китая. Лишьсравнительно недавно благодаря открытиям российских археологов стало ясно, чтопервопричиной этой грандиозной волны нашествий было изобретение боевойколесницы – точнее, создание конной запряжки и освоение тактики боевогоиспользования колесниц. Боевая колесница была фундаментальным открытием ариев, аих миграции из Великой Степи – это было распространение культурного круга, археологическификсируемого как область захоронений с конями и колесницами. Другой примерфундаментального открытия – освоение металлургии железа. Как известно, методыхолодной ковки железа были освоены горцами Малой Азии в XIV веке до н. э. –однако это открытие долгое время никак не сказывалось на жизни древневосточныхобществ. Лишь в середине VIII века ассирийский царь Тиглатпаласар III создалтактику использования железа в военных целях – он создал вооруженный железнымимечами «царский полк». Это было фундаментальное открытие, за которым последовалаволна ассирийских завоеваний и создание великой Ассирийской державы – новогокультурного круга, компонентами которого были не только железные мечи ирегулярная армия, но и все ассирийские традиции, в том числе и самодержавнаявласть царей. Ассирийская держава погибла в конце VII века до н. э. врезультате нашествия мидян и скифов. Скифы были первым народом, научившимсястрелять на скаку из лука и передавшим конную тактику мидянам и персам.Появление кавалерии было новым фундаментальным открытием, вызвавшим волнузавоеваний, результатом которой было рождение Мировой Персидской державы.Персов сменили македоняне, создавшие македонскую фалангу – новое оружие, противкоторого оказалась бессильна конница персов. Фаланга воочию продемонстрировала,что такое фундаментальное открытие – до тех пор мало кому известныймалочисленный народ внезапно вырвался на арену истории, покорив половину Азии.Завоевания Александра Македонского породили культурный круг, который называютэллинистической цивилизацией – на остриях своих сарисс македоняне разнеслигреческую культуру по всему Ближнему Востоку. В начале П века до н.э.македонская фаланга была разгромлена римскими легионами – римляне создалиманевренную тактику полевых сражений; это было новое фундаментальное открытие, котороесделало Рим господином Средиземноморья. Победы легионов, в конечном счете, породилиновый культурный круг – тот мир, который называли рах Pomana.
Такимобразом, культурно-историческая школа представляет историю как динамичнуюкартину распространения культурных кругов, порождаемых происходящими в разныхстранах фундаментальными открытиями. По существу речь идет о технологическойинтерпретации исторического процесса, о том, что исторические событияопределяются ни чем иным, как развитием техники и технологии – и в особенностивоенной техники.
Война– это великое дело для государства, — писал великий китайский философ иполководец Сунь-цзы. – Война – это корень жизни и смерти, это путьсуществования и гибели. Это нужно понять.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.gumer.info/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сон, його значення в житті людини. Гігієна сну
Реферат 660055, г. Красноярск, ул
Реферат Physican Assisted Suicide Essay Research Paper Physicianassisted
Реферат Выполнение расчетов, разработка баз данных и оформление технической документации с использованием табличных и текстовых процессоров
Реферат Теоретические школы изучения европейской интеграции: причины зарождения и механизмы развития
Реферат Общий канал сигнализации №7
Реферат П. Я. Григорьев "Холодные блюда и закуски"
Реферат Females Are Trying To Combat Essay Research
Реферат Мастерство писателя Бунин
Реферат Капитал и прибыль
Реферат Статистические данные о социально-экономических явлениях и процессах
Реферат Налоговый кредит
Реферат АИС
Реферат Планирование действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и при режиме чрезвычайной ситуации
Реферат Особливості фінансування видатків на соціальний захист населення і соціальну сферу в ринкових