Реферат по предмету "История техники"


Подводные лодки типа "Кайман"

Подводныелодки типа «Кайман»
Как показали испытания и последующая эксплуатация подводныхлодок, поступивших на вооружение российского флота в период 1904-1905 гг., втом числе и типа «Осетр», они имели весьма ограниченный райондействия и обладали недостаточными мореходными качествами. Будучи вполнепригодными для выполнения прибрежных операций, они были совершеннонеприменимыми для действий в открытом море или у отдаленных берегов противника.Опыт русско-японской войны показал необходимость таких лодок. Поэтому Морскойтехнический комитет 4 января 1905 г. рекомендовал Морскому министерствусоздание или приобретение «лодок-крейсеров» увеличенного размера, сбольшей дальностью плавания и скоростью хода, достаточной для того, чтобывзаимодействовать с надводными кораблями. Еще в начале сентября 1904 г. Лэкпредложил Российскому правительству построить в России десять подводных лодокводоизмещением 400 м с надводной скоростью хода 16 узлов, дальностью плавания в4000 миль, вооруженных 4 трубчатыми торпедными аппаратами и двумя 47-ммпушками, со скоростью погружения в подводное положение около 5 минут.Приемно-сдаточные испытания предполагалось совместить с переходом до Порт-Саидапо пути во Владивосток. 1 апреля 1905 г. был заключен контракт на постройкучетырех таких подводных лодок со сроком сдачи головной лодки к 1 июня 1906 г. иостальных — в течение следующих трех месяцев, т.е. к 1 сентября 1906 г.Строительство корпусов было решено проводить в России, а механизмы иоборудование доставлять из США и других стран. Для разработки рабочих чертежейЛэк открыл после заключения контракта конструкторское бюро в Берлине. 3 июня1905 г. С. Лэк заключил контракт с фирмой «В. Крейтон и Ко» настроительство корпусов подводных лодок, которые фирма производила на стапелеОхтинской верфи в Петербурге. Монтаж оборудования и достройка осуществлялисьсилами фирмы С. Лэка. В мае 1907 г. строившимся лодкам были присвоенынаименования — «Кайман» (головная), «Аллигатор»,«Дракон» и «Крокодил». Условия контракта С. Лэк невыдержал. Рабочая документация непрерывно переделывалась, в результате чегопоставка рабочих чертежей растянулась почти на два года. В ходе строительствапо предложениям как самого С. Лэка, так и командиров лодок, вносилисьсущественные изменения в первоначальный проект.
Из-за несложившихся отношений администрации завода спредставителями фирмы С.Лэка большая часть американских специалистов уже кдекабрю 1906 г. вернулась в США, строительству мешали частые забастовки рабочихзавода. На воду лодки были спущены только в 1908 г., но компания С. Лэка негарантировала готовность лодок даже к концу 1909 г. Предварительные испытанияпервой лодки были начаты только в середине 1909 г. В процессе этих испытанийвыявилась необходимость облегчения кормовой оконечности, что предопределилоснятие якоря и колес. 1 августа 1909 г. на подводной лодке «Дракон»из-за небрежности команды при приемке бензина произошел взрыв паров бензина,повредивший часть механизмов. Низкое качество рабочих чертежей и отсутствиедостаточного количества специалистов привели к тому, что работы велись крайнемедленно. Поэтому 9 октября 1909 г. компанию С. Лэка отстранили от достройки ииспытаний лодок и возложили эти обязанности на командиров лодок и личныйсостав. В этот же период был рассмотрен вопрос о перебазировании лодок наДальний Восток. Был подобран пароход и составлен эскизный проект егопереоборудования для транспортировки лодок. Однако, из-за дороговизны такойоперации было решено лодки оставить на Балтике.
Приемо-сдаточные испытания проводились в середине 1910 г.Во время испытаний выявилась большая перегрузка лодок — подлодки«Кайман» на 10,2 т, подлодки «Крокодил» на 12,8 т, подлодки«Аллигатор» на 13,3 т. 29 октября 1910 г. три лодки перешли изКронштадта в Ревель, где в зимний период 1910- 1911 гг. была осуществленапеределка лодок. Для облегчения лодок пришлось срубить наружный киль, уменьшитьвес сбрасываемого балласта, демонтировать колеса с приводами, переделывать8-цилиндровые моторы в 4-цилиндровые путем снятия передних четырех цилиндров.Вместо пушек в корме установили два торпедных аппарата Джевецкого.
Была изменена и кормовая надстройка — за рубкой установилистальную надстройку, в которой разместили спасательный буй, моторную шлюпку,устройство для погрузки торпед, глушитель и другое оборудование. Топливныецистерны из деревянной надстройки перенесли в стальную, что привело к снижениюзапаса бензина. Для увеличения плавучести в корме были установлены трипустотелых цилиндра.
В результате этих переделок лодки смогли погружаться сполным запасом торпед и топлива, но при этом снизились скорость хода идальность плавания. Лодки могли находиться под водой в течение суток. Испытанияпоказали хорошую управляемость как по курсу, так и по глубине. Переход изпозиционного положения в подводное занимал всего 4 минуты. Контроль запеределкой лодок осуществлялся техническими службами Отдела подводногоплавания, а перерасчеты плавучести и остойчивости осуществлялись Балтийскимзаводом, которому была передана подводная лодка «Дракон». В стройлодки вступили лишь во второй половине 1911 г. В этом же году заводу«Людвиг Нобель» были заказаны дизели для замены бензомоторов. Деталик дизелям изготавливались в Германии. В связи с начавшейся первой мировойвойной получить детали дизелей так и не удалось. В начале войны на всехподводных лодках были установлены артиллерийские орудия и пулеметы.
В конструктивном отношении подводные лодки типа«Кайман» являлись дальнейшим развитием лодок типа «Осетр».В проект «лодок-крейсеров» были заложены в основном все особенностипредыдущих лодок С. Лэка — однокорпусная конструкция, плоская деревяннаянадстройка, большая боевая рубка, система внутренних и наружных балластныхцистерн, «гидропланы», специальные устройства для выхода водолазов,колеса для передвижения по грунту, подводные якоря.
Для ускорения погружения лодок в подводное положениебалластные цистерны, расположенные в надстройке, заполнялись помпами, а длязаполнения балластных цистерн, расположенных в прочном корпусе, был примененкингстон большого размера. Была введена уравнительная цистерна для обеспечениянейтральной плавучести в подводном положении.
Часть недостатков,присущих лодкам С. Лэка, осталась. Так, деревянная палуба надстройки то высыхалапри спокойной солнечной погоде, то набухала при свежей погоде и в обоих случаяхвода попадала в палубные балластные цистерны. Большим недостатком следуетсчитать и применение бензомоторов, опасных при эксплуатации. Однако, несмотряни на что, лодки типа «Кайман» успешно участвовали в боевых операцияхв 1915-1916 г.г. на Балтийском море.
***
«Дракон»
Заложенав ноябре 1905 г. на заводе Крейтона на Охте в Петербурге. 14.06.1907 г. лодкеприсвоено наименование «Дракон». Спущена на воду 14 июня 1908 г.Из-за небрежности команды во время приема бензина 1 августа 1909 г. произошелвзрыв, задержавший строительство лодки. Хотя лодка еще не могла погружатьсяполностью, в октябре 1910 г. лодка была принята в казну для достройки за счетфирмы СЛэка. Учитывая необходимость выполнения большого объема достроечныхработ, а также работ по перерасчету плавучести и остойчивости всей серии лодоктипа «Кайман», вызванных обнаруженной на испытаниях перегрузкой, ПЛ«Дракон» не была передислоцирована в Ревель, как остальные лодкисерии, а оставлена на Балтийском заводе.
Послеокончания достроечных работ в июне-августе 1911 года были продолженыприемно-сдаточные испытания и лодка была окончательно принята в казну.
Использоваласьдля обучения личного состава учебного отряда подводного плавания, в 1911 годусовершила 20 погружений, во время которых прошла 57 миль. Принимала участие вманеврах в 1912 г., в 1913 г. отрабатывала тактику позиционной службы. В 1914г. совершила 6 боевых походов. 6 сентября 1914 г. германская эскадра во главе скрейсером «Блюхер», обнаружив надводные лодки «Дракон» и«Минога» покинула район, охраняемый подводными лодками; 12 октябрятого же года присутствие ПЛ «Дракон» заставило отступить другойгерманский крейсер (предположительно «Любек»). 14 мая 1915 г. ПЛ«Дракон» дважды неудачно атаковала крейсер «Тетис», 1 июля- крейсер «Бремен». Крейсер «Бремен» пытался таранить«Дракон», но лодка подводным маневрированием уклонилась от тарана.Уклонение затруднялось тем, что лодка теряла плавучесть и могла держать глубинутолько на полном ходу с дифферентом 4º на корму. 13 августа 1915 г.аналогичная история повторилась при попытке атаковать крейсер«Кольберг», который дважды проходил над подводной лодкой,находившейся на глубине 16,5 м.
ПЛ«Кайман» совершила 18 боевых походов, 37 суток находилась напереходах, 27 суток провела на боевых позициях. 9 октября 1916 г. приказомкомандующего флотом переведена в блокшив. В начале 1918 г. находилась в Ревеле,где 25 февраля захвачена германскими войсками. Предположительно уведена вГерманию, где разрезана на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 41 Ширина, м 4,2 Осадка, м 4,9 Водоизмещение надводное/подводное, т 409 / 482 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х400 / 2х200 Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,4 / 7,0 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 700 / 22 Глубина погружения, м 50
Вооружение47 мм артиллерийское орудие (установлено в начале войны) 1 37 мм артиллерийское орудие (установлено в начале войны) 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 2
***
«Кайман»
Заложена16 сентября 1905 г. на заводе Крейтона на Охте в Петербурге.
14.06.1907г. лодке присвоено наименование «Кайман».
Спущенана воду 28 ноября 1907 г.
30августа 1908 г. перешла в Кронштадт, где начались предварительные испытаниямеханизмов. К концу октября лодку перевели в Петербург к Новому Адмиралтейству,где проводились работы по достройке. Заводские испытания были продолжены вКронштадте, а затем с 30 октября в Бьерке-Зунде.
Учитываямножество выявившихся недостатков по согласованию с фирмой С. Лэка 20 ноября1909 г. лодка была принята в казну для достройки под наблюдением командиралодки. В зимний период 1909-1910 гг. на лодке проводились работы по устранениювыявившихся недоработок. Сдаточные испытания начались в июне 1910 г. ипроводились в Кронштадте и Бьерке-Зунде. 29 октября лодка перешла из Кронштадтав Ревель. Зимой 1910-1911 гг. в Ревеле выполнялись работы по переделкам лодки,вызванные определившейся на испытаниях перегрузкой. После проведениядополнительных испытаний, завершившихся 11.07.1912 г., «Кайман»25.8.1911 г. зачислена в состав кораблей действующего флота.
Использоваласьдля обучения личного состава Учебного отряда подводного плавания. В 1911 годусовершила 49 погружений, прошла 228 миль в подводном положении, пробыв подводой 38 часов. В 1912 году принимала участие в маневрах. В 1913 годуотрабатывала тактику позиционной службы. Принимала участие в первой мировойвойне, совершая кратковременные выходы на боевые позиции (в 1914 г. — 6 боевыхвыходов, в 1915 г. — 12). 15 июля и 10 августа 1915 г. принимала участие ватаках на германские линейные крейсеры. В этих атаках особенно проявились конструктивныенедостатки подводных лодок типа «Кайман» — потеря плавучести из-занамокания деревянной надстройки, обжатие деревянных конструкций при погружении,малый вылет перископа (около 0,5 м) — которые делали управление лодками приатаках чрезвычайно трудным, лодки обнаруживались противником до их выхода ватаку. Совершила 12 кратковременных боевых походов. 29 октября 1915 г.захватила германский грузовой пароход «Шталек» и сдала его дляконвоирования эсминцу «Ретивый». 9 октября 1916 г. «за ветхостью»сдана в Ревельский порт, где 25 февраля 1918 г. захвачена германскими войсками.Предположительно уведена в Германию, где разрезана на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 41 Ширина, м 4,2 Осадка, м 4,9 Водоизмещение надводное/подводное, т 409 / 482 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х400 / 2х200 Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,4 / 7,0 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 700 / 22 Глубина погружения, м 50
Вооружение47 мм артиллерийское орудие (установлено в начале войны) 1 Пулемет (установлен в начале войны) 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 2
***
«Крокодил»
Заложенав ноябре-декабре 1905 г. на заводе Крейтона на Охте в Петербурге. 14.06.1907 г.лодке присвоено наименование «Крокодил». Спущена на воду 10 июля 1908г. Достроечные работы растянулись до середины 1910 г. 20 ноября 1909 г. посогласованию с фирмой С. Лэка лодка была принята в казну для достройки за счетфирмы.
Сдаточныеиспытания начались в июле 1910 г. и проводились в Кронштадте и Бьерке-Зунде. 7октября лодка погрузилась на глубину 34,7 м, а 9 октября выполнила стрельбу изторпедных аппаратов. 29 октября лодка перешла в Ревель, где в зимний период1910- 1911 гг. проводились работы по устранению выявившихся на испытанияхнедостатков. После проведения дополнительных испытаний, завершившихся11.07.1911 г., подводная лодка «Крокодил» была зачислена в разрядкораблей действующего флота. Использовалась лодка для обучения личного составаУчебного отряда подводного плавания. В 1911 г. 40 раз погружалась, прошла подводой 199 миль. В 1912 г. участвовала в маневрах, в 1913 г. отрабатывалатактику позиционной службы.
Кначалу первой мировой войны из-за ненадежной работы бензиномоторов лодкаоказалась не в состоянии выйти в море под собственными двигателями. Первый раз11 августа 1914 г. лодка была выведена на позицию на буксире канонерской лодкой«Храбрый». 15 октября 1914 года лодка вышла на позициюсамостоятельно, но от паров бензина и выхлопных газов командир«угорел», и лодка вернулась в базу. Еще один выход в 1914 г. былсовершен вместе с подлодками «Е-1» и «Е-9».
29.4.1915г. на подводной лодке произошел взрыв бензиновой цистерны, 2 матроса в тяжеломсостоянии госпитализированы. 20.09.1915 г. при переходе в Ганге из-заотсутствия навигационных знаков на фарватере лодка села на мель, получив приэтом крен 57% на левый борт. Для снятия с мели был привлечен буксирный пароход«Аркона». В результате аварии были поломаны 3 шпангоута в районесредней цистерны, слегка помят киль, лопнуло 3 аккумуляторных бака. В 1915 г.«Крокодил» пытался атаковать германские крейсеры «Кольберг»и «Фон дер Танн», но атаки не удались, т.к. лодка из-за намоканиядеревянной надстройки теряла плавучесть. Для компенсации потери плавучестиприходилось откачивать воду и лодка всплывала, обнаруживая часть рубки, покоторой открывали артиллерийский огонь и даже пытались таранить лодку. Всего закампанию 1915 г. лодка совершила 4 кратковременных боевых похода, 8 сутокнаходилась на переходах, 7 суток провела на позициях. В базе находилась 203суток.
6августа 1916 г. подводная лодка «Крокодил», находясь в крейсерстве врайоне Седергамна, захватила германский пароход «Дестерро» (4000 т) сгрузом руды, который находился в шведских территориальных водах и шел подшведским флагом. Правительство Швеции заявило решительный протест правительствуРоссии. Командир подлодки «Крокодил» был снят с должности.Командующий флотом отказался от действий на коммуникациях торговых судов. 8октября приказом командующего флотом подлодка «Крокодил» «заветхостью» была сдана в порт. В начале 1918 г. лодка находилась в Ревеле,где 25 февраля была захвачена германскими войсками. Предположительно уведена вГерманию, где разрезана на металлолом.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 41 Ширина, м 4,2 Осадка, м 4,9 Водоизмещение надводное/подводное, т 409 / 482 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х400 / 2х200 Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,4 / 7,0 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 700 / 22 Глубина погружения, м 50
Вооружение47 мм артиллерийское орудие (установлено в начале войны) 1 Пулемет (установлен в начале войны) 1 Торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых) 4 Торпеды в наружных решетчатых аппаратах Джевецкого 2
Список литературы
Для подготовки даннойработы были использованы материалы с сайта www.navy.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.