Подводныелодки типа «Барс»
Проект подводных лодок типа «Барс» был пятымтипом подводных лодок, строившихся по проекту И.Г. Бубнова. Первоначальныйвариант подводных лодок водоизмещением 650 тонн был разработан одновременно спроектом подводных лодок типа «Морж», но, из-за отсутствия средств,строительство подводных лодок по этому проекту так и не было начато. В концемарта 1912 года из-за отсутствия заказов на строительство подводных лодок И.Г.Бубнов оставил работу на Балтийском заводе.
11 апреля 1912 года Морской генеральный штаб окончательносформулировал свои требования к «мореходным» («большого»водоизмещения) подводным лодкам, и технические условия на проектирование быливысланы двум предприятиям — Балтийскому заводу и только что созданномуСудостроительному акционерному обществу «Ноблесснер».
Судостроительное акционерное общество«Ноблесснер» предполагало построить новый судостроительный завод вРевеле специально для строительства подводных лодок. Инициаторами его созданиявыступили директор завода Лесснера, изготавливавшего минное вооружение дляподводных лодок, М.С. Плотников, поддержанный Э.Л. Нобелем, завод которогостроил двигатели Дизеля, в том числе и для подводных лодок; финансовуюподдержку обещал Учетно-ссудный банк. В середине 1912 года, когда были выданытехнические условия на проектирование подводных лодок, известных под названием«Барс», у общества «Ноблесснер» не было даже земельногоучастка для строительства будущего завода. Участок вблизи Ревеля приобрелитолько в октябре 1912 года, строительные работы начались засыпкой прилегающейакватории и стапели для постройки подводных лодок были готовы лишь весной 1914года.
Общество «Ноблесснер» привлекло к составлениюпроекта И.Г. Бубнова, на Балтийском заводе проектированием руководил новыйначальник отдела подводного плавания В.Т. Струнников.
Естественно, проект И.Г. Бубнова был признан лучшим и заказна 18 подводных лодок типа «Барс» по программе 1912 года по егопроекту был распределен следующим образом:
— общество «Ноблесснер» должно было построить двенадцать подводныхлодок; в том числе восемь подводных лодок («Тигр»,«Львица», «Пантера», «Рысь», «Ягуар»,«Кугуар», «Леопард», «Тур») для Балтийского моряи четыре подводных лодки («Ерш», «Форель»,«Угорь», «Язь») для Дальнего Востока.
— Балтийский завод получил заказ на строительство шести подводных лодок, в томчисле четыре подводные лодки для Балтийского флота («Барс»,«Гепард», «Вепрь», «Волк»), и две подводные лодкидля Дальнего Востока («Змея», «Единорог»).
В 1915 году был выдан заказ на строительство шестиподводных лодок этого типа для Черноморского флота. Две подводные лодкистроились в отделении Балтийского завода в Николаеве («Гагара» и«Утка») и четыре там же Обществом Николаевских заводов и верфей(«Лебедь», «Пеликан», «Буревестник»,«Орлан»).
Проект был очень близок к проекту подводных лодок типа«Морж» и отличался от него в основном удлинением на 3 шпации,установкой более мощных дизелей и увеличенным запасом топлива.
Двигатели Дизеля мощностью 1320 л.с. были заказаны заводуНобеля, но их создание серьезно задержалось, поэтому на большинстве подводныхлодок типа «Барс» были установлены нештатные двигатели.
Четыре подводных лодкитипа «Барс» остались недостроенными — «Форель»,«Язь», «Лебедь» и «Пеликан».
***
«Барс»
Тип«Барс» Строилась на Балтийском заводе, заложена 28 сентября1913 года, спущена на воду 2 июня 1915 года, вступила в строй 25 июля 1915года.
В1915 году установлено приспособление для размещения 8 мин на палубе по бокамрубки. Испытания этого устройства показали не вполне удовлетворительныерезультаты и мины на ПЛ «Барс» не ставились. В 1916 году наружныерешетчатые аппараты Джевецкого были подняты на палубу надстройки. Участвовала в1-й мировой войне на Балтийском море, совершила 15 боевых походов, из 15-го невернулась. Предполагаемая дата гибели — 8.05.1917 в районе Хефринга (понемецким данным).
В1993 г. шведскими исследователями восточнее острова Готска-Санден обнаружена наглубине 120 м подводная лодка типа «Барс». Анализ маршрутов русскихподводных лодок во время 1-й мировой войны показал, что в этом районе моглипогибнуть ПЛ «Барс», «Львица» или «Гепард».
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,94 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х250 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,5 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение37 мм артиллерийское орудие 1 57 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 8
***
«Буревестник»
ПостроенаОбществом Николаевских заводов и верфей (ранее называвшимся заводом«Наваль»). Заложена в октябре 1915 года, спущена на воду 15 ноября1916 года, вступила в строй в начале 1918 года.
ПЛ«Буревестник» не успела принять участие в 1-й мировой войне. В мае1918 года была захвачена германскими войсками. В декабре того же года попала вруки англо-французского морского командования. 14 ноября 1920 года в составеморских сил Белого движения перешла в Константинополь, в декабре 1920 годаперешла в Бизерту. До 1924 года, когда Франция признала СССР, на ней несласьслужба русскими моряками. В конце 20-х годов разобрана на металл.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,97 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х250 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,5 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение75 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 4
Наподводной лодке «Буревестник» были установлены двигатели Дизеля,снятые с Амурских канонерских лодок.
***
«Вепрь»
Строиласьна Балтийском заводе, заложена 15 сентября 1913 года, спущена на воду вероятнов июне 1915 года, вступила в строй 3 сентября 1915 года.
Участвовалав 1-й мировой войне на Балтийском море. В ноябре 1915 года на ПЛ«Вепрь» устанавливалось и испытывалось устройство для постановки 8 мин.На палубе в кормовой части надстройки устанавливались рельсы, по которым миныможно было скатывать и сбрасывать в воду. Установка минного устройства резкозатруднила дифферентовку лодки и от использования этого устройства отказались.В 1916 году наружные решетчатые аппараты Джевецкого были подняты на палубунадстройки. Совершила 11 походов. 16 июля 1916 года потопила немецкий транспорт«Сирия», 26 июля 1917 года — транспорт «Фридрих Каров».7-16 апреля 1918 года участвовала в Ледовом походе из Гельсингфорса в Петрогради вошла в состав действующего отряда Балтийского флота. 1 октября 1921 г.переименована в ПЛ 11. 13 июня 1922 года выведена из боевого состава и переданашколе подплава. 21 ноября 1925 года сдана в ОФИ для разборки на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,94 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х250 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,5 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение57 мм артиллерийское орудие 2 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 8
НаПЛ «Вепрь» были. установлены двигатели Дизеля, снятые с амурскихканонерок.
***
«Волк»
Строиласьна Балтийском заводе, заложена 15 сентября 1913 года, спущена на воду вероятнов июне 1915 года, вступила в строй 15 апреля 1915 года.
Впроцессе строительства наружные решетчатые торпедные аппараты Джевецкого былиподняты на палубу надстройки. Участвовала в 1-й мировой войне на Балтийскомморе. Совершила 9 боевых походов. 17 мая 1916 года, находясь в крейсерстве уберегов Швеции в районе Ландсорта, задержала и потопила торпедами германскиепароходы «Гера», «Бианки» и «Кольга». 9 июня 1916года обнаружила шведский пароход и стала всплывать для его досмотра. Пароходпошел на таран и ПЛ вынуждена была срочно погрузиться, таранного удара удалосьизбежать, но оба перископа были смяты.
8июля 1916 года в Ботническом заливе потопила артогнем немецкий пароход«Дорита», взяв в плен капитана и предоставив экипажу уйти на шлюпкахк берегу.
7-16апреля 1918 года совершила переход шхерами Финского залива из Гельсингфорса вКронштадт (Ледовый поход). Вошла в состав действующего отряда Балтийскогофлота. 19 июля 1919 года атаковала в Копорском заливе английские эсминцы.
В1920 г. названа ПЛ 2. В 1920-1923 гг. прошла капитальный ремонт. В 1925 годупереформирована в учебную и передана Учебному отряду подводного плавания. В1923 г. переименована в «Батрак». С 14 ноября 1931 года имелабортовой № 21, с 10 декабря 1932 года называлась «У-1», с 15 сентября1934 года — «Б-5». 11 октября 1935 года сдана в ОФИ для разборки наметаллолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,94 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х250 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,5 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение57 мм артиллерийское орудие 2 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 8
НаПЛ «Волк» были установлены двигатели Дизеля, снятые с амурскихканонерок.
***
«Гагара»
ПостроенаНиколаевским отделением Балтийского завода. Заложена 29 августа 1915 года,спущена на воду 24 сентября 1916 года, вступила в строй 20 июня 1917 года.
ПЛ«Гагара» не успела принять участие в 1-й мировой войне. В мае 1918 г.захвачена германскими войсками и номинально числилась в списках германскогофлота под номером «US-4». В декабре того же года попала в рукиангло-французского морского командования, 22-24 апреля 1919 года затопленавблизи Севастополя на глубине 50-60 м.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,97 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х250 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,5 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение75 мм артиллерийское орудие 2 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 4
Наподводной лодке «Гагара» установлены двигатели Дизеля, снятые самурских канонерских лодок.
***
«Гепард»
Строиласьна Балтийском заводе. Заложена 28 сентября 1913 года, спущена на воду 2 июня1915 года, вступила в строй 12 июля 1915 года.
Участвовалав 1-й мировой войне на Балтийском море. В 1916 году наружные решетчатыеаппараты Джевецкого были подняты на палубу надстройки. Совершила 15 боевыхпоходов. 8 ноября 1915 года при выходе столкнулась с подводной лодкой«Е-8», возвращавшейся из похода, и получила пробоину с правого борта.Умелые действия командира и команды предотвратили затопление лодки, которая струдом возвратилась в Ревельскую гавань. После столкновения обе лодки былипоставлены в док для ремонта. 12 октября 1917 года ПЛ «Гепард» вышлав поход к Фильзанду и из похода не вернулась, погибнув при неизвестныхобстоятельствах.
В1993 г. шведскими исследователями восточнее острова Готска-Санден обнаружена наглубине 120 м подводная лодка типа «Барс». Анализ маршрутов русскихподводных лодок во время 1-й мировой войны показал, что в этом районе моглипогибнуть ПЛ «Барс», «Львица» или «Гепард».
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,94 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х250 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,5 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение37 мм артиллерийское орудие 1 57 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 8
НаПЛ «Гепард» были установлены двигатели Дизеля, снятые с амурскихканонерок.
***
«Единорог»
Строиласьна Балтийском заводе, заложена 1 августа 1915 года, спущена на воду в 1916году, вступила в строй 22 декабря 1916 года.
Первоначальнопредназначалась для Сибирской флотилии, но с началом войны была зачислена вБалтийский флот.
Участвовалав 1-й мировой войне, совершила 2 боевых выхода. 12 сентября 1917 года, выходяна позицию, совершила, в силу плохой ориентировки, преждевременный поворот у о.Эре и выскочила на камни. Получив пробоину в носу и потеряв винты, подводнаялодка была снята с камней подошедшим буксиром, но при буксировке сноваударилась о скалу и через несколько часов затонула. Носовая балластная цистернабыла совершенно изуродована, а в прочном корпусе имелись разрывы. Через 13дней, 25 сентября, была поднята спасательным судном «Волхов» иприведена в Ревель, на судостроительную верфь «Ноблесснер». В феврале1918 года, не окончив ремонта, с целью предотвращения захвата германскимивойсками была спущена на воду и вместе с другими кораблями уведена из Ревеля.От ударов о льды в корпусе появились трещины и вода стала поступать в лодку.Появился дифферент на корму, который все более увеличивался и, наконец, лодкавстала почти вертикально и затонула в районе маяка Кокшер на виду многих кораблей,следовавших из Ревеля в Гельсингфорс.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,94 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х420 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1700 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение37 мм артиллерийское орудие 1 57 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 8
Наподводной лодке «Единорог» были установлены двигатели Дизеляамериканской фирмы «Нью Лондон».
***
«Ерш»
Подводнаялодка «Ерш» была заказана заводу «Ноблесснер» в Ревеле. Всвязи с опозданием завода «Ноблесснер» в строительстве подводныхлодок типа «Барс» заказ на строительство этой подводной лодки былпередан Балтийскому заводу 24 ноября 1915 года. Первоначально предназначаласьдля Сибирской флотилии, но с началом войны была перечислена в Балтийский флот.
Номинальнозаложена в Ревеле 4 июля 1914 года, но фактически полностью строиласьБалтийским заводом. Одновременно с передачей строительства ПЛ Балтийскомузаводу было принято решение о переоборудовании ПЛ «Ерш» в подводныйминный заградитель — в кормовой надстройке были установлены минные коридоры для42 мин заграждения (по типу подводного заградителя «Краб»). Спущенана воду в середине 1917 года, вступила в строй 15 декабря 1917 года.
Подводнаялодка «Ерш» не успела принять участия в 1-й мировой войне. 7-16апреля 1918 года в тяжелой ледовой обстановке перешла из Гельсингфорса вКронштадт. С октября 1918 по 1919 гг. находилась в порту на хранении. 11октября 1919 года переведена на Ладожское озеро, 22 июля 1921 года возвращена всостав Морских сил Балтийского моря. С 1 октября 1921 г. — ПЛ 9, с 31 декабря1922 г. — «Рабочий». Прошла капитальный ремонт в 1922 — 1924 гг. 22мая 1931 года во время совместных учений с ПЛ "№ 4"(«Красноармеец», б. «Леопард») в Финском заливе была протараненаограждением правых носовых горизонтальных рулей ПЛ "№ 4". В прочномкорпусе появилась пробоина величиной с ладонь. Старания команды заделатьпробоину не увенчались успехом и подводная лодка затонула со всей командой.Несмотря на то, что место затопления лодки было приблизительно известно, ееудалось найти только в 1932 году. Лодка лежала на глубине 84 метра без крена, сдифферентом на корму.
Подъем«Ерша» производился в 1933 году Балтийской экспедицией ЭПРОНа. Врайоне затопления был илистый грунт, поэтому представилась возможность завестиподъемные стропы под корпус лодки методом подрезки. В основу проекта положилиступенчатый метод подъема с величиной ступени около 12-15 метров. Такаявеличина определялась высотой подъема гака гиней спасательного судна«Коммуна» (бывший «Волхов») от поверхности воды. В этомслучае исключался тяжелый водолазный труд по закладке огонов подъемных строповна гаки гиней, поскольку эта работа выполнялась без водолазов на уровнеповерхности воды. Подъем «Ерша» был осуществлен за 4 месяца изакончился 21 июля 1933 года. После подъема ПЛ «Ерш» была сдана наслом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,94 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х420 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1700 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение57 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых) 2 Мины заграждения 42
Наподводной лодке «Ерш» были установлены двигатели Дизеля американскойфирмы «Нью Лондон».
***
«Змея»
Строиласьна Балтийском заводе, заложена 4 июля 1915 года, спущена на воду в конце 1916года, вступила в строй 29 марта 1917 года.
Первоначальнопредназначалась для Сибирской флотилии, но с началом войны перечислена вБалтийский флот. Участвовала в 1-й мировой войне, совершила 2 боевых выхода. Вфеврале 1918 года в тяжелых ледовых условиях совершила переход из Ревеля вГельсингфорс, затем 7-16 апреля перешла шхерами Финского залива изГельсингфорса в Кронштадт.
Соктября 1918 по 1923 гг. находилась в порту на долговременном хранении. Прошлакапитальный ремонт. С 1 октября 1921 г. называлась ПЛ 6. 31 декабря 1922 годапереименована в «Пролетарий». С 14 ноября 1931 года имела бортовой №23. 10 декабря 1932 года переформирована в учебную ПЛ и передана Учебномуотряду подводного плавания по названием «У-2». 15 сентября 1934 годаполучила наименование «Б-6». 11 марта 1935 года сдана в ОФИ дляразборки на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,94 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х1320 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 17 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1000 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение57 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 8
***
«Кугуар»
Заказна строительство ПЛ «Кугуар» был получен заводом«Ноблесснер», но т.к. этот завод только строился, строительствокорпуса лодки было передано Адмиралтейскому заводу. Собранный и совершенноизготовленный в Петрограде корпус был разобран и перевезен в Ревель, где вновьсобран на стапеле завода «Ноблесснер». Заложена 3 июля 1914 года,спущена на воду в 1916 году, вступила в строй 22 декабря 1916 года.
Участвовалав 1-й мировой войне, совершила 1 боевой поход. В феврале 1918 года совершилапереход из Ревеля в Гельсингфорс, из которого 9-16 апреля в тяжелых ледовыхусловиях шхерами Финского залива перешла в Кронштадт. С 9 сентября 1918 годанаходилась в порту на долговременном хранении. В июне 1922 годапереквалифицирована в блокшив, а 4 октября 1926 года сдана в ОФИ на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,94 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х1320 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 17 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1000 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение57 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 8
«Лебедь»
***
«Леопард»
Построеназаводом «Ноблесснер». Заложена 3 июля 1914 года, спущена на воду 3декабря 1916 года, вступила в строй 4 ноября 1916 года.
Участвовалав 1-й мировой войне на Балтийском море, совершила 5 боевых походов. 11 июня1917 года столкнулась со сторожевым кораблем «Гарпун», который послестолкновения затонул. В феврале 1918 года совершила переход из Ревеля вГельсингфорс, откуда 7-16 апреля 1918 года совершила в тяжелых ледовых условияхпереход шхерами Финского залива в Кронштадт.
Соктября 1918 по 1921 гг. находилась в порту на долговременном хранении. С 1920г. — ПЛ 4, с 1923 г. — «Красноармеец». Прошла капитальный ремонт в1921 и в 1925 гг. В 1930 году участвовала в визите советских кораблей в Данию.В 1931 г. присвоен № 24. В октябре 1931 года, находясь в совместном плавании сПЛ "№ 9" («Рабочий», б. «Ерш»), пыталасьприблизиться к ПЛ "№ 9", чтобы следовать в кильватере и таранила ее.ПЛ "№ 9", получившая пробоину в прочном корпусе, затонула.
В1932 году переклассифицирована в учебную ПЛ («У-З») и переданаУчебному отряду подводного плавания. В 1934 году переименована в«Б-7». 8 марта 1936 года выведена из боевого состава и переоборудованав плавучую зарядную станцию (ПЗС). 29 декабря 1940 года законсервирована,впоследствии разобрана на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,94 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х250 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,5 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение75 мм артиллерийское орудие 1 57 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 8
НаПЛ «Леопард» были установлены двигатели Дизеля, снятые с амурскихканонерских лодок.
***
«Львица»
Заказна строительство ПЛ «Львица» был получен заводом«Ноблесснер», но т.к. этот завод только строился, строительствокорпуса лодки было передано Адмиралтейскому заводу. Собранный и совершенноизготовленный в Петрограде корпус был разобран и перевезен в Ревель, где вновьсобран на стапеле завода «Ноблесснер». Заложена 3 июля 1914 года,спущена в 1915 году, вступила в строй 23 июня 1916 года.
Вовремя строительства наружные торпедные решетчатые аппараты были приподняты, аих ниши частично заделаны.
Участвовалав 1-й мировой войне, совершила 5 боевых выходов. В мае 1916 года на ПЛ«Львица» испытывалось устройство для постановки 8 мин, но боевогоприменения, ввиду не вполне удовлетворительных результатов, не нашло. Из 5-гобоевого похода, в который ПЛ «Львица» вышла 1 июня 1917 года, ПЛ невернулась, погибнув при невыясненных обстоятельствах.
В1993 году шведскими исследователями восточнее острова Готска-Сандён обнаруженана глубине 120 метров русская подводная лодка типа «Барс». Анализмаршрутов русских подводных лодок во время 1-й мировой войны показал, что вэтом районе могли погибнуть подводные лодки «Львица»,«Барс» или «Гепард».
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,94 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х250 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,5 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение37 мм артиллерийское орудие 1 57 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 8
НаПЛ «Львица были установлены двигатели Дизеля, снятые с Амурскихканонерских лодок.
***
»Орлан"
ПостроенаОбществом Николаевских заводов и верфей (ранее называвшимся заводом«Наваль». Заложена в октябре 1915 года, спущена на воду 12 сентября1916 года, вступила в строй в октябре 1917 года.
ПЛ«Орлан» не успела принять участие в 1-й мировой войне. В мае 1918года была захвачена германскими войсками. В декабре того же года попала в рукиангло-французского командования. 22-24 апреля затоплена вблизи Севастополя.
Обнаружилилодку водолазы ЭПРОНа в 1925 году, проводившие поиск затопленных боевых кораблейпо заявке Военно-морского флота. «Орлан» лежал на глубине 31 м, скреном 67 град. на левый борт и незначительным дифферентом на корму. Каких-либосерьезных повреждений корпуса выявлено не было. Входные люки на лодке былиоткрыты. Первоначально подъем «Орлана» намечалось провести способомосушения отсеков и цистерн. Водолазы установили на входные люки специальноизготовленные герметичные крышки с вваренными в них штуцерами для присоединениявоздушных шлангов. Однако во время пробного продувания, когда крен лодкиуменьшился почти на половину, а нос даже несколько приподнялся над грунтом,выяснилось, что в машинном отделении по левому борту имеется большая пробоина.Размеры ее были таковы, что через пробоину в лодку свободно проходил водолаз.При первоначальном обследовании пробоину нельзя было обнаружить, так как«Орлан» лежал именно на левом борту.
Повторому варианту решили поднимать «Орлан» с помощью двух 400-тонныхпонтонов. Глубина затопления «Орлана» — 31м. Это обстоятельство нетолько осложняло работы по промывке туннелей и остропке понтонов, но делалоочень опасным всплытие лодки. По обычным правилам непосредственный подъем наповерхность допускался с глубины h
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,97 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х250 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,5 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение75 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 4
НаПЛ «Орлан» установлены двигатели Дизеля, снятые с амурских канонерскихлодок.
***
«Пантера»
Заказна строительство ПЛ «Пантера» был получен заводом«Ноблесснер», но т.к. этот завод только строился, строительствокорпуса лодки было передано Адмиралтейскому заводу. Собранный и совершенноизготовленный в Петрограде корпус был разобран и перевезен в Ревель, где вновьсобран на стапеле завода «Ноблесснер». Заложена 3 июля 1914 года,спущена на воду 13 апреля 1916 года, вступила в строй 23 июля 1916 года.
Участвовалав 1-й мировой войне на Балтийском море, совершила 10 боевых выходов. 7-18апреля 1918 года в тяжелой ледовой обстановке перешла шхерами Финского заливаиз Гельсингфорса в Кронштадт.
Участвовалав гражданской войне, в 1918-1919 гг. находилась в составе действующего отрядаБалтийского флота (ДОТ). 31 августа 1919 года потопила у о. Сескар английскийэскадренный миноносец «Виттория». С 1 октября 1921 г. — ПЛ 5. 31декабря 1922 г. переименована в «Комиссар». В 1924 году прошлакапитальный ремонт. С 1931 г. — ПЛ 13, с 1934 года — «Б-2».
В1933-1935 гг. была модернизирована. Проект модернизации предусматривалусовершенствование подводных лодок типа «Барс», поскольку корпуса ихбыли в хорошем состоянии. На подводной лодке установили две межотсечныепереборки, разделившие лодку на 3 отсека, установили новые двигатели Дизеля,мощностью 685 л.с., новые торпедопогрузочные люки, сменили аккумуляторнуюбатарею, установили новые гребные винты, сделали новый мостик закрытого типа иограждение рубки по типу ПЛ «Щ», установили 45 мм полуавтоматическоеорудие.
Надводнаяскорость увеличилась до 15,5 узлов, существенно улучшилась живучесть подводнойлодки. Объем переделок оказался настолько значительным, что от модернизациидругих подводных лодок типа «Барс» отказались. После модернизации ПЛ«Пантера» вошла в состав учебной бригады, готовившей кадрыподводников для всех флотов. 23 сентября 1941 года при налете немецкой авиациина Кронштадт «Пантера» сбила артиллерийским огнем немецкийбомбардировщик. Значительная часть команды «Пантеры» была переведенав сухопутные войска, сама же подводная лодка была поставлена на зимнюю стоянкуна набережной Большой Невки. В 1942 году ПЛ «Пантера» была превращенав плавучую зарядовую станцию «ПЗС-1».
В1955 году «Пантера» была полностью разоружена и сдана в ОФИ дляразрезки на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,94 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х250 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,5 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение75 мм артиллерийское орудие 1 57 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 8
Наподводной лодке «Пантера» были установлены двигатели Дизеля самурских канонерок.
***
«Пеликан»
СтроиласьОбществом Николаевских заводов и верфей (ранее называвшимся заводом«Наваль»). Заложена в октябре 1915 года, спущена на воду 4 сентября1917 года. Не достроена.
ПЛ«Пеликан» в недостроенном виде была отбуксирована в Одессу, гдепоследовательно попала сначала в руки германского, а затем англо-французскогоморского командования. В конце апреля 1919 года ПЛ «Пеликан» была затопленау входа в Одесский порт на глубине 16 метров и представляла серьезную опасностьдля мореплавания. В 1922-1923 годах одесское отделение Госсудоподъема пыталосьподнять «Пеликан» способом осушения отсеков и цистерн сжатымвоздухом. Но водолазам не удалось загерметизировать входные люки и другиеотверстия. Тогда решили взорвать лодку, чтобы затем вытащить ее по частямкранами. Водолазы ЭПРОНа осмотрели лодку и пришли к выводу, что«Пеликан» можно поднять с помощью 400-тонных понтонов. После продувкипонтонов «Пеликан» благополучно всплыл и в августе 1924 года лодкупривели в Одессу. После подъема ПЛ была разобрана на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,97 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х1320 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 17 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1000 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение37 мм артиллерийское орудие 1 57 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 4
***
«Рысь»
Перваяподводная лодка, полностью построенная заводом «Ноблесснер». Заложена3 июля 1914 года, спущена на воду 13 апреля 1916 года, вступила в строй 4ноября 1916 года.
Участвовалав 1-й мировой войне на Балтийском флоте, совершила 6 боевых походов. 23 ноября1916 года при выходе из гавани Ревеля таранила подводную лодку «Тигр»и поломала ее горизонтальные рули. В феврале 1918 года перешла из Ревеля вГельсингфорс, откуда вышла в Кронштадт 4 апреля 1918 года, но не смоглапробиться сквозь льды. 7-16 апреля шхерами Финского залива в тяжелых ледовыхусловиях совершила переход в Кронштадт.
Принималаучастие в гражданской войне, входя в Действующий отряд Балтийского флота. Вконце 1918 г. находилась на Ладожском озере, в 1919 году участвовала в боевыхдействиях в Финском заливе. В 1922-1924 гг. прошла капитальный ремонт. С 1октября 1921 г. — ПЛ 7, с 1923 г. — «Большевик», с 1931 г.-ПЛ 14, с1934 г. — «Б-3». 25 июля 1935 года во время учений в Финском заливебыла протаранена линкором «Марат» и затонула со всем экипажем. 2августа того же года была поднята спасательным судном «Коммуна» иразобрана на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,94 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х250 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,5 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение75 мм артиллерийское орудие 1 57 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеда в опытном наружном поворотном аппарате Лесснера 1 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 7
НаПЛ «Рысь» были установлены двигатели Дизеля, снятые с амурскихканонерских лодок
***
«Тигр»
Заказна строительство ПЛ «Тигр» был получен заводом«Ноблесснер», но т.к. этот завод только строился, строительствокорпуса лодки было передано Адмиралтейскому заводу. Собранный и совершенноизготовленный в Петрограде корпус был разобран и перевезен в Ревель, где вновьсобран на стапеле завода «Ноблесснер». Заложена 3 июля 1914 года,спущена на воду в 1915 году, вступила в строй 8 апреля 1916 года.
Вовремя строительства наружные торпедные решетчатые аппараты были приподняты, аих ниши частично заделаны. Участвовала в 1-й мировой войне на Балтийском море,совершила 12 боевых походов. В мае 1916 года на ПЛ «Тигр»испытывалось устройство для постановки 8 мин, но испытания дали не вполнеудовлетворительные результаты и устройство более не применялось.
4-11апреля 1918 года, идя в полосе воды за кормой крейсера «Баян»,совершила в тяжелых ледовых условиях переход из Гельсингфорса в Кронштадт.Входила в состав действующего отряда Балтийского флота. В мае 1921 г. присвоен№ 3, 1 октября 1921 г. — № 6, 31 октября 1922 г. переименована в «Коммунар»,с апреля 1926г. — ПЛ 1, с 14 ноября 1931 г. — ПЛ 11, с 1934 г. — «Б-1».
В1922-1924 гг. прошла капитальный ремонт. 10 марта 1935 года сдана в ОФИ дляразрезки на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,94 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х250 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,5 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение75 мм артиллерийское орудие 1 57 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 8
Наподводной лодке «Тигр» были установлены двигатели Дизеля, снятые самурских канонерских лодок
***
«Тур»
Построеназаводом «Ноблесснер». Заложена 2 июля 1914 года, спущена на воду 20мая 1917 года, вступила в строй 8 августа 1917 года.
Участвовалав 1-й мировой войне, совершила 3 боевых похода. 4 апреля 1918 года, не имеядостаточного количества команды для самостоятельного перехода, начала в тяжелыхледовых условиях переход из Гельсингфорса в Кронштадт на буксире у броненосца«Республика». В первый же день, с наступлением темноты, ПЛ повредиланосовую оконечность при ударе форштевнем о корму броненосца. Лодка получилабольшой дифферент на нос, не слушалась руля, буксирные тросы рвались; послеполного израсходования тросов на кормовые кнехты броненосца был заведен якорныйканат. Дальнейшая буксировка лодки мешала броненосцу двигаться вперед, т.к. онне имел возможности давать задний ход для разбега и форсирования ледяных полейс ходу. Флагман приказал команде «Тура» покинуть лодку и перейти наброненосец. Судовые комитеты броненосца и лодки потребовали выделить длябуксировки «Тура» ледокольный буксир «Силач», и вдальнейшем лодка шла у него на буксире, помогая работой главныхэлектродвигателей. 11 апреля ПЛ «Тур» пришла в Кронштадт с помятымиво льдах носовыми балластными цистернами и надстройкой.
Принималаучастие в гражданской войне. С 15 августа по 13 сентября 1918 года находилась вЛадожском озере, затем была включена в Действующий отряд Балтийского флота.Совершила 27-28 ноября 1918 года первую боевую операцию Советского подводногофлота — произвела разведывательную операцию на Ревельском рейде. В 1924 годупрошла капитальный ремонт. В 1930 году принимала участие в визите советскихкораблей в Данию.
8марта 1936 года выведена из боевого состава и переоборудована в плавучуюзарядную станцию (ПЗС). 29 декабря 1940 года сдана в порт на хранение,исключена из боевого состава и после окончания Великой Отечественной войныразобрана на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,97 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х250 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,5 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение37 мм артиллерийское орудие 1 57 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 8
НаПЛ «Тур» были установлены двигатели Дизеля, снятые с амурскихканонерских лодок.
***
«Угорь»
Подводнаялодка «Угорь» была заказана заводу «Ноблесснер» в Ревеле. Всвязи с опозданием завода «Ноблесснер» в строительстве подводныхлодок типа «Барс» заказ на строительство этой подводной лодки былпередан Балтийскому заводу 24 ноября 1915 года.
Номинальнозаложена в Ревеле 4 июля 1914 года, но фактически строилась на Балтийскомзаводе, спущена на воду 22 октября 1916 года, вступила в строй 1 мая 1917 года.Первоначально предназначалась для Сибирской флотилии, но с началом войны былазачислена в Балтийский флот.
Участвовалав 1-й мировой войне, совершила 2 боевых похода. 9-16 апреля 1918 года в тяжелыхледовых условиях перешла из Гельсингфорса в Кронштадт. С мая 1918 годанаходилась в резерве. В 1920 году затонула у Балтийского завода, была поднята,разоружена и сдана в порт на хранение. 18 июня 1925 года передана в ОФИ дляразборки на металл.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,94 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х420 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1700 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение37 мм артиллерийское орудие 1 57 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 8
Наподводной лодке «Угорь» были установлены двигатели Дизеляамериканской фирмы «Нью Лондон».
***
«Утка»
ПостроенаНиколаевским отделением Балтийского завода. Заложена 29 августа 1915 года,спущена на воду осенью 1916 года, вступила в строй 20 июня 1917 года.
ПЛ«Утка» не успела принять участия в 1-й мировой войне. В мае 1918 годабыла захвачена германскими войсками и номинально числилась в спискахгерманского флота под номером «US-3». В декабре того же года попала вруки англо-французского морского командования. 14 ноября 1920 года в составеморских сил Белого движения перешла в Константинополь, в декабре 1920 года перешлав Бизерту. До 1924 года, когда Франция признала СССР, на ней неслась службарусскими моряками. В конце 20-х годов разобрана на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,97 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х250 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,5 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение76 мм артиллерийское орудие 2 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 4
Наподводной лодке «Утка» были установлены двигатели Дизеля, снятые сАмурских канонерских лодок.
***
«Форель»
Подводнаялодка «Форель» была заказан заводу «Ноблесснер» в Ревеле. Всвязи с опозданием завода «Ноблесснер» в строительстве подводныхлодок типа «Барс» заказ на строительство этой подводной лодки былпередан Балтийскому заводу 24 ноября 1915 года. Первоначально предназначаласьдля Сибирской флотилии, но с началом войны была зачислена в Балтийский флот.
Номинальнозаложена в Ревеле 4 июля 1914 года, но фактически полностью строиласьБалтийским заводом. Одновременно с передачей строительства Балтийскому заводубыло принято решение о переоборудовании ПЛ «Форель» в подводныйминный заградитель — в кормовой надстройке были установлены минные коридоры для42 мин заграждения (по типу подводного заградителя «Краб»).
Небыла достроена, механизмы и оборудование были использованы для ремонта другихподводных лодок. С 1 октября 1921 г. — ПЛ 13. В апреле 1927 г. переданаКомцветфонду, в июне 1927 г. — Ленвоенпорту, в 1929 г. использоваласьспасательным судном «Коммуна» для тренировки в подъеме затонувшихподводных лодок, после чего была разобрана на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,94 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х420 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 13 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение57 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых) 2 Мины заграждения 42
Наподводной лодке «Форель» были установлены двигатели Дизеляамериканской фирмы «Нью Лондон».
***
«Ягуар»
Построеназаводом «Ноблесснер». Заложена 3 июля 1914 года, спущена на воду в1916 году, вступила в строй 12 октября 1917 года.
Неуспела принять участие в 1-й мировой войне. 7-16 апреля 1918 года в тяжелыхледовых условиях перешла из Гельсингфорса в Кронштадт.
Вовремя гражданской войны входила в Действующий отряд Балтийского флота. С 1920г. — ПЛ 8. В 1921-23 гг. была капитально отремонтирована и переименована в«Краснофлотец». С 14 ноября 1931 года имела бортовой № 22, с 1934года — «Б-4».
8марта 1936 года выведена из боевого состава и переоборудована в плавучуюзарядовую станцию (ПЗС). В 1946 году разобрана на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,97 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х250 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,5 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение37 мм артиллерийское орудие 1 57 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 8
На ПЛ «Ягуар» были установленыдвигатели Дизеля, снятые с амурских канонерских лодок.
***
«Язь»
Строиласьзаводом «Ноблесснер». Заложена 3 июля 1914 года, недостроена,эвакуирована из Ревеля в Петроград. В 1918 г. сдана на долговременное хранение,в 1920 г. зачислена в боевой резерв, в 1926 г. передана в ведение Военморфонда.В 1929 г. использовалась для опытных подъемов спасательным судном«Коммуна». В 1933 г. разобрана на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 67,97 Ширина, м 4,47 Осадка, м 3,97 Водоизмещение надводное/подводное, т 650 / 780 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х800 / 2х450 Скорость надводного/подводного хода, узл. 15 / 8,5 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 1500 / 30 Глубина погружения, м 50
Вооружение37 мм артиллерийское орудие 1 57 мм артиллерийское орудие 1 Пулемет 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 8
НаПЛ «Язь» были установлены двигатели. Дизеля, приобретенные у фирмыВиккерс, уже бывшие в употреблении и чрезвычайно изношенные, требовавшиекапитального ремонта.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.navy.ru/