Средняя школа № 284
Тема реферата: «Создание Балтийского флота»
Предметные области:
историягорода и история России
Фамилия:
Имя:
Отчество:
Руководитель:
г. Санкт-Петербург
2004 год
ОглавлениеВведение …………………………………………………………...4 Создание (рождение) Балтийского флота ………………………..6
2.1. Историческая необходимость выходаРоссии к морю …………………6
2.2. Указ боярской думы от 20.10.1696 г.……………………………………7
2.3. Благоприятная международнаяобстановка 1700 г. …………………….7
2.4. Битва под Нарвой…………………………………………………………8
2.5. Взятие крепостей Нотербург и Ниеншанц……………………………...9
2.6. Битва на Неве и рождение балтийскогофлота (07 мая 17003 г.) ……...9
2.7. Создание баз и верфей Балтийскогофлота …………………………….10
2.8. Утверждение нового штата корабельного Балтийского флота ……….14
2.9. Создание учебных заведений для флота ……………………………….15
2.10. Создание морской пехоты и наступательные действия молодого
Балтийского флота……………………………………………………...17
2.11. Гангутское сражение 1714 г. …………………………………………..19
2.12. Ниештадский мир (30 августа 1721 г.) — окончательный выход в
Балтийское море ………………………………………………………..21
2.13. Укрепление Балтийского флота ……………………………………….22Заключение ………………………………………………………..24 Список использованной литературы ……………………………26
Приложения
1. Петр I; галера; корабль «Орел» (построенныйотцом Петра I).
2. Ф.М. Апраксин; линейный корабль «Полтава»;взятие в устье
Невы 07 мая 1703 г. бота «Гедан» ишнявы «Астрильд»
(шведские судна).
3. Фрегат «Штандарт», первенец Олонецкой верфи.
4. Адмиралтейство в СПб; медаль в честьоснования Балтийского флота; вид Санкт-Петербургской (Петропавловской)крепости, заложенной 16 мая 1703 г.
5. Гангутское сражение 27 июля 1714 г.; медаль«В память битвы
при Тверемюнде близ Ганге-Удда 1714».
6. Памятник «Морякам и создателям флота России».
Памятник, сооруженный по проекту скульптора Аникулина и
архитектора Садовского,представляет собой женскую фигуру, олицетворяющую нашу великую Родину – Россию,легко бегущую по волнам в окружении чаек. В левой руке у нее находитсяразвевающийся узкий флаг (вымпел), в правой, откинутой назад – модель «дедушкирусского флота», ботика Петра Великого, открывавшего при Петре военно – морскиепарады, проходившие на Неве. Памятник установлен на почти черной с бронзовымотливом гранитной колонне с надписью «Морякам и создателям флота России» [1;3].
Почему памятник был установлен именно в г. Санкт – Петербурге?
В создании флота Россиисвой вклад внесли города: Переяславль, Воронеж, Москва и другие. Однаконеобходимость сооружения именно в бассейне Балтийского моря этого памятникаморякам и создателям флота России не вызывала и не вызывает ни малейшегосомнения.
Как жесоздавался Балтийский флот?
2. Создание (рождение) Балтийскогофлота
1696 – 1725 гг.
2.1. Историческаянеобходимость выхода России к морю
Великийрусский народ издавна связан с морем.Мореходы Древней Руси славились удалью и отвагой.
Богатыетоваром и сырьем прибрежные русские земли, удобные торговые пути по Черному,Каспийскому и Балтийскому морю давно влекли к себе иностранных захватчиков,которые стремились изолировать Россию от морей. Так, по Столбовскому миру,заключенному между Россией и Швецией 27 февраля 1617 г., царь Михаил Федоровичбыл вынужден отказаться в пользу шведов от исконных владений русского народа:Ивангорода, Яма, Копорья, Корелы [2;5].
Шведскийкороль Густав IIАдольф стал именоваться государем земли Ижорской. Он был рад, что теперьу русских отнят доступ к Балтийскому морю и теперь ни одна лодка без ихпозволения не может быть выслана в море.
Нонашему государству выходы к морям были необходимы – эта цель была главной вдеятельности Петра I. Он понимал: от этого зависит экономическое, политическое и культурноебудущее страны. А для борьбы за выходы к морям ей нужен был сильныйвоенно-морской флот. Именно флот, а не отдельные корабли типа «Орла», построенногоеще отцом Петра I.
Фактическистроительство флота было начато Петром Iв Воронеже еще в конце 1695 г. Приего личном участии на Воронежской верфи был спущен на воду ряд мощных судов, самыми крупными изкоторых были тридцатишестипушечные галеасы «Апостол Петр» и «Апостол Павел».
2.2.Указ боярской думы от 20 октября 1696 г.
Указбоярской думы от 20 октября 1969 г. был первым постановлением нагосударственном уровне, касающимся строительства регулярного флота. До этогосуществовали только многочисленные царские приказы, касающиеся судостроительныхпроблем.
Этотдумский указ стал началом в истории нашего военно-морского флота. Именноблагодаря его существованию Россия — крупнейшее континентальное государство –должна была стать также мощной морской державой.
Говоряо 300-летнем боевом пути военно-морского флота, будет правильным отметить, чтоего начало тесно связано с именем Петра Великого и боярской думой.
2.3.Благоприятная международная обстановка России 1700 г.
Кначалу XVIIIвека в Европе сложилась благоприятная обстановка для России. Англия,Австрия, Нидерланды, мелкие государства и города Германии объединились противФранции и Испании для войны за испанское наследство (1701-1713 гг.), котораядолжна была решить вопрос о политическом первенстве в Европе. Занятыеподготовкой к войне государства не могли помешать России возвратить исконнорусские земли, захваченные Швецией в XVIIвеке, и утвердиться на Балтийскомморе [2;6].
Потерявыхода к Балтийскому морю задерживала развитие экономики России, препятствовалаустановлению торговых связей с Западной Европой. Швеция была одним изсильнейших государств Европы и занимала господствующее положение на Балтийскомморе. Это нарушало экономические интересы государств, тяготевших к балтийскомуморю: России, Дании, Польши.
В 1699г. были подписаны тайные договоры России с Польшей и Данией о взаимной дружбе ивоенном союзе против Швеции. Россия оставила за собой право вступить в войну соШвецией после заключения мирного договора с Турцией.
Заключив03 июля 1700 г. с Турцией Константинопольский мирный договор, Петр Iначал войну со Швецией. Он поставилсвоей целью вернуть России выход на побережье Балтийского моря. Петр выступилпротив шведов в союзе с польским и датским королями. Шведский король Карл XII8 августа 1700 г. вынудил датскогокороля заключить выгодный для шведов мир, затем выдвинул войска против поляков.
2.4.Битва под Нарвой
Польскийкороль Август снял осаду Риги, дав возможность противнику перебросить частьсвоих сил для отражения наступления русских войск, которые направились к Нарве,чтобы захватить крепость и тем самым открыть путь к Финскому заливу.
Втаких неблагоприятных условиях русскому командованию трудно было рассчитыватьна победу. Лишь два полка — Преображенский и семеновский — были полностьюбоеспособны. Остальная часть войск состояла из плохо обученных солдат, средикоторых были крестьяне. В результате, под Нарвой, русские потерпели поражение,потеряв всю артиллерию. Однако Петр Iне пал духом и не изменил своегожелания завоевать побережье балтийского флота. Зимой 1701 г. он велел построитьна Волхове и Луге 600 судов, одновременно переписать все плавсредства наЛадожском и Онежском озерах и на реках Северо — Запада, к весне подготовить ихк спуску на воду [2;6].
Повсей Руси велся набор рекрутов, на полную мощь работали заводы, на которых изцерковных колоколов отливались пушки, накапливалось военное снаряжение ипродовольствие.
2.5. Взятие крепостейНотербург и Ниеншанц
Послеважных побед генерал — фельдмаршала Б.П.Шереметьева в Лифляндии игенерал-адмирала Ф.М.Апраксина на ижорский земле Петр Iрешил отвоевать у шведов крепостьНотербург, которая была построена русскими у выхода из ладожского озера.Флотилия из 13 судов, среди которых были фрегаты «Св. Дух» и «Курьер», построенныетайно в Архангельске, была перетащена волоком, через леса и болота, из Белогоморя в Онежское озеро. Затем, проникнув в Неву, русские неожиданно атаковаликрепость. Тринадцать часов длился штурм крепости и 11 октября 1702 г. шведысдали неприступную крепость. 90 лет она находилась в руках неприятеля и наконецто была возвращена России. Эта первая серьезная победа придала сил иуверенности русским войскам.
1 мая1703 г. под командованием генерал — фельдмаршала Б.П. Шереметьева былазахвачена крепость Ниеншанц, которая располагалась у впадения р. Б. Охта в Невуи была переименована в Шлотбург (замок-город). Этими победами русских войск надшведами был полностью освобожден главный водный путь, связывающий Онежское и ладожское озера с финским заливом, — рекаНева [2;6].
2.6.Битва на Неве и рождение Балтийского флота
(07мая 1703 г.)
Однаконачалом создания Балтийского флота является первая морская, а точнее, речнаяпобеда.
Ничегоне зная об успехах русских войск за последние дни, вице-адмирал Нумерс повелсвои корабли в восточную часть Финского залива.
Петр Iвыставил посты на восточной частипобережья финского залива. Заметив приближение неприятельских судов, оноповестил о них русские войска. Был дан приказ внимательно следить за действиемэскадры. Шведы, ничего не подозревая, подошли к устью Невы и салютовали о своемприбытии двумя выстрелами. В ответ раздались два ответных выстрела. Когдаобычные формальности были соблюдены, от шведской эскадры отделились два судна –восьмипушечная шнява «Астрильд» и десятипушечный бот «Гедан».
В ночьна 7 мая 1703 г. 30 шлюпок с солдатами Преображенского и Семеновского полковпод командованием Петра Iатаковали в устье Невы шведские корабли. Атака былажестокой. Преодолев упорное сопротивление, русские захватили два судна:«Астрильд» и «Гедан».
Битвана Неве положила начало славным победам российских моряков на Балтике ирождению Балтийского флота. За это сражение Петр Iи А.Д. Меньшиков были награжденыорденом св. Андрея Первозванного, все офицеры удостоены золотых, а солдаты иматросы серебряных медалей с надписью: «Небываемое бывает». Высокую наградуПетру Iвручил генерал-фельдмаршал Ф.А. Головин-первый кавалер упомянутого вышеордена [2;7].
Спустянесколько дней после этой победы на берегах Невы были заложены Петропавловскаякрепость и город Санкт-Петербург – будущая столица России.
2.7.Создание баз и верфей
Выходк Балтийскому морю позволил Петру Iприступить к постройкемногочисленного флота, в том числе и крупных кораблей.
СтроительствоБалтийского флота, начатое Петром Iв первые годы Северной войны,потребовало создания баз. Главной базой с начала ее постройки и в течение всейСеверной войны был Санкт – Петербург.
Выборместа для строительства этой базы оказался удачным. Заячий остров, на которомстроилась Петропавловская крепость, с трех сторон окружен водой, а с четвертой– неширокой протокой, за ней тянулись топкие болота. Подступиться к такомуострову было сложно.
Втечение лета 1705 г. шведы неоднократно подходили к Кроншлоту, чтобы уничтожитьрусские силы и прорваться к Петербургу, но каждый раз получали решительныйотпор. Прочность обороны морских и сухопутных подступов к Петербургу во многомобеспечивалась тем, что русское командование умело организовало тесноевзаимодействие сухопутных войск, флота и крепостной артиллерии. Попыткишведского флота приблизится к Петербургу, овладеть крепостью Кроншлот в августеи октябре 1705 г. не имели успеха.
Происшедшиесобытия показали, что Кроншлот и батареи на острове Котлин стали серьезнымпрепятствием на пути врага к Петербургу. Русские моряки и солдаты с честьювыполнили свой долг, мужественно сражались со шведами. Вместе с тем стало ясно,что флот осуществлял лишь оборонительные задачи. Он не вел активныхнаступательных действий, опасаясь отойти от Кроншлота и оставить фарватер беззащиты.
Вице — адмирал Крюйс предлагал Петру Iдополнительно укрепить Котлин и освободить флот от обороныустья Невы. Через год Петр Iодобрил это предложение и издал приказ построить на местеТолбухинской батареи крепость «Св. Александр» (Александршанец). Длительноевремя она являлась главным оборонительным сооружением на острове.
В ходеСеверной войны, по мере занятия побережья Балтийского моря, система базированияфлота расширялась. В 1710 г. передовая база парусного флота была перенесена вРевель. Для базирования гребного флота с 1710 г. использовался Выборг, с 1713г. – Гельсингфорс, с 1714 г. – Або. Для обеспечения высадки десантов напобережье Швеции с 1719 г. до конца войны в качестве временной базыиспользовался о. Лемланд (Аландские осрова) [2;12].
Расширениебазирования Балтийского флота позволило вынести оборону морских подступов кСанкт– Петербургу в западную часть Финского залива, организовать взаимодействиеармии и флота, создать условия для активных действий флота на Балтийском море.
Уже в1702 г. во дворцовом селе Сясьское Устье, стоявшем на месте впадения реки Сясьв Ладожское озеро, была основана судостроительная верфь, на которой Татищевзаложил 4 28-пушечных фрегата и 9 других судов. На Сясьской верфи корабли строилисьдо 1706 г.
В 1703г. началось строительство Олонецкой верфи (на реке Свирь, Лодейное поле).Первенцем Олонецкой верфи был 28-пушечный фрегат «Штандарт», который былприведен в Петербург под командованием самого Петра I. Уже к ноябрю 1703 г. на Олонецкойверфи строилось одновременно 50 судов, в том числе 7 фрегатов, 5 шняв, 7 галер,13 полугалер, 1 галиот и 13 бригантин [3;12].
Однаковерфи на Ладожском озере имели ряд неудобств: во-первых, бурная Ладога, мели ипороги Невы мешали проходу судов в Балтийское море, во-вторых, эти верфи былислишком удалены от моря. Поэтому Петр Iпринимает решение заложить верфьпочти в центре нового города, под прикрытием крепости святых Петра и Павла.
5ноября 1704 г. началось строительство вблизи моря Адмиралтейства и верфи, руководствопо сооружению которой возложили на губернатора Санкт-Петербурга А.Д. Меньшикова.Для возведения Санкт-Петербургской верфи использовали «рабочих людей»,присланных с Олонецкой верфи и др. уездов (Новгородского, Ростова Великого,Белозерского…). И уже в октябре 1705 г. на территории Адмиралтейства стоялидеревянные и мазанковые строения, все окна и двери которых выходили внутрьадмиралтейского двора.
К 1706г. строительство Адмиралтейской верфи в основном завершилось. Первое время,учитывая опасность нападения шведов, на верфи строились только малые парусные игребные судна. После разгрома шведов под Полтавой началась замена деревянныхсооружений каменными, устройство корабельных эллингов. Адмиралтейская верфьбыла самым крупным предприятием и в 1709г. на ней работало 900 человек [3;13].
5декабря 1709 г. был заложен первый линейный 54-пушечный корабль «Полтава»,названный в честь Полтавской победы над шведами 27 июня 1709 г. Работы на верфиприобрели широкий масштаб и в конце первой четверти XVIIIв. Адмиралтейская верфь стала однимиз самых крупных судостроительных предприятий в Европе.
Впрямой зависимости от Главного Адмиралтейства находилось до пятидесяти мелких исредних верфей, занимавшихся главным образом ремонтом кораблей (Кронверкская,Ревельская и т.д.) Следует отметить, что Адмиралтейство фактически занималосьне только судостроением (с 1712 по 1724 г.г. одновременно строилось от 5 до 10кораблей), но и различными смежными производствами. Поэтому Адмиралтействоследует рассматривать как целый судостроительный комплекс [3;24].
В этоже время на Кронверкской верфи начали строить скампавеи. В последствие, вразные годы, суда для Балтийского флота строились на Нарвской, Лужской,Ново-Ладожской, Выборгской, Абоской, Ижорской верфях, а с 1703 г. – на верфиСелецкий Рядок. До 1715 г. для Балтийского флота корабли строились и вАрхангельске [1;31].
Разгромшведской армии под Полтавой создал условия для дальнейшей борьбы за выход кБалтийскому морю. Центр тяжести переместился в район Балтийского моря, чемвозросла роль флота. Для усиления Балтийского флота из белого моря былипереведены 3 линейных корабля, 3 фрегата, построенные на Архангельской верфи.Наряду со строительством кораблей на отечественных верфях, для быстрогопополнения флота закупались корабли за границей. Постройка и вооружениекораблей за границей обходилось дешевле, чем в России (2/3 стоимости), однакокорабли были хуже отечественных по своим мореходным качествам. С 1715 по 1721г., в связи с расширением кораблестроения на отечественных верфях, покупкакораблей сократилась. Первостепенное значение Петр Iуделял строительству линейного флота[2;13].
Впериод с 1711 по 1714 г. в Петербурге и Архангельске строилось 15 линейныхкораблей, самые крупные из которых имели 90 пушек. Одновременно с созданиемпарусного флота Петр Iстроил гребной флот для действий в шхерных районах.
Опытвойны подтвердил правильность этого решения. Гребные судна строились на верфяхОлонецкой, С.-Петербургской, Выборгской, Ижорской, Лужской и в Або. За времяСеверной войны было построено 438 гребных судов. Основными типами гребных судовбыли скампавеи и галеры.
Строительствокораблей для Балтийского флота продолжалось и после завершения Северной войны.С 1722 по 1725 г. было построено 9 линейных кораблей, 3 фрегата, 1 шнява, 22вспомогательных и 1 гребное судно.
ВРоссии было построено примерно 900 военных судов, в том числе в Петербурге — 262. Из 48 линейных кораблей, имевшихся в русском флоте, 23 были построены наАдмиралтейской верфи, а из 305 галер и полугалер, 203 построены на Галерномдворе в Петербурге.
Наместе первого Адмиралтейства стоит памятник Петру I(сейчас это Сенатская площадь).
2.8.Утверждение нового штата корабельного
Балтийскогофлота
Впервые годы существования Балтийского флота штатного положения о числе кораблейне существовало. 14 октября 1715 г. для Балтийского флота было утвержденоштатное положение: 27 линейных кораблей, 6 фрегатов, 6 шняв и 3 бомбардирскихкорабля. В галерном флоте было определено иметь 120 галер, в т.ч. 9 больших.Один за другим вступали в строй новые корабли Главного Адмиралтейства и др.российских верфей. Флот готовился к решительному бою за обладанием моря [1;33].
Однакоштатное положение Балтийского флота постоянно изменялось, увеличивалась численностькораблей и калибра пушек. С 1720 г. все суда, кроме мелких, были разделены натри ранга. К первому рангу были отнесены трехпалубные корабли, ко второму –двухпалубные, к третьему – фрегаты.
Впервой половине 1723 г. под руководством и при участии Петра приступили кразработке «Табели о корабельных пропорциях», которая легла в основуутвержденного 1 мая 1732 г. нового штата корабельного Балтийского флота [2;13].
За 30лет (1696 – 1725) на российских верфях было построено 111 линейных кораблей, 38фрегатов, 60 бригантин, 67 крупных галер, до 300 транспортных и множество др.судов. Наши линейные корабли не уступали иностранным, а галеры успешнодействовали в шхерных районах балтийского моря против шведских военных судов.Занимаясь строительством флота, Петр Iмного заботился о его кадрах.Развитие флота шло комплексно, по цепочке, у основания которой стояли Петр Iс его флотоводцами и корабелами –Федором Апраксиным, Корнелиусом Крюйсом, Иваном Боцисом, Иваном и НаумомСинявиными, Федосеем Скляевым, Федором Салтыковым, Филиппом Пальчиковым и др.
К 1718г. большинство командных должностей занимали уже русские морские офицеры,получившие необходимые знания, опыт и отличившиеся в боях. Уже к 1725 г. личныйсостав флота был укомплектован силами, почерпнутыми исключительно внутриРоссии. Штатная численность личного состава флота изменялась почти ежегодно.Ежегодно из Азовского флота на Балтику прибывали не только судостроители, но иморяки. Всего на кораблях Балтийского флота полагалось иметь 13686 человек, изкоторых 2/3 составляли матросы и пушкари. Было утверждено и штатное положение очисленности экипажей галерного флота.
2.9.Создание учебных заведений для флота
Для подготовкикадров были созданы специальные навигацкая и адмиралтейская школы, Морскаяакадемия, где готовили офицерские кадры и корабелов. Созданная в январе 1701 г.по указу Петра Iшкола математических и навигацких наук была первым в Россиивоенно-морским учебным заведением. Значительная часть выпускников быланаправлена на строившийся в то время Балтийский флот.
ПоУказу Петра Iот 01.10.1715 г. 200 учеников старших (мореходных) классов былипереведены в Санкт-Петербург, где открылась Морская академия. Она помещалась вдоме Кикина на набережной Невы, где позднее был возведен Зимний дворец (сейчасэто Военно-Морской институт, который расположен на 12 линии Васильевскогоострова). Еще 100 человек были приняты на месте. Выпускникам присваивалосьзвание «гардемарин» (неофицерское звание), позже после 3-х летнего плаванияприсваивалось звание «лейтенант». По инициативе Петра в 1697 г. в русском флотебыло организовано великое посольство, одной из целей которого было изучениеморского дела за границей. Посольство посетило Пруссию, Польшу, Францию,Голландию, Англию, Австрию [2;14].
Всоставе великого посольства среди 30 человек, направленных для обучения заграницей, был и русский царь под именем Петр Михайлов. Он занимался изучениемкораблестроения и артиллерийского дела. С этой целью в Голландии он работает накорабельной верфи плотником, в Англии изучает теорию кораблестроения, вКенигсберге – искусство артиллерийской стрельбы. Постоянное внимание он уделялукомплектованию личного состава. Сам, изучая морское дело, Петр Iпривлекал к этому офицеров и солдатСеменовского и Преображенского полков. В первые годы существования флота егоофицерами и матросами были преображенцы и семеновцы, к ним присоединялисьохочие люди и иностранцы [1;19].
Открывшиесяв 1701 г. в Москве — школа математических и навигацких наук, а в 1715 г. вСанкт-Петербурге – Морская академия дали флоту очень много хороших моряков, сбольшой пользой послуживших Родине не только на морском поприще (художникВерещагин, академик Крылов, композитор Римский-Корсаков). Подготовка кадров дляБалтийского флота продолжалась в Московской школе математических и навигацскихнаук, а с 1716 г. и в созданной годом ранее в Петербурге Академии морскойгвардии [1;37].
2.10.Создание морской пехоты и наступательные действия молодого Балтийского флота
16ноября 1705 г. был издан Указ Петра Iо создании морского полка,положивший начало организации морской пехоты Российского флота. Первый полкморской пехоты, сформированный на Балтийском флоте, состоял из двух батальоновпо пяти рот.
ВСеверной войне морская пехота широко использовалась в морских боях и десантах.Командующий Балтийским корабельным флотом до 1713 г. вице – адмирал К.И. Крюйс,предпринимал суровые меры для укрепления дисциплины и обеспечения четкой организацииработ, готовился к новым сражения со шведами.
С 1708г. молодой флот России впервые стал проводить наступательные действия наБалтийском море. Корабли участвовали во всех действиях русских войск в прибрежныхрайонах, оказывали им артиллерийскую поддержку, высаживали десанты,осуществляли перевозки, устанавливали морскую блокаду приморских пунктов нанеприятельской территории.
Воспользовавшисьвойной шведов с Польшей, Петр укрепил свои позиции и целым рядом побед,завершившихся в 1709 г. Полтавской битвой, окончательно сломил гордость и славу«непобедимого» шведского короля Карла XII. За полтавскую баталию Петру Iбыл пожалован адмиральский чин;флаг, соответствовавший этому чину, был поднят на флагштоке подле его ставки[2;16].
В 1710г. было взятие ряда крепостей, из которых первым пал Выборг. Весной 1710 г.русские войска перешли в наступление на Карельском перешейке и в Прибалтике.При этом особое значение придавалось совместным усилиям армии и флота, блокадекрепости с моря и суши. К осуществлению блокады привлекались специальный корпусчисленностью 13 тыс. человек и силы Балтийского флота.
Русскоекомандование решило начать боевые действия ранней весной, когда Финский заливеще покрыт льдом, что лишало шведов использовать при обороне крепости свой флот.
15марта 1710 г. осадный корпус под командованием Ф.М. Апраксина, первым в Россииудостоенного высшего флотского чина генерал – адмирала, выступил в поход. Втечение 6 дней войска совершили 130-километровый переход по льду Финскогозалива от острова Котлин до Выборга и осадили его [1;28].
13июня Выборг был занят русскими войсками, победа была одержана благодаря умеломувзаимодействию армии и флота, высокой выучке и выносливости солдат и матросов.
Успешныйледовый поход большого числа парусных и гребных кораблей к Выборгу явился однимиз самых выдающихся подвигов молодого балтийского флота. Он показал высокуювыучку личного состава, зрелость офицеров, хорошие качества боевых итранспортных судов.
Менеечем через месяц русские войска праздновали успех – генерал – фельдмаршал Б.П.Шереметьев взял Ригу. Вслед за этим его войско заставило сдаться гарнизоныДинамюнде, Пернова, Ревеля – важнейших опорных пунктов на Балтийском море.
К 1712г. в ходе Северной войны, овладев Выборгом, южным побережьем Финского залива иРигой, Россия приобрела выход к Балтийскому морю. Тем самым были созданыпредпосылки для решения основной задачи войны – утверждения России наБалтийском море. Россия получила базы для флота и порты для торговли с ЗападнойЕвропой на побережье Финского и Рижского заливов. Однако шведский флотпродолжал господствовать на Балтийском море и в Финском заливе [2;17].
Чтобынанести Швеции окончательный удар и принудить ее к заключению выгодного дляРоссии мира, русское командование считало необходимым противопоставитьшведскому сильный Балтийский флот и перенести военные действия на территориюШвеции. Плацдармом для перенесения военных действий на территорию Швеции моглипослужить Дания или Финляндия, завоевание которой началось в 1710 г. занятиемВыборга и Кексгольма.
Сталоочевидным, что для овладения Финляндией нужен сильный флот. К весне 1713 г. нагалерной верфи в Санкт – Петербурге, на Олонецкой верфи, на реках Лиге и Ижоре,в Выборге было построено и подготовлено к походу свыше 200 гребных судов.
Военныедействия в Финляндии начались с освобождением Финского залива ото льда. В мае1713 г. от Котлина в Финские шхеры вышел русский гребной флот в составе 200судов с десантом в 16 тыс. человек. Со стороны его прикрывал корабельный флот.15 июля русский флот без противодействия занял Гельсингфорс (Хельсинки).
В 1714г. русское командование получило возможность перенести военные действия вШвецию. Основная задача перенесения военных действий возлагалась на флот.
Русскийгребной флот под командованием генерал – адмирала Ф.М. Апраксина, в составе 99галер и скампавей с 15 тыс. человек, 26 июня 1714 г. встал на якорь уТверминне. Путь в Або преградил шведский флот [2;17].
2.11.Гангутское сражение 1714 г.
Петр I, прибывший из Ревеля (Таллин), гдестояла парусная эскадра, решил осуществить прорыв в Або силами галерного флота.Он разработал план, отличающийся смелостью и оригинальностью.
Принявперебросить галеры в шхеры севернее полуострова Гангут через его самую узкуючасть, Петр приказал построить деревянный настил – переволоку длиной 2,5 км.Расчет был на внезапное появление в тылу противника. Воспользовавшись штилем,русский авангард обошел шведские корабли мористее, вне дальности ихартиллерийского огня [2;17].
Используяблагоприятные погодные условия, перегруппировку шведского флота, отряд русскихкораблей в составе 98 скампавей и с 15-тысячным десантом совершил прорыв вАбоские шхеры.
Послеотказа шведов о сдаче русские атаковали корабли неприятеля. Ожесточенным огнемшведских кораблей были отбиты две атаки русских. Третья была направлена нафланговые корабли шведов, что не позволило им использовать преимущество вартиллерии [1;28].
Послеупорного сопротивления спустил флаг и флагманский фрегат Эреншельда. Были взятыв плен 10 шведских кораблей.
Гагнутскоесражение было первой крупной победой регулярного флота России над шведскимфлотом. Умелое использование преимуществ гребного флота в шхерах, правильныйвыбор места прорыва, решительность действий командования, героизм офицеров иматросов позволили русским нанести поражение части сил противника в присутствиипревосходящего шведского флота.
Победапри Гангуте имела большое военно–политическое значение, обеспечив успешныедействия войск в Финлянднии и создав условия для переноса военных действий натерритории Швеции. В результате, русский флот получил свободу действий вФинском и Ботническом заливах. Была учреждена специальная медаль «В памятьбитвы при Тверемюнде близ Ганге-Удда.1714», а Петр Iполучил чин вице – адмирала. 130офицеров были награждены золотыми медалями, 3284 нижних чина – серебряными[2;18].
Помере развития военного флота шел поиск наилучшего рисунка военно-морскогофлага. Наконец в 1712 г. был принятАндреевский флаг. В борьбе молодого Российского флота с неприятелем родилисьзнаменитые петровские заповеди: «Флага перед неприятелем не спускать на прикаких обстоятельствах» и др. Они легли в основу боевых традиций Российскогофлота.
Инициативабоевых действий на Балтике полностью перешла к русскому флоту.
2.12.Ништадский мир (30 августа 1721 г.)
Дальнейшееразвитие, строительство и укрепление Балтийского флота проходило в условияхпродолжающейся Северной войны.
ПослеГангутского сражения успех русских на Балтике начал развиваться и привел к рядуновых побед.
Десантныйкорпус был перекинут на шведский берег, где произвел ощутительные разрушения.Это была настоящая морская победа, наглядно показавшая развитие чисто морскогоуспеха. Возрастающее морское могущество России возбудило завистливые опасенияАнглии, и она, заключив союз со шведами, прислала эскадру на Балтийское море всоставе 35 вымпелов. Наш флот был значительнее слабее, но союзники не решалисьего атаковать, а принудили только бездействовать. Между тем русская гребнаяфлотилия с десантом пошла к шведским берегам, завладела побережьем на 30 слишним верст в глубь страны, а 27 июля 1720 г. одержала победу над шведскимфлотом у острова Гренгам [2;18].
Создавфлот на Балтийском море, Петр Iперенес военные действия на шведские берега. Успех осталсяна стороне России. Истомленные неудачами шведы заключили 30 августа 1721 г.давно желанный мир в Ништадте, по которому к России отошли Лифляндия,Эстландия, Ингрия, часть Карелии и часть Финляндии с Выборгом. Таким образом,благодаря приобретениям и сильному флоту, Россия получила преобладание на Балтийскомморе, что сулило в будущем расширение русской торговли и экономических связей[1;29].
Впервой половине XVIIIв. в честь победы русского флота при Гангуте (1714 г.) иГрингаме (1720 г.) в Санкт-Петербурге была воздвигнута Пантелеймоновская церьковь(храм первым морякам) — Гантговский мемориал (сейчас находится на улицеПестеля).
2.13.Укрепление Балтийского флота
К 1722г. Россия имела флот, который ставил ее в ряды самых могучих морских державтого времени. Большинство кораблей строились на эллингах ПетербургскогоАдмиралтейства. Верфь в устье Невы стала крупнейшим судостроительнымпредприятием. В 1724 г. Балтийский флот имел в своем составе 32 линейныхкорабля, 16 фрегатов, 8 шняв, 85 галер и много небольших парусных и гребныхсудов [3;33].
Однакоразвитие и укрепление Балтийского флота требовало строительства и введения встрой новых кораблей.
Новымв организации флота было создание постоянного соединения гребных судов сприписанными к нему десантными войсками, предназначенными для совместныхдействий в шхерных районах. За время северной войны было построено 438 гребныхсудов.
В 1720г. в Галерном дворе в Петербурге Ефим Никонов заложил «потаенное судно» — первую подводную лодку. В 1724 г. а присутствии Петра Iсудно спустили на воду, однако припогружении днище его получило повреждение. После смерти Петра Iизобретателю завершить нача