Министерство образованияРоссийской Федерации
Московский государственныйтехнологический университет
«СТАНКИН»
Кафедра истории и культурологии
Е.К. Яблонских
История экономики России XXвека
1917-2000 годы
Конспект лекций
Москва 2004
ББК ВКБ/ 075:378
Я 14
Рецензент: к.и.н. Ю.А. Синельников (Московскаягосударственная академия печати)
Я 14 Яблонских Е.К.История экономики России XXвека(1917-2000 гг.): Конспект лекций. – М.: МГТУ «Станкин», 2004. – 147 с.
Конспект лекций по учебному курсу«История экономику и экономических учений» предназначен для самостоятельнойдомашней и аудиторной работы студентов экономического факультета Московскогогосударственного технологического университета «Станкин».
Библ. 33 назв.
© МГТУ «Станкин», 2004
РАЗДЕЛ I. ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ – ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ ОБЩЕСТВА НАНОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАЧАЛАХ
Октябрьская революция 1917 г. была непросто очередной политической революцией, которых было уже немало в историичеловечества. Она означала попытку переустройства общества на новых началах, втом числе и экономических. Была провозглашена задача — построить обществосоциальной справедливости.
Это предполагалось сделать в государстве,где всегда были сильны патерналистские традиции, довольно слабо развитыинституты демократии, а государство активно вмешивалось в экономическую жизнь.
Общая закономерность перехода от одногоспособа производства к другому заключается в том, что сначала складываетсяэкономическая база нового способа производства, а затем путем революции илиреформ приводится в соответствие с ней политическая надстройка.
Большевики, как впрочем, и другиесоциалисты в своих концепциях исходили из того, что экономически «социализм немыслим без крупнокапиталистической техники, построенной по последнему слову новейшейнауки, без планомерной государственной организации, подчиняющей десяткимиллионов людей строжайшему соблюдению единой нормы в деле производства ираспределения продуктов».
С этих позиций Россия была далеко неидеальной страной и не совсем подходила для строительства социализма. Революциясоздала только новое государство. Теперь необходимо было подвести под негосоответствующий экономический базис.
Указывая на многоукладность российскойэкономики и преобладание в ней мелкотоварного крестьянского производства, В.И.Ленин подчеркивал, что даже завоевание пролетариатом государственной власти иустановление Республики Советов означает лишь «решимость Советской властиосуществить переход к социализму, а вовсе не признание новых экономическихпорядков социалистическими». Из этого вытекало, что новую экономику следуетстроить сознательно, подчиняя законы экономического развития политическойзадаче.
Из работ классиков марксизма былиизвестны лишь общие, основные принципы новой экономики, но не пути и методы еепостроения. Поэтому история Советского государства с самого начала представляласобой цепь экспериментов, поиски путей создания социалистического народного хозяйства.
В дооктябрьский период большевикипредставляли себе социалистическую экономику как экономику нерыночного типа,где отсутствует частная собственность на средства производства, проведено ихобобществление и хозяйственные связи основываются не на товарно-денежныхотношениях, а на принципах административного продуктораспределения или прямогопродуктообмена. Отсюда не случайно, что сразу же с образованием Советскогогосударства предпринимаются меры по сокращению частнокапиталистическойэкономики и расширению государственного сектора, о чем более подробно будетсказано далее.
По мнению В.И. Ленина и его сторонниковконтроль за производством и распределением в такой экономике долженосуществляться самими трудящимися на местах непосредственно, и в масштабахвсего государства опосредованно через различные выборные органы: фабзавкомы,профсоюзы, советы и др.
При таком подходе к управлению экономикойкоренным образом должны были измениться и функции государства, которыесводились тогда к чисто технической стороне дела – налаживанию учета и контроляв общегосударственном масштабе. Этим задачам вполне отвечала советская системавласти, которая не только соединяла законодательную и исполнительную власть, нои собственно государство с общественным самоуправлением. Неслучайно поэтомупервые декреты Советской власти носили во многом декларативный характер, т.е.они провозглашали что-либо, не прописывая механизм реализации. Предполагалось,что механизм этот будет определен революционной инициативой масс.
Исходя из этих концепций большевикиприступили к преобразованиям в экономике.
§1. Первые экономическиемероприятия Советской власти
Уже 26 октября (8 ноября по новому стилю)1917 г. был принят декрет «О земле», в основу которого был положен крестьянскийнаказ. Он вводил уравнительное землепользование, т.е. в сущности закреплялобщинные отношения в деревне – общественную собственность на землю и общинноеуравнительное землепользование. Аренда и залог земли запрещались. По сути деладекрет отражал не большевистскую, а эсеровскую аграрную программу, т.е. этобыла мера не социалистической, а буржуазно-демократической революции.
Крестьяне получали безвозмездно 150 млн.га земли. Они были освобождены от ежегодной арендной платы. Был аннулирован и 3млрд. долг банкам. В результате количество земли, приходящейся на однукрестьянскую семью, увеличилось в среднем на 60%.
Правда, уже в декрете «О земле» былозаписано, что разделу не подлежат высококультурные хозяйства помещиков: сады,питомники, оранжереи. На их основе должны были создаваться коллективныехозяйства. Это направление на проведение социалистического переустройствадеревни, т.e. создание коллективных хозяйствбыло подкреплено декретом «О социализации земли» (январь 1918 г.), где нетолько содержалось требование об оказании преимущества коллективным хозяйствамперед единоличными, но и были перечислены их возможные формы: коммуны,товарищества, сельские общества. Помимо этого создавались и государственныесельские хозяйственные предприятия – совхозы.
Сложнее обстояли дела с промышленностью.Во-первых, она переживала острейший кризис, вызванный войной и революционными событиями.Во-вторых, было ясно, что рабочие сразу же не смогут начать управлятьсовременными предприятиями. Поэтому 27 октября (9 ноября) 1917 г. был принятдекрет «О рабочем контроле». Он законодательно закреплял функции тех комитетов,которые возникли на заводах еще при Временном правительстве.
Как и декрет о земле, рабочий контроль невполне соответствовал программе большевиков, которая предполагалацентрализовать контроль за промышленностью в масштабах всего государства. «Всеграждане, — писал В.И. Ленин в работе «Государство и революция», — становятсяслужащими и рабочими единого всенародного государственного синдиката». Однакопредполагалось, что органы рабочего контроля выполнят по крайней мере двезадачи: во-первых, помогут не допустить саботажа администрации; во-вторых,через них рабочие научатся управлять производством.
Контроль за предприятиями передавался вруки завкомов. Создавались специальные группы, куда на паритетных началахдолжны были входить представители завкомов, профсоюзов и администрации. Напрактике, чаще всего, заводские комитеты просто брали власть в свои руки. Вответ на это следовала естественная реакция администрации или хозяев – саботаж,локаут и т.д.
Рабочие же в силу своей слабойкомпетенции часто просто не могли наладить должное управление предприятием.Поэтому рабочий контроль просуществовал недолго. В декабре 1917 г. (15.12) былсоздан первый советский планирующий и управляющий орган ВСНХ – Высший советнародного хозяйства.
В значительной степени решение задачи посозданию аппарата ВСНХ облегчилось тем, что в России всегда существовал большойгосударственный сектор, а следовательно, и аппарат по управлению им, который загоды войны, когда функции государственного управления хозяйством усилились,приобрел определенный дополнительный опыт работы в этой области и самукрепился. Вот этот аппарат теперь и был использован. В составе ВСНХ былисозданы главные управления (главки) для руководства отдельными отраслямипромышленности. В условиях гражданской войны их численность быстро возросла.Всего их было более 50. Первоначально ВСНХ должен был управлять государственнымсектором экономики, объединив деятельность центральных и местных органов(совнархозов), а также органов рабочего контроля. ВСНХ также получил правоконтролировать частные предприятия и проводить принудительное синдицирование.Так постепенно от прямого народного управления промышленностью был осуществленпереход к идее тотального огосударствления. Все это шаг за шагом приводит кнационализации и жесткой централизации в управлении.
Национализация осуществлялась в России впростейшей форме – конфискации без возмещения. В ходе национализации можновыделить три этапа.
На первом (с октября 1917 до весны1918 г.)национализация проходиластихийно, как ответ на саботаж. Решение об этом принимали в основном комитетырабочего контроля. К марту 1918 г. в руках Советского государства находилось836 предприятий, главным образом топливной, металлургической,машиностроительной и других ведущих отраслей промышленности.
Второй этап (с весны 1918 до июня 1918г.)был уже регламентирован. Онпроводился под руководством ВСНХ. Национализировались не отдельные предприятия,а целые отрасли. В первую очередь было объявлено о национализации нефтяной исахарной промышленности (май 1918 г.)
Третий этап (июнь 1918 г. – конец 1920г.). 28 июня был издан декрет о национализациикрупной промышленности. В соответствии с ним национализировались предприятия в горнодобывающей,металлообрабатывающей, электротехнической, хлопчатобумажной и других отрасляхнародного хозяйства. Крупная промышленность была в основном национализирована кконцу первого квартала 1919 г.
В ходе гражданской войны в условияхполитики «военного коммунизма», о которой мы будем говорить позже, былапроведена национализация всей промышленности. Заключительный этапнационализации был связан с выходом декрета от 29 ноября 1920 г., по которомунационализации подлежали предприятия с числом рабочих более 5 человек приналичии механического двигателя и с числом рабочих свыше 10 человек безмеханического двигателя.
Для обладания реальной экономическойвластью огромное значение имела банковская система. Овладение еюрассматривалось как важный шаг на пути налаживания новой экономической системы.Первым в руки нового государства перешел Государственный банк. Это не быланационализация, поскольку он был государственным и раньше. 14 декабря 1917 г.был опубликован декрет о национализации всех банков в стране и введенагосударственная монополия на банковское дело. Все активы и пассивы коммерческихбанков передавались государственному банку, который был переименован в Народныйбанк. Отдельными декретами были ликвидированы другие кредитные учреждения,такие как общество взаимного кредита, городские кредитные общества и т.д.Декретом 28 января 1918 г. правительство аннулировало внешние и внутренниегосударственные займы. Физические и юридические лица должны были сдатьгосударству принадлежащие им или находящиеся у них государственные ценныебумаги.
Следующим шагом Советской власти сталанационализация транспорта: железных дорог, морского и речного флота. Казалосьбы национализация железных дорог должна была пройти относительно легко, так какважнейшие из них находились в государственной собственности. Однако сопротивлениеадминистрации и почти всего инженерно-технического состава, поддержанноеруководством Всероссийского исполкома союза железнодорожников (Викжела) привелопо началу к полной дезорганизации работы железнодорожного транспорта.Противостояние продолжалось почти полгода и только к лету 1918 большинствожелезных дорог были национализированы.
23 января 1918 г. была проведенанационализация торгового флота страны, а вскоре после аннулирования долговцарского и Временного правительства 22 апреля 1918 г. была введенагосударственная монополия на внешнюю торговлю.
Наряду с решением аграрного вопроса,национализацией промышленности, банков и транспорта перед большевиками сразу жепосле взятия власти встал и целый ряд проблем, связанных с состоянием финансовойсистемы и путями ее развития.
Большевики получили от предыдущихправительств дезорганизованную систему финансового обращения. Разложившейсяоказалась и вся система денежных доходов государства – налоги, кредит и самаэмиссия. На 1 января 1918 г. в стране обращалось 26 млрд. 313 млн. рублей вразличных денежных знаках. Это в 17 раз превышало наличность. Кроме бумажныхденег у имущей части населения на руках скопилось большое количество золотой исеребряной монеты. Так, по подсчетам экономистов, в 1916 г. в кубышках былобанковского серебра на 114 млн., разменного – на 172 млн.
Необходимо было или со всейрешительностью стать на путь восстановления финансовой и денежной системы, илипопытаться найти выход в доведении разложения денежной системы до логическогоконца с тем, чтобы одним махом перейти к обобществленному безденежномухозяйству. Большевики пошли по второму пути. Почему? Во-первых, на это толкалосложившееся внутреннее положение. Усиливающийся кризис хозяйственной системыпонуждал правительство продолжать печатание денег для покрытия расходов. Толькоза период с 1 ноября 1917 г. по 1 мая 1918 г. в сферу обращения было выпущенооколо 19 млрд. руб. При этом правительству с самого начала приходилосьсдерживать местное «денежное творчество», т.е. запрещать выпуск областных,городских и даже заводских денежных знаков.
Во-вторых, исходя из концепциисоциалистической экономики, основанной не на товарно-денежных отношениях, а напрямом продуктообмене, дезорганизация денежной системы, отмирание денег ипоявление натуральных отношений рассматривалось многими большевиками (Ю. Ларин,Н. Бухарин, Е. Преображенский и др.) не как несчастье, а как положительноеявление, которое знаменовало собой шаг вперед в борьбе против капитализма. Это,по мнению вышеназванных лиц, создавало условия для перехода кбезденежно-плановому хозяйству.
Все эти мероприятия: национализацияземли, промышленности, транспорта, торговли, банковского дела и т.д. получилиназвание «красногвардейской атаки на капитал». Она (эта атака) в корне подорвалаэкономические позиции буржуазии и помогла Советскому государству овладетькомандными высотами в экономике. Однако экономическая эффективность этих мероставляла желать много лучшего. Поэтому уже к весне 1918 г. руководство странывысказало озабоченность слишком быстрыми темпами «атаки на капитал». «Если бымы захотели продолжить прежним темпом экспроприировать капитал дальше, мы,наверное, потерпели бы поражение, — писал в апреле 1918 г. В.И. Ленин, — ибонаша работа по организации пролетарского учета и контроля явно, очевидно длявсякого думающего человека, отстала от работы непосредственной «экспроприацииэкспроприаторов».
Итак, как мы видим, ставится задачаприостановить прямой натиск, «красногвардейскую» атаку на капитал, и сместитьакценты в экономической политике государства. В работе «Очередные задачиСоветской власти» В.И. Ленин выдвигает новую программу по переустройствуэкономики. Она носила довольно сдержанный характер. Теперь, когда задачаподавления сопротивления буржуазии в главных чертах была решена на очередьвыдвигаются следующие задачи:
1. Налаживаниевсенародного учета и контроля за производством и распределением продуктов.
2. Борьбас мелкобуржуазной стихией в блоке с «государственным капитализмом», т.е.временный компромисс с буржуазией.
3. Приоритетноеразвитие тяжелой промышленности как основы экономики.
4. Использованиедля этого опыта буржуазных специалистов, достижений научно-техническогопрогресса и научной организации труда.
5. Укреплениедисциплины труда и развитие социалистического соревнования.
6. Установлениеновых организационно-управленческих отношений (принцип «Демократическогоцентризма»).
Вот, по мнению В.И. Ленина основныехозяйственные проблемы, разрешение которых привело бы к повышению производительноститруда. Все это предполагалось делать на основе бестоварного производства вусловиях прямого продуктообмена. Отсюда вытекают и такие задачи как поголовноекооперирование населения и распределение продуктов через систему кооперативов.Ставка делается на сознательность и энтузиазм трудящихся, а также нагосударственное принуждение.
Выдвинутые в «Очередных задачах Советскойвласти» положения нашли законодательное закрепление в декрете ВЦИК от 29 апреля1918 г., Таким образом, советское государство сделало попытку осуществлятьновую программу преобразования экономики, которая в большей степени былаприспособлена к существующему тогда положению вещей. Создание новой моделихозяйствования требовало мирных условий. Однако в условиях начинающейсягражданской войны эта программа «экономической целесообразности» не былавыполнена. В стране все больше и больше верх брали чрезвычайныеэкстраординарные меры, в том числе и в экономике.
§2. Гражданская война иполитика «военного коммунизма»
В ходе начавшейся гражданской войны ииностранной интервенции складывается система чрезвычайных мер, получившаяназвание политики «военного коммунизма». Она привела к тому, что в странесформировалась действительно централизованная экономика, и государствососредоточило в своих руках почти все трудовые, финансовые и материальныересурсы. В основе управления лежали военно-административные методы.
Неверно думать, что большевики безраздумий пошли на крайние меры. Однако логика событий, вызванных разрухой,голодом и войной с одной стороны и нежелание отказаться от идеи прямого прыжкав социализм с другой привела к тому, что постепенно «военный коммунизм» стал реальностью.
С самого начала, т.е. с 20-х гг. велисьспоры о том, когда же начинает складываться система мер «военного коммунизма»?Некоторые ведут отсчет с начала 1920 г., когда другие – с декрета опродразверстке от 11 января 1919 г. Самая популярная дата – май 1918 г. –провозглашение продовольственной диктатуры. Историк-меньшевик Н.Н. Сухановвообще относит начало «военного коммунизма» к марту 1917 г., когда Временноеправительство ввело хлебную монополию. Каждая точка зрения имеет определенныйнабор аргументов в свою пользу.
На наш взгляд проблема в конечном итогележит не в хронологических рамках самой политики. Как и любая экономическаяполитика «военный коммунизм» не возник в одночасье как Афродита из пены вготовом виде. На его оформление оказывали влияния, по крайней мере, двакомплекса причин.
Сама логика развития государственногоруководства в годы войны вела к усилению централизованного регулированияхозяйственной жизнью. Уже в 1915 г. были созданы такие органы управленияэкономикой как Совет съездов представителей промышленности и торговли, которыйруководил распределением заказов, снабжением производства ресурсами, анаселения продовольствием. В том же году при императоре были образованы особыесовещания по обороне, продовольствию, топливу, перевозкам и т.д. Онивозглавлялись соответствующими министрами и их приказы и предписания имели силудирективы. Кстати, технический аппарат этих организаций был позже использованбольшевиками для организации рабочих Главков.
Эмиссия денег также имела место задолгодо прихода большевиков к власти. Достаточно сказать, что к сентябрю 1917 г.рубль стоил всего 7 довоенных копеек.
Большевики отнюдь не являютсяизобретателями и такого явления как продразверстка, попытки введения которойотносятся к 1916 г. В том же 1916 году во многих городах страны было введенокарточное распределение продовольствия. Завершающим мероприятием в этой сфереявилась хлебная монополия Временного правительства, которое кроме того, создалолетом 1917 г. Главный экономический комитет, призванный эффективно руководитьхозяйственной жизнью. Этим же правительством вскоре была установлена твердаяцена на продовольствие, топливо, сырье и материалы, что подорвалотоварно-денежный механизм хозяйствования. Логика событий первыхпослеоктябрьских месяцев и гражданской войны лишь усилила возникшие тенденции.
На это накладывается и второй комплекспричин, о котором мы уже говорили, а именно, сознательное стремлениесформировать новый тип экономики, основанной не на рыночных отношениях, а напрямом административном продуктораспределении при всеобщем обобществлениисредств производства и государственно-плановом руководстве хозяйством.Стремление как можно быстрее осуществить прямой скачок в социализм инеобходимость мобилизовать все силы страны на войну и дали «военный коммунизм».
Нарастание угрозы голода в условиях,когда промышленный кризис не давал возможности наладить обмен продуктов напромышленные товары, заставило Советское правительство 13 мая 1918 г. объявитьо введении государственной хлебной монополии. В городах сформировалисьвооруженные продовольственные отряды рабочих, а в деревнях – комитетыдеревенской бедноты, последние должны были наладить учет излишков зерна укрестьян, однако с этой задачей комбеды не справились. Осенью 1918 г. они былиупразднены.
Для изыскания и доставки продовольствияформируются спецотряды продармии. К осени 1918 г. ее численность достигает 80тыс. чел. Поскольку изъятие излишков продовольствия у кулаков на практике частовыливалось в простую насильственную экспроприацию хлеба, в том числе и усреднего крестьянства, это вызывало ответное недовольство сельского населения.Во многих губерниях вспыхивали крестьянские восстания, довольно высокий уровеньимело дезертирство из Красной Армии.
Только к осени 1918 г., когда быласмягчена политика в отношении середника, проведено перераспределение земли, входе которого у кулаков было изъято 50 млн. га и деревня резко осереднячилась,положение несколько стабилизировалось. Определенную «помощь» в этом оказала иполитика белых, которые пытались возродить старые порядки на захваченныхтерриториях.
11 января 1919 г. был принят Декрет оплановой централизованной продразверстке на хлеб, а с 1920 г. на картофель,овощи, и другие сельскохозяйственные продукты.
Однако, несмотря на все усилия власти,планы по хлебозаготовкам постоянно срывались. В 1918 г. план был выполнен на38%, в 1919 г. на 38,5%, а в 1920 г. – на 34%. Кроме того, крестьянеотреагировали на продразверстку сокращением посевных площадей на 35-60%.
Несмотря на запрет торговли,заградительные отряды, стоящие у городов огромная армия мешочников двигалась вгорода. Они везли продовольствие для личного потребления и на продажу. Есличерез централизованную систему распределения проходило 35-40% продуктов, то 60%приходилось на долю мешочников. Таким образом, все попытки Советскогоправительства организовать продуктообмен между городом и деревней путемвведения продовольственной разверстки оказались малоэффективны. Конечно,условия гражданской войны отрицательно сказывались на этом процессе. Но главноезаключалось в том, что отсутствие личной заинтересованности крестьян не тольконе стимулировало развитие сельскохозяйственного производства, а, наоборот, велок его сокращению.
В области промышленности продолжаласьполитика национализации, о чем мы уже говорили. В условиях свертываниятоварно-денежных отношений управление ею становилось все более централизованными принимало административно-принудительный характер. Хозяйственнаясамостоятельность предприятий была ограничена до минимума. Отношения междупредприятиями четко регламентировались государственными органами. Сырье,материалы и оборудование предприятия бесплатно получали от государства. Ему жеони бесплатно сдавали произведенную по плановому заданию продукцию.Естественно, что такие экономические показатели как прибыль, рентабельность,себестоимость в расчет не принимались. Росло число главков. К середине 1920 г.их количество выросло до 52. Соответственно разрастался и бюрократическийаппарат.
Рост бюрократизации управления проходилна фоне падения промышленного производства, которое было вызвано следующимипричинами:
Во-первых, имеющиеся запасы сырья былиполностью использованы, а возможности их возобновления из-за гражданской войныотсутствовали. Многие важнейшие в экономическом плане районы были оторваны отцентра.
Во-вторых, тяжелое материальное положениерабочих крупных промышленных районов приводило к тому, что многие из нихуходили в деревню. Большое количество рабочих ушло в Красную Армию. Многие быливыдвинуты на партийную и государственную службу. К концу гражданской войнычисленность рабочего класса сократилось на 50 %, а по отдельным промышленнымцентрам этот показатель достигал 70%.
Ухудшался и качественный состав рабочегокласса. На смену кадровым рабочим пришли кустари, работники сферы обслуживанияи т.д.
Характерной чертой политики военногокоммунизма стала система принудительного труда. Юридической базой для этогостал Кодекс законов о труде, принятый ВЦИК 10 октября 1918 г., в которомпредусматривалась всеобщая трудовая повинность. Первоначально ее предполагалосьраспространить только на представителей буржуазии, однако постепенно эти мерыбыли распространены на все слои населения.
Разработчиком системы принудительноготруда был Л.Д. Троцкий. Он доказывал необходимость этой меры на весь переходныйпериод. Рабочие, по его мнению, должны быть прикреплены к заводам и фабрикам,крестьяне должны выполнять различные повинности (гужевая заготовка дров и т.д.)С 10 апреля 1919 г. была введена всеобщая трудовая повинность с 16 до 50 лет. Виюне 1919 г. рабочие были переведены на полувоенное положение и были введенытрудовые книжки. Труд теперь рассматривался не как товар, а как форма служениягосударству, как обязательная повинность. Уклоняющихся наказывали по законамвоенного времени. Еще в 1918 г. для нарушителей были созданыисправительно-трудовые лагеря.
Своего апогея система милитаризации трудадостигла к 1920 г., когда во время мирной передышки ряд воинских частей былипереведены на положение трудовых армий. Они занимались заготовкой и доставкойтоплива в города, восстановлением железнодорожных путей и мостов и т.д. Однако,как показала жизнь, эффективность трудармий была крайне низкой.
В условиях ограничения свободной торговлии установления государственного контроля за распределением товаров логичнымимерами были твердые цены на все товары и пайковое распределение. Уже в августе1918 г. в Москве и Петрограде были введены дифференцированные пайки. Всенаселение было поделено на три категории. К первой относились рабочие и ученые,ко второй – служащие и семьи всех трудящихся, к третьей представители бывшихэксплуататорских классов. Процесс совершенствования пайковой системыпродолжался весь период военного коммунизма и к концу гражданской войны внекоторых местностях количество различных видов пайков доходило до 20.
Для пополнения бюджета практиковалосьчрезвычайное налогообложение буржуазии. Еще в 1918 г. на буржуазию быланаложена специальная контрибуция в 10 млрд. руб. В 1919 г. только в Москве избанковских сейфов было конфисковано примерно на 300 тыс. царских рублей и на150 тыс. рублей серебра. Местные Советы также получили право пополнять бюджетсобственными силами.
В течение всей гражданской войныпродолжалась эмиссия денег. С 1919 г. Советское правительство начинает печататьбанкноты советского образца. К 1920 г. стоимость бумажного рубля упала посравнению с 1913 г. в 13 тыс. раз. В результате даже на рынке денежный обменсменился натуральным. Именно в эти годы всерьез рассматривался вопрос об отменеденег вообще.
Продвигаясь в сторону коммунистическогобезденежного распределения правительство пошло на отмену платы за коммунальныеуслуги и транспорт.
Гражданская война заканчивалась, напервое место начинали выходить задачи восстановления экономики, и в феврале1920 г. была создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО)во главе с Кржижановским Г.М., которая разрабатывала план восстановления и модернизациистраны на базе электрификации. За 10-15 лет намечалось построить 30 крупныхэлектростанций, закольцевать их и на этой энергетической основе не толькопреодолеть разруху, но и реконструировать промышленность и сельское хозяйство.За это время планировалось восстановить довоенный уровень, а затем и увеличитьвыпуск промышленной продукции в тяжелой промышленности в 2 раза, а в легкой – в1,5 раза.
План ГОЭЛРО не был жесткимпланом-директивой. Он определял лишь принципиальные направления развития. Однакопо характеру своей разработки он явился прямым порождением политики военногокоммунизма и той идеологии, которая господствовала в руководящих кругах.Комиссия была образована из видных инженеров и ученых-энергетиков, но не имелав своем составе ни одного экономиста.
Методологическую основу ее работысоставил принцип ведущего звена, т.е. выделения ключевого фактора в развитиипроизводительных сил и развертывания на этой основе всего дальнейшего анализа.В качестве такого звена была выбрана электрификация. С инженерно-техническойстороны план был проработан самым детальным образом. Однакосоциально-экономические возможности роста, оценка потребных финансовыхресурсов, соотношения затрат и результатов, личная заинтересованностьработников в высокопроизводительном труде – эта сторона вопроса осталась вневнимания исследователей. Такой подход вытекал из характерного для тогдашнегомышления приема непосредственно связывать динамику производительных сил скоренным переворотом в общественной жизни. «Планомерное общественное хозяйство,- писал один из идеологов централизованного директивно-планового подхода кэкономике Л.М. Крицман, — единое предприятие. И потому, что оно гигантскивелико и сложно, особенно необходимо внимание к железной логике его движения. Вцарстве труда нет места свободе, в нем царствует необходимость». Другимисловами можно говорить о том, что военнокоммунистические методы руководстваэкономикой предполагалось использовать и в период мирного восстановления иреконструкции, т.е. распространить их на весь переходный период вплоть допостроения социализма.
Более того, идеологи военного коммунизмасчитали, что «Постепенно расширяясь нормировочные тенденции внедрятся в …питание, квартиры и, наконец, даже в интимную жизнь вплоть до эстетическихумственных и интеллектуальных запросов пролетариата». Жизнь, однако, вносила вэти планы свои коррективы.
§ 3. Экономическоеположение страны после окончания гражданской войны. Кризис политики военногокоммунизма
К концу 1920 г. военные действия восновном закончились на Европейской части страны. В Сибири и на Дальнем Востокеони продолжались до 1922 г. Каковы же были результаты?
Не оправдались надежды на то, чтоСоветская Россия недолго будет находиться в одиночестве, и что после победыреволюций на Западе мы будем строить социализм вместе с другими более развитымистранами, взаимно помогая друг другу. С 1920 г. революционная волна в Европеначала достаточно быстро спадать. Революции в Германии, Австрии, Венгрии былиподавлены. Надежды на помощь Европы оказались несостоятельными. Рассчитывать накредиты и другую помощь также не приходилось, так как Советская властьаннулировала в 1917 г. все старые долги, а после окончания гражданской войныоказалась в дипломатической изоляции. Следовательно, теперь можно было надеятьсятолько на собственные силы, что коренным образом меняло ситуацию. Неслучайно,выступая на Xсъезде РКП (б) В.И. Ленинотмечал: «Социалистическая революция в такой стране может иметь окончательныйуспех при двух условиях. Во-первых, при поддержке ее социалистическойреволюцией в одной или нескольких передовых странах. Как вы знаете, для этогоусловия мы очень много сделали по сравнению с прежними, но далеко недостаточно, что бы это стало действительностью.
Другое условие, — это – соглашение междуосуществляющим свою диктатуру или державшим в своих руках государственнуювласть пролетариатом и большинством крестьянского населения».
Что же мы могли наблюдать внутри страны? Стремительноухудшалось экономическое положение. Поскольку военные действия шли практическипо всей стране, то большая часть предприятий естественно пострадала в ходе этихбоев. Во многих местностях экономическая инфраструктура была просто разрушена.Так выплавка чугуна и стали в 1920 г. составляла всего 2,4% от довоенногоуровня. Ощущалась серьезная нехватка энергоносителей. Добыча угля составила27%, а нефти — 41% от довоенного уровня.
Без металла и сырья останавливалисьмашиностроительные заводы. Не работало и большинство хлопчатобумажных фабрик,так как отсутствовали запасы хлопка. В целом промышленное производство упало до22% от уровня 1913 г.
В крайне тяжелом положении находилсятранспорт. Из 70 тыс. км железнодорожных путей неразрушенными осталось лишь 15тыс. км, 60 % паровозов было выведено из строя. Поэтому даже то, что производилось,доставить к месту потребления было крайне сложно.
В полном развале находилась финансоваясистема страны. Общая сумма денег, находящихся в обращении, выросла к сентябрю1921 г. до 3,5 трлн. руб. Помимо совзнаков, царских банкнот и денег Временного правительстваво время войны выпускались деньги всеми белыми правительствами и дажеотдельными городами и даже предприятиями. В Нумизматическом каталоге 1927 г