Протоиндийская цивилизация, существовавшая в долине Инда в 3-2 тыс. до нашей эры.
Вклад, сделанный народами индийского субконтинента, особенно относящийся к периоду глубокой древности, еще не выявлен в полной мере и не оценен по достоинству.
Древнейшую цивилизацию в долине Инда открыли позже других, в 20-х годах нашего столетия индийскими археологами Д.Р. Сахни и Р.Д. Банерджи.
Она существовала в одно время с древним Египтом и Месопотамией и занимала площадь большую, чем обе ее великие и прославленные современницы, вместе взятые. Но в отличие от них, она была предана полному забвению.
Ее называют протоиндийской, индской (по названию реки Инд – главной водной артерии территории) или хараппской цивилизацией (по названию одного из главных мест раскопок в Хараппе, округ Монтгомери, Пакистан). Ее древнейшее самоназвание пока неизвестно.
Цивилизация долины Инда представляет собой один из ареалов древнейшей культурной зоны, весьма обширной в географическом отношении, экологические условия которой способствовали возникновению дикорастущих злаков и доместикации скота. Европа в ту древнейшую эпоху была отдаленной и заброшенной окраиной Старого Света, значительно отстающей в своем развитии от Азии и Африки.
В долине Инда и Пятиречья в 3-2 тыс. до н.э. существовала одна из величайших цивилизаций древности.
Поселения хараппской культуры, обнаруженные вначале лишь в долине Инда, теперь известны на огромной территории, которая занимает площадь более 1100 км с севера на юг и 1600 км с запада на восток. Ее общая площадь исчисляется примерно 1,3 млн. км2 , и она занимает территорию на северо-западе Индостана, приблизительно равную территории Франции.
Одной из наиболее общепринятых хронологических дат, обозначающих границы временного существования Хараппы, являются 2900-1300 г.г. до н.э. В периодизации Хараппы археологи выделяют три основных периода: ранней, зрелой и поздней Хараппы, относящихся соответственно к 2900-2100, 2200-1800 и 1800-1300 г.г. до н.э.
Большинство археологов склонны считать, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных раннеземледельческих культур неолита в бассейне Инда и в соседнем районе северного Белуджистана.
Освоение новых территорий происходило неравномерно. Земледельческие общины селились преимущественно вдоль речных русел: реки давали воду для орошения полей, были пригодны для рыболовства и транспортных нужд. После периода экстенсивного освоения новых земель наступил новый этап – интенсификация земледелия и развития отгонного скотоводства. Селения вырастали в города, и с их ростом было связано обособление ремесла от земледелия и его дальнейшая специализация. Так постепенно вызревала и росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. Ученые выделяют несколько зон внутри ареала ее распространения: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную с характерными для каждой зоны особенностями. Ареал распространения этой культуры не оставался неизменным: она постепенно расширялась к югу и востоку, проникая во все новые районы субконтинента. К настоящему времени археологами раскопано несколько сот хараппских поселений, их общее число достигает почти тысячи, но типология их разработана слабо.
Основные признаки археологического комплекса Хараппы: квадратные или прямоугольные в плане поселения с обводными стенами и с постройками из обожженного кирпича, медные и бронзовые кинжалы, ножи и прочие орудия, стрелы треугольной формы с заостренными шипами, керамика стандартных форм, сделанная на гончарном круге с росписью черным по красному, ремесленные изделия из терракоты (мужские и женские статуэтки, фигурки животных, модели повозок, домов, браслеты и т.д.), посуда, украшения и печати с изображениями и надписями.
Палеоантропологические материалы и скудны, и фрагментарны: но преобладающим стало мнение о превалировании европеоидных черт в расовых типах жителей индских городов. Судя по костным остаткам, значительных изменений в расовом отношении не происходило на всем протяжении существования хараппской цивилизации. Таким образом, можно считать установленным, что жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т.е. были в своем подавляющем большинстве людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Что касается языковой принадлежности хараппского населения, то по последним данным есть основания считать его дравидоязычным.
(Топонимия – название местных поселений. Антропонимия – названия имен собственных людей. Теонимия – названия имен богов.)
Европеоидные типы были распространены в древних протоиндийских городах еще до вторжения арийских племен; проникновение их на эту территорию относят еще к концу верхнего палеолита или мезолита.
Дравиды находились в долине Инда в 3 тыс. до н.э.
Основным занятием населения было земледелие: выращивали пшеницу, ячмень, просо, горох, кунжут, горчицу, хлопчатник, было развито и садоводство, в периферийных районах возделывали рис. От предшествующего времени долго сохранялись традиции собирательства, о чем свидетельствуют найденные в большом количестве зерна дикорастущих растений. Большую роль в хозяйстве играло скотоводство: хараппские поселения были окружены прекрасными пастбищами, где выращивали коз, овец, коров, свиней, зебу, держали кур. Жители прибрежных морских районов и речных долин занимались рыболовством. Были развиты многие виды ремесел: прядение, ткачество, гончарное и ювелирное дело, резьба по кости, металлургические производства. Чрезвычайно популярным занятием была торговля.
С развитием производства и обмена происходит процесс складывания ранних государственных образований на базе традиционных племенных локальных объединений на сравнительно небольших территориях. Их экономика базировалась на дальнейшем развитии земледелия, ремесел, торговли и мореплавания.
Многие районы хараппской цивилизации были связаны между собой еще с раннеземледельческой эпохи, по всей вероятности, прежде всего торговыми и военными отношениями. Плодородные речные долины были пригодны для развития земледелия и скотоводства, но бедны другими природными ресурсами, и их приходилось ввозить издалека. В свою очередь искусные изделия протоиндийских ремесленников вывозились в другие районы древнего мира, в том числе и в весьма отдаленные.
Археологические материалы позволяют проследить древние торговые пути, связывающие центры хараппской цивилизации с другими странами. Постоянный морской путь, идущий вдоль северного берега Персидского залива, связывал города индской долины с Месопотамией. Вероятно, существовал сухопутный караванный путь, соединяющий Хараппу с Южным Туркменистаном через Северный Белуджистан и Афганистан.
По всей вероятности, период наивысшей торговой экспансии приходился на рубеж 2 тыс. до н.э.
В шумерских текстах упоминается заморская страна Мелух или Мелухха, которая большинством исследователей отождествляется с Хараппой. Привозимые из нее товары, судя по приводимым перечным, наиболее богаты и разнообразны: полудрагоценные камни (халцедон, сердолик, лазурит), медь, золото и другие ценные металлы, эбеновое и мангровое деревья, тростник, павлины, петухи, искусно инкрустированная мебель и многое другое. Все это – продукты весьма развитой цивилизации, контролирующей ресурсы из источников, общих для районов северо-запада Индии.
Протоиндийская цивилизация больше, чем какая-либо другая, способствовала развитию мореплавания. У нее были общие с Египтом и Месопотамией технические и экономические ресурсы, и был в изобилии необходимый для строительства судов лес. Археологические материалы подтверждают морское господство, которое цивилизация Хараппы держала в Индийском океане в течение многих веков: вдоль всего побережья Персидского залива и течения Евфрата найдены ее типичные продукты.
О широком размахе торговых операций свидетельствуют находки множества гирь разной величины и весов.
Все это является свидетельством того, что Хараппа являла собой мощный хозяйственный и социокультурный комплекс, демонстрируя в индийском варианте все черты, присущие первым цивилизациям древности.
Специфические культурные признаки цивилизации в долине Инда имели ярко выраженный местный колорит. Это говорит о том, что эта цивилизация имела местное происхождение.
Общеизвестно, что ни одна культура не развивается в изоляции, в вакууме, без взаимодействия с другими. Индийская культура не всем протяжении своего существования, начиная с глубокой архаики, не составляла исключения.
Закат протоиндийской цивилизации остается важной проблемой, ждущей своего окончательного разрешения в будущем. Популярной была идея арийского погрома.
Друга версия: кризис. Предлагаются различные версии, среди них наиболее внушающими доверие кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, изменение русла Инда вследствие тектонического толчка и последовавшего за эти наводнения, эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней, засухи как следствие чрезмерной вырубки лесов и т.п.
Американский археолог В.А. Фэйрсесвис считает, что основной причиной падения хараппской цивилизации было истощение экономических ресурсов долины Инда, и это заставило население городов искать новые, менее истощенные места и отправляться на юг, к морю и на восток, в район долины Ганга.
Выделяют еще одну причину упадка этой культуры: “антропологическая катастрофа” – имеется в виду “событие, происходящее с самим человеком и связанное с цивилизацией в том смысле, что нечто жизненно важное может необратимо в нем сломаться в связи с разрушением или просто отсутствием цивилизованных основ процесса жизни”.
По всей вероятности, существует целый комплекс взаимосвязанных причин и экологического, и хозяйственного, и социального, и культурного свойства, который привел к упадку этой цивилизации. Сходные процессы происходили в это же время в разных областях древнего мира. Возможно, причины кризиса были общими и коренились они в особенностях эволюции структуры древних оседлых земледельческих культур.
После упадка Хараппы, достижения ее были сохранены и развиты позже – в культуре Индии исторического периода.
Индия уникальна в том отношении, что здесь тысячелетиями сохранялась подлинная непрерывность традиций и цивилизации, и продолжали существовать издревле установленные основы и законы жизни, в современность тянулись нити культуры, возникшей на заре истории. Действительно, и географическое положение, и исторически обусловленная специфика стран Индостана определили его нерасторжимое единство, которое складывалось веками и которое характеризуется тесными взаимосвязями всех его регионов и общностью исторических судеб. Это единство не исключает сохранения естественных региональных различий и многообразных локальных модификаций в области культуры.
Главной характеристикой протоиндийской цивилизации были традиционализм и ретроспективность, т.е. обращенность в прошлое.
Наша культура книжного типа, неразрывно связана с письменным текстом, ориентирует наше сознание к событиям и явлениям исключительным. Традиционная культура не связанная столь жестко с письменным текстом и тяготеющая больше к фольклору, стремилась сохранить сведения о порядке, а не об отклонениях от него, о том, что должно быть, а не о том, что нарушает установленное обычное течение жизни.
Ландшафт. Процесс развития всякой цивилизации неизбежно оказывается приспособительным по отношению ко многим факторам среды. Из низ наиболее важны космический (солнечная радиация), географический (климат, особенности рельефа, геохимическая ситуация) и биотический, определяющий пищевой режим. Все эти факторы пространственно организованы и находят свое выражение в ландшафтах.
Сама природа резко и определенно очертила границы этого района, выделив его на территории субконтинента. Он представляет собой естественно выделенную область, заключенную между Гималаями, краем афганского и белуджистанского плоскогорий, морем, раджастанскими горами и безводной пустыней, область, отличающуюся от всей остальной территории субконтинента. Территориальное ядро древнейшей цивилизации составляет индская долина, т.е. рельеф местности не был однообразным
Главное достоинство почвы – ее плодородие, которое сохраняется благодаря систематическим разливам рек. При благоприятных климатических условиях, главным образом при умеренных и равномерно распределенных дождях, почва индской долины способна давать два урожая в год: весенний и осенний.
Другим важным источником исключительного естественного богатства долины является вода – без нее эта область быстро превратилась бы в иссохшую от зноя и суховеев пустыню. В долине множество больших и малых рек. Индийские реки всегда имели огромное религиозное значение: они были объектами активного культового почитания, с ними связано множество ритуалов и праздничных церемоний.
Долина Инда страдала от ураганов и циклонов, частых наводнений и высыхания рек, землетрясений. После разливов рек немалую опасность для сельского хозяйства представляло собой засоление почв, подъем уровня грунтовых вод.
Благоприятным условием для ведения интенсивного земледелия представлял людям и климат.
Таким образом, долина Инда и прилегающие к ней районы представляли земледельцам обильную воду – речную, дождевую, колодезную, - плодородную почву и благоприятный климат. Наличие воды и ее распределение в течение года, размещение почв и колебания температур определяли не только урожай, но и зоны размещения и территориальные сочетания культур. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, рис. Разводили хлопчатник, возделывали сезам и горчицу. Занимались скотоводством, разводили коз, овец. Садоводство в хараппской цивилизации, по всей видимости, играло важную роль. Популярным фруктовым деревом здесь была финиковая пальма.
Итак, долина Инда имела все условия, чтобы стать страной с продуктивным сельским хозяйством, способной не только прокормить свое собственное население, но и обменивать излишки зерна на другие, нужные ей материалы у соседних стран.
Область долины Инда и его окрестностей изобиловала медью, оловом, полудрагоценными камнями, золотом, серебром, глиной, древесиной.
Внешние торговые контакты, особенно с Месопотамией и Центральной Азией, играли, бесспорно, стимулирующую роль в развитии хараппской культуры.
Во второй половине 4 – начале 3 тыс. до н.э. возникла раннеиндийская цивилизация как итог согласованного природно-человеческого взаимодействия. По всей долине Инда появились постоянные и долговременные земледельческие поселения. Некоторые орудия еще по-прежнему изготавливали из камня, но часто использовалась медь, а позже и бронза. На всей территории бассейна Инда распространился унифицированный стиль керамики.
Так, в конце 3 тыс. до н.э. долина превратилась в страну небольших городов-государств. Природа снабжала их ресурсами, необходимыми для развития экономики бронзового века, а люди к этому времени выработали технологию их эффективного использования, дающую возможность получать прибавочный продукт.
Город. Археологи и историки определили черты, которые присущи городу. Чаще всего в качестве очевидного критерия существования города, а не простого поселения выдвигается наличие монументальной архитектуры. Другим важным признаком городского уклада считается существование ремесленников – их кварталов и продукции. Товары, производимые ими в изобилии, свидетельствуют о специализации труда и о выделении более состоятельных групп населения. Для нормального жизнеобеспечения ремесленников и элиты нужны земледельцы, производящие продукцию в большом количестве, чем необходимо им самим и их семьям, т.е. дающие прибавочный продукт. И, наконец, нужен социальный механизм, контролирующий производство и потребление излишков. Таким образом, комплексный характер отличает город от поселения.
В большинстве хараппских городов торговые нужды выступали на первый план, и они становились крупными коммерческими центрами.
Местоположение большинства городов близ рек предопределяло их членение на собственно город, пригород – прилежащие к нему селения – и находящуюся вне города гавань или торговый порт. Различны планы городов. Различным было и употребление сырцового и обожженного кирпича. Протоиндийский город был огорожен стеной, и можно предположить, что окружение городов стенами было типичным явлением хараппского градостроительства, хотя были города, где таких городских стен не было. Стены защищали города от набегов горцев, а также от наводнений. Самые крупные хараппские поселения, известные археологам, Мохенджо-Даро, Хараппа. Сейчас насчитывается около 200 поселений, относящихся к периоду так называемой зрелой Хараппы.
Хараппские городские центры отличаются регулярной планировкой, продуманной организацией внутреннего пространства и вызывающим у археологов удивленное восхищение благоустройством.
Город строился по определенной, чрезвычайно четкой схеме, учитывавшей все экологические особенности района, с одной стороны, и все притязания людей – с другой. Архитектурная структура города была одинакова во всех районах цивилизации: он делился на нижний город и цитадель. В нижнем городе находились, как правило, жилые дома, а в цитадели располагались административно-хозяйственные здания, резиденция правителя и т.п. Все улицы были ориентированы с востока на запад или с севера на юг: как раз в этих направлениях дули ветры, выгоняя застоявшийся душный воздух и отлично вентилируя улицы.
Главным строительным материалом был кирпич – обожженный и сырцовый. Кирпич был превосходного качества, чрезвычайной прочности. В тех районах, где не делали кирпич, в качестве строительного материала использовали камень. Жилые дома состояли из 5-9 комнат, максимальная их площадь равнялась 355 м2. Здания были просты и удобны. Почти в каждом жилище есть туалет с душем. Крыши домов были плоские, окруженные парапетом и снабженные водосточными глиняными желобами. Пищу готовили главным образом во дворе. Вообще система канализации, принятая у древних жителей протоиндийских городов, была образцом великолепного санитарного строительства. Удобным и прекрасно налаженным было водоснабжение в городах, о чем свидетельствует большое количество выложенных кирпичом колодцев.
На территории протоиндийской культуры найдено несколько групп ремесленных вещественных источников, свидетельствующих о процветании металлургии, керамики, ювелирного дела.
В городах нет величественных сооружений, подавляющих своей мощью и вызывающих трепет своими титаническими размерами и огромной массой, как древнеегипетские храмы.
Ни одно здание в Калибангане нельзя заподозрить в его принадлежности к дворцовому комплексу, а это делает весьма шатким предположение, что здесь правил царь или его богатый наместник. Этот вывод поддерживают и материалы погребений: среди них нет ни одного, который можно по богатству погребального инвентаря считать царским.
Письмо. У всех народов слово и письменность представляют собой нечто священное и магическое: наименование, равно как и написание, первоначально было магическим действием, магическим обладанием природой посредством духа, и повсеместно дар письма почитался божественным откровением. У большинства народов письмо и чтение считались священным, тайным искусством, составляющим привилегию жречества.
В качестве пишущего орудия использовали острый режущий инструмент, а в роли писчего материала выступал твердый камень или метал, а позже глина, которая после обжига становилась твердой и могла сохраняться веками.
Дешифровка протоиндийской письменности началась в СССР с 1964 г. Не сохранилось никаких сведений ни о языке, ни о письменности текстов, ни об их создателях – ни в самой Индии, ни за ее пределами.
Протоиндийские надписи были написаны неизвестным письмом на неизвестном языке. Трудности дешифрования усугублялись отсутствием каких-либо достоверных данных об этносе жителей долины Инда 3-2- тыс. до н.э.
Сейчас известно около трех тысяч коротких надписей (в среднем 5-6 знаков).
Основным принципом дешифорования был анализ закодированного текста и выявление основных закономерностей и типичных конструкций, лежащих в основе текстов.
Ученые, проанализировав способы расположения знаков в надписях, предположили, что письменность относится к смешанному типу, т.е. содержит не только идеограммы (знаки-слова), но и знаки, обозначающие отдельные слоги.
Были тщательно выверены доказательства чтения надписей справа налево: заметное сжатие знаков, стоящих слева (так мы сужаем и тесним буквы, когда нам не хватает места, чтобы уместить в строке все слово целиком).
Протоиндийское письмо было классическим вариантом иероглифического письма.
Слово “иероглифы” пустил в ход отец католической церкви Климент Александрийский. Оно обозначает “священные высеченные знаки”. В иероглифических системах письма, в том числе и в протоиндийской, для передачи языковых единиц использовались знаки, заимствованные преимущественно из пиктографии или изобретенные по ее образцам. За знаками закреплялись определенные смысл и чтение. Часть знаков передавала то, что они изображали. Иногда обозначалась часть какого-либо предмета, и целое обозначалось по его части. Однако в каждом языке есть понятия, изобразить которое трудно или вовсе невозможно: ветер, радость. В этих случаях использовали принцип омонимии или, точнее, омофонии: вместо такого неизобразимого понятия брался сходный по звучанию предмет, т.е. знаки употреблялись по фонетическому тождеству или созвучию.
Так, по тождеству звучаний один и тот же знак передает разные значения. Для выбора нужного варианта существуют ключевые слова – детерминативы, которые указывают смысл, но сами чтения не имеют, т.е. являются немыми. Кроме того, были знаки, которые указывали или, скорее, уточняли чтение других знаков, но смысла не передавали.
Таким образом, языковые единицы в протоиндийской системе письма, как и во всякой иероглифике, передавались посредством трех видов знаков: во-первых, имеющих и чтение, и смысл (в науке о письме – грамматологии они называются идеограммами), во-вторых, имеющих только смысл (они называются детерминативами), и, в-третьих, имеющих только чтение (они обычно называются фонетическими знаками, фонограммами или фонетическими комплементами).
Проблема происхождения протоиндийского письма скрыта во мраке времен. Она с полным правом может претендовать на самостоятельное и независимое происхождение. Однако имеются доводы и в пользу того предположения, что протоиндийское письмо обязано своим происхождением месопотамскому влиянию.
Язык. Все протоиндийские тексты прошли машинную обработку и полученные данные, таким образом, дали возможность сделать заключение о типе протоиндийского письма. Эти же данные послужили исходной базой для заключения о языке текстов.
Протоиндийские тексты содержали в общей сложности около 6000 символов, сгруппированных в весьма короткие последовательности, в среднем по 5-6 знаков каждая. Поскольку общий объем текстов был весьма мал и к тому же представлен не в виде длинного связного текста, а в виде коротких, отрывочных сообщений, а о его языковой принадлежности можно лишь смутно догадываться, поэтому на первом этапе исследования текстов задача сводилась к тому, чтобы дать ограниченный анализ конструкции текстов и попытаться установить некоторые особенности языковой группы, к которой эти тексты принадлежали.
Чтобы ответить на вопрос что это был за язык и кто на нем говорил, нужно было сопоставить полученные данные с теми языками, на которых гипотетически могли говорить в то отдаленное от нас время жители долины Инда. В числе возможных претендентов были хеттский, санскрит, шумерский, хурритский, эламский, мунда, бурушаски и дравидские языки.
Путем последовательного перебора отпали все языки, кроме дравидских, их грамматические структуры совпали полностью. По этим признакам протоиндийский язык оказалось возможным отнести лишь к одной языковой семье из всех, существовавших тогда в Индии и в соседних странах, - к дравидской.
Дравидская языковая семья сейчас жива, но это – не тот язык, что существовал во время протоиндийской цивилизации. Языковая семья росла и увеличивалась. Но нынешние языки-потомки сохраняют память о своем предке – протоиндийском языке: у них общая грамматическая система, один тип языкового развития, который характеризуется определенными, свойственными лишь им закономерностями, словом, они генетически связаны, как и положено родственникам.
Изучение протоиндийского языка велось прежде всего на основании самих текстов, без привлечения какой-либо дополнительной информации. В качестве “контекста”, уточняющего смысл надписи, использовались изображения и символы, сопровождающие текст, а иногда и формы объекта, на котором текст был начертан.
Язык исторически менялся. Свойства и особенности иероглифической системы письма таковы, что они не отражают всех тех изменений, происходящих в языке. Иероглифическая система письма ориентирована, прежде всего, на передачу смысла, семантики текста, а не на передачу его звуковой стороны.
Люди. Ценилась традиционная мудрость людского сообщества, отработанная и выверенная веками тяжелого опыта. Были отработаны тонкие механизмы, обеспечивавшие неколебимую межпоколенную связь и передающие накопленный предками опыт потомкам. Эти механизмы сохраняются в Индии и поныне.
К этим механизмам следует прежде всего отнести ритуал. Посредством ритуалов вся жизнь человека была ориентирована на достижение целей, обладавших в том обществе наивысшей сакральной ценностью.
В Индии, как и во всякой традиционной культуре, общественное, социальное предшествует всякому отдельно взятому индивиду, а ярко выраженная индивидуальность воспринимается как тягостная отдаленность. Носителю традиционной культуры глубоко чуждо восприятие и осознание себя как единственной и неповторимой личности, независимой от других и противопоставляющей себя обществу. Понятие долга – одно из центральных в системе социально-этических индуистских ценностей – было символом и эталоном освященной веками традиции. Долг призывал строить свое социальное поведение в соответствии с принятыми нормами. Самым действенным средством контроля был неформальный – общественное мнение, резко осуждавшее неправедность и активно одобряющее следование утвердившемуся обычаю.
Ритуалов было – и сохраняется поныне в Индии, особенно сельской, - множество. Были сезонные ритуалы; ритуалы, связанные с вступлением в более высокий статус или с выходом из него; ритуалы, сопряженные с жизненным циклом человека и исполняемые при рождении, совершеннолетии, вступлении в брак и смерти; ритуалы гадания и многие другие. Ритуал в жизни архаического коллектива имел не просто центральное, но стержневое положение, он способствовал решению главной задачи – гарантии выживания отдельного человека и коллектива.
В Индии существуют огромные своды описания ритуалов, существующих здесь с глубокой древности. Описания эти сделаны скрупулезным образом. Неукоснительное следование ритуальным предписаниям гарантировало достижение жизненно важных и ценностно-значимых целей.
Ритуалы, через которые проходил индуист в течение своего жизненного пути, начинался до его рождения и заканчивался после смерти.
Смерть воспринималась индуистом не как трагическая неизбежность, а как перемена жизненного плана и переход к новому рождению. По каноническим индуистским текстам, смерть – последнее жертвоприношение человека, где жертва, посылаемая богам, - он сам, его тело.
Таким образом, ритуалы были прекрасно отработанными социальными инструментами, включающими индивида в определенную ячейку социальной структуры.
Боги. Мифы отражают преимущественно социально-психологическую сторону существования человека и апеллируют, прежде всего, к чувствованию.
Мифы в Индии до сих пор функционируют как живые и действенные творения, в которых запечатлены богатейшие эмпирические знания и наблюдения предшествующих поколений. Мифы для людей того времени были, прежде всего, основным способом организации культурного и мыслительного материала, которым жила традиция. Мифы обосновывали устройство общества, его законы и установления, его традиционные ценности. Мифы объясняли, как устроен мир, окружающий человека, и сам человек.
Наибольшую информативную ценность представляют изобразительные сцены на печатях и иных археологических объектах: они как бы в свернутом виде содержат мифы, которые были хорошо известны всем, кто пользовался этими печатями. На протоиндийских печатях, оттисках и керамике нередки изображения деревьев, которые в соответствии с ныне живущей традицией почитались либо как вместилище, дом божества, либо как его зримое вместилище. Также существенную роль в культовой жизни хараппских городов играли животные.
Время и пространство. Календарь протоиндийцев, разработанный со всем возможным тщанием, был замечательным феноменом их традиционной культуры и оставался в веках прекрасным хранителем традиционной социальной памяти коллектива. Значение протоиндийского календаря с самого начала не ограничивалось хронологией, простым измерением и счетом времени. Устройство календаря отражало, с одной стороны, глубокие природные закономерности, с другой – было связано со всеми сторонами человеческой деятельности, с хозяйством, бытом, трудовыми навыками, празднествами.
По всей вероятности, первые календари были естественными, основанными на наблюдениях природных феноменов. Первой наиболее ранней системой счета времени была, скорее всего, лунная, основанная на чередовании фаз луны. С развитием земледелия и скотоводства складывался счет времени, ориентированный на солнечный год. Жители протоиндийских городов знали с глубокой древности и рано научились использовать астрономические явления для измерения времени. Также существовал жреческий календарь, связанный с ритуальной обрядностью.
Время протоиндийцев было циклическим, обратимым и неоднородным. Цикличность: человек появлялся на свет из небытия и в небытие уходил. Обратимость: прошлое мыслилось как повторение нескольких циклов, различающихся между собой лишь качественными характеристиками.