Реферат по предмету "История техники"


Подводные лодки типа "Осетр"

Подводныелодки типа «Осетр»
Начавшаяся 26 января 1904 г. русско-японская война ипоследовавшие за этим потери русской эскадры потребовали от правительстваРоссии срочного усиления флота. Наряду с развитием строительства отечественныхподводных лодок были приняты меры по приобретению подводных лодок иностранныхфирм. В апреле 1904 г. у фирмы С. Лэка была приобретена подводная лодка«Protector», переименованная в «Осетр», и заключен контрактна поставку еще пяти однотипных лодок, первую из которых фирма обязаласьпоставить в течение 5 месяцев, а остальные 4 — через 7 месяцев.
По сравнению с подводной лодкой «Осетр» серийныелодки несколько отличались от прототипа — прочный корпус был увеличен в длинуна 1,02 м и в диаметре на 0,08 м, что привело к увеличению водоизмещения на25,0 куб. м, увеличен объем надстройки и выполнены некоторые другиеусовершенствования.
Лодки строились в США на одной из лучших верфей«Newport News Shipbuilding & Dry Dock Company» и в разобранномвиде доставлялись в Либаву, где по рекомендации Морского министерства натерритории военного порта фирма построила временные мастерские для сборки имонтажа лодок. Детали первой лодки были доставлены в Либаву к 8 ноября 1904 г.,а последней — в марте 1905 г. Из-за низкого качества доставляемых частейкорпусов подводных лодок, по словам заведующего командой подводных лодок типа«Осетр» лейтенанта П.К. Панютина, в Либаве лодки приходилось несобирать, а строить.
«25 января сего года я с 54 человеками команды прибылв Либаву, для наблюдения и работ при постройке подводных лодок. Здесь в Либавея застал мастерские г. Лэка самого небольшого размера, оборудованные двумянебольшими токарными станками, маленьким строгальным станком, двумя бормашинамии ленточной пилой. В этом и ныне состоит весь завод. Рабочих было около 30человек. Здесь я же застал лодки № 2 и № 3, из которых на лодке № 2 былиустановлены цилиндры моторов и небольшая часть машины, на № 3 только стоялицилиндры и наружный борт на три четверти даже не был склепан. Прибавив 54человека своих матросов, я просил ввести ночные работы, что и было американцамиисполнено. Работа пошла оживленнее. Прибывающие лодки вопреки моимпредположениям о том, что они прибудут в разобранном виде и их останется толькособрать, оказались только корпусами лодок, наполовину не склепанными и неоконченными, так что их теперь да и ранее прибывшие приходится не собирать, астроить. На лодках не прорезаны иллюминаторы, все забортные отверстия и т. п.,одним словом, они имеют вид просто неоконченных коробок, и здесь их приуказанной обстановке завода и количестве рабочих приходится строить вновь.Несмотря на неоднократные мои просьбы прибавить станков и рабочих, американцыэтого не делают… Такую работу нельзя назвать не только экстренной и спешной,но даже самой обыкновенной, причем один токарный станок непрерывно занятнарезкой болтов, потому что нет болторезной машины. Американцы сами неотвергают, что их работа далеко не спешная. По приезде сюда г. Лэка, на мойвопрос, когда истекают сроки готовности лодок, он прехладнокровно заявил, чтосроки давно уже прошли, а новых сроков не сообщил. Что же касается качествапроизводимых работ, то они более чем плохого. Клепка наружных болтов и цистернпроизводится с прокладкою окрашенной суриком парусиной, которая при постоянномнамокании и просыхании быстро сгниет, и тогда в швах останутся щели, свободнопропускающие воду. В некоторых местах, в особенности в углах, заклепкипоставлены так близко друг к другу, что почти не остается тела между ними, вместах где приклепываются угольники, частью расчеканено свинцом, медные фланцысоединяются железными болтами. Воздушные трубопроводы на лодке № 2 сделанывместо медных, частью оцинкованного железа, частью просто железные, иамериканцы на требование заменить их отказали мне… Мною было полученораспоряжение из Петербурга предложить американцам заменить обыкновенныепроводники бронированными и во всех ответвлениях поставить коробки, как этотребуется на военных судах, но американцы категорически отказались это сделать,заявив, что они этого не обязаны делать, а если в Петербурге этого желают, топусть пришлют проводники и коробки, а я это поставить должен своими людьми. Извсего вышеизложенного, т. е. небольшой части перечисления недостатковпостройки, можно усмотреть, что работа на лодках очень медленна и плоха и нетолько не удовлетворяет, как я бы полагал необходимым на таких лодках,требуемой артистичности работы, но представляет собою так называемую базарнуюили ученическую работу».
(Из рапорта лейтенанта П. К. Панютина о постройке американских лодокконструкции С. Лэка для России. Январь 1905 года.)
Собранные в Либаве лодки получили названия«Кефаль», «Палтус», «Бычок», «Плотва» и«Сиг». При заключении контракта не были оговорены штрафные санкции занарушение сроков сдачи лодок. Используя это обстоятельство, фирма С. Лэказатянула постройку лодок и первую из них «Кефаль» сдала только черезгод — 22 апреля, а остальные в июне-июле 1905 г.
Все лодки С. Лэка, кроме подводной лодки «Сиг»,были перевезены во Владивосток, где производилась их окончательная сборка идостройка. Учитывая отсутствие во Владивостоке хорошей заводской базы дляподводного кораблестроения, обученных специалистов, а также факт ведения в тотпериод боевых действий в войне с Японией, окончательная сборка лодок веласьспешно и некачественно, что явилось одной из причин разочарования специалистовфлота в подводных лодках. В связи с окончанием 5 сентября 1905 г.русско-японской войны участия в боевых действиях лодки типа «Осетр»практически не принимали.
Подводные лодки типа «Осетр» относятся коднокорпусным подводным лодкам. Прочный корпус разбит на три отсека, каждый изкоторых снабжен входным люком. В первом отсеке размещены устройства для выходаводолаза, что, по мнению С. Лэка, давало возможность перерезать телеграфныекабели, уничтожать минные заграждения, а в случае необходимости производитьспасение экипажа. В Учебном отряде подводного плавания в Либаве былаорганизована подготовка водолазов для подводных лодок типа «Осетр».Однако уже при рассмотрении проекта лодки комиссией Морского министерства и припоследующих испытаниях ПЛ «Осетр» был дан отрицательный отзыв овозможностях использования водолазов из лодки.
Над вторым (жилым отсеком) была установлена достаточнобольшая по размерам боевая рубка, в которой размещались все средства управленияподводной лодкой. В кормовой части боевой рубки была установлена стрела дляпогрузки торпеды через люк машинного отделения. Машинный люк и труба для выпускаотработанных газов с глушителем размещались в общем кожухе, по высоте равномвысоте боевой рубки. В прочном корпусе размещалась часть балластных цистерн,заполняемых через общую магистраль, что значительно увеличивало времяпогружения лодки в подводное положение. Снаружи прочного корпуса, в верхней егочасти, по всей длине лодки была установлена плоская надстройка, выполненная издеревянных брусьев, в плане повторявшая обводы прочного корпуса. В надстройкетакже размещались балластные цистерны, внутри которых в особых трубахразмещался бензин для моторов и баллоны со сжатым воздухом. В районе миделя науровне палубы надстройки были установлены дополнительные парные горизонтальныерули — «гидропланы», считавшиеся в то время технической новинкой.«Гидропланы» погашали остаточную плавучесть, обеспечивая погружениелодки «на ровный киль» и достаточно точное удержание глубины хода. Внижней части прочного корпуса были сделаны специальные ниши для выдвигавшихсячугунных колес, предназначенных для передвижения по грунту.
При испытаниях подводнойлодки «Осетр» колеса были признаны «весьма полезными» вкачестве средства, предохраняющего от ударов лодки о грунт при движении намелководье. Лодки были также оборудованы подводными якорями и сбрасываемым килем.По ходовым, мореходным и тактическим характеристикам лодки типа«Осетр» уступали подводным лодкам, находящимся в составе Российскогофлота. Это были малоавтономные, тихоходные лодки с бензиновыми двигателями и сочень большим временем погружения под воду. Низкое качество сборки лодокприводило к необходимости частых ремонтов. Однако, лодки эти эксплуатировалисьи в итоге сыграли определенную роль в деле подготовки подводников для русскогофлота и в разработке рекомендаций по совершенствованию тактико-технических характеристикотечественных подводных лодок.
***
«Кефаль»
Построенав США в 1904 г. Доставлена в разобранном виде в Либаву 8 ноября 1904 г. Сборкалодки закончилась 22 апреля 1905 г. Приемно-сдаточные испытания в Либаве непроводились. ПЛ «Кефаль» была доставлена во Владивосток 7 июля 1905г., окончательная сборка лодки проводилась в районе мыса Эгершельд наспециально оборудованной сборочной площадке. На воду спущена 5 августа 1905 г.Первое погружение совершила 12 октября.
С14 октября выходила в море для разведки по бухтам. 25- 26 ноября совершилапрактические погружения, находясь под водой 4 часа. На зиму 1905-1906 гг. ПЛ«Кефаль» самостоятельно перешла в бухту Новик на Русском острове, гдестоял транспорт «Ксения», выполнявший роль плавбазы подводных лодок.В зимний период на лодке перебрали механизмы, плохо собранные в Либаве. В 1906г. ПЛ «Кефаль» прошла в надводном положении 382 мили, погружалась 37раз, под водой находилась 49 часов 30 мин. Лодка удачно выполнила учебныеторпедные стрельбы по щиту с расстояния 3-4 кабельтовых.
Вфеврале 1907 г. от электрической искры, вызванной оплошностью одного изматросов, произошел взрыв аккумуляторных газов и пожар, в результате чего былавыведена из строя часть аккумуляторной батареи. Лодка использовалась для боевойподготовки и проведения отдельных опытных работ, в частности для определениявозможности и отработки плавания подо льдом. 19 декабря 1908 г., как писалбывший командир ПЛ «Кефаль» лейтенант В.А. Меркушев, «в 11 часов48 минут утра началось первое и единственное во всем мире плавание подводнойлодки под сплошным ледяным полем, хотя небольшой, в среднем, толщины, но затораскинувшимся по всему видимому горизонту». Лодка вначале шла в подводномположении, разрезая лед толщиной в 25 мм перископом, затем погрузилась наглубину 6-7 метров и в течение 1 часа 32 минут шла подо льдом, пройдя 4 мили.При всплытии лодка пробила ледяное поле, «подняв лед на себя».
Врезультате этого опытного плавания были разработаны рекомендации по подготовкелодок для плавания в зимних условиях и, в том числе, подо льдом. В 1911 г.лодка находилась в резерве. Используя это обстоятельство, на ней повысилипалубу в носовой оконечности для улучшения мореходности и устойчивости накурсе, выполнили ряд работ по механической части. В июне-июле 1914 г. на нейпроходили практику гардемарины. 13.04.1916 г. лодка сдана к порту.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 22 Ширина, м 3,6 Осадка, м 3,7 Водоизмещение надводное/подводное, т 153 / 187 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х120 / 2х65 Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,0 / 4,0 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 250 / 17 Глубина погружения, м 30
ВооружениеТорпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 1 кормовой) 3 Запасные торпеды в носу 2
***
«Осетр» (б. "Protector")
Подводнаялодка «Protector» построена в США в Бриджпорте. Спущена на воду 1ноября 1902 г. В декабре начались испытания под руководством С Лэка. В 1903 г.совершила шесть переходов протяженностью до 120 миль, погружалась на глубину до15 м, производила учебные стрельбы торпедами.
В1904 г. после проведения испытаний С. Лэк вновь предложил России приобрести ужеготовую лодку.
Контрактна покупку лодки был заключен 24 мая 1904 г. «Protector» былапогружена на зафрахтованный норвежский пароход «Фортуна» и отправленав Россию 23 мая. В Кронштадт пароход с подводной лодкой «Protector»прибыл 13 июня 1904 г. 18 июня 1904 г. «Protector» зачислен в спискироссийского флота и переименован в «Осетр». После приведения в боевуюготовность на Балтийском заводе 13 августа «Осетр» начал кампанию.
Приемочныеиспытания проводились в Бьерке-Зунде 25-28 сентября и закончились успешно.Комиссия пришла к выводу, что «Осетр» пригодна для прибрежнойобороны. После окончания испытаний лодка возвратилась в Кронштадт, где экипажпрошел обучение под руководством С. Лэка. В 20-х числах октября началасьподготовка для транспортировки лодки во Владивосток, что требовало большихдемонтажных работ.
К4 декабря лодка была погружена на специальный транспортер и отправлена поназначению, но из-за перегрева и даже возгорания букс, транспортировку пришлосьотложить. Лодка вместе с транспортером была возвращена на Путиловский завод,где транспортер был переделан на большее число осей. «Осетр» была отправленаво Владивосток 15 марта 1905 г., куда прибыла 18 апреля. На воду спущена 12 мая1905 г. До 8 июля на лодке выполнялись достроечные и ремонтные работы. С 24 по25 июля проводились приемные испытания. В плавании под водой лодка началатренироваться только со 2 августа 1905 г.
Послеввода в строй использовалась для несения дозора у островов Русский и Аскольд иразведки в бухтах. После заключения мира с Японией в сентябре были продолженымореходные испытания. 21 сентября лодка произвела первую стрельбу торпедами поучебной цели. Всего в 1905 г. «Осетр» прошла 200 миль в надводномположении и 8 миль — в подводном положении, погружаясь при этом 10 раз.
Эксплуатацияподлодки «Осетр», как и других лодок этого типа, в последующие годыпозволила сделать вывод о их малом боевом значении, об устарелости конструкции.Были предприняты меры по улучшению эксплуатационных качеств лодок этого типа — в июне 1910 г. заводу Нобеля были заказаны 12 дизелей мощностью по 120 л.с.взамен существовавших бензомоторов. Их предполагалось установить на лодки в1912 г. Однако, 18 мая 1912 г. совещание офицеров постановило — после окончаниякампании сдать «Осетр» к порту и использовать ее для усилениябокового заграждения. Учитывая отсутствие средств на капитальный ремонт,решением МГШ от 27 июля 1913 г. было предписано подводную лодку«Осетр» сдать к порту. 5 августа 1913 г. лодка исключена из списковфлота и 10.03.1914 г. сдана в порт.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 20,6 Ширина, м 3,4 Осадка, м 3,7 Водоизмещение надводное/подводное, т 136 / 174,4 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х120 / 2х65 Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,0 / 4,0 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 250 / 17 Глубина погружения, м 30
ВооружениеТорпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 1 кормовой) 3 Запасные торпеды в носу 2 Ширина с ограждением рулей — 4,32 м.
***
«Сиг»
Построенав США в 1904 г. Лодка была доставлена в Либаву в разобранном виде только 24января 1905 г. Сборка лодки завершилась во второй половине июля 1905 г. 18-24июля проводились приемно-сдаточные испытания.
ПЛ«Сиг» достигла максимальной скорости хода в надводном положении 8,3узла, погружалась на глубину до 35 метров, ходила по грунту на колесах,выполнила торпедные стрельбы на 5-узловом ходу. Комиссия под председательствомконтр-адмирала Э.Н. Щенсновича сделала вывод о достаточности проведенныхиспытаний для приемки ПЛ «Сиг». Для других лодок типа«Осетр» комиссия потребовала устранения замечаний, выявленных на ПЛ«Сиг», таких как неудовлетворительная стрельба из торпедныхаппаратов, отсутствие минбалки для погрузки торпеды через кормовой люк,отсутствие шпиля, вентиляции аккумуляторной батареи и др.
15августа ПЛ «Сиг» в сопровождении парохода «Работник» вышлаиз Либавы в Кронштадт, куда прибыла через 13 дней, пройдя в очень свежую погоду558 миль. В Кронштадте во время доковання на лодке увеличили ниши торпедныхаппаратов, сделали рельсовый путь для подачи торпеды к кормовому торпедномуаппарату, устранили неисправность рулевого устройства. На обратном пути изКронштадта в Либаву, погрузившись у маяка Грохара на глубину 7,3 м, прошлаузкий извилистый проход Густавсверт, вошла на рейд, всплыла и ошвартовалась упортовой пристани Гельсингфорса.
1ноября 1905 г. ПЛ «Сиг», войдя на либавский рейд, поразила тремяторпедами учебную цель. Этими эпизодами ПЛ «Сиг» зарекомендовала себяс положительной стороны и в конце 1905 — начале 1906 г. была включена в составУчебного отряда подводного плавания, комплектация которого началась в этотпериод. В 1906 г. ПЛ «Сиг» успешно завершила большой переход почти повсему Балтийскому морю. С 1.03.1907 г. находилась в вооруженном резерве.24.7.1907 при переходе в Котку,.находясь вблизи транспорта«Хабаровск», ударилась на ходу о винт транспорта, получила пробоину вводолазном отсеке. Пробоину заделали силами отряда подводного плавания, нозатем перевели в Гельсингфорс, где ПЛ была поставлена в док.
В1908 г. лодка принимала участие в больших маневрах флота, однако войти всоприкосновение с наступающим отрядом не смогла. Командир лодки лейтенантДмитриев 7-й отмечал, что лодка предоставленная сама себе слишком беспомощна ислепа и для действия вдали от баз ей необходим обеспечивающий миноносец,выполняющий роль разведчика и конвоира. Летом 1910 г. ПЛ «Сиг»находилась в доке. 8.02.1911 г. ПЛ «Сиг» перечислена в разряд судов2-го резерва. Лодка без ограничений использовалась в учебных целях вплоть до1913 г. 13 ноября 1913 г. из-за технического состояния ПЛ «Сиг» былозапрещено выходить за пределы аванпорта и погружаться на глубину свыше 10,5 м.18 июня 1914 г. Морской министр предписал «по непригодности к дальнейшейслужбе» ПЛ «Сиг» сдать к порту. 26 июня 1914 г. лодка исключенаиз списков флота.
Тактико-техническиеэлементыДлина, м 22 Ширина, м 3,6 Осадка, м 3,7 Водоизмещение надводное/подводное, т 153 / 187 Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 2х120 / 2х65 Скорость надводного/подводного хода, узл. 8,0 / 4,0 Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 250 / 17 Глубина погружения, м 30
ВооружениеТорпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 1 кормовой) 3 Запасные торпеды в носу 2
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.navy.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Rupert
Реферат Організація середовища для моделювання змішаної системи освіти на прикладі Факультету мистецтв Криворізького
Реферат Малі тіла Сонячної системи
Реферат Финансовый анализ предприятия
Реферат Ради чего стоит жить или почему погасло сердце Данко Старуха Изергиль АМГорького
Реферат SelfEsteem Understanding The Concept Essay Research Paper
Реферат Was wollte der Autor in seinem Marchen sagen?
Реферат Финансовая политика в условиях инфляции ООО "Лада"
Реферат Хозяйственная и предпринимательская деятельность
Реферат Моделирование систем и сетей связи на GPSS
Реферат Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии
Реферат Реализация целей журналистики на практике
Реферат Проектирование АИС по учету продаж бытовой техники
Реферат Применение теории мотивации для повышения эффективности управления персоналом
Реферат Books and libraries