الجمهوريةالإسلاميةالموريتانية
ИсламскаяРеспублика Мавритания.
(краткие сведения)
Государствов северо-западной части Западной Африки, расположено в пустыне Сахара иполупустынной зоне Сахеля. Омывается на западе водамиАтлантического океана. Граничит на северо-западе с Западной Сахарой, на северо-востокес Алжиром, на востоке и юго-востоке с Мали и на юго-западе с Сенегалом. Площадь– 1030тыс. кв. км, численностьнаселения – 3,3 млн. человек (по оценке на июль 2007года). Столица – Нуакшот с населением приблизительно 880 тыс. человек (пооценке на 2006 год). В административном отношении территория Мавританииразделена на 12 районов и 1 столичный округ.
По этническому составунаселение делится на так называемых мавров (арабы Западной Африки, перемешанныес местными берберами) 70% и негров 30%. Около 50% населения страны – скотоводы,традиционно ведущие кочевой или полукочевой образ жизни, а остальные ведутоседлый образ жизни и занимаются земледелием. Официальные языки — арабский ифранцузский. Господствующая религия – ислам.
Климат тропическийпустынный. Средние температуры января 16-20 °С, июля 30-32 °C; максимальныетемпературы выше 40-45 °С.Большую часть территории Мавритании занимаетнизменная пустыня, на юге переходящая в полупустыню. Район Шеммамана крайнем юге страны, прилегающий к Сенегалу, единственной реке с постояннымстоком, характеризуется коротким сезоном дождей. В конце лета выпадает 300–500мм осадков. К северу от Шеммамына низменных равнинах Бракна и Трарза,где в среднем выпадает 250 ммосадков в год, распространена кустарниковая растительность, представляющаясобой малопродуктивные пастбища. Вдоль низменного песчаного побережья тянетсяполоса солончаков и временных соленых озер – себха.Большую часть года с северо-востока из пустыни Сахара дуют засушливые ветры.Поэтому среднее годовое количество осадков в районе Нуадибу(на севере прибрежной полосы) всего 37 мм. Сложенныепесчаниками плато высотой более 300 м во внутренних районах страны простираются от севернойграницы до долины реки Сенегал. Здесь в среднем за год выпадает около 100 мм осадков. Восточные районы представляют собой песчаные и каменистыепустыни.
В животном мирепреобладают типичные для пустынь виды (наиболее многочисленны пресмыкающиеся игрызуны, из хищных — шакалы, лисица фенек). Вотдельных районах сохранились страусы и крупные копытные (газель, антилопа).Прибрежные воды богаты промысловыми рыбами (сардина, тунец, мерлан и др.).Доходы от экспорта морепродуктов составляют 40% бюджета страны.
Что касается полезныхископаемых, то известны богатые месторождения медных (в районе города Акжужт) и железных (в районе Иджиль)руд. Их запасы оцениваются в 590 тысяч тонн и 410 тыс. тонн соответственно. Назападе имеются залежи каменной соли. К северу от Нуакшота- запасы гипса, на побережье — запасы ильменита (200 тысяч тонн). В районе Бунаги месторождение редкоземельных элементов. Доходы отполезных ископаемых составляют более 25% ВНП.
* * *
(влияние географиина формирование и развитие страны)
Мавритания относится к категориитаких стран, развитие и формирование которых полностью географическидетерминировано. Среда, в которой происходит развитие, самым непосредственнымобразом влияет на образ жизни населения: на места его расселения, на егодеятельность, на его степень развитости.
Исконно территорию современнойМавритании населяли племена берберов. После вторженияарабов-бедуинов в Северную Африку (7–8 вв.) они были оттеснены в пустынные районы.Большинство берберов ассимилировалось с арабами. Формально все они принялиислам, хотя доисламские религиозные культы играют большую роль в жизни берберов.Многие берберские племена перешли на использование арабского языка. Однако досих пор сохранились анклавы бербероязычногонаселения. На юге страны в районе Шеммама, проживаютнегроидные народности. Они с опаской относятся ко всему арабскому исоответственно к арабам, разговаривают на своих местных диалектах.
В стране обостренымежэтнические противоречия. Это подтверждает новоизбранный президент, которыйглавной задачей считает объединениестраны и достижение национального согласия между черным (негро-африканским) ибелым (арабо-берберским) населением Мавритании. Конфликтная ситуация имеетдавние корни. С древности берберское население держало в рабстве негров с югастраны. И сейчас рабовладельческие отношения до конца не канули в лету. Такжесо стороны руководства страны проводилась политика по насильственной арабизации и исламизациинегритянского населения, которая наталкивалась на сопротивление негров. Нынеотголоски тех событий проявляются в постоянных стычках белых и чёрных. Такоепроблемное положение усложняет развитие страны, грозя ей расколом и вынуждаятратить на его разрешение силы и время.
Непосредственное влияниегеография страны оказывает на расселение народов. В среднем плотность населениясоставляет 1,7 человек на квадратный км. Но наиболее пригодные для проживанияместа – это южные территории страны, граничащие с Сенегалом. В этих районахсуществует зона земледелия, в которой не существует обострённого дефицитаводных ресурсов, присущего всем остальным северным районам страны.Соответственно и плотность населения здесь резко отличается от остальныхрайонов страны, здесь она составляет, приблизительно, 40 человек на квадратныйкм. Здесь сосредоточенно четыре пятых всего населения. В этом районе проживаютпочти все негроидные народности. Они осёдлые и занимаются земледелием. Кромерайона Шеммама земледелие существует в несколькихкрупных оазисах. Севернее района Шеммама, в районеполупустынь проживают остальные народы, то есть берберо-арабский сплав. Этачасть населения является скотоводами-кочевниками. Они занимаются разведением ивыпасом овец, коз, и некоторых других видов крупного рогатого скота. В целомэти пастбищные районы являются малопродуктивными. Жизнь всецело зависит отводных ресурсов, поэтому ареал проживания кочевников постоянно меняется, взависимости от наличия воды. Берберы, кочующие в более северных районах,занимаются разведением верблюдов. А те берберы-кочевники, которые дошли доатлантического побережья, со временем оставили свой кочевой образ жизни и стализаниматься добычей рыбы (сардина, тунец).
Соответственно география определила иментальность народов. Берберы являются воинственным народом, так как онипостоянно между собой конфликтовали за наиболее пригодные пастбища. Но сейчасдостигнута договорённость и пастбища используются попеременно. Воевали берберыза справедливое использование пастбищ, таким образом, у них сформировалосьстремление к справедливости, которое проявляется в структуре организации берберскогообщества – все его члены пользуются равными правами. Негроидные народности всвоём большинстве являются потомками рабов, которые принадлежалискотоводам-кочевникам. А потому в сознании этих народов превалирует рабскаясоставляющая и покорность. Они достаточно забиты и отстраняются от контактов сарабами кочевниками.
География страны не только повлиялаизначально на формирование и становление государства, но и продолжает оказыватьвлияние и по нынешний день. С 1960 годов количество осадков сокращается.Пустыня Сахара в последние десятилетия смещается к югу, что приводит кзначительным изменениям окружающей среды. Северные районы всё менее становятсяпригодными для пастбищ: повышается средняя температура, растёт процентзасушливости территории. И даже южный район Шеммамиз-за уменьшения стока паводки на реке Сенегал, и повышения средней температурыпостепенно превратился в зону рискованного земледелия, что негативносказывается на уровне урожайности, который неуклонно понижается. И если раньше страна могла вполне удовлетворить своипотребности за счёт собственного сельского хозяйства, то теперь Мавританиявынуждена импортировать до 60% зерна. Все эти изменения существеннопеременили традиционный уклад жизни значительной части населения. Из-за неурожаев произошла массовая миграция населения изсельской местности в города. В 1960 году 80% населения были кочевники, и из-заестественного сокращения пастбищных земель, к нашему времени 70% населения отчисла кочевников было вынуждено перейти к осёдлому образу жизни, создаваянеблагоустроенные лагеря вокруг крупных городов.
Если говорить о развитости населения,принимая при этом за показатель развития грамотность, продолжительность жизни, приобщённость к современным мировым ценностям, способаморганизации жизни, то большую часть населения Мавритании можноохарактеризовать, как — неразвитое. В среднем по стране продолжительность жизнисоставляет всего 51 год. Система здравоохранения слабо развита. Сеть лечебныхзаведений есть только в городах. Остальное население лечится народнымиметодами. Те самые кочевники, которые переселись в неблагоустроенные лагерявокруг городов, испытывают голод, продовольствия не хватает. Их иммуннаясистема нарушается, подвергаясь различным эпидемиям, которые из-за вспышек перекидываютсяна другое население. Имеются передвижные бригады медиков, но их сил не хватаетдля оказания адекватной помощи. Количество смертных случаев на 1000 рожденийсоставляет более 180 человек. Но при всём этом динамика прироста населенияположительная и составляет 2,8%.
Что касается образования, то только 49%населения можно считать грамотным, если за показатель грамотности приниматьумение читать и писать. Такая ситуация объясняется слабой развитостью сетинародного образования, а также примитивностью, которой насквозь пропитаноместное население. Система народного образования досталась в наследство отфранцузских колонизаторов и мало пригодна для местных условий. Начальнойступенью образования охвачено только 69% населения соответствующего возраста.Дети кочевников обучаются в основном в коранических школах, образование вкоторых не отличается качеством. В 2000 году высшее и среднее образование вМавритании и за границей получало около 10000 студентов.
Авангардной частью населения являетсягородская часть жителей страны. Городская часть населения составляет 40%населения страны. Самым развитым городом является столица Нуакшот,в которой проживает более 800 тысяч человек. Город сосредотачивает в себе наборфункций, приобщённость к которым стимулирует вчеловеке потребность к развитию. Это, прежде всего,административно-управленческие функции. Люди, занятые в этой сфере являютсянаиболее развитой частью населения. Их предки, контактируя с прогрессивнымифранцузскими колонистами, путём занятия низших управленческих должностей,развивались. Давали образование своему потомству. Соответственно, люди вышедшиеиз этих слоёв и взяли на себя управление независимой Мавританией. Также тольков городах проживают и трудятся наёмные рабочие, доля которых составляет 8% оттрудоспособного трудящегося населения страны.
Ещё одним показателем неразвитостинаселения является сохранение в северных районах страны дофеодальных укладовделения населения на традиционные социальные группы(касты) — хасаны (воины), марабуты (духовенство),зависимые (земледельцы, слуги, данники и др.). Более того, в Мавританиисохраняются рабовладельческие отношения. Хотя таковые были отменены более 20лет назад. Система рабовладения, существующая в этой стране напротяжении многих веков, практикуется как частными лицами, так и целымисемьями. Большинство чёрного населения страны даже после принятия закона оботмене рабства не могут покинуть своих хозяев. Они считают, что единственнаявозможность выжить для них — это оставаться преданным своему хозяину. Этообъяснимо тем, что большинство чёрных не имеют никакого образования, и только иумеют служить хозяевам. Но не всегда рабство носит добровольный характер.Беглых рабов разыскивают и возвращают. Правительство же страны опровергает всепретензии о нарушении прав человека и не признаёт факта рабства, так как естьриск прекращения поступления западных инвестиций в страну.
* * *
(возникновение страны)
Что касается возникновения страны внынешнем её виде, то здесь роль играет уже не географический фактор.
Португальцы в 16 веке на побережьеАтлантического океана, в районе впадения в него реки Сенегал основали торговыйфлот и базу. Их на протяжении веков сменяли голландские,английские и, наконец, французские торговцы. Европейские купцы стремилисьустановить контроль над торговлей гуммиарабиком из зоны Сахеля.Местные эмиры пытались обложить данью эту торговлю. Тогда французы отправили насевер пехотные отряды для зачистки территории от нападающих. Эта территориясовременной Мавритании централизованно не контролировалась ни кем. На нейправили местные вожди, эмиры, племена берберов и др. Таким образом, послеоперации французских войск, территория современной Мавритании вошла в составфранцузской колонии Сенегал. В 1904 эти территории были выведены из составаСенегала и в 1920 включены в состав Французской Западной Африки. Французы снемалым трудом управляли кочевым населением, среди которого не прекращалисьмежплеменные распри, а также соперничество между арабами и берберами.Административные трудности усиливала и напряженность в отношениях между кочевыми оседлым населением. Даже после окончания Второй мировой войны некоторыерайоны продолжали оставаться под управлением военной администрации. Управлятьколонией было не просто. Чтобы каждый раз не вмешиваться в распри и деланаселения, в 1946 Мавритании было предоставлено право на формированиетерриториальной ассамблеи и на представительство в парламенте Франции. Сталивозникать первые политические организации, которые еще не были массовыми. В1958 Мавритания вошла в состав Французского сообщества под названием ИсламскаяРеспублика Мавритания. Но новыесформированные партии и организации стали ратовать за независимость Мавритании.В них входили различные социальные слои населения и политической группировки –это были местные торговцы, представители феодально-племенной верхушки, а такжеэлита вождей и немногочисленная интеллигенция. Они организовывали подрывнуюдеятельность против французских колонистов. Члены из этих партийвступали в заговор с представителями колониального управления, с темипредставителями, которые относились к числу местного коренного населения. Ноони занимали самые низшие посты в управлении и потому не могли эффективноосуществлять борьбу, а только снабжали борцов за независимость различнойинформацией. Как раз эти люди и были наиболее прогрессивными во всейМавритании, и они сами хотели распоряжаться ресурсами, которые вывозилфранцузы. Ситуация становилась напряжённой: северные районы вышли из подконтроля французов, и в них стали хозяйничать берберы. Борцам за свободу вкачестве моральной поддержки служили примеры других африканских стран,боровшихся за свободу и получивших её, а так же нараставшие в миреантиимпериалистические настроения, подогреваемые Советским Союзом исоциалистическими странами, которые осуждали колониальную политику. С другойстороны сами Французы начинали постепенно терять интерес к этой территории, таккак вывоз ресурсов из Мавритании был не велик, да и чтобы снова взять её подконтроль, необходимо было вводить дополнительные военные формирования. Это неизбежно вызвало бы кровопролитие со стороны местного населения,что в новом формирующемся послевоенном мире, с новой системой взглядов,получило бы всестороннее осуждение. И в 1960 году французское правительствопредоставило Мавритании независимость. На карте мира появилось новое государство– Исламская Республика Мавритания.
Таким образом, наформирование Мавритании повлиял комплекс факторов. Первым фактором – былачеловеческая воля, которая проявилась среди борцов за независимость страны и состороны французских колонистов. Первые своей волевой борьбой добились того, чтофранцузы ушли, и они смогли занять их место, стали самостоятельно управлятьстраной, сами контролировать использование ресурсов. А вторые своим решениемдобровольно оставили страну, предоставив ей независимость.
Вторым фактором был –антиколониальный мировой протест, проявившийся в борьбе других государствпротив империалистов, и в осуждении немалой частью мира, а особенно СССР, колониальнойполитики — и это всё повлияло на волю мавританских борцов за независимость,усилив её, и на волю французских эксплуататоров, ослабив её.
Также повлиялиобъективные экономические факторы. Франции было тяжело содержать свою колонию,так как это требовало дополнительных экономических и военных ресурсов, а еёсобственное хозяйство требовало восстановления и модернизации послеразрушительного периода Второй Мировой Войны. И дальнейшее существованиехозяйства Мавритании требовало развития, которое было невозможно при сверхэксплуатации её метрополией.
Также существуетполитический фактор, опосредованный экономическим интересом. Колониальнымдержавам не удалось получить политическую поддержку США, так как у Штатов был экономический интерес: получить доступна рынки колоний и привлечь на свою сторону освободившиеся страны. А потому СШАактивно выступали за деколонизацию.
П.С. А если до конца придерживаться объективного анализа, тоне стоит однозначно утверждать, что эпоха колониальной экспансии, в частностидля Мавритании, носит исключительно негативный характер и последствия. Весь костяксуществующего в Мавритании экономического хозяйства был создан французскимиколонизаторами. Если бы они его не создали, то Мавритания его не имела бы досегодняшнего времени, и ни о каком развитии страны говорить бы не приходилось,так как население страны сплошь неразвитое, и оно не смогло бы самостоятельнопостроить имеющееся хозяйство.
* * *
(влияниегеополитического фактора на развитие страны)
Что касается импульсов извнешнеполитической сферы, то они оказывают влияние на развитие государства. Посути, после провозглашения независимости Мавритания продолжала оставаться подконтролем Франции. Произошла смена эпохи колониализма на эпоху неоколониализма.Мавритания, получив внешнюю свободу действий в самоуправлении, оставалась взоне влияния французского франка. Экономически, Мавритания полностью зависелаот Франции, которая навязала ей неравноправные соглашения о«сотрудничестве». Только в 1973 году был создан центральный банк ивведена своя денежная валюта.
Но даже внутри странысреди политической элиты существовал раскол. После провозглашения независимостипартия Мавританское Согласие (МС) выступала за присоединение Мавритании кМарокко. Партия Мавританский Прогрессивный Союз (МПС) ратовала за суверенитет страны. Снаступлением диктаторского режима всё образумилось, но среди населения,умеющего мыслить, до сих пор имеется раскол: арабизированныемавры ориентированны на Марокко, а чернокожее население на страны ЗападнойАфрики. Вот таким образом ближайший сосед Мавритании – Марокко влияет наМавританию, показывая пример, как надо жить. Потому и часть населенияМавритании желает жить под властью Марокко, считая, что социально-экономическоеположение наладится.
До 1976 года Мавританиявела себя спокойно во внешнеполитической сфере. Но заключив соглашение сИспанией и Марокко о передачи Западной Сахары от Испании под временное управлениеМарокко и Мавритании, фронт национально-освободительного движения ПОЛИСАРИО, которомуоказывал военную помощь Алжир, объявил им войну. Мавритания поспешила выйти извойны, но Марокко настаивал на том, чтобы она её продолжала. Тогда пришлосьурезать расходы на социальную сферу, увеличив их в военном секторе. И без тогоголодающее население стало ещё сильней недовольно. А военизированным колонамПОЛИСАРИО даже удалось напасть на Нуакшот, несмотряна то, что он находился в 300 км от границы. В результате, военный офицерский корпус в1977 году совершил переворот в стране. Вместо свергнутого президента к властипришёл руководитель Военного комитета национального спасения (ВКНС), бывший доэтого главой генерального штаба вооружённых сил и взял всю власть в свои руки. Такв Мавритании стали править военные. С ПОЛИСАРИО был заключён мир.
А в 1989 году произошёлпограничный спор Мавритании с Сенегалом. Последовала высылка сенегальскихнегров из Мавритании и разрыв дипломатических отношений на 3 года. В началеэтого периода Мавритания также была вынуждена увеличить расходы в военнойсфере, тем самым, усложнив социальную обстановку, обострённую голодом,усиливающимся из-за продолжительных засух.
Вот таким образом наразвитие Мавритании влияет ближайшее геополитическое окружение.
* * *
(государственное устройство, в т.ч.положения избирательного законодательства)
Ныне действующая конституция ИРМявляется второй по счёту, и была принята в 1991 году. В 2006 году она былаизменена по инициации ВССД (Военный Совет за Справедливость и Демократию) иодобрена на всенародном референдуме. ВССД выполнял роль временногоправительства с 2005 года, после того, как свергнул президента, правившего с1984 года. ВССД был выразителем недовольных слоёв общества, которые считали,что бывший президент является диктатором, что в стране нет провозглашённой ранеедемократии и так далее. В соответствии с изменённой конституцией Мавритания является президентской республикой. Исполнительнаявласть принадлежит президенту и кабинету министров, и она отделена отзаконодательной ветви власти, представленной сенатом и национальным собранием.Судебная власть также является отдельной ветвью власти. В стране разрешенамногопартийность.
Главой государстваявляется президент. Он избирается всеобщим прямым голосованием сроком на 5 лети может переизбираться не более чем на два срока подряд. Исполнительная властьосуществляется правительством во главе с президентом. Президент назначаетпремьер-министра, а порекомендации последнего — других министров. Премьер-министр под контролемпрезидента определяет политику правительства, а также распределяет задачи средиминистров, направляет и координирует работу правительства. Для принятиянаиболее важных решений президент созывает Совет министров и председательствуетна нем. Президент Республики послеконсультации с премьер-министром и председателями палат может объявлять ороспуске Национальной ассамблеи.
Премьер-министр и министрыответственны перед Президентом Республики и Национальной ассамблеей. Вотумнедоверия или отказ в доверии Национальной ассамблеей влечет отставкуправительства.
Законодательная властьосуществляется двухпалатным парламентом, состоящим из Сената (верхняя палата) иНациональной ассамблеи (нижняя палата). Сенат состоит из 56 сенаторовизбираемых путем непрямых и тайных выборов главами местных органов властисроком на 6 лет. Часть сенаторов переизбирается каждые 2 года. В Национальнуюассамблею входит 81 депутат, избираемый всеобщим прямым голосованием сроком на5 лет. Законодательныеполномочия Парламента строго ограничены установленным Конституцией кругомвопросов, за пределами которого регулирование осуществляется президентскими.Кроме того, парламент может делегировать законодательные полномочияправительству.
Судебная системаМавритании представлена двумя типами судов: гражданскими судами и судамишариата. Высшей судебной властью является Верховный суд. С 1978 года действуеттак называемый специальный суд справедливости, рассматривающий дела опреступлениях против внутренней и внешней безопасности. Характернойособенностью судебной системы Мавритании является широкое распространение встране норм исламского права, которыми народные массы продолжаютруководствоваться в семейной и личной жизни. Принимая новые законы, в частностиуголовные, семейные, земельные кодексы, государство вынуждено включить в нихмногие устоявшиеся нормы шариата. По самым различным категориям дел, особенно вобласти брака и наследования, нормы мусульманского права для судов являютсяоснованиями их решений. Вплоть до настоящего времени осужденному за воровствоотсекают правую руку, причем казни производятся публично, нередко транслируютсяпо телевидению.
За рамками общей судебной системынаходится Высокий суд правосудия, который имеет исключительное право судить впорядке импичмента Президента Республики, а также членов правительства. Высокийсуд состоит из членов, избранных из его среды (в равном числе) Национальнойассамблеей и Сенатом.
Конституционный контроль осуществляетКонституционный совет (КС), состоящий из 6 членов, 3 из которых назначаютсяПрезидентом, 2 председателем Национальной ассамблеи и один — председателемСената. Срок полномочий членов КС составляет 9 лет без права повторногоназначения. Конституционный контроль носит предварительный характер. КС такжеследит за соблюдением законности при проведении выборов и референдумов.
Мавритания – унитарноегосударство. Территория страны разделена на 12 провинций (вилай),возглавляемых вали (губернаторами), столичный автономный округ (на правахвилайи), 53 района (муатта) во главе с хакимами (префектами) и 208 коммун (местные органысамоуправления, формируемые в ходе муниципальных выборов).
* * *
(состояние демократии – партии, группыинтересов, СМИ, свободы)
В 1991 году была принята вторая конституция, в соответствии скоторой страна переходила в режим многопартийности, взамен прежнего состояния,когда вся власть в стране принадлежала одной Партии мавританского народа. Доэтого разрешения партии существовали, но на нелегальном положении. Но всё равнопосле разрешения партий в стране, по сути, продолжал оставаться режим однопартийности. Оппозиционныепартии жалуются на постоянные притеснения со стороны властей, поскольку, еслиих политические платформы чем-либо не устраивают президента, партия простопереходит из разряда легальных в запрещённые, а какие-либо протесты ни к чемуне приводят. Ведь в Мавритании были очень велики полномочия главы государства исильна централизация власти. Таким образом, несмотря на то, что в странеразрешена деятельность политических партий и ассоциаций, страна остаётся подвластью одной партии, и независимая пресса подвергается строгой цензуре, аоппозиция, по существу, лишена доступа к средствам массовой информации. Такая ситуация продолжалась до 2005года, пока президент страны, правивший 21 год, был свергнут ВССД в результатебыстрой революции. Хотя революцией, исходя из мавританской специфики, этот актназвать нельзя. По мавританским меркам вполне обычным способом произошёл переходвласти. «Революция» же произойдёт позже. А Президент был обвинён в использованиитоталитарной практики управления, от которой все последние годы страдалмавританский народ. ВССД взял власть в свои руки на время. За это время ондолжен был способствовать составлению новой конституции и её принятию. В общем,он взял на себя роль временного правительства, которое должно было подготовитьбазу для демократических президентских выборов и установлению и внедрениюдемократических принципов, на которых должно зиждется будущее развитие страны. Малокто верил, что военные отдадут власть будущему выбранному президенту.Прогнозировалось, что они под разными предлогами будут продлевать сроки своегоправления. Но произошла «революция», «революция» в мавританском смысле. ВССДподготовив конституцию, приняв её после всенародного одобрения на референдуме,провёл демократические выборы и передал власть новому всенародно избранному вовтором туре выборов президенту. Глава же ВССД даже не стал участвовать в этихвыборах и ВССД сложил с себя управленческие полномочия. Такого в историиМавритании ещё не было, чтобы власть в стране перешла по закону, добровольно,демократически. Обыденной же практикой до этого момента являлись военныеперевороты. С этого момента Мавритания пошла по пути демократизации, что былоподтверждено всеми международными наблюдателями на выборах президента страны,прошедших в апреле этого года.
В Мавритании существует немало партий,движений, ассоциаций, объединений союзов и др. Но большинство из них не оказываетникакого влияния на ситуацию в стране. Это объясняется их слабой организацией,малой поддержкой со стороны общества и, конечно же, продолжительнымпрепятствованием развитию со стороны руководства страны. Почти половинанаселения Мавритании, как уже было выше сказано, не умеет не читать, не писать,не говоря уже о понимании роли общественных движений, как условия здоровогофункционирования общества. Но существует достаточно влиятельное профсоюзноеобъединение с единым общенациональным профцентром – это Союз трудящихсяМавритании, созданный в 1961 году. Данный союз насчитывает около 45 тысяччленов и входит в Международную конфедерацию свободных профсоюзов. Он являетсягруппой интересов всех рабочих страны и с ним власти считаются, так как отчленов этой организации зависит горнодобывающая отрасль страны. Такжесуществует организация, с которой считается правительство — это объединениеженщин Мавритании, которое отстаивает права женщин.
Что касается СМИ, то онине имеют такого значения, как в развитых странах. Обеспеченность населенияприёмными устройствами (телевизорами, радио, компьютерами) крайне низка. Апотому абсолютно большая часть населения не входит в зону влиянияинформационного поля. В основном все телеканалы и радиостанции являются официальнымиправительственными источниками распространения информации. Существуютнезависимые СМИ. Это несколько радиостанций и один телевизионный канал. На этиисточники постоянно оказывалось давление со стороны власти. Но с приходомнового президента возможно ситуация улучшится. Если давать характеристикуправительственным каналам информационного воздействия на населения с точкизрения развитости манипулятивных технологий, то этитехнологии не развиты. Правительственные СМИ в основном констатируют факты,события, во много раз их приукрашивая. Свои действия освещают, какисключительно положительные, верные и нужные для блага народа. Печатные СМИнаиболее развиты из всех. Здесь спектр также представлен правительственнымивестниками, имеющими самый большой тираж среди всех остальных печатных изданий.Но опять же и эта сфера не развита. Тираж правительственных печатных изданийсоставляет около 100000 экземпляров, что ни как не удовлетворяет потребностивсего населения. Например, разноплановый иллюстрированный журнал «Марьему» выходит один раз в три месяца.
Конституция Мавритании вомногом копирует французский основной закон. Она предоставляет человеку весьстандартный набор свобод. Гарантируются политические свободы, экономическиесвободы. Свобода слова, вероисповедания. Мавритания является исламскойреспубликой. Но это совсем не означает, что все её граждане должны исповедоватьислам или какую-то другую религию. Исламской она считается потому, что более97% населения являются мусульманами. Идеологии в стране не существует. Но напрактике, до того момента как власть захватил ВССД, эти гарантии невыполнялись. Всегда существовала правящая партия, которая занимала почти всеместа в Национальной ассамблее. А оппозиционные партии жестко притеснялись. Всевыступления народа подавлялись. Проводилась насильственная исламизациянаселения, особенно негритянского. СМИ были подконтрольны правительству,альтернативные источники информации закрывали. Почти всегда гарантировались ивыполнялись только экономические свободы для того чтобы создать в странеблагоприятный инвестиционный климат, так как инвестиции и экономическая помощьдругих стран играют для Мавритании огромную роль.
Но возможно, с приходомнового гражданского президента, экономиста по образованию, а не военного — какобычно, президента у которого есть программа и план действий, положение встране улучшится. Тем более, что вМавритании в 2001 году было открыто нефтяное месторождение, и с этого временився страна живет ожиданием нефтяного бума. По предварительным оценкам, речьидет о запасах в 600 млн барр.,расположенных в территориальных водах.