МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждениеобразования:
«БЕЛОРУССКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет Технологии органическихвеществ
Специальность 1-48 01 02, специализация 1-4801 02 06
Технология переработки пластмасс
Реферат на тему:
«Реализации генерального плана «Ост» натерритории Белоруссии»
Выполнил студент
V курса, 1 гр ТОВ.
Кардаш А.В.
Руководитель
доц. Сакович В. С.
Минск 2004 г.СОДЕРЖАНИЕ
TOC o «1-3» h z u СОДЕРЖАНИЕ… PAGEREF _Toc90024808 h 2
ВВЕДЕНИЕ… PAGEREF _Toc90024809 h 3
1.«Новыйпорядок» генеральный план «ОСТ». PAGEREF _Toc90024810 h 4
1.1. Замечанияи предложения по генеральному плану «Ост» рейхсфюрера войск СС PAGEREF _Toc90024811 h 7
1.2. Общие замечанияпо генеральному плану «Ост». PAGEREF _Toc90024812 h 7
1.3. Общиезамечания по вопросу об онемечивании.PAGEREF _Toc90024813 h 10
2. План “Ост”применительно к белорусам.PAGEREF _Toc90024814 h 11
3. ПисьмоБормана Розенбергу относительно политики на оккупированных территориях… PAGEREF _Toc90024815 h 12
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.PAGEREF _Toc90024816 h 14
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа предоставляет возможность узнать одолгосрочных планах захватчиков, о том будущем, которые они уготовили нашемународу. Прочтя эти документы, вы сможете в полной мере оценить не тольковоенную доблесть отцов и дедов, но также значение их победы для судьбы Родины.Ее превращение в питательную среду для Рейха, вытеснение коренного населения впользу немецких поселенцев, форсированное сокращение численности славянских ииных народов СССР, ликвидация их культуры и государственности — вот чего намтогда удалось избежать.
Гитлеровская политика геноцида наиболее ярковоплотилась в генеральном плане «Ост», который разработало главное имперскоеуправление безопасности под руководством Гиммлерасовместно с восточным министерством Розенберга. До сего времени подлинный план«Ост» не обнаружен. Однако после разгрома фашистской Германии был найден ипредоставлен в распоряжение Нюрнбергского военного трибунала весьма ценныйдокумент, который позволяет составить представление об этом плане и вообще ополитике германского империализма по отношению к народам Восточной Европы. Речьидет о “Замечаниях и предложениях по генеральному плану «Ост» рейхсфюрера войск СС”. Этот документ был подписан 27 апреля1942 г. Э. Ветцелем — начальником отдела колонизации1-го главного политического управления “восточного министерства”.
1.«Новый порядок» генеральныйплан «ОСТ»
Холокост на территории СССР невозможно понять иоценить вне контекста нацистской оккупационной политики применительно ко всемнародам Советского Союза. На оккупированной советской территории оказалисьоколо 80 миллионов беззащитных женщин, детей и стариков. В подавляющембольшинстве это были представители славянских народов: русские, украинцы,белорусы. Для целей нашего исследования важно выяснить общее и особенное всудьбах евреев и представителей других национальностей, оказавшихся воккупации. В этом разделе мы дадим общую характеристику политики оккупационныхвластей по отношению к нееврейскому населению на оккупированной территории иорганизации оккупационного режима.
В своих «теоретических» работах, рассчитанных наисторическую перспективу, нацистские идеологи отводили славянам и другимнародам СССР роль полуграмотных рабов, обслуживающих арийскую расу. Их называли«недочеловеками» и «азиатами», понимающими лишь самыйжестокий стиль обращения. Постоянные требования принятия жестких мер ко всемреальным и потенциальным «врагам рейха» в ходе провозглашенной нацистами«тотальной войны» обусловили особый характер оккупационного режима на советскойземле.
Несомненно, что в исторической перспективе, вслучае реализации стратегических планов Гитлера о мировом господстве иобеспечении «жизненного пространства» для представителей «арийской расы»,большая часть славян подлежала поэтапному биологическому и физическомууничтожению.
В общих чертах судьба народов СССР была обозначенав Генеральном плане «ОСТ», подготовленном по приказу рейхсфюрераСС Гиммлера в 1940 г. и доработанному после нападенияна СССР в 1941—1943 гг.
В отечественной историографии положения этогопроекта обычно рассматриваются как конкретный (отчасти осуществленный)основополагающий план действий нацистов против всех народов на оккупированнойтерритории СССР. Напомним основные положения этого документа, ставшие хрестоматийнымии вошедшие в энциклопедии и школьные учебники.
Генеральным планом «ОСТ» предусматривалось нетолько уничтожение СССР, но и невозможность для его народов образованиясамостоятельной государственности. Предполагалось истребить миллионы русских ипредставителей других славянских народов, а также выселить в Западную Сибирь65% населения Западной Украины, 75% населения Белоруссии, значительную частьнаселения Прибалтики. На освободившиеся земли предполагалось переселить свыше4,5 миллиона немцев и тысячи жителей Скандинавии.
Обычно реализация этого плана иллюстрируетсяследующими действиями нацистов в ходе войны: террор против мирного населения,угон в Германию миллионов людей, уничтожение советских военнопленных. Иногда вчисло подлежащих уничтожению и переселению людей на территории СССР включаютдаже еврейское население. Такая прямая зависимость между Генеральным планом«ОСТ» и практикой нацистского геноцида на территории СССР представляется намнесколько упрощенной. Напомним, что документ инициировался и создавалсяпримерно в те же сроки, что и планы «Мадагаскар» (о переселение всех евреев наэтот остров у берегов юго-восточной Африки) и «Люблин» (создание еврейскойрезервации в оккупированной нацистами части Польши, получившей название«Генерал-губернаторство»). Оба этих проекта, как известно, не были реализованы.Между тем план «Мадагаскар», который в июне 1940 г. привел в, восторг Гиммлера — будущего самого последовательного сторонника«окончательного решения еврейского вопроса», — имел детальную проработку околичестве требуемых пароходов, их вместимости и продолжительности операциипереселения. Германский МИД получил приказ прекратить работу над этим проектомлишь в начале февраля 1942 г. — вскоре после Ванзейскойконференции, на которой высшие чины СС проинформировали представителейгражданских ведомств об «окончательном решении еврейского вопроса» в Европе.
Представим, что знаменитый «Ванзейскийпротокол» не был бы оформлен или не сохранился, как некоторые другие важныедокументы нацистов. Правомочно ли было бы на основании плана «Мадагаскар»говорить как о проекте или прообразе будущей (реальной!) депортации евреевспециальными железнодорожными составами (а не пароходами) в Аушвиц(а не в Африку), как о спланированной еще в.1940 г. акции с целью поголовногоуничтожения целого народа? Или видеть в плане «Люблин» прообраз лагеря смертина том основании, что примерно в этом месте впоследствии будет функционироватьМайданек? Думается, что такие вопросы звучат риторически — история не знаетсослагательного наклонения. Но сохранившиеся фрагменты Генерального плана «ОСТ»чаще всего трактуют именно как документ, ставший планом уничтожения целыхнародов. Разумеется, он разрабатывался и обсуждался в ведомстве СС — одном изважнейших нацистских ведомств, ответственном за гибель миллионов людей. Идеяосвобождения «жизненного пространства» очень близка по своей философии идее«тотального уничтожения» и «окончательного решения».
Между тем логика Второй мировой войны,складывавшейся отнюдь не так, как планировали ее гитлеровские стратеги,требовала постоянных корректировок многих планов нацистов. Следует признать,что все они проходили определенную эволюцию и обычно учитывали не толькоидеологический и военный, но и экономический факторы. Так, до нападения на СССРнацисты неоднократно меняли смысл понятия «решение еврейского вопроса»: отизгнания евреев сначала из Германии, а затем из Европы до их полногоуничтожения. Менялись также и взгляды нацистов на судьбы других народов наоккупированных территориях.
Все эти проекты, включая и Генеральный план «ОСТ»,позволяют оценить далекоидущие последствия нацистскихпланов овладения миром. Без таких «теоретических» документов по массовойдепортации и истреблению значительного числа мирных жителей реализация напрактике подобных идей (правда, в иных формах и масштабах) вряд ли была бывозможна. К счастью, героическое сопротивление Красной Армии и советскогонарода, а также военные и экономические усилия союзников не дали нацистам шансав полной мере усовершенствовать и применить на практике механизм народоубийства.
Важно подчеркнуть, что именно ход Второй мировойвойны неизбежно вносил коррективы в подобные планы. Так, в «Специальныхуказаниях Объединенного командования вермахта (ОКБ) к директиве 21 (планоперации «Барбаросса»)» от 13 марта 1941 г., т.е. в период подготовки кнападению на СССР, говорилось о возможности создания в будущем самостоятельныхгосударств:
«...2. Занимаемая в ходе военных действий русская территория должна быть,как только позволит обстановка, разделена согласно специальным указаниям паотдельные государства с самостоятельными правительствами».
Один из самых известных идеологов нацизма, министримперского министерства оккупированных восточных территорий Альфред Розенберг,полагал, что будущее завоеванных территорий определится после войны. Причем вУкраине предполагалось не только создать независимое государство, но и«политическую государственную партию». Для России же такой варианткатегорически исключался.
В своей декларации «Народы Советского Союза»,написанной в 1941 г., и других работах этого периода А. Розенберг подчеркивал,что одно из основных условий их национального и государственного «возрождения»— окончательная ликвидация еврейства. Тезис о «засилье» евреев, по его мнению,должен был стать главным в пропаганде.
Как известно, планы создания даже марионеточныхгосударств (типа Словакии) на территории СССР реализованы не были. Более того,попытки провозгласить или пропагандировать идею украинской государственностирешительно пресекались оккупантами. Однако наличие таких вариантов обнадеживалоопределенные национальные круги в Украине и Прибалтике, которые активноподдержали вторжение гитлеровцев и истребление евреев.
Между тем очевидна разница между расистскимивоззрениями нацистов, их теоретическими постулатами и возникшими в ходезатянувшейся войны с СССР (особенно после вступления в войну США) задачамижизнеобеспечения Германии дешевой рабочей силой и сырьевыми ресурсами.Нацистская пропаганда на оккупированной территории всячески обходила вопрос обудущей судьбе славянских народов, постоянно подчеркивая, что она не имеетничего общего с судьбой евреев.
В приказах военных комендатур, датированных июлем1941 г. и распространяемых в захваченных Германией областях Украины,говорилось:
«Немецкое командование гарантирует жителямоккупированных территорий полную неприкосновенность личности, если они ведутсебя.мирно и спокойно».
Показательно, что все публичные выступленияГитлера и его ближайших соратников содержали нападки на «мировое еврейство» и «жидобольшевизм», а также прямые угрозы физическогоистребления евреев. В то же время неизменно говорилось об «освобождении» славяни других народов СССР. Впрочем, это не мешало нацистам проводить на практикеполитику самого жестокого террора к мирным жителям на оккупированной советскойтерритории.
Польский исследователь ЧеславМадайчик, поставивший интересный вопрос осинхронности готовившихся мероприятий Генерального плана «ОСТ» с «окончательнымрешением» еврейского вопроса, делает вывод, что судьба нееврейского населениявсегда решалась нацистами с учетом хода войны. На реализацию своих плановприменительно к нему нацисты отводили 20 — 30 лет. Планы эти могливарьироваться. С выводом относительно возможности реализации Генерального плана«ОСТ» только после тотального уничтожения Советского Союза как государствасолидарны и некоторые отечественные историки.1.1. Замечания ипредложения по генеральному плану «Ост» рейхсфюреравойск СС
Еще в ноябре 1941 г. мне стало известно, чтоглавное управление имперской безопасности работает над генеральным планом«Ост». Ответственный сотрудник главного управления имперскойбезопасности штандартенфюрер Элих назвал мне ужетогда предусмотренную в плане цифру в 31 млн. человек ненемецкогопроисхождения, подлежащих переселению. Этим делом ведает главное управлениеимперской безопасности, которое сейчас занимает ведущее место среди органов,подведомственных рейхсфюреру войск СС. При этомглавное управление имперской безопасности, по мнению всех управлений, подчиненныхрейхсфюреру войск СС, будет выполнять также функцииимперского комиссариата по делам укрепления немецкой расы. 1.2. Общиезамечания по генеральному плану «Ост»
По своей конечной цели, а именно запланированномуонемечиванию рассматриваемых территорий на Востоке, план следует одобрить.Однако огромные трудности, которые, несомненно, возникнут при осуществленииэтого плана и могут даже вызывать сомнения в его осуществимости, выглядят вплане сравнительно небольшими. Прежде всего бросается в глаза, что из планавыпали Ингерманландия (территорию Новгородской, Псковскойи Ленинградской областей) Приднепровье, Таврия иКрым как территории для колонизации.Это, очевидно, объясняется тем, что в дальнейшем в план будут дополнительновключены новые проекты колонизации, о которых еще будет идти речь в конце.
Еще в июле 1941 г. Гитлер отдал распоряжениевыселить всех жителей из Крыма и прекратить его в «немецкую ривьеру». Двумя месяцами позже Розенберг издалсоответствующую директиву. Генеральный комиссар Крыма Фрауэнфельдразработал проект переселения в Крым населения Южного Тироля, вызвавшийодобрение у Гитлера и Гиммлера. Интересно, чтоспециальное «крымское командование войск СС» занимавшеесяподготовительными работами для запланированной колонизации Крыма. покинуло Крымлишь в апреле 1944 г. ("Vierteljahreshefte fur Zeitgeschichte", 3 H.,1958, S. 291).
В настоящее время уже можно более или менееопределенно установить в качестве восточной границы колонизации (в ее севернойи средней части) линию, проходящую от Ладожского озера к Валдайскойвозвышенности и далее до Брянска. Будут ли внесены эти изменения в план состороны командования войск СС, я не берусь судить.
Во всяком случае надо предусмотреть, что числолюдей, согласно плану подлежащих переселению, должно быть еще более увеличено,
Из плана можно понять, что речь идет не опрограмме, подлежащей немедленному выполнению, а что, напротив, заселение этогопространства немцами должно проходить в течение примерно 30 лет после окончаниявойны. Согласно плану, на данной территории должны остаться 14 млн. местныхжителей. Однако утратят ли они свои национальные черты и подвергнутся ли втечение предусмотренных 30 лет онемечиванию — более чем сомнительно, так как,опять-таки согласно рассматриваемому плану, число немецких переселенцев оченьнезначительно. Очевидно, в плане не учитывается стремление государственногокомиссара по делам укрепления немецкой расы (ведомства Грейфельта)поселить лиц, пригодных для онемечивания, в пределах собственно германскойимперии.
Коренным вопросом всего плана колонизации Востокастановится вопрос — удастся ли нам снова пробудить в немецком народе стремлениек переселению на Восток. Насколько я могу судить по своему опыту, такоестремление в большинстве случаев, несомненно, имеется. Нельзя, однако, такжеупускать из виду, что, с другой стороны, значительная часть населения, особенноиз западной части империи, резко отвергает переселение на восток, даже в Вартскую область, в район Данцигаи в Западную Пруссию *. Необходимо, по моему мнению, чтобы соответствующиеорганы, особенно восточное министерство, постоянно следили за тенденциями,выражающимися в нежелании переселяться на восток, и вели с ними борьбу спомощью пропаганды.
Этот факт, между прочим, говорит о том, что междучеловеконенавистническими планами фашистской клики Германии и интересаминемецкого народа не было ничего общего. Гитлеровцы опасались, что послепереселения народов Польши, Прибалтики, Западной Украины и Западной Белоруссиии отпадения выдуманной ими проблемы «народ без жизненногопространства» (Volk ohneRaum) перед ними возникнет новая проблема — «жизненное пространство без народа» (Raum ohne Volk).
Наряду с поощрением стремлений к переселению навосток к решающим моментам относится также необходимость пробудить в немецкомнароде, особенно у немецких колонистов на восточных территориях, желание кувеличению деторождения. Мы не должны вводить себя в заблуждение: наблюдаемый с1933 г. рост рождаемости был сам по себе отрадным явлением, но он не может ни вкоей мере считаться достаточным для существования немецкого народа, особеннопринимая во внимание его огромные задачи по колонизации восточных территорий иневероятную биологическую способность к размножению соседних с нами восточныхнародов.
Генеральный план «Ост» предусматривает,что после окончания войны число переселенцев для немедленной колонизациивосточных территорий должно составлять. 4550 тыс. человек. Это число не кажетсямне слишком большим, учитывая период колонизации, равный 30 годам. Вполневозможно, что оно могло бы быть и больше. Ведь надо иметь в виду, что эти 4550тыс. немцев должны быть распределены на таких территориях, как область Данциг-Западная Пруссия, Вартскаяобласть, Верхняя Силезия, генерал-губернаторство, Юго-Восточная Пруссия, Белостокская область, Прибалтика, Ингерманландия,Белоруссия, частично также области Украины. Если принять во вниманиеблагоприятное увеличение населения посредством повышения рождаемости, а также визвестной степени прилив переселенцев из других стран, населенных германскиминародами, то можно рассчитывать на 8 млн. немцев для колонизации этихтерриторий за период примерно в 30 лет. Однако этим не достигаетсяпредусмотренная планом цифра в 10 млн. немцев. На эти 8 млн. немцев приходитсяпо плану 45 млн. местных жителей ненемецкого происхождения, из которых 31 млн.должен быть выселен с этих территорий.
Если мы проанализируем предварительно намеченнуюцифру в 45 млн. жителей ненемецкого происхождения, то окажется, что местноенаселение рассматриваемых территорий само посебебудет превышать число переселенцев. На территории бывшей Польши насчитываетсяпредположительно около 36 млн. человек. Из них надо исключить примерно 1 млн.местных немцев (Volksdeutsche). Тогда останется 35млн. человек. Прибалтийские страны насчитывают 5,5 млн. человек. Очевидно, вгенеральном плане «Ост» учитываются также бывшие советскиеЖитомирская, Каменец-Подольская и частично Винницкаяобласти в качестве территорий для колонизации. Население Житомирской и Каменец-Подольской областей насчитывает примерно 3,6 млн.человек, а Винницкой — около 2 млн. человек, так как значительная ее частьвходит в сферу интересов Румынии. Следовательно, общая численность проживающегоздесь населения составляет примерно 5,5-5,6 млн. человек. Таким образом, общаячисленность населения рассматриваемых областей составляет 51 млн. Число людей,подлежащих, согласно плану, выселению, должно быть в действительности гораздовыше, чем предусмотрено. Только если учесть, что примерно 5-6 млн. евреев,проживающих на этой территорий, будут ликвидированы еще до проведениявыселения, можно согласиться с упомянутой в плане цифрой в 45 млн. местныхжителей ненемецкого происхождения. Однако из плана видно, что в упомянутые 45млн. человек включены и евреи. Из этого, следовательно, вытекает, что планисходит из явно неверного подсчета численности населения.
Сюда,очевидно, включено и население Западной Белоруссии и Западной Украины. Крометого, как мне кажется, в плане не учитывается, что местное населениененемецкого происхождения будет за период в 30 лет очень быстро размножаться.Учитывая все это, нужно исходить из того, что число жителей ненемецкогопроисхождения на этих территориях значительно превысит 51 млн. человек. Оносоставит 60- 65 млн. человек.
Отсюда напрашивается вывод, что число людей,которые должны либо остаться на указанных территориях, либо быть выселены,значительно выше, чем предусмотрено в плане. В соответствии с этим привыполнении плана возникнет еще больше трудностей. Если учитывать, что нарассматриваемых территориях останется 14 млн. местных жителей, какпредусматривает план, то нужно выселить 46-51 млн. человек. Число подлежащихпереселению жителей, установленное планом в 31 млн. человек, нельзя признатьправильным. Дальнейшие замечания по плану. План предусматривает переселениенежелательных в расовом отношении местных жителей в Западную Сибирь. При этомприводятся процентные цифры для отдельных народов, и тем самым решается судьбаэтих народов, хотя до сих пор нет точных данных об их расовом составе. Далее,ко всем народам установлен одинаковый подход без учета того, предусматриваетсяли вообще и в какой мере онемечивание соответствующих народов, касается ли этодружественно или враждебно настроенных к немцам народов. 1.3. Общие замечания повопросу об онемечивании.
В принципе здесь, прежде всего, необходимоотметить следующее. Само собой разумеется, что политика онемечивания применималишь к тем народам, которых мы считаем расово полноценными. Расовополноценными, сравнительно с нашим народом, можно считать в основном лишь техместных жителей ненемецкого происхождения, которые сами, как и их потомство,обладают ярко выраженными признаками нордической расы, проявляющимися вовнешнем облике, в поведении и в способностях.
По моему мнению, можно привлечь на свою сторонуподходящих для онемечивания местных жителей в прибалтийских странах, еслипринудительное выселение нежелательного населения будет проводиться под видомболее или менее добровольного переселения В меморандуме Розенберга от 2 апреля1941 г. говорилось, что вся Прибалтика должна быть включена в состав Германиипосле «необходимого выселения значительного числа интеллигенции. вовнутренние районы России» (IMT, vol. XXVI, Doc. 1017)… Практически это легко можно было быосуществить. На обширных пространствах Востока, не предусмотренных дляколонизации немцами, нам потребуется большое число людей, которые в какой-тостепени воспитывались в европейском духе и усвоили по меньшей мере основные понятияевропейской культуры. Этими данными в значительной мере располагают эстонцы,латыши и литовцы.
Нам следует постоянно исходить из того, что,управляя всеми огромными территориями, входящими в сферу интересов германскойимперии, мы должны максимально экономить силы немецкого народа. Тогданеприятные для русского населения мероприятия будет проводить, например, ненемец, а используемый для этого немецкой администрацией латыш или литовец, чтопри умелом осуществлении этого принципа, несомненно, должно будет иметь для насположительные последствия. Едва ли следует при этом опасаться обрусения латышейили литовцев, особенно потому, что число их не так уже мало и они будутзанимать должности, ставящие их над русскими. Представителям этой прослойкинаселения следует прививать также чувство и создание того, что они представляютсобой нечто особенное по сравнению с русскими. Возможно, позже опасность состороны этой прослойки населения, связанная с ее желанием онемечиться, будетбольше, чем опасность ее обрусения. Независимо от предложенного здесь более илименее добровольного переселения нежелательных в расовом отношении жителей избывших прибалтийских государств на Восток следовало бы также допуститьвозможность их переселения в другие страны. Что касается литовцев, чьи общиерасовые данные значительно хуже, чем у эстонцев и латышей, и среди которыхпоэтому имеется очень значительное число нежелательных в расовом отношениилюдей, то следовало бы подумать о предоставлении им пригодной для колонизациитерритории на Востоке.2. План “Ост” применительно кбелорусам.
Согласно плану, предусматривается выселение 75процентов белорусского населения с занимаемой им территории. Значит, 25процентов белорусов, по плану главного управления имперской безопасности,подлежат онемечиванию.
Нежелательное в расовом отношении белорусскоенаселение будет еще в течение многих лет находиться на территории Белоруссии. Всвязи с этим представляется крайне необходимым по возможности тщательнееотобрать белорусов нордического типа„ пригодных по расовым признакам иполитическим соображениям для онемечивания, и отправить их в империю с цельюиспользования в качестве рабочей силы… Их можно было бы использовать всельском хозяйстве в качестве сельскохозяйственных рабочих, а также в промышленностиили как ремесленников. Так как с ними обращались бы как с немцами и ввидуотсутствия у них национального чувства, они в «скором времени, по крайнеймере в ближайшем поколении, могли бы быть полностью онемечены.
Следующий вопрос — это вопрос о месте дляпереселения белорусов, непригодных в расовом отношении для онемечивания.Согласно генеральному плану, они должны быть также переселены в ЗападнуюСибирь. Следует исходить из того, что белорусы — наиболее безобидный и поэтомусамый безопасный для нас народ из всех народов восточных областей *. Даже техбелорусов, которых мы не можем по расовым соображениям оставить на территории,предназначенной для колонизации нашим народом, мы можем в большей степени, чемпредставителей других народов восточных областей, использовать в своихинтересах. Земля Белоруссии скудна. Предложить им лучшие земли — это значитпримирить их с некоторыми вещами, которые могли бы их настроить против нас. Кэтому, между прочим, следует добавить, что само по себе русское и в особенностибелорусское население склонно менять насиженные места, так что переселение вэтих областях не воспринималось бы жителями так трагично, как, например, вприбалтийских странах. Следовало бы подумать также над тем, чтобы переселитьбелорусов на Урал или в районы Северного Кавказа, которые частично могли бытакже являться резервными территориями для европейской колонизации…
Гитлеровцы включили Белоруссию в качествегенерального комиссариата в состав имперского комиссариата „Остляндия“ (»Ostland"),административный центр которого находился в Риге. Генеральным комиссаромБелоруссии был назначен В. Кубе. С первых дней оккупации белорусский народразвернул широкую партизанскую борьбу против захватчиков. Он оказался не столь«безобидным» для оккупантов, как изображается в этом документе.Достаточно сказать, что к концу 1943 г. партизаны удерживали в своих руках иконтролировали 60 процентов территории Белоруссии. На 1 января 1944 г. вБелоруссии действовало 862 партизанских отряда. В ночь с 21 на 22 сентября 1943г. партизаны уничтожили с помощью мины замедленного действия палачабелорусского народа В. Кубе. 3. Письмо Бормана Розенбергуотносительно политики на оккупированных территориях
Многоуважаемый партейгеноссеРозенберг!
По поручению фюрера я довожу до Вашего сведенияего пожелание, чтобы Вы соблюдали и проводили в жизнь в политике наоккупированных восточных территориях следующие принципы.
ü Мы можем быть только заинтересованы в том, чтобысокращать прирост населения оккупированных восточных областей путем абортов.Немецкие юристы ни в коем случае не должны препятствовать этому. По мнениюфюрера, следует разрешить на оккупированных восточных территориях широкуюторговлю предохранительными средствами. Ибо мы нисколько не заинтересованы втом, чтобы ненемецкое население размножалось.
ü Опасность, что население оккупированных восточныхобластей будет размножаться сильнее, чем раньше, очень велика, ибо само собоюпонятно, его благоустроенность пока намного лучше. Именно поэтому мы должныпринять необходимые меры против размножения ненемецкого населения.
ü Поэтому ни в коем случае не следует вводитьнемецкое обслуживание для местного населения оккупированных восточных областей.Например, ни при каких условиях не должны производиться прививки и другиеоздоровительные мероприятия для ненемецкого населения.
ü Ни в коем случае не следует давать местномунаселению более высокое образование. Если мы совершим эту оплошность, мы самипородим в будущем сопротивление против нас. Поэтому, по мнению фюрера, вполнедостаточно обучать местное население, в том числе так называемых украинцев,только чтению и письму.
ü Ни в коем случае мы не должны какими бы то ни быломероприятиями развивать у местного населения чувства превосходства! Необходимоделать как раз обратное!
ü Вместо нынешнего алфавита в будущем в школах надоввести для обучения латинский шрифт.
ü Немцы должны быть обязательно удалены изукраинских городов. Даже размещение их в бараках вне городов лучше, чемпоселение внутри городов! Ни в коем случае не следует строить русские (украинские)города или благоустраивать их, ибо местное население не должно иметь болеевысокого жизненного уровня.
ü Немцы будут жить в заново построенных городах идеревнях, строго изолированных от русского (украинского) населения. Поэтомудома, строящиеся для немцев, не должны быть похожи на русские (украинские).Мазанки, соломенные крыши и т.д. для немцев исключаются.
ü На коренной территории империи, подчеркнул фюрер,слишком многие вещи регламентированы законом. Этого мы ни в коем случае недолжны практиковать в оккупированных восточных областях. Для местного населенияне следует издавать слишком много законов: здесь надо обязательно ограничитьсясамым необходимым. Немецкая администрация должна быть поэтому небольшой:.Областному комиссару надлежит работать с местными старостами. Ни в коем случаене следует создавать единого украинского правления на уровне генеральногокомиссариата или даже рейхскомиссариата.
Экземпляр этой записки я переслал с просьбойпринять к сведению господину рейхсминистру и начальникуимперской канцелярии д-ру Ламмерсу…
Ваш М. Борман
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
«Военно-исторический журнал», 1965,? 1, стр. 82-83.
В.И. Дашичев. Банкротство стратегии германскогофашизма. Исторические очерки, документы и материалы,
М., Изд. «Наука», 1973, т. 2, стр. 30-41.
Vierteljahresheftefur Zeitgeschichie",1958,? 3.
П. Липило Минск, 1959, стр. 128, 166, 175).