Реферат по предмету ""


Ключевский В.О. о преобразованиях в России второй половины XVIII в.

План
Введение                                                                                                    3
1. Краткая биография                                                                               4
2. Преобразования в России второй половины XVIIIв.
    (при Екатерине II) и их значения                                                       6                             
3.  Мое объективноеотношение  к историку КлючевскомуВ.О.        11
4. Список литературы                                                                               13                                                                 
Введение
     Давно признанно, что без знанияистории нельзя понять настоящее и предвидеть будущее. Интерес к историисуществовал у всех народов. Человек всегда хотел знать прошлое своей семьи,рода, страны, человечества.  Великийрусский историк В.О. Ключевский писал: «Без знания истории мы должны признатьсебя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего мыживем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые неродятся, а делаются, не умирают по законам природы, жизни, а ломаются почьему-то детскому капризу».1
  Василий Осипович Ключевский был разносторонним человеком, он оставилзамечательные труды по истории крепостного права, сословий, финансов,историографии.
  Ключевский был убежден, что «человеческая личность, людское общество иприрода страны… основные исторические силы». Жизнь человечества «в ее развитиии результатах» — суть исторического процесса. Познать этот процесс, -  считал Ключевский, — возможно черезисторическую личность народа и человеческую личность. Смысл истории в народномсамосознании.
_______________
1. М.Н. Зуев, А.А. Чернобаев. ИсторияРоссии. стр 5. М. 2004
1. Краткая биография
 Ключевский Василий Осипович (1841-1911) –русский историк, публицист, родился 16 (28) января 1841 года в Пензе, в семьесельского священника.
     В 1861 Ключевский, не желая стать священником, оставилсеминарию и поступил на историко-филологический факультет Московского
университета, который окончил в 1865со степенью кандидата и был оставлен на кафедре для подготовки к профессорскомузванию. Первая монография Ключевского «Сказания иностранцев о Московскомгосударстве» (М., 1866) свидетельствовала о его огромной трудоспособностии интересе к истории быта. Ключевский по совету своего преподавателя С.М.Соловьева для магистерской диссертации взял тему «Древнерусские житиясвятых как исторический источник» (М., 1871), над которой работал 6 лет,изучив около 5 тыс. житий, что, по мнению его оппонентов, являлось научнымподвигом. Ключевский пришел к выводу, что жития — ненадежный историческийисточник и часто не соответствуют реальной жизни причисленного к лику святых.Этот труд позволил Ключевскому приобрести богатый источниковедческий опыт. В1867 Ключевский стал читать курс всеобщей истории в Александровском военномучилище. В 1871 ему предложили занять кафедру в Московской духовной академии, ана следующий год начать чтение лекций на Высших женских курсах. ВскореКлючевский приобрел славу изумительного лектора («Преподавателям словодано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую») и в1879 после смерти С.М. Соловьева занял его место в Московском университете. Поподсчету М.В. Нечкиной, если годы лекторской работы Ключевского в разныхучебных заведениях сложить вместе, то получится
итог — 108 лет.2  
_______________
2. М.В. Нечкина. Василий ОсиповичКлючевский. стр. 404. М.1974
     В 1872 Ключевский начал 10-летнююработу над докторской диссертацией «Боярская дума Древней Руси» (М.,1881), во многом важной для его лекционных курсов, где «боярская думарассматривается в связи с классами и интересами, господствовавшими вдревнерусском обществе», в которой нашло отражение его понимание русскогоисторического процесса. Наряду со специальным курсом «Истории сословий вРоссии» (1887), исследованиями, посвященными социальной тематике(«Происхождение крепостного права в России», «Подушная подать и отменахолопства в
России», «Составпредставительства на земских соборах древней Руси»), истории культурыXVIII и XIX вв. и др.
  Талант и темперамент историка-художника направлял Ключевского и на темыиз истории духовной жизни русского общества и его выдающихся представителей. Кэтой области относится ряд блестящих статей и речей о С.М. Соловьеве, Пушкине,Лермонтове, И.Н. Болтине, Н.И. Новикове, Фонвизине, Екатерине II, Петре Великом.
    Помимо преподавательской иисследовательской работы, Ключевский в 1887 — 1889 был деканом историко-филологическогофакультета и проректором. В 1900 Ключевский был избран действительным членомАкадемии наук, но это не изменило его жизнь. В 1900 — 1910 он стал читать курслекций в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где его слушателямибыли многие выдающиеся художники. Ф.И. Шаляпин в своих воспоминанияхнаписал,что Ключевский помог ему уяснить образ Бориса Годунова перед бенефисом вБольшом театре в 1903.
    В.О. Ключевский создал главный труд жизни — «Курс русской истории» (1904-1910), в котором изложил свою концепциюисторического развития России. С 1902 и до конца жизни Ключевский готовил его кизданию и переизданию, прервавшись лишь в 1905 в связи с участием в работекомиссии по пересмотру законов о печати и учреждением Государственной
думы. В «Курсе русской истории» Ключевскийстремился раскрыть важнейшие черты «исторической личности» русского народа.Особое место в Курсе занимает описание исторической жизни крестьянства.Предметом исторической науки, по Ключевскому, является исследование«происхождения, развития и свойств людских союзов». В Курсе он подразделяетосновные «элементы общежития» на физиологические (пол, родственные отношения),экономические (труд, капитал), политико-юридические (власть, право и пр.),духовные (религия, нравственность, искусство, наука). В игнорировании фактареального многообразия исторической жизни Ключевский упрекал «философиюистории» и, в частности, «метафизическую теорию» Гегеля, пытавшегося «вытянутьисторию в ровную философскую струнку». Этому «умозрительному» подходу онпротивопоставлял научный, «объективный метод», исследующий исторические событиякак таковые, в их «непрерывном течении». В конечном счете, считал Ключевский,«объективный метод» может привести к пониманию общесоциологических процессов вистории, к определению «исторических законов».
  Умер Ключевский в Москве 12 (25) мая 1911.
2.  Преобразования в России второй половины XVIIIв.
(приЕкатерине II) и их значения
      Василий Осипович Ключевский былучеником и продолжателем Соловьева С.М. Его полный курс лекций «Русскаяистория» также начинается с древнейших времен, а завершается правлением НиколаяI.
Колоссальный объем материалов,изящество изложения, яркость характеристик – вот важнейшие достоинства трудаКлючевского. Будучи фактически официальным историком Российской империи, онумел тонко и точно соблюсти нелицеприятную историческую правду. «Хитрый,читаешь – будто хвалит, а вникаешь – отругает», заметил о нем Л.Н. Толстой.
Вторая половина XVIIIвека – время правленияЕкатерины II.
     Автор открывает пятый том «Курса» лекциейоб Екатерине II,предпосылая ее биографии небольшой абзац с заголовком «Основной факт эпохи».Начало тома начинается характеристикой захватчицы власти: «Как проводилось вгосударственную жизнь возвращенное “начало законности”» — в этом, поКлючевскому, интерес царствования Екатерины и основания заняться прежде всегоее личностью, судьбой и характером. Читатель знает, что обещание «законов» небыло выполнено царицей, заставшей свою империю в восстаниях и бунтах в самомначале царствования.
     « Век нашей истории, начатыйцарем-плотником, заканчивался императрицей-писательницей»3 — таков еще один афоризмКлючевского, открывающий следующую лекцию о Екатерине и ее внешней политике.
В «Курсерусской истории» Ключевский дает оценку царствования Екатерины II.  « Значениеизвестной исторической эпохи или исторического дельца всего лучшеоценивается  тем, насколько увеличилисьили уменьшились в эту эпоху под влиянием исторического деятеля народныесредства. Средства, которыми располагает народ, бывают материальные либонравственные; итак, [следует] разрешить вопрос, насколько увеличились илиуменьшились материальные и нравственные средства Русского государства в царствованиеЕкатерины?»4.
     В царствование Екатерины государственнаятерритория почти достигла своих естественных границ, как на юге, так и назападе.  Из приобретений, сделанных на юге, было образовано тригубернии — Таврическая, Херсонская и Екатеринославская, не считая возникшейтогда же земли Войска
_______________
3. В.О. Ключевский. Курс русскойистории. Сочинения том V. стр. 34.  М. 1958
4. В.О. Ключевский. Курс русскойистории. Сочинения том V. стр. 178. М. 1958
Черноморского. Из приобретенийсделанных на западе, со стороны Польши, было сделано 8 губерний — Витебская,Курляндская, Могилевская, Виленская, Минская, Гродненская, Волынская и Брацлавская (сейчас Подольская). Итак,из 50 губерний, на которые была разделена Россия, 11 были приобретены вцарствование Екатерины.
    Эти материальные успехи становятся еще более осязательными, еслисравнить населенность страны в начале и в конце царствования Екатерины. 
    По IIIревизии 1762-63гг. считалось, что население  составляет 19-20 млн. душ обоего пола и всехсостояний.  В 1796г. по Vревизии, проведенной по тому жерасчету,   жителей в империи считалось неменее 34 млн.   
    Следовательно, население государства в продолжении царствования почтиудвоилось, сумма государственных доходов учетверилась. Значит, не только
увеличилось число плательщиков, но иувеличились государственные
платежи, увеличение которых обычнопринимается за знак усиления производительности народного труда.
   Итак, материальные средства чрезвычайно усилились.
Напротив, средства нравственные сталислабее. Нравственные средства, которыми располагает государство, сводятся кдвум порядкам отношений: во-первых, они состоят в единстве интересов,связывающих различные племенные и социальные составные части государства друг сдругом; во-вторых, в способности руководящего класса руководить обществом.  В свою очередь эта способность зависит отюридической постановки руководящего класса в обществе, от степени понимания имположения общества и от степени политической подготовки руководить им. Эти нравственные средства государства вправление Екатерины сильно упали.  Преждевсего усилилась рознь интересов племенных, составных частей государства. Разладвносило польское население завоеванных провинций Речи Посполитой. Этот элемент стал силой, благодаря тому, чтов состав Русского государства, кроме юго-западных областей, были введены инекоторые части настоящей Польши. Зато одна из важных областей Юго-ЗападнойРуси, связанная органически с остальными, — Галиция очутилась за пределамиРусского государства, усиливая разлад, внесенный в наши западные международныеотношения.
  Далее, усилилась рознь  междусоциальными составными элементами коренного русского общества; это усиление было следствием тех отношений,в какие поставлены были законодательством Екатерины два основных классарусского общества — дворянство и крепостное крестьянство. Дворянство укрепилосьво власти благодаря ряду дворцовых переворотов. Точно таким же путем думалораскрепиться и крепостное  крестьянскоенаселение:  вслед за дворянством и онохотело достигнуть свободы рядом незаконных восстаний. Таков смыслмногочисленных крестьянских мятежей, которые начались в царствование ЕкатериныII и которые, постепенно распространяясь слились в громадный пугачевский бунт.Этого не следовало допускать. Положение этих сословий нужно было устроитьзаконным путем, посредством правомерного определения отношений к земле. Этогоправомерного определения не сделало правительство Екатерины. Напротив, Екатеринаиздает  ряд законов, увеличивающих роль иправа дворянства: 18.02.1762г. — закон о вольности дворянства,  1775г. — губернские учреждения, 1785г — жалованная грамота  дворянству. 
В это же время Екатерина принимаетзаконодательные акты, позволяющие сказать, что крепостное право достигло своегопика. По указу 1763г. крестьяне должны были сами оплачивать расходы, связанныес подавлением их выступлений (если они признавались зачинщиками волнений).1765г. — указ, позволяющий помещикам ссылать своих крестьян без суда ипоследствий в Сибирь на каторгу с зачетом этих крестьян как рекрутов. 1767г. — указ, запрещавший крестьянам подавать императрице жалобы на своих помещиков.
Таким образом, общественноеразъединение стало еще резче. Следовательно, в царствование Екатерины усилиласьрознь как в племенном, так и социальном составе государства.
    Можно сделать вывод, что во второй половине XVIIIв. в России за правление Екатерины IIувеличился экономический потенциалРоссии, росли города, а следовательно развивалась промышленность, началискладываться капиталистические промышленные отношения. В ближних к Москвегуберниях складывается наиболее крупный промышленный регион страны. Москва,Ярославль, Тула, Калуга, Владимир обладали развитым и разнообразным мануфактурнымпроизводством. Вторым промышленным районом стал Урал.5  В сельском хозяйстве расширялась связьпомещичьих и крестьянских хозяйств с рынком. Вырос  международный авторитет России.
    Екатерина IIпоощряла предпринимательство. Чтобы привлечь к этому к этомупроцессу наибольшее число дворян, в 1765 г. Было открыто Вольное экономическоеобщество. Оно опубликовало труды по агрономии, экономике, объявило конкурсы длярешения насущных экономических вопросов. Многие писатели того временирассматривали в своих произведениях различные промышленные и экономическиепроблемы, обсуждали политику цен, выясняли причины дороговизны тех или иныхтоваров.6
Но при этом, пытаясь удержать властьв руках дворянства, Екатерина способствовала усилению сословных противоречий,которые впоследствии вылились в крестьянскую войну 1773-1775г.
_______________
5.   И.А. Исаев. История Отечества стр. 95. М 2001
6.   И.А. Исаев. История Отечества стр. 97. М. 2001
3. Мое объективное отношение  к историку Ключевскому В.О.
    Ключевский – не просто имя в истории русской науки, это явление мировогоуровня. Уже через год после кончины Ключевского он был признан
основателем первой научнойисторической школы. Его книги не утратили своего значения и в наши дни, почтичерез сто лет после смерти ученого.
Привсей противоречивости, двойственности явного и сокрытого, именно образВ.О.Ключевского, постоянно воспроизводимый, транслируемый; многократноподвергающийся в бесконечных зеркалах отечественной культуры конца ХIХ-ХХ в.,различного рода мифологизациям (и столь же часто де- и ре-мифологизации);развившийся уже в первые десятилетия ХХ столетия в сложнейшеекульто-семиотическое образование. «В.О.Ключевский в глазах современников ипоследующих поколений» (здесь вполне применимо предложенноеМ.К.Мамардашвили), для подобных многосложных идеологических структур, понятие«форма превращенное» –
наряду сподобными же образованиями, сопровождающими память о Н.М.Карамзине,С.М.Соловьеве, П.И.Бартеневе, Ф.И.Буслаеве, А.С.Лаппо-Данилевском, С.Ф.Платоновеи некоторых других историках ХIХ-ХХ вв. — оказался одним из важнейшихисточников формирования и бытования нормативных и ценностных представлений отипе русского историка, исследующего отечественную историю.
ОбразВ.О.Ключевского — наряду с образом Н.М.Карамзина — стал одним из необходимыхначал объединяющей соразмерности в том длительном споре-диалоге (явном инеявном) научного, художественного и философского историзма, который велся вРоссии на протяжении ХIХ-ХХ вв.
Знаменитый«Курс русской истории» Василия Ключевского, который считаетсявершиной его творчества, замечателен не только как научный труд. Книга читаетсякак художественное произведение благодаря особому, очень образному языкуисторической прозы Ключевского. Задачей произведения автор считал не толькоизложение и осмысление исторических сведений, но и создание портрета нации,изучение исторической личности русского народа.
   В своем«Курсе русской истории» Ключевский дал историческую характеристику страны не поцарствованиям великих князей и царей, а наметил периодизацию, исходя из главныхмоментов определяющих, по его мнению, развитие исторического процесса: в еготруде очень много интересного материала, свидетельствующего о ролиэкономического и политического фактора в развитии страны и все это в теснойсвязи с географическими, природными условиями существования, расселения иразвития народа.
 История в представлении Ключевского  — это наука об общих законах строения человеческого общества. Он ввел вэту науку новое понятие – человеческое общежитие, которым обозначал единствообщества, составляющих его людей и окружающей их природы.
Литература
1.        В.О.Ключевский. Курс русской истории. Сочинения том V. – М.: Издательствосоциально-экономической литературы 1958.
    2.    М.В. Нечкина. ВасилийОсипович Ключевский. –М.: Наука 1974.
3.      А.П. Шикман. Деятели отечественной истории. Биографическийсправочник. – М.: АСТ 1997.
4.     М.Н. Зуев, А.А. Чернобаев. ИсторияРоссии. Для технических вузов. –М.: Высшая школа 2004.
    5.   И.А. Исаев. История Отечества.- М,: Юристь, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.