Реферат по предмету ""


Л.А.Кацва "История России с Древних Времен и до ХХ Века"

Государственный Комитет Российской Федерации
поВысшему ОбразованиюРоссийскийгосударственный педагогический университет им. ГерценаКацвал.А.История России с древнихвремени до ХХ века
Пособие для поступающих в ВУЗЫ













Санкт– Петербург
2 0 0 3







































ТЕМА 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ. КИЕВСКАЯ РУСЬ 1. Происхождение славян
В современной науке существуют2 точки зрения на происхождение славян:
1) Согласно первой точкезрения славяне — коренное (автохтонное) население Восточной Европы. Онипроисходят от живших здесь в раннем железном веке создателей зарубинецкой ичерняховской археологических культур.
2) Согласно второй точкезрения славяне переселились на территорию Восточноеропейской равнины изЦентральной Европы, а конкретнее, — из района верховий Вислы, Одера, Эльбы иДуная. С этой территории, являвшейся древнейшей прародиной славян, онирасселились по Европе. Восточные славяне перешли с Дуная в Карпаты, оттуда — наДнепр, где появились в VI — VII вв. В настоящее время эта точка зренияболее распространена в науке.
Ученые отмечают и другой путьпереселения славян в Восточную Европу: с южного побережья Балтийского моря наберега Ладоги и Волхова (в район будущего Новгорода).
В Восточной Европе славяневстретились с угро-финскими племенами и расселились среди них. Расселениеславян проходило мирно, так как плотность населения была низка и земли хваталовсем. Постепенно угро-финнское население было ассимилировано славянами,носителями более высокой культуры.2. Расселениевосточно-славянских племён
Славяне расселились по всейВосточноевропейской равнине.
·                    
·                    
·                    
·                    
·                    
·                    
·                    3. Занятия древних славян
Главным занятием славян былоземледелие. Однако оно было не пашенным, а подсечно-огневым и переложным.
Подсечно-огневое земледелиераспространилось в лесной полосе. Деревья подрубались, засыхали на корню исжигались. После этого пни выкорчевывались, земля удобрялась золой, рыхлилась(без пахоты) и использовалась до истощения. На ранее использованный участокземледельцы возвращались через 25-30 лет.
Переложное земледелиепрактиковалось в лесостепной полосе. Трава выжигалась, полученной золойудобрялась земля, рыхлилась и использовалась до истощения. Поскольку сжиганиетравяного покрова давало меньше золы, нежели сжигание леса, участки приходилосьменять чаще — через 6 -8 лет.
Славяне занималисьживотноводством, но имело подсобное значение. Важную роль в хозяйстве славян игралаохота, но не ради мяса, а только ради пушнины. Охоились на белку, куницу,соболя. Занимались бортничеством — собиранием меда диких пчел. Торговалимехами, медом, воском, обменивая их на ткани и драгоценности, главным образом вВизантии.
Основной торговой дорогойДревней Руси стал путь «Из Варяг в Греки»: Нева — Ладожское оз. — Волхов — Ильмень-озеро — р. Ловать — волоки до притоков Днепра — Днепр — Черноеморе.4. Общественный стройвосточных славян
В VII — IX вв. у восточныхславян шел процесс разложения родо-племенного строя: переход от родовой общинык соседской. Общинники жили вотдельных домах — полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частнаясобственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, неравенствавнутри общин еще не было.
Выделилась родо-племеннаязнать — вожди (кнезы, князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами, тоесть вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания и способнойпринудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом, славянское обществоуже подходило к возникновению государственности.
Каждое племя имело своегокнязя. Слово «князь» происходит от общеславянского «кнез»,означающего «вождь». Одним из таких племенных князей-вождей VI(VII) века был Кий, княживший в племени полян. Русская летопись(«Повесть Временных лет») называет его основателем Киева. Некоторыеисторики даже считают, что Кий стал основателем древнейшей племенной княжескойдинастии, но это мнение не разделяется другими авторами. Многие исследователисчитают и самого Кия легендарной фигурой.5. Возникновение государства
Летопись связываетвозникновение государства у восточных славян с призванием варягов.«Варяжская легенда», изложенная в летописи, рассказывает, чтословене, кривичи и чудь, стремясь преодолеть междоусобицы, призвали на княжениеварягов (норманнов) из-за моря. Три варяжских вождя: братья Рюрик, Трувор иСинеус стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске, Белоозере. Послесмерти братьев Рюрик правил один. Дружинники Рюрика Аскольд и Дир отпросились унего идти «на греки» и ушли на юг, однако осели в Киеве и сталиправить там. После смерти Рюрика его дружинник Олег с малолетним сыном РюрикаИгорем отправился на юг, обманом заманил в ловушку и убил Аскольда и Дира, асам стал править в Киеве, объединив Киев и Новгород.
На основе легенды возникла вXVIII в. норманская теория. Она утверждала, что государство у восточныхславян создали пришельцы-скандинавы, то есть германцы (скандинавские народыпринадлежат к германской языковой группе). Русские ученые-монархисты на основенорманской теории доказывали невозможность революционных потрясений в России.Они рассуждали так: на Западе государство возникло в результате завоевания, а вРоссии — в результате мирного добровольного призвания, поэтому на Западеотношения между властью и подданными с самого начала были враждебными, а вРоссии — мирными.
Некоторыми западными, восновном немецкими, учеными XIX в. норманская теория использовалась длятого, чтобы объявлять славян неполноценным народом, не способным самостоятельносоздать государство. В середине ХХ века эти утверждения взяла навооружение гитлеровская пропаганда, провозгласившая славян расовонеполноценными.
В русской науке реакцией нанорманизм стал крайний антинорманизм — стремление доказать, что варягов на Русиили не было совсем, или они не сыграли сколько-нибудь существенной роли встановлении Древнерусского государства. Таких взглядов придерживался, вчастности, М.В. Ломоносов. В современной науке крайности норманской теориипочти не встречаются. Серьезные ученые на Западе уже не пишут о том, чтославяне получили государственность извне. В то же время и большинствороссийских авторов считает, что первыми князьями действительно были варяги.Правда, продолжаются споры о том, были ли варяги скандинавами, или западнымиславянами, жившими на южном побережье Балтийского моря (польское Поморье).
Большинство ученых признает:
·                    
·                    
·                    
В то же время, в современнойнауке существует единое мнение о том, что призвание варягов не являлось началомгосударственности на Руси. Государство возникло в результате закономерногоразвития восточнославянского общества. Норманны находились на той же стадииразвития. Скорее всего, враждующие племена призвали их как нейтральную силу,способную прекратить усобицы. Варяги не были связаны ни с одной из враждующихгруппировок и потому в равной степени устраивали всех. Варягов призывали накняжение, следовательно сама эта форма власти у славян уже существовала.6. Киевская Русь при первыхкнязьях
Если до объединения Киева иНовгорода существовали отдельные племенные государства-княжения, то с этогомомента возникло Древнерусское государство. Условной датой этого объединениясчитается вокняжение Олега — 882 г. Правление Олега продолжалось с 882 по912 гг. Олег подчинил большинство восточнославянских племен, началукрепление границы с кочевниками.
Киевский князь правил, опираясьна дружину. В IX — XI вв. дружинники являлись не слугами, но вассаламикнязей. Вассальные отношения подразумевают взаимные обязанности вассала исюзерена (сеньора). Князь советовался с дружиной о предпринимаемых действиях.Дружина могла отказаться от участия в предложенном князем мероприятии, еслисчитала его невыгодным. Именно дружине принадлежала инициатива повторногопохода Игоря к древлянам за данью. Дружина вынесла решение отказаться от боя свизантийцами в 944 г. и ограничиться предложенным выкупом. При заключениидоговоров с Византией клятву приносил не только князь, но и его дружинники.
Дружина делилась на старшую — бояр, и младшую — гридей (детьцких). Первые являлись по преимуществусоветниками, вторые воинами.
Киевские князья правили Русьюкак князья сильнейшего племени — полян. Их главная функция заключалась в сборедани (полюдья). Киевский князь выезжал на полюдье в ноябре, когдаустановливался зимний путь, и возвращался в Киев весной, к моменту вскрытиярек. Собранная дань в ладьях отправлялась вниз по Днепру и морем — вКонстантинополь (по пути «из Варяг в Греки» ). Киев располагался нижевпадения притоков в Днепр, поэтому через него везли все товары в Византию. Этопозволило Киеву добиться преобладания среди русских городов.
Русь экспортировала в Византиюмеха, мед, воск, невольников; импортировала из Византии драгоценности, вина,ткани, оружие.
Подчинение восточнославянскихплемен власти Киева оставалось еще непрочным. После смерти Олега некоторыеплемена (например, древлян) пришлось подчинять вторично. Подчинение вятичейпроизошло при Святославе, а окончательное подчинение радимичей — лишь приВладимире I.
Дань вначале не быларегламентирована. Это вело к злоупотреблениям. Так, Игорь был убит в 945 г.древлянами, которые восстали из-за попытки князя вторично собрать дань.(Руководил восстанием племенной древлянский князь Мал, предложивший вдове ИгоряОльге выйти за него замуж). После подавления восстания Ольга регламентироваласбор дани, установив ее размеры — уроки, и места сбора — погосты. Так рядом спервой формой взимания дани — полюдьем, возникла вторая: повоз.7. Социально-экономическиеотношения на Руси
Источником наших знаний осоциально-экономических отношениях в Киевской Руси является, в первую очередь,законодательство — «Русская Правда». «Русская Правда»делится на «Краткую Правду», составленную в XI в., и«Пространную Правду», составленную в XII в. «КраткаяПравда», в свою очередь, делится на «Правду Ярослава», составленнуюоколо 1015 г., и «Правду Ярославичей», появившуюся во 2-йполовине XI в.
Большинство населения КиевскойРуси составляли свободные общинники, зависимость которых ограничиваласьвыплатой дани. Община у славян называлась вервью. В X-XI вв. славянскаяобщина была уже не родовой, а соседской. Участки принадлежавшей общине землинаходились в индивидуальном пользовании. Частное землевладение в IX — началеXI вв. еще не было развито. Имелись лишь немногочисленные и небольшиекняжеские и боярские вотчины. В них работали зависимые люди.
В Киевской Руси было несколькокатегорий зависимого населения:
·                    
·                    
·                    
·                    
Законодательство Киевской Русиустанавливало пониженный штраф (виру) за убийство зависимого человека — 5гривен. За убийство свободного платилась вира в 40 гривен, а за убийствокняжеского приближенного — 80 гривен. Система штрафов за убийство и нанесениеувечий являлась в XI в. новшеством, свидетельствующим о постепенномусилении государства. Еще в «Правде Ярослава» допускалась, хотя иограничивалась, кровная месть. В «Правде Ярославичей» она была ужебезусловно запрещена и заменена вирой.8. Характер древнерусскогогосударства
В отечественной историческойнауке преобладало мнение, что Киевская Русь была раннефеодальным государством.Ранним считался феодализм без развитого феодального землевладения. В последниегоды укрепляется мнение о том, что общественный строй Киевской Руси былмногоукладным, сочетавшим признаки патриархального, рабовладельческого ираннефеодального общества.На что следует обратитьвнимание при ответе:
·                    
·                    
·                    
·                    
·                    
·                    
1.                 Археологической культуройназывается совокупность археологических памятников, обладающих общимипризнаками, созданных в течение единой эпохи и обнаруженных на сравнительноблизкой территории.
2.                 В родовой общине все еечлены являются родственниками — членами одного рода. Они ведут хозяйство сообщаи совместно владеют имуществом. В соседской общине основу общности составляетне кровное родство, а близость проживания. Соседи ведут хозяйство индивидуально,господствует частная собственность. Вместе с тем, фактически члены соседскойобщины, как правило, являются родственниками. Они могут совместно осуществлятьнекоторые работы, например, расчистку земли из-под леса. Пастбища, лесныеугодья, места лова рыбы, как правило, не находятся в частной собственности. ТЕМА 2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИЕВСКОЙ РУСИ
В начале ответа в назывномпорядке с обязательной опорой на карту указываются важнейшие направлениявнешней политики Киевской Руси:
1.                 
2.                 
3.                 
После этого следует приступитьк последовательному раскрытию содержания каждого из направлений.1. Отношения с Византией припервых киевских князьях
Во-первых, торговля по пути«из Варяг в Греки».
Во-вторых, славянские набегина берега империи.
Первые известные набеги славянна Византию произошли в 60-х гг. IX в. при князе Аскольде. Наиболееизвестны походы при Олеге и Игоре.
Олег организовал поход в907 г. Греки замкнули бухту цепью, но русские вытащили ладьи на берег и накатках подкатили к городским стенам. Греки капитулировали, уплатили дань изаключили с Олегом договор.По условиям договора русские купцы получили правожить в Константинополе по полгода, империя обязывалась содержать их в течениеэтого времени за счет казны. Им было предоставлено право беспошлинной торговлив Византии.
В 911 г. условия договора былидополнены обязательством сторон наказывать за преступления, совершенные противдругой стороны, помогать друг другу при кораблекрушениях, выдавать беглыхрабов. Допускалась возможность найма русских на военную службу в Византии.
Игорь организовал поход в941 г. Поход не удался, так как византийцы сожгли русские ладьи«греческим огнем». В 944 г. Игорь повторил поход, собрав большоевойско, в которое входили не только славяне, но и печенеги. Однако грекипредложили русским большую дань с тем, чтобы они не ходили к Константинополю.Дружинники предпочли взять дань и не биться.
В 945 г. был заключен новыйрусско-византийский договор. Условия его оказались менее выгодны, чем в907 г. Русь утратила право беспошлинной торговли, русские купцы не моглибольше зимовать в Византии, зато Русь вынуждена была принять на себя односторонниеобязательства: не нападать на Корсунь (греческая колония в Крыму) и не пускатьтуда болгар.
При Ольге Русь и Византиясблизились. Ольга побывала в Константинополе, крестилась, но на Русихристианства не ввела. Набеги на Константинополь прекратились.2. Русь и Византия приСвятославе
Святослав первоначальновыступал союзником Византии. В 967 г. он вторгся в Болгарию, воевавшуютогда с империей, и разбил болгар под Доростолом. Святослав хотел дажеперенести свою столицу в г. Переяславец на Дунае, выгодно расположенный напересечении торговых путей. Набег печенегов на Киев вынудил Святослававозвратиться домой. Вскоре он вновь явился на Дунай. Но обстановка изменилась.Наказав болгар, византийцы опасались теперь усиления Святослава. Новыйимператор Иоанн Цимисхий потребовал от Святослава покинуть Болгарию. Князьотказался и, по утверждению греческого хрониста,сам предложил грекам уйти из Европы в Азию. Русско-болгарская война перешла врусско-византийскую. Несмотря на значительное численное превосходство греков,русские сражались успешно. Во время одного сражения князь говорил дружине:«Не посрамим земли русской, но ляжем костьми, мертвые сраму не имут. Еслиже побежим, будет нам срам» .
После ряда сражений Святославбыл осажден в Доростоле и вынужден заключить мир.По условиям договора русскиеуходили из Болгарии и обязывались впредь оказывать империи помощь против любоговторжения. Греки беспрепятственно пропускали русских на Днепр.
Греки не выполнили своихобязательств. Они сообщили печенегам о том, что Святослав идет «с малойдружиной». Печенеги устроили в днепровских порогах засаду и убилиСвятослава. Печенежский князь Куря сделал из его черепа чашу, чтобы пить из нееи тем приобрести доблесть погибшего врага.
Окончательная нормализацияотношений с Византией произошла лишь при Владимире I, в результатекрещения Руси.3. Отношения с Хазарскимкаганатом и кочевниками
Крупнейшим восточным соседомРуси являлся Хазарский каганат. Это тюркоязычное полукочевое государство, вкотором господствующей религией был иудаизм.
Длительное время хазары бралидань с ряда славянских племен (северян, радимичей). Олег заставил эти племенаплатить дань не хазарам, а Киеву. Отношения Руси с каганатом ухудшались такжепод влиянием Византии (союзник Руси с 907 г.). Византия и каганатвраждовали из-за столкновения интересов на Черном море и религиозных распрей.
Решающий удар каганату былнанесен Святославом в 964-966 гг. Он захватил столицу каганата Итиль (вдельте Волги), города Семендер (в Прикаспии), Саркел (на Дону). Не выдержавэтого удара, каганат вскоре распался. Господами в степях стали тюркоязычныекочевники-печенеги.
Печенеги нападали на русскиеторговые караваны на Днепре, устраивали набеги на Русь. Но иногда они выступалии союзниками русских (например в 944 г. во время похода Игоря). В969 г., во время пребывания Святослава на Дунае, печенеги осадили Киев иедва не взяли его. Лишь срочное возвращение Святослава заставило их отступить.В 972 г. печенеги все же убили Святослава.
При князе Владимире I границыРуси были укреплены по речным рубежам, отделявшим Русь от степей. Это сталонеобходимо из-за непрерывных печенежских набегов. Сооружение укрепленных линийзатруднило набеги и позволило расширить территорию Руси. В середине Х в.печенеги кочевали в одном дне пути от Киева, в начале XI в. — в двух дняхпути.
В 1036 г. князь Ярослав Мудрыйнанес печенегам решительное поражение. После этого многие печенеги перешли нарусскую службу, главными же противниками Руси с востока стали на два столетияполовцы.4. Отношения с европейскимистранами
Отношения со странами Европыстали активно развиваться в конце X-XI вв., после крещения Руси. Ставхристианской, Русь включилась в единую семью европейских государств. Началосьзаключение династических браков. Уже внуки Владимира были женаты на польской,византийской и немецкой принцессах, а его внучки стали королевами Норвегии,Венгрии и Франции.
В Х-XI вв. Русь воевала споляками и древнелитовскими племенами, начала утверждаться в Прибалтике, гдекнязь Ярослав Мудрый основал город Юрьев (ныне — Тарту).5. Выводы
Таким образом, Киевская Русьосуществляла активную внешнюю политику, постепенно расширяя свою территорию,ведя войны и заключая торговые и дипломатические соглашения со своими соседями.Внешнеполитическая деятельность Киевской Руси типична для раннего государства.На что следует обратитьвнимание при ответе:
·                    
·                    
·                    
1Хронист — составитель хроники, по-русски — летописец. ТЕМА 3. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ 1. Дохристианские славянскиеверования
В VII — X вв. восточныеславяне были язычниками. Основными славянскими божествами были:
·                    
·                    
·                    
·                    
·                    
·                    
·                    
·                    
Земледельческими былидревнейшие божества Род и рожаницы.
Как у любых язычников, уславаян существовали жрецы — волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвыизображениям богов — идолам.
Однако славянское язычествокоренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог неявлялся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем боговтипа Зевса.2. Первая религиозная реформа
С объединением славян подвластью Киева, укреплением власти князя потребовался главный бог. Как князьявлялся единственным властителем на земле, так и верховный бог должен был бытьединственным властителем на небе. Это делало необходимой замену разрозненныхязыческих культов единой государственной религией. В этом заключалась главнаяпричина религиозной реформы. Вторая причина состояла в стремлении укрепитьязычество перед лицом растущего влияния христианства.
Первая религиозная реформабыла осуществлена в 986 г. По распоряжению Владимира в Киеве были установленыидолы шести божеств, включенных в государственный пантеон. Этими божествамиявились:
·                    
·                    
·                    
Среди этих шести главным былбог грома Перун, покровитель дружины. Его идол выделялся серебряной головой сзолотыми усами.
Первая религиозная реформа неудалась. Новые представления о старых богах не усваивались населением. К томуже язычество не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия),который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, ВолжскаяБолгария. Именно контакты с соседними народами привели к проникновениюмонотеистических представлений в славянскую среду. Очевидная неудача попыткиреформировать прежнюю славянскую веру побудила князя Владимира обратиться кпринципиально новой религии.3. «Выбор веры»
Летопись рассказывает о выбореверы князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Исламбыл отвергнут из-за запрета на спиртное, иудаизм — из-за того, чтоисповедовавшие его евреи лишились своего государства и рассеялись по всейземле. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийскогосвященника.
Отправленные в другие страныпослы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было приняторешение о крещении Руси по византийскому обряду.
Скорее всего, этот рассказ — легенда, цель которой состоит в том, чтобы подчеркнуть превосходствоправославия над другими религиями. (Летопись создана в XI — XII вв.)
Подлинная причина переходаименно в христианство, причем в его восточном (православном) вариантезаключается в существовании прочных связей Руси с Византией, особенно в связи сторговлей по пути «Из Варяг в Греки». Еще в середине Х века (приИгоре и особенно при Ольге) в Киеве жили христиане, построившие даже своюцерковь.4. История крещения Владимира(Корсунская легенда)
Крещение Руси оказалосьсвязано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.
Византийские императорыКонстантин и Василий просили у Владимира помощи против мятежника Варды Фоки.Владимир обещал помощь при условии, что императоры отдадут ему в жены своюсестру Анну. Императоры согласились, но потребовали, чтобы князь крестился.После разгрома Фоки они не спешили выполнять обещание. Тогда Владимир захватилгород Херсонес (ныне — в черте Севастополя) и пригрозил захватомКонстантинополя. Императорам пришлось согласиться не только на замужествосестры, но и на то, чтобы Владимир был крещен не в Константинополе, а вХерсонесе священниками из свиты царевны. По возвращении в Киев Владимир крестилкиевлян в р. Почайне и уничтожил языческие идолы. Статую Перуна привязали кхвосту коня, сволокли к Днепру и сбросили в реку. Так было продемонстрированобессилие идолов — бессилие язычества. Крещение Владимира и киевлян,состоявшееся в 988 году, положило начало широкому распространениюхристианства на Руси.5. Распространениехристианства на Руси
Крещение остальной Руси занялодлительное время. На Северо-Востоке обращение населения в христианствозавершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление.Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласилиськреститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.
Многие древние славянскиеверования вошли на Руси в христианский канон. Громовержец Перун сталИльей-пророком, Велес — Св. Власием, праздник Купалы превратился в день св.Иоанна Крестителя, масленичные блины являются напоминанием о языческомпоклонении Солнцу.
Сохранилась вера в низшиебожества — леших, домовых, русалок и тому подобное. Однако все это — лишьпережитки язычества, не делающие православного христианина язычником.6. Значение принятияхристианства
Принятие христианстваспособствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика,приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело — все этопришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. ЧерезВизантию Русь познакомилась с наследием античного мира.
С христианством пришлаписьменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кирилломи Мефодием. Стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы.Распространилась грамотность.
Христианство повлияло на нравыи мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей,стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха,отсутствующим в языческом мировоззрении.
Христианство укрепилокняжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословногоповиновения, а князьям — сознание своей высокой ответственности.
Приняв христианство, Русьперестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равныхевропейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось вмногочисленных династических браках.
Правда, позднее из-за того, чтов Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русскоегосударство оказалось изолированным от западного мира.
Принятие христианстваспособствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскуюнародность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всехрусских вообще.На что следует обратитьвнимание при ответе:
·                    
·                    
·                    
·                    
·                     ТЕМА 4. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
Культура — совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Принято всвязи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Однако это делениеусловно, поскольку каждое произведение материальной культуры являетсярезультатом осознанной человеческой деятельности, и, в то же время, практическилюбое произведение духовной культуры (литературное произведение, икона,картина, архитектурное сооружение и т.д.) выражается в конкретной вещественнойформе.
Развитие древнерусскойкультуры проходило в непосредственной связи с эволюцией восточнославянскогообщества, становлением государства, укреплением связей с соседними странами.
В домонгольский периодкультура Древней Руси достигла высокого уровня, создала основы для культурногоразвития последующих эпох.1. Материальная культура.Занятия и быт
Изучение материальной культурыДревней Руси основывается, главным образом, на археологических источниках. Онисвидетельствуют о земледельческом характере культуры восточных славян.Археологам нередко встречаются различные сельскохозяйственные орудия: в южныхлесостепных районах — рало, плуг, борона, в лесной полосе — двузубая соха,борона-суковатка.
Наряду с земледелием и леснымипромыслами у восточных славян развивались ремесла. Древнерусские ремесленникиосвоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты,топоры, лемехи, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.
Но особенно успешноразвивалось оружейное производство: производились мечи и боевые топоры, шлемы,щиты, наконечники стрел и копий. Русские мастера делали кольчуги изпереплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчугплести не умели.
Оружие нередко украшалосьчернью или серебряным узором. Ювелирное производство развивалось и отдельно оторужейного. Работая в технике литья или ковки, мастера изготовляли кольца,браслеты, перстни, кресты, медные и серебряные блюда и кубки и т.п.
Исключ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.