Подводные лодки типа «Карп»
24мая 1904 г. с фирмой Ф. Круппа был подписан контракт на постройку 3-х подводныхлодок типа «Е». Эти подводные лодки строились под заводскими номерами109, 110, 111. Учитывая новизну конструкции в контракте не предусматривалисьсанкции за невыполнение условий договора. Испытания первой подводной лодкидолжны были начаться 10 января 1905 г., второй и третьей — в феврале и мартетого же года. Затем подводные лодки должны были быть разобраны, перевезены пожелезной дороге в Россию и там вновь собраны.
Вавгусте 1905 г. Россия отказалась от железнодорожной доставки подводных лодок ипредложила перегнать их в Либаву морем. Изготовление лодок задержалось, испытанияначались только в августе 1905 г. и завершились летом 1907 г. в Киле. Во времяпостройки возникло много недоразумений между заводом и представителями ВМФРоссии, особенно упрекавших фирму Круппа в нежелании внести те изменения,которые уже осуществлялись на подводной лодке «U-1» Фирма Ф. Круппа,ссылаясь на условия контракта, отказывалась принимать требования русскихморяков и несмотря на ряд замечаний, приемная комиссия под руководством М.Н.Беклемишева была вынуждена принять подводные лодки в казну.
Подводныелодки типа «Карп» относились к полуторакорпусному типу. Прочныйкорпус был разделен поперечными переборками на 7 отсеков, которые былисоединены между собой болтами. Второй и шестой отсеки были оборудованы входнымилюками. Над четвертым отсеком размещалась прочная рубка, также имевшая входнойлюк. По отношению к прочному корпусу рубка не была герметизирована, непроверялись на герметичность и отсеки прочного корпуса. В нижней части прочногокорпуса размещалось четыре откидных киля, конструкция отдачи которых оказаласьочень несовершенной.
Вверхней части корпуса во всю длину лодки размещалась надстройка, носоваяоконечность которой имела характерную приподнятую форму, в кормовой частинадстройки размещалось ограждение газовыхлопной трубы, напоминающее небольшуюрубку; для вентиляции внутриотсечного воздуха и обеспечения работыкеросиномоторов в носовой и кормовой частях были предусмотрены заваливающиесявентиляционные трубы. В надстройке размещались запасы топлива и масла и баллонывоздуха высокого давления.
Системапогружения-всплытия состояла из шести балластных цистерн внутри прочногокорпуса и семи в легком, 3 из которых в носовой части, 2 — в кормовой и 2 — вмежбортном пространстве. Внутренние цистерны располагались в нижней частипрочного корпуса в районе аккумуляторных отсеков и были легкими, что исключалоих продувание воздухом высокого давления и они осушались помпами.
Позднее,уже на Черном море, в 1909 г. за счет снятия 12 аккумуляторов одну извнутренних цистерн переделали под цистерну высокого давления, что существенноповысило безопасность лодок. Эта переделка была выполнена на подлодках«Карп» и «Карась». Наружные цистерны заполнялись самотеком,а продувались воздухом. Однако, время заполнения цистерн было большим и уже вРоссии систему заполнения пришлось переделывать, менять арматуру. Длядифферентовки была предусмотрена всего одна носовая дифферентовочная цистерна,что приводило к ряду неудобств при эксплуатации. Для увеличения плавучестисвободное пространство между легким и прочным корпусами заполнялось пробкой,которая в процессе эксплуатации набухала, ее удельный вес становилсясущественно больше расчетного значения, в результате чего лодка приобреталаотрицательную плавучесть.
Несовершеннабыла и электромеханическая установка — аккумуляторная батарея не былаоборудована системой вентиляции, в качестве главных двигателей надводного ходабыли применены керосиномоторы. Характерной особенностью, от которой фирмаотказалась при строительстве немецких лодок, было наклонное размещениеторпедного аппарата. ***«Карп»
Заложена в мае-июне 1904 г. в Киле под заводским номером109. Заводские испытания начались в августе 1905 г. и из-за отсутствиякеросиномоторов надводного хода проводились только под электромоторами.Испытания выявили ряд существенных конструктивных недостатков, требующихбольшого объема достроечных работ на стапеле — увеличение объема топливныхцистерн, усовершенствование системы погружения-всплытия, увеличение диаметравходного люка, доработка рулевого устройства и т.д.
Работы по достройке велись вяло, так как фирма ожидаларезультатов испытаний подводной лодки № 110, («Карась»), на которойбыло решено установить первые поставленные керосиномоторы. В конце 1906 — начале 1907 гг. подлодка № 109 получила наименование «Карп».Приемо-сдаточные испытания проводились комиссией под председательством капитана1 ранга М.Н. Беклемишева в период мая-июня 1907 г.
1 августа подводная лодка «Карп» была принята вказну при условии устранения за счет фирмы многочисленных (около 60) замечанийуже в России. В период с 16 по 23 августа проводились практические выходы дляобучения личного состава подводной лодки «Карп» и старшихспециалистов подлодок «Карась» и «Камбала». 19 сентября1907 г. граждане немецкого города Экенферда вручили подводной лодке«Карп» памятный шелковый флаг. В конце лета 1907 г. «Карп»совместно с подлодками «Карась» и «Камбала» своим ходомперешел из Киля в Либаву и вошел в состав Учебного отряда подводного плавания.26 апреля 1908 г. «Карп» по железной дороге был отправлен вСевастополь.
Использовалась наманеврах флота в 1908 г., что позволило выявить ряд дополнительныхэксплуатационных недостатков — заливание водой рубки и попадание воды ваккумуляторное отделение, выплескивание кислоты из аккумуляторов на качке, попаданиеводы в керосиновую систему, приводившее к остановке керосиномоторов и т.д. Дляустранения этих недостатков, а также для переделки одной из цистерн главногобалласта, расположенной внутри прочного корпуса, в цистерну высокого давлениядля обеспечения ее продувания воздухом высокого давления и установкидополнительно 2-х торпедных аппаратов Джевецкого лодка была поставлена времонт. К началу 1-й мировой войны лодка находилась в строю, но представляламалую тактическую ценность. В декабре 1916 г. лодка была признана непригодной кдальнейшей службе и 19 февраля 1917 г. была исключена из состава Черноморскогофлота. 3 мая 1917 г. лодка была сдана в порт. В апреле 1919 г.англо-французские войска, покидая Севастополь, затопили «Карп». В1925 г. лодка была обнаружена в Северной бухте Севастополя на глубине 17 м. 25марта 1926 г. с целью очистки бухты «Карп» был поднят и сдан наметаллолом.
Тактико-технические элементыДлина, м 39,9 Ширина, м 3,14 Осадка, м 2,61 Водоизмещение надводное/подводное, т 205 / 236 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х200 / 2х200 Скорость надводного/подводного хода, узл. 10,0 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 825 / 27 Глубина погружения, м 30
ВооружениеТорпеда в носовом трубчатом аппарате 1 Запасные торпеды 2
Торпеды в наружных решетчатых аппаратахДжевецкого (установлены в России в 1909 г.)
***
«Камбала»
Заложенав мае-июне 1904 г. в Киле под № 111. Спущена на воду в середине 1906 г.Приемо-сдаточные испытания проводились комиссией под председательством капитана1 ранга Беклемишева М.Н. в период мая-августа 1907 г. 8 сентября 1907 г. ПЛ«Камбала» была принята в казну при условии устранения выявленных наиспытаниях замечаний за счет фирмы уже в России. 19 сентября 1907 г. гражданенемецкого города Экенферда вручили ПЛ «Камбала» шелковый памятныйфлаг. 21 сентября 1907 г., возвращаясь из очередного пробного выхода, вКильской бухте лодка столкнулась с немецким каботажным пароходом, в результатечего свернула носовую оконечность. В конце лета 1907 г. ПЛ «Камбала»своим ходом перешла в Либаву, где вошла в состав Учебного отряда подводногоплавания.
22апреля 1908 г. ПЛ «Камбала» отправили по железной дороге вСевастополь, ще она была зачислена в Учебный отряд подводного плавания Черноморскогофлота. Принимала участие в маневрах Черноморского флага летом 1908 г.,отрабатывала тактику торпедных атак, в том числе и в ночное время. Во времяодной из таких учебных атак в 1909 г. была протаранена броненосцем«Ростислав» и погибла. В докладе морскому министру по этому поводусообщалось: «29 сего мая, 11 ч. 30 мин. ночи черноморский отряд, входя безогней в Севастополь, на створе Инкерманских маяков был атакован подводнойлодкой „Камбала“. Пройдя по левому борту флагманского корабля»Пантелеймон" контркурсом в полуподводном состоянии в расстоянииполукабельтова, лодка вдруг переложила право на борт и попала под таран корабля«Ростислав».
Помощниккомандира мичман Тучков, заведующий отрядом подводного плавания капитан 2 рангаБелкин, кондуктор Сальников и 17 нижних чинов погибли вместе с лодкой на28-саженной глубине". Командир подводной лодки лейтенант Аквилонов,находившийся на мостике, был спасен. Возможными причинами гибели лодки были — необходимость подхода лодки как можно ближе к атакуемому кораблю, посколькувероятность попадания одной торпедой с дальних дистанций была очень малой, иошибочные действия командира при управлении лодкой.
Всоответствии со статьей 886 Морского устава «при команде „праворуля“ корабль катится влево, при команде же „лево руля“ — корабль катится вправо. Это правило вошло в устав с времен, когда для поворотакорабля вправо румпель руля перекладывался на левый борт и наоборот.Следственная комиссия отмечала, что свидетели находившиеся на „Ростиславе“,отчетливо слышали команду, данную командиром лодки — »право руля, полныйход". Аквилонов либо пытался проскочить перед носом«Ростислава», либо оговорился. Суд приговорил Аквилонова к 6 месяцамзаключения в крепости.
Дляобследования и проведения работ по подъему лодки сразу были привлечены штатныеводолазы кораблей, не обладавшие достаточной подготовкой для работ на такойглубине. Обследование показало, что лодка сразу за боевой рубкой перерезана надве части, лежащие на глубине 58 метров на расстоянии 32 метров друг от друга.Было принято решение отбуксировать обе части на более мелкое место, для чего наних были заведены стропы.
Однако,после гибели одного водолаза от кессонной болезни, эти работы были прекращеныдо прибытия подготовленных специалистов из Кронштадтской водолазной школы,силами которых в 1909 г. и была поднята носовая часть ПЛ «Камбала».Кормовая часть осталась на грунте. Из списков судов флота ПЛ«Камбала» исключена 17.01.1911 г.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 39,9 Ширина, м 3,14 Осадка, м 2,61 Водоизмещение надводное/подводное, т 205 / 236 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х200 / 2х200 Скорость надводного/подводного хода, узл. 10,0 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 825 / 27 Глубина погружения, м 30
ВооружениеТорпеда в носовом трубчатом аппарате 1 Запасные торпеды 2 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого (установлены в России в 1909 г.) 2
***
«Карась»
Заложенав мае-июле 1904 г. в Киле под № 110. Спущена на воду 30 мая 1906 г. Заводскиеиспытания начались 12 июня 1906 г. и продолжались до сентября. Дополнительно кутвержденной программе испытаний 12 сентября была проведена возможностьстрельбы из торпедного аппарата, результаты были признаны «безусловнохорошими», хотя на строящейся одновременно немецкой лодке такого же типаТА были установлены не наклонно к основной линии, а горизонтально. Проверкаработы керосиномоторов выявила неправильное размещение отводных патрубковотработанных газов, в результате чего в отсеке настолько повышаласьтемпература, что управление двигателем становилось невозможным. Патрубкипришлось перемонтировать.
Кприемо-сдаточным испытаниям ПЛ № 110 была предъявлена 2 ноября 1906 г. В конце1906 — начале 1907 гг. ПЛ № 110 было присвоено наименование «Карась».Приемо-сдаточные испытания проводились комиссией под председательством капитана1 ранга Беклемишева М.Н. в период мая-августа 1907 г. В казну ПЛ«Карась» была принята 10 сентября 1907 г. с условием устранениявыявленных замечаний за счет фирмы уже в России. 19 сентября 1907 г. гражданенемецкого города Экенферда вручили ПЛ «Карась» шелковый памятныйфлаг. В конце лета 1907 г. ПЛ «Карась» своим ходом перешла из Киля вЛибаву и вошла в состав Учебного отряда подводного плавания.
23октября 1907 г. во время одного из выходов в море произошла авария. Закончивдифферентовку в районе Либавских входных буев, лодка вышла в море и пыталасьпогрузиться. При заполнении цистерн главного балласта неожиданно образовалсядифферент на корму до 6 град. Попытка устранить дифферент за счет хода иперекладки горизонтальных рулей на погружение положительного результата недала.
Послеприема воды из-за борта в дифферентную цистерну, расположенную в носовой части,лодка получила отрицательную плавучесть и легла на грунт на глубине около 30метров. Положение оказалось критическим — внутренние балластные цистерны небыли рассчитаны на продувание воздухом, при продувке наружных балластныхцистерн воздух неожиданно отравился внутрь лодки через предохранительный клапанна магистрали аварийного продувания, помпы для откачки воды из внутреннихцистерн на такой глубине не работали. Дали ход электродвигателем и переложилигоризонтальные рули на всплытие, но лодка лишь поползла по грунту,переместившись на глубину около 27 м. Было принято решение отдать откидныекили. Однако, всплыть лодке удалось после получасового раскачивания путемперебегания личного состава с борта на борт.
Приобследовании после всплытия выяснилось, что дифферент образовался из-запопадания воды в керосиномоторы через незакрытый газоотводной клапан, спускнойже краник был открыт, но оказался забитым грязью и воду не пропускал. Врезультате аварии были сломаны лопасти правого гребного винта и погнута лопастьлевого винта, три аккумулятора были сдвинуты с места и дали трещины, утеряны 3откидных киля, повреждена одна цистерна главного балласта, сорвано 20 заклепок.22 апреля 1908 г. ПЛ «Карась» была отправлена по железной дороге вСевастополь. В течение 1908 г. на лодке проводились сборочные и ремонтные работы.
Позднеена ПЛ «Карась» (как и на ПЛ «Карп») одна из цистернглавного балласта внутри прочного корпуса была переделана в цистерну высокогодавления для обеспечения ее продувания воздухом высокого давления идополнительно установлены 2 ТА Джевецкого. К началу 1-й мировой войны лодканаходилась в строю, но представляла малую тактическую ценность. В декабре 1916г. лодка была признана негодной к дальнейшей службе и 19 февраля 1917 г. былаисключена из состава Черноморского флота. 3 мая 1917 г. лодка была сдана в порт.В апреле 1919 г. англо-французские войска, покидая Севастополь, вывели ПЛ«Карась» на внешний рейд и затопили.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 39,9 Ширина, м 3,14 Осадка, м 2,61 Водоизмещение надводное/подводное, т 205 / 236 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х200 / 2х200 Скорость надводного/подводного хода, узл. 10,0 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 825 / 27 Глубина погружения, м 30
ВооружениеТорпеда в носовом трубчатом аппарате 1 Запасные торпеды 2 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого (установлены в России в 1909 г.)
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.navy.ru/