МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Юридический институтКафедраИстории государства и праваКУРСОВАЯРАБОТАпо предмету:История государства и права Россиина тему: Реформы и государственныепреобразования в России во второй половине XIXвека. Выполнил: студент 2 курса Поелуев А. В.
МОСКВА, 1 9 9 9
ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC o «1-2»
ВВЕДЕНИЕ… PAGEREF_Toc450999089 h 3
I. ПРЕДПОСЫЛКИ РЕФОРМ… PAGEREF_Toc450999090 h 4
2. ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА… PAGEREF_Toc450999091 h 4
3. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСОСЛОВНОГОСАМОУПРАВЛЕНИЯ… PAGEREF_Toc450999092 h 7
4. СУДЕБНАЯ РЕФОРМА … PAGEREF _Toc450999093 h 8
5. ВОЕННАЯ РЕФОРМА … PAGEREF _Toc450999094 h 11
6. РЕФОРМА ПОЛИЦИИ И ТЮРЕМНОЙ СИСТЕМЫ… PAGEREF_Toc450999095 h 12
7. ФИНАНСОВАЯ РЕФОРМА … PAGEREF _Toc450999096 h 15
8. РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ПРОСВЕЩЕНИЯИ ЦЕНЗУРЫ… PAGEREF_Toc450999097 h 16
9. РОЛЬ ЦЕРКВИ В СИСТЕМЕГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ… PAGEREF_Toc450999098 h 17
10. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙСИСТЕМЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.… PAGEREF_Toc450999099 h 18
11. ВОПРОС О«КОНСТИТУЦИОННЫХ» РЕФОРМАХ… PAGEREF_Toc450999100 h 19
12. КОНТРРЕФОРМЫ 80-90-Х ГОДОВ… PAGEREF_Toc450999101 h 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… PAGEREF_Toc450999102 h 23
Список литературы… PAGEREF_Toc450999103 h 24ВВЕДЕНИЕ
Тема реформ государственного аппарата и развития права России во второй половине ХIХ века – одна из ключевых в отечественной правовойнауке. И не случайно она всегда привлекала к себе пристальное вниманиеисследователей.
К середине XIXвека явственно проявилось отставание России отпередовых капиталистических государств в экономической и социально-политическойсферах. Международные события середины века показали ее значительное ослаблениеи во внешнеполитической области. Поэтому главной целью внутренней политикиправительства во второй половине XIXвека былоприведение экономической и социально-политической системы России в соответствиес потребностями времени. Одновременно внутренняя политика была направлена насохранение самодержавия и господствующего положения дворян.
На внутреннюю политику оказывали влияние многиефакторы: поступательное экономическое развитие (укрепление капиталистическогоуклада), изменения в социальной структуре (появление новых классов и социальныхслоев), мощный подъем общественного движения.
Во внутренней политике России второй половины XIXвека выделяются три этапа. Первый – подготовка иосуществление крестьянской реформы. Второй – проведение буржуазных реформ60-70-х годов. Третий – изменение в 80-90-х годах правительственного курса,усиление в нем консервативных тенденций (поворот «вправо»).
В даннойкурсовой работе освещается весь комплекс реформ, в том числе и такиесравнительно менее известные, как реформы полиции и тюремной системы, цензуры,церковного управления (как одной из отраслей государственного управления).
1.
КсерединеXIX столетия общий кризисфеодально-крепостнической системы, назревавший еще с концаXVIII века, достиг наибольшей остроты.
Феодально-крепостническийстрой исчерпал возможности своего развития. Незаинтересованность крепостногоработника в результатах своего труда исключала возможность применения машин иулучшения агротехники в крепостных имениях. Значительная масса помещиков всееще видела главный способ повышения доходности имений в увеличении повинностейкрестьян, увеличивая барщину до7 дней внеделю и переводя крестьян на месячину" (паек) или увеличивая оброк,который нередко стал превышать хозяйственные возможности крестьян. Непрерывноувеличение повинностей вело к разорению крестьянства, систематическимголодовкам, что в свою очередь пагубно сказывалось на помещичьем хозяйстве. Всвязи с этим некоторые помещики пытались перейти к использованию вольнонаемноготруда и машин, другие просто разорялись, закладывая земли и крепостных крестьянв банках. Страдала и казна, ведь за крестьянами числились десятки миллионоврублей недоимок (долгов) по государственным налогам и сборам.
Сохранениефеодально-крепостнических отношений серьезно тормозило развитие промышленности.Ведь в промышленности, особенно горной и металлургической на Урале, широкоиспользовался труд крепостных, так называемых посессионных рабочих, т. е. крестьян, которые отрабатывали барщину назаводах. Труд был настолько неэффективен, что владельцы заводов сами стремилисьот них избавиться, и обращались к правительству с соответствующими просьбами.Однако вольнонаемных рабочих было найти трудно. Поскольку основная массанаселения была закрепощена, то промышленность не имела необходимого рынкасвободной рабочей силы. Препятствовала развитию промышленности узость рынкасбыта, так как нищее крестьянство, составляющее подавляющее большинствонаселения страны, не имело средств на покупку промышленных товаров. Все этопородило все обострявшийся экономический и политический кризис в стране.Кризисная ситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитииреволюционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 гг.
Событием,которое ускорило ликвидацию феодального строя, была Крымская война1853-1856 гг., закончившаяся поражениемцарского правительства. Война показала отсталость и бессилие крепостническогостроя, неэффективность социальной и экономической систем России. Рекрутскиенаборы, повышенные налоги и повинности, расстройство торговли и промышленностиобострили нужду и бедствия угнетенных масс выше обычного уровня. Военныепоражения привели в ряды оппозиции значительные слои буржуазии и дворянства. Вэтой обстановке правительство сочло необходимым приступить к подготовке реформыпо отмене крепостного права. Уже вскоре после заключения Парижского мирногодоговора, завершившего Крымскую войну, новый царь АлександрII (сменивший на престоле умершего в феврале1855 года НиколаяI), выступая с речью в Москве перед предводителями дворянскихобществ, сказал, имея в виду отмену крепостного права, что лучше, чтобы этопроизошло сверху, нежели снизу.2.
Подготовкакрестьянской реформы началась в1857 году.Сначала с этой целью был создан Секретный комитет по крестьянскому делу,однако уже осенью того же года пришлось приоткрыть завесу секретности, иСекретный комитет был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам.Одновременно были созданы Редакционные комиссии и губернские комитеты. Все этиучреждения состояли исключительно из дворян. В них не были допущены дажепредставители буржуазии, не говоря уже о крестьянах.
Подъемкрестьянского движения заставил правительство ускорить подготовку реформы иотвергнуть попытки реакционных крепостнических кругов отпустить крестьян«на волю» без земли, и хотя бы затормозить реформу. Однако рядпредложений, исходящих от этих кругов, был учтен правительством назаключительном этапе подготовки реформы. Выступая на заседании Государственногосовета при обсуждении проекта реформы, император подчеркнул, что «все, чтоможно было сделать для защиты интересов дворянства, было сделано».
19февраля1861 г. манифест «Общее положение окрестьян вышедших из крепостной зависимости» и другие акты о крестьянскойреформе (всего17 актов) были подписаныцарем.
Законыот19 февраля1861 г. разрешили четыре вопроса:
1) о личномосвобождении крестьян;
2) о земельныхнаделах и повинностях освобожденных крестьян;
3) о выкупе крестьянамисвоих земельных наделов;
4) об организациикрестьянского управления.
Рассмотримкаждый из этих вопросов. С момента опубликования Манифеста об освобождениикрестьян прекращалось право помещика распоряжаться личностью крестьянина:продавать, покупать, дарить как вещь, насильно женить и выдавать замуж,переселять с места на место, отдавать в услужение и в работы, произвольно посвоему усмотрению наказывать. Крестьяне получили личные и имущественные права, в томчисле на самостоятельное, без разрешения помещика, вступление в брак;заключение договоров и обязательств с частными лицами и казной; свободноезанятие торговлей и промышленностью; ведение своих судебных дел; участие в работе органов общественногосамоуправления; поступление на службу, на учебу; приобретение движимой инедвижимой собственности; наследование имущества и т. д.
Законустановил 2-летний срок для составления уставных грамот, в которых определялисьвзаимоотношения помещиков и крестьян.
Характерно,что уставные грамоты составлялись помещиками, а их соответствие законуудостоверяли мировые посредники.Мировыепосредники по идее должны были улаживать конфликты между помещиками икрестьянами, но ведь они сами назначались Сенатом по представлению губернаторовиз числа местных дворян-помещиков. Кстати, уставная грамота лишь зачитываласькрестьянам на сельском сходе, подписи крестьян под этой грамотой былинеобязательны.
Втечение этих2 лет крестьяне обязаны былиотбывать прочие повинности (барщину, оброк) в пользу помещиков, за которыми сохранялосьправо вотчинной полиции и попечительства. Право продажи крестьян, отдачи их вуслужение или в исправительные заведения, переселение крестьян, распоряжения ихбрачной судьбой отменялись немедленно. С составлением уставной грамотыкрестьяне получали земельные наделы, но впредь до заключения выкупной сделкисчитались «временнообязанными». Это означало, что вся земля ещесчиталась собственностью помещика, за пользование ею крестьяне несли повинности(барщину и оброк). И лишь с заключением выкупной сделки и выплатой первоговзноса за землю крестьяне приобретали статус крестьян-собственников и получаливсе права свободных сельских обывателей. Но и тогда сохранялись пережитки ихфеодальной неполноправности. Они оставались податным сословием, т. е. были обязанынести рекрутскую повинность, платили подушную подать (налог), могли бытьподвергнуты телесным наказаниям (от чего были освобождены привилегированныесословия-дворяне и духовенство, а также почетные граждане- буржуазия, интеллигенция).
Какуже говорилось, крестьяне при освобождении наделялись землей- приусадебным участком и полевым наделом (заисключением дворовых, т. е. состоявших в штате дворовых слуг помещика), причемнаделялись в обязательном порядке и даже не моглиот той земли отказаться или передать в течение9 лет после закона о реформе. Установлениетакого порядка объяснялось полицейскими соображениями. Правительство стремилосьизбежать нежелательного скопления в городах лишенных земли, работы и средств ксуществованию бывших крестьян, способных на массовые беспорядки и восстания.
Чтоже касается размеров полевых земельных наделов, передаваемых крестьянам, иразмеров и порядка их выкупа у помещиков, то все это в законе определялось сучетом исключительно интересов помещиков.
Губерниивеликорусские, левобережной и южной Украины, восточной Белоруссии, в которых впервую очередь проводилась реформа, делились на3 полосы в зависимости от качества земли: нечерноземную, черноземную истепную. В каждой полосе были установлены свои нормы наделения крестьян землей.Эти нормы были, как правило, меньше того количества земли, которымкрестьяне фактически пользовались до реформы. Мелкопоместным помещикам,владевшим небольшим количеством земли, предоставлено было право выделятькрестьянам наделы меньше установленной нормы. Наконец, крестьяне по соглашениюс помещиками могли получить так называемый «даровой» надел (безвыкупа) размером0,25 низшей нормы.Поэтому в ходе реформы у крестьян часть земли была отрезана. Всего былоотрезано свыше5 млн. га земли, что составлялов среднем около20% крестьянскихземель в некоторых губерниях потерикрестьян доходили до40% той земли,которой они пользовались до реформы.
Размерывыкупных платежей определялись не стоимостью земли, а размерами дореформенных крестьянских феодальных повинностей(оброка). Исчислялся капитал, которыйпри ежегодном обороте приносил бы в виде6%сумму прежнего годового оброка. Размер капитала и составлял выкупную сумму.Таким образом, размер выкупного платежа был гораздо выше стоимости земли, он включалфактически и стоимость личности крестьян. Характерно, что вся надельная земляпо тогдашней рыночной цене стоила 544 млн. рублей, крестьяне же должны были занее заплатить 867 млн. рублей.
20-25%выкупной суммыкрестьяне выплачивали наличными деньгами, а75-80% помещики получали от государства, которое в свою очередь взыскивало эти деньги с крестьянв рассрочку в течение49 лет в форме выкупных платежей (выкупной платеж составлял 6% ссуды).
Всего за40лет с лишним крестьяне вместе с процентами выплатили государству около2 млрд. рублей, т. е. вчетверо большетого, что стоила переданная им земля.
Наосновной части территории страны (Великороссии, большей части нынешней Украины и Белоруссии)сохранялась общинная форма землепользования. Община являлась собственником земли, так как она (а не каждый отдельныйкрестьянин) выкупала землю, и внутри общины эта земля периодическиперераспределялась между крестьянскими дворами. Община платила налоги и повинности,распределяла их между своими членами. Все члены общины в отношении выплатыналогов, повинностей и, выкупных платежей были связаны круговой порукой и занеплательщиков платили исправные плательщики. Но община в свою очередь могланеплательщика наказать вплоть до публичной порки по решению сельского схода илипринудительно отдать на заработки. Сохранение общинной собственности на землю,связывая инициативу предприимчивости крестьян, серьезно тормозило экономическоеразвитие деревни.
Но вместе с тем община создавала длякрестьянина определенную социальную защищенность от внезапного разорения послучаю болезни, смерти кормильца и т. д. Этим и объяснялась в значительной мереустойчивость русской общины.
Органами крестьянского самоуправления всельских обществах, объединявших крестьян-домохозяев в селах, являлись сельскиесходы, избиравшие сельских старост и других должностных лиц. Сходы решаливопросы порядка пользования землей, увольнения из общины и приема в нее,взыскания недоимок. Сельские общества объединялись в более крупные единицы- волости с населением от 300 до2000 человек. Выборные должностные лица общини волостей- сельские старосты (в периодвременнообязанного состояния являлись фактическими помощниками помещика),волостные старшины, волостные судьи обеспечивали исправную выплату налогов ивыполняли мелкие полицейские функции. Их, деятельность контролировали мировыепосредники. Так на место сеньориальной власти отдельных помещиков былапоставлена власть представителей дворянства-мировых посредников. Общее руководство деятельностью мировых посредниковосуществляли губернские по крестьянским делам под председательством губернаторов.
В тех регионах, где до реформы не былообщинного землепользования (бывшее Царство Польское, Западный край, Прибалтика,Север, Сибирь и т. д.), устанавливался подворно-участковый порядокнаследственного землевладения. Он давал возможность крестьянину более свободнораспоряжаться землей, хотя отчуждать ее можно было лишь с согласия сельскогосхода и лишь по истечении 9 лет с момента объявления реформы.
Таковыбыли условия освобождения от крепостного права помещичьих крестьян, которыесоставляли до2/3 общей массыкрестьянства. Однако были и другие категории крестьянства:
- удельные (т. е. принадлежавшие царской фамилии иуправлявшиеся Департаментом уделов);
- государственные крестьяне;
- крепостные рабочие.
Удельные и государственные крестьяне получили практическивсю землю, которой они пользовались до реформы, на более легких условиях, чемпомещичьи крестьяне. Крепостные рабочие (главным образом на уральских заводах)получали усадьбы, но полевой надел лишь в том случае, если он у них был дореформы.3.
Требованияреформ государственного аппарата, вчастности местного управления, судебной системы, полицейских органов, органыцензуры, были высказаны либеральными слоями дворянства еще во время подготовкикрестьянской реформы. После введения крестьянской реформы правительствоубедилось, что этих реформ не избежать, и начало их подготовку.
Одной из наиболее крупных реформявилось учреждение местного самоуправления.
Земскаяреформа
1января1864 г. император Александр IIутвердил «Положение о губернских и уездных земскихучреждениях». В соответствии с этим положением в каждой губернии и в каждомуезде избирались губернские и уездные земские собрания. Эти собрания всвою очередь избирали исполнительно-распорядительные органы- уездные и губернские земские управы. Земскиесобрания и управы избирались сроком на три года. Губернское земское собраниеизбиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался вдолжности губернатором, председатель губернской управы – министром внутреннихдел
Выборы были бессословные, но от участия в них отстранялисьженщины, учащиеся, народные учителя, «находящиеся в услужении у частных лиц» (вэту категорию наряду со слугами входили также рабочие и служащие частныхпромышленных предприятий), и т.д., а также армия и полиция, поскольку онисчитались вне политики.
Населениемизбирались лишь члены уездных земских собраний, причем избиратели делились натри избирательные курии: уездных землевладельцев, городских избирателей ивыборных от сельских общин.Если для избирателей первых двух курий, имевших высокий имущественный ценз,выборы были прямыми, то для крестьян, избиравших по третьей курии, выборы былимногостепенными.
Губернскиеземские собрания избирались депутатами (они назывались «гласными»)уездных земских собраний. Избирательная система составлялась с таким расчетом, чтобыобеспечить фактическое преобладание в органах земского самоуправлениядворянства, хотя формально органы эти быливсесословные.Городская реформа
Пообразцу земских учреждений в1870 г. былисозданы сословные органы городского самоуправления. Всоответствии с "Городовым положением"16 июня 1870 г.в городах избирались сроком на4 года городскиеДумы, которые в свою очередь создавали исполнительно-распорядительныеорганы — городские управы во главе с городским головой.
Правомучаствовать в выборах в городские Думы пользовались лишь плательщики городскихналогов. Все участвовавшие в выборах, разделялись на три избирательныхсобрания: в состав первого включались наиболее крупные налогоплательщики,платившие в общей сложности1/3 всехгородских налогов; во втором собрании участвовали менее крупныеналогоплательщики, платившие вторую треть налогов; в третьем собрании всеостальные мелкие налогоплательщики, платившие оставшуюся треть общей суммыналогов. Такая система выборов давала преимущества в городских думах крупной буржуазии и крупному дворянству,владевшему городскими домами-усадьбами. Так, в Москве две первые курии,избиравшие2/3 членов городской думы,составляли всего лишь 13 % всех избирателей. При этом нужно учитывать, чточисло избирателей было невелико. Оно, например, в Петербурге и Москве непревышало в то время20-21 тыс. человек,т. е.5% взрослого населения этихгородов. Учитывая, что как в земских, так и в городских учреждениях ведущаяроль предназначалась дворянству, органы местного самоуправления не создавалисьв тех местностях, где дворянства не было, как, например, в Сибири, или же онобыло нерусским по национальности (Польша, Литва, Правобережная Украина,западные районы Белоруссии, Кавказ). Да и в русских губерниях создание земскихучреждений растянулось на многие десятилетия и было завершено лишь послереволюции1905-1907 гг.
Вкомпетенцию городской Думы входили вопросы: о назначении выборных должностныхлиц, установлении городских сборов, сложении недоимок, установления правил озаведовании городским имуществом, о приобретении городской недвижимости, озаймах.
Надзорза деятельностью городских дум и управ осуществляло губернское по городскимделам присутствие, состоявшее из чиновников, под председательством губернатора.Присутствие принимало жалобы на действия органов городского самоуправления иконтролировало их хозяйственную деятельность.
Расходы Думы складывались из расходов по управлению,на общественные здания и помещения, городские займы, на учебные иблаготворительные заведения, содержание воинских частей, полиции и тюрем. Сметурасходов и доходов контролировал губернатор.
Губернаторамбыло предоставлено право приостанавливать действие постановлений органовсамоуправления, отказывать в утверждениив должности любого чиновника местных учреждений (в том числе и в органахсамоуправления), закрывать собрания разных частных клубов, обществ и артелей.Характерная деталь: постановления органов самоуправления в жизнь должна былипроводить полиция, но она им не подчинялась, а выполняла лишь приказы губернатора. Следовательно, выполнение решенияоргана местного самоуправления напрямую зависело от губернатора.
Но в целом создание новыхорганов самоуправления способствовало становлению общественно-политической икультурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских городов. 4. СУДЕБНАЯРЕФОРМА (1864 г.)
Структуру дореформенной судебной системы составлялиразнообразные исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной.
Старый дореформенный суд особо противоречилпотребностям буржуазного развития страны. Во-первых, суд находился в полнойзависимости от администрации, которая вмешивалась в решения судебных дел, носилсугубо сословный характер (для каждого сословия были свои судебные органы). Следствиепроводилось полицией, гласности судебного процесса не существовало, равнои состязательности. В судах царили неописуемаяволокита(дела тянулись многие годы),взяточничество и дикий произвол. Все это вызывало всеобщее недовольствосуществовавшей судебной системой.
Подготовкасудебной реформы началась еще в1861 г. Вней участвовал ряд известных юристов (С. И. Зарудный, Д. А. Ровинский, и др.).20 ноября1864г. после рассмотрения в Государственном совете царь утвердил судебные уставы.Всего было введено в действие четыре акта:
1)Учреждения судебныхустановлений;
2)Устав уголовногосудопроизводства;
3)Устав гражданскогосудопроизводства;
4)Устав о наказаниях,налагаемых мировыми судьями.
Сампорядок судопроизводства был перестроен на основе следующих принципов равенствавсех перед законом и судом, отделения суда от администрации иосуществления правосудия только судом, создания всесословного суда,состязательности, несменяемости судей и следователей, гласности, устности, непосредственности, праваобвиняемого на защиту, прокурорского надзора, выборности (мировых судей иприсяжных заседателей). Введена оценка доказательств по внутреннему судейскомуубеждению вместо системы формальных доказательств.
Судебныеуставы предусматривали создание бессословных судебных учреждений двух типов- общих судов и мировых судов.
Мировые суды учреждались для рассмотрения мелкихуголовных и гражданских дел. Дела решались мировыми судьями единолично впорядке упрощенного судопроизводства. Мировые судьи, а их было несколько вкаждом уезде и городе, избирались уездными земскими собраниями из лиц, имевшихвысшее или средне образование, высокий имущественный ценз, который несколькоснижался только для отставных офицеров.
Приговорили решение мирового судьи можно было обжаловать в уездный съезд мировыхсудей (в апелляционном порядке), и,наконец,в кассационном порядке в Сенат.
Системаобщих судов состояла из окружных судов и судебных палат. Первойинстанцией системы общих судов был окружной суд. Их было учреждено106. Обычно судебный округ совпадал стерриторией губернии. Именно в окружном суде рассматривалась основная массасудебных дел, как уголовных, так и гражданских
Теуголовные дела, по которым подсудимым грозили наказания, связанные с лишениемили ограничением гражданских прав, рассматривались с участием присяжныхзаседателей. Заседание окружного суда с участием присяжных заседателейпроисходили следующим образом — судебным заседанием руководилпредседатель коллегии коронных судей (судебныхчиновников). Он же по окончании судоговорения делал заключение и ставил вопросперед присяжными. Присяжные, удалившись в совещательную комнату, выносиливердикт- виновен или невиновенподсудимый, если виновен, то заслуживаетли снисхождения. Иными словами вопрос о виновности присяжные решалисамостоятельно, независимо от коронных судей. Затем коронные судьи уже безучастия присяжных определяли меру наказания и выносили приговор. Приговорысуда, вынесенные с участием присяжных заседателей, не подлежали апелляции, амогли быть обжалованы лишь в Сенат в кассационном порядке по признакуформального нарушения процессуальногозакона.
Имущественныйценз, необходимый для включения в состав присяжных, был сравнительно высок. Вприсяжные допускались крестьяне, занимавшие должности в крестьянскомсамоуправлении- сельские старосты,волостные старшины и т. д. Но присяжные не избирались, а назначались. Порядокподбора присяжных был такой: специальные комиссии в уездах подпредседательством уездных предводителейдворянства составляли списки лиц, могущих быть присяжными. Эти спискипередавались председателям окружных судов, а те уже составляли спискиприсяжных: годовые, месячные и на конкретные заседания. Следовательно, решающуюроль в подборе присяжных играли предводители дворянства и председатели судов,то есть представители сословия дворян.
Второйинстанцией по всем уголовным и гражданским делам (за исключением уголовных дел,решаемых с участием присяжных) выступали судебные палаты. Их было всего14, каждая из них направляла деятельность8-10 окружных судов. Вместе с тем судебнаяпалата рассматривала в качестве первой инстанции дела по обвинению впреступлениях государственных, должностных и некоторых иных. Эти дела судебнаяпалата рассматривала с участием сословных представителей: губернского и одногоиз уездных предводителей дворянства, городского головы губернского города иодного из волостных старшин по жребию. Сословные представители заседали в однойколлегии с коронными судьями (чиновниками), что фактически сводило к нулю рольэтих представителей.
Высшейсудебной инстанцией стал Сенат, в котором были созданы кассационныедепартаменты. Кроме того, при Сенате 1872г. было учреждено Особое присутствие Сената для рассмотрения особо важных политических дел. Наконец, делавысших должностных лиц и особо важные дела могли рассматриваться в Верховномуголовном суде, состав которого по каждому конкретному делу назначалсяимператором.
Предварительноеследствие было изъято из полиции и передано вновь учрежденному институтусудебных следователей, действовавших под общим надзором прокуратуры, но невходивших в ее состав, а причисленных к окружным судам и пользовавшихся правомнесменяемости.
Реорганизовываласьпрокуратура. Ее главной задачей стало поддержание государственногообвинения в суде, надзор за деятельностьюсудебных следователей, полиции, судов и мест заключения. Особое вниманиеуделялось подбору судебных и прокурорских кадров. Для назначения членом суда,судебным следователем или на прокурорскую должность надо было иметь высшееюридическое образование, стаж работы в правоохранительных органах не менее5 лет и отличаться «благопристойнымповедением». Выпускники юридических факультетов университетов обычностажировались при судах не менее5 лет вкачестве кандидатов на судебные должности. Одновременно учреждалась адвокатура.Адвокаты делились на две категории: присяжных поверенных выступавшихзащитниками в судах всех видов, и частных поверенных, имевших правовыступать лишь в мировых судах по разрешению суда и по доверенности одной изсторон (этот институт был учрежден в 1874 г. в связи с нехваткой присяжныхповеренных).
Присяжныеповеренные должны были иметь высшее юридическое образование и стаж работы вкачестве помощника присяжного поверенного не менее5 лет, после чего обязаны были сдатьэкзамен на право самостоятельного ведения дел.
Судебнаяреформа была наиболее последовательной буржуазной реформой по сравнению сдругими. Но и она сохраняла серьезные пережитки феодальных порядков. Отделениесуда отадминистрации былонепоследовательным: Сенат, высший судебный орган страны, одновременно был иадминистративным учреждением. Местные суды фактически контролировалисьгубернаторами
Принципнесменяемости судей и судебных следователей правительство также обходило.Например, широко практиковалось назначение исполняющих обязанности судебныхследователей, которых годами не утверждали в должности, поскольку в этом случаена них не распространялся принцип несменяемости. Бессословные по принципаморганизации мировые и общие суды фактически почти полностью состояли из дворян,так как высшее образование и необходимый имущественный ценз в те времена имелипреимущественно дворяне.
Сохраненыбыли и чисто сословные суды- духовные,которые кроме дел духовенства, рассматривали и некоторые дела светских(например, бракоразводные дела), крестьянские волостные суды, разбиравшиемелкие тяжбы между крестьянами.
Совторой половины 60-х годов правительство начинает наступление на новые судебныеуставы, стремясь ликвидировать тип несменяемости судей и ограничить компетенциюсуда присяжных. В1866 г. из окружныхсудов в судебные палаты передаются дела о преступлениях в печати, в1878 г. — дела о неповиновения властям,оскорбле