«Я была тогда с моим народом»А.Ахматова
Зловещеездание следственного изолятора Кресты знакомо каждому жителюЛенинграда-Петербурга. Его кирпичные стены цвета заржавевшей крови, его бойницывместо окон, душный, словно лишенный кислорода, воздух вокруг отталкивают иодновременно манят к себе. Какая-то невероятная сила заставляет вновь и вновьжадно глядеть на недоступную, зачастую трагическую жизнь по ту сторону высокогоограждения. Здесь решались и решаются тысячи судеб не только самих заключённых,но и их детей, жён и матерей. Нескончаемые очереди приходиться простаиватьродственникам арестованных в надежде на свидание с близкими.
Встрашные годы ежовщины не избежала этой горькой участи и великий поэт (именнопоэт) 20 века А.А. Ахматова. Её личное горе, отождествлённое со страданиямивсего русского народа, как нельзя лучше отражено в поэме «Requiem»(1935-1940). В то жуткое время бесчисленных, необоснованных репрессий дажевеликий город Ленинград казался лишь довеском к своим переполненным тюрьмам. ИАхматова не была сторонним наблюдателем…
Семнадцатьдолгих месяцев мать провела в тюремных очередях только для того, чтобы увидеть«сына страшные глаза», ощутить «милую прохладу рук», сказать «слова последнихутешений». Полтора года безумных страданий опустошают душу, убивают волю кжизни, заставляют сказать смерти: «Я жду тебя».
Непредвидела, не предчувствовала «царскосельская весёлая грешница» такую судьбу.Её слова, обращённые к самой себе, юной и беззаботной, звучат какпредупреждение, которое попыталась усвоить и я: «детство лучше сказки»(М.Цветаева) не является гарантией того, что и вся жизнь будет так же прекраснаи легка.
Ахматовавкусила всю горечь страдания, узнала, как оно высушивает душу и оставляет свойслед на лице. В своём материнском отчаянии поэт обращается к библейскому сюжетуо распятии Иисуса Христа и находит что-то близкое и родное своему сердцу встраданиях Богоматери.
Ксчастью, Ахматовой удалось избежать самого страшного: расстрел Л.Н.Гумилева былзаменён ссылкой. Но те страшные 17 месяцев остались в памяти и сердце поэтанавсегда.
Когда«поминальный приближается день», перед Ахматовой возникает всё та же жуткаякартина у стен Крестов. Она вспоминает ту длинную очередь и тех мужественных,измученных женщин с «голубыми губами», чьи слова, «подслушанные» поэтом, как-топостепенно и плавно сложились в поэму «Requiem».
Чистопоэтически это произведение – чудо простоты. Всё здесь близко, понятно,открыто, отсутствует вычурность, пышность стихосложения. Но от этого смыслпоэмы не упрощается, передаваемое поэтом отчаяние народа не утрачивает своейскорбной силы. Чудные, несравненные по силе воздействия строки вызываютневольные слёзы и ещё…возмущение: почему до сих пор я не вижу каменного (впрямом и переносном смысле) профиля Ахматовой там, где «стояла я триста часов,где для меня не открыли засов»?
Комментарий:Сочинение было написано в 11-м классе, оценка – 5/5
Писалаот души, т.к. данное произведение на самом деле задело мои чувства