Реферат по предмету "Разное"


«нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского»

На правах рукописиПестрецов Алексей ФедоровичГЕНЕЗИС РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ РОССИИ24.00.01 – Теория и история культурыА В Т О Р Е Ф Е Р А Т диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наукНижний Новгород – 2009ДИССЕРТАЦИЯ ВЫПОЛНЕНА В ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»^ Научный руководитель доктор философских наук, профессорКраева Ольга ЛеонтьевнаОфициальные оппоненты:доктор исторических наук, профессор^ Кожевников Вячеслав Порфирьевич,доктор философских наук, профессорПарилов Олег ВикторовичВедущая организацияГОУ ВПО «Волго-Вятская академия государственной службы»Защита состоится 21 января 2009 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 212.162.01 при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, корпус 5, аудитория 202. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет».Автореферат разослан «____» декабря 2008 г.Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор Е.В. Грязнова^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность темы исследования связана с необходимостью изучения сложных проблем, которые переживает общество в эпоху постиндустриального развития. В национальной сфере эти изменения проявляются в возрастании масштабов интеграционных процессов, формировании межнациональных и наднациональных региональных сообществ. Особое значение эти проблемы приобретают для многонациональной России, которая находится на переломном этапе своего развития. Реформирование страны в области национально-государственной политики привело к изменениям экономики и культуры, стимулировало националистические выступления региональной элиты, появление титульных наций, принудительных государственных языков, инициировало пренебрежительное отношение к правам и достоинству людей другой национальности. В настоящее время «национальное самосознание» стало очень употребляемым и популярным словосочетанием. Это связано с продолжающимся вот уже который год, так называемым, «переходным этапом российской истории». Действительно, отказавшись от прежнего государственно-политического устройства, наша страна вновь оказалась в условиях поиска своего места в мире. С распадом Советского союза ушла прежняя система ценностей, начал формироваться новый образ жизни. Следует напомнить, что «железный занавес», существовавший в СССР, искусственно препятствовал проникновению в страну зарубежных культурных влияний. Именно поэтому в 90-е годы ХХ века в России наступила мода на все иностранное, не похожее на наше. Взамен ценностям советской эпохи усваивались западные установки. Мировоззрение людей постепенно менялось. Однако наряду с наплывом европейских или американских ценностей началось возрождение традиционно русского, национального. Дискуссии по национальной проблематике не следует относить лишь к сфере науки. Национальное самосознание – не простой теоретический конструкт, создаваемый ученой публикой для каких-то своих целей. Национальное самосознание является основой нашего существования на родной земле, придает смысл жизни. Поэтому научные теории следует рассматривать в культурном контексте противоборства различных мировоззрений, ценностных систем, предлагающих свои варианты развития российского общества. Актуальность этого ответа подтверждает вся российская история, особенно новейшая. ХХ век вошел в историю русского народа и России как эпоха беспрецедентных национальных потрясений. Многократно за это столетие российская государственность принципиально меняла формы своего существования: императорская Россия, буржуазно-демократическое государство, советская Россия, наконец, современное постсоветское государство демократической ориентации. Многократно за это столетие в социальном развитии России происходила «смена вех». В начале XXI века Россия вновь стоит перед вызовом времени и смысложизненными вопросами, на которые она должна дать адекватные национальные ответы. Одним из главных факторов, который сплачивает и позволяет называть нас единым народом, является национальное самосознание. Поэтому постижение русского национального самосознания является необходимым и важным условием понимания особенностей русского народа, России и всех потрясений, происшедших в ней в ХХ столетии. Представляется, что в становлении и развитии многонационального государства историческая роль русского народа велика и бесспорна, но он нуждается в таком же внимании к себе, как и все другие народы Российской Федерации. Русский народ к началу ХХI века пришел утратившим свою целостность, с отрицательным показателем естественного воспроизводства населения, рассеченным на части государственными границами, ущемленным в правах в ближнем зарубежье, с возрастающим числом своих беженцев и вынужденных переселенцев как из-за рубежа, так и внутри Российской Федерации. Поэтому одно из центральных мест в проблематике межнациональных отношений должна занимать проблема русской нации. От ее положения и благополучия зависит благополучие и спокойствие всех народов России.^ Степень научной разработанности проблемы. В философской литературе осмысление феномена национального самосознания с давних пор связывается с фундаментальными понятиями: «общественное сознание», «самосознание», «сознание». Уже в трудах классиков философской мысли (Аристотеля, Платона, Р. Декарта, Дж. Локка, Д. Беркли, Д. Юма, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля и других) присутствует обращение к проблеме сознания и самосознания как на уровне личности, так и общности, в том числе национальной.другихт, Гегельов философской мысли к "них пор связываетсяедований.ти // Совершенсто В России проблема своеобразия русского национального характера получила особую остроту и нашла наиболее значимое свое воплощение в дискуссиях западников и славянофилов. Проблемы национального самосознания являются одними из важнейших в системе современных национальных отношений и поэтому привлекают к себе пристальный интерес со стороны отечественных и зарубежных ученых. Основные характеристики национального самосознания в советское время находились в тени приоритета партийности и классовости, что затрудняло полноценное исследование этого феномена. Однако после 50-х годов ХХ века появляются работы, где исследуются проблемы формирования общественного и индивидуального сознания, анализируется мировоззрение личности и массовое сознание (Л.П. Буева, Г.М. Гак, Ф.И. Георгиев, Б.А. Грушин, А.Г. Спиркин, Г.Г. Кириленко). Интерес к национальному самосознанию появлялся лишь на страницах этнографических и историко-культурных исследований, таких как «Советская этнография» и «Вопросы истории». В это время проблематику национального самосознания разрабатывали ученые: А.Г. Агаев, Б.В. Поршнев, Ю.В. Бромлей, Г.В. Шелепов и многие другие. В 90-е годы ХХ века ситуация заметно изменилась. Национальное самосознание всё плотнее входит в исследовательское поле различных наук, его рассматривают как в историческом, культурологическом, так и в общественно-политическом, и социально-психологическом дискурсе. В этой связи следует выделить работы Р.Г. Абдулатипова, Л.М. Дробижевой, М.С. Джунусова, Л.В, Скворцова, А.К. Уледова и многих других. За последние 20 лет появилось много диссертационных исследований, посвященных различным аспектам национального самосознания. Большая часть работ направлена на анализ социально-философских сторон исследуемого феномена. Во всех работах предпринимается попытка дать определения национальному самосознанию, выявить его структуру, проследить развитие в истории. В общем числе диссертационных исследований представлены и такие, которые рассматривают национальное самосознание в контексте культуры и межнациональных отношений. В русле настоящего исследования хотелось бы выделить работы В.А. Горбова и Ю.А. Серебряковой. В зависимости от методологических установок авторов можно выделить два основных подхода в исследовании национального самосознания. Первый исходит из признания реального существования наций как особых материально-духовных образований на основе общности экономической жизни, языка, культуры и психологии (С.В. Чешко, Р.Г. Абдулатипов, Л.Ф. Болтенкова, М.М. Кучуков, М.Н. Руткевич). При этом большинство авторов этого направления отмечает возрастание роли духовных и организационно-политических факторов в сфере современной национальной жизни, что не отрицает объективного содержания закономерностей и тенденций ее развития. Второй подход представлен трудами В.А. Тишкова и А.Г. Здравомыслова, которые рассматривают нацию как «сообщество сограждан», «воображаемый конструкт», «самосознание общества» и т.д. На основе такого подхода к понятию нации оно, по их признанию, становится столь расплывчатым, что от него можно вообще отказаться и заменить понятием этноса. Но и этнос оказывается не действительным набором объективных признаков, а лишь отношениями, основанными на культурной самоидентификации по отношению к другим общностям. Раскритиковав своих российских коллег, определяющих нацию как тип этноса, объективно существующую реальность, исследователи утверждают, что с позиций конструктивистской методологии (Б. Андерсон и др.), которой они придерживаются, нация видится как «воображаемый коллектив». До недавнего времени проблема русского национального самосознания открыто в научной и общественно-политической литературе не поднималась, что было обусловлено советской политической системой. Ученые, занимавшиеся национальной проблематикой русских, не упоминали в заглавиях своих исследований «русскую тему». Начиная с 90-х годов ХХ века ситуация изменилась. На сегодняшний день имеется целый ряд научных работ, посвященных русскому национальному самосознанию (Г.Ф. Хохряков, К. Касьянова, Е.С. Троицкий, А.С Ахиезер., В.А. Баринов, А.И. Вдовин, Г.Д. Гачев, В.П. Кожевников, И.О. Надточий, М.А. Маслин, А.В. Гулыга, В.Н. Сагатовский, З.В. Сикевич и многие другие). Эти работы представляют интерес с точки зрения выявления современного взгляда на отечественную национальную проблематику.Объектом исследования является русское национальное самосознание, его культурные доминанты.Предметом исследования является проблематика национального самосознания в философской литературе; соотношение культурных констант русского национального самосознания и современных политических и культурных процессов российского общества.^ Цель и задачи исследования. Цель данной работы состоит в выявлении особенностей русского национального самосознания и его генезиса в духовной культуре России. Достижению данной цели способствует решение следующих исследовательских задач: определить понятие национального самосознания, выявить его структуру, проследить историю становления; изучить представления о русском национальном самосознании в российской философской мысли; выявить роль культуры в формировании русского национального самосознания; исследовать культурные константы русского национального самосознания; проанализировать состояние русского национального самосознания в контексте политических процессов и культуры современного российского общества.^ Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической основой диссертации являются исследования отечественных и зарубежных ученых по философии, истории, культурологии, этнологии, в которых содержатся основополагающие идеи о сущности национального самосознания, истории развития русского национального самосознания. Наиболее значимыми для исследования являются работы, посвященные месту и роли культуры в становлении национального самосознания, философские исследования по данному вопросу. Философское изучение национального самосознания в контексте культуры не может не основываться на данных междисциплинарного характера. Поэтому в работе использованы теоретические и эмпирические данные конкретных наук: истории, этнологии и этнографии, культурологии. В методологическом плане работа основывается на следующих принципах: принцип сравнительно-исторический, позволяющий рассматривать русское национальное самосознание в истории культуры, выделять константы, наиболее постоянные тенденции в его развитии; принцип системности, дающий возможность воспринимать отдельные проявления национального самосознания не сами по себе, но в системе русской культуры; принцип всесторонности, помогающий решать исследовательскую задачу с различных точек зрения через обращение к другим отраслям знаний. В исследовании используются также принципы развития, взаимосвязи, преемственности, поляризации, единства исторического и логического. На них базируется использование в диссертации диалектического метода, компаративистского метода, структурно-функционального метода, метода восхождения от абстрактного к конкретному.^ Научная новизна работы: 1. Определено понятие национального самосознания с учетом современных подходов и исследований на данную тему. 2. Раскрыта структура национального самосознания с точки зрения включенности в него познавательного, эмоционально-ценностного и регулятивного аспектов, и таких элементов как автостереотипы, социальная память, осознание значимости национальной территории, национальные материальные и духовные ценности, оценочное отношение к инонациональному окружению, универсальность отражения целостной системы деятельности народа в сознании субъекта. 3. Систематизированы подходы к пониманию русского национального самосознания в современной философской литературе. 4. Всесторонне раскрыта доминирующая роль культуры в формировании русского национального самосознания. 5. Объяснены и обоснованы культурные константы русского национального самосознания, в числе которых: религиозность, соборность, государственность. 6. Произведен анализ русского национального самосознания в контексте политических процессов и культуры современного российского общества. 7. Обоснована точка зрения на диалогизм как основное свойство русского национального самосознания – сочетание антиномий и культурных оппозиций, например: анархизм – бюрократизм, безграничность свободы – минимум прав личности, всемирная отзывчивость – великодержавность, покорность – бунт, иррационализм – здравый смысл.^ Положения, выносимые на защиту. Основными положениями диссертации, выносимыми на защиту, являются следующие авторские утверждения: 1. Национальное самосознание – это осознание нацией своего единства и своего места среди других общностей подобного типа на основе представлений о самой себе и представителях другой нации. Национальное самосознание следует рассматривать как сложно организованную целостность, состоящую из совокупности элементов, которые находятся в определенных отношениях и связях друг с другом и со средой. Национальное самосознание выступает как самопознание, формируя образ «мы», отличая, тем самым, данную нацию от иных подобных образований. Национальное самосознание отражает уровень межнационального взаимодействия на основе принципа «мы-они». Основополагающее значение национального самосознания состоит в обеспечении единства и воспроизводства нации. Кроме этого национальное самосознание играет ведущую роль в процессе социализации индивида, благодаря которому человек осознает себя частью нации. 2. Национальное самосознание включает в себя познавательный, эмоционально-ценностный и регулятивный аспекты, выступает как сложная система, в которой взаимодействуют такие элементы, как представления о типичных чертах своей общности – автостереотипы, представления об общности исторического прошлого своего народа (социальная память); осознание значимости национальной территории как важнейшего фактора существования данного народа, ее целостности в единстве внутреннего и внешнего общения; национально осознанное отношение к созданным материальным и духовным ценностям; оценочное отношение к инонациональному окружению. В него включены: знание об этносоциальных, политико-государственных и духовных процессах, об исторических перспективах развития определенной нации, ее самореализации в полинациональной структуре человечества; воспроизводство и специфичность сознания отдельных представителей народа; универсальность отражения целостной системы условий, норм и способов деятельности народа в сознании субъекта; распространенные в обществе представления о судьбе народа, о смысле его существования, о прошлом, настоящем и будущем. 3. В зависимости от методологических установок авторов можно выделить два основных подхода в исследовании национального самосознания на современном этапе. Первый исходит из признания реального, объективного существования наций как особых материально-духовных образований на основе общности экономической жизни, языка, культуры и психологии. Второй рассматривает нацию как «сообщество сограждан», «воображаемый конструкт». Оба подхода несут явную политическую нагрузку. В нашей стране понимание нации складывалось не только в общероссийскую (гражданскую) сторону, но и в сторону каждой отдельной этнической общности, и именно поэтому «этническое» и «национальное» стали в нашей традиции, в том числе и научной, синонимичными понятиями. Поэтому не случайно этническую принадлежность человека у нас нередко называют «национальностью». Из европейского и американского опыта заимствуется идея «нацие-строительства», когда национальности внутри России упраздняются и все жители становятся россиянами. Суть идеи состоит в том, что национальные проблемы могут быть решены по усмотрению государственной системы вне какой-либо связи с социально-экономическими процессами. Это опасно для России, потому что лишь обострит межнациональные противоречия внутри страны. 4. Культура играет в жизни нации определяющую роль: способствует сохранению накопленного опыта, передаче общенациональных традиций, культурных ценностей последующим поколениям. Национальная культура концентрирует в себе всю социально-историческую уникальность и самобытность длительного процесса формирования и развития народа. В ней выражается осознание нацией приверженности к территории своего расселения, общенациональному языку, национальной истории и культуре, традициям и символам. Здесь синтезированы все её элементы: от социально-экономических и политических, до эстетических и духовно-нравственных идеалов и ценностей. Национальная культура включает в себя формы и способы освоения окружающей действительности в различных видах деятельности (политика, наука, философия, искусство и т.д.). 5. Культурные константы русского национального самосознания – общие основания, обнаруживающие себя в каждый исторический период жизни нашего народа. К ним относятся: религиозность, соборность, государственность. Под влиянием православия сформировались такие свойства русского национального самосознания, как искание абсолютного добра, абсолютной Истины, Царства Божьего и стремление преобразовать окружающую действительность в соответствии с найденным идеалом; перевес обряда над учением, когда внешнее проявление религиозного чувства преобладает над рассуждением об Истине; простота душевная как доверие окружающему миру и людям, природе; смирение как осознание недостаточности своих собственных сил перед могуществом Бога и силами природы; «двоеверие» - сочетание в народной вере языческого и христианского мировоззрения. Соборность – слияние индивидуального и социального. Это общее, которое включает в себя богатство особенного и единичного. «Единство во множестве» выступает определяющим признаком соборности. Соборность в обществе, как и в церкви, выступает итогом деятельности трансцендентного существа и человека, то есть играет роль посредника между божественным и земным миром. Соборность проявляется в любви как готовности делать что-либо вместе со всеми не ради себя, а ради пользы другого. В этом плане истинная любовь является отрицанием свободы как эгоистического самоутверждения личности. Понимание власти в России всегда было связано с нравственным основанием. Главной ее задачей мыслилось не только поддержание порядка, но и осуществление Правды – божественного начала. Рядом стоит мысль о связи церкви и государства, об их взаимной симфонии. Следует отметить особую природу русского государства, когда народ существует для настоящих и будущих поколений, живущих ради великих целей державы. Если природа европейской государственности является рационально обоснованной, основана на теории общественного договора, то у нас представления о государстве соприкасаются с идеей соборности, в соответствии с которой каждый человек руководствуется не только своими жизненными целями, но и живет идеей общего блага для всех. Очевидно противоречивое отношение народа к государству – от покорности до бунта. Это обусловлено наличием у народа идеального представления о должном государстве. Если реальные правители не соответствуют идеальному образу, народ считает себя в праве не подчиняться государственным требованиям. 6. Генезис русского национального самосознания в истории позволяет говорить об инвариантах вышеперечисленных его констант. Особенно важно осознать это в условиях современного российского общества. Современная российская религиозность полна многочисленных противоречий. Большинство жителей нашей страны считают себя православными верующими, в то же время православие воспринимается даже не столько как религия, сколько как символ русского своеобразия и духовной ценности. Универсальным индикатором, который позволяет отличить религиозного (верующего) человека от человека арелигиозного (неверующего), выступает религиозная вера, возведенная в ранг ценности. Это константа религиозности, предполагающая минимум принадлежности к религиозной культуре. Для современного российского общества категория соборности вновь актуальна. Следуя по пути развития Запада, невозможно обойтись без построения гражданского общества, которое объединяет в себе все ценности современного европейского и американского мира. Здесь и различается соборность и гражданское общество. Последнее является попыткой построения целого из частей, противоречия и границы между которыми искусственно акцентируются. В отличие от него основанием соборного общества и государства является не правовой баланс автономных индивидуальных интересов, а акцент на то, что объединяет, взаимодополняет индивидуальности, на духовную связь между ними, на любовь. В аспекте современной государственной проблематики на первый план выходит проблема русского народа внутри Российской Федерации. Русский народ к началу ХХI века пришел с противоречиями государственного устройства. Поэтому одно из центральных мест в проблематике межнациональных отношений и внутренней политики должна занимать проблема государственного единства русской нации. От ее решения зависит благополучие и спокойствие всех народов России. 7. Основное свойство русского национального самосознания – диалогизм. Это явление подробно анализируют многие отечественные мыслители, особенно Ф.М. Достоевский и Н.А. Бердяев. Речь идет о присутствии в нашем самосознании культурных оппозиций, антиномий, которые сосуществуют друг с другом. Это свойство возникает всегда при обращении к любому аспекту русского национального самосознания, например: анархизм – бюрократизм, безграничность свободы – минимум прав личности, всемирная отзывчивость – великодержавность, покорность – бунт, иррационализм – здравый смысл.^ Теоретическая и практическая значимость работы. Положения диссертации могут быть использованы для продолжения теоретических исследований по изучению роли культуры в формировании русского национального самосознания. Выделение культуры в качестве основополагающего фактора в развитии национального самосознания, имеет определяющее значение для анализа широкого спектра теоретических аспектов современных межнациональных отношений. Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут использоваться для подготовки лекционных и семинарских занятий по философии, культурологии, этнологии, социологии и философии культуры. Фактические и теоретические положения диссертации могут быть представлены в виде спецкурсов и учебных пособий по философской и культурологической проблематике. Некоторые выводы диссертационного исследования могут помочь при осмыслении национальных конфликтов в рамках одного государства, при разработке программ по национальной политике Российской Федерации и стран бывшего СССР.^ Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены автором в докладах на научных конференциях: на международной конференции «Дни Петербургской философии» (Санкт-Петербург, 2006), на международной конференции «Конфликт поколений в контексте информационной глобализации» (Санкт-Петербург, 2007), на межрегиональной конференции «Человек и общество в противоречиях и согласии» (Нижний Новгород, 2005, 2006, 2007), на межрегиональной конференции «Студенческий гений» (Нижний Новгород, 2005, 2006, 2007, 2008), на межрегиональной конференции «Антропологический потенциал культурогенеза» (Нижний Новгород, 2006), на межрегиональной конференции «Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки» (Нижний Новгород X-XI сессии, 2006, 2007). Результаты диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры философской антропологии факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского и рекомендованы к защите. Основные положения диссертации отражены в 19 публикациях автора, общий объем 9.15 печатных листов, в том числе 2 статьи, опубликованные в периодическом научном издании, рекомендованном ВАК для публикации научных работ.^ Структура диссертации соответствует целям и задачам, поставленным перед диссертантом, и включает в себя: введение, три главы, заключение и библиографический список литературы. Общий объем диссертации составляет 201 страницу машинописного текста. Список литературы составляет 195 наименований.^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обосновывается актуальность и общая характеристика темы исследования, указывается степень теоретической освоенности проблематики, определяются предмет, цели и задачи диссертации, раскрывается структура и определяется новизна работы.Глава первая – «Теоретико-методологические основы исследования национального самосознания» - посвящена исследованию философских аспектов национального самосознания. Здесь анализируется понятие и структура национального самосознания, а также изучаются философские представления о русском национальном самосознании. В первом параграфе «Философская оценка национального самосознания» рассматривается становление понятия «национальное самосознание» в истории философской мысли. Национальное самосознание является объектом изучения многих гуманитарных дисциплин. Не углубляясь в тонкости различных определений, удалось проследить эволюцию понятия от «самосознания» до «национального самосознания». Философские воззрения на категорию «самосознание» ведут отсчет от античности. Философы античной эпохи (Пифагор, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель) отталкиваются от исследования деятельности души, психики. Душа становится ключевым понятием, а изучение ее свойств – первым философским подходом, из которого позднее формируется круг проблем сознания и самосознания. Средневековая философия в силу теологичности связывает сознание с Богом. Высшее разумное начало – Бог – это и есть подлинный разум. Человеческий же разум, или сознание, есть функция души – искра разума божественного. Однако душа выступает не просто пассивной эманацией Бога. Она наделяется философами спонтанностью, активностью, свободой. Таким образом, весьма определенно формируется идея самосознания. В новое время происходит постепенный переход от термина «душа» к термину «сознание», углубление в человеческое Я, т.е. концентрирование анализа на проблеме самосознания, а также формирование двух существенно различных линий понимания феноменов. Одна линия – сциентистская. То есть сознание и самосознание рассматриваются, в конечном счете, как свойства материальных образований. Эта тенденция просматривается в учениях Б. Спинозы, Дж. Локка, французских материалистов XVIII века, Л. Фейербаха, и окончательно закрепляется в последующем материализме. Другая линия закладывается Р. Декартом его Cogito ergo sum, прослеживается в концепциях Г.В. Лейбница, французских просветителей Ш.Л. Монтескье, И.Г. Гердера, в немецкой классической философии, затем в феноменологии и экзистенциализме. Впервые попытку ввести идеальное как основу развития нации сделал И.Г. Гердер, немецкий философ XVIII века, введя понятие «дух народа». В понимание содержания феномена, как правило, вложены: а) идея данности ду­ха как объективного свойства народа; б) дух сущест­вует, являясь основой активности нации, определяя его «лицо» среди других этносов; в) дух народа характери­зуется как нечто непонятное, мистическое, связанное с внеземными силами. В немецкой классической философии обнаруживается весь комплекс проблем сознания и самосознания. И. Кант трактовал самосознание как отношение субъективных реалий к действительности и как отношение в действительности. Последнее – предугаданный феноменологический подход Г.В.Ф. Гегеля. Основной вывод гегелевской трактовки – человеческое Я предстает как преодоление природности в самосознании, выделенность человека из мира, но такая, что она означает схватывание собственной экзистенции и одновременно идеальное пребывание преодоленной природности в самосознании. Г.В.Ф. Гегель впервые в истории философии ставит проблему внутреннего саморазвития не только индивидуального самосознания, но и самосознания общности. Его идеалистическая концепция этнического самосознания была выражена в понятии Völkergeist – «народный дух». С позиций теории «народного духа» он закладывает два основных принципа концепции народного самосознания: идея о саморазвитии духа и идея о географической детерминации самосознания народа. Самосознание народа, по мнению Г.В.Ф. Гегеля, есть лишь одна из многих форм воплощения идеи духа. Таким образом, впервые четко была выражена идея существования идеального как субстанции народа, его жизнедеятельности и было указано на субъектную природу этноса. В XIX веке получают распространение аксиологические нотки в оценке национального самосознания. Очевидные трудности в рациональном анализе психики в целом порождает иррационалистическое философствование по поводу национального самосознания (А. Шопенгауэр, Э. Гартман, позднее – Ф. Ницше, С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов). Бытие стало рассматриваться как иррациональное, и посему в изучении национального самосознания приоритетным становится обсуждение бессознательного. В терминах экзистенциалистов национальное самосознание предстает как отличительное свойство, ядро народа. В этот период появляются психологические теории на­ции, где на место духа народов, отражающих сущест­вование мирового духа, приходит понятие «психология народов». Духовная, идеальная сторона нации получает иную интерпретацию (М. Лацарус, Г. Штейнталь, В. Вундт). В России идеи психологии народов разделяли многие ученые и развивали в разных направлениях: Н.К. Михайловский – в социологии народничества; В.М. Бехтерев – в социальной рефлексологии, А.А. Потебня – в лингвистике, Н.М. Ядринцев – в изучении психологии заключенных. В начале XX века на первый план постепенно начи­нает выходить понятие «национальное самосознание». В Европе закончился процесс складывания нации, возникли национальные государства. Именно в этот пе­риод завершается формирование отдельных обществ, государств, основанных на куль­туре отдельных этносов. В 60-е годы ХХ в. была сделана попытка ввести самосо­знание народов в предметную область философии на основе интеграции в теорию нации, как одного из ее признаков. В процессе дискуссии, проводимой журна­лом «Вопросы истории», ряд авторов (А. Г Агаев, М.С.Джунусов, П.М. Рогачев, М.А. Свердлин, В. И. Козлов) предложили ввести категорию «национальное самосознание» в число признаков нации. Вторая половина 80-х – 90-е годы – это период обострения межнациональных отношений. В политическом сознании за этот период национальное самосознание приобрело статус одного из яв­лений, детерминирующих не только сферу межнацио­нальных отношений, но и социально-экономические и по­литические отношения. Национальное самосознание воспринимается и описывается как нечто реальное и к тому же надындивидуальное, лежащее в основе че­ловеческих поступков, деятельности народов. Во втором параграфе первой главы «Понятие и структура национального самосознания» анализируется понятие и структура национального самосознания. Общим для любой формы самосознания является то, что формирование и развитие его происходит в рамках антитезы «мы», «они». Эта дихотомия является основой существования любой общ­ности, в том числе и этноса. На эту особенность само­сознания обратил внимание еще Гегель. Он преодолел рефлексивное понимание самосознания как замкнутого на самом себе «я». Самосознание он расчленил и пред­ставил его внутренне раздвоенным на «я» и другое «я». Несмотря на смысловую близость и оправданную во многих случаях взаимозаменяемость дефиниций «этнос», «нация», «народ», каждая из них имеет предметную определенность, схватывающую ту или иную сторону или грань отражаемых и исследуемых реальных объектов. Если в понятии «этнос» аккумулируются территориально-языковые и культурно-психологические компоненты, то в нации, помимо собственно этнического, интерес представляют социальные процессы, причем одними из наиболее важных выступают движения за удовлетворение государственно-политических интересов. В определении понятия «народ», как социальной общности, выделяются прежде всего те классы и слои, которые объективно способны участвовать в решении задач прогрессивного развития общества, рассматриваются как его главная производительная сила. В системе социальных общностей нация выступает как высшая ступень социально-этнического ряда, в которой синтезированы, во-первых, этническое – язык, устоявшиеся формы материальной культуры, фольклор, традиции, нравы, особенности психического склада людей как наиболее устойчивые, консервативные элементы в национальном и, во-вторых, социальное, включающее в себя социально-классовую структуру, систему социальных отношений, политические институты и пр. Национальное тесно связано с социально-экономической, политической и духовной сферами общественного развития. Если этническое – определенный каркас, несущая конструкция, основание конкретного социального организма, причина его устойчивости, то национальное – это вся совокупность приобретенного и накопленного в ходе длительной исторической эволюции данного социального коллектива, подтверждение его способности к постоянной изменчивости. Рассматривая содержание и структуру национального сознания, необхо


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Системный подход в обучении
Реферат Роль и значение PR
Реферат Транзисторний перетворювач з дроселем в первинному ланцюзі
Реферат Особливості реклами на місці продажу
Реферат Визначення статі молодняка птиці
Реферат Диференційна психофізіологія
Реферат Права и обязанности детей и родителей 2
Реферат Порядок проведення вимірювань
Реферат Разработка математической модели теплообменника смешения
Реферат История государства и права России. (Образование Русского централизованного государства в XV-XVI вв. Свержение Временного правительства и захват власти большевиками. WinWord)
Реферат Вещества при высоких давлениях и температурах, возникающих в результате ударно-волнового нагруже
Реферат Прежде всего я хочу выразить благодарность издательству "Doubleday", которое с энтузиазмом отнеслось к проекту создания этой книги
Реферат ПРИМЕНЕНИЕ ПУЛЬМОСАНА 2 ПРИ ЛЕЧЕНИИ ТЕЛЯТ БОЛЬНЫХ БРОНХОПНЕВМОНИЕЙ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
Реферат Получение моторных топлив из газов газификации растительной биомассы
Реферат Афанасий фет - поэзия фета - Сама природа зеркально глядящая через человеческую душу