Реферат по предмету ""


Государственный строй России в период сословно-представительной монархии (середина XVI – середина XVII)

Министерствообразования и наукиТихоокеанскийГосударственный Университет
                                                                          
Контрольная работа
по теме: Государственный строй России в периодсословно-представительной монархии
(середина XVI– серединаXVII)
                     
        Выполнил:  студент 1 курса Ю ЗУ -2
        Шевцова Ирина Александровна
        Шифр:          50440319
   Проверил: доктор и.н. Алепко А.В.    
г. Хабаровск 2006 г.План работы
Введение
1.     Увеличениевласти царя.
2.     БоярскаяДума и Земские соборы.
3.     Центральноеи местное управление.
Заключение1.      Введение
В середине 16 векаРоссия была единым государством, раскинувшимся по бескрайным просторамВосточноевропейской равнины. Её рубежами были Белое и Баренцево моря на севере,Чернигов, Путивль и рязанские земли на юге. Она простиралась от береговФинского залива и Смоленска на западе до Северного Урала и нижегородских земельна востоке. Размеры территории Русского государства возросли с 430 тыс. кв. кмв начале 60-х годов 15 века до 2800 тыс.кв.км к 30-м годам 16 века. В неговходили земли, населённые русским народом, жителями европейского Севера и частичноСибири (карелы, коми, ханты, манси и др.), а также Поволжья.
Основная масса населенияжила в сёлах и деревнях. Деревеньки были небольшие, в 3-4 двора. Городскоенаселение в новгородских землях составляло всего около 3-4%. Но города рослибыстро, прирост населения в них превысил 60%. Население страны к этому временивозросло с 5-6 млн. чел. в начале века до 9 млн. Увеличилась и его плотность.     
Хотя Россия к середине16 века и была единым государством, всё же вследствие относительной слабостиэкономического развития отдельные земли и княжества, вошедшие в её состав, небыли ещё спаяны крепкими экономическими связями. Были ещё очень сильны следыудельной децентрализации.
К середине 16 века врезультате стяжательской деятельности церковников резко возросло монастырскоеземлевладение. Сосредоточение земельных богатств у монастырей-вотчинниковвызывало недовольство бояр, дворян и самой великокняжеской власти, неоставлявшей надежды на ликвидацию или, по крайней мере, ограничениемонастырского землевладения.
Рост барщины и оброкапотребовал укрепления власти помещиков. В России, как и в других странах квостоку от Эльбы, 16 век был временем развития крепостничества.
На фоне господстванатурального хозяйства в России к середине 16 века обнаруживаются новыеявления, свидетельствующие о росте товарного производства. В условиях единогогосударства изменялся характер товарного обращения на местах: отдельные районыначали специализироваться на производстве какой-либо ведущей группы товаров(что определялось географическими и экономическими условиями этих районов).Феодально-раздробленная Русь сколько-нибудь широкого разделения труда не знала.
Рост товарного производствадавал возможность увеличивать количество вывозимых товаров и расширять ихассортимент.
Укрепление международногоавторитета России также содействовало развитию её внешнеторговых связей сЗападом и Востоком. При этом торговля с восточными странами в первой половине16 века имела большее значение для экономического развития России, чем торговляс европейскими странами.
   Упрочились торговые связи Русскогогосударства с Прибалтикой.     Русскоеправительство на рубежах страны строило крепости, которые постепенно обрасталипосадами и становились городами.
   К середине 16 века в России уже было до 160городов. В столице Русского государства насчитывалось около 100 тысяч жителей.По своим размерам и численности населения Москва была одним из крупнейшихевропейских городов. Свыше 25 тысяч человек жило в это время в Новгороде.
   Характерной чертой товарного производстваэтого времени было всё увеличивавшееся применение наёмного труда впромышленности.
   Высшая власть к середине 16 века вРоссийском государстве осуществлялась великим князем и Боярской думой. Собразованием единого государства возрос авторитет великокняжеской власти.Великому князю принадлежало право назначать на высшие государственныедолжности, в том числе и в Боярскую думу. Он же возглавлял вооружённые силыстраны и ведал внешнеполитическими делами. От его имени издавались законы.        Великокняжеский суд был высшей судебнойинстанцией.
   В основе объединения русских земель в единоенациональное государство были свои особенности, которые повлияли на процессобразования сословно-представительной монархии. Создание русскогоцентрализованного государства опередило процесс складывания единоговсероссийского рынка и образование нации. Объединение русских земель вокругМосквы и формирование централизованного государства было ускорено борьбойрусского народа с внешней опасностью.
   Для осуществления этих внешнеполитическихзадач нужна была многочисленная и сильная армия с соответствующими ейучреждениями по комплектованию, содержанию и службе вооружённых сил.
   Кроме того, в условиях возраставшейфеодальной эксплуатации и обострения классовой борьбы феодалы, особеннослужилое дворянство, были неспособны собственными силами подавить сопротивлениеэксплуатируемого большинства. Для этого потребовалось усиление суда и полиции,создание и укрепление соответствующих им карательных учреждений в центре и наместах.
1.Увеличение власти царя.
   Довольно тяжело охарактеризовать власть царяза всё время существования сословно-представительной монархии, ибо она зависелаот воли и характера каждого конкретного правителя, а также от различныхвнутриполитических ситуаций. В 1547 году Иван Грозный был венчан на царство вУспенском соборе Московского кремля. Принятие царского титула укреплялоавторитет центральной власти, ставило русского царя в один ряд смогущественными государями Западной Европы и Востока. За время его правления встране были проведены мероприятия направленные на укрепление самодержавнойвласти и ослабление политической власти бояр.
   К отправлению правосудия привлекалисьпредставители зажиточной части местного посадского населения и черносошныхкрестьян. Дела дворян изымались из судов наместников. Вводилась смертная казньза разбой, к которому причислялись и антифеодальные выступления. «Судебник» былдополнен статьями, предусматривающими ответственность за судебныезлоупотребления и взяточничество.
   В 1550-1556 годах были проведены реформы вармии, направленные на организацию единых боеспособных вооружённых сил иослабление командных позиций боярства за счёт усиления в армии роли дворянскогосословия.
   Реформы государственного управленияпятидесятых годов значительно подорвали политическую власть боярства испособствовали укреплению царской власти и центрального аппарата.
   Однако боярство, имея огромные вотчины,сохранило за собой экономическую независимость. Подрыв политического могуществабояре рассматривали как ущемление своих законных прав, а в возвышениидворянства видели угрозу для своего привилегированного положения. Всё этовызывало озлобление родовитой феодальной знати против царской власти.
   Иван Грозный последовательно проводилполитику подавления боярского сопротивления. Он выдвинул задачу подрываэкономической мощи феодальной аристократии путём ликвидации её обширноговотчинного землевладения и наделения за этот счёт землёй дворянства. Эту цельпреследовало введение опричнины (1565).
  Изучение обстоятельств создания в Русскомгосударстве опричнины подводит к очень сложному вопросу о противоречивостиполитического развития России в 16 веке. В 50-60-х годах в стране утвердилисьсословно-представительные институты и тут же она делает шаг в сторонудеспотического режима. Однако то обстоятельство, что система опричной военнойдиктатуры была принята органом сословного представительства, вовсе не означалоперехода от одной формы государства к другой, от сословно-представительноймонархии к самодержавию. Через полтора года, в 1566 году, в трудное военноевремя, Грозный снова обратился за содействием к земскому собору. Очевидно,введение опричнины представляло собой опыт применения на практике одного извозможных вариантов государственности. Середина 16 века — время появления рядагосударственных проектов. Иван Пересветов, Андрей Курбский, сам царь выступаютс предложениями политического характера, используют опыт Византии, Турции, Польшии т.д., и, прежде всего, наблюдения над русской действительностью. А в жизни совершалосьпротиворечивое взаимодействие двух линий эволюции государственного строя, изкоторых одна вела к сословно-представительной монархии общеевропейского типа,другая — к абсолютизму с отчётливыми чертами восточной деспотии.
   Учреждение опричнины было для Грозного шагомк укреплению самодержавия. Узаконив начала сословно-представительной монархии вземщине, он тем самым добился признания для себя со стороны представителейсословий неограниченной власти в опричнине. Другими словами,сословно-представительная монархия расчищала путь к абсолютизму.
   Но и в дальнейшем Грозный не смог обойтисьбез помощи сословных учреждений. В 60-х годах 16 века в условиях сложнойвнешней политики, проводимой Русским государством, и напряжённой Ливонскойвойны правительство обращается к земскому собору по вопросам, касающимсямеждународных отношений. В июне 1566 года в Москве был созван земский собор овойне и мире с Польско-Литовским государством.
   После смерти Грозного наступает известноеослабление самодержавия, усиление борьбы в среде правящих верхов, дворцовыесмуты.    Господствующие сословия стремятсяподнять роль земского собора как органа, который должен содействовать укреплениюцентральной власти в стране, в частности, участвовать в решении вопроса опрестолонаследии.    Русский приказныйдеятель, эмигрант 17 века Г.К. Котошихин выделяет особый период в историиРусского государства начиная с избрания («обирания») на царство ФёдораИвановича (1584 год) и до воцарения Алексея Михайловича, считая этот периодвременем ограниченной монархии.
   Соборное уложение 1649 года закрепившеесоциально-экономические сдвиги Русского государства, отразило и возросшуювласть самодержавного монарха. 2 и 3 главы Уложения устанавливали жёсткую каруза преступления, направленные против личности царя, его чести, здоровья, запреступления, совершаемые на территории царского дворца. Все эти преступленияотождествлялись с вводимым впервые в право Русского государства понятиемгосударственного преступления. Смертная казнь устанавливалась за прямой умысел(«злое умышление») против жизни и здоровья царя, а также за обнаружения умысла,направленного против царя и государства (восстание, измена, заговор и т.п.).
    Процесс бюрократизации государственногоаппарата превращал Боярскую думу из органа боярской аристократии в органприказной бюрократии (судей приказов, воевод, дьяков); всё это не могло неослаблять самостоятельность Боярской думы.
   В практике законодательной  деятельности Русского государства  со второй половины  17 века появилось понятие  «именной указ»,т.е. законодательный акт, данный только царем, без участия боярской думы. Из618 указов, данных в правление Алексея Михайловича со времен издания  «Соборного Умножения», 588 указов  были именными, а  боярских приговоров было принято  только 49. Из анализа этих актов  видно что, все  именные указы носили характер  второстепенныхактов верховного управления и суда: служебных назначений, указов воеводам,утверждения  наказаний  или отмены их и т. д. Боярские же приговорыбыли наиболее  важными законодательнымиактами, связанными с феодальным землевладением, крепостным правом,основами  финансовой политики и прочимиважнейшими сторонами деятельности государства. Таким образом, основные законодательные акты того временипроходили ещё через Боярскую думу.
   Особенно возрастало число боярскихприговоров после различных социальных потрясений. В царствование слабовольногоФёдора Алексеевича (1676 — 1682 года) значение Боярской думы даже временно возросло:из 284 указов его правления 114 были даны с боярским приговором.
   Итак, несмотря на внешнюю устойчивостьположения Боярской думы, в системе аппарата Русского государства во второйполовине 17 века идёт процесс возрастания личной власти самодержавного монарха,особенно в области верховного управления.
   Характер заседаний Боярской думы резкоизменился. Члены её не рисковали теперь проявлять какое-либо «высокоумничанье».
   С 50-60-х годов установилась практикадокладов царю начальниками важнейших приказов. Так, в 1669 году попонедельникам царю докладывали начальники Разрядного и Посольского приказов, повторникам — Большой казны и Большого прихода, по средам — Казанского и Поместногои т.д.
   Свидетельством возраставшей власти царя ксередине 17 века явилось создание Приказа тайных дел.
   Ещё в первые годы правления царь АлексейМихайлович имел при себе несколько подьячих из приказа Большого дворца дляличной переписки. Этот штат в конце 1654 или в начале 1655 года получилопределённую организацию Приказа тайных дел — личной канцелярии царя, органа,позволяющего царю в разрешении важнейших государственных вопросов обходитьсябез Боярской думы.
   Другим важным мероприятием правительства напути дальнейшего укрепления единодержавия было создание центрального органафинансового контроля. Крупные хищения государственных средств чиновникамиприказов побудили правительство учредить в 1655 году Счётный приказ.   Нерегулярно, каждый раз по специальному указудьяки и подьячие всех приказов должны были являться в Счётный приказ с приходнымии расходными книгами для проверки правильности и законности финансовых операций.Этот финансовый контроль вызвал недовольство приказной бюрократии, и Приказ в1678 году пришлось упразднить.
    Исходя из всего вышеизложенного, мы видим,что с середины 16 до конца 17 века произошло возрастание власти и авторитетацаря, значительное уменьшение политической власти бояр, что дало возможностьПетру 1 совершить переход от одной формы государства к другой, отсословно-представительной монархии к самодержавию.
 2. Боярская Дума и Земские соборы
В осуществлении своейвласти великие князья, а затем цари опирались на крупных феодалов — бояр,владельцев крупнейших вотчин, способных выставлять в случае войны собственныевооружённые силы. Выражением их политической самостоятельности вцентрализованном государстве являлся, прежде всего, феодальный иммунитет (правоосуществлять в своих владениях некоторые государственные функции: сбор налогов,суд без вмешательства великокняжеской или царской администрации). Великий князьмосковский и цари «всея Руси» разделяли свою власть с боярской аристократией ввысшем органе централизованного государства — Боярской
Думе. Первоначально в Думебыло четыре думных дьяка — по посольским, разрядным, поместным делам и деламКазанского приказа.    Думные дьяки велиделопроизводство Боярской думы.
Поскольку князь (царь)разделял власть с крупнейшими феодалами страны, постольку функции Боярской думыбыли неотделимы от его прерогатив.   Боярскаядума разрешала важнейшие государственные дела. Ею был утверждён великокняжескийсудебник 1497 года и судебники 1550, 1589 годов. Статья 98 Судебника 1550 годасчитала приговор Боярской думы необходимым элементом законодательства: «а которыебудут дела новые, и в сём судебнике не написаны, и как те дела с государства докладаи со всех бояр приговор вершаться». Указ о кабальном холопстве в апреле 1597 годацарь «приговорил со всеми бояры», ноябрьский указ того же года о беглых крестьянах«царь указал и бояре приговорили».
Боярская дума былазаконодательным органом. Вместе с великим князем, а затем царём она утверждаларазличные «уставы», «уроки», новые налоги и т.д. В большинстве законов 16 векаесть такая формулировка: «уложил царь со своими бояры».
Будучи высшим органомуправления страной, Боярская дума осуществляла общее руководство приказами,надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организацииармии, земельным делам.   Переговоры синостранными послами вела специальная ответная комиссия из членов Боярскойдумы. Итог этих переговоров выносился на рассмотрение и решение великого князя(царя) и Боярской думы.
Заседания Боярской думыпроводились в Кремле: в Гранатовитой палате, иногда в личной половине дворца(Передней, Столовой или Золотой палатах), реже вне дворца, например, в опричномдворце Ивана Грозного в Москве или Александровской слободе.
Укрепляя свою власть,великие князья и цари 16 века стремились ослабить роль и значение боярскойаристократии. Уже с середины 16 века из Боярской думы выделилась так называемая«комната», «ближняя дума» — более узкий состав верных царю людей, с которыми онрешал важнейшие тайные, экстренные и придворные дела. С мнениями, внушённымиэтой «ближней думой», царь выступал на заседаниях Боярской думы.
В 1547-1560 годах, вправление Ивана Грозного, действовал неофициальный совет в составе поместногодворянина царского «ложничего» А. Адашева, священника Благовещенского собора А.Сильвестра, князя Д. Курлятева, князя А. Курбского и других лиц. С помощью этой«Избранной рады», как впоследствии называл её Курбский, Иван Грозный провёл рядважнейших реформ (судебную, военную, земскую и другие), определил основноенаправление внешней политики и на некоторое время оттеснил Боярскую думу отразрешения важнейших вопросов законодательства и управления.
Деятельность опричнины воба её периода (1565-1572, 1573-1584 года) была направлена на преодолениепережитков феодальной раздробленности, подрыв экономической и политической мощибоярской аристократии. Место истреблённых представителей наиболее строптивыхфеодальных фамилий в Боярской думе заняли родственники царя, менее знатныепредставители феодального класса: окольничие, думные дворяне, думные дьяки.
После смерти Ивана Грозногозначение Боярской думы опять возросло. Заметную роль играет Боярская дума вотдельные периоды иностранной интервенции и крестьянской войны начала 17 века.В правление боярского царя Василия Шуйского в 1606 — 1610 годах, кроме Боярскойдумы, в Москве существовала особая Дума в тушинском лагере. После сверженияВасилия Шуйского 17 июля 1610 года к власти пришла Боярская дума. Фактическивсё управление государством осуществляла группировка из семи наиболеевлиятельных членов Думы (Ф. И. Мстиславского, И. М. Воротынского, А. В.Трубецкого и других). Это боярское правление получило у современников наименование«семибоярщины». В договорах, заключённых с польскими интервентами 4 февраля и17 августа 1610 года, бояре пытались подчеркнуть это возросшее значение Боярскойдумы.
   Несмотря на возросшее к началу 17 веказначение поместного дворянства, боярство сохранило своё экономическое иполитическое могущество.      Боярская дума по-прежнему являлась важнейшиморганом государства, разделявшим вместе с царём прерогативы верховной власти.Это был орган боярской аристократии. Состав думы за век удвоился. Особеннозаметно возросло число окольничих думных дворян и дьяков. В 1681 году вБоярской думе было 15 одних только думных дьяков. Таким образом, Боярская думапредставляла собой собрание представителей старинных боярских фамилий ивыслужившихся приказных дельцов.
   Боярская дума оставалась верховным органомпо вопросам законодательства, управления и суда. По свидетельству современника,царь Михаил Фёдорович, «хотя самодержцем писался, однако без боярского советуне мог делати ничего». Алексей Михайлович, несмотря на наличие более узкой посоставу «ближней думы» и личной канцелярии (Тайного приказа), по всем основнымвопросам советовался с Думой; более мелкие вопросы Боярская дума обсуждала безцаря.
   Характерной особенностью 17 века явиласьболее тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой. Многиечлены Думы выполняли обязанности начальников (судей) приказов, воевод,находились на дипломатической службе по совместительству.
   На заседаниях Боярской думы утверждалисьрешения приказов (статейные списки). Дума была высшей служебной инстанциейгосударства.
Боярская дума просуществовалавесь 17 век, хотя её значение в последнее десятилетие века сильно упало.
    Споявлением новых слоёв в среде господствующего класса, и, прежде всего поместногодворянства (дворян и детей боярских), тесно связано возникновение земскихсоборов — эпизодически созываемых совещаний для обсуждения, а часто иразрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Боярскойдумы и верхушки духовенства («освящённый собор»), земские соборы  включали представителей поместного дворянстваи посадских верхов.
   В оценке значения земских соборов вдореволюционной историографии господствовали в основном два направления. Еслиславянофильная историография  (А.С. Хомяков,К.С. Аксаков,  Ю.Ф. Самарин)идеализировала земские соборы как «советы всей земли», осуществлявшие единениецаря с «землёй», то большинство буржуазных исследователей (Б.Н. Чичерин, П.Павлов-Сильванский, В.И. Сергеевич, В.Н. Латкин) скептически относилось кземским соборам, считая их бесправными органами, созываемыми царями лишь вслучае острой необходимости.
   Появление земских соборов означалоустановление в России сословно-представительной монархии, характерной длябольшинства западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительныхорганов в России было то, что роль «третьего сословия» (городских буржуазныхэлементов) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичныхзападноевропейских органов (парламент в Англии, «генеральные штаты» во Франции,кортесы в Испании), земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха.Представляя более широкие, чем   Боярскаядума, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживалимосковских царей. В противоположность ограничивавшей единодержавие царяБоярской думе земские соборы служили орудием укрепления самодержавия.
   Существование земских соборов, как иБоярской думы, означало известную слабость не только носителя верховной власти- царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силучего верховная власть вынуждена была прибегать к прямой и непосредственнойпомощи феодального класса и верхов посада.
   Первым земским собором надо считатьсовещание, созванное Иваном Грозным в феврале 1549 года. Совещание продолжалосьдва дня, и было достаточно напряжённо. Были три выступления царя, выступлениебояр, наконец, состоялось заседание Боярской думы, принявшей указ онеподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) детей боярскихнаместником. Б.А. Романов пишет, что земский собор состоял как бы из двухпалат: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи; вторую — воеводы,княжата, дети боярские, большие дворяне.
   После собора 1549 года, как видно из речиГрозного на Стоглавом соборе, началось устроение «по всем землям…государства» старост, целовальников, сотских, пятидесятских, т.е. введениеземского самоуправления. Эти мероприятия Грозный противопоставляет тем «земскимнестроениям», которые охватили страну после смерти его отца Василия 3, когдабыли «предния законы порушены». Земский собор дал толчок ликвидации боярского,наместничьего «самовластия», произвола.
   Особенность земского собора 1565 годазаключается в том, что он собрался не по инициативе царя, а по инициативесословий, в отсутствии царя, уехавшего в Александровскую слободу. ОтъездГрозного из столицы вызвал активизацию действий сословных групп, причём отнюдьне стихийного характера, а в организованных формах собора. Этот собор,рождённый к жизни необходимостью решить основной государственный вопрос — оглаве государства, нельзя назвать иначе чем «земским» (он рассматривал «великоеземское дело»).
   После волнений  чёрных людей 1547 года был созван земскийсобор, который должен был обеспечить феодальный правопорядок. В 1565 годузадачей собора было парализовать возможность волнений. Инициативу этого взялина себя представители господствующего класса феодалов и новая социальная сила,ранее не входившая в состав земского собора — купцы и посадские верхи.
   В январе 1565 года земский собор в Москведействует не как совещание при царе, а как орган, ведущий переговоры с царём.
До нас дошли довольноподробные известия о земском соборе, собранном во время Ливонской войны в 1566году. Создание коалиции Ливонского ордена с Польшей, Швецией и Данией, первыенеудачи войны и предложение   Польшейневыгодного мира вызвали потребность в созыве земского собора.   Сохранившаяся приговорная грамота собора даётвозможность подсчитать его состав: Собор состоял из Боярской думы (30 человек),духовенства (32 человека), дьяков и приказных (33 человека), дворян (20 человек),и торговых людей (75 человек). Последние две группировки, по-видимому, ещё неизбранные на местах, а приглашённые на собор правительством, составляли почтитри четверти и определили те социальные силы, которые в будущем играли наиболееактивную роль в истории земских соборов.
   Крайне скудны сведения о соборах 70-80-хгодов 16 века.
   После смерти царя Фёдора Ивановича в начале1598 года был собран земский собор, на котором присутствовало 417 человек:члены боярской думы, верхи духовенства во главе с патриархом, дворяне ипосадские. Ввиду прекращения старой династии Рюриковичей по предложениюпатриарха собравшиеся «обрали… на царство» Бориса Годунова.
   В начале 17 века, в годы польско-шведскойинтервенции и народных волнений, земские соборы носили характер узких посоставу, наспех собранных заседаний, выдававших свои решения за мнение «всейземли».
  Очень пёстрое по классовому составусовещание, собранное Д. Пожарским в Ярославле во время похода второго ополченияна Москву в 1612 году, называло себя также земским собором («Советом всеяземли»).
   Собор, собравшийся в январе 1613 года, послеизгнания польских интервентов из Москвы, был наиболее многолюдным из всехземских соборов (700-800 человек). Это был единственный Земский собор, накотором присутствовали представители стрельцов, казаков и даже черносошныхкрестьян. На соборе развернулась борьба различных группировок, предлагающихкандидатуры В.В. Голицына, Д.Г. Трубецкого, Д.М. Пожарского, И.В. Воротынскогои даже В. Шуйского.
Победила группировка,поддерживавшая кандидатуру Михаила Романова, сына «тушинского» патриархаФиларета, связанного родственными узами с династией Рюриковичей. 7 февраля 1613года большинство собора высказалось за Михаила Романова, ставшего основателемновой царской династии.
   Первая половина 17 века явилась периодомрасцвета сословно-представительной монархии, когда важнейшие вопросы внутреннейи внешней политики государства решались с помощью земских соборов.
   В первые годы правления царя МихаилаРоманова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенциии социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основныегруппировки господствующего класса. Земские соборы заседали почти непрерывно: с1613 года по конец 1615 года, в начале 1616-1619 годах, в 1620-1622 годах. Наэтих соборах основными вопросами были: изыскание финансовых средств дляпополнения государственной казны и внешнеполитические дела.
   С 20-х годов 17 века государственная властьнесколько окрепла, и земские соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годовтакже связаны с вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войнойв Польше, в 1636-1637 годах в связи с войной с Турцией. На этих соборах былиприняты решения о дополнительных налогах на ведение войны.
   На многолюдном соборе 1642 года членыБоярской думы, верхи духовенства, а также представители провинциальных дворян,стрелецких голов и торговых людей занимались изысканием средств помощи казакам,захватившим в устье Дона мощную крепость крымского хана Азов. На этом же соборепредставители поместного дворянства и городов подали челобитные, выражая своисословные притязания.
   Одним из важнейших земских соборов былсобор, собравшийся в условиях городских восстаний летом 1648 года. На соборебыли поданы челобитные от дворян с требованием усиления феодальной зависимостикрестьян (сыска их без урочных лет); посадские в своих челобитных выражалижелание уничтожить белые (т.е. не обложенные налогами и сборами) слободы,жаловались на непорядки в управлении и в суде.
   Специальная комиссия Боярской думы во главес боярином князем Н.И. Одоевским подготовила проект «Соборного Уложения» — кодекса законов самодержавной монархии 17 века, в котором были учтены пожеланияпомещиков и посадской верхушки.
Проект «Соборного Уложения»обсуждался членами Земского собора, созванного в сентябре 1648 года, и былокончательно утверждён 29 января 1649 года.
   Восстание псковских городских низов в 1650году заставило правительство срочно созвать Земский собор.
   Земские соборы 1651 и 1653 годов былисвязаны с разрешением вопроса о войне с Польшей. На соборе 1653 года былположительно решён вопрос о воссоединении Украины с Россией. 
   Все последующие земские соборы былинеполными и являлись фактически совещаниями царя с представителями определённыхсословий. Земские соборы способствовали укреплению самодержавной власти царя игосударственного аппарата. Созывая Земский собор, правительство расчитывало наполучение от его членов информации о положении дел на местах, а также наморальную поддержку с их стороны различных внешнеполитических, финансовых ипрочих мероприятий правительства.
   Дворяне-помещики и посадские через земскиесоборы разрешали свои дела, минуя приказную волокиту. Земский собор собиралсячаще всего в одной из кремлёвских палат ( Грановитой, Столовой и других ).Открывали собор дьяк или сам царь. Дьяк зачитывал «письмо» (повестку) длясобора (например, на соборе в 1642 году). Ответ на вопросы повестки давался по«отдельным статьям» каждым сословием. На Земском соборе 1649 года бояре и духовенствозаседали отдельно от остальных депутатов.
   Продолжительность земских соборов быларазличной: от нескольких часов (1645 год) и дней (1642 год) до несколькихмесяцев (1648-1649 года) и даже лет (1613-1615, 1615-1619, 1620-1622 года).
   Решения Земского собора оформлялись всоборный акт — протокол за печатями царя, патриарха, высших чинов икрестоцелованием чинов пониже.
 3.      Центральное иместное управление.
 Падение роли земских соборов тесно связано сглубокими социально-экономическими сдвигами, произошедшими в Русскомгосударстве к середине 17 века. Восстановление экономики страны и дальнейшееразвитие феодального хозяйства позволили укрепить государственный строй Россиис самодержавной монархией, бюрократическим аппаратом приказов и воевод.    Правительствоуже не нуждалось в моральной поддержке «всей земли» своих внутриполитических ивнешнеполитических начинаний. Удовлетворённое в своих требованияхокончательного закрепощения крестьян, поместное дворянство охладело к земскимсоборам.
  Подавляющее большинство дореволюционныхисториков относило возникновение приказов уже к концу 15 века, связывая ихпроисхождение с разросшимися функциями «Казны», ростом значения в делеуправления Боярской думы, механическим переводом в Москву органов управленияприсоединённых княжеств.
   Осуществление отдельных функций государствав 15 веке поручалось боярам, а также неродовитым, но грамотным чиновникам — дьякам. Постепенно эти нерегулярные поручения («приказы») получали болеепостоянный характер. Появились такие должности, как казначей, печатник,разрядный и ямской дьяки. Первоначально в 15 веке эти должностные лицаосуществляли свои задачи без вспомогательного аппарата. Но с усложнением задачим давались «для письма» (с начала 16 века) чиновники помельче — подьячие,объединённые в особом помещении-канцелярии — «избе», «дворе».   Процесс образования «изб», «дворов» — канцелярий растянулся на несколько десятилетий (с конца 15 века и до середины16 века) и был неодновременным. Должностные лица, не имевшие своих канцелярий — «изб», вели делопроизводство в уже сложившихся «избах», «дворах». Так, в первомиз возникших «дворов» (Казённом) впредь до образования соответствующих «изб»велись разрядные, поместные, разбойные, ямские и другие дела.
   Каждая «изба» или «двор» вместе свозглавлявшим её должностным лицом представляла зародыш будущего приказа. Ссер


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.