Реферат по предмету "Разное"


«Да будут незабвенны ваши имена»

«Да будут незабвенны ваши имена»Литературно-музыкальная композиция, посвященная женам декабристовДо начала вечера, создавая его эмоциональный фон, в зале звучит музыка Алябьева, Чайковского, Шопена, Глинки, романсы русских композиторов. Под звуки приглушенно звучащего «Сентименталь­ного вальса» Чайковского медленно открывается занавес. В глубине сцены — пианино, на нем в старинных подсвечниках горят свечи, на авансцене два журнальных столика, за которыми будут сидеть участники представления. На экране — сменяющие друг друга кадры: сибирские пейзажи, зимняя дорога, Москва и Петербург того времени, портреты декабристов и их жен. Появляется титр «Заочное путешествие по следам жен декабристов». Затем крупным планом — карта Сибири. На ней флажками обозначен маршрут пу­тешествия.Чтец. Когда я говорю О думах чистых, Когда хочу понять любимой суть, Я слышу голос женщин-декабристок, Я вижу их сибирский тяжкий путь.Когда сверяю горечи людские, И преданность, И верность в трудный час, — Волконские и рядом — Трубецкие Стоят передо мною всякий раз.Они страдали, плакали, как дети, Они такую силу обрели! Все потеряв На этом грешном свете, Они лишь верность милым сберегли.Их обжигала северная стужа, Тоска и смерть Стучала в их окно. Чтоб умереть за честь и дело мужа — Не всякой это женщине дано.(А. Мишин)1-й ведущий {указывая на карту). Итак, маршрут составлен. Лошади готовы, кибитка погружена. Сейчас зазвенит колокольчик. До Иркутска 5379,5 верст.2-й ведущий. Мы отправляемся в путь вслед за Екатериной Трубецкой и Марией Волконской, Александ­рой Муравьевой и Полиной Анненковой. Они были пер­выми из тех, кого потом назовут декабристками.^ На экране — портреты Трубецкой, Волконской, Муравьевой, Аннен­ковой. Стоп-кадр на портрете Трубецкой.3-й ведущий. Как молоды они были тогда, как оба­ятельно женственны, умны, образованны, какая заманчивая жизнь открывалась перед ними — в роскоши, в любви, в поклонении окружающих. ^ Тихо звучит «Вальс» А. Грибоедова.4-й ведущий. Говорят, что полы в особняке графа Лаваля, отца Екатерины Трубецкой, были выстланы мра­мором, По которому ступал римский император Нерон. В их доме висели картины Рубенса и Рембранта... Редчай­шие собрания античной скульптуры, огромная, в пять ты­сяч книг, библиотека. На балах у Лавалей собиралось до 600 гостей, и среди них известнейшие люди эпохи: Пушкин, Лермонтов, Грибоедов. Крылов, Жуковский...1-й ведущий. Да, и об этом нам тоже никак не ме­шает знать! Чтобы лучше понять характер Екатерины Трубецкой и представить, как много бесценного уходило из ее жизни. Навсегда и безвозвратно.^ На экране титр: голоса из прошлого.Царь. Жены сих преступников... потеряют прежние звания... дети, прижитые в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне.^ Трубецкая. Согласна.Царь. Ни денежных сумм, ни вещей многочислен­ных взять им с собой дозволено быть не может.Трубецкая. Согласна!Царь. Ежели люди, преступники уголовные, коих за Байкалом множество, жуткие люди, погрязшие в поро­ках, надругаются над вами или… убьют, власти за то от­ветственности не несут.^ Трубецкая. Согласна! Чтец.Бессменно день и ночь в пути На диво слаженный возок, А все конец пути далек! Ее в Иркутске встретил сам Начальник городской.(Н. Некрасов)Разыгрывается сценка из поэмы Некрасова «Русские женщины» — беседа княгини с губернатором.3-й ведущий. Ей разрешили видеться с мужем два раза в неделю. В тюрьме, в присутствии офицера и унтер-офицера. Они, конечно же, не могли передать друг другу и тысячной доли того, что чувствовали. ^ Приглушенно звучит «Вальс» Грибоедова.4-й ведущий. А в остальные дни княгиня брала скамеечку, поднималась с нею на склон сопки, откуда был виден тюремный двор, гак ей удавалось хоть изда­ли посмотреть на Сергея Николаевича.^ Тихо звучит песня «Кавалергарды» из кинофильма «Звезда плени­тельного счастья».Чтец.По дороге столбовой Колокольчик заливается: Что, не парень удалой Белым снегом опушается? Нет, то ласточкой летит — По дороге красна девица. Мчатся кони... От копыт Вьется легкая метелица.Кроясь в пухе соболей, Вся душою вдаль уносится; Из задумчивых очей Капля слез за каплей просится: Грустно ей... Родная мать Тужит тугою сердечною; Больно душу оторвать От души разлукой вечною.«С другом любо и в тюрьме! — В думе молвит красна девица. — Свет он мне в могильной тьме... Встань, неси меня, метелица! Занеси в его тюрьму... Пусть, как птичка домовитая, Прилечу я — и к нему Притаюсь, людьми забытая!»(А. Одоевский)На экран проецируется портрет Полины Анненковой.Полина Анненкова. Заключенных всегда окружали солдаты, так что жены могли их видеть только издали. Князь Трубецкой срывал цветы на пути своем, делал бу­кет и оставлял его на земле, а несчастная жена подходила поднять букет только тогда, когда солдаты не могли этого видеть.Чтец. О декабристах — горы книжек — От площади Сенатской до Сторожевых острожных вышек, — Как горечь канувших годов. Но вот я узнаю впервые, Как, может быть, узнаешь ты: Ввели пришельцы горевые Обычай разводить цветы. Сквозь каторжное лихолетье Светил им 30 лет подряд, Как через тучи солнце светит, Родного дома аромат...(А. Марков)1-й ведущий. Вечер. Екатерина Ивановна Трубецкая и Мария Николаевна Волконская пишут прошение шефу жандармов Бенкендорфу. Они просят разрешить им поселиться вместе с мужьями в тюрьме. В кадре — Мария Волконская. Она читает вслух письма к_матери: «Если позволишь, я опишу тебе наше тюремное помещение. Я живу в очень маленькой комнатке с одним окном. Темь в моей комнате такая, что мы и в полдень не видим без свечей. В стенах так много щелей, отовсюду дует ветер, и сырость так велика, что пронизывает до костей».^ На экране — портрет Волконской и ее близких.2-й ведущий. Мария Волконская — в девичестве Мария Раевская, дочь отважного генерала, героя войны с Наполеоном, праправнучка Ломоносова... Два ее бра­та — друзья Пушкина. Чтец декламирует стихи Пушкина, посвященные Марии Раевской: «Я помню море пред грозою...». В это время на экране демонстри­руются два портрета: Пушкина и Раевской. Приглушенно звучит музыка.4-й ведущий. Какой же силы было то трепетное чув­ство великого поэта, если он пронес его через всю жизнь! Машенька являлась в его сочинениях то в «Полтаве», то в «Кавказском пленнике», ее лицо возникало в легких росчерках пера на страницах рукописей.Мария Волконская. Я вышла замуж в 1825 году за князя Сергея Григорьевича Волконского... Он был старше меня на 20 лет... Первый год супружества еще был на исходе, когда Сергей уже сидел за затворами кре­пости в Алексеевском равелине.1-й ведущий. А было Марии Волконской в ту пору 20 лет. Совсем еще юная, она оказалась центром, вокруг которого скрестились интересы многих людей, и ей при­шлось принять на свои хрупкие плечи ответственность и за себя, и за Сергея Григорьевича, и за только что рож­денного Николино, и за родителей своих.2-й ведущий. Что придавало ей силы? Любовь? Но, по ее словам, тот первый год их совместной жизни принес им отчуждение. Что же тогда?3-й ведущий. Из «Записок» Волконской: «Если даже смотреть на убеждения декабристов как на безумие и политический бред, все же справедливость требует ска­зать, что тот, кто жертвует жизнью за свои убеждения, не может не заслужить уважения соотечественников. Кто кладет голову свою на плаху за свои убеждения, тот ис­тинно любит отечество».4-й ведущий. Вдумаемся, вслушаемся в эти слова, чтобы понять душевный порыв той далекой юной дворян­ки, почувствовавшей необходимость в собственном по­ступке.1-й ведущий. Поступком было и ее решение жить с мужем в тюрьме 15 лет! Но судьбе было мало тех кру­гов ада, что уже прошла молодая женщина, на плечи ко­торой обрушилось столько горя, нравственных пыток, физических испытаний. В 1828 году Мария Николаевна получила известие о смерти сына — Николино.^ На экране — портреты Раевской и ее отца, генерала Раевского. 2-й ведущий. Вскоре после смерти сына — еще одна потеря: смерть горячо любимого отца. Уходя из мира сего, Николай Николаевич Раевский обвел глазами семью свою, собравшуюся в грустную минуту, и, остано­вив взгляд на портрете Машеньки, произнес: «Вот самая удивительная женщина, которую я когда-то знал!»^ Разыгрывается сцена приезда Александры Муравьевой в Читу.Входит Муравьева. Генерал жестом приглашает ее сесть, молча берету нее из рук подорожную.Генерал. Я сожалею, мадам Муравьева, что не могу вам сейчас же разрешить видеть мужа. Прежде вы дол­жны будете подписать бумагу. Муравьева. Как, еще одну? Я ведь уже подписыва­ла в Иркутске эти суровые параграфы. Неужто что-ни­будь еще осталось, от чего можно отказаться? ^ Генерал молча протягивает ей лист.Княгиня (читает). «Обязуюсь иметь свидание с му­жем моим не иначе как в арестантской палате, где указа­но будет, в назначенное для того время и в присутствии дежурного офицера; не говорить с ним ничего лишнего... вообще же иметь с ним дозволенный разговор на одном русском языке». Муравьева с негодованием обращается к генералу: «Генерал, согласитесь, что это бесчеловечно. Зачем же я спешила в эту глухомань?»Муравьева. Под конвоем провели меня по пустому тюремному двору... дежурный отворил дверь, и я шагну­ла в полутьму.2-й ведущий. Никита Михайлович рванулся к ней, звякнули цепи его.Муравьева. И звон охватил меня, ударил в сердце. И целовала мужа, и слезы, мои слезы текли по его щекам. «Пора», — сказал офицер.Муравьев. Я почувствовал, что жена ищет руку мою, и тут я понял, в чем дело, ощутив в руке туго свер­нутую бумагу. Едва жена ушла, я торопливо развернул листок, уже ощущая, что это привет оттуда, из России, которую мне вряд ли суждено увидеть.Чтец. Почерк был ему знаком: летящий, взвихрен­ный метельным окончанием слов, строк. Ошибиться бы­ло невозможно. ^ Читает послание Пушкина декабристам «Во глубине сибирских руд». Снова на экране портрет Муравьевой.3-й ведущий. Подруги по изгнанию дали ей шутли­вое прозвище Мурашка. Но каким же твердым и несгиба­емым характером обладала эта хрупкая с виду, золотово­лосая красавица, дочь несметно богатых родителей — воспитанная, образованная, обладающая тонкостью вку­са и суждений!4-й ведущий. И сколько жизней декабристов было спасено ею — ее участием, помощью, добрым ее сердцем.^ На экране портрет Пущина.Пущин. В самый день моего приезда в Читу призы­вает меня к частоколу Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестной рукой выведено было: «Мой пер­вый друг, мой друг бесценный!» {читает все стихотво­рение). Отрадно отозвался во мне голос Пушкина. Увы! Я не мог даже пожать руку той женщине, которая так ра­достно спешила утешить меня воспоминаниями друга. 1-й ведущий. Не имея возможности сразу же по прибытии в Сибирь передать эти стихи Ивану Пущину, два года хранила их Александра Муравьева. Она будто чувствовала, что сберегает частицу духовного богатства России.2-й ведущий. А все ли знают о том, что Александре Муравьевой мы во многом обязаны тем, что можем сегодня видеть лица декабристов, запечатленные талантли­вой кистью одного из них — Бестужева?3-й ведущий. Бумагу и краски для Николая Бесту­жева и весь необходимый инструмент — все это выписы­вала из Москвы и оплачивала через свекровь Александра Григорьевна.^ Звучит музыка Шопена. На экране — портреты декабристов работыБестужева.4-й ведущий. Какая же все-таки это была удиви­тельная женщина! Всегда веселая и спокойная с виду, она разрывала свою жизнь и свое сердце между чувством любви к присутствующему мужу и к трем, оставленным там, в Москве, детям.1-й ведущий. А печалиться было о чем: через год после отъезда умер их сын, а обе дочери, лишенные мате­ринской ласки, тяжело заболевают. Одна умерла совсем юной, другая сошла с ума. Но никогда ни единым словом не проговорилась Александра Григорьевна мужу о своем горе, а чтобы чаще видеть его, сняла квартиру напротив тюрьмы.^ Приглушенно звучит музыка Шопена. На экране — портрет Му­равьевой. , 2-й ведущий. Она умерла в конце ноября 1832 го­да. Дни в Забайкалье стояли студеные, земля закамене­ла, и надо было оттаивать ее, чтобы вырыть могилу. Выз­нали каторжников, обещая им заплатить, чтобы сделали все быстро и хорошо. Каторжники возмутились: «Какие деньги? Мы же мать хороним, понимаете? — мать! Так не обижайте нас, разве деньги могут заменить ее добро­ту?»3-й ведущий. После смерти родителей дети декаб­ристов должны были отдаваться в казенные учебные заведения, где они не имели права носить фамилии роди­телей своих, а назывались по имени отца. Софья Никитина — под такой фамилией была записана в Екатеринин­ский институт дочь Муравьевых, родившаяся в ссылке. Но на фамилию «Никитина» она ни разу не отозвалась.4-й ведущий. Она словно бы и не слышала этой фамилии.^ Слышны звуки бравурной музыки.1-й ведущий. Однажды в Екатерининский инсти­тут приехала императрица Александра Федоровна.Воспитанницы института стоят в учтивом поклоне. Несколько в стороне от всех — дочь Муравьевых.Императрица, проходя под звуки музыки, милостиво улыбается воспитанницам. Здоровается с ними. Те по оче­реди отвечают: «Добрый день, матушка! Здравствуйте, матушка! Благодарю Вас, матушка!» Императрица приближается к дочери Муравьевой, гладит ее по голове, та сдержанно отвечает: «Благодарю вас, ваше величество!»Императрица (удивленно). А что же ты меня ма­тушкой не называешь, как все?Дочь Муравьевой. У меня есть только одна мать — и она похоронена в Сибири.^ Звучит музыка из кинофильма «Звезда пленительного счастья».2-й ведущий. Великий выдумщик и фантазер Александр Дюма говорил, что история для него — гвоздь, на который он вешает свою картину.3-й ведущий. «Гвоздем» бывал какой-то истори­ческий факт или личность, рассказывая о которых Дюма считал вправе фантазировать, менять, домысливать. Ина­че вряд ли произошел бы эпизод, описанный самим Дюма. Дюма. Однажды царица уединилась в одном из сво­их будуаров для чтения моего нового романа. Во время чтения отворилась дверь и вошел император Николай Ι.^ Сценка разговора императора с императрицей.Императрица, увидев императора, прячет книжку под подушку.Император замечает это и, остановившись против своей августейшей половины, спрашивает: «Вы читали?»Императрица. Да, сударь.Император. Хотите, я вам скажу, что вы читали?Императрица виновато молчит.Император (сурово). Вы читали роман Дюма «За­писки учителя фехтования».Императрица (удивленно). Каким образом вы зна­ете это, сударь?Император. Ну вот! Об этом нетрудно догадаться. Это последний роман, который я запретил...4-й ведущий. Почему Николай I запретил этот ро­ман, современникам было хорошо известно. Дело в том, что героями романа «Записки учителя фехтования» были не выдуманные, живые люди - поручик кавалергард­ского полка Иван Александрович Анненков и францу­женка Полина Гебль, выведенные в романе под именами Алексея Ванникова и Луизы Дюпон.1-й ведущий. В марте 1826 года Ивану Анненкову исполнилось 24 года. День рождения он встретил в каме­ре Петропавловской крепости. О чем он думал, сидя на жесткой койке своей в тот день: о матери, не принявшей никаких мер для облегчения участи сына? О прошлой вольготной жизни? А может, о встречах с милой францу­женкой, напевающей пахнущую детством французскую песенку? Полина Гебль. Однажды, когда я сидела в кругу своих подруг, те шутили и выбирали себе женихов. Дошла очередь и до меня, и я ответила, что ни за кого не пойду, кроме русского. Я, конечно, говорила это тогда, не по­думавши, но странно, как иногда предчувствуешь свою судьбу. И однажды как-то неожиданно, как будто поми­мо моей воли, я заключила контракт с домом Демонси и согласно контракту должна была ехать в Россию.2-й ведущий. Так началось путешествие францу­женки Полины Гебль к сибирячке Прасковье Анненко­вой.3-й ведущий. Ему было 23 года, ей — 25. Они го­рячо полюбили друг друга, но обвенчаться не могли, а, зная нрав его матери, Анны Ивановны Анненковой, на тайный брак не решались.4-й ведущий. После восстания на Сенатской пло­щади император лично обещал поручику Анненкову сгноить его в тюрьме, что и выполнялось с неукоснитель­ной точностью.1-й ведущий. А в это время, в апреле 1826 года, у Полины Гебль родилась дочь. От Полины отвернулись друзья. Лишенная работы, больная, она тем не менее предпринимает отчаянные попытки узнать что-либо о судьбе Анненкова. 2-й ведущий. Однажды холодным декабрьским утром 1826 года она узнала, что ночью Анненкова с това­рищами увезли в Сибирь. Один из солдат крепости пере­дал ей записку, в которой была только одна фраза на французском: «Встретиться или умереть!»^ На экране виды Парижа и Петербурга того времени. Звучит песня «Кавалергарды» из кинофильма «Звезда пленительного счастья».1-й ведущий. Как-то Александр Бестужев в знак уважения к этой удивительной женщине надел ей на руку браслет с тем, чтобы она с ним не расставалась до самой смерти. Браслет и крест, на нем висевший, были окованы железным кольцом из цепей, которые носил ее муж.Звучит «Сентиментальный вальс» Чайковского. На экране сменяют­ся портреты декабристок.Чтец. Вот и подошло к концу наше заочное путешес­твие. Прощаясь с нашими героями, скажем им словами одного из декабристов: «Вы стали поистине образцом му­жества, твердости, при всей своей нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны ваши имена».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.