Аравийский полуостров (полуостров Аравия) —крупнейший полуостров Азии, площадь его равняется четверти Европы — около 3тысяч кв. км. В древности — во всяком случае со второй половины II тысячелетиядо н.э. — как и теперь, он представлял в большей своей части волнистое плато,которое пересекается руслами высохших рек. Большую часть страны покрывали сухиестепи, переходившие во внутренних частях полуострова в песчаные и каменистыепустыни. Лишь в некоторых местах, в немногочисленных оазисах около источников иколодцев возможно было земледелие. Географическое положение Аравии включает еев пояс великих пустынь Северного полушария, одну из наиболее ярко выраженныхсоставных частей которого и представляет большая часть полуострова.
Страна и население
Аравийский полуостров (полуостров Аравия) —крупнейший полуостров Азии, площадь его равняется четверти Европы — около 3тысяч кв. км. В древности — во всяком случае со второй половины II тысячелетиядо н.э. — как и теперь, он представлял в большей своей части волнистое плато,которое пересекается руслами высохших рек. Большую часть страны покрывали сухиестепи, переходившие во внутренних частях полуострова в песчаные и каменистыепустыни. Лишь в некоторых местах, в немногочисленных оазисах около источников иколодцев возможно было земледелие. Географическое положение Аравии включает еев пояс великих пустынь Северного полушария, одну из наиболее ярко выраженныхсоставных частей которого и представляет большая часть полуострова.
Чрезвычайно сухой и жаркий климат, пустынныеформы рельефа, растительность, характерная для пустыни, отсутствие постоянныхречных артерий — характерные черты ландшафтов полуострова. Аравия — одна изстран, наиболее долго остававшихся неизвестной для европейцев.
Очень рано в этой стране стало применятьсяискусственное орошение особенно на юго-западе полуострова на территориисовременного Йемена.
Географы III — II вв. до н.э. делили Аравию наКаменистую (северо-западная часть страны), Пустынную (большая частьполуострова) и Счастливую (земледельческие области на юго-западе). Названныечасти полуострова были различны не только по своей природе, но и по образужизни населявших их жителей.
Население Аравии было почти однородно вэтническом отношении — оно говорило на языках южной ветви семитической группы(наиболее известные представители этой группы — арабский язьж и некоторые языкинынешней Эфиопии — Абиссинии). Но существовали различия в хозяйственном укладеи уровне общественного и культурного развития. Огромные степные пространства(по-арабски — бадия) были населены немногочисленными племенами кочевников(бадауин, откуда происходит слово “бедуин”).
Образ жизни бедуинов, как и образ жизни другихкочевников, изменялся очень медленно, так что данные, которыми мы располагаем опервых столетиях нашей эры, дает так называемая доисламская поэзия арабов, изкоторой мы черпаем характеристики быта бедуинов в I тысячелетия до н.э.
Бедуины кочевали по песчаным степям Аравийскогополуострова со стадами мелкого рогатого скота и одногорбых верблюдов(дромадеров). В какое время приручены были верблюды человеком неизвестно: хотяизображение человека рядом с верблюдом дошло из Египта еще от времени VIдинастии, а верблюда с поклажей — от времени XVIII династии. Первые точныесведения об отрядах воинов на верблюдах дошли с самого конца II тысячелетия дон.э. Как вьючное животное для караванов верблюд не применялся в Передней Азииеще и в начале I тысячелетия до н.э., за исключением арабов, у которых он имелк тому времени широкое распространение. Для аравийских кочевников разведениеверблюдов было жизненно важным, так как обеспечивало их, кроме вьючного скота,еще и шерстью и молоком.
В тех местах, где это было возможно,скотоводство дополнялось также и земледелием, которое находилось на оченьпримитивном уровне. Важное место в жизни бедуинов занимала финиковая пальма,которую использовали самыми различными способами. Жили бедуиныпервобытнообщинным строем: земля, вода, пастбища были собственностью рода и племени.Высшей формой социальной и экономической организации было племя (кабила);племена делились на роды (каум), а роды — на патриархальные семьи (ахль —шатер).
Связи, которые объединяли роды, быличрезвычайно крепки: вне рода человек был ничто. И в настоящее время бедуин,называя себя, указывает, прежде всего, название своего племени и только послеэтого свое личное имя.
В жизни бедуинов большую роль играл обычайкровной мести, и часто целые племена истребляли друг друга в кровавых войнах,мстя даже за неумышленные убийства.
Во главе племен стояли шейхи, власть которыхбыла ограничена советом представителей отдельных родов. В начале I тысячелетиядо н.э. еще сильно ощущались пережитки матриархата. Во главе арабских племениногда стояли женщины. Из ассирийских источников мы много знаем об арабской“царице” Самсие, которая прислала около 720 г. до н.э. дары ассирийскому царюСаргону II. Племена, которые ей подчинялись, жили на восточных границах Сирии.
Несмотря на то что на сегодняшний деньисториками разных стран об Аравии написано много книг, тем не менее, Аравияостается одной из малоизученных областей земного шара. Наиболее богатарастительность в юго-западной части полуострова, где выпадает много осадков;там распространены тропические культуры, такие как аравийский кофе мокко,сахарный тростник, бананы, индиго. Высокие финиковые пальмы, тамариксы,смоковницы, посевы пшеницы и фруктовые сады — все это составляет богатыйрастительный покров у источников в оазисах и руслах зимних потоков — вади.
Сухость воздуха и сильные ветры, развевающиепочву из-под корней растений и усиливающие испарения, — основные факторы,определяющие ландшафты пустынь. В пустынях нет лесов, встречаются лишь редкие,отдельно стоящие деревья — колючая с мелкими седыми листьями аравийская акация,различные тамариксы.
Древнейшие рабовладельческие обществаЮжной Аравии
Древнейшие рабовладельческие государства на югеАравии сложились как земледельческие. Здесь, главным образом на территорииЙемена, археологи находят многочисленные памятники южно-арабскойрабовладельческой цивилизации: плотины и цистерны, развалины укреплений,дворцов и храмов, вещи и настенные надписи. Рабовладельческое общество в ЮжнойАравии сложилось в конце II тысячелетия до н.э., очевидно, независимо от другихпереднеазиатских рабовладельческих обществ.
На протяжении первого тысячелетия егосуществования здесь имелись, по меньшей мере, четыре известных государства:Минейское, Саба, Хадрамаут и Катабан. О двух последних историкам известно оченьмало. Минейское государство впервые упомянуто в составе коалиции крупныхродоплеменных объединений, разгромленных Сабой. В дальнейшем, с ослаблениемСабы, возникло независимое царство Ма'ин со столицей в древнем центре Иасиль, азатем в Карнаву (вероятно, V в. до н.э.). Особое положение государства Ма'ин наскрещении торговых путей из Южной Аравии на север делало его в течениепоследующей эпохи объектом нападения со стороны Сабы и Катабана. Последнийпериод своего существования Ма'ин находится в зависимости от Катабана, а затембыл захвачен “царями Саба и зу-Райдана” (около середины I в. до н.э.).
Основу процветания Ма'ина составляла транзитнаяторговля благовониями. В частных и особенно храмовых хозяйствах широкоиспользовался труд захваченных и привозных рабов. Широко было распространенотакже долговое рабство. Могущество храмов и крупных купеческих родов и семей,ограничивали власть царя.
Государство Саба — самоназвание племенногосоюза, возникшего на территории Южной Аравии не позднее VIII в. до н.э.(согласно упоминанию “царей Сабы” в ассирийских исторических источниках).Некоторые косвенные данные (эпизод с правительницей Сабы — “царицей Савской” вБиблии) позволяют предполагать существование Сабы в Х в. до н.э., если,разумеется, не рассматривать этот эпизод как позднейшую вставку. Резиденциейправителей Сабы был город Мариб.
По данным античных авторов, государство Саба(Сабейское царство) играло главную роль как торговый посредник между Индией,восточным побережьем Африки и государствами греко-римского и эллинистическогомира. Некоторые библейские источники сообщают также об оживленной торговлекупцов Сабы с островом Тир.
Хадрамаут — историческая область на югеАравийского полуострова (название встречается в Библии в форме — Хацермавет). Всабейских надписях VI — V вв. до н.э. упоминается государство Хадрамаут.Теофраст, Эратосфен и другие античные авторы также писали о государствеХадрамаут со столицей в Шабва (Сабата). История государства почти неизвестна.Оно существовало наряду с Сабой, Ма'ином и Катабаном, славилась производствомблаговоний.
На протяжении всей истории Хадрамаут былобъектом экспансии Сабы и то выступал как ее союзник, то входил в ее состав,иногда выступал как противник. В I (или в III) в. н.э. царь Хадрамаута заключилсоюз с царем Сабы против общего врага — Аксумского царства, но этот союзпросуществовал недолго. На территории исторической области Хадрамаутнеоднократно возникали союзы племен, но очень быстро расторгались эти союзы.
Государство Катабан — древнеераннерабовладельческое государство на территории современного Адена (ЮжнаяАравия). Возникло не позднее конца II — начала I тысячелетия до н.э. Основахозяйства — земледелие с высокой культурой искусственного орошения. Важнейшиекультуры — пшеница, финики. Основная статья вывоза — благовония. В государствеКатабан очень важное значение имели подчиненные царю храмовые хозяйства,использовавшие труд рабов и свободного населения. Политический строй носилзначительные пережитки родоплеменных отношений: наряду с царем значительнуюроль играли совет старейшин и народное собрание. Столица Катабана — Тимнахорошо известна благодаря многочисленным раскопкам.
Катабан вел борьбу за свою самостоятельность иза господство в Южной Аравии с государствами Авсан, Саба, Хадрамаут и Ма'ин. ВI в. до н.э. государство Катабан распалось и его территория была разделенамежду Сабой и Хадрамаутом (некоторые ученые считают, что это случилось всередине III в.).
Памятниками высокой культуры Катабана являютсяархитектурные и оросительные сооружения, надписи и художественная бронзовая икаменная скульптура, отражающая эллинистическое влияние.
Основой хозяйства в южно-арабских государствахбыло ирригационное земледелие. Особенно известна была огромная плотина, окологорода Мариба, столицы Сабы. Земледельческие участки располагались террасами посклонам холмов. Разведение растений, дающих благовония, имели важное значение вхозяйстве знати.
Высоко ценилась обработка камня: при постройкезданий камни настолько точно подгонялись друг к другу, что швы между ними былипочти незаметны. Рассказы позднейших арабов о величественных зданиях с окнамииз прозрачного камня являются почти незначительным преувеличением того, чтобыло на самом деле. Была известна в архитектуре того времени стрельчатая арка.Многие древние цистерны до сих пор находятся в употреблении.
Хорошо сохранились многие изделия из металла,изящные ювелирные украшения, керамика, однако нельзя определенно утверждать,что все они местного происхождения, возможно, их привезли по торговому пути.
Мало известно о внутреннем строе южно-арабскихгосударств. В древнейшие времена (X — VII вв. до н.э.) они, очевидно, нескольконапоминали ранние государства Древнего Востока (города-государства Шумера иАккада, Ашшур и другие). Около 650 г. до н.э. правителей-жрецов Древней Сабысменяют “цари Сабы”.
В древнейших южно-арабских государствах былиеще сильны пережитки племенной организации, однако “племена” были организованыне на основе кровного родства, как раньше, а по территориальному признаку.“Катабан” уже обозначало и царство, и составлявшие его племена. В государствеСаба племя сабеев было господствующим; остальные находились в зависимости отнего; обычное выражение надписей — “Саба и племена”. Позднее остальные племенабыли уравнены сабе-ями, причем все были обязаны военной службой.
Социальная структура общества быламногоступенчатой и сложной: различались племенная знать, зависимые от нее люди,постоянно живущие на территории племени чужеземцы и рабы. Земля находилась вруках царя, больших храмов и племенной знати, напоминавших храмы Малой Азии иСирии.
Земледельцы, которые обрабатывали храмовуюземлю, были в непосредственной зависимости от храмов. Весьма многочисленнымибыли храмовые прислужницы — гиеродулы. Им принадлежат дошедшие до нас“покаянные таблички”, содержащие почти исключительно женские имена: гиеродулыкаялись в нарушении ритуальных предписаний и обетов. Некоторые из этихприслужниц были иноземного происхождения: караваны, которые возвращались ссевера, привозили рабов и рабынь; известны рабыни из Газы (в Палестине) иЯтриба (позднейшая Медина в Западной Аравии).
Власть царей в Катабане (очевидно, также и вдругих государствах) была сперва ограничена советом старейшин, но важнейшиевопросы решало собрание племен, в кагором принимало участие все население,кроме рабов. Позже цари в Сабе усиливают свою власть: уже не собрание племенраспределяет землю, а царь раздает по своему усмотрению своим приближенным.
Царская власть стала наследственной, и сынчасто становится соправителем отца. Во всех государствах, где было земледелие,существовали три поземельных налога. Налоги, в частности десятина, платились нетолько царю, но и храмам. Совершенно бесправными в государствах Южной Аравиибыли рабы.
Население стран Южной Аравии в основномзанималось пастбищным скотоводством. Верблюды являлись для них основнымсредством передвижения.
Южноарабская торговля
Расцвет южноарабских государств начинается всередине I тысячелетия до н.э. Это объясняется не только высоким развитиемирригационного земледелия, но и выгодным географическим положением южноарабскихгосударств, которое отводило им важное место в международной торговле.Преуспевало в это время государство Саба. Из Аравии вывозили благовония. Кромеэтого, южноарабские купцы вели обширную посредническую торговлю: через их рукипроходили благовония, пряности, драгоценные камни, которые везли из Индии и ссомалийского берега Африки.
В Южную Аравию эти товары доставлялись морем,здесь они перегружались на верблюдов и по известным древнейшим караваннымпутям, вдоль затерянных в пустыне колодцев, двигались в направлении побережьяСредиземного моря, в филистимлянские и финикийские города, а оттуда расходилисьпо странам Передней Азии и Средиземноморья.
Торговля велась исключительно предметамироскоши. О стране сабеев рассказывали разные чудеса; сами южноарабские купцы,чтобы набить цену своим роскошным товарам, рассказывали разные сказочныенебылицы: о трудностях их добывания, о крылатых змеях, стерегущих благовония ит.п. Эти рассказы сохранились в арабском фольклоре по сегодняшний день.
Особым предметом торговли являлись рабы. Онибыли не только товаром, но и рабочей силой в трудном торговом пути.
Связи с государствами Передней Азии
Населявшие Аравию племена и народностисравнительно долгое время развивались изолированно от остального мира. Соседниенароды знали о них очень мало, однако с самого начала существовали некоторыесвязи. Это видно из того, что южноарабский алфавит очень схож с другимипереднеазиатскими алфавитами. Но в I тысячелетии до н.э. устанавливаются болеепрочные связи.
Под своим настоящим именем арабы впервыевстречаются в ассирийских источниках (ариби, арабу). Арабский шейх Гиндибупринимал участие в коалиции сирийских царьков, оказавших в 854 г. до н.э.сопротивление ассирийским войскам в Северной Сирии; у Гиндибу, кроме войска,было с собой 1000 верблюдов. На протяжении многих лет ассирийские цари вплотьдо царствования Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) воевали с арабскими кочевниками.
Арабские кочевники поддерживали и торговыесвязи с оседлым населением Передней Азии, продавая мелкий скот и другие товары.Кроме того, они принимали участие в развитой тогда караванной торговле,занимаясь, в частности, и торговлей рабами.
В середине I тысячелетия до н.э. особенносильно увеличивается значение арабской торговли. На караванных путях СевернойАравии в это время значительно выдвигается город Тейма. Одно время царь Набонид(середина VI в. до н.э.) сюда даже перенес свою резиденцию из Вавилона. Здесьже археологами найдена надпись, датированная VI — V вв. до н.э. на арамейскомязыке, которая свидетельствует об оживленных торговых и культурных связях сМесопотамией. Развитие караванной торговли между Южной Аравией и государствамисредиземноморского побережья способствовало быстрому разложениюпервобытнообщинного строя у племен Северной Аравии. В VI в. до н.э. натерритории Каменистой Аравии возникло новое государство набатеев, котороепросуществовало почти до начала II в. н.э.
Сохранившаяся в Библии легенда говорит, что в Хв. до н.э. Палестину (царство Израиль) посетила знаменитая царица Сабы (царицаСавская). Переднеазиатские державы всегда интересовались богатствами Аравии. Опокорении Южной Аравии думали уже даже ассирийские цари. Персидские цари изизвестной династии Ахеменидов (VI — IV вв. до н.э.) стремились взять торговлюЮжной Аравии в свои руки. Мореход Скилак из Карианды, в Малой Азии,находившийся на службе у персидского царя Дария I, совершил плавание вдольберегов Аравии. Политических последствий это плавание не имело, но сильнорасширило представление народов Средиземноморья об Аравии, быте, культуре иэкономике народов, населявших ее.
В конце VI в. до н.э. на южном берегуПерсидского залива возник известный в то время город Герры, который былоснован, по рассказам древних писателей и летописцев, халдеями, бежавшими изВавилонии во время завоевания ее персами. Жители этого нового города, герреи,стали заниматься посредничеством в торговле между государствами Южной Аравии иДвуречья. Из города Герры и области герреев шли караванные пути в Сабу и встраны Средиземноморья.
Более прочные связи государств Южной Аравии свнешним миром устанавливаются только в IV — III вв. до н.э.
Религия и культура
Верования южных арабов имели общие корни срелигиозными представлениями других семитических народов Передней Азии. Внастоящее время известны имена более сотни богов, которым поклонялись арабы июжноаравийпы в то время. Многие божества были связаны, как и в Вавилонии, снебесными светилами и явлениями. Солнце (Шамс) изображалось в виде богини.Большинство богинь представляли собой разные образы женского божестваплодородия.
Население Южной Аравии создало в основномнезависимо от других народов древнего Востока своеобразную и относительновысокую культуру. Оно обладало высокоразвитой письменностью, к которой восходити письменность довольно развитой в то время Абиссинии. О письме Южной Аравиитого времени мы судим только по надписям, которые дошли до нашего времени.Очевидно, существовала и южноарабская литература, которая совершенно несохранилась, возможно, погибла при многочисленных войнах.
Искусство Южной Аравии очень сходно сискусством других стран Древнего Востока, особенно с ассирийским.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.middleeast.narod.ru/