Тема 38: Экономическое могущество США после Второй мировой войны.
1. Факторы экономическогомогущества.
2. Сущностьконсервативной модели развития.
3. Экономика США наданном этапе.
1.Соединенные Штаты Америки закончиливторую мировую войну, будучи бесспорным лидером капиталистического мира. Еще довойны они располагали огромнейшей экономической мощью и являлись самым богатымгосударством. Однако именно вторая мировая война способствовала усилениюмогущества США, привела к их господству в послевоенном мире.
За годывойны национальный доход США удвоился, более чем вдвое возросло промышленноепроизводство. В стране был создан хорошо отлаженный производственный механизм,опирающийся на емкий внутренний и международный рынки. Поставки сырья,продовольствия и военного снаряжения союзникам, финансируемые государством, стимулировалиобновление основного капитала. Сумма военных подрядов составила 175 млрд.дол., а чистая прибыль американских монополий — 70 млрд. дол. Усилился процессконцентрации производства: количество крупных предприятий с числом рабочихсвыше 10 тыс. увеличилось в 7 раз. Война ускорила процесс интенсификациисельского хозяйства: механизация и химизация производства стимулировалисьогромным спросом на американское продовольствие, что позволило фермерам резкоувеличить свои доходы.
Военныедействия, а следовательно, и разрушения не коснулись территории США, и ресурсыстраны с населением почти в 150 млн. человек в несколько раз превосходилиресурсы других капиталистических государств. В результате после войны СШАдавали 60 % промышленной продукции капиталистического мира. На их долюприходилось 50 % мировой добычи угля, 64 % — нефти, 53 % — выплавки стали, 17% — производства зерна, 63 % — кукурузы. Соединенные Штаты сосредоточили всвоих руках 2/3 золотого запаса и 1/3 экспорта капиталистического мира.
Экономическоепревосходство США базировалось на их финансовой мощи. На Бреттонвудскойконференции 1944 г., учредившей систему золотого валютного стандарта, задолларом была закреплена роль мировой конвертируемой валюты, его золотоесодержание определилось в 35 дол. за 1 унцию золота. Доллар стал расчетной ирезервной денежной единицей, наравне с золотом он являлся гарантом стоимостибанкнот. Одновременно были созданы Международный валютный фонд (МВФ) иМеждународный банк реконструкции и развития (МБРР), которые в значительнойстепени зависели от США, предоставивших им первоначальный капитал.
Сокончанием войны перед страной встала проблема реконверсии, т.е. переводаэкономики с военных на мирные рельсы. Она предполагала проведение военной демобилизациии демонтаж системы чрезвычайного военного контроля и регулирования. Реконверсияпроходила под контролем государства. В ноябре 1945 г. президент Г.Трумэнподписал закон, сокращавший налоги на 6 млрд. дол. Была ускорена продажагосударственных военных заводов и запасов продовольствия частному бизнесу. Спомощью правительства крупные корпорации в относительно короткий срок перевеливоенные предприятия на производство мирной продукции. Увеличился спрос нановейшее оборудование, которое постепенно заменяло изношенное или устаревшееза годы кризиса и войны. Мелким и средним предпринимателям удалосьвоспользоваться ситуацией реконверсии и включиться в те сферы, где ранее имбыло трудно конкурировать с крупным бизнесом. Аналогичной была ситуация всельском хозяйстве, где в 1945 — 1947 гг. сохранялась благоприятная рыночнаяконъюнктура.
Послевторой мировой войны Соединенным Штатам удалось избежать кризиса реконверсии,подобного кризису 1920—1921 гг. Эта объяснялось тем, что в результате такназываемого отлаженного спроса в стране имелось около 129 млрд. дол. ликвидныхнакоплений, готовых создать стимул для производства товаров широкого потребленияи для капитального строительства.
Наступлениемирного времени повлекло за собой свертывание органов чрезвычайного регулирования.Однако это не означало уменьшения воздействия государства на экономику,которое приняло другие формы. В 1946 г. был принят закон о занятости, которыйофициально провозглашал ответственность государства за состояние экономикистраны. Оно должно было обеспечить «максимальные» занятость,производство и покупательную способность". В соответствии с законом припрезиденте США создавался Совет экономических консультантов (СЭК), обязанныйследить за хозяйственным пульсом страны и представлять ежегодно докладпрезиденту. Глава государства должен был в свою очередь направлять ежегодныеэкономические послания вместе с документами СЭК Конгрессу США. В докладахследовало анализировать состояние экономики и давать рекомендации какгосударственным органам, так и частным предпринимателям. Конгресс учреждалОбъединенный экономический комитет по изучению послания президента исоставлению необходимых законодательных предложений.
Одной из проблемреконверсии стала быстро растущая инфляция. Она была вызвана ростом цен,который последовал после отмены в конце 1946 г. государственного контроля надценами и заработной платой. Пресечение инфляции президент назвалпервостепенной задачей в экономическом послании Конгрессу в январе 1948 г.
В этом жегоду экономика США, исчерпав стимулирующее воздействие военной и послевоеннойконъюнктуры, вступила в стадию экономического спада. В 1949 г. промышленноепроизводство сократилось на 6 %. Безработица увеличилась с 2 млн. человек в1948 г. до 3,4 млн. в 1949 г., что составило 5,5 % рабочей силы. Стремясь недопустить кризиса, республиканская администрация Трумэна предложила программуреформ, получивших название «справедливого курса». Онапредусматривала повышение минимума заработной платы, строительство дешевогожилья для семей с низкими доходами, оказание помощи фермерам и финансовуюподдержку штатам на цели образования, введение системы медицинскогострахования и др. Выполнение программы было направлено на расширениеплатежеспособного спроса, который рассматривался нео-кейнсианцами как один из«стабилизаторов» американской экономики. Некоторые меры былипроведены в жизнь. Так, минимум заработной платы увеличился с 40 до 75 центовв час, возрос объем страховых пособий, система пенсионного обеспечения дополнительноохватила 10 млн. человек, был принят закон о строительстве 800 тыс. квартирдля низко доходных семей в течение шести лет.
Смягчениюпослевоенной рецессии способствовали осуществление «плана Маршалла»и война в Корее. «План Маршалла», или программа возрождения Европы,был предложен государственным секретарем США Дж. Маршаллом в его выступлении вГарвардском университете в июне 1947 г. Он предусматривал оказание помощиевропейским государствам при условии использования ее для роста производства ифинансовой стабилизации, сотрудничества с другими странами в снижении торговыхбарьеров, поставки в США дефицитных материалов, сохранения и поощрения частныхамериканских инвестиций и предоставления ежегодных отчетов Конгрессу США. В«плане Маршалла» согласились участвовать 16 европейских стран, в томчисле Великобритания, Франция, Италия, Западная Германия и др. В течениечетырех лет действия «плана Маршалла» Конгресс США выделил 13 млрд.дол., 2/3 из которых было истрачено на закупки американских товаров. Благодаря«плану Маршалла» США избавились от излишков продукции, не находившейсбыта внутри страны, а также смогли увеличить инвестиции в экономикуевропейских стран.
Стимулирующеевоздействие на американскую экономику оказала война в Корее, начавшаяся вянваре 1950 г. Закон о военном производстве, принятый в сентябре этого жегода, расширял вмешательство федерального правительства в экономику исоциальные отношения. Он давал президенту право устанавливать очередностьрешения производственных проблем, распределять ресурсы, строить новые заводы,предоставлять налоговые льготы частному капиталу в целях поощрения военногопроизводства, вводить контроль над ценами, заработной платой. В декабре 1950 г.в стране было введено чрезвычайное положение и уже в течение первого года войныв Корее численность вооруженных сил США увеличилась более чем в 2 раза,производство военных самолетов — в 5 раз, танков, бронетранспортеров и другихвидов вооружения — в 4,5 раза и т.д. Расходы на производство атомного и разработкутермоядерного оружия в 1952 — 1953 гг. составили 5 млрд. дол., что более чем в3 раза превышало затраты предыдущих лет.
За времявойны в Корее в промышленность США было инвестировано до 30 млрд. дол., т.е.больше, чем за всю вторую мировую войну. Ускорилась амортизация новыхпромышленных предприятий и оборудования. В полную собственность монополийперешло в 2,5 раза больше предприятий, чем в первые послевоенные годы, хотяновые заводы строились в расчете на смешанное военное и гражданское производствов основном на государственные средства. В связи с войной в Корее объемпромышленности в 1953 г. увеличился по сравнению с 1958 г. на 37 %; расшириласьзанятость, повысились заработки за счет увеличения основных ставок исверхурочных работ.
Несмотряна благоприятную экономическую конъюнктуру, война в Корее, принесшая США 54тыс. погибших и 103 тыс. раненых, была непопулярна в стране. Она предопределилапоражение демократов на выборах 1952 г. Президентом страны стал герой второймировой войны генерал Д.Эйзенхауэр, с которым широкие массы связывали надеждына прекращение корейской авантюры. В июле 1953 г. война в Корее былапрекращена.
Республиканскаяадминистрация придерживалась курса на умеренное государственное вмешательствов экономику, опираясь на монетаристскую политику. Весной 1953 г. были отмененывсе меры экономического контроля, введенные трумэновской администрацией. Дляпреодоления экономического спада 1953 — 1954 гг. правительство прибегло кфинансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов вбанках ФРС с целью поощрения выхода денежных средств на рынок; была сокращенас 3 до 1,75 % учетная ставка для облегчения доступа к кредиту; правительствовыбросило на рынок часть валютных запасов для активизации бизнеса. В целяхстимулирования инвестиций были сокращены налоги на корпорации и личныедоходы. Еще более мобильно эти рычаги применялись в период третьей послевоеннойрецессии 1957-1958 гг.
Вместе стем для правительства Эйзенхауэра было очевидно, что для поддержаниярасширенного воспроизводства и сохранения мира в стране необходимы мероприятияв социальной сфере. Была принята программа широкомасштабного дорожного ижилищного строительства, в соответствии с которой к 1960 г. было проложено 7,5тыс. миль шоссейных дорог. В 1955 г. был принят закон о строительстве 45 тыс.квартир и домов для малоимущих семей. Однако осуществление социальных программв эти годы не вышло за рамки крайне необходимого.
Такимобразом, в течение первого послевоенного десятилетия Соединенные Штатысохранили и упрочили свои позиции в капиталистической экономике. Усилилась рольгосударства в регулировании хозяйственной жизни страны, что особеннопроявилось в период реконверсии и послевоенных циклических спадовпроизводства. Вместе с тем подстегивающим фактором экономического роста становятсярост военных расходов, милитаризация хозяйства, осуществляемая в условияхсоперничества великих держав и «холодной войны».
В 1978 г.Картер предложил антиинфляционную программу. Одним из ее главных компонентовстала идея «добровольных ограничений», согласно которой частныйбизнес должен был воздерживаться от повышения цен на продукцию, а профсоюзы —от борьбы за увеличение заработной платы для рабочих. Другим звеномантиинфляционной политики стало сокращение расходов федерального правительства.Была заморожена заработная плата государственных служащих, сократилисьассигнования на социальные нужды. Правительственная политика содействоваланекоторому росту производства в США: с 1977 г. до середины 1979 г.среднегодовые темпы валового национального продукта составили 4 %, безработицав стране сократилась до 5,8 % рабочей силы. Однако улучшение экономическойконъюнктуры не сопровождалось понижением уровня инфляции.
Антиинфляционнойполитике администрации Картера противоречил стремительный рост военныхрасходов. Были санкционированы новые крупные военные программы(межконтинентальные ракеты MX, крылатыеракеты, стратегический бомбардировщик «Стеле» и др.), что вызвалоопасный виток гонки вооружений. Военные расходы возросли к 1980 г. в реальномисчислении на 5 %.
Инфляциястала подлинным бичом американской экономики. Если в 1977 г. ее среднегодовойуровень составлял 6,5 %, то в 1979 гг. — почти 13 %. От инфляции больше всегострадали беднота, пенсионеры и лица с фиксированными доходами. Стремясьпротивостоять инфляции, они скупали товары, в которых не нуждались, опасаясьнового повышения цен. Это еще более повысило спрос, а за ним последовалочередной рост цен. Вместе с тем началось как бы «бегство от денег».Богатые американцы вкладывали деньги в недвижимость, товары длительногопользования, произведения искусства, предметы роскоши. Стремительно возрослипроцентные ставки, поскольку заимодавцы требовали увеличения сумм с учетоминфляции. Для оказания поддержки низкооплачиваемым работникам Конгресс принялрешение о повышении минимума заработной платы. Выплаты по социальномустрахованию исчислялись на основе индекса прожиточного минимума.Следовательно, с ростом цен автоматически росли и выплаты по социальномустрахованию. Малоимущие и пенсионеры получили сиюминутное облегчение своегоположения, однако их возросшая покупательная способность вызвала дальнейшийрост цен. Инфляционная спираль раскручивалась все больше и больше, и рост ценказался безостановочным.
В этихусловиях ФРС резко повысила в октябре 1979 г. учетные ставки с цельюужесточения условий кредита и ограничения денежной массы в стране. Такаяжесткая финансовая политика на какое-то время понизила уровень инфляции, ноодновременно вызвала экономический спад, особенно в автомобилестроении ижилищном строительстве. К январю 1980 г. уровень инфляции достиг сверхвысокойотметки — 18 %, среднегодовой индекс потребительских цен возрос до 13,5 %.Оказалась недостижимой и главная цель экономической политики демократов — сбалансироватьбюджет. В 1981 г. бюджетный дефицит составил 59,6 млрд дол.
К концу70-х гг. обнажились и другие проблемы американской экономики. Углубилсяструктурный кризис ряда отраслей. Доля США в совокупном промышленном производствекапиталистического мира сократилась с 42 % в 1960 г. до 36,7 % в 1980 г.Уменьшился удельный вес США в общем объеме экспорта капиталистических стран с18 % в 1960 г. до 13 % в 1980 г. Обострилась конкурентная борьба с западноевропейскимии японскими монополиями как на международных, так и на внутреннем рынках США.Замедление темпов экономического роста привело к тому, что в 1980 г. уровеньВНП на душу населения США был ниже, чем в Германии, Англии и Франции, и лишь на15 % превышал японский.
Такимобразом, администрация Картера не смогла решить ни одну из острых проблем 70-хгг. Его президентство американские историки назвали «бесцветным», асамого президента — «автором грандиозных программ, ни одну из которых онне смог довести до конца».
2. Экономические трудности 70-х гг. поставилипод сомнение правильность системы государственного регулирования рыночнойэкономики, вызвали пересмотр теоретических посылок и практики государственнойэкономической политики США. Кейнсианская концепция была заменена консервативнымвариантом государственного регулирования, который на практике осуществлялся вгоды правления республиканской администрации президента Р.Рейгана (1981 — 1988гг.) и получил название «рейганомики».
«Рейганомика»явилась лишь одним из вариантов неоконсервативной политики, которая напротяжении 80 — начала 90-х гг. применялась во всех развитых капиталистическихстранах. Неоконсерватизм стал ответом на ухудшение условий капиталистическоговоспроизводства и, как следствие, выдвижение на первый план задач рационализациипроизводства, его структурной и технологической перестройки, усилениеинтернационализации капитала. Например, внедрение новых технологий требовалоболее гибкого государственного регулирования, что проявилось в накоплениибольших средств для их инвестирования в передовые отрасли, переквалификациирабочей силы, нового подхода к решению экологических и социальных проблем.Большей свободы рук в новых условиях требовали и НТК и растущий немонополизированныйсекторы экономики, интересы которых государство должно было учитывать в своейэкономической политике.
Программаоздоровления американской экономики, выдвинутая рейгановской администрацией в1980 г., включала следующие основные положения:
1) сокращение налогов накорпорации и личных подоходных налогов;
2) ограничение ростаправительственных расходов за счет сокращения социальных программ;
3) дерегулированиепредпринимательской деятельности;
4) проведение жесткойкредитно-денежной политики, направленной на преодоление инфляции.
Осуществлениепрограммы Рейгана столкнулось с серьезными трудностями. В 1980—1982 гг.экономику страны охватил новый экономический кризис, который сказался наположении фирм во многих случаях сильнее, чем кризис 1973 — 1975 гг. В течение1982 г. в США бездействовали 30 % производственных мощностей в обрабатывающейпромышленности. Резко ухудшилось положение в автомобилестроении, жилищномстроительстве, отраслях, выпускающих предметы потребления. Снизились объемыпроизводства в черной металлургии и химической промышленности. Многие крупныекомпании оказались в тисках финансовых трудностей. Безработица составилаболее 10 % рабочей силы.
Сокращениеналогов стало первым шагом экономической политики Рейгана. Конгрессом был принятзакон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также осокращении федеральных расходов на социальные услуги. Предполагалось, что врезультате сокращения налогов увеличатся инвестиции в производство, чтосоздаст новые рабочие места, увеличит национальный продукт и, следовательно,правительство получит большой налоговый доход, несмотря на снижение ставокналогообложения.
В областисоциальной политики была выдвинута программа «нового федерализма».Согласно этой программе разделялись функции федеральных, штатных и местныхорганов власти. Правительства штатов должны были взять на себяответственность за выполнение двух благотворительных программ — помощьмногодетным семьям и талоны на питание, федеральное правительство отвечало замедицинскую помощь бедным. Остальные 44 социальные программы были отданы введение штатов, создан федеральный фонд для их дополнительного финансирования втечение четырех лет.
К концупервого срока правления администрации Рейгана инфляция упала до 4 %. ФРСослабила политику сдерживания денежных средств. Несколько снизились процентныеставки, облегчив финансирование покупок домов и автомобилей. Безработицасократилась до 8 % рабочей силы. Вместе с тем снижение налогов не привело кожидаемому росту инвестиций в экономику, на который рассчитывали в случаеснижения инфляции. Картина оздоровления омрачалась также и ростом дефицитагосударственного бюджета, который составил около 200 млрд дол., главнымобразом, за счет увеличения расходов на военные цели.
Основныецели внутренней политики Рейгана — сократить сферу деятельности федеральногоправительства, в особенности в социальной области, уменьшить подоходныеналоги, увеличить мощь вооруженных сил — оставались неизменными и во времявторого срока его пребывания в Белом доме.
Всоответствии с Законом о подоходном налоге 1986 г. «потолок» личныхподоходных налогов сокращался с 50 до 28 %, а налога на прибыли корпораций — с46 до 34 %. Закон освободил 6 млн граждан с низкими доходами от уплатыфедеральных налогов. Цель закона состояла в том, чтобы установить систему, прикоторой лица с одинаковыми доходами платили бы примерно одинаковые налоги.Вместе с тем новый закон подрывал принцип прогрессивного налогообложения,практику, сложившуюся с 1913 г. и предусматривавшую, что лица с высокимидоходами будут платить больший процент, чем лица с низкими доходами. Былиустановлены только две ставки: 15 % — на подлежащие налогообложению доходыниже 29 750 дол. в год на семью и 28 % — на доходы, превышающие этот уровень.Налоговая политика 'стимулировала инвестиционную активность, повысила статуссамых богатых американцев и дала возможность «среднему классу»улучшить свое материальное положение.
В 1983 г.в США начался семилетний хозяйственный подъем, который проходил в условияхглубокой структурной перестройки экономики, связанной с новым этапом научно-техническойреволюции. Реальные инвестиции в технику обработки информации (ЭВМ,оборудование связи, контрольно-измерительные и научные приборы) возрасталиежегодно в среднем на 13 %.
В итогеподъема 1983 — 1989 гг. реальный объем ВНП и продукция производства в 1989 г.превысили их предкризисные максимальные уровни- 1979 г. почти на 28 %. Объемличного потребления в 1989 г. на 1/3 превысил уровень 1979 г., что было связанос увеличением численности занятых. Американская экономика смогла создать более17 млн рабочих мест, главным образом в отраслях сферы услуг. Норма безработицысоставила 5 %, находясь на самом низком уровне за период после 1973 г. Потребительскийспрос свидетельствовал о росте доходов населения и явился стимуломхозяйственного подъема.
Главнымифакторами экономического подъема 1983—1989 гг. стали следующие:
1) завершение структурнойперестройки экономики, что создало условия для ускорения обновления и расширенияосновного капитала;
2) устойчивый рост реальногообъема личного потребления;
3) стабилизация курса долларана сравнительно низком уровне относительно валют других стран, что позволилопривлечь в американскую экономику огромные финансовые ресурсы других стран.
Вместе стем в 80-е гг. проявились и негативные тенденции в экономическом развитии США.В результате «рейганомики» дефицит государственного бюджета США составил152 млрд. дол., превышение расходов над доходами достигло 5 % ВНП; почти такуюже долю ВНП составили расходы по обслуживанию государственного долга. За период80-х гг. доходы самых богатых американцев, составивших 1 % от общей численностинаселения, почти удвоились, в то время как у 70 % американцев возросли в гораздоменьшей мере. Соединенные Штаты, имевшие в середине 60-х гг. самый высокий вмире показатель ВНП на душу населения, к 1987 г. были по этому показателюпревзойдены 10 странами. Тенденция увеличения доли богатых слоев в ущерббедным вызвала обеспокоенность «среднего класса», на который падало60 % распределяемого дохода, и привела к чувству утраты «американскоймечты».
Средняязаработная плата американцев к началу 90-х гг. находилась на самом низкомуровне за последние 30 лет. В 1990 г. средняя часовая плата американских рабочихравнялась 14,8 дол. против 17,9 дол. в Дании, 21,5 — в ФРГ и 21,9 — в Швеции.
Ослабликонкурентные позиции США в мировой экономике. После 1983 г., потеряв статусчистого кредитора, сохранявшийся с 1917 г., США становятся чистым должником,задолжавшим другим странам больше, чем должны им. В 80-е гг. важнейшейтенденцией американской экономики стало ускоренное вовлечение ее в мирохозяйственныесвязи, переход от относительно «автономного» к более«открытому» типу экономики, которому свойственна более высокаястепень зависимости от общих тенденций и противоречий мирового хозяйства.
В конце80-х гг. после самого длительного подъема экономика США вступила в периодрезкого замедления темпов роста. За 1989—1992 гг. среднегодовой прирост реальногообъема ВВП составил около 1 % против 3,8 % в среднем за 1982-1988 гг.
Депрессивноесостояние американской экономики в 1989 —1992 гг. объясняется не толькоциклическим ослаблением всех основных компонентов спроса, но и воздействиемспецифических нециклических факторов, важнейшими из которых были кризисныепроцессы в кредитно-финансовой сфере и сокращение государственных военныхзакупок.
В конце80-х гг. экономика стала испытывать определенные перегрузки в связи собслуживанием огромной задолженности, накопленной за годы последнего подъема.В 1992 г. совокупная нефинансовая задолженность населения, государства,корпораций превысила И млрд дол., или около двух объемов ВНП. В семейном доходедоля выплат по погашению ипотечной задолженности за 80-е гг. возросла с 9 до 13%. Все это сказалось на ослаблении потребительского спроса. Факторомторможения экономического роста послужило начавшееся сокращениегосударственного военного спроса. С 1988 г. военные расходы снижались почти непрерывно,за исключением периода (конец 1990 — начало 1991 г.), связанного с конфликтом вПерсидском заливе. За 1991 г. объем военного производства уменьшился на 6,6 %,аза 1988-1991 гг. — на 9 %.
Общаяпродолжительность спада составила 10 месяцев — с октября 1990 г. по март 1991г., промышленное производство сократилось на 2 %. Он затронул в основном автомобильнуюпромышленность в связи с расширением мощности японских фирм в США. В 1991 г.объем производства в этой отрасли сократился по сравнению с 1988 г. на 14,3 %.Это послужило причиной падения производства в металлургическойпромышленности за тот же период на 9,7 %. Кризис в строительстве повлекснижение производства стройматериалов. За 1990—1991 гг. продукциядеревообработки сократилась на 10 %, металлоконструкций — на 6,4, бытовойтехники, ковровых изделий и мебели — на 27 %.
Всравнительно лучшем положении оказались отрасли с сильной экспортнойориентацией: общее, электротехническое машиностроение, приборостроение, спросна продукцию которых сохранялся. Экспортная экспансия способствоваластабилизации курса доллара в конце 80 — начале 90-х гг. на относительно низкомуровне, существенно повысилась конкурентоспособность американских производителей.Вывоз оборудования, составивший около 40 % объема внешней торговли США, за1989—1991 гг. возрастал ежегодно на 12 %, обеспечивая общие высокие темпыроста экспорта. В то же время импорт в США замедлился, способствуя коррекциивнешнеторгового баланса. В 1991 г. дефицит торгового баланса уменьшился до 74млрд дол. против 159,7 млрд в 1987 г. Платежный баланс был сведен с минимальнымза десятилетие дефицитом в 8,6 млрд дол.
Продолжительностьэкономического спада объяснялась тем, что впервые за послевоенные годы вкризис была вовлечена значительная часть отраслей нематериального производства.Началось сокращение занятости в сфере услуг, средняя норма безработицыдостигла 7,3 % рабочей силы.
Остройэкономической проблемой начала 90-х гг. стал дефицит государственного бюджета —290 млрд дол., растущий государственный долг — около 4 млрд, что привело ксокращению инвестиционной активности в стране, вытеснению частных заемщиков срынка ссудных капиталов и превращению США в крупнейшего должника в мире.
В связи сэтим главной задачей демократической администрации Б.Клинтона сталооздоровление экономики путем стимулирования инвестиционного процесса.
Экономическаястратегия президента Клинтона характеризуется следующими чертами:
а) акцентирование внимания надолгосрочных проблемах, активное применение фискальных мер в отличие отмонетарной политики;
б) использованиегосударственного регулирования с целью поддержки НИОКР, развитиягосударственной инфраструктуры, создания благоприятных условий для деятельностималого бизнеса;
в) усиление роли государствав решении социальных проблем.
Планстабилизации экономики, разработанный демократической администрацией, состоитиз трех основных программ:
1) краткосрочной программыстимулирования экономики, на которую выделяется 30 млрд дол. Основная ее задача— увеличение числа рабочих мест через развитие системы образования,профессиональной подготовки и переподготовки, а также путем развития системыобщественных работ;
2) долгосрочной инвестиционнойпрограммы, рассчитанной на 4-летний период начиная с 1993 г., которая предполагаетсоздание льгот и стимулов для частных инвесторов, целевые капиталовложения внаиболее важные отрасли хозяйства. На ее осуществление выделено 140 млрд дол.;
3) программы сокращениябюджетного дефицита как необходимого условия долгосрочного экономического роста.Предполагается уменьшить дефицит госбюджета до 1997 г. на 500 млрд дол., в1997 г. — на 140 млрд дол. и сократить долю бюджетного дефицита в объеме ВНП с5,4 % в 1994 г. до 2,7 % в 1997 г.
В 1992 г.в США начался экономический подъем, характерными чертами которого являютсясравнительно невысокие, но стабильные темпы и сбалансированность роста.Прирост реального ВВП в 1992 — 1996 гг. колебался в пределах 2 — 2,7 %. На фонеобщего замедления потребительского спроса в 90-е гг. по сравнению с 80-мисохранился и значительно повысился устойчивый спрос со стороны наиболееобеспеченной части населением США. В 1996 г. объем покупок населением товаровдлительного пользования увеличился по сравнению с 1991 г. на 33,5 %, а объеминвестиций в жилье — на 42 %.
Вместе стем основой экономического подъема в США в 90-е гг. в значительной степениявляется инвестиционный спрос, обусловленный активным процессом техническогопереоснащения производства на базе современной компьютерной техники. За1992—1996 гг. объем частных инвестиций в экономику увеличился на 37 против 3 %во второй половине 80-х гг.
За первыечетыре года президентства Б.Клинтона бюджетный дефицит сократился на 63 %,составив 107,3 млрд дол. Этот результат был достигнут благодаря как реалистичнойи сдержанной бюджетной макрополитике президента, так и экономическому подъему.Одновременно впервые за много лет снизился уровень инфляции (2,7 %) и нормабезработицы (5,6 %).
Длядействующего президента сложилась исключительно благоприятная ситуация дляповторной победы на выборах. 5 ноября 1996 г. он был избран на второй четырехлетнийсрок. За Б.Клинтона проголосовало 49 % избирателей, принявших участие ввыборах, или 24 % электората. В процессе опросов, проведенных в день выборов,33 % избирателей отметили улучшение своего материального положения по сравнениюс 1992 г. и только 20 % — ухудшение. Около 56 % избирателей оценили положениев экономике как отличное или хорошее.
Однакопо-прежнему серьезной проблемой экономики США остается дефицит внешнеторговогобаланса. В 1992—1996 гг. объем импорта товаров и услуг в сопоставимых ценахувеличился более чем на 50 %, а прирост экспорта товаров и услуг уменьшилсяпочти вдвое. В результате отрицательная величина частного экспорта возросла с29,5 млрд дол. в 1992 г. до 117,1 млрд дол. в 1996 г. Это произошло в основномза счет увеличения пассива в торговле с индустриально развитыми странамиЗападной Европы, Канадой и Японией (торговля с Японией дала 40 % всей величиныпассивного сальдо американского торгового баланса).
Дляпроблемы дефицита внешнеторгового баланса США должны будут урегулироватьторгово-экономические противоречия с Японией и, используя дву- и многосторонниемеханизмы, расширить экспорт товаров и услуг в Южную Корею, Китай, страны ЕС иКанаду.
Такимобразом, опыт развития американской экономики последних десятилетийсвидетельствует о том, что решение ее проблем зависит не только от выборасредств государственной политики, но и от потенциальных возможностей адаптироватьсяк существованию в новых мирохозяйственных условиях взаимозависимостигосударств.
3. СовременныеСША — сильнейшая держава, достигшая высокого уровня экономического развития,обладающая мощным научно-техническим потенциалом. Это страна, имеющая в своемраспоряжении огромный арсенал ракетно-ядерного оружия и разнообразные средствамеждународного влияния. Американская модель экономического роста использоваласькак образец многими развитыми странами, а впоследствии и новыми индустриальнымигосударствами. США претендуют также на роль генератора в формировании новойсистемы микрохозяйственных связей.
Соотношение отраслей в экономике США отражаетсложившееся общественное разделение труда и пропорции общественноговоспроизводства. Эти пропорции во многом определяют уровень эффективности всегохозяйства США.
Общая закономерность происходящихотраслевых сдвигов заключается в заметном снижении в экономике удельного весасырьевых отраслей и сельского хозяйства, технической модернизациипромышленности с относительно несложным производством, повышении эффективностииспользования производственного аппарата капиталоемких и материалоемкихотраслей промышленности с высокой долей промежуточной продукции (металлургия ихимическая промышленность).
В начале XX в. нематериальное производствозанимало незначительное место в хозяйстве США, а в настоящее время онопревратилось в динамично развивающийся сектор хозяйства. Наиболее быстрый ростсферы нематериального производства и услуг в США был отмечен в отраслях духовногопроизводства (наука и образование), а также восстановления физических итворческих способностей человека. Среди этих отраслей особенно выделяются те,которые связаны с обеспечением отдыха населения.
Среди отраслей материальной сферыпромышленность остается важнейшей, она по-прежнему обеспечивает высокий уровеньтехнического развития других сфер хозяйства. Именно в ней сегодня в первуюочередь аккумулируются новейшие достижения научно-технического прогресса.
Структурная перестройка промышленногопроизводства основывается на быстром и взаимосвязанном росте трех ключевыхотраслей современной индустрии: машиностроения, электроэнергетики и химическойпромышенности. На них приходится 55-60 процентов всех инвестиций впромышленности.
На протяжении ряда десятилетий долядобывающей промышленности в структуре всего промышленного производства СШАсокращалась. Это было связано с общим для экономики США процессом снижения впроизводстве затрат материалов, сырья и энергии.
Список использованной литературы
Полетаева Н.И., Пашкевич Л.Ф., Шаповал Г.Ф. и др. Экономическая история зарубежных стран.; Под ред. Голубовича В.И. Мн.: Экоперспектива, 2002. Лан В.И. США в военные и послевоенные годы (1940-1960). М.: Наука, 1978.