Почты России до XVIII века.
ДоIX века. С каменного века начинается история обмена известиями. Тогдаинформация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звукамитруб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал«письмо» со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату.Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим «в письмесказано», чем «в письме написано».
Великиедержавы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков имелиразвитую, хорошо организованную почту. По мощеным дорогам и караванным тропамдень и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специальнопостроенных станциях. Собственно, от латинского выражения «mansiopozita...» — «станция в пункте...» и произошло слово«почта». 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачиписем от гонца к гонцу.
Пересылкавестей на территории России известна с древнейших времен. Еще в I тысячелетиидо нашей эры греческие историки упоминали о передаче сообщений у народов,обитавших в Северном Причерноморье и Средней Азии — скифов, сарматов, саксов имассагетов.
IXвек. В последней четверти IX в., почти в самом начале существования Киевской Руси,закладываются основы русской почты — одной из старейших в Европе. В один ряд снею по времени возникновения можно поставить только службы связи Великобританиии Испании.
В1266 г., почти на 100 лет раньше чем в Германии — стране с наиболее развитой потем временам почтой, появляются первые правила проезда гонцов по русскимземлям. Почта тогда стала неотъемлемым звеном государственной административноймашины и средством связи между образованными людьми.
Особоеместо в русской истории занимает почта Великого Новгорода XI-XV вв. Находки впоследние годы десятков берестяных писем-грамоток, доставленных по каналамсвязи, позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев,но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки частнойкорреспонденции.
Татарскоенашествие принесло неисчислимые беды русской земле. Приостановилось развитиепочты. Долгие годы отечественная система связи находилась на уровне XIII в.Единственно, что русские позаимствовали у поработителей, так это новое названиепочты — ямская гоньба.
Сконца XV в., после того как Русское государство сбросило оковытатаро-монгольского ига, начинается расцвет ямской гоньбы. Появляются первыепочтовые учреждения, возникает новый вид почтовых услуг, оказываемых населению,- платная доставка судебных повесток-повозок. Иностранцы, посещавшие Московию,еще в первой четверти XVI в. называли русскую систему связи «почтой»,хотя на Руси это слово стало широко применяться только с середины XVII в.
Большойвклад в развитие русской почты внес выдающийся государственный деятель А.Л.Ордин-Нащокин. Под его руководством была создана регулярная почтовая гоньба длядоставки частной корреспонденции. Ее развили и улучшили в конце XVII — началеXVIII вв. Регулярная доставка писем осуществлялась из Москвы в Архангельск,Петербург, Астрахань, Азов, Киев и даже через всю Сибирь в Кяхту к китайскойгранице.
Первыелинии регулярной общедоступной почты пошли за рубежи русского государства в«немецкие» страны. Так иногда русские люди называли земли, гдеговорили на непонятных нашим предкам «немых» языках. Отсюда и пошлонаименование первых почт в Ригу и Вильно (Вильнюс) — «немецкая», вотличие от ямской, обслуживающей, внутренние линии. Рижскую и виленскую почтыиногда именовали «купеческими», потому что на первых порах ихдеятельности основную массу корреспонденции, отправляемой за рубеж, составлялиписьма иностранных купцов. «Немецкую» почту от западноевропейскихотличало, в первую очередь, то, что она являлась государственным учреждением,тогда как на Западе получила широкое распространение система доставки писемчастными предприятиями, среди которых особого могущества достиг почтовый домТурн-и-Таксисов.
Нев пример «немецкой», сфера деятельности ямской почты широкораспространялась по всей России. Только ее линии проходили в Сибири, на югестраны, на Украине и в Белоруссии.
Существованиепараллельно двух почтовых систем — «немецкой» и ямской — создаваломножество неудобств и приводило порой к совершенно нелепым вещам. Например,одно время из Москвы в Петербург ходили две почты: «немецкая»,доставлявшая только купеческие письма и правительственные бумаги, и ямская,возившая кроме правительственной почты корреспонденцию местных административныхучреждений и грамотки дворян. Причем ямская служба взимала за свои услуги сотправителей писем значительно меньше денег, чем «немецкая». Такоеположение дел нельзя было считать нормальным, поэтому с середины XVIII в.начинается слияние обеих служб.
Огромноезначение для развития отечественной почты имело установление линий связи сгубернскими городами. Впервые они организуются в 1712 г. для сношений Сената снаместниками отдельных областей. А спустя короткое время губернские почтыпереходят в подчинение Ямской канцелярии и становятся общедоступными. Ямскойпочтамт в Москве доставлял государственную и частную корреспонденцию по всейРоссии — от Минска до Якутска. Ему подчинялась также «фруктовая»почта, возившая из Астрахани в Петербург не только письма, но и виноград,арбузы, дыни к царскому столу. Со второй половины XVIII в. почтовые линииподходят к некоторым уездным городам, особенно к тем, которые являлисьпромышленными центрами или местами добычи таких жизненно необходимых полезныхископаемых, как, например, поваренная соль или железная руда. На местных линияхпочтальоны чаще всего от города до города ходили пешком.
Сдоставки ратных вестей началась русская почтовая связь, но военно-полевойпочты, как таковой, долгое время не существовало. Перевозка военных сообщенийвыполнялась случайными людьми, ненадежны были дороги, зачастую отсутствовалисредства передвижения. Если в районе боевых действий плохо обстояло дело сорганизацией почтовой гоньбы, это сказывалось порой и на ходе войны. Только сконца XVII в. в России начинает создаваться институт военных почтальонов,которые непосредственно входили в штаты полков и соединений действующей армии.Существование связи такого рода узаконил «Воинский Устав» Петра 1, вкоторый вошла статья «О чине полевой, почты».
Доконца XVII в. в России для запечатывания мешков с корреспонденцией применялисьразличные печати: приказные, воеводские, таможенные, личные штемпеляпочтмейстеров. На рубеже XVII-XVIII вв. вводятся специальные почтовые печатисначала на «немецкой», а затем и на ямской почтах. Закладываютсяосновы унификации почтовых отправлений, оформления их внешнего вида по единомуобразцу. В конце XVIII в. появляются специальные штемпеля, оттискиваемыекраской на каждом отдельном письме.
Вэтот же период начинается подготовка к введению единой почтовой документации. Вконце XVII — начале XVIII вв. вся корреспонденция записывалась впочтмейстерских книгах. С 30-х годов XVIII в. появляются специальные реестры написьма.
Вначале 70-х годов XVIII в. прокладываются «образцовые» почтовые линиив Прибалтику и Белоруссию. С их созданием связан огромный по своей значимостидокумент — «Проект о заведении почтовых станов и должностисодержателей», на основе которого почти 80 лет составлялись правилаорганизации почтовой гоньбы. На «образцовых» почтах впервые создаетсядолжность содержателя станции, известная впоследствии под названием«станционный смотритель». С 1773 г. русская служба связи начинаетповсеместно принимать для пересылки векселя и деньги. В то же время зарождаютсяновые термины: эстафета, постпакет, куверт (конверт), почтовый колокольчик,тройка. И самое главное — почта наконец-то стала доходным предприятием. Указы1770 и 1772 гг. предусматривали создание линий почтовых дилижансов или, как ихтогда называли, «тележной почты». Однако практического применения этипроекты не получили, так как доходы от введения почтовых фургонов не покрывалирасходов на их содержание.
1782г. стал этапным в развитии отечественных средств связи. В тот год ликвидируются«немецкая» и ямская почты. Все средства доставки корреспонденциисливаются в единую организацию, управляемую Главным почтовых дел правлением.Старая почтовая система, ставшая тормозом на пути прогресса, была уничтожена.Потребовалось почти 900 лет со времени первого упоминания о посылке вестника наРуси, чтобы почта по своей форме и организации приблизилась к той, которой мыпользуемся сейчас.
Спочтой XVIII в. тесно связаны имена многих выдающихся государственных деятелей.Среди них дипломаты П.П. Шафиров и А.А. Безбородко, историк и горный инженерВ.Н. Татищев, полководцы Б.П. Шереметев и З.Г. Чернышев.
Почта России в XIX-XX вв.
В1802 году, в связи с учреждением в Российской империи министерств, Главноепочтовое управление было присоединено к Министерству внутренних дел… Послереформы 1830 года в почтовой отрасли произошли важные изменения: введениегородской почты, осуществляющей доставку почтовых отправлений в городах,устройство сообщений для перевозки пассажиров в колясках, новые формысодержания почтовых станций, приведение к единообразию производство почтовыхопераций. В 1834 году между Санкт-Петербургом и Москвой было завершеностроительство первого шоссе. Со временем и другие главные дороги страны былипереоборудованы в шоссейные, что дало возможность объединить перевозку почты сперевозкой пассажиров.
Крестьянскаяреформа 1861 года и создание Земского самоуправления позволили организоватьпочту для обслуживания всего сельского населения. С 1865 года земства началиорганизовывать собственные почты… Несмотря на многие запреты и ограниченностьв средствах, земская почта получила большое распространение и в конце XIXстолетия существовала в 190 уездах. Наибольшего развития земские почты достиглив Вологодской, Казанской, Новгородской, Пермской и Самарской губерниях..
В1874 году по договоренности между 22 государствами, в число которых входила иРоссия, был образован Всемирный почтовый союз. Союз позволил установитьнепосредственные почтовые отношения между странами-участницами. В 1884 году вцелях сокращения расходов по содержанию почтовых и телеграфных контор, Почтовыйи Телеграфный департаменты были объединены в единое Главное управление почт ителеграфов в составе Министерства внутренних дел К концу XIX столетияпрактически вся районы российской империи были охвачены регулярной почтовойсвязью. После падения российской монархии в феврале 1917 года Временноеправительство Керенского переименовало Главное управление почт и телеграфов вМинистерство почт и телеграфов.
Послеприхода к власти в ноябре 1917 года большевиков Министерство почт и телеграфовбыло переименовано в Народный Комиссариат почт и телеграфов. В марте 1918 годаНародные комиссариаты вместе с руководством страны переехали из Петрограда вМоскву, ставшую столицей государства.
Загоды Первой мировой, а затем Гражданской войны 1918-1922 годов, почтовоехозяйство страны пришло в упадок. Почтовая связь столицы с частью районов былаполностью или частично нарушена. Протяженность почтовых маршрутов и сетьпредприятий связи сократилась почти вдвое по сравнению с довоенным временем.Железнодорожный транспорт пришел в негодность, а гужевой — из-за нехваткилошадей в основном простаивал. услуг.
.Сокончанием в 1920 году Гражданской войны почтовые маршруты были восстановлены,возобновился международный почтовый обмен со странами, входившими во Всемирныйпочтовый союз. В 1922 году началась воздушная перевозка почты на международныхи внутренних линиях. В 1924 году во многих уездах была организована передвижнаякольцевая почта, позволившая резко увеличить почтовый обмен в сельских районах.Одновременно с развитием сети обслуживания совершенствовалась система доставкипочты. Конная перевозка заменялась автомобильной, значительно пополнился паркжелезнодорожных почтовых вагонов.
В1926 году в Наркомате почт и телеграфов был организован отдел почтовой техники.На отдел возложили задачу модернизации оборудования и механизации почтовыхпредприятий. В следующем году на Московском почтамте состоялось торжественноеоткрытие установок для механизации обработки посылок. Вслед за Московским былмеханизирован и Ленинградский почтамт. К 1927 году количество почтовыхотправлений достигло довоенного уровня.
В1932 году, Народный комиссариат почт и телеграфов был переименован в Народныйкомиссариат связи СССР. В 1939 году началась работа по механизации предприятийпочтовой связи и созданию в областях, краях и республиках транспортных контор.В том же году при ЦНИИС была создана лаборатория почтовой техники. Главнойзадачей лаборатории была разработка принципиально новых и совершенствованиестарых систем технического обеспечения почтовой связи.
Начавшаясяв июне 1941 года война с Германией поставила перед почтовой связью новуюзадачу: организовать бесперебойную доставку почтовых отправлений между фронтоми тылом. Почтовое обслуживание воинских частей и соединений действующей армии быловозложено на органы военно-полевой и военно-морской почты. Ежемесячно вдействующую армию из тыла доставлялось до 70 миллионов писем и более 30миллионов газет. родным
Основныемероприятия по организации почтовой связи в тылу сводились к организации новыхпочтовых маршрутов, проведению эвакуации в восточные районы страны большогоколичества промышленных предприятий и учреждений. Война нанесла громадныйматериальный ущерб почтовому хозяйству. Частично или полностью были разрушеныпочтамты в Ленинграде, Севастополе, Одессе, на Смоленщине, в Белоруссии. Вобщей сложности немецко-фашистские захватчики уничтожили около 36000предприятий связи.
В1943 году, когда Красная Армия перешла в широкое наступление, началась работапо восстановлению почтовой связи. В 1945 году, в год победы Советского Союзанад фашистской Германией, деятельность органов связи была возобновленапрактически на всей территории страны.
Впослевоенные годы почта претерпела количественные и качественные изменения. В1946 году Народный Комиссариат связи СССР был преобразован в Министерство связиСССР. Руководство почтовой связи стало осуществляться Почтовым управлением,входившим в состав Министерства связи вместе с другими управлениями отраслейэлектросвязи. К 1950 году почтовое хозяйство, разрушенное войной, быловосстановлено и доведено до довоенного уровня. В последующие годы существеннорасширилась сеть предприятий связи, особенно в сельской местности. В городахразвивалась сеть отделений связи, подчиненных почтамтам и узлам связи. Большинствопредприятий стало объединять в себе почту, телеграф и телефон. Эти средствасвязи размещались, как правило, в одном здании и находились под единымруководством. Была создана огромная сеть почтовых ящиков, которыеустанавливались не только в городах, но и в сельских населенных пунктах, настанциях железной дороги, разъездах, на развилках автострад.
Дальнейшееразвитие почтовой связи шло по пути механизации и автоматизации процессовобработки почты, совершенствования организации ее перевозки и доставки. Дляэтого проводилась модернизация старого почтового оборудования и освоениевыпуска принципиально новых его образцов — почтообрабатывающих иподъемно-транспортных машин, оборудования для контейнерных перевозок, средствмалой механизации и почтового инвентаря, оборудования для обслуживанияклиентов.
Многиедесятилетия предприятия почты и электросвязи существовали сначала в составеобластных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственныхпредприятий связи и информатики. В начале 1990-х годов, после распадаСоветского Союза, социально-политические и экономические преобразования,происходящие в России, повлекли за собой изменение структур управления.Министерство связи и почтовая служба России провели сложную работу по улучшениюорганизации и системы управления почтой. На правительственном уровне былопринято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль.Руководство этой отраслью в 1993 году стало осуществлять Федеральное управлениепочтовой связи, созданное при Министерстве связи Российской Федерации. В 1995году Управление было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи РФ, а в1996 году преобразовано в Департамент почтовой связи Министерства связи РФ.Руководство почтовой связью на отдельных территориях обеспечивают региональныеуправления, которые действуют через почтамты, городские и районные узлы иотделения почтовой связи.
Почтовыепредприятия России получили хозяйственную и коммерческую самостоятельность, новместе с ней и высокую конкуренцию, создаваемую бывшими партнерами –предприятиями электросвязи. При этом, несмотря на разделение отраслей,уникальная почтовая сеть, созданная в предыдущие периоды и охватывающаяпрактически все населенные пункты страны, была сохранена.
В1996 году Министерство связи РФ впервые за многовековую историю существованияроссийской почты решило нарушить государственную почтовую монополию нанекоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческиепочтовые компании. В число услуг новых компаний вошли курьерская доставкапочтовых отправлений, пенсий и пособий, пересылка посылок, распространениепериодической печати.
Учитываяроль российской почты в историческом развитии государства, в 1994 годупрезидент России Б. Н. Ельцин учредил профессиональный праздник почтовых работников«День российской почты», который отмечают ежегодно во второе воскресенье июля.Другим президентским указом в 1997 году были восстановлены геральдическиетрадиции российской почты – эмблема и флаг.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.russianpost.ru/