Реферат по предмету "История"


Экономическое могущество США после Второй мировой войны

Тема 38: Экономическое могущество США после Второй мировой войны.
1.  Факторы экономическогомогущества.
2.  Сущностьконсервативной модели развития.
3.  Экономика США наданном этапе.
1.Соединенные Штаты Амери­ки закончиливторую мировую войну, будучи бесспорным лидером капиталистического мира. Еще довойны они рас­полагали огромнейшей экономической мощью и являлись самым богатымгосударством. Однако именно вторая ми­ровая война способствовала усилениюмогущества США, привела к их господству в послевоенном мире.
За годывойны национальный доход США удвоился, бо­лее чем вдвое возросло промышленноепроизводство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм,опирающийся на емкий внутренний и междуна­родный рынки. Поставки сырья,продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, сти­мулировалиобновление основного капитала. Сумма воен­ных подрядов составила 175 млрд.дол., а чистая прибыль американских монополий — 70 млрд. дол. Усилился процессконцентрации производства: количество крупных предприя­тий с числом рабочихсвыше 10 тыс. увеличилось в 7 раз. Война ускорила процесс интенсификациисельского хо­зяйства: механизация и химизация производства стимулиро­валисьогромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резкоувеличить свои доходы.
Военныедействия, а следовательно, и разрушения не коснулись территории США, и ресурсыстраны с населени­ем почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходилиресурсы других капиталистических государств. В результа­те после войны СШАдавали 60 % промышленной продук­ции капиталистического мира. На их долюприходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % — нефти, 53 % — выплав­ки стали, 17% — производства зерна, 63 % — кукурузы. Со­единенные Штаты сосредоточили всвоих руках 2/3 золото­го запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира.
Экономическоепревосходство США базировалось на их финансовой   мощи. На Бреттонвудскойконференции 1944 г., учредившей систему золотого валютного стандар­та, задолларом была закреплена роль мировой конверти­руемой валюты, его золотоесодержание определилось в 35 дол. за 1 унцию золота. Доллар стал расчетной ирезер­вной денежной единицей, наравне с золотом он являлся га­рантом стоимостибанкнот. Одновременно были созданы Международный валютный фонд (МВФ) иМеждународ­ный банк реконструкции и развития (МБРР), которые в значительнойстепени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.
Сокончанием войны перед страной встала проблема реконверсии, т.е. переводаэкономики с военных на мир­ные рельсы. Она предполагала проведение военной демо­билизациии демонтаж системы чрезвычайного военного контроля и регулирования. Реконверсияпроходила под контролем государства. В ноябре 1945 г. президент Г.Тру­мэнподписал закон, сокращавший налоги на 6 млрд. дол. Была ускорена продажагосударственных военных заводов и запасов продовольствия частному бизнесу. Спомощью правительства крупные корпорации в относительно корот­кий срок перевеливоенные предприятия на производство мирной продукции. Увеличился спрос нановейшее обору­дование, которое постепенно заменяло изношенное или ус­таревшееза годы кризиса и войны. Мелким и средним предпринимателям удалосьвоспользоваться ситуацией реконверсии и включиться в те сферы, где ранее имбыло трудно конкурировать с крупным бизнесом. Аналогичной была ситуация всельском хозяйстве, где в 1945 — 1947 гг. сохранялась благоприятная рыночнаяконъюнктура.
Послевторой мировой войны Соединенным Штатам удалось избежать кризиса реконверсии,подобного кризи­су 1920—1921 гг. Эта объяснялось тем, что в результате такназываемого отлаженного спроса в стране имелось около 129 млрд. дол. ликвидныхнакоплений, готовых соз­дать стимул для производства товаров широкого потребле­нияи для капитального строительства.
Наступлениемирного времени повлекло за собой свер­тывание органов чрезвычайного регулирования.Однако это не означало уменьшения воздействия государства на эконо­мику,которое приняло другие формы. В 1946 г. был принят закон о занятости, которыйофициально провозглашал от­ветственность государства за состояние экономикистраны. Оно должно было обеспечить «максимальные» занятость,производство и покупательную способность". В соответ­ствии с законом припрезиденте США создавался Совет экономических консультантов (СЭК), обязанныйследить за хо­зяйственным пульсом страны и представлять ежегодно док­ладпрезиденту. Глава государства должен был в свою оче­редь направлять ежегодныеэкономические послания вместе с документами СЭК Конгрессу США. В докладахследовало анализировать состояние экономики и давать рекомендации какгосударственным органам, так и частным предпринима­телям. Конгресс учреждалОбъединенный экономический комитет по изучению послания президента исоставлению необходимых законодательных предложений.
         Одной из проблемреконверсии стала быстро растущая инфляция. Она была вызвана ростом цен,который после­довал после отмены в конце 1946 г. государственного кон­троля надценами и заработной платой. Пресечение ин­фляции президент назвалпервостепенной задачей в эконо­мическом послании  Конгрессу в январе 1948 г.
В этом жегоду экономика США, исчерпав стимулиру­ющее воздействие военной и послевоеннойконъюнктуры, вступила в стадию экономического  спада. В 1949 г. про­мышленноепроизводство сократилось на 6 %. Безработица увеличилась с 2 млн. человек в1948 г. до 3,4 млн. в 1949 г., что составило 5,5 % рабочей силы. Стремясь недопустить кризиса, республиканская администрация Трумэна пред­ложила программуреформ, получивших название  «спра­ведливого курса». Онапредусматривала повышение мини­мума заработной   платы, строительство дешевогожилья для семей с низкими доходами,  оказание помощи ферме­рам и финансовуюподдержку штатам на цели образова­ния,   введение системы медицинскогострахования и др. Выполнение программы было направлено на расширениеплатежеспособного спроса, который рассматривался нео-кейнсианцами как один из«стабилизаторов» американской экономики.   Некоторые меры былипроведены в жизнь. Так, минимум заработной платы   увеличился с 40 до 75 центовв час, возрос объем страховых пособий,   система пенсионного обеспечения дополнительноохватила 10 млн. человек, был принят закон о строительстве 800 тыс. квар­тирдля низко доходных семей в течение шести лет.
Смягчениюпослевоенной рецессии способствовали осу­ществление «плана Маршалла»и война в Корее. «План Маршалла», или программа возрождения Европы,был предложен государственным секретарем США Дж. Мар­шаллом в его выступлении вГарвардском университете в июне 1947 г. Он предусматривал оказание помощиевропейским государствам при условии использования ее для роста производства ифинансовой стабилизации, сотрудничества с другими странами в снижении торговыхбарьеров, поставки в США дефицитных материалов, сохранения и поощрения частныхамериканских инвестиций и предоставления еже­годных отчетов Конгрессу США. В«плане Маршалла» сог­ласились участвовать 16 европейских стран, в томчисле Ве­ликобритания, Франция, Италия, Западная Германия и др. В течениечетырех лет действия «плана Маршалла» Кон­гресс США выделил 13 млрд.дол., 2/3 из которых было ис­трачено на закупки американских товаров. Благодаря«пла­ну Маршалла» США избавились от излишков продукции, не находившейсбыта внутри страны, а также смогли увели­чить инвестиции в экономикуевропейских стран.
Стимулирующеевоздействие на американскую экономи­ку оказала война в Корее, начавшаяся вянваре 1950 г. За­кон о военном производстве, принятый в сентябре этого жегода, расширял вмешательство федерального правительства в экономику исоциальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередностьрешения производствен­ных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы,предоставлять налоговые льготы частному капиталу в целях поощрения военногопроизводства, вводить контроль над ценами, заработной платой. В декабре 1950 г.в стране было введено чрезвычайное положение и уже в течение первого года войныв Корее численность вооруженных сил США увеличилась более чем в 2 раза,производство военных само­летов — в 5 раз, танков, бронетранспортеров и другихвидов вооружения — в 4,5 раза и т.д. Расходы на производство атомного и разработкутермоядерного оружия в 1952 — 1953 гг. составили 5 млрд. дол., что более чем в3 раза превышало затраты предыдущих лет.
За времявойны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд. дол., т.е.больше, чем за всю вторую мировую войну. Ускорилась амортизация новыхпромышленных предприятий и оборудования. В полную собственность монополийперешло в 2,5 раза больше пред­приятий, чем в первые послевоенные годы, хотяновые за­воды строились в расчете на смешанное военное и граж­данское производствов основном на государственные средства. В связи с войной в Корее объемпромышленности в 1953 г. увеличился по сравнению с 1958 г. на 37 %; рас­шириласьзанятость, повысились заработки за счет увели­чения основных ставок исверхурочных работ.
Несмотряна благоприятную экономическую конъюн­ктуру, война в Корее, принесшая США 54тыс. погибших и 103 тыс. раненых, была непопулярна в стране. Она пре­допределилапоражение демократов на выборах 1952 г. Президентом страны стал герой второймировой войны ге­нерал Д.Эйзенхауэр, с которым широкие массы связыва­ли надеждына прекращение корейской авантюры. В июле 1953 г. война в Корее былапрекращена.
Республиканскаяадминистрация придерживалась кур­са на умеренное государственное вмешательствов эконо­мику, опираясь на монетаристскую политику. Весной 1953 г. были отмененывсе меры экономического контроля, вве­денные трумэновской администрацией. Дляпреодоления экономического спада 1953 — 1954 гг. правительство при­бегло кфинансовым рычагам регулирования: был пони­жен обязательный уровень резервов вбанках ФРС с целью поощрения выхода денежных средств на рынок; была сок­ращенас 3 до 1,75 % учетная ставка для облегчения досту­па к кредиту; правительствовыбросило на рынок часть ва­лютных запасов для активизации бизнеса. В целяхстиму­лирования инвестиций были сокращены налоги на корпо­рации и личныедоходы. Еще более мобильно эти рычаги применялись в период третьей послевоеннойрецессии 1957-1958 гг.
Вместе стем для правительства Эйзенхауэра было оче­видно, что для поддержаниярасширенного воспроизвод­ства и сохранения мира в стране необходимы мероприятияв социальной сфере. Была принята программа широкомас­штабного дорожного ижилищного строительства, в соот­ветствии с которой к 1960 г. было проложено 7,5тыс. миль шоссейных дорог. В 1955 г. был принят закон о строи­тельстве 45 тыс.квартир и домов для малоимущих семей. Однако осуществление социальных программв эти годы не вышло за рамки крайне необходимого.
Такимобразом, в течение первого послевоенного деся­тилетия Соединенные Штатысохранили и упрочили свои позиции в капиталистической экономике. Усилилась рольгосударства в регулировании хозяйственной жизни стра­ны, что особеннопроявилось в период реконверсии и пос­левоенных циклических спадовпроизводства. Вместе с тем подстегивающим фактором экономического роста ста­новятсярост военных расходов, милитаризация хозяйства, осуществляемая в условияхсоперничества великих дер­жав и «холодной войны».
В 1978 г.Картер предложил антиинфляционную прог­рамму. Одним из ее главных компонентовстала идея «доб­ровольных ограничений», согласно которой частныйбизнес должен был воздерживаться от повышения цен на продук­цию, а профсоюзы —от борьбы за увеличение заработной платы для рабочих. Другим звеномантиинфляционной по­литики стало сокращение расходов федерального прави­тельства.Была заморожена заработная плата государствен­ных служащих, сократилисьассигнования на социальные нужды. Правительственная политика содействоваланекото­рому росту производства в США: с 1977 г. до середины 1979 г.среднегодовые темпы валового национального продукта составили 4 %, безработицав стране сократилась до 5,8 % рабочей силы. Однако улучшение экономическойконъюн­ктуры  не сопровождалось понижением уровня инфляции.
Антиинфляционнойполитике администрации Картера противоречил стремительный рост военныхрасходов. Бы­ли санкционированы новые крупные военные программы(межконтинентальные ракеты MX, крылатыеракеты, стратегический бомбардировщик «Стеле» и др.), что выз­валоопасный виток гонки вооружений. Военные расходы возросли к 1980 г. в реальномисчислении на 5 %.
Инфляциястала подлинным бичом американской эконо­мики. Если в 1977 г. ее среднегодовойуровень составлял 6,5 %, то в 1979 гг. — почти 13 %. От инфляции больше все­гострадали беднота, пенсионеры и лица с фиксированными доходами. Стремясьпротивостоять инфляции, они скупали товары, в которых не нуждались, опасаясьнового повыше­ния цен. Это еще более повысило спрос, а за ним последовалочередной рост цен. Вместе с тем началось как бы «бегство от денег».Богатые американцы вкладывали деньги в недви­жимость, товары длительногопользования, произведения искусства, предметы роскоши. Стремительно возрослипро­центные ставки, поскольку заимодавцы требовали увеличе­ния сумм с учетоминфляции. Для оказания поддержки низ­кооплачиваемым работникам Конгресс принялрешение о повышении минимума заработной платы. Выплаты по соци­альномустрахованию исчислялись на основе индекса про­житочного минимума.Следовательно, с ростом цен автоматически росли и выплаты по социальномустрахованию. Ма­лоимущие и пенсионеры получили сиюминутное облегчение своегоположения, однако их возросшая покупательная спо­собность вызвала дальнейшийрост цен. Инфляционная спираль раскручивалась все больше и больше, и рост ценка­зался безостановочным.
В этихусловиях ФРС резко повысила в октябре 1979 г. учетные ставки с цельюужесточения условий кредита и ограничения денежной массы в стране. Такаяжесткая фи­нансовая политика на какое-то время понизила уровень инфляции, ноодновременно вызвала экономический спад, особенно в автомобилестроении ижилищном строительс­тве. К январю 1980 г. уровень инфляции достиг сверхвы­сокойотметки — 18 %, среднегодовой индекс потреби­тельских цен возрос до 13,5 %.Оказалась недостижимой и главная цель экономической политики демократов — сба­лансироватьбюджет. В 1981 г. бюджетный дефицит соста­вил 59,6 млрд дол.
К концу70-х гг. обнажились и другие проблемы амери­канской экономики. Углубилсяструктурный кризис ряда отраслей. Доля США в совокупном промышленном произ­водствекапиталистического мира сократилась с 42 % в 1960 г. до 36,7 % в 1980 г.Уменьшился удельный вес США в общем объеме экспорта капиталистических стран с18 % в 1960 г. до 13 % в 1980 г. Обострилась конкурентная борь­ба с западноевропейскимии японскими монополиями как на международных, так и на внутреннем рынках США.Замедление темпов экономического роста привело к тому, что в 1980 г. уровеньВНП на душу населения США был ниже, чем в Германии, Англии и Франции, и лишь на15 % превышал японский.
Такимобразом, администрация Картера не смогла решить ни одну из острых проблем 70-хгг. Его президен­тство американские историки назвали «бесцветным», аса­мого президента — «автором грандиозных программ, ни одну из  которых онне смог довести до конца».

2.  Экономические трудности 70-х гг. поставилипод сомнение правильность системы государственного регулирования ры­ночнойэкономики, вызвали пересмотр теоретических посы­лок и практики государственнойэкономической политики США. Кейнсианская концепция была заменена консерва­тивнымвариантом государственного регулирования,   который на практике осуществлялся вгоды правления республи­канской администрации президента Р.Рейгана (1981 — 1988гг.) и получил название  «рейганомики».
«Рейганомика»явилась лишь одним из вариантов нео­консервативной политики, которая напротяжении 80 — начала 90-х гг. применялась во всех развитых капиталис­тическихстранах. Неоконсерватизм стал ответом на ухуд­шение условий капиталистическоговоспроизводства и, как следствие, выдвижение на первый план задач рационали­зациипроизводства, его структурной и технологической перестройки, усилениеинтернационализации капитала. Например, внедрение новых технологий требовалоболее гибкого государственного регулирования, что проявилось в накоплениибольших средств для их инвестирования в передовые отрасли, переквалификациирабочей силы, но­вого подхода к решению экологических и социальных проблем.Большей свободы рук в новых условиях требова­ли и НТК и растущий немонополизированныйсекторы экономики, интересы которых государство должно было учитывать в своейэкономической политике.
Программаоздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в1980 г., включала следующие основные положения:
1)  сокращение налогов накорпорации и личных подо­ходных налогов;
2)  ограничение ростаправительственных расходов за счет сокращения социальных программ;
3) дерегулированиепредпринимательской деятельности;
4)  проведение жесткойкредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.
Осуществлениепрограммы Рейгана столкнулось с серьезными трудностями. В 1980—1982 гг.экономику страны охватил новый экономический кризис, который сказался наположении фирм во многих случаях сильнее, чем кризис 1973 — 1975 гг. В течение1982 г. в США бездей­ствовали 30 % производственных мощностей в обрабаты­вающейпромышленности. Резко ухудшилось положение в автомобилестроении, жилищномстроительстве, отраслях, выпускающих предметы потребления. Снизились объемыпроизводства в черной металлургии и химической про­мышленности. Многие крупныекомпании оказались в тисках финансовых трудностей. Безработица составилаболее   10 % рабочей силы.
Сокращениеналогов стало первым шагом экономичес­кой политики Рейгана. Конгрессом был принятзакон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также осокращении федеральных расходов на социальные услуги. Предполагалось, что врезультате сокращения нало­гов увеличатся инвестиции в производство, чтосоздаст но­вые рабочие места, увеличит национальный продукт и, сле­довательно,правительство получит большой налоговый до­ход, несмотря на снижение ставокналогообложения.
В областисоциальной политики была выдвинута прог­рамма «нового федерализма».Согласно этой программе раз­делялись функции федеральных, штатных и местныхорга­нов власти. Правительства штатов должны были взять на се­бяответственность за выполнение двух благотворительных программ — помощьмногодетным семьям и талоны на пита­ние, федеральное правительство отвечало замедицинскую помощь бедным. Остальные 44 социальные программы бы­ли отданы введение штатов, создан федеральный фонд для их дополнительного финансирования втечение четырех лет.
К концупервого срока правления администрации Рейга­на инфляция упала до 4 %. ФРСослабила политику сдер­живания денежных средств. Несколько снизились процен­тныеставки, облегчив финансирование покупок домов и ав­томобилей. Безработицасократилась до 8 % рабочей силы. Вместе с тем снижение налогов не привело кожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случаеснижения инфляции. Картина оздоровления омрача­лась также и ростом дефицитагосударственного бюджета, который составил около 200 млрд дол., главнымобразом, за счет увеличения расходов на военные цели.
Основныецели внутренней политики Рейгана — сокра­тить сферу деятельности федеральногоправительства, в особенности в социальной области, уменьшить подоход­ныеналоги, увеличить мощь вооруженных сил — остава­лись неизменными и во времявторого срока его пребыва­ния в Белом доме.
Всоответствии с Законом о подоходном налоге 1986 г. «потолок» личныхподоходных налогов сокращался с 50 до 28 %, а налога на прибыли корпораций — с46 до 34 %. Закон освободил 6 млн граждан с низкими доходами от уп­латыфедеральных налогов. Цель закона состояла в том, чтобы установить систему, прикоторой лица с одинаковы­ми доходами платили бы примерно одинаковые налоги.Вместе с тем новый закон подрывал принцип прогрессив­ного налогообложения,практику, сложившуюся с 1913 г. и предусматривавшую, что лица с высокимидоходами будут платить больший процент, чем лица с низкими доходами. Былиустановлены только две ставки: 15 % — на под­лежащие налогообложению доходыниже 29 750 дол. в год на семью и 28 % — на доходы, превышающие этот уровень.Налоговая политика 'стимулировала инвестиционную ак­тивность, повысила статуссамых богатых американцев и дала возможность «среднему классу»улучшить свое мате­риальное положение.
В 1983 г.в США начался семилетний хозяйственный подъем, который проходил в условияхглубокой структур­ной перестройки экономики, связанной с новым этапом на­учно-техническойреволюции. Реальные инвестиции в тех­нику обработки информации (ЭВМ,оборудование связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возраста­лиежегодно в среднем на 13 %.
В итогеподъема 1983 — 1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г.превысили их предкри­зисные максимальные уровни- 1979 г. почти на 28 %. Объемличного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связанос увеличением числен­ности занятых. Американская экономика смогла создать более17 млн рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг. Норма безработицысоставила 5 %, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. Потреби­тельскийспрос свидетельствовал о росте доходов населе­ния и явился стимуломхозяйственного  подъема.
Главнымифакторами экономического подъема 1983—1989 гг. стали следующие:
1)   завершение структурнойперестройки экономики, что создало условия для ускорения обновления и расшире­нияосновного капитала;
2)  устойчивый рост реальногообъема личного потреб­ления;
3)  стабилизация курса долларана сравнительно низ­ком уровне относительно валют других стран, что позво­лилопривлечь в американскую экономику огромные фи­нансовые ресурсы других стран.
Вместе стем в 80-е гг. проявились и негативные тенден­ции в экономическом развитии США.В результате «рейганомики» дефицит государственного бюджета США соста­вил152 млрд. дол., превышение расходов над доходами достигло 5 % ВНП; почти такуюже долю ВНП составили расходы по обслуживанию государственного долга. За пе­риод80-х гг. доходы самых богатых американцев, составивших 1 % от общей численностинаселения, почти удвои­лись, в то время как у 70 % американцев возросли в гораз­доменьшей мере. Соединенные Штаты, имевшие в середи­не 60-х гг. самый высокий вмире показатель ВНП на душу населения, к 1987 г. были по этому показателюпревзойде­ны 10 странами. Тенденция увеличения доли богатых сло­ев в ущерббедным вызвала обеспокоенность «среднего класса», на который падало60 % распределяемого дохода, и привела к чувству утраты «американскоймечты».
Средняязаработная плата американцев к началу 90-х гг. находилась на самом низкомуровне за последние 30 лет. В 1990 г. средняя часовая плата американских рабо­чихравнялась 14,8 дол. против 17,9 дол. в Дании, 21,5 — в ФРГ и 21,9 — в Швеции.
Ослабликонкурентные позиции США в мировой эко­номике. После 1983 г., потеряв статусчистого кредитора, сохранявшийся с 1917 г., США становятся чистым дол­жником,задолжавшим другим странам больше, чем дол­жны им. В 80-е гг. важнейшейтенденцией американской экономики стало ускоренное вовлечение ее в мирохозяй­ственныесвязи, переход от относительно «автономного» к более«открытому» типу экономики, которому свойственна более высокаястепень зависимости от общих тенденций и противоречий мирового хозяйства.
В конце80-х гг. после самого длительного подъема эко­номика США вступила в периодрезкого замедления тем­пов роста. За 1989—1992 гг. среднегодовой прирост реаль­ногообъема ВВП составил около 1 % против 3,8 % в сред­нем  за 1982-1988 гг.
Депрессивноесостояние американской экономики в 1989 —1992 гг. объясняется не толькоциклическим ослабле­нием всех основных компонентов спроса, но и воздействиемспецифических нециклических факторов, важнейшими из которых были кризисныепроцессы в кредитно-финансовой сфере и сокращение государственных военныхзакупок.
В конце80-х гг. экономика стала испытывать опреде­ленные перегрузки в связи собслуживанием огромной за­долженности, накопленной за годы последнего подъема.В 1992 г. совокупная нефинансовая задолженность населе­ния, государства,корпораций превысила И млрд дол., или около двух объемов ВНП. В семейном доходедоля выплат по погашению ипотечной задолженности за 80-е гг. возросла с 9 до 13%. Все это сказалось на ослаблении пот­ребительского спроса. Факторомторможения экономического роста послужи­ло начавшееся сокращениегосударственного военного спроса. С 1988 г. военные расходы снижались почти неп­рерывно,за исключением периода (конец 1990 — начало 1991 г.), связанного с конфликтом вПерсидском заливе. За 1991 г. объем военного производства уменьшился на 6,6 %,аза 1988-1991   гг. — на 9 %.
Общаяпродолжительность спада составила 10 меся­цев — с октября 1990 г. по март 1991г., промышленное про­изводство сократилось на 2 %. Он затронул в основном авто­мобильнуюпромышленность в связи с расширением мощ­ности японских фирм в США. В 1991 г.объем производства в этой отрасли сократился по сравнению с 1988 г. на 14,3 %.Это послужило причиной падения производства в металлур­гическойпромышленности за тот же период на 9,7 %. Кри­зис в строительстве повлекснижение производства стройма­териалов. За 1990—1991 гг. продукциядеревообработки сократилась на 10 %, металлоконструкций — на 6,4, быто­войтехники, ковровых изделий и мебели — на 27 %.
Всравнительно лучшем положении оказались отрасли с сильной экспортнойориентацией: общее, электротехничес­кое машиностроение, приборостроение, спросна продук­цию которых сохранялся. Экспортная экспансия способ­ствоваластабилизации курса доллара в конце 80 — начале 90-х гг. на относительно низкомуровне, существенно повы­силась конкурентоспособность американских производите­лей.Вывоз оборудования, составивший около 40 % объема внешней торговли США, за1989—1991 гг. возрастал еже­годно на 12 %, обеспечивая общие высокие темпыроста эк­спорта. В то же время импорт в США замедлился, способ­ствуя коррекциивнешнеторгового баланса. В 1991 г. дефи­цит торгового баланса уменьшился до 74млрд дол. против 159,7 млрд в 1987 г. Платежный баланс был сведен с мини­мальнымза десятилетие дефицитом в 8,6 млрд дол.
Продолжительностьэкономического спада объясня­лась тем, что впервые за послевоенные годы вкризис была вовлечена значительная часть отраслей нематериального производства.Началось сокращение занятости в сфере ус­луг, средняя норма безработицыдостигла 7,3 % рабочей силы.
Остройэкономической проблемой начала 90-х гг. стал дефицит государственного бюджета —290 млрд дол., рас­тущий государственный долг — около 4 млрд, что привело ксокращению инвестиционной активности   в стране, вытеснению частных заемщиков срынка ссудных капиталов и  превращению США в крупнейшего должника в мире.
В связи сэтим главной задачей демократической адми­нистрации Б.Клинтона сталооздоровление экономики пу­тем стимулирования инвестиционного  процесса.
Экономическаястратегия президента Клинтона харак­теризуется следующими  чертами:
а)  акцентирование внимания надолгосрочных пробле­мах, активное применение   фискальных мер в отличие отмонетарной политики;
б)   использованиегосударственного регулирования с целью поддержки НИОКР, развитиягосударственной ин­фраструктуры, создания благоприятных условий для дея­тельностималого бизнеса;
в)  усиление роли государствав решении социальных проблем.
Планстабилизации экономики, разработанный демок­ратической администрацией, состоитиз трех основных программ:
1)  краткосрочной программыстимулирования экономи­ки, на которую выделяется 30 млрд дол. Основная ее зада­ча— увеличение числа рабочих мест через развитие системы образования,профессиональной подготовки и переподготов­ки, а также путем развития системыобщественных работ;
2) долгосрочной инвестиционнойпрограммы, рассчитан­ной на 4-летний период начиная с 1993 г., которая предпола­гаетсоздание льгот и стимулов для частных инвесторов, це­левые капиталовложения внаиболее важные отрасли хозяй­ства. На ее осуществление выделено 140 млрд дол.;
3)  программы сокращениябюджетного дефицита как необходимого условия долгосрочного экономического рос­та.Предполагается уменьшить дефицит   госбюджета до 1997 г. на 500 млрд дол., в1997 г. — на 140 млрд дол. и сократить долю бюджетного дефицита в объеме ВНП с5,4 % в 1994  г. до 2,7 % в 1997 г.
В 1992 г.в США начался экономический подъем, ха­рактерными чертами которого являютсясравнительно не­высокие, но стабильные темпы и сбалансированность рос­та.Прирост реального ВВП в 1992 — 1996 гг. колебался в пределах 2 — 2,7 %. На фонеобщего замедления потреби­тельского спроса в 90-е гг. по сравнению с 80-мисохранил­ся и значительно повысился устойчивый спрос со стороны наиболееобеспеченной части населением США. В 1996 г. объем покупок населением товаровдлительного пользования увеличился по сравнению с 1991 г. на 33,5 %, а объеминвестиций в жилье — на 42 %.
Вместе стем основой экономического подъема в США в 90-е гг. в значительной степениявляется инвестиционный спрос, обусловленный активным процессом техническогопереоснащения производства на базе современной компью­терной техники. За1992—1996 гг. объем частных инвести­ций в экономику увеличился на 37 против 3 %во второй по­ловине 80-х гг.
За первыечетыре года президентства Б.Клинтона бюджетный дефицит сократился на 63 %,составив 107,3 млрд дол. Этот результат был достигнут благодаря как ре­алистичнойи сдержанной бюджетной макрополитике пре­зидента, так и экономическому подъему.Одновременно впервые за много лет снизился уровень инфляции (2,7 %) и нормабезработицы (5,6 %).
Длядействующего президента сложилась исключи­тельно благоприятная ситуация дляповторной победы на выборах. 5 ноября 1996 г. он был избран на второй четы­рехлетнийсрок. За Б.Клинтона проголосовало 49 % изби­рателей, принявших участие ввыборах, или 24 % электора­та. В процессе опросов, проведенных в день выборов,33 % избирателей отметили улучшение своего материального положения по сравнениюс 1992 г. и только 20 % — ухуд­шение. Около 56 % избирателей оценили положениев эко­номике как отличное или хорошее.
Однакопо-прежнему серьезной проблемой экономики США остается дефицит внешнеторговогобаланса. В 1992—1996 гг. объем импорта товаров и услуг в сопостави­мых ценахувеличился более чем на 50 %, а прирост экспорта товаров и услуг уменьшилсяпочти вдвое. В результате отри­цательная величина частного экспорта возросла с29,5 млрд дол. в 1992 г. до 117,1 млрд дол. в 1996 г. Это произошло в основномза счет увеличения пассива в торговле с индустриально развитыми странамиЗападной Европы, Ка­надой и Японией (торговля с Японией дала 40 % всей вели­чиныпассивного сальдо американского торгового баланса).
Дляпроблемы дефицита внешнеторгового баланса США должны будут урегулироватьторгово-экономичес­кие противоречия с Японией и, используя дву- и многосто­ронниемеханизмы, расширить экспорт товаров и услуг в Южную Корею, Китай, страны ЕС иКанаду.
Такимобразом, опыт развития американской экономики последних десятилетийсвидетельствует о том, что решение ее проблем зависит не только от выборасредств государ­ственной политики, но и от потенциальных возможностей адаптироватьсяк существованию в новых мирохозяйствен­ных условиях взаимозависимостигосударств.

3. СовременныеСША — сильнейшая держава, достигшая высокого уровня экономического развития,обладающая мощным научно-техническим потенциалом. Это страна, имеющая в своемраспоряжении огромный арсенал ракетно-ядерного оружия и разнообразные средствамеждународного влияния. Американская модель экономического роста использоваласькак образец многими развитыми странами, а впоследствии и новыми индустриальнымигосударствами. США претендуют также на роль генератора в формировании новойсистемы микрохозяйственных связей.
         Соотношение отраслей в экономике США отражаетсложившееся общественное разделение труда и пропорции общественноговоспроизводства. Эти пропорции во многом определяют уровень эффективности всегохозяйства США.
Общая закономерность происходящихотраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного весасырьевых отраслей и сельского хозяйства, технической модернизациипромышленности с относительно несложным производством, повышении эффективностииспользования производственного аппарата капиталоемких и материалоемкихотраслей промышленности с высокой долей промежуточной продукции (металлургия ихимическая промышленность).
В начале XX в. нематериальное производствозанимало незначительное место в хозяйстве США, а в настоящее время онопревратилось в динамично развивающийся сектор хозяйства. Наиболее быстрый ростсферы нематериального производства и услуг в США был отмечен в отраслях духовногопроизводства (наука и образование), а также восстановления физических итворческих способностей человека. Среди этих отраслей особенно выделяются те,которые связаны с обеспечением отдыха населения.
Среди отраслей материальной сферыпромышленность остается важнейшей, она по-прежнему обеспечивает высокий уровеньтехнического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первуюочередь аккумулируются новейшие достижения научно-технического прогресса.
Структурная перестройка промышленногопроизводства основывается на быстром и взаимосвязанном росте трех ключевыхотраслей современной индустрии: машиностроения, электроэнергетики и химическойпромышенности. На них приходится 55-60 процентов всех инвестиций впромышленности.
На протяжении ряда десятилетий долядобывающей промышленности в структуре всего промышленного производства СШАсокращалась. Это было связано с общим для экономики США процессом снижения впроизводстве затрат материалов, сырья и энергии.

Список использованной литературы
 Полетаева Н.И., Пашкевич Л.Ф., Шаповал Г.Ф. и др. Экономическая история зарубежных стран.; Под ред. Голубовича В.И. Мн.: Экоперспектива, 2002. Лан В.И. США в военные и послевоенные годы (1940-1960). М.: Наука, 1978.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.