Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Исследование взаимосвязи между уровнем невротизации, психопатизации и акцентуациями характера

ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время многие области трудовой деятельности человекасвязаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни,информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуютвозникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, чтовыводит вопросы психогигиены и псхопрофилактики в ряд важнейших задач охраныпсихического здоровья человека. Решение этих проблем связано прежде всего снеобходимостью с ранней диагностики субклинических проявлений такого родасостояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности кним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые подвоздействием психотравмирующих факторов способны переходить в патологическоесостояние.
В литературных источниках содержится информация о значимойкорреляции между уровнем невротизации и психопатизации и некоторымиакцентуациями характера по А. Е. Личко. Так как ПатохарактерологическийДиагностический Опросник (ПДО) разработанный А. Е. Личко ориентирован наподростковую популяцию, то мы задались вопросом: сохраняется ли эта взаимосвязьи в более старшем возрасте. Подростковый возраст является периодом становленияхарактера – в это время формируется большинство хаоактерологических типов.Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы выступаютнаиболее ярко. С возрастом черты характера могут сглаживаться, компенсироватьсяжизненным опытом.
Таким образом, целью данной курсовой работы является исследованиевзаимосвязи между уровнем невротизации, психопатизации и акцентуациямихарактера.
Гипотеза: при высоком уровне невротизации характерны следующиетипы акцентуаций: циклотимический, экзальтированный, тревожный, дистимический.Высокий уровень псохопатизации будет сочетаться с гипертимным, возбудимым идемонстративным типами акцентуаций.
Задачи исследования:
1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
2. Подбор методов исследования.
3. Проведение эксперимента.
4. Обработка полученных результатов и их анализ.
5. Выводы.
Независимая переменная – уровень невротизации и психопатизации.
Зависимая переменная – тип акцентуации характера.
Решение заявленной проблемы может использоваться для решенияследующих практических задач:
— составление коррекционных программ;
— профориентация и профотбор;
— проведение судебно-медицинской экспертизы;
— выявление группы риска (лиц, склонных к правонарушениям,наркомании, суицидам) с целью социально-психологической поддержки;
— выявление лиц, склонных к депрессивным состояниям и аффективнымреакциям и т. д.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальныечерты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведениечеловека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто онпо профессии, в каком кругу вращается. Два человека с натурами первоначальносходными, могут впоследствии иметь весьма мало общего между собой, а с другойстороны, сходство жизненных обстоятельств может выработать сходные черты,реакции у людей в корне различных.
Людиотличаются друг от друга независимо от того, каким путем такое отличие возникает.Точно так же как по внешности один человек отличается от другого, так и психикакаждого человека отлична от психики других людей.
Однакоиндивидуальных черт не так много, как кажется. «Черты, определяющие индивидуальностьчеловека, могут быть отнесены к различным психическим сферам: 1) сферанаправленности интересов и склонностей,
2)чувств и воли, и 3) ассоциативно-интеллектуальная сфера.»
Чтобыпонять сущность человека, необходимо пристально присмотреться к свойственнымему различным чертам названных сфер.
Невсегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированнуюличность и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека.
Понятие«акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессорневрологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им жеразработана и описана классификация акцентуаций личности.
Вработах К. Леонгарда используется как сочетание «акцентуированнаяличность», так и «акцентуированные черты характера» К. Леонгардзаменил термин «психопат» на термин «акцентуированнаяличность». Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточноемежду психопатией и нормой. По его мнению акцентуированные личности – это небольные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. Навопрос, где же границы, отделяющие акцентуантов, с одной стороны, отпсихопатов, а с другой – от неакцентуантов, К. Леонгард не дает четкого ответа.
Акцентуированныехарактеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешнейсреды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека.
Акцентуациявсегда в общем предполагает усиление степени определенной черты. Эта черталичности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуированные чертыдалеко не так многочисленны, как варьирующие индивидуальные. Акцентуация – это,в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу впатологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток наличность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер,разрушая структуру личности.
Внашей стране получила распространение иная классификация акцентуаций, котораябыла предложена известным детским психиатром профессором А. Е. Личко. Онполагает, что акцентуации характера имеют сходство с психопатиями. Главное ихотличие от психопатий заключается в отсутствии признака социальнойдезадаптации. Они не являются основными причинами патологического формированияличности, но могут стать одним из факторов в развитии пограничных состояний.
Помнению А. Е. Личко акцентуацию можно определить как дисгармоничность развитияхарактера, гипертрофированную выраженность отдельных его черт, чтообуславливает повышенную уязвимость личности в отношении определенного родавоздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях.
Приэтом важно отметить, что избирательная уязвимость в отношении определенногорода воздействий, имеющая место при той или иной акцентуации, может сочетатьсяс хорошей или даже повышенной устойчивостью к другим воздействиям. Точно также, затруднения с адаптацией личности в некоторых специфичных ситуациях(сопряженных с данной акцентуацией) может сочетаться с хорошими или дажеповышенными способностями к социальной адаптации в других ситуациях. При этомэти “другие” ситуации сами по себе могут быть объективно и более сложными, ноне сопряженными с данной акцентуацией, не референтны ей.
Всеакцентуации Личко рассматриваются как временные изменения характера, сглаживающиесяпри повзрослении. В то же время многие из них переходят в психические заболеванияили же сохраняются на всю жизнь.
Акцентуациипредставляют собой хотя и крайние, но варианты нормы. Поэтому «акцентуацияхарактера» не может быть психиатрическим диагнозом.
Поисследованиям А. Е. Личко пато-характерологические реакции, выступающие на фонеакцентуаций, как правило, почти 80% из них с возрастом сглаживаются, смягчаютсяи можно наблюдать удовлетворительную социальную адаптацию. Будет прогнозхороший или плохой зависит от степени и вида акцентуаций – скрытая она илиявная, а также от социальных условий.
Явнаяакцентуация – эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженностьчерт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Занимаемоеположение, как правило, соответствует способностям и возможностям. С возрастомособенности характера либо остаются достаточно выраженными, но компенсируются ине мешают адаптации, либо настолько сглаживаются, что явная акцентуацияпереходит в скрытую.
Скрытаяакцентуация – эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы.В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабоили не проявляются совсем. Даже при продолжительном наблюдении, при разностороннихконтактах и детальном знакомстве трудно бывает составить представление об определенномтипе. Однако, черты этого типа могут неожиданно и ярко проявиться под влияниемтех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшегосопротивления.
Наиболееблагоприятный прогноз наблюдается при гипертимической акцентуации, наихудшийпрогноз – при явной неустойчивой акцентуации.
Различаютнесколько видов относительно стойких изменений:
— переход явной акцентуации в скрытую, когда с возрастом акцентуированные чертыстираются или компенсируются, т. е. заменяются другими и только под влияниемнекоторых факторов, адресованных уязвимому месту, черты этого типа ужескрытого, замаскированного, вдруг проявятся неожиданно, внезапно в полной силе;
— формирование на почве акцентуаций психопатических развитий, роль играет среда ив результате может наблюдаться предболезненное состояние, а иногда заболевание;
— трансформация видов акцентуаций характера, присоединение к основному типублизких, совместимых с этим типом других акцентуаций.
В некоторых случаях, черты вновь приобретенных акцентуаций могутдаже доминировать над основной, иногда черты одной акцентуации могут“вытеснить”, “заслонить” черты других акцентуаций.
Однойиз распространенных практических ошибок является трактовка акцентуации какустановленной патологии. Однако это не так. В работах К. Леонгарда специальноподчеркивалось, что акцентуированные люди не являются ненормальными. Впротивном случае нормой следовало бы считать только среднюю посредственность, алюбое отклонение от неё рассматривать как патологию. К. Леонгард даже полагал,что человек без намека на акцентуацию, конечно, не склонен развиваться внеблагоприятную сторону, но столь же маловероятно, что он как-нибудь отличаетсяв положительную сторону. Акцентуированным личностям, напротив, присущаготовность к особенному, т. е. как к социально положительному, так и социальноотрицательному развитию. Обобщая всё сказанное, очевидно, можно заключить, чтоакцентуация является не патологией, а крайним вариантом нормы.
Сочетаниеразличных типов акцентуаций и психопатических и невротических тенденций можетприводить к различным исходам. Например, сочетание акцентуированных ипсихопатических личностных черт, в том или ином человеке не усиливаетакцентуацию или психопатию, напротив оно ведет к выравниванию характера, т. е.к норме.
Психопатиихарактеризуются как тотальность и относительная стабильность патологическихчерт характера и их выраженность до степени, нарушающей социальную адаптацию.
Психопатизацияотносительно устойчивое личностное свойство и проявляется во всех сферахличности.
Невротизацию,в свою очередь, можно представить как вариативную личностную переменную,которая отражает как динамически изменяющиеся особенности человека (состояния),так и относительно более статичные (свойства личности).
Невротизацияформируется под влиянием трех классов психических явлений:
1)эмоционально-мотивационные особенности личности;
2)психосоматическая симптоматика;
3)собственно состояние человека, его самочувствие, основной тон его переживаний.
Человеческаяпсихика очень ранима, а отрицательных воздействий на психику в течение жизничеловека великое множество, начиная от мелких огорчений и обид, связанных ссемейными взаимоотношениями, и до тяжелых личностных потрясений и трагедий вжизни человека.
Помимоотрицательных личных переживаний, которые приходится испытывать каждомучеловеку, негативное влияние на психику оказывает и непрерывный, стремительновозрастающий поток информации, связанный с научно-техническим прогрессом.
Сохранениедушевного равновесия – важная предпосылка для нормальной жизнедеятельностичеловека и достаточной продуктивности его работы. Для приспособления к быстроизменяющимся условиям информационно перегруженного мира необходим достаточныйрезерв душевных сил.
Нокаждый человек – этот индивидуальность, со своими особенностями характера ивозможностей к адаптации и своим запасом душевных сил.
Однилюди достаточно устойчивы ко многим стрессовым воздействиям и “хорошо держатудар”, могут из любой ситуации найти, по крайней мере, один выход, и находятего, и негативные внешние воздействия не оказывают заметного влияния на ихдушевное равновесие.
Адругие люди имеют совершенно иные черты характера, и даже не столь значительнаяпсихическая травма может оказать существенное отрицательное влияние на ихпсихику и вызвать различные психические нарушения.
Набазе невротической и психопатической тенденции могут развиться невроз илипсихопатия.
Неврозы– это группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся не резковыраженными нарушениями психической деятельности, вызванных воздействиемпсихотравмирующих факторов.
Психопатия– это аномалия характера, от которой страдает либо сам человек, либо общество.Эти врожденные или приобретенные в раннем возрасте аномалии характера приводят кдисгармоническому формированию личности и нарушают социальную адаптацию. Важнойособенностью психопатии является декомпенсация при различных неблагоприятныхвоздействиях.
Отневрозов психопатии отличает то, что патологические черты характера определяютвесь психический облик человека и наблюдаются на протяжении всей его жизни. Прине резко выраженных отклонениях характера, не достигающих уровня патологии и вобычных условиях не приводящих к нарушению адаптации, говорят об акцентуациихарактера.
Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что людям, имеющимневротические тенденции свойственны выраженная эмоциональная возбудимость,негативные переживания, тревожность, напряженность, раздражительность. Эти жечерты характерны для лиц с циклотимическим, экзальтированным, тревожным идистимическим типами акцентуаций характера.
Высокаяпсихопатизация, в свою очередь, характеризуется беспечностью, легкомыслием,холодным отношением к людям, упрямстве. Такие люди легко выходят за рамкиобщепринятых норм, непредсказуемы в конфликтных ситуациях. Это сочетается сгипертимическими, возбудимыми и демонстративными чертами характера.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Объектисследования. Экспериментальную выборку составили здоровые взрослые испытуемыев количестве 71 человека. Возрастной ценз — 22-40 лет. Были исследованы 31мужчина и 40 женщин.
Предметисследования: уровень невротизации, психопатизации и тип акцентуации характера.
Длярешения заявленной проблемы использовались следующие методики: для определенияуровня невротизации и психопатизации — методика УНП, для определения типаакцентуации характера — опросник Г. Смишека. Обе методики валидны и надежны,являются достаточно простым и чувствительным диагностическим инструментом.
МетодикаУНП состоит из 90 вопросов, на которые испытуемый отвечает по принципу“согласен — не согласен”. Обработка полученных результатов проводится с помощьюключей с учетом пола испытуемого. Алгебраическая сумма положительных иотрицательных ответов по шкале невротизации и психопатизации соответственноявляется итоговым показателем уровня невротизации и психопатизации.Отрицательная величина коэффициента свидетельствует за патологию, аположительная против. Оценки не выходящие за пределы + 10 по шкале невротизациии +5 по шкале психопатизации попадают в зону неопределенного диагноза. Еслиоценка выходит за эти пределы, то может быть принято соответствующеедиагностическое решение. При этом, чем больше абсолютное значение итоговойоценки, тем дальше данный испытуемый находится от границ, разделяющихдифференцируемые группы.
Содержательныйанализ шкал УНП показал, что утверждения, входящие в шкалу невротизациисодержат такие характерные проявления невротических состояний как быстраяутомляемость, нарушения сна, ипохондрическая фиксация на неприятныхсоматических ощущениях, снижение настроения, повышенная раздражительность,возбудимость, наличие страхов, тревоги, неуверенности в себе.
Утвержденияшкалы психопатизации охватывают лишь некоторые из черт, характерных дляпсихопатических личностей: равнодушие к принципам долга и морали, безразличие кмнению окружающих, лицемерие, вспыльчивость, подозрительность, повышенноесамолюбие и самоуверенность.
Высокийуровень психопатизации (высокая по абсолютной величине отрицательная оценка)свидетельствует о беспечности и легкомыслии, холодном отношении к людям,напористости, упрямстве в межличностных взаимодействиях. Этим людям присущатенденция к выходу за рамки общепринятых норм и морали, что может приводить кнепредсказуемости их поступков и созданию конфликтных ситуаций.
Низкийуровень психопатизации (высокая по абсолютной величине положительная оценка)может говорить об осмотрительности, уступчивости, ориентированности на мнениеокружающих, о приверженности к строгому соблюдению общепринятых правил и нормповедения.
Привысоком уровне невротизации может наблюдаться выраженная эмоциональнаявозбудимость, продуцирующая различные негативные переживания (тревожность,напряженность, беспокойство, растерянность, раздражительность).Безынициативность этих лиц формирует переживания, связанные снеудовлетворенностью желаний. Их эгоцентрическая личностная направленностьпроявляется как в склонности к ипохондрической фиксации на неприятныхсоматических ощущениях, так и в сосредоточенности на переживаниях своих личностныхнедостатков. Это, в свою очередь, формирует чувство собственнойнеполноценности, затрудненность в общении, социальную робость и зависимость.
Принизком уровне невротизации отмечается эмоциональная устойчивость иположительный фон основных переживаний (спокойствие, оптимизм). Оптимизм иинициативность, простота в реализации своих желаний формирует чувствособственного достоинства, социальную смелость, независимость, легкость вобщении.
ОпросникГ. Смишека. Данная методика была разработана Г. Смишеком в 1970г. на основеконцепции К. Леонгарда акцентуированных личностей. По форме она представляетсобой опросник, состоящий из 88 вопросов и предлагающий два варианта ответов«да», «нет».
Послетестирования ответы обрабатываются с помощью ключа. В результате получаютсяпоказатели по каждому из типов акцентуаций (сырые баллы). Затем полученныепоказатели преобразуются с помощью соответствующих коэффициентов по формуле:
СЫРЫЕБАЛЛЫ * КОЭФФИЦИЕНТ = ИТОГОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
Коэффициентыдля каждого типа акцентуаций следующие:
1.Гипертимический                                                                           3
2.Циклотимический                                                               3
3.Экзальтированный              6
4.Эмотивный                                                                                      3
5.Тревожный                                                                                       3
6.Педантичный                                                          2
7.Возбудимый                                                                         3
8.Демонстративный                                                                           2
9.Застревающий                                                                                 2
10.Дистимический                                                                             3
Итоговыйпоказатель сравнивается со средними значениями по данному типу акцентуации ивыносится соответствующее диагностическое решение.
Спомощью опросника Смишека определяются следующие десять типов акцентуаций:
1.Гипертимический тип (ГП)
Заметнойособенностью этого типа является постоянное (или частое) пребывание вприподнятом настроении. Оно может сочетаться с высокой активностью, жаждойдеятельности. Характерны общительность, повышенная словоохотливость. На жизньсмотрят оптимистически, не теряя оптимизма и при возникновении трудностей.
2.Циклотимический тип (ЦТ)
Важнейшейособенностью этого типа является смена гипертимических и дистимическихсостояний. При этом такие перемены являются и не редкими, и не случайными. Вгипертимической фазе поведение типичное — радостные события вызывают не толькорадостные эмоции, но также и жажду деятельности, активность. Печальные событиявызывают не только огорчение, но и подавленность. В этом состоянии характернызамедленность реакций и мышления, замедление и снижение эмоционального отклика.
3.Экзальтированный тип (ЭК)
Главнойособенностью экзальтированной личности является бурная, экзальтированнаяреакция. Они легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние поповоду печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность ипереживание сочетаются с ярким их внешним выражением.
4.Эмотивный тип (ЭМ)
Характернывысокая чувствительность и глубокие реакции в области тонких эмоций. Эти людимягкосердечны, добры, задушевны, эмоционально отзывчивы, высоко развитаэмпатия. Все эти особенности, как правило, хорошо видны и постоянно проявляютсяво внешних реакциях.
5.Тревожный тип (ТР)
Главнойособенностью этого типа является повышенная тревожность, беспокойство по поводувозможных неудач, беспокойство за свою судьбу и судьбу близких. При этомобъективных поводов к такому беспокойству, как правило, нет. Отличаютсяробостью, иногда с проявлением покорности. Постоянная настороженность передвнешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в собственных силах.
6.Педантичный тип (ПД)
Хорошозаметным внешним проявлением этого типа являются повышенная аккуратность, тягак порядку, нерешительность и осторожность. Очевидно, за внешней педантичностьюстоит нежелание и неспособность к быстрым переменам, к принятию ответственности.
7.Возбудимый тип (ВЗ)
Особенностьювозбудимой личности является выраженная импульсивность поведения. Вся манераобщения и поведения в значительной мере зависят не от логики, не отрационального оценивания своих поступков, а обусловлена импульсом, влечением,инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социальноговзаимодействия, общения для них характерна крайне низкая терпимость, что частоможет характеризоваться как отсутствие терпимости вообще.
8.Демонстративный тип (ДМ)
Центральнойособенностью этого типа является потребность и постоянное стремление произвестивпечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания. Это проявляетсяв тщеславном поведении, часто нарочито демонстративном. Элементом этогоповедения является самовосхваление, рассказы о себе или событиях, в которых эталичность занимает центральное место.
9.Застревающий тип (ЗС)
Застревающийтип личности характеризуется высокой устойчивостью аффекта, длительностьюэмоционального отклика, переживаний. Оскорбление личных интересов идостоинства, как правило, долго не забывается и никогда просто не прощается. Всвязи с этим, окружающие часто характеризуют их как злопамятных и мстительныхлюдей. К этому есть основания: переживания аффекта часто сочетаются с фантазированием,вынашиванием плана ответа обидчику, мести. Болезненная обидчивость этих людей,как правило, хорошо заметна. Их также можно назвать чувствительными илегкоуязвимыми, но в сочетании и в контексте вышесказанного.
10.Дистимический тип (ДТ)
Дистимическаяличность есть противоположность гипертима. Дистимики обычно сконцентрированы намрачных, печальных сторонах жизни. Это проявляется во всем: и в поведении, и вобщении, и в особенностях восприятия жизни, событий и других людей(социально-перцептивные особенности). Обычно эти люди по натуре серьезны.Активность, а тем более гиперактивность им совершенно не свойственны.
Знаяотдельные черты можно проследить их сочетаемость. Сочетание демонстративных ипедантических черт у акцентуированных личностей не встречается, т. к.демонстративные и педантичные личности противопоставлены друг другу в одной итой же сфере реакций. Для демонстративной личности в состоянии аффектапоказательны внезапные действия по типу короткого замыкания, в то время какпедантичные личности медлительны, нерешительны. Способность вытеснять изсознания эмоциональные вопросы, не сразу поддающиеся психологическому решению,у демонстративных личностей повышена, у педантичных — резко понижена.
Сочетаниеу акцентуированной личности застревающих и демонстративных черт часто ведет кчестолюбивым устремлениям. При таком типе акцентуации реакции несостоятельностине имеют места.
Весьмаопасно сочетание черт застревающей и возбудимой личности, т. к. каждая из этихчерт в отдельности ведет к сильным вспышкам аффекта.
Присочетании застревающих и педантических черт в социальном плане возможны весьмаположительные результаты. Эгоистическая тенденция застревания смягчаетсяальтруистическими качествами педантичной личности.
Длявыяснения связи между уровнем невротизации, психопатизации и акцентуациямихарактера использовался точечно-бисериальный коэффициент корреляции. Этоткоэффициент корреляции был выбран потому, что переменная X (уровень невротизации и психопатизации) представлена вшкале интервалов, а переменная Y (акцентуацияхарактера) — в дихотомической шкале наименований, т. е… 1 — наличиеакцентуации, 0 — отсутствие акцентуации.
АНАЛИЗ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Послеисследования всех испытуемых по методике УНП были отобраны и сформированы тригруппы:
1.Испытуемые с повышенным уровнем невротизации (11 человек).
2.Испытуемые с повышенным уровнем психопатизации (27 человек).
3.Испытуемые с повышенным уровнем невротизации и психопатизации (8 человек)
Затемв этих группах было проведено тестирование по методике Г. Смишека. Полученныерезультаты представлены в приложении (таблицы 3, 4, 5).
Проанализируемданные таблицы 3. В группе испытуемых с повышенным уровнем невротизациигипертимная акцентуация отмечается у 1 испытуемого, педантичная — у 1испытуемого, дистимическая — у 1 испытуемого из 11. Что позволяет говорить оботсутствии у данных испытуемых следующих черт характера: постоянное пребываниев приподнятом настроении, высокая активность, повышенная аккуратность,осторожность, сконцентрированность на мрачных, печальных сторонах жизни.
Наиболеечасто встречается циклотимический и тревожный типы акцентуаций (у 8 испытуемыхиз 11). Эмотивная акцентуация обнаружена у семи испытуемых из одиннадцати.Экзальтированный и возбудимый типы акцентуаций — у 6 человек из 11. Исходя изэтого, можно предположить, что лицам с повышенным уровнем невротизациихарактерны частые смены настроения от радости до огорчения и подавленности,повышенная тревожность, беспокойство, неуверенность в собственных силах. Онимягкосердечны, добры, эмоционально отзывчивы. В некоторых ситуациях характернопроявление бурных, экзальтированных реакций, импульсивное поведение.
Необходимоотметить наличие нескольких типов акцентуаций у отдельных испытуемых. Например,у четырех испытуемых выявлено 6 явных акцентуаций, у одного — 5, у двух — 4,что позволяет предположить отсутствие стабильных способов реагирования. Наличиебольшого количества «слабых мест» в характере дает возможностьговорить о ранимости этих личностей, что «повышает вероятность психическойтравматизации и отклоняющегося поведения». 1
Подводяитог, можно сделать вывод, что для людей с невротической тенденцией характернычастые смены настроения, тревожное беспокойное состояние, чрезмернаячувствительность, что характерно для циклотимического, тревожного и эмотивноготипов акцентуаций.
Анализируяданные таблицы 4 можно отметить следующие особенности. Педантичный типакцентуации не был выявлен ни у одного испытуемого, что позволяет предположитьотсутствие у них повышенной аккуратности, тяги к порядку, нерешительности иосторожности.
Демонстративнаяакцентуация встречается наиболее часто (у 17 испытуемых из 27). Это даетвозможность предположить, что данным испытуемым характерны потребность ипостоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть вцентре внимания.
Эмотивнаяакцентуация отмечается у 14 испытуемых из 27. Можно предположить, что внекоторых ситуациях таким людям свойственны проявление высокойчувствительности, мягкосердечности, доброты, эмоциональной отзывчивости.
Содинаковой частотой (10 из 27) встретились гипертимическая и экзальтированнаяакцентуации характера, что позволяет предположить частое пребывание этихиспытуемых в приподнятом настроении, оптимистический взгляд на жизнь, бурная,экзальтированная реакция.
Вотличии от испытуемых с повышенным уровнем невротизации у испытуемых спсихопатической тенденцией не отмечено наличие большого количества (4 и более)акцентуаций у отдельных испытуемых. У одного испытуемого выявлено 8 акцентуаций,у 2 испытуемых — 6, у 3 — 5, у 2 человек — 4 акцентуации. Можно предположить,что людям с психопатической тенденцией характерно более стабильноереагирование.
Обобщаявсе вышесказанное можно отметить, что лицам с повышенным уровнем психопатизациив большей степени характерны дамонстративные черты поведения, потребность ипостоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание. Частоповедение тщеславное, присутствует самовосхваление. В некоторых ситуацияхспособны быть отзывчивыми, мягкосердечными, очень часто находятся в приподнятомнастроении и бурно реагируют на происходящее вокруг. Такие черты характерны длядемонстративного, эмотивного, гипертимического и экзальтированного типовакцентуаций.
Проанализируемданные таблицы 5. Экзальтированная акцентуация выявлена у 6 испытуемых из 8,что позволяет предположить, что данным испытуемым характерны бурные,экзальтированные реакции. Они легко приходят в восторг от радостных событий и вотчаяние по поводу печальных.
Эмотивнаяакцентуация отмечается у 5 испытуемых из 8. Это дает возможность предположить уэтих людей доброту, мягкосердечие, высокую чувствительность, эмоциональнуюотзывчивость.
Гипертимическаяи педантичная акцентуации характера не были выявлены ни у одного испытуемого,что позволяет предположить отсутствие повышенной аккуратности, склонности кпорядку, частое пребывание в приподнятом настроении.
Такимобразом, можно сделать вывод, что для испытуемых с высоким уровнем невротизациии психопатизации в большей мере свойственны бурные, экзальтированные реакции,впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, эмпатия, задушевность, чтохарактерно для экзальтированного и эмотивного типов акцентуаций характера.
Проведенныйнами корреляционный анализ по точечно-бисериальному коэффициенту корреляции невыявил сколько-нибудь значимых взаимосвязей между уровнями невротизации ипсихопатизации и акцентуациями характера.
В Ы В О Д Ы
Проведенноеисследование позволяет сделать следующие выводы. Лицам с невротическойтенденцией характерны частые смены настроения от радости до огорчения иподавленности, повышенная тревожность, беспокойство, неуверенность всобственных силах. Они мягкосердечны, добры, эмоционально отзывчивы. Этосоответствует циклотимическому, тревожному и эмотивному типам акцентуацийхарактера.
Людямс повышенным уровнем психопатизации свойственны потребность и постоянноестремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центревнимания. Часто поведение тщеславное, присутствует самовосхваление. В некоторыхситуациях способны быть отзывчивыми, мягкосердечными, очень часто находятся вприподнятом настроении и бурно реагируют на происходящее вокруг. Эти чертыхарактерны для демонстративного, эмотивного, гипертимического иэкзальтированного типов акцентуаций характера.
Длялиц, имеющих повышенный уровень невротизации и психопатизации характерныбурные, экзальтированные реакции, впечатлительность, эмоциональнаяотзывчивость, эмпатия, задушевность, что характерно для экзальтированного иэмотивногот типов акцентуаций характера.
Результатыкорреляционного анализа не позволяют сделать вывод о значимой взаимосвязи междууровнем невротизации, психопатизации и типами акцентуаций характера.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Даннаякурсовая работа проводилась в рамках курса «Психодиагностика» и имеласвоей целью исследование взаимосвязи между уровнем невротизации ипсихопатизации и акцентуациями характера.
Гипотеза:при высоком уровне невротизации характерны следующие типы акцентуаций:циклотимический, экзальтированный, тревожный и дистимический. Высокий уровеньпсихопатизации будет сочетаться с гипертимическим, возбудимым и демонстративнымтипами акцентуаций.
Длярешения поставленных задач были использованы следующие методики: дляопределения уровня невротизации и психопатизации методика УНП, для определенияакцентуаций характера — опросник Г. Смишека.
Качественныйанализ результатов исследования позволяет говорить, что для людей сневротической тенденцией характерны циклотимический, тревожный и эмотивный типыакцентуаций характера. При высоком уровне психопатизации характерныдемонстративная, эмотивная и гипертимическая акцентуации характера.
Однаконеобходимо отметить, что корреляционный анализ не выявил значимой взаимосвязимежду уровнем невротизации ипсихопатизации и акцентуациями характера, чтовозможно явилось следствием малой выборки.
Такимобразом, можно сделать вывод, что заявленная гипотеза подтвердилась лишьчастично. В связи с тем, что выборка была малочислена, мы считаем невозможнымэкстраполировать полученные результаты на более широкую популяцию. Для этогонеобходимо дополнительное исследование.
Список литературы
Акцентуациихарактера и использование опросника Г. Смишека // Методические рекомендации дляпрактических психологов. Составила В. Г. Сахарова. — Владивосток, 1998
БурлачукЛ. Ф., Морозов С. М. Словарь — справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989
Диагностикапсихических состояний в норме и патологии. под редакцией Случевского Ф. И. — Л.,1980
ЛеонгардК. Акцентуированные личности. — Киев, 1981
ЛичкоА. Е. Подростковая психиатрия. —
Методикаопределения уровня невротизации и психопатизации. // Методические рекомендации.- Л., 1985
7.Юстицкий В. В. Применение математических методов в исследовании процессаобучения. // Соотношение структуры и основных типов акцентуаций личности всистемах Личко и Леонгарда. — Вильнюс, 1977
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ef.wwww4.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Искусство Германии 17-18 веков
Реферат Проблемы пространственных представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в психолого-педагогических исследованиях
Реферат Методические приемы, направленные на устранение трудностей в употреблении видовременных форм анг
Реферат О выборе предприятий-аналогов для сравнительного метода оценки
Реферат Character Analysis The Fall Of The House
Реферат 1 Категории слушателей на обучение которых рассчитана программа повышения квалификации (далее – программа): научно-педагогические работники впо структурных подразделений вуза. 2
Реферат 1. Передумови та тенденції консолідації української нації у складі Російської ї імперії
Реферат Искусство Древней Руси
Реферат Импрессионизм как явление в культуре
Реферат Проектирование привода горизонтального канала наведения и стабилизации ОЭС
Реферат Диссиденты
Реферат Синтез логической ячейки ТТЛШ
Реферат Порядок проведения медицинских осмотров
Реферат Аналіз фільму О. Довженка "Арсенал"
Реферат Разработка базы данных Культурный досуг