Реферат по предмету "История техники"


Перспективы противоракетной обороны

Создателисистемы НПРО утверждают, что эта система жизненно необходима для обеспечениябезопасности США, потому что в последние годы в мире стали широко доступнымиракетные технологии. Это позволяет многим государствам и даже частнымструктурам создавать ракеты, в том числе баллистические, которые теоретическимогут быть использованы для атаки на США. Эта опасность возрастает и из-затого, что террористические структуры или страны-изгои могут оснастить подобнуюракету боеголовкой с ядерным, химическим или биологическим оружием. Ныне поданным ЦРУ более 30 государств обладают технологиями создания ракет. Примерно25 государств обладают или предпринимают шаги, чтобы получить доступ к оружиюмассового уничтожения.
Противникиэтого подхода утверждают, что эта система бесполезна потому, что будет не всостоянии остановить ракетную атаку государств, обладающих значительнымиракетными арсеналами (например, Россия и Китай). На страны с небольшимиракетными арсеналами (например, Северная Корея или Иран) можно воздействоватьэкономическими и дипломатическими средствами, чтобы заставить их отказаться отидеи атаковать Америку. Против террористов НПРО также бессильна, потому что онимогут атаковать США любым иным образом, не используя ракеты. Кроме того, напервом этапе НПРО будет прикрывать лишь западное побережье США.
СистемаНПРО должна состоять из шести главных компонентов. Во-первых, радаров раннегопредупреждения, способных немедленно обнаружить запуск вражеской ракеты.Во-вторых, военных спутников, которые способны отследить траекторию полетаракеты и момент разделения ракеты и боеголовок. В-третьих, радаров, которыедолжны навести на цель ракеты-перехватчики и боевые самолеты. В-четвертых,ракеты-перехватчики, перед которыми стоит задача уничтожить вражескую ракетучерез 3...4 минуты после ее запуска. В-пятых, центр управления и контроля,который должен быть в состоянии в считанные минуты получить информацию оракетной атаке, проанализировать ее и принять верное решение. В-шестых,ракеты-носители, задачей которых является вывод ракет-перехватчиков вкосмическое пространство, где они должны встречать баллистические ракетыпротивника.
СШАначали работы по созданию подобной системы полвека назад и затратили на этицели колоссальные средства. Точные суммы, затраченные на НПРО, неизвестны. Кпримеру, по подсчетам Brookings Institution, на противоракетные программы1950...1960-х годов было затрачено более 34млрддолл. Исследовательская службаКонгресса США пришла к выводу, что за десять лет (с 1984 по 1994 год) Пентагонзатратил не официально заявленные 32,6млрддолл., а 70,7млрддолл. В 1993...2000годы на исследования в этой сфере было израсходовано 10,8млрддолл. В последниегоды ассигнования были значительно увеличены. По оценкам Агентствапротиворакетной обороны, за период с 1985 по 2002 год на эти цели былопотрачено более 65млрддолл. В 2005 году США предполагают израсходовать на НПРО10,2млрддолл., что более чем на 1млрддолл. больше, чем в 2004 году. Впрочем, пооценкам Центра контроля за вооружениями и нераспространения оружия массовогоуничтожения, реальные затраты могут достигнуть 10,8млрддолл.
Установлено,что ежегодно на НПРО США будут тратить 8...10млрддолл., а к 2030 году общиерасходы на этот проект составят от 100млрддолл. до 1трлндолл. – точной суммы незнает никто, потому что Министерство обороны США не сообщает о своих финансовыхрасчетах. Несмотря на то, что в этот проект были вложены колоссальные средства,результаты его достаточно скромны.
Досего дня неизвестно, насколько эффективна будет новая система. В рамках еепроектирования Пентагон провел 8 испытаний, лишь пять из которых былиуспешными. В общей сложности планировалось провести 20 подобных испытаний,однако они были отменены – частично по финансовым соображениям, частично из-занедостатка ракет-перехватчиков. В результате, система никогда не испытывалась вусловиях приближенных к боевым, а сроки ввода в строй ряда ее элементовнеоднократно переносились. Кроме того, ряд исследований доказывают низкуюэффективность этой системы. К примеру, Американское физическое общество в конце2003 года опубликовало доклад, из которого следует, что имеющиесяракеты-перехватчики теоретически не способны перехватывать баллистическиеракеты, поскольку для их наведения на цель требуется несколько сот спутников,находящихся на определенных орбитах. Общественная организация Союзобъединившихся ученых опубликовала результаты своего исследования, в которомпришла к выводу, что «нет оснований говорить, что у этой системы естьвозможности защитить США от реальной атаки».
Опросыобщественного мнения, проводимые в США, показывают, что большинство американцеввыступают за создание этой системы. К примеру, исследование Program onInternational Policy Attitudes, проведенное в марте 2004 года показало, что 68%опрошенных считают, что необходимо провести больше научных исследований, чтобыэта система стала эффективной. 21% жителей США считают, что НПРО должна бытьсоздана немедленно, даже в ограниченном и непроверенном варианте. Исследованиеслужбы Gallup показало, что 46% американцев выступают за то, чтобы США тратилисредства на НПРО, 21% выступают против подобного расходования средств, у 33%опрошенных нет определенного мнения на этот счет.
США создают противоракетную оборону шестоедесятилетие
СШАначали разработку противоракетных систем, предназначенных для противодействиясоветским баллистическим ракетам, в конце 1940-х годов. Первая программа такогорода носила название Nike-Zeus и стартовала в 1951 году.
Ееидея заключалась в следующем: мощная ракета-перехватчик должна былаприблизиться к баллистической ракете на высоте примерно 100км над поверхностьюземли и с помощью мощного взрыва уничтожить вражескую боеголовку (боеголовки).Однако на стадии теоретической проработки проекта стало ясно, чтосуществовавшие тогда радары были слишком примитивны, чтобы отследить траекториювражеских ракет. Кроме того, создание Nike-Zeus было слишком дорогим делом.Однако в ходе принципиальных разработок родилось несколько новых идей, вчастности, использовать ракеты-перехватчики космического базирования. Крометого, была создана первая действующая противоракета.
В1961 году Nike-Zeus была закрыта, и ее заменила программа Nike-X. Она быласконцентрирована на трех основных аспектах, доставшихся в наследство отпрограммы-предшественницы: создании совершенных радаров и мощных и быстрыхракет-перехватчиков. К концу 1960-х годов стало очевидным, что Nike-X не всостоянии защитить от советских ракет всю территорию США, поэтому в 1967 годубыло принято решение закрыть «антиракетным» зонтиком лишь крупнейшие городаАмерики, которые в наибольшей степени рисковали стать жертвой ядерной атаки(проект Sentinel). Однако в качестве главной угрозы в тот момент рассматривалисьуже не советские, а китайские ракеты, поэтому Sentinel был объявлен системойзащиты от одиночных ракетных пусков.
Всередине 1960-х в США сформировалась группа политиков, выступавших зазаключение договора, который бы лимитировал системы ПРО. Они считали, чтосоздание ПРО чревато новой гонкой вооружений и даст обоим государствам опаснуюиллюзию неуязвимости. Их доводы оказались убедительными еще и потому, что в товремя США участвовали в войне во Вьетнаме и были не в состоянии тратитьогромные средства на реализацию проекта, в эффективности которого никто не былубежден. Именно тогда, в политических кулуарах Вашингтона появилось выражение,что «противоракетная оборона – это задача попасть в одну пулю другой».
В1966 году администрация президента Линдона Джонсона обратилась к СССР спредложением заключить подобный договор. Председатель Совета министров СССРАлексей Косыгин взял тайм-аут на размышление. Пока в Политбюро размышляли, наБлижнем Востоке началась Шестидневная война, в результате которой арабскиесоюзники СССР были разгромлены Израилем. Потом войска Варшавского договоравошли в Чехословакию и подавили «Пражскую весну».
В1969 году программа Sentinel была пересмотрена. Перед противоракетным зонтикомбыла поставлена задача защиты не городов, а важнейших объектов военнойинфраструктуры США – в частности, Белого дома и Пентагона, ракетных ивоенно-воздушных баз и т.д. Эта программа получила название Safeguard. В 1969году демократ Джонсон проиграл президентские выборы республиканцу Ричарду Никсону.Никсон выступал за максимальное смягчение отношений со странамикоммунистического блока – в 1972 году он посетил Китай с официальным визитом,что трудно было представить в конце 1960-х. В результате, в 1972 году былзаключен Договор о противоракетной обороне, который, фактически, былсвоеобразным приложением к более масштабному Договору о сокращениистратегических наступательных вооружений. Этот договор создал системугарантированного совместного уничтожения: ни СССР, ни США не могли нанестиядерный удар друг по другу, поскольку ответный удар гарантированно уничтожалстрану-агрессора. Таким образом, ракетная атака автоматически становилась актомсамоубийства.
Многиеамериканские эксперты убеждены, что Советский Союз пошел на ограничениепротиворакетных систем по двум соображениям. Во-первых, реальные возможностисоветской системы ПРО были преувеличены – отставание СССР в областимикроэлектроники уже было заметным. Поэтому советские военные не питали особыхиллюзий относительно оборонных возможностей «Галоши». Во-вторых, в Политбюро насамом деле никто не верил в возможность полномасштабного ядерного конфликтамежду СССР и США. Советский Союз, чья экономика постоянно сталкивалась спроблемами, предпочел направить средства, предназначенные на ПРО, на иные цели.Вступивший в силу в 1974 году отдельный протокол предусматривал, что США и СССРмогут создать систему ПРО (не более 100 ракет-перехватчиков) лишь в однойточке. В СССР «зонтик» был раскрыт над Москвой, в США – в штате СевернаяДакота, где базировалось большинство баллистических ракет подземногобазирования. С появлением в СССР ракет с разделяющимися боеголовками, Safeguardутратил свое значение и прекратил существование уже в 1976 году.
В1983 году президент США Рональд Рейган призвал к проведению научныхисследований в сфере противоракетной обороны. Год спустя создана Стратегическаяоборонная инициатива, более известная, как «программа звездных войн».Теоретически она должна была защитить от ракетных атак территорию США и ихсоюзников. В 1985 году Пентагон предложил создать ПРО космического базирования,способную перехватывать до 3,5тыс. вражеских боеголовок. Уже в 1987 году сталоясно, что большинство разработок, которые лежали в основе этой концепции, былинереальными. Тем не менее, США тратили на эти цели 4млрддолл. в год и ксередине 1990-х годов ряд технологий борьбы с ракетами удалось создать.
Сприходом к власти в СССР Михаила Горбачева начался процесс разрядки исокращения арсеналов. Казалось, ракетная угроза исчезла навсегда. 5 октября1991 года Горбачев предложил создать совместную советско-американскую системупредотвращения ракетных ударов, включающую элементы наземного и космическогобазирования. Это предложение серьезно обсуждалось в Вашингтоне, но СССРпрекратил свое существование.
Втом же году идея противоракетной обороны в США обрела «второе дыхание» когданачалась война в Персидском заливе. Для большинства американцев иракские ракеты«Скад» (производства СССР), падавшие на головы израильтян и уничтожившиенесколько десятков американских солдат вдали от линии фронта, сталисвидетельством того, что враги США обладают современным оружием и способнынанести удар с большого расстояния. Имевшаяся в стране система противоракетнойобороны не была рассчитана на защиту страны от внезапных одиночных пусковракеты с ядерной, химической или бактериологической боеголовкой.
Такимиракетами на тот момент обладали более 40 государств, в том числе, такназываемые, «государства-изгои», поддерживающие международный терроризм иразрабатывающие собственное оружие массового уничтожения. После долгихдискуссий, в 1996 году Конгресс США высказался за создание новой системыпротиворакетной обороны. Необходимо отметить, что жесткими сторонникамисоздания НПРО все эти годы были члены Республиканской партии США, а противниками– демократы. В 1996 году большинство в Конгрессе составляли именнореспубликанцы. В 1996 году предполагалось, что развертывание этой системыначнется уже в 2000 году. В 1999 году Президент Клинтон одобрил созданиеограниченной системы НПРО, но после ряда испытаний создание системы былоотложено на неопределенный срок (некоторые из них закончились успехом, хотякритики НПРО утверждали, что эти результаты подтасованы).
В2002 году США под руководством республиканца Джорджа Буша в одностороннем порядкевышли из Договора о противоракетной обороне и возобновили создание НПРО.
История противоракетной обороны
Примерно1300 год. В Китае созданы первые боевые ракеты.
Примерно1600 год. Первые боевые ракеты испытаны в Западной Европе.
1944год. Первое использование ракет в современной войне. Германия начала обстрелыЛондона ракетами «Фау» (V-1 и V-2).
1945год. Командование армии США впервые выступило с идеей создания системы обороныот ракет. Исследовательская группа ВВС США впервые предложила использовать дляборьбы с ракетами потоки энергии.
1946год. Пентагон впервые начал исследования о возможностях защиты от вражескихракет. Главными выводами исследования были следующие: самолеты и зенитныеустановки не в состоянии остановить вражеские ракеты и поэтому, вероятно,единственным способом противостояния им, является создание противоракет.
1955год. Исследователи из компании Bell Laboratory на основе 55тыс. экспериментов,проведенных на компьютерах, сделали вывод, что теоретически «возможно поразитьпулю пулей».
1957год. СССР испытал первую баллистическую ракету и вывел на земную орбиту первыйискусственный спутник земли.
1961год. СССР провел успешные испытания противоракеты.
1962год. США провели первые испытания противоракеты Zeus. Она взорвалась в двух километрах,от ракеты-цели, что было воспринято, как успех испытаний.
1963год. США начинают создание системы противоракетной обороны Nike-X.
1964год. СССР начал создание системы противоракетной обороны вокруг Москвы.Американцы назвали ее Galosh («Галоша»). Вторая подобная система быларазвернута вдоль границ СССР и получила в США кодовое название Tallinn(«Таллин»).
1966год. Китай провел первые испытания баллистической ракеты, способной нестиядерную боеголовку.
1967год. США разрабатывают планы защиты американских городов от китайских ракет.
1972год. США и СССР заключили Договор о противоракетной обороне, который,фактически, был своеобразным приложением к более масштабному Договору осокращении стратегических наступательных вооружений. Договор ограничивалколичество объектов, которые могли быть прикрыты «противоракетным зонтиком».
1982год. В США проходят неудачные испытания прототипа очередной противоракетнойсистемы.
1983год. Президент США Рональд Рейган призвал к проведению научных исследований всфере противоракетной обороны. Год спустя была создана Стратегическая ОбороннаяИнициатива, более известная, как программа «звездных войн».
1989год. Падение Берлинской войны, которое символизировало окончание «Холоднойвойны».
1991год. Война в Персидском заливе. Президент США Джордж Буш-старший предложилсоздать систему ограниченной ракетной обороны, рассчитанную на противодействиезапускам единичных ракет.
1993год. Президент США Билл Клинтон объявил об окончании «эры звездных войн». СШАсконцентрировались на разработке систем противоракетной обороны отдельныхтеатров военных действий.
1994год. Республиканская партия США (ее членами были Рейган и Буш) призвалавозобновить работы по созданию национальной противоракетной системы.
1995год. Разведслужбы США опубликовали доклад, согласно которому в течение 15-тилет вражеские ракеты не будут угрожать континентальной части территории США.
1996год. Конгресс США обсудил законопроект, предусматривающий разработку и созданиесистемы национальной противоракетной обороны. Законопроект не прошел, послетого, как выяснилось, что его стоимость превышает 60млрддолл.
1998год. Пакистан испытал баллистическую ракету среднего радиуса действия. ПозднееИндия и Пакистан успешно испытали ядерное оружие. Комиссия, которую возглавлялнынешний министр обороны США Дональд Рамсфелд, пришла к заключению, что втечение пяти лет Северная Корея и Иран способны создать ракету, которая будет всостоянии поразить территорию США. Буквально через неделю после обнародованиявыводов комиссии Рамсфелда, Иран испытал свою ракету среднего радиуса действия,а испытания северокорейской ракеты продемонстрировали, что Северная Кореяспособна выводить спутники на околоземную орбиту.
1998год. Члены республиканской фракции Конгресса США обратились к президентуКлинтону с требованием признать ничтожным Договор о противоракетной обороне.Позже советники Клинтона рекомендовали ему увеличить финансированиеисследований в сфере противоракетной обороны. Ряд предприятий ВПК США получилконтракты Пентагона на разработку соответствующего оборудования и техники.
1999год. Обе палаты Конгресса США приняли закон, призывающий начать разработкусистем национальной противоракетной обороны настолько скоро, насколько этопозволит уровень технологии. Клинтон подписал этот закон, оговорив, что егореальное исполнение должно быть увязано с иными вопросами: контроля за ядернымивооружениями, отношениями с иными государствами, а также реальностью созданияэффективной системы. Проведены первые испытания противоракетной системы (в 2000году ученый, работавший в этой программе сообщил, что многие тесты проходилинекорректно, а их результаты подтасовывались).
2000год. Общественные организации американских ученых и ряд ведущих университетовСША пришли к выводу, что создание жизнеспособной системы противоракетнойобороны США не реально. В преддверие президентских выборов, Клинтон отказалсяпринимать решения, оставив судьбу этого вопроса на волю следующего президентаСША. Кандидат в президенты США Джордж Буш-младший призвал к созданию противоракетногощита над США.
2001год. Дональд Рамсфелд призывал отказаться от Договора по противоракетнойобороне. Россия предложила на основе российских технологий создать мобильнуюмеждународную противоракетную систему для обороны театров военных действий.Администрация США без особой помпы дает команду на строительство сооружений длясистемы НПРО и проводит новые испытания. Одновременно США ведут активныепереговоры по судьбе Договора о противоракетной обороны с Россией, Китаем истранами Европы. Террористические атаки на Нью-Йорк и Вашингтон становятсядополнительным аргументом сторонников создания НПРО.
2002год. США в одностороннем порядке вышли из Договора о противоракетной обороне.Джордж Буш объявил о планах создания первого этапа системы НПРО.
2004год. В сентябре должны начать действовать первые десять систем противоракетнойобороны в Калифорнии и на Аляске.
Список литературы
Противоракетноезавтра. Washington ProFile, 2004.
СШАсоздают противоракетную оборону шестое десятилетие. Washington ProFile, 2004.
Краткая история противоракетной обороны.Washington ProFile, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблемы административно-правового регулирования в современных условиях
Реферат Проблема экспликации понятия «культура» в историко-культурологическом анализе
Реферат Исследование организационной культуры на ОАО Лукойл-Пермь
Реферат Финансовый рынок и его место в рыночной экономике
Реферат Практическая методика принятия решений в пяти шагах
Реферат Создание Государства Израиль
Реферат V. Встановлення статусу учасника війни, інваліда війни та жертв нацистських переслідувань
Реферат Организация перевозок,экономика и управление транспортом.
Реферат Государственные внебюджетные фонды отдельные фонды и их роль в решении социальных задач
Реферат Агротехнічні прийоми вирощування тим'яна звичайного в умовах зрошення півдня україни
Реферат Неп і відбудова промисловості Харкова
Реферат Развитие финансовых инструментов управления предприятием
Реферат Эволюция, популяции и естественный отбор
Реферат Современное общество и нравственность
Реферат Адміністративно-правовий статус адміністративного суду в Україні. Вступ