ФЕДЕРАЛЬНАЯСЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ
АКАДЕМИЯПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
ЮРИДИЧЕСКИЙФАКУЛЬТЕТ
Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»
Зачетная книжка: № 445 — ЮЗС
Группа:№ 4431
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине: История отечественного государства иправа
на тему № 22: Советское государство и право в условияхзамедления темпов
общественного развития и кризиса социализма (середина 1960-х
– середина 1980-х гг.)
Слушатель 4 курса: Прохоров А.С.
Рязань 2006год
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Эволюциягосударственно-политической системы. Изменения
в государственномаппарате. Бюрократизация управления…………………….4
2. Разработка и принятиеконституции СССР 1977г., ее структура
и основные положения……………………………………………………………11
3. Развитие советскогоправа в 60-е – 80-е гг. Систематизация
законодательства………………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………22
Список используемой литературы………………………………………………23
Введение
Период охватывающий десятилетия с середины 60-хгодов до середины 80-х, отмечен процессом замедления темпов общественногоразвития. В предшествующий послевоенный период восстановления народногохозяйства произошла смена форм правления государством; савторитарно-тоталитарного режима Сталина был осуществлен переход к«коллективному руководству».
Несмотря на развенчание культа личности Сталина,волюнтаризм в сфере управления продолжается. Один за другим проваливаютсяполитические и экономические программы, составленные без глубокого анализасостояния общества и экономики.
Определенное развитие получает право, пополняяпробелы в нормотворческой деятельности государства в годы авторитарно-тоталитарногорежима.
Целью даннойконтрольной работы является рассмотрение основных моментов в развитиигосударственного аппарата СССР и главных направлений развития права.
1. Эволюция государственно – политической системы. Изменения вгосударственном аппарате. Бюрократизация управления.
В октябре 1961 г. состоялся XXIIсъезд КПСС, принявший новую Программу партии, в которой намечалсяпереход общества к коммунизму. Первыедесять лет (1961-1971 гг.) отводились на создание «материально-технической базы коммунизма», последующие (1971-1981 гг.) — на вступление в коммунизм. Предполагалось сформировать бесклассовое обществои передать функции государстваорганам самоуправления трудящихся. Вновом партийном Уставе закладывалсямеханизм, призванный обеспечитьобновление и омоложение партийных кадров.
На практике партийная реформа укрепила отношения личной преданностив верхах партаппарата и не смогла привлечь на сторонуреформаторов массу низших партаппаратчиков. Противостояние консервативного руководства илиберальной интеллигенции в сфере идеологии и культуры закончилосьпоражением последней. Сокращениечисла совнархозов и образование Высшего Совета Народного Хозяйства(Совета Министров СССР)завершили процесс воссоздания централизованной экономической структуры(1963).[1]
В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев, сименем которого ассоциировались начавшиеся реформы, был смещен свысших государственного и партийного постов. С 1965 г. упразднением совнархозов ивосстановлением центральных промышленных министерств начинается новая административнаяцентрализация. Создается ряд центральныхкомитетов: Госкомцен,Госснаб, Госкомитет по науке и технике. Вместе с тем предприятиямбыла предоставлена определенная автономия: в октябре 1965 г. были принятыпостановления «Об улучшении планирования и стимулирования производственнойэкономики» и «О государственном производственном предприятии при социализме».
К минимуму было сведено числообязательных показателей, введены новые: стоимостьреализованной продукции, общий фонд заработной платы, общаясумма централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий.
Фондыстимулирования были разделены на фонд материальногопоощрения (контролировался общим собранием трудового Коллектива),фонд соцкультбыта и фонд самофинансирования для нужд развития производства.
Серьезным препятствием на путиреформ был ведомственный принцип в сфере управления ипланирования: вертикальная подчиненность хозяйственных органов исключала ихгоризонтальное взаимодействие.
Договоры, заключенные предприятиями друг сдругом, должны были утверждаться вышестоящими органами (так, позицияГосснаба не способствовала облегчению связей между поставщикамии потребителями).
В июле 1978 г. был принят новый закон о выборах в Верховный Совет СССР,базировавшийся на положениях новой Конституции. В апреле 1979 г. он дополняется новым(прежний был принят в 1959 г.) Законом «О порядке отзыва депутата Верховного СоветаСССР» и Законом «О статусе народныхдепутатов в СССР». Предполагалось повысить контрольВерховного Совета СССР за деятельностью всех формируемых им органов, С той же целью в апреле 1979 г. был принят Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру, полномочия, порядокработы Верховного Совета и егоорганов, порядок законотворческой работы, контрольной деятельности иформирования подотчетных Верховному Совету органов.[2]
С 1957 г. Верховный Совет СССРкроме бюджета утверждал ежегодные хозяйственные планы (ранее этобыла задача правительства). Утверждение долгосрочных (пятилетних,семилетних и т.п.) планов было исключительной прерогативойВерховного Совета.
В 1966 г. увеличивается число постоянных комиссий Совета СоюзаВерховного Совета СССР: наряду с бюджетной, законодательных предположений, поиностранным делам и мандатной комиссиями формируются новые(по направлениям деятельности Верховного Совета и по направлениямгосударственного, хозяйственного и социально-культурногостроительства). При каждой из палат Верховного Совета СССР былосоздано по шестнадцать постоянных комиссий. Рекомендации постоянных комиссийподлежали обязательному рассмотрению государственными органами иучреждениями. В апреле 1979 г.было принято новое Положение о постоянных комиссиях.[3]
В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР, выполнявшегороль организатора всей работы Верховного Совета. Усилиласьконтрольная (за правительствами) деятельность Верховных Советов (СССР иреспублик) и законотворческая деятельность Верховных Советов союзных республик.
В 1962-1963 тт. местные советы были разделены (как ипартийные органы) по производственному признаку: на промышленныеи сельские (советы районов, краевые, областные советы). Вноябре 1964 г.были вновь объединены промышленныеи сельские партийныеорганизации и вслед за этим воссозданы единые районы, в пределах которых сталидействовать вновь объединенные советы.
В течение 1968-1971 гг.Президиум Верховного Совета СССР принял ряд указов, расширивших право городских, районных, сельских и поселковых советов. Всепринимаемые акты исходили из представления о Советах как органах, обладающихвсем комплексомполномочий в пределах своей территории.
В ноябре 1978 г. принимается УказВерховного Совета СССР «Об основных правах иобязанностях районных Советов народных депутатов»,а также аналогичные акты о правах и обязанностяхгородских, районных (в городах), поселковых и сельских советов. В июне 1980 г. — закон ополномочиях краевых, областных,окружных и областных (автономных) советов.[4]
Что касается вопросаизменения в государственном аппарате бюрократизации управления, то по этомуповоду можно отметить следующее: в 1957 г. была реорганизована система управленияпромышленностью и строительством: создана система совнархозов. Территориальный принцип управленияпозволял кооперировать производство в пределах экономических районов. Параллельноскладывалась сеть отраслевых государственныхкомитетов, призванных осуществлять единуютехническую политику. Однакогармоничного сочетания территориального и отраслевого принципов в хозяйственном управлении не произошло. С 1962 г. в области капитального строительствавосстанавливаются центральные органы отраслевого управления {Госстрой СССР).
В октябре 1965 г. принимается закон ореорганизации системы органов управления промышленностью, длячего создается целыйрядобщесоюзных и союзно-республиканских министерств,многие комитеты были также преобразованы в министерства.Вновь министерства становятся основной формой отраслевого управления.
ВСНХ СССР Совета Министров СССР (образован вмарте 1963 г.) и СНХ СССР (образован в январе 1963 г.), координировавшие работу совнархозов и отраслевых органовуправления упразднялись,так же как и совнархозы союзныхреспублик и экономических районов. Сохранялисьнекоторые госкомитеты межотраслевого управлений (Госстрой, Госснаб ).
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Осовершенствовании планирования и усиленияэкономического стимулирования промышленногопроизводства», заложившее основу дляэкономической реформы, в качестве главного инструмента экономической политикиопределяло пятилетний план. При этом делалась попытка сочетать плановые началас принципами хозяйственной автономиипредприятий, ослаблением регламентацииих хозяйственной деятельности, введением ценовых и кредитныхрычагов.
На основе Конституции 1977 г. преобразовываласьсистема правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были приняты новыезаконы: о Верховном Суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в СССР, об адвокатуре в СССР. В июне 1980 г. были внесенысоответствующие изменения в Основы законодательства осудоустройстве СССР и союзных республик.
Верховный Суд СССРизбирался Верховным Советом СССР на пять лет. В его задачивходило: надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебнойпрактики, дача разъяснений по применению законодательства(разъяснения Пленума Верховного Суда были обязательны для всех организаций идолжностных лиц).
Закон о прокуратуре расширил сферупрокурорского надзора, включив в нее государственные комитеты, исполнительные ираспорядительныеорганы местных советов.
Кроме коллегий в прокуратурах союзных республик и прокуратурСССР, образованных по закону 1959 г., с 1979 г. стали образовываться также коллегии Главной военнойпрокуратуры, прокуратур автономных республик, краев, областей,городов, автономныхобластей. В коллегии входили руководящие работники прокуратур, их состав утверждался прокурором вышестоящей инстанции.Этой мерой предполагалось развить принципколлегиальности вправоохранительных органах.[5]
Деятельность арбитражных органов регламентироваласьзаконом об арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных спорови Положением о Госарбитраже при СоветеМинистров СССР (аналогичные положения были приняты в союзныхреспубликах.
Кроме этих высших органов в систему арбитражных судов входили:арбитражные суды автономных республик, краев, областей, городов, атакже автономных областей и округов.
На основании закона об адвокатуре и республиканских положенийоб адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов, объединившаяна добровольных началах лиц, занимавшихся адвокатской деятельностью.
К функциям адвоката былиотнесены: защита обвиняемого; представительство интересов потерпевшего, истца,ответчика; участие рассмотрения дел в суде и на предварительном следствии;оказание юридической помощи гражданам и организациям в виде консультаций.
В 1960 г. Упраздняется МВДСССР, а его функции передаются МВД союзных республик, в 1962 г. Переименование вминистерства охраны общественного порядка.
Для координации их работыв 1966 г.Было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР.
В ноябре 1968 г. Оно вновьпереименовывается в Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР). Соответственнопереименовываются министерства союзных и автономных республик и управлениякраевых (областных) исполкомов.
В 1957 г. Министерствогосударственного контроля преобразуется в Комиссию советского контроля СоветаМинистерств СССР. Органы советского контроля должны были проверять работугосударственного аппарата и исполнение решений правительства. Для централизацииэтой деятельности в 1961 г.Комиссии союзного и республиканского уровней преобразуются всоюзно-республиканские органы, а в автономных республиках, краях и областяхсоздаются группы государственного контроля.
В 1962 г. Создается смешаннаясистема партийно-государственного контроля, возглавленная Комитетомпартийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР (произошловоссоздание партийно-государственной контрольной системы ЦКК-РКИ 20-х гг.). Наместах работали комитеты партийно-государственного контроля и группысодействия.[6]
В декабре 1965 г. Все контрольныеорганы переименовываются в органы народного контроля, что более соответствовалодоктрине общенародного государства. В декабре 1968 г. Правительство утверждаетПоложение об органах народного контроля, в сеть которых оказались включенными:Комитет народного контроля СССР, комитеты союзных и автономных республик,краев, областей, автономных областей и округов, районов, городов, группынародного контроля при поселковых и сельских советах, на предприятиях, вколхозах, учреждениях, организациях и воинских частях. Была создана разветвленная сеть контрольных органов.
В ноябре 1979 г. был принят закон,определивший функции и структуру органов народного контроля: они осуществляют своюдеятельность во всех структурах исполнительной власти, вовсех государственных органах управления, учреждениях и организациях.
Комитеты народного контроля СССР,союзный и автономных республик работают под руководством ВерховныхСоветов и Правительства, комитеты на местах — под руководством местныхсоветов и вышестоящих комитетов народного контроля. Одна изосновных особенностей этой организации — ее массовость иширокий охват проблем. Система народного контролясуществовала как параллельная системе органов, контролирующихсоблюдение законности(прокуратуре).
1. Разработка и принятие Конституции СССР 1977 г., ее структура иосновные положения.
В 1962 г. была сформирована Конституционная комиссия, призваннаявыработать проект новогоОсновного Закона для общества «развитого социализма».
Идея скорого перехода ккоммунистическому обществу к концу 60-х гг. постепеннорастворилась в новых формулировках. Все настойчивее сталиподчеркиваться такие моменты, как укреплениезаконности активное включениеграждан в управление общественными делами, возрастание ролиобщественных организаций, укрепление сплоченности граждан ирост общественного самоуправления.
Работа над Конституциейзаняла долгие годы, окончательныйпроект был подготовлен в мае 1977 г. Тогда же проект был одобренпленумом ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принялУказ «О проекте Конституции СССР», наосновании которого проект выносился на обсуждение общественности, в результате которого ВССССР в содержание 118 статей были внесены изменения и добавлена новая статья онаказах избирателей. 7 октября 1977 г. новая Конституция СССР была единогласно принята. [7]
Конституция подчеркиваласвою преемственность с предшествующимией конституциями (1918, 1924, 1936 гг.). Констатировалось построение«развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства».[8]
В качестве цели указывалосьна построение «бесклассового коммунистического общества»,базирующегося на общественном самоуправлении. Основой экономическойсистемы признавалась социалистическая собственность на средствапроизводства, основой политической системы — Советы.
В Конституции закреплялась «руководящая и направляющая рольКоммунистической партии. В сравнении с предшествующей Конституцией она представляетболее высокий уровень конституционного законодательства. Конституция СССР 1977года состоит из преамбулы, 9 разделов, 21 главы, которые содержат 174 статьи.
В преамбуле дается характеристика основных этапов истории советскогогосударства, указывается высшая цель государства — настроение бесклассовогокоммунистического общества; указываются главные задачи социалистическогообщенародного государства: создание материально-технической базы коммунизма,совершенствование социалистических общественных отношений и преобразование их вкоммунистическое, воспитание нового человека коммунистического общества и т.д.
Первая главаКонституции посвященаполитической системе современного советского общества. СССР провозглашаетсясоциалистическим общенародным государством, в котором народ осуществляетвласть; Советы народных депутатов составляют политическую основу СССР. КПССхарактеризуется как ядро политической системы государственных и общественныхорганизаций (ст.6). Подчеркивается, что все партийные организации действуют врамках Конституции СССР.
Во второй главеформулируетсяэкономическая система СССР, определяется высшая цель общественного производства- наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей людей.
Третья главаотражает происшедшиеизменения в социальной сфере, определяет основные направления социального развитияи культуры СССР. Социальную основу СССР составляют нерушимый союзы рабочих,крестьян и интеллигенции.
Четвертая главазакрепляет важнейшиеположения внешней политики советского.
Девять разделовбыли следующими:
I.Основы общественного строя и политики.
II.Государствои личность.
III. Национально-государственноеустройство.
IV. Советы народных депутатов и порядок ихизбрания.
V.Высшиеорганы власти и управления.
VI. Основыпостроения органов государственной власти и
управления всоюзных республиках.
VII.Правосудие, арбитраж и прокурорскийнадзор.
VIII.Герб, флаг,гимн и столица.
VIII.ДействиеКонституции и порядок ее применения.
Цели и задачи деятельности советского государстваи его Вооруженных Сил по обеспечению надежной обороны страны закреплены вспециальной главе «Защита социалистического Отечества». Главы VI иVII раздела «Государство и личность» содержат нормы о гражданствеСССР, о равноправии граждан, формулируются основные права и свободы граждан,устанавливаются гарантии их осуществления. К закрепленным ранее добавилисьновые права: право на охрану здоровья, право на жилище, право обжаловать в суддействия должностных лиц и др. Национально-государственному устройству СССРпосвящен специальный раздел (главы 8-11). В нем закреплено, что СССР — единоемногонациональное государство, образованное на основе принципасоциалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций идобровольного объединения равноправных советских социалистических республик.Каждая союзная республика определяется как суверенное государство с правомучаствовать в решении всех вопросов, отнесенных к ведению Союза ССР.Конституция СССР 1977 года сохранила систему органов государственной власти иуправления (рассматриваются в разделах IV-VI). [9]
Отражая новый этап развития государственности,представительные органы стали называться Советами народных депутатов. Срокполномочий ВС СССР был увеличен с 4 до 5 лет, а местных Советов — с 2 до 2,5лет, что обеспечило связь их деятельности с народнохозяйственным планом.Возрастной ценз для избрания депутатами в ВС СССР был снижен с 23 до 21 года, вВС ССР и АССР — с 21 года до 18 лет. Предусматривалось равное число депутатов вобеих палатах ВС СССР — по 750 человек. Впервые была сделана попыткарегулирования правового положения народного депутата. Конституция закрепилаправовое положение и органов народного контроля.Новая Конституция СССРзначительное внимание уделяет вопросам правосудия, арбитража, прокурорскогонадзора (раздел VII, главы 20-21). Она впервые устанавливает конституционныеосновы деятельности адвокатуры, арбитража, участие представителейобщественности в судопроизводстве по уголовным и гражданским делам. Раздел VIIIопределяет герб, флаг, гимн и столицу СССР. При этом порядок утвержденияГосударственного гимна устанавливается впервые. В разделе IХ «ДействиеКонституции СССР и порядок ее изменения» подчеркивается, что КонституцияСССР обладает высшей юридической силой. Изменение в Конституции производитсярешением ВС СССР, принятым квалифицированным большинством (не менее 2/3 отобщего числа) голосов каждой из его палат.
Итак мы можем отметить, что Конституция закрепляла новые формы«непосредственной демократии»- всенародное обсуждение и референдум;а также новыегражданские права: правона обжалование действий должностных лиц, судебную защиту от посягательства на честь и достоинство, критику действийгосударственных и общественных организаций ит.д.
Впервые были закрепленыправа на охрану здоровья, жилище, пользованиедостижениями культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась«неразрывная связь» прав и обязанностей.
Конституция закрепляла закаждой союзной республикой право выхода из состава СССР, атакже право законодательной инициативы в высших органахвласти Союза. Конституция с большей определенностью подчеркивалазначение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.[10]
В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР,вскоре утвержденный Верховным Советом РСФСР.
ЭтаКонституция, как и другие республиканские конституции,в значительной степени повторила все основные положения союзногоОсновного закона.
3. Развитие советского права в 60-е – 80-е гг. систематизациязаконодательства.
Развитиеправа в период замедления темпов общественноного развития условно можноразделить на два периода:
первый — начиная с середины 60-х годов до принятия Конституции 1977 г.;
второй — начиная со времени принятия Конституции СССР 1977 года по 90-е годы.
В середине 60-хбыли предприняты меры, направленные на приостановление правового беспредела,продолжавшегося с середины 30-х годов.
Развитиеправа шло по двум основным направлениям:
по линиивосстановления законности и ликвидации ее нарушений во всех областяхгосударственной и хозяйственной жизни;
по линиидальнейшего развития основных принципов и положений Советского права.[11]
Восстановлениеи укрепление законности потребовали ликвидации некоторыхгосударственно-правовых институтов и отмены отдельных правовых норм. Былиупразднены т.н. особое совещание и тройки, отменено Постановление ЦИК СССР от 1декабря 1934 года о порядке ведения дел о террористических организациях итеррористических актах против работников Советской власти, отменены законы осельскохозяйственном налоге. [12]
Если смотретьв общем плане, то о развитии права свидетельствуют:
некоторыемеры по развитию советской демократии и расширение прав союзных республик;
попыткавосстановить коллективные формы руководства, возрождение т.н. ленинских норм впартийной и государственной жизни;
попыткаперестройки управления промышленностью, строительством и с/х;
изменениеполитики заготовки с/х продуктов.
В середине60-х годов была начета работа по новой кодификации советского законодательства.В ходе общего упорядочения советского законодательства были разработаны иизданы:
основызаконодательства СССР и союзных республик и общесоюзные законы;
республиканскиекодексы и законы в соответствии с общесоюзными;
хронологическиесобрания законодательства и систематические собрания действующегозаконодательства.
Начата работапо созданию Свода Законов СССР и Сводов законов союзных республик. ПринятаКонституция 1977 года.
Вопросыкодификации советского законодательства занимали большое место в работеВерховного Совета СССР 7 созыва (1966-1970 гг.). В июне 1968 г. были приняты ОсновыЗаконодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В декабре 1968 г. — Основы земельногозаконодательства СССР.
В июле 1969 г.:
— Основыисправительно-трудового законодательства,
— Положение опредварительном заключении под стражу.
В 1969 г. Всесоюзный съездколхозников принял примерный устав колхоза, который затем был утвержден ЦК КПССи СМ СССР. В 1970 г.Верховный Совет утвердил Основы законодательства Союза ССР и союзных республико труде (до 1970 г.общесоюзного КЗоТ не было). В 1969 г. приняты Основы законодательства СССР и союзныхреспублик о здравоохранении; о народном образовании. В декабре 1970 г. были приняты Основыводного законодательства.
В 1976 годубыл принят Закон об охране и использовании памятников истории и культуры. В 1975 г. утверждены Основызаконодательства Союза ССР и союзных республик о недрах. В 1977 г. были приняты основылесного законодательства.
Принятие в 1977 г. Конституции СССРстимулировало дальнейшее развитие. Президиум ВС СССР в декабре 1977 г. принял специальноепостановление о приведении законодательства в соответствии с конституционныминормами.
В 1978-1985гг. появились законодательные акты, существенно обновившие советское законодательство.Условно их можно разделить на несколько групп.
1.Частьзаконодательных актов детализировали конституционные положения о правахсоветских граждан, расширяли участие трудящихся в управлении производством:
Закон огражданстве СССР (1978 г.);
Основыжилищного законодательства СССР и союзных республик (1981 г.);
Закон отрудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями,учреждениями и организациями (1983 г.).
2. Втораягруппа законодательных актов была нацелена на развитие и совершенствованиеорганов государственной власти и управления, охрану государственных интересовСССР, регламентации правового положения иностранных граждан в СССР. К нимотносятся:
Законы«О выборах в Верховный Совет СССР» (1978 г.);
«ОСовете Министров СССР» (1978 г.);
«Обосновных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, советовнародных депутатов автономных областей и автономных округов» (1980 г.);
«Оправовом положении иностранных граждан в СССР» (1981 г.);
«Огосударственной границе СССР» (1982 г.).
3. К третьейгруппе следует отнести правовые акты, определяющие полномочия, формы и методыработы правоохранительных органов, в т.ч. законы:
«ОВерховном Суде СССР» (1979 г.);
«Опрокуратуре СССР» (1979 г.);
«Обадвокатуре СССР» (1979 г.);
«Онародном контроле СССР» (1979 г.);
«Огосударственном арбитраже СССР» (