11
Содержание
Введение ………………………………………………………. 3
Глава 1. Начало творческого пути В. Видунаса …………... 6
Глава 2. Литературная деятельность и драматургия ………. 8
Глава 3. Особенности философской концепции мыслителя 10
Заключение ………………………………………………….. 11
Список источников и литературы …………………………. 12
Приложение …………………………………………………. 13
Введение
Видунас (настоящее имя - Вильгельм Стороста) был школьным учителем, писателем, драматургом, а со времён Первой мировой войны лидер - литовского движения в Восточной Пруссии. В Советске, где некогда проживал В. Видунас (точнее, он жил в довоенном Тильзите) до сих пор сохраняют память об этом выдающемся представителе культуры нашего края. В Советске существует памятная доска этому писателю, философу, общественному деятелю, жившему в 1933 - 1944 г.г. в доме по улице Клаузиузштрассе (теперь ул. Ленина 15 - 17).
Следовательно, достаточно актуально является исследование жизни и творчества, а также общественной жизни этой выдающейся личности, память о которой хранят современные жители Советска и области - не говоря уж о том, какое значение придается фигуре Видунаса в литовской науке и культуре (изображение В. Видунаса даже помещено на банкноте в 200 литов, см. Приложение 2).
В. Видунас первым из литовских писателей в 1927 стал членом «Пен-клуба», и до 1989 оставался единственным литовцем, принятым в эту всемирную организацию писателей, основанную Голсуорси в 1921.
Однако в российской историографии о Видунасе нет ни отдельных монографий, ни статей. Исследователь, занявшийся изучением жизни и творческого пусти В. Сторосты, имеет в распоряжении крайне скудный материал на русском языке. Прежде всего это краткие биографические статьи в «Большой Советской Энциклопедии», «Краткой Литературной Энциклопедии», «Истории всемирной литературы» и «Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Эфрона».
В 1999 году в вильнюсском издательстве «Минтис» на русском языке вышел в свет сборник статей «От Мажвидаса до Видунаса» с подзаголовком «Творцы и хранители литовской культуры в Кёнигсбергском крае». От Мажвидаса до Видунаса. Творцы и хранители литовской культуры в Кёнигсбергском крае. Вильнюс, 1999. Составитель сборника - Витаутас Шилас. В сборнике представлены материалы о литовских и немецких деятелях культуры в Восточной Пруссии, таких как: Адальберт Бецценбергер, Ионас Бреткунас, Вильгельмас Видунас, Пранас Дамшайтис, Кристионас Донелайтис, семья Заунюсов, Георг Зауэрвайн, Вилюс Кальвайтис, Иммануил Кант, Даниелюс Клейнас, Фридрикас Куршайтис, Мартинас Мажвидас, семья Остермайеров, Матас Преторикюс, Фридрикас Преторикюс-Старший, Людвикас Реза, Пилипас Руйгис, Энзис Ягомайтас.
Представляемое издание выгодно отличается от подобного предыдущего сборника В. Шиласа «Замечательные люди Малой Литвы» (Вильнюс, 1989) Видунас В. Я верю в святое таинство. Вильнюс, 1994. тем, что издана хорошим типографским способом, дополнено и снабжено иллюстрациями.
Источниковая база на русском языке крайне скудна. Это работа собственно В. Видунаса «Я верю в святое таинство», а также результаты этнографической поездки «к прусским литовцам» Вольтера в 1883 г. и исследование Кушнера «Этническое прошлое Юго-восточной Прибалтики».
К сожалению, не все из вышеперечисленных изданий оказались нам доступны. Тем не менее, при написании данной работы автор постарался привлечь все доступные ему материалы.
Поскольку о личности В. Видунаса очень мало материалов на русском языке, тема данной работы представляется весьма актуальной и с научной точки зрения.
Цель - изучение жизни и деятельности В. Видунаса как идеолога литовского национального движения в Восточной Пруссии.
Задачи:
1) изучить биографию В. Видунаса;
2) охарактеризовать его литературно-драматургическое творчество;
3) проанализировать философию и мировоззрение В. Видунаса.
Для достижения данной цели были поставлены такие задачи:
Хронологические рамки - 1868 - 1953 гг., то есть время жизни В. Видунаса.
Структура. Работы включает введение, основную часть из двух взаимосвязанных глав, заключения, сносок, источников, литературы и двух приложений.
Глава 1. Начало творческого пусти В. Видунаса
Видумнас (лит. Vydыnas; псевдоним; настоящее имя Вильгельм Стороста) родился 22 марта 1868 в деревне Йонайчяй, ныне Шилутский район Литвы. Видунас - известынй литовский драматург, философ, деятель культуры. Видунас известен также под литуанизированным вариантом имени Вилюс Стороста (лит. Vilius Storosta).
Отец Вильгельма был учителем начальной школы. Видунас закончил учительскую семинарию в Рагните (ныне Неман). В университетах Германии изучал литературу, философию, иностранные языки. Видунас обучался в университетах Германии (Грейфсвальд, 1896 - 1898; Галле, 1899; Лейпциг, 1900 - 1902; Берлин, 1913 - 1919), где изучал литературу, философию, историю искусства, историю религии, иностранные языки. Большой Советской Энциклопедии. М., 1965. Т. 5.
С 1888 Видунас преподавал в школах Литвы. В частности, Видунас преподавал в Клайпеде в музыкальной школе.
С 1892 В. Видунас с перерывами жил в Тильзите (ныне Советск), преподавал в средней школе английский и французский языки. Здесь он занимался историей и лингвистикой, выпускал литовские периодические издания.
Живя в Тильзите, Видунас возглавлял культурную жизнь литовцев Восточной Пруссии. Организовывал кружки и общества, хоры, выступал с лекциями, выпускал литовские периодические издания «Шалтинис» (лит. «Љaltinis», «Источник»), «Яунимас» (лит. «Jaunimas», «Молодёжь») и др. В Тильзите В. Видунас написал несколько статей и брошюр на немецком языке о литовцах, их истории и культуре.
При господстве гитлеровцев В. Видунас подвергся преследованиям, репрессиям. В 1938 г. он был арестован и содержался в заключении, но благодаря протестам известных деятелей культуры был освобождён.
В 1944 г. с приближением советских войск, как и другие жители Тильзита, эвакуировался. Умер В. Видунас в Детмольде, ФРГ. В 1991 прах Видунаса был перезахоронен в Битенай (Шилутский район). От Мажвидаса до Видунаса. Творцы и хранители литовской культуры в Кёнигсбергском крае. Вильнюс, 1999.
Глава 2. Литературная деятельность и драматургия
В. Видунас - первый литовский писатель, который в 1927 стал членом «Пен-клуба», и до 1989 оставался единственным литовцем, принятым в эту всемирную организацию писателей, основанную, Голсуорси в 1921.
Характеризуя творчество В. Видунаса в контексте развития литовской литературы, следует сказать, что в конце XIX - начале ХХ в. интенсивно развивается литовская драматургия. Более тридцати произведений для сцены написал Вилюс Стороста Видунас (1868-1953), среди которых - драматическая трилогия «Вечный огонь» (лит. «Amћina ugnis», 1912), мистерия «Тени предков» (лит. «Proboиiш рeрлliai», 1908) и трагедия «Мировой пожар» (лит. «Pasaulio gaisras», 1928) и др.
Драматические произведения Видунаса основаны на символистской эстетике и близки старинным жанрам мистерий и моралите.
В начале ХХ в. позиции реализма в литовской литературе отстаивали немногие: критик П. Крагас, поэт Л. Гира, писательница Г. Пяткявичайте-Бите и др. Прочнее в начале века были позиции неоромантизма и импрессионизма. В. Видунас творил именно в русле неоромантизма.
На неоромантических идеях, в основном воспринятых из польской литературы, построены драматическая эпопея «Шарунас» (1911) В. Креве, стихи Л. Гиры, рассказы Вайжгантаса (поэтизация исторического прошлого, стилизация фольклора и т. п.). Больше всего неоромантических моментов, проявившихся в поисках «национального духа», можно найти в драматургии Видунаса.
Видунас (Вилюс Стороста , 1868 - 1953) стоял несколько в стороне от живого литературного процесса (большую часть своей жизни он провел в Восточной Пруссии), но его самобытная философия, многогранное творчество и борьба против германизации неизменно привлекали внимание литовской интеллигенции. Он написал около тридцати произведений для сцены. Важнейшие из них - драматическая трилогия «Вечный огонь», мистерия «Тени предков» и трагедия «Мировой пожар».
В «Вечном огне» Видунас выразил свое понимание мира и народа. «Мне весь мир, вся жизнь, - пишет он во вступлении, - представляются символом могучей силы, в которой берут они свое начало. Отдельные люди, народы и даже века предстают перед моим мысленным взором как проявления великой тайны».
В мистерии «Тени предков» Видунас, рассматривая проблему взаимоотношений индивида и истории, индивида и «национального духа», приходит к выводу, что индивид, лишь в муках и утратах очистив свое «я», может стать настоящей полноценной личностью и гражданином. Оба эти произведения, как и большинство драм Видунаса, написаны в стихах. Ближе к принципам реалистической драматургии стоит трагедия «Мировой пожар», посвященная событиям первой мировой войны. История всемирной литературы. Т. 8. М., 1994.
Глава 3. Особенности философской концепции
Философские работы В. Видунаса «Смерть и что далее» (1907), «Таинственное величие человека» (1907), «Жизненная основа народа» (1920) близки идеям неоплатоников.
Мыслями о моральном усовершенствовании, о независимости индивида и народа проникнуты драматические произведения, в том числе трагедия «Тени предков"» (1908), «Вечный огонь» (1912), «Мировой пожар» (1928) и др., направленные против германизации литовцев.
В философских и религиозно-мистических статьях и трактатах «Смерть и что далее» (1907), «Таинственное величие человека» (1907), «Жизненная основа народа» (1920) развивал эклектичное учение, основанное на элементах неоплатонизма, Бхагаватгите и теософской рецепции индийских религиозно-философских учений. В. Видлунас пропагандировал вегетарианство, которого и сам придерживался.
Видунас первый обратил внимание, что до христианского времени основы литовской духовной культуры были близки индуизму. Видунас изучал Веды, Упанишад, на литовский язык перевел важнейшее индийское священное писание - «Bhagavad-gita».
В посёлке Кинтай Шилутского района действует Центр культуры Видунаса, включающий в себя мемориальную экспозицию. Главный её экспонат - подлинная арфа Видунаса, игрой на которой он ежедневно устанавливал гармонию между своим атманом и вселенским брахманом. От Мажвидаса до Видунаса. Творцы и хранители литовской культуры в Кёнигсбергском крае. Вильнюс, 1999.
Заключение
Вильгельм (литовское Вилюс) Стороста - известный литовский писатель, драматург, философ, мыслитель, творивший под псевдонимом Видунас. Он был первый, кто из литовских писателей был принят в престижный писательский клуб, основанный Голсуорси, и до 1989 г. - единственным. Его изображение можно увидеть на литовской банкноте в 200 литов.
Однако и наш край также чтит память В. Видунаса. В Советске, бывшем Тильзите, где В Видунас прошил значительную и наиболее плодотворную в творческом плане часть своей жизни, имеется мемориальная доска на доме, где некогда жил В. Видунас.
В Восточной Пруссии В. Видунас выступил как идеолог литовского национального движения, выступал против онемечивая литовцев, которых в этом крае проживало немало. Это не могло понравиться нацистам, и с приходом Гитлера ко власти В. Видунас был подвергнут преследованиям и репрессиям.
Однако по настоянию видных деятелей культуры В. Видунаса выпустили из тюрьмы. В 1944 г. он эмигрировал из Восточной Пруссии, оказавшейся в огне войны, и прожил остальные годы в ФРГ. Прах его в 1991 г. был перевезен на родину.
Список источников и литературы
Источники
1. Видунас В. Я верю в святое таинство. Вильнюс, 1994.
Литература
Советск (Тильзит), памятная доска известному литовскому писателю, философу, общественному деятелю Видунасу, жившему в 1933 - 1944 г.г. в доме по улице Клаузиузштрассе (теперь ул. Ленина 15 - 17).
Приложение 2
Изображение В. Видунаса на банкноте в 200 литов
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |