Рефератпо истории
На тему: Участие Узбекистана в международной жизни.
Выполнил: Каримов Рустем
Группа №11
Содержание
Титульныйлист__________________________________ стр.1
Содержание_____________________________________стр.2
Вступление______________________________________стр.3
Узбекистан — полноправныйчлен авторитетных
международных организаций______________________ стр.4
Связи Узбекистана сЕвропой_______________________ стр.5
Связи Узбекистана с Ближним,
Средним Востоком и арабскимистранами____________ стр.9
Связи Узбекистана со странамиДальнего Востока и
Тихоокеанскогорегиона___________________________ стр.9
Узбекистан в системе СНГ иотношения
Узбекистана сРоссией____________________________ стр.10
Взаимоотношения Узбекистана сСША______________ стр.12
Узбекистан благодаря своемугеостратегическому положению, богатствам недр, и, главным образом, благодарятрудолюбию и таланту узбекского народа давно признан миром. К нашей странетянулись руки не только друзей. Наша красивая и богатая земля манилазавоевателей. За минувшие тысячелетия наша страна подвергалась нашествиям неоднажды. Здесь побывали фаланги Александра Македонского, арабы, ордыЧингизхана, а в конце ХIХ векавторгалась Россия, колониальный режим которой, включая режим советской власти,длился более ста лет. Наш народ после каждого нашествия восстанавливал своюнезависимость и вот вновь, как прежде, к нам пришел светлый праздник Деньнезависимости – 31 августа 1991 года, но теперь навсегда, навечно.
Независимое развитие предполагаетобязательное вхождение самостоятельного государства в мировую политическуюсистему. Отсюда естественное стремление Узбекистана к укреплению собственногосуверенитета посредством внедрения в мировую систему на правах ее полноправногочлена. На пороге ХХIвека произошло коренноепреобразование соционально – политической обстановки в мире. Последние десятьлет ХХ века на смену политике «с позиции силы» пришла политика разумногогражданского диалога. Узбекистан, несмотря на свою относительную молодость вкачестве независимого государства, стал играть заметную роль на мировойполитической арене. Появился новый взгляд на развитие человечества в целом,серьезные сдвиги произошли в области коммуникаций, заметное влияние на жизньчеловечества приобрело дальнейшее развитие международных отношений. В то время,когда усилились процессы интеграции и стремления людей к объединению, появиласьнеобходимость сохранения национальных особенностей и духовного наследияпосредством проведения независимой политики.
Благодаря своему географо-политическомуположению, Узбекистан занял должное место в мировом сообществе. Подтверждениемтому служит следующее:
1. Узбекистан занимает выгодно географо-политическоеположение, так как располагает в Центральной Азии богатейшими энергитическамиресурсами и разветвленной транспортной сетью.
2. В Узбекистане проживает большая часть населения центральноазиатскогорегиона. Научно-технический потенциал Узбекистана превосходитнаучно-технический потенциал соседних стран.
3. Узбекистан располагает богатыми природными ресурсами.Это в первую очередь плодородные орошаемые земли и минерально-сырьевая база,необходимая для поддерживания промышленного потенциала республики. Узбекистанспособен не только удовлетворить собственные потребности в продовольствии, но иосуществлять экспорт ценнейшей сельхозпродукции, в частности хлопка. Крометого, наша страна обладает серьезными возможностями в области поставки намировой рынок экологически чистых овощей и фруктов.
4. Наше государство располагает возможностьюэкспортировать такие ценнейшие виды сырья, как нефть и газ. Кроме того,Узбекистан располагает всем необходимым для развития современных отраслейпромышленности, например микрорадиоэлектроники.
5. Узбекистан занимает своё особое место в развитиицивилизации. Располагая богатым духовным наследием, Узбекистан издавна оказывалбольшое влияние на мировые политические и социальные процессы.
2 марта 1992 года Республика Узбекистанвпервые в своей истории сталаполноправным членом Организации Объединенных Наций. Узбекистан выступил синициативой создания постоянно действующего в регионе органа, в центре вниманиякоторого стояли бы такие проблемы, как стабильность и безопасностьцентральноазиатского региона, конфликты в Таджикистане и Афганистане, борьба снаркобизнесом, Аральский экологический кризис и т.д.
ИнициативаПрезидента РУз нашла поддержку, и в феврале 1993 г. в Ташкенте началопредставительство ООН в Узбекистане. Также в нашей стране действует рядотраслевых представительств ООН (Верховного Комиссара по делам беженцев,Всемирной организации здравоохранения, Детского Фонда и др.).
Вфеврале 1992 г.Узбекистан стал полноправным членом другой авторитетной международнойорганизации – ОБСЕ. На очередном заседании ОБСЕ, которое состоялось 9-10 июля 1992 г., присутствовал ивыступил с речью Президент Узбекистана И.А. Каримов, что свидетельствовало обуспешном вхождении республики в мировое сообщество.
ПринятиеУзбекистана в ООН открыло широкие возможности для пропаганды его миролюбивойполитики. Участие и выступление И.А. Каримова на 48-й сессии ООН имело важноезначение для укрепления связей нашего государства с внешним миром.
РеспубликаУзбекистан вошла в число 105 государств, примкнувших к движениюнеприсоединившихся стран, а также стал членом Межпарламентского Союза.Республика регулярно участвует в конференциях Межпарламентского Союза иассамблеях ОБСЕ. Председатель Олий Мажлиса был избран вице-президентомАссамблеи ОБСЕ. В ряде этих и других международных форумах представителиУзбекистана выступили с важными инициативами.
Начинаяс первых лет независимости, Председатель Олий Мажлиса Э.Х. Халилов, с цельюукрепления межпарламентых связей, посетил Австрию, Германию, Испанию,Швейцарию, Бельгию, Болгарию, Пакистан, Турцию, Южную Корею и другие страны. Всвою очередь Олий Мажлис Республики Узбекистан посетило 13 парламентскихделегаций, в их числе делегации ФРГ, Японии, Кувейта, Латвии, Пакистана,Болгарии и Турции, официальные правительственные делегации Швейцарии, Китая,ФРГ и Литвы. Кроме того, Олий Мажлис принял около 30 представителей различныхпосольств и представительств.
Парламентскаяделегация Узбекистана посетила США, ФРГ, Турцию и другие страны.
РеспубликаУзбекистан является членом ряда авторитетных международных организаций вобласти экономики, науки, техники и культуры (Мировой банк, Международныйвалютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Международныйолимпийский комитет и т.д.). Узбекистан в качестве независимого государстваподписал ряд конвенций и протоколов ООН, ОБСЕ и СНГ. За прошедшие годыУзбекистан ориентировался в своей внешней политике на развитие и укреплениесвязей с передовыми развитыми странами. Тесное сотрудничество с США, Германией,Францией, Италией, Великобританией, Японией, Южной Кореей, Турцией и другимиразвитыми странами стало приносить свои результаты. Новшеством во внешнейполитике стал Договор о вечной дружбе с Турцией.
В Ташкенте 15-16 сентября 1995 г. состоялся семинар«Центральная Азия: безопасность и сотрудничество», на котором обсуждались актуальныепроблемы региона. В работе семинара приняли участие представители 31 страны ишести международных организаций. В центре внимания собравшихся находился вопроспредупреждения конфликтных ситуаций в регионе.
ВизитПрезидента И. Каримова в ФРГ, Францию и Великобританию открыл новую эру всотрудничестве Узбекистана с Европой, За годы независимости креплиэкономические, торговые и культурные связи.
Вконце апреля 1993г. состоялся официальный визит Президента Узбекистана вГерманию.
И.Каримов встретился с Федеральным канцлером Германии Гельмутом Колем. Стороныподписали взаимовыгодные договоры по культурному обмену, обсудили проблемуинвестиций, совместных научных исследований и договорились о созданииспециального фонда для поддержки интеллектуального потенциала. ДелегацияУзбекистана ознакомилась с промышленном производством Германии. Визит былплодотворным и заложил прочный фундамент будущего сотрудничества. Состоялисьвстречи с руководителями компаний «Дойче банк», «Мерседес-Бенц», и «Сименс»,результатом которых стали важные деловые договоренности. В частности, былонамечено строительство в Хорезме завода по сборке грузовых автомобилей присодействии компании «Мерседес-Бенц». Другим важным результатом стало созданиесовместной межгосударственной узбекско-германской комиссии по вопросамсотрудничества. В Ташкенте открылись двусторонняя торгово-экономическая палатаи посольство ФРГ, стали летать самолеты по маршруту Ташкент – Франкфурт. ВТашкенте открылось отделение «Дойче банка». Еще более упрочились связи междудвумя странами после визита в Узбекистан Федерального Президента ГерманииРомана Герцога. Он выразил глубокое удовлетворение, ознакомившись с условиямижизни 50-тысячной немецкой диаспоры в Узбекистане.
9-12 июня 1994 г. государственнаяделегация Узбекистана посетилаГолландию, где провела переговоры с королевой Беатрикс и премьер-министромРудольфом Любберсом. Члены узбекской делегации посетили сельскохозяйственные иживотноводческие фермы. Итогом визита стало подписание двустороннего протоколао торгово-экономическом сотрудничестве и совместного заявления о принципахсотрудничества между двумя странами. Стороны договорились о поставках вУзбекистан передовых современных аграрных технологий, семян и породистогоскота.
С первых дней независимости Узбекистанприступил к установлению и развитию дружеских связей с Францией. В концеоктября 1993 г.Делегация Узбекистана посетила с официальным визитом Францию, что заложилоосновы сотрудничества между двумя странами. Президент И. Каримов встретился сПрезидентом Франции Ф. Миттераном и другими её руководителями, а такжепредставителями французской общественности. Во время приёма Ф. Миттеран в своей речи отметил: «Узбекистан, занимающийлидирующее положение в центральноазиатском регионе, может стать надежным мостоммежду Востоком и Западом. Узбекистан с его богатой историей и традициями,давший человечеству гениев с мировым именем, во все времена притягивал вниманиеФранции. Можно с уверенностью сказать, что после этой встречи ваша странастанет для нас еще ближе».
По завершении визита стороны подписалидоговор о дружбе и сотрудничестве и ряд других документов в области развитиякультурных, научных, технических связей, а также документ о взаимныхинвестициях и их защите. Национальный банк Узбекистана подписал соглашение скрупным французским банком «Кредит коммерсиал де Франс», которое предусматривалоинвестирование проекта по строительству в Бухаре современногонефтеперерабатывающего завода. Была достигнута договоренность с известнымнефтехимическим концерном «Эльор-акитен» и фирмой «Техник" о строительственефтеперерабатывающего завода в Бухаре. Финансовое обеспечение строительства былавозложена на банк «Кредит коммерсиал де Франс», куда Узбекистан в качествегарантии внес средства. 25 – 27 апреля 1994г. Президент Франции Ф. Миттеранпосетил Узбекистан с официальным визитом, во время которого стороны подписалисоглашение о сотрудничестве между министерствами иностранных дел, о свободе передвиженияграждан двух стран в Узбекистане и Франции, а также декларацию о сотрудничествев области развития воздушного сообщения между двумя странами. Во время визитаПрезидента Узбекистана во Францию в апреле 1996г. стороны подписали конвенциюоб исключении двойного налогообложения и финансовый протокол.
Узбекистан развивает связи и с другойкрупной державой Европы – Великобританией. В июне 1993 г. состоялся визит вУзбекистан принцессы Анны. Она ознакомилась с бытом и условиями жизни народаУзбекистана и с историческими памятниками древнего Самарканда. В октябре 1993 г. Узбекистан софициальным визитом посетил глава МИД Великобритании Даглас Хоган. Во времявизита стороны подписали договор о сотрудничестве в области культуры иобразования, а также соглашение об исключении двойного налогообложения.
Вноябре 1993 г.официальная делегация республики во главе с И. Каримовым посетилаВеликобританию. Руководитель нашей страны встречался с королевой Елизаветой IIи премьер-министром Дж. Мейджором. Стороны подписалиряд договоров в области экономики, защиты инвестиций, воздушного сообщения исвободного передвижения граждан. Состоялись встречи с руководством известногобанка Ротшильдов и Европейского банка реконструкции и развития, которыезавершились подписанием ряда документов. ЕБРР выделил Узбекистану 150 млн.$ нанужды золотодобывающей отрасли. Важное значение для практических нуждУзбекистана имело подписание договора с компанией «Лонро». Состоялись переговорыо продаже хлопкового волокна на мировом рынке через Ливерпульскую ассоциациюхлопкопроизводителей. Стороны заключили соглашение об открытии воздушной линии«Ташкент-Лондон». В начале 1996 г. в столице начало свою работу отделение Британскогосоюза.
Наша страна поддерживает политические,дипломатические, экономические и культурные связи с Финляндией, Австрией,Бельгией, Швейцарией, Италией, Испанией, Грецией, Польшей, Венгрией, Чехией,Словакией, Хорватией, Болгарией и другими европейскими странами. Немаловажноезначение для престижа Узбекистана имело открытие в Швейцарии в г. Альтендорфторгового дома Республики Узбекистан. Это учреждение является одновременнопредставительством Узбекистана в Швейцарии, которая по праву считается центроммирового бизнеса и торговли. В октябре 1995 г. в Женеве состоялась конференция«Приватизация в Узбекистане: возможности для сотрудничества».
Вноябре того же года в Лондоне состоялась конференция на тему «Бизнес вУзбекистане», где обсуждалась проблема экономических реформ. В Штутгарте былаорганизована выставка «Великий шелковый путь: Узбекистан», которая познакомилаширокую общественность с возможностями Узбекистана.
Выступлениепрезидента Узбекистана на ежегодной деловой встрече в Давосе произвело большоевпечатление на ее участников, руководителей государств и правительств, банкирови бизнесменов и имело важное значение для привлечения зарубежных инвестиций вУзбекистан.
Углубление и развитие связей Узбекистана сзападноевропейскими странами способствовало активации торговли. Например, в1998г. Узбекистан экспортировал в европейские страны товаров на 537,4 млн.долларов, в то время как доля импорта в тот же период составила 335,0 млн.долларов.
Установление и развитие связей с ЕвропейскимСоюзом способствовали росту авторитета Узбекистана в мировом масштабе.«Подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Узбекистаном иЕвропейским союзом на столь высоком форуме – это, безусловно, важное событие,знаменующее новый, повторный этап наших отношений. Эти отношения мырассматриваем как один из приоритетов своей внешней политики, направленной наинтеграцию нашей страны в международное сообщество и мировое хозяйство. Вместес тем мы с признательностью отмечаем, что подписание этого документа – этополитическая поддержка независимости и суверенитета нашего молодогогосударства», — подчеркнул президент И.А.Кримов, выступая в замке «Фортеза деБассо» во Флоренции в июне 1996г. перед руководителями государств иправительств, собравшихся на очередной саммит, во время саммита был подписандоговор о партнерстве и сотрудничестве.
Работа над этим соглашением началась еще1994г. После глубокого изучения вопроса Европейской комиссией и Союзом, а такжеЕвропарламентом ЕС в конце 1995г. принял решение о начале переговоров. Всередине 1996г. начались официальные переговоры между сторонами. Переговорымежду Республикой Узбекистан, Европейской комиссией и членами ЕвропейскогоСоюза велись в Брюсселе (1-й раунд) и Ташкенте (2-й раунд). Договор былподписан 21 июня 1996г. во Флоренции на совещание руководителей государств иправительств Европейского Союза.
Договорот имени Узбекистана подписал президент Ислам Каримов.
Благодаряподписанию этого договора, Узбекистан вступил в сотрудничество с 15европейскими государствами на официальной правовой основе. Договорпредусматривает сотрудничество в политической, правовой, экономической,инвестиционной, финансовой, научно-технической и многих других сферах. Стороныдоговорились о создании благоприятных условий для взаимной торговли и освободном транзите товаров на территории своих стран. В общем, Узбекистанблагодаря сближению с Европейским Союзом получил доступ передовому европейскомуопыту и современным технологиям.
Немалая заслуга в подготовке и подписаниидоговора о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом принадлежит ОлийМажлису.
В Европарламенте в начале 90-х годов былаорганизована группа по связям с Центральной Азией и Монголией. Представителиэтой группы дважды посетили Узбекистан с официальным визитом и всестороннеознакомились со структурой и деятельностью Олий Мажлиса. В свою очередьпредседатель комитета по международным делам и межпарламентским связям ОлийМажлиса Э. Вахидов возглавил группу по связям с Европарламентом с узбекскойстороны. Встреча руководителя группы посвязям с Центральной Азией и Монголией при Европарламенте Р. Камисона Асенсио сПредседателем Олий Мажлиса Республики Узбекистан Э. Халиловым в Брюсселе вмарте 1998 г.придала новый импульс развитию двусторонних отношений. На специальной встречерассматривалась проблема скорейшей ратификации договора о партнерстве исотрудничестве. Спустя некоторое время договор был ратифицирован обеимисторонами.
В договоре были четко обозначены обязанностисторон. Статьями 83-85 договора предусмотрено создание межпарламентскогокомитета, представленного членами узбекского и европейского парламентов.Комитет выполняет функцию форума, на котором стороны обмениваются мнениями.Стороны поочередно председательствуют в комитете.
Договор о партнерстве и сотрудничестве Узбекистанас Европейским Союзом представляет собой соглашение, основанное на равноправиисторон. Его практическая ценность состоит в том, что он позволил Узбекистануболее активно включиться в общемировую политику и экономику.
За годы независимости географиявнешнеполитической связей Узбекистана значительно расширилась. Узбекистанцеленаправленно стремился к установлению связей со странами. Ближнего иСреднего Востока, а также арабским миром. Основу внешнеполитических связей сарабскими странами заложили визиты президента Узбекистана И. Каримова в Турцию,Пакистан и Иран. Государственная делегация Республики Узбекистан посетила софициальным визитом Саудовскую Аравию и Египет, где были подписаны договоры исоглашения в области экономики, науки и культуры.
Во время визита в Узбекистан руководителейгосударств и правительств Турции, Ирана, Пакистана и Индии был подписан рядмежгосударственных соглашений. Турция открыла в Узбекистане около 200совместных предприятий. Оборот между странами в 1997г. составил 30 млн.долларов.
ВУзбекистане работает около 120 совместных предприятий, созданных на базекрупных пакистанских фирм «Табани», «Меркурий», «Метро» и др. Развиваются связии с Индией. Примером тому – современная гостиница на 600 мест, построенная вТашкенте индийской фирмой «ТАТА Прожектс ЛТД».
Узбекистан, Пакистан, Иран и Турция создалив ноябре 1992г. региональную организацию по экономическому сотрудничеству.
В мае 1992г. в Ашхабаде Узбекистан,Казахстан, Туркменистан, Иран, Турция и Пакистан подписали договор остроительстве трансазиатской железной дороги Теджен – Серахс – Мещхед, а такжеобсудили вопрос о создании таможенной службы и подготовке для нее кадров.
В соответствии с договором в течение 1992 –1996гг. была построена железная дорога протяженностью 295 километров,соединившая Мешхед с Тедженом.
Вступившая в строй при участии Узбекистанажелезная дорога значительно сократила время пути и Азии в Европу.
Узбекистан также наладил внешнеполитические связис такими странами Дальнего Востока и Тихоокеанского региона как Южная Корея,Индонезия, Япония, Малайзия, Китай, Таиланд, Австралия и др. На раннем этапенезависимости Узбекистан установил дипломатические отношения с КитайскойНародной Республикой (КНР). Визиты министра по внешнеэкономическим связям иторговле КНР Ли Ланзиня в Узбекистан в январе 1992 г. и Ислама Каримова в КНРв марте того же года позволили наладить регулярные контакты между двумястранами. Стороны подписали около 20 документов. Начиная с 1994 г. Китай начал закупатьу нас самолеты Ил-76 и Ил-114. В Узбекистане действует свыше 78 совместныхкитайско-узбекских предприятий.
Установление дипломатических отношений сЮжной Кореей в марте 1992 г.явилось очередным успехом внешней политики Узбекистана. Во время визитаПрезидента Узбекистана в Южную Корею в июне 1992 г. стороны подписалиДекларацию о техническом сотрудничестве, а также ряд соглашений в области экономики,торговли и культуры. Стороны договорились о строительстве в городе Асака1992-1996 гг. с помощью крупной корпорации ДЭУ автомобильного завода«УзДЭУавто», который был построен и сдан в в эксплуатацию в июле 1996 г.
В мае 1994 г. государственная делегация Узбекистанапосетила с официальным визитом Японию, что оживило сотрудничество между двумястранами. Доказательством тому действующие в Узбекистане представительстватаких компаний, как «Мициу и К* ЛТД», «Мицубиси корпорейшн», «Сумитомокорпорейшн», «Чори» и др. Япония вложила свой капитал в Кокдумалакскоенефтегазоконденсатное месторождение, в Бухарский нефтеперерабатывающий завод, всеть телекоммуникаций. Официальный визит Президента Узбекистана Ислама Каримовав июне 1992 г.в Индонезию и Малайзию заложил основу будущих двусторонних отношений. Неменьшее внимание уделяет Узбекистан налаживанию связей с Таиландом, Австралиейи другими странами Тихоокеанского бассейна.
РуководителиАзербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана. Кыргызстана, Молдовы, России,Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины собрались 21 января 1991 г. в Алма-Ате, гдеобсудили вопрос создания Содружества Независимых Государств. Образование СНГстало важным событием конца ХХ века. С тех пор состоялось несколько заседанийСНГ, которые приняли целый ряддокументов. Достигнутые соглашения преследовали цель возрождения утраченныхэкономических, культурных, военных и других связей в новых условиях, когдапрежние союзные республики стали выступать в качестве независимых государств.
Узбекистан в первую очередь проявилзаинтересованность в установлении равноправных и дружеских отношений сРоссийской Федерацией, которая, как известно, располагает богатейшимивозможностями, в том числе и сфере промышленного производства. Данноеобстоятельство было точно подмечено Президентом И. Каримовым: «Россия была иостается великой державой, как в экономическом, так и в военно-техническомотношении. Поэтому Узбекистан стремится к сотрудничеству и дальнейшемусближению с Россией в создании системы коллективной безопасности и в целом ввопросе об интеграции в рамках СНГ, в укреплении связей, установлениистратегического сотрудничества. Следует отметить, что это сближение внациональных интересах не только Узбекистана, но и России, потому чтостабильная ситуация и партнерство с ближайшим соседом всегда были в сфереприоритетных интересов любого государства».
Важное значение имела встреча членов СНГ 25мая 1992 г.На этой встрече Узбекистан выступил с инициативой создания системы коллективнойбезопасности в рамках СНГ. Предложение Узбекистана нашло общую поддержку, исоответствующий договор был подписан.
Другое направление внешней политикиУзбекистана охватывало развитие как многосторонних, так и двухстороннихотношений со странами СНГ. Этой цели отвечал визит официальной делегацииУзбекистана по приглашению Президента России Б.Н. Ельцина в Москву, которыйсостоялся в конце мая 1992 г.В ходе визита были подписаны важные документы, Закрепившие климатвзаимоуважения и добрососедства между двумя странами. В тот же день президентыБ. Ельцин и И. Каримов подписали договор об основах межгосударственныхотношений между двумя странами.
Официальный визит председателя правительстваРоссийской Федерации В. Черномырдина в июне 1995 г. и неоднократныевстречи министра иностранных дел Е. Примакова с руководством Узбекистанасвидетельствовали о стремлении России к расширению равноправных отношений сУзбекистаном.
В конце марта 1997 г. В кремле состоялось закрытоезаседание, на котором с глазу на глаз встретились президенты государств-членовСНГ. Затем в Екатерининском зале Московского Кремля состоялась официальнаявстреча государственных делегаций, где обсуждались вопросы выполнения принятыхрешений; рассматривалась концепция оживления интеграционных процессов ипроблема коллективной безопасности, включая ситуацию вокруг «горячих» точек, атакже целый ряд других актуальных задач, включаю ближайшую перспективу самогоСодружества.
В октябре 1998 г. Президент РоссийскойФедерации Б. Ельцин посетил с официальным визитом Узбекистан. И.А. Каримов иБ.Н. Ельцин обсудили во время переговоров состояние отношений между двумястранами и их развитие в будущем, а также обменялись мнениями по актуальныммировым и региональным проблемам. Стороны подтвердили свою приверженностьположениям Договора о дружбе и сотрудничестве от 2 марта 1994 г. и выразилиготовность к расширению двусторонних связей на основе уважения национальногосуверенитета и взаимного доверия.
Другимитогом встречи стало подписание договора об экономическом сотрудничестве на1998- 2007 гг. между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией,направленного на развитие производственной кооперации, инвестиционное инаучно-техническое сотрудничество, расширение торговли и укреплении связи междухозяйствующими субъектами.
Президентывыразили желание активизировать деятельность межправительственной комиссии поэкономическому сотрудничеству.
Россиявыразила удовлетворение по выводу открытия в Узбекистане своего консульскогопредставительства и готовность учитывать интересы Узбекистана.
Сторонырешили провести дополнительные консультации по вопросу статуса своих граждан изащиты их прав при выезде за пределы договаривающихся государств, а такжеобсудить проблему миграции рабочей силы.
Сторонырешили и впредь сотрудничать вместе с ООН и другими международнымиорганизациями в деле нормализации обстановки в Таджикистане, строгопридерживаясь общих договоренностей. Президенты призвали противоборствующиестороны Таджикистана проявить политическою волю и государственную мудрость воимя достижения мира.
И.А.Каримов и Б.Н. Ельцин выразили озабоченность разрастанием военного конфликта вАфганистане, который таит серьезную опасность для стран Центральной Азии иРоссии, и подписали совместное заявление о положении в этой стране.
ПрезидентыРоссии и Узбекистана согласились с необходимостью реформирования структур имеханизмов СНГ с учетом новых реалий. Стороны решили продолжить поиск путей дляукрепления авторитета и органической целостности СНГ.
За годы независимости между Узбекистаном и США стали развиватьсясвязи в политической, экономической и военной областях. В 1992 г. в Ташкенте иВашингтоне были аккредитованы послы двухстран, в апреле 1995 г.Узбекистан посетил министр обороны США Уильям Пери, после чего СоединенныеШтаты посетил министр обороны нашей страны. Важным событием стала встречаПрезидента Узбекистана с вице-президентом США Альбертом Гором, котораяпроходила в Белом доме в октябре 1995 г.
К началу 1996 г. на базе американскихинвестиций в Узбекистане действовало около 200 совместных предприятий. В ихчисле совместное предприятие по добыче золота и серебра, созданное присодействии американской компании «Ньюмонт Майнинг корпорейшн» в районе Мурунтауского месторождения(Навоийскаяобласть). В Ташкенте зарегистрированы представительства 28 американскихкомпаний, фирм и банков.
В июне 1996 г. И. Каримов посетил софициальным визитом соединенные Штаты Америки, где он встретился с Биллом Клинтоном.Встреча имела больше значение для развития двухсторонних связей между двумястранами и для интеграции молодого независимого государства в мировоесообщество.
Президентыобеих стран обсудили вопросы политического и экономического сотрудничества, атакже обменялись мнениями о ситуации в центрально азиатском регионе. ПрезидентСША отметил лидирующую роль Узбекистана в ценральноазиатскомрегионе и выразил надежду на тесное сотрудничество двух стран в интересахбезопасности и на благо народов.
Вовремя визита в США 5 февраля 1997 г. Президента И. Каримова принял госсекретарь. Стороныобсудили ряд вопросов, касающихсярасширения экономического и культурного сотрудничества. Установление прочныхсвязей с такой великой державой, как Соединенные Штаты Америки, являетсяприоритетом стратегией внешней политики Узбекистана.
Заметновыросли внешнеторговые связи Узбекистана с Соединенными Штатами Америки.Например, в 1998 г.Узбекистан экспортировал в США товаров на 63,6 млндолларов, а импортировал из США продукции на 242,9 млндолларов.
Список используемой литературы:
ИсторияУзбекистана 11(Нарзулла Джураев,Турсунбай Файзуллаев).
Рассказыиз истории родины.(Бурибай Ахмедов).