Реферат по предмету ""


Правовое положение различных категорий населения Древнего Вавилона по законам Хаммурапи

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
 
Кафедра историигосударства и права России, зарубежных стран и международного права
Контрольная работа поучебной дисциплине
“История государства иправа зарубежных стран”
Правовое положениеразличных категорий населения Древнего Вавилона по Законам Хаммурапи.
Выполнила:
Проверил:
Казань 2005
Содержание:
Введение…………………………………………………………………………3
1. Законы Хаммурапи: историческаясправка…………………………………5
2. Процесс становления государства вдревней Месопотамии………………6
3. Общественный строй…………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………………………………20
 
Введение
Вавилония — примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока, располагавшееся посреднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра.Название свое получила отгорода Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центромгосударства, достигавшего своего расцвета дважды — в XVIIIи VIIвв. до н. э. Собственно Вавилония занимала лишь среднюючасть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до городаНиппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях частопротивопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. К востокуот Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другимиплеменами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевалив III– IIтысячелетияхдо н. э.племена аморитов. Древнейшие поселения,  обнаруженные в собственно Вавилонии околосовременного Джемдет-Насра и древнего города Киша, относятся к концу IVиначалу IIIтысячелетия до н. э.Население здесь занималось главным образом рыболовством, скотоводством иземледелием. Развивались ремесла. Каменные орудия постепенно сменялись меднымии бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания оросительной сетиобусловило применение рабского труда в глубокой древности. Ростпроизводительных сил приводил к дальнейшему имущественному и социальномурасслоению. Углублению классовых противоречий способствовало развитие обмена ссоседними странами, в частности с Эламом, откуда привозили камень, дерево и руду.[1]
Резкоеделение общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массысвободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появлениепромежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванныхтерриторий (мушкенумов), наконец, массовое разорение общинников характеризуютболее сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в которомразвертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило кцентрализации и укреплению государственного аппарата, необходимогорабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков.Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востокадеспотия.
Древневавилонское государство достигло наибольшего расцвета в царствованиеХаммурапи (1792-1750 до н. э.). Главным памятником этого периода являетсякодекс Хаммурапи.
В данной работе авторхотел бы подробней разобрать и рассмотреть правовое положение различныхкатегорий населения Древнего Вавилона по Законам Хаммурапи. Законыдревневавилонского правителя Хаммурапи считаются одними из древнейших в мире,именно поэтому они весьма актуальны и интересны. По своему содержанию и поюридическому значению эти законы стали самыми важными памятником всегодревневосточного права, отразив вместе с тем самое начало развития прававообще.
1. ЗаконыХаммурапи: историческая справка.
В 1901 году французскаяархеологическая экспедиция, раскапывая г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона),обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Этауникальная находка была открытием древнейшего на земле свода законов. Он былсоставлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н.э. Насамом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на которомвосседает верховный бог Вавилона — Мардук. В руках Хаммурапи жезл — символсудебной власти, врученный царю самим богом. Стремление представить законыисходящими от бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким образомпытались придать им большую силу.
Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247.Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось, впрочем, восстановитьпо документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала. Законникоказался в Эламе скорее всего в виде трофея. Захваченный и вывезенный изВавилона каким-то победоносным эламским царьком, он должен был напоминать опоражении Вавилона. Для этого на очищенном от старых надписей местепредполагалось начертать что-нибудь хвалебное. Но дни славы Элама, очевидно,были слишком короткими. В отличие от римлян и славян, писавших свои законы надеревянных досках, древневосточные народы использовали камень. Дерева здесьмало, камня много. Выставленный на городской площади «столб законов»должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременнонапоминать: никто не может отговариваться незнанием права.[2]
2. Процесс становления государства в древнейМесопотамии.
Процесс становленияцентрализованных государств в Древней Месопотамии, как и в других странахДревнего Востока, затянулся на столетия. Мелкие города-государства противилисьцентрализации, между ними велась борьба за гегемонию. Вавилонский царь Хаммураписоздал мощную централизованную державу, которая стала типичной восточнойдеспотией. Реформы Хаммурапи повлияли на социально-экономическое устройствогосударства, его систему управления и право. Есть все основания полагать, чтоэтот правитель был незаурядной личностью. Централизация власти прослеживается ив том, что по Законнику Хаммурапи судебная система перешла под контроль царскойадминистрации, роль общинных судов резко ограничилась. Это была кореннаяреформа правосудия. Старовавилонское царство из деспотической монархиипревратилось в многонациональную империю, что закреплялось в официальномтитуле: царь Шумера и Аккада, «отец амореев». Объединение мелких государств вкрупную державу с централизованным управлением, с единой системой законовимело положительное значение для организации ирригационных работ, орошения,водообеспечения. Древний Вавилон по устройству и политическому режиму являлсядеспотическим государством. Во главе древневавилонской империи был царь Хаммурапи, ему подчинялся весь бюрократический аппарат, он подчинилсебе жреческую организацию вместе с их храмами, сам назначал и контролировалдеятельность служителей культа[3].
Правовые обычаисодействовали и закреплению царской власти на основе ее божественногопроисхождения, устанавливали смертную казнь за бунт, покушение на правителей ичиновников, покушение на религиозные основы. Большую роль в становлении правовыхнорм играли судебные органы, защищавшие, прежде всего интересы имущих ипривилегированных каст, классов. Они содействовали разрушению устаревшихобычаев родового строя, закрепляли в своих решениях те обычаи, которые отвечалиновым порядкам. Становление государственности требовало все боле прочногозакрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы получаютзакрепление в первых законах верховной власти, которые были ориентированы,прежде всего, на защиту собственности, личности знати и ее неприкосновенности,власти высших каст или сословий над низшими, рабовладельца над рабом илинаемным работником. Интересам богатых и знати служили нормы о правенаследования и многие другие. Такого рода правовые нормы нашли отражение вшироко известных исторических памятниках древнейших государств, в Законахцаря Хаммурапи. Важное значение имели статьи, посвященныесобственности. Вовремена правления Хаммурапи частная собственность достигла полного развития. ВВавилоне существовали различные виды земельной собственности: были землицарские, храмовые, общинные, частные. И царским, и храмовым хозяйством управлялцарь, и это был важнейший источник доходов. Во времена Хаммурапи царская земляраздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было великои в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивнымразвитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовалорасширение царем Хаммурапи сети каналов. Частное землевладение было различнымпо своему объему, крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемныхрабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственностина землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли свободно моглипродаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либоограничениях со стороны общины источники не упоминают.[4]
Правление царя Хаммурапи ознаменованосозданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значениезаконодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления.Первая кодификация была создана на втором году правления: это был год, когдацарь «установил право стране». Эта кодификация не сохранилась.Известные Законы Хаммурапи относятся к концу его царствования.[5]
3. Общественныйстрой.
Древний Вавилон по устройству иполитическому режиму являлся деспотическим государством. Во главедревневавилонской империи был царь Хаммурапи, ему подчинялся весьбюрократический аппарат, он подчинил себе жреческую организацию вместе с иххрамами, сам назначал и контролировал деятельность служителей культа. Большуюроль в становлении правовых норм играли судебные органы, защищавшие, преждевсего интересы имущих и привилегированных каст, классов. Они содействовалиразрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляли в своих решениях теобычаи, которые отвечали новым порядкам. Судебные функции первоначальноосуществлялись жрецами в форме религиозного ритуала либо принадлежаливерховному правителю и назначаемым им судебным органам. Все это способствовалосозданию правовых норм судами, то есть возникновению судебного прецедента, подкоторым понимается превращение решения суда по конкретному делу в общую норму.Позднее по Законнику Хаммурапи судебная система перешла под контроль царскойадминистрации, роль общинных судов резко ограничилась. Хаммурапи реорганизовалсудебную систему, ограничил в ней роль жрецов. Вместе с тем он сохранил правообщинных органов управления по разбирательству мелких правонарушений,наказуемых поступков, имущественных споров между общинниками, оставил обычноеправо. В Законнике упоминается должность профессиональных судебныхследователей, в процессах были задействованы и другие царские служащие. Вбольших городах имелись коллегии царских судебных чиновников, они разбиралипреступления и имущественные споры лиц, находившихся в царских владениях. Своимзаконодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государствагосподствующей силой, в котором должны были являться мелкие и средниерабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освящавшийрабовладельческий строй, частную собственность.[6]
ЗаконыХаммурапи исходили из того, что люди не одинаковы по своим юридическимвозможностям, по своим правам и обязанностям по отношению к государству и другк другу. В праве или подразумевалось такое различие, или они специальнозакреплялось по тому или другому поводу – правовой строй общества былсословным. Хотя, конечно, жестких граней между категориями людей не было, и невсе они – в большей, меньшей или совсем малой степени – обладалиправоспособностью как в области имущественных, так и личных прав.[7]
Как всякое рабовладельческоегосударство, Древний Вавилон знал деление общества, прежде всего на свободных ирабов.
Вполне полноправной личностью с точкизрения права (субъектом права) считался самостоятельный мужчина — хозяин, главапатриархального семейства. Он мог принадлежать к категории свободныхобщинников, быть собственником выделенной общинной земли, обладать всемиподразумеваемыми правами в отношении имущества, семейных отношений – такогозаконы называют авилум.[8]
Термин “авилум” имеет как общее(всякий человек), так и специальное, сословное значение. Законы Хаммурапиисходят из разделения всего населения, охваченного их нормами, на три сословия:авилумов, мушкенумов ивардумов.
Первое и высшее из нихохватывает членов «общин» (дословно  «поселений»).Общины пользовались самоуправлением, а члены их имели право на участки общиннойземли. Общинный характер землевладения выражался не в том, что общинаконтролировала  распределение и передачу этихучастков, а в том, что владение ими было неразрывно связано с членством всоответствующей общине. Цари не вмешивались во внутреннюю жизнь общин и вземлевладельческие отношения общинников. Хаммурапи даже специально следил,чтобы его чиновники не покушались на огосударствление наделов «авилумов»,однако, собирали с общин различные налоги. Создавая свою державу Хаммурапиограничился назначением глав общинного самоуправления царской властью ирегулированием прав наследования и частных сделок «авилумов».
Всякий общинник — «авилум»возглавлял патриархальную семью, над членами которой (детьми и женой)располагал весьма значительной властью. В частности, он мог отдавать их в залогили в уплату долга, определял судьбу дочери и браки детей. Только он был полноправнымсобственником семейного имущества при жизни, хотя не мог вполне произвольно егозавещать. Жена в целом считалась собственностью мужа, однако, ее достоинство иположение в какой-то мере гарантируются в Законах Хаммурапи независимо. И жена,и муж имели право на развод, однако, для мужа оно было неизмеримо шире, а жена,вообще говоря, должна была сохранять верность даже покойному супругу.[9]
Женщина в законахХаммурапи воспринимавшаяся главным образом как чья-то жена/вдова или дочь,вообще являлась субъектом права в очень малой степени, исключая независимых женщин-жриц,приравненных к «авилумам» и называвшихся в женском роде авилтум, но исключенных зато из нормальной семейной жизни. [10]
Второе сословие — мушкенумы (от “падающих ниц”, т.е.поступавших в услужение). Охватывает людей, которые, не будучи членами какой-либо  общины и не имея своей земельнойсобственности, должны были взять в держание участок царской земли или перейтина иное государственное обеспечение, попав тем самым в лично-административнуюзависимость от царя и приня  на себяобязанность выполнять определенную повинность перед государством. В Старовавилонскийпериод в таких людях не было недостатка: кто-то был вынужден отказаться отземельного участка в общине и бросить ее из-за разорения и долгов, кто-то из-заличных неурядиц, а кто-то  мечтал о продвижениина царской службе. Наконец, чьи-то общины оказывались сами разорены и разгромлены в ходе непрестанных  внутримесопотамских войн и не моглиобеспечить своим членам  нормальногосуществования либо вообще гибли, так что количество бродячего населения, стремившегосяосесть на государственной земле, постоянно пополнялось. Ряды мушкенумовширились также за счет выходцев из кочевых племен, по сходным причинампокинувших свои кланы. Кратко и ярко положение мушкенумов в целом рисуют две фразы из месопотамских документов, отстоящих друг от друга натысячелетие: «Как отцу моему известно, ястал мукенумом! Пусть отец мой вернет меняпод власть общины!» и «царь, господин  мой,  знает, что  я мушкенум,  несу  царскую службу  и не покидаю дворца.  Пусть мне вернут мое поле, чтобы мне неумереть с голоду».[11]
Итак, можно сделатьвывод, что мушкенум — это  человек, порвавший связь с общиной (илиникогда ее не имевший) и принявший государственноеобеспечение под условием службы (повинности).В эту категорию одинаково входили дослужившийся до  высших чинов вельможа и сидящий на царской земле полукрепостнойземледелец, лишь бы они не имелииного обеспечения, кроме государственного, выданного им под условием службы (независимо от размеров этого обеспечения).[12]
Разумеется, член  общины, поступающий на царскую службу и принимающийот царя ее обеспечение, не переставал от этого быть «авилумом» (ведь онсохранял членство в общине и общинный участок); точно так же мушкенум,добившийся членства в общине, по-видимому, становился авилумом,  что немешало ему по-прежнему нести повинность за сохраняемое им держание от царя. Подавляющеебольшинство  держателей  наиболее высокообеспечиваемых «ильков» всегдабыли или становились авилумами.[13]      В отличие от «авилумов», «мушкенумы» не были наделены автономным самоуправлением и их жизнь в широких пределах регулировалась администрацией (значительная часть которой из мушкенумов и состояла). Земледельцев-мушкенумов, например, могли произвольно  перебрасывать с участка на участок. Социально мушкенумы считались менее значимы, чем авилумы: их достоинство и неприкосновенность расцениваются в Законных Хаммурапи существенно дешевле. Однако имущество мушкенумов охраняется, наоборот, строже: «Если человек украл либо вола, либо овцу, либо осла, либо свинью, либо же лодку, то, если это принадлежит богу или дворцу, он должен заплатить в тридцатикратном размере, а если это принадлежит  мушкенуму, он должен возместить в десятикратном размере. Если вор не имеет чем платить, он должен быть убит»[14]. Аналогично имуществу дворца или храма (храмы при Хаммурапи были государственными учреждениями, а их хозяйства — автономными частями государственного  хозяйства) — поскольку имущество мушкенума и является частью государственного имущества, выданного ему в обеспечение. Даже за развод мушкенум платит меньше авилума «Если он мушкенум, то он должен дать ей 1/2 мины серебра»[15]. А рабы мушкенумов получают определенные привилегии наряду с рабами самого царя.
Существенный интереспредставляет количество земли, выдаваемое царем в обеспечение того или иного«илька»: за исполнение обязанностей жрицы (храмовой блудницы), тамкара(торгового агента), крупного чиновника или особо квалифицированногоремесленника выдавали 12-75 га,за военную службу и ремесленные работы средней категории — 9-12 га, за уплату доли урожая,выпас скота и наименее квалифицированный ремесленный труд — единицы га.Жрецы-мужчины вообще получали не землю, а только жалованье.[16]
Третьесословие — вардумы («рабы»)составляли люди, имевшие хозяев — лиц, правомочных произвольно распоряжаться ихвременем и рабочей силой, а по-видимому, и жизнью (невольно причиненная смертьили умышленное телесное повреждение раба расценивались не как покушение начеловека, но лишь как порча или уничтожение чужой собственности и,соответственно, требовали лишь имущественного возмещения.)В самом низу социальнойлестницы стояли рабы. Рабство было патриархальным либо дворцовым. Рабысоставляли низший общественный слой. Кроме военнопленных и покупных рабов,значительная часть этого класса состояла из порабощенных и ставших бесправнымисвободных (например, преступники и несостоятельные должники). Рабырассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина.Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Дляобозначения рабского состояния на рабов налагались особые знаки, вырезаемые иливыжигаемые на теле. Но такое клеймение ограничивало владельческие правагосподина, который лишался возможности продать раба или отдать его в обмен надругого.[17]Итак, рабы считались имуществом, так что их хозяева могли, очевидно, расправляться с ними как угодно, а также свободно отчуждать это право. Тяжкие кары полагались за укрывательство раба и пособничество ему в уклонении от рабства. Если рассматривать некоторые статьи Закона Хаммурапи, то можно заметить, что у беглого раба часто находилось достаточно помощников, возможно, и небескорыстных. Специальным жестоким наказаниям со стороны государства подвергается раб, посмевший без основания оспорить авторитет и власть хозяина или ударить свободного.
Статус раба носилнаследственный характер (исключая детей  раба от и свободной).«Авилумы» по закону могли становиться рабами только на время. Положение рабов государственных  учреждений и мушкенумов регулировалось государством и было, привилегированным (онимогли иметь семью); в отношения «авилумов» со своими рабами государство не вмешивалось.Подавляющее большинство рабов являлось домашними рабами. Отдача  рабов в найм, судя по документам, практиковалась крайне редко. Раб царя или «царского человека», взявший в жены свободную, мог иметь собственную недвижимость, по его смерти, впрочем, отходившую к господину:«… если  дворцовый раб или же раб мушкенума взял в жены дочь полноправного человека и, когда он взял ее, она вступила в дом дворцового раба или же раба мушкенума вместе с приданым дома своего отца, а после того, как они соединились, они построили дом и приобрели добро, и затем либо дворцовый раб, либо же раб мушкенума умер, то дочь полноправного человека может забрать свое приданое, а все, что она и ее муж приобрели после того как они соединились, должны поделить пополам, и половину может забрать хозяин раба, половину может забрать дочь полноправного человека для своих сыновей..»[18]. Не исключено, что имущество любого вида мог иметь и всякий раб; в таком случае оно, очевидно, считалось бы его неотъемлемым придатком, не могла бы отчуждаться им, в том числе по завещанию, а после его смерти доставалась бы, опять-таки, господину. Более вероятно, однако, что своего имущества у рабов, исключая мужей свободных женщин, не было вовсе. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба.
Неограничивалась власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов,составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшиедетей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Закабаленные задолги не могли находиться в рабском состоянии более трех лет. Казенному рабуили рабу-вольноотпущеннику позволялось жениться на свободной, дети от такогобрака были свободные.
Допускалосьотпущение раба на волю, при этом происходила особая церемония- очищение еголба, т.е. удаления знака его рабского состояния.
Сословное положениевлияло прежде всего на социальный статус, а не достаток человека. И возмещениеза телесное повреждение, и гонорар врачу за успешное лечение. Жизнь и здоровьеценились по значимости сословия.
Нарядус сословиями — Законы называют также профессиональные занятия населения. Первоеместо занимают придворные служащие, из которых Законы называют царскоготелохранителя и высшее жречество, стоявших в непосредственной близости к царю.Из других государственных служащих.
Всоответствии с важным государственным значением религии и храмов в Вавилониипочетное положение среди других профессий занимают храмовые служащие.
Довольновысокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялисьбольшие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить понаследству или обращаться в пенсию.
Особуюкатегорию составляли жрицы-энтум (какправило, дочери, вышедшие из-под власти отца). Они получали значительныепривилегии в наследовании отцовского имущества, вообще в отношении ихсобственности. Однако на них налагались и определенные запреты: так, жрицы немогли посещать “злачных” мест, заниматься торговлей, корчемством – эти занятия,видимо, считались обычными для прочих женщин. Жрицы, в отличие отжрецов-мужчин, которые состояли на жалованье у царя, могли обладать наделами издворцовых или царских земель.[19]
Судебныефункции первоначально осуществлялись жрецами в форме религиозного ритуала либопринадлежали верховному правителю и назначаемым им судебным органам.
Правовыеобычаи содействовали и закреплению царской власти на основе ее божественногопроисхождения, устанавливали смертную казнь за бунт, покушение на правителей ичиновников, покушение на религиозные основы.
Низшиеступени профессионально-служебной лестницы занимают крупные купцы и предприниматели,ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров, в отличие,например, от архитекторов и корабельщиков, получавших за свой труд гонорар(подарок); врачи получали плату.
Ещеодну категорию населения составляли войны – редум, баирум. За свою воинскую службу царю они наделялись землей, где вели сельскоехозяйство, на определённых условиях. Закон обязывал воинов строго выполнятьглавное условие — нести службу: если воин отказывался идти в поход, его ждалаказнь. Надел мог быть унаследован в семье, если был сын, пусть даже покамалолетний, который сможет в впоследствии служить. В случае плена и дажедолгого отсутствия права воина на надел сохранились. Имущество и надел, данныевоину на праве иклу, нельзя было продавать, да и любые денежные сделки с нимивообще считались не действительными. Однако если воин сам бросил надел и посвоей воле отсутствовал более 3 лет, он не мог претендовать на возвратимущества. Законы защищали воинов от злоупотреблений низших воинскихначальников, которых ждала смерть за попытки присвоить надел или подарок царя.[20]
Обладательимущества илку обязан был лично выполнять военную службу в пользу государства.В случае если он наймет заместителя, которого пошлет вместо себя на службу, тоимущество переходило заместителю, а наниматель подвергался смертной казни. Есливоин попадал в плен, то участок и сад илку передавался взрослому сыну подусловием несения службы. Если сын еще мал, то матери передавалось 1/3 поля исада, чтобы она могла воспитать сына.[21]
Земельныенаделы и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги.Кредитор мог отобрать лишь купленные воином поле, сад, дом. Взрослый сын воинастановился законным наследником его надела. Воины, обеспеченные своим земельнымнаделом, были обязаны за это по приказу царя в любое время выступить в поход.За отказ следовала смертельная казнь, а человек, выступивший вместо воина,получал его земельный надел.[22]
Правовыеобычаи содействовали и закреплению царской власти на основе ее божественногопроисхождения, устанавливали смертную казнь за бунт, покушение на правителей ичиновников, покушение на религиозные основы.[23]
Заключение
Такимобразом, можно выделить то, что своим законодательством Хаммурапи пыталсязакрепить общественный строй государства господствующей силой, в котором должныбыли являться мелкие и средние рабовладельцы. Законы Хаммурапи — это первыйизвестный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй и частнуюсобственность.
Можнотак же отметить и то, что в данных законах люди не были одинаковы по своимюридическим возможностям, по своим правам и обязанностям по отношению кгосударству и друг к другу. Хотя четких границ между категориями людей не было,и все они – в большей, меньшей или совсем малой степени – обладалиправоспособностью как в области имущественных, так и личных прав.
Субъектамиправа по Законам Хаммурапи признаются свободный общинник авилум инеполноправный свободный, находящийся на царской службе — мушкенум. Некоторымиправами (право на развод и возвращение приданого) пользовались также свободныеженщины. Рабы и дети  же рассматривалисьлишь как объекты права.
Таким образом мы рассмотрели правовоеположение населения по Законам царя Хаммурапи, не смотря на достаточно высокийуровень развития товарно-денежных отношений структура месопотамского обществаотличалась сложностью, которая была связана с многоукладным характеромэкономики, с незавершенностью процессов образования классов. Как всякоерабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества, преждевсего на свободных и рабов. Наряду с сословным признаком можно выделить так жеслои по роду занятий (храмовые служащие, ремесленники, воины и т.д.), о которыхупоминается в Законах Хаммурапи.
Списокиспользованной литературы:

1. Жидкова О. А.,Крашенникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебник длявузов. Часть 1. – М., 1999
2. КузинН. П., Нарочницкий А. Л., Нечкина М. В. Энциклопедия./ Из истории человеческогообщества / Том 8. – М, 1975
3. Омельченко О.А.Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов. Учебник 1. – М., 2001
4. Садиков В.Н.Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Учебное пособие. – М, 2002
5.Хачатурян В. М. Историямировых цивилизаций с древних времён до конца ХХ века. – М., 2001
6. Интернет – сайт www.muhomor.org

[1] Хачатурян В. М. Историямировых цивилизаций с древних времён до конца ХХ века. – М., 200. — с. 25
[2] Кузин Н. П., НарочницкийА. Л., Нечкина М. В. Энциклопедия./ Из истории человеческого общества / Том 8.– М, 1975. – с. 34
[3] ЖидковО.А, Крашенникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. Учебникдл


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Автотранспортных средств методические указания к курсовой работе по дисциплине «Системы, технология и организация услуг автосервиса» Ростов-на-Дону, 2007
Реферат Серапионовы братья теория и практика
Реферат Constitutional Law
Реферат Связь идейной проблематики лирики Лермонтова и его романа "Герой нашего времени"
Реферат Право на информацию для журналистов в Германии
Реферат Города Возрождения в Италии. Развитие Флоренции, Рима, Венеции в эпоху Возраждения
Реферат Рождение человека нового типа в огне гражданской войны по произведению Бабеля «Конармия»
Реферат Гражданский Кодекс РСФСР 1922г. вещное, обязательное, наследственное право
Реферат Налоговая система Литвы
Реферат Топики для сдачи экзаменов по английскому языку /english/
Реферат Эпоха Просвещения как эпоха торжества рационализма
Реферат Производительность труда в растениеводстве и меры по ее повышению на материалах СПК "Архангельское"
Реферат Н.А.Некрасов - народный поэт.
Реферат Таможенное оформление: понятие, правовая основа, стадии, цели, участники
Реферат Восстановление и использование закономерностей в планировании тренировок