Подводная лодка «Дельфин»
Тип«Морж» Рассмотрев публикации в американских журналах и полагаясьна опытность русских инженеров-кораблестроителей, морское ведомство 19 декабря1900 г. создало комиссию для проектирования подводных судов в составе:
— старший помощник судостроителя Иван Григорьевич Бубнов
— старший инженер-механик Иван Семенович Горюнов
— лейтенант Михаил Николаевич Беклемишев
Комиссия,получившая отдельную секретную комнату в помещении Опытового судостроительногобассейна, приступила к работе и 3 мая 1901 года представила проект«миноносца № 113» (класса подводных лодок в Военно-морском флотеРоссии еще не существовало). 5 июля проект был утвержден, а несколько днейспустя Санкт-Петербургскому Балтийскому заводу уже был выдан заказ напостройку. Строителем «миноносца № 113» назначили И.Г. Бубнова.
Воснову создания подводной лодки были положены следующие соображения:
1.Принцип наименьших затрат, исходя из которого водоизмещение подводной лодкидолжно было быть минимальным.
2.Надводная скорость лодки должна быть достаточной для нападения на суда,проходящие мимо нее, либо стоящие на якоре, либо двигающиеся у входа в гаваньмалым ходом.
Составлениерабочих чертежей было поручено (под руководством комиссии) конструкторскомубюро Балтийского завода, которое несколько позже было преобразовано в отделподводного плавания («Подпла»). Сменив последовательно ряд названий ипретерпев многочисленные преобразования, это старейшее подводное бюросуществует и в настоящее время — это Центральное конструкторское бюро морскойтехники «Рубин».
Комиссиябыла привлечена в «Подпла» к разработке деталей и руководству припостройке лодки. Инженер-механик И.С. Горюнов не смог более принимать участие вработах и его сменил инженер-механик Долголенко.
ОбществоПутиловского завода поставило листовую и профильную сталь, Обуховскийсталелитейный завод — воздушные баллоны, основное корабельное оборудованиеизготавливал сам Балтийский завод. Бензиновый мотор, конструкции русского попроисхождению инженера Луцкого, заказали фирме Даймлер, где он работал главныминженером (с его же помощью М.Н. Беклемишев побывал в США на одной из подводныхлодок фирмы Holland). Аккумуляторы и электромоторы заказали во Франции.
Клепаныйкорпус имел в сечении круглую форму по всей длине, его подкрепляли 32 наружныхшпангоута и 8 внутренних стрингеров по пазам обшивки. Наружные шпангоутысоставлялись из двух половин, соединявшихся посредством кузнечной сварки,усиливавшейся клепаной накладкой. Поперечных водонепроницаемых переборок иотсеков предусмотрено не было.
Снаружипрочный корпус был обшит досками из лиственницы, в районе миделя былаприклепана прочная цилиндрическая рубка, имевшая входной люк с крышкой, вносовой части корпуса располагался прямоугольный люк для погрузки аккумуляторови другого оборудования.
Цистерныглавного балласта располагались в оконечностях подводной лодки. Рулевоеустройство состояло из вертикального и трех пар горизонтальных рулей, причемсредние горизонтальные рули использовались для гашения остаточной положительнойплавучести и обычно перекладывались на постоянный угол. Вооружение состояло издвух наружных (решетчатых) аппаратов Джевецкого и двух торпед образца 1898года.
Предполагалось,что после испытаний подводной лодки будет рассмотрена возможность увеличенияколичества торпедных аппаратов Джевецкого до четырех.
Вмарте 1902 года «миноносец № 113» был зачислен в списки флота как«миноносец № 150».
Вмае 1903 года подводная лодка была спущена на воду и в октябре этого же годабыли закончены ходовые испытания. Дату окончания испытаний 14 октября 1903 годаможно считать днем рождения подводных сил России. Назначенный ее командиромМ.Н. Беклемишев докладывал:
— возможность подводного плавания при скорости 5 узлов обеспечивается с точностьюдо 1 фута;
— скорость по поверхности 8,5 узлов можно увеличить установкой винта споворотными лопастями;
— практическая дальность плавания под электромотором определилась в 60 миль прискорости 5,2 узла, причем в течение 4-х дней производилась варка свежей пищи,вентиляция и освещение;
— возможность заряжания аккумуляторов от мотора практически проверена много раз;
— не только командование, но даже несколько человек мастеровых, работающих налодке, переносят подводное плавание спокойно…
До11 марта 1906 года подводные лодки России числились в классе миноносцев, 31 мая1904 года всем русским подводным лодкам-миноносцам по Высочайшему повелениюбыли присвоены имена и «миноносец № 150» стал называться«Дельфин».
Надоотдать должное тщательности, с которой Беклемишев подбирал экипаж для«Дельфина», — он выбирал «людей технически образованных,здорового сложения, хорошего поведения, некурящих», а также желающихслужить на этой подводной лодке.
Перваяи до осени 1904 года единственная русская подводная лодка «Дельфин»стала школьным классом, через который проходили офицеры и матросы, выразившиежелание служить на подводных лодках.
16июня 1904 года производились очередные занятия с подводниками у западной стенкиБалтийского завода. Временно исполняющий обязанности командира лейтенантЧеркасов, 2 офицера и 33 человека команды должны были пробыть 3 часа вподводном положении на глубине около 7 м (22 фут).
Вконструкции «Дельфина» имелись недоработки. При погружении воздух,вытесняемый из лодки, стравливался через рубочный люк. Командир лодки держалкрышку наготове и определял на глаз момент, когда пора ее захлопывать. Послекоманды «наполнить цистерны» Черкасов опоздал с задраиванием люка.Из-за его ошибки лодка ушла под воду с незакрытым люком и затонула. Один из испугавшихсячленов команды бросился вверх через полузакрытый люк, застрял в нем, чемувеличил поступление воды. Попытка продуть цистерны не привела к всплытию, т.к.лодка уже почти полностью заполнилась водой. 2 офицера и 10 человек командысумели открыть люк и выплыть из лодки. Лейтенант Черкасов и 23 нижних чинапогибли. Все спасенные матросы изъявили желание продолжить службу в подплаве.
18июня к затонувшей подводной лодке был подведен подъемный кран и лодка былаподнята. После ремонта 15 ноября 1904 года подводная лодка «Дельфин»была отправлена во Владивосток для участия в русско-японской войне. Первыйвыход в море (из-за опоздания с присылкой торпед) состоялся 28 февраля 1905года. «Дельфин» совершил несколько выходов в море, но так и невстретился с японскими кораблями.
5мая 1905 года на «Дельфине» произошла серьезная авария. Дляустранения возникшей накануне неисправности вертикального руля потребовалосьвскрытие горловин кормовых бензиновых цистерн. Людей удалили из лодки и началивентилировать ее переносными вентиляторами. На следующий день лодку продолжаливентилировать под наблюдением двух вахтенных. На борту остались рулевой Соткини машинный машинист Хамченко. Они еще раз получили строгий приказ проявлятьповышенную осторожность. В 10:20 к подводникам пришел машинный квартирмейстер содного из крейсеров. Он хотел перейти на службу к подводникам и ему интереснобыло узнать все подробнее. По случайному совпадению он оказался землякомХамченко, и это решило все. Они спустились в лодку, а через 20 секунд грянулвзрыв. Наверх смог выскочить только полуобгоревший Хамченко. Из люка повалилгустой черный дым и, хотя в порт прибыло все начальство, никто ничего сделатьне мог. Последовал второй взрыв, после которого лодка затонула (впоследствиибыло обнаружено, что в районе кормовых бензиновых цистерн было выбито 29заклепок прочного корпуса). «Дельфин» медленно погрузился кормойвперед в воду на глубину 14 м. Вероятной причиной взрыва могла послужить искраот включения рубильника для освещения лодки.
Приподъеме лодки произошел взрыв гремучих газов; лодку притопили, при следующихподъемах взрывы повторились 5 раз. Капитальный ремонт закончился лишь в концегода после окончания войны.
9декабря 1914 года на подводной лодке «Дельфин» произошел еще один взрывпри зарядке аккумуляторов с транспорта «Ксения». Причиной взрывапосчитали искру между электролампочкой и патроном, возникшую при задеванииэлектрика шапкой за лампочку.
Домая 1916 года лодка была в составе отряда подводных лодок Сибирской флотилии(так назывались в то время морские силы России на Дальнем Востоке).
В1916 году для защиты Кольского залива было решено организовать в Александровске(ныне Мурманск) дивизион подводных лодок особого назначения. В этот отряддолжны были войти подводные лодки № 1 и №2 (малые подводные лодки, построенныепо проекту 27-В американской фирмы Голланда на Невском заводе, предназначалисьдля защиты морских крепостей), а также «Дельфин» и «Св.Георгий».
23мая «Дельфин» отправили из Владивостока в Вологду по железной дороге.В Вологде перегрузили на баржу, в которой доставили до Архангельска, откуда набуксире отправили в Александровск.
Вночь на 26 апреля 1917 года «Дельфин» был сильно поврежден штормом — швартовы ослабли, служба неслась небрежно, ударами о подводную лодку № 1расшатало сальники рулей, и в «Дельфин» поступило большое количествоводы. Подводная лодка № 1 затонула.
Учитывая техническое состояние обеихповрежденных лодок, Морской штаб 8 августа 1917 года принял решение лодки невосстанавливать и сдать их к порту, что и было выполнено 10 августа того жегода.
Тактико-технические элементы
Длина, м 19,5
Ширина, м 3,35
Осадка, м 2,9
Водоизмещение надводное/подводное, т 113 /124
Мощность двигателей надводного/подводногохода, л.с. 1х300 / 1х120
Скорость надводного/подводного хода, узл.10 / 5-6
Дальность плавания надводным/подводнымходом, миль 243 / 28
Глубина погружения, м 50
Вооружение
Решетчатые торпедные аппараты Джевецкого 2
Торпеды образца 1898 г. калибра 380 мм 2
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.navy.ru/