Реферат по предмету "История"


Тайные общества в России

Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Южно-Российскийгосударственный университет экономики и сервиса»
Волгодонскийинститут сервиса (филиал) государственного образовательного учреждения высшегопрофессионального образования
«Южно-Российскийгосударственный университет экономики и сервиса»
(ВИС ГОУ ВПО«ЮРГУЭС»)
Факультет
Кафедра
Специальность
 
К о н т р о л ь н а я р а б о т а
Тема(вариант) Тайныеобщества в России
По дисциплине
Разработал:
 (подпись, дата)  (инициалы,фамилия)
группа
Руководитель:
(подпись, дата) (инициалы, фамилия)
ВОЛГОДОНСК 2011г.

 
СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение
Франкмасонство
Тамплиеры
Начало франкмасонства в России
Московское франкмасонство
Заговор декабристов
Тайное политическое общество Союза спасения или истинных иверных сынов отечества
Заключение
Список литературы

 
Введение
 
Та́йноео́бщество — организация, которая требует, чтобы её члены скрывалиопределённые действия (типа обрядов инициирования) от посторонних. Члены могутбыть обязаны скрывать или отрицать их членство, и часто дают клятву хранитьтайны общества. Термин «тайное общество» часто используется, чтобы описатьбратские организации (например, масонство), который может иметь секретныецеремонии, но также обычно может применяться к организации в пределах от общегои безвредного (университетские братства).
В теориях заговора терминтайное общество применяется по отношению либо к мифическим организациям, либо кдействительно существующим, но которым приписывается значительное влияние,корыстные финансовые или политические интересы, глобальная досягаемость, иногда— сатанизм, и человеконенавистнические цели.
Функционально, тайныеобщества, это формы социальной организации не вписывающиеся в господствующую(официальную) социальную структуру. Это связано с целями которые ставит передсобой тайная организация. К примеру в современных политических системахневозможна реализация долгосрочных проектов рассчитанных на десятилетия илидаже столетия. Важным аспектом тайной организации является выстраивание альтернативнойсистемы связей и отношений между людьми внутри уже существующих систем. Так вСША широко распространены школьные тайные общества.
Иногда трудно отличитьобряды племенного посвящения от обрядов тайного общества или же обряды принятия(инициация) в тайное общество от обрядов шаманского посвящения.
Тайные общества началисьот отрядов воинов-охотников, для вступления в которые требовалось пройтиизощрённые инициатические испытания.
Первые общества будущихдекабристов начали возникать в 1816—1818 гг. на волне ожиданий конституционнойреформы, которая, как предполагалось, позволит России догнать Европу. Поначалуони состояли преимущественно из представителей знати, прошедших Отечественнуювойну. Однако после того, как бунт Семёновского полка (1821 г.) спровоцировалрезкое ужесточение цензуры и политического сыска, эти тайные общества сталипритягивать сторонников либеральной революции, в основном из мелкопоместного дворянства.
В России исстаривозникали и возникают различные раскольничьи толки, принимавшие нередко тайнуюорганизацию. В конце ХVIII в. значительное распространение в высших классахобщества получило франкмасонство (см.). Начало политических Т. обществотносится к второй половине царствования имп. Александра I, когда эпохалиберальных надежд и стремлений сменилась аракчеевским режимом (см. Заговордекабристов). В Царстве Польском Т. общества также начали формироваться с 1817г. (общество национальных масонов, Патриотический союз, общество променистов вВильне, тамплиеров на Волыни). Все эти Т. общества имели целью восстановлениенезависимой Польши и подготовили вооруженное восстание 1830 г. Подобные же Т.организации (общества красных и белых) существовали и перед мятежом 1863 г.

 
Франкмасонство или масонство (нем. Freimaurerei,Maurerei, Masonei, англ. masonry, freemasonry, франц. ma çonnerie,franc-maç onnerie, лат. ars liberorum muratorum или latomia) — задаетсяцелью нравственно облагораживать людей и объединять их на началах братскойлюбви, равенства, взаимопомощи и верности. Такое внутреннее содержаниемасонство получило в начале XVIII в., и с этого именно момента и следуетсчитать возникновение современного масонства, хотя история масонского союзасвязана с более ранним временем. Достоверно известно, что масонский союз возникиз братства вольных каменщиков или строительных товариществ, а так как историяэтих учреждений восходит до отдаленнейших времен, то многие масонские деятели,одни путем добросовестных, хотя и не обоснованных исследований, другие — посредством вымыслов и даже подлогов, пытались установить связь масонства ссоюзами, существовавшими в древности, навязывая им масонский характер. Такаялегендарная история масонства доводит союз у иных писателей — до Адама, удругих — до построения Соломонова храма; более скромные исследователи находяткорни масонства у пифагорейцев, ессеев и первых христиан. Наконец, была сделанапопытка доказать, что масонство является продолжением храмовничества (см.Тамплиеры).
Тамплиеры (фр. templiers от «temple» — храм,«храмовники») или Нищенствующие рыцари Христа и Храма Соломона (лат. TempliqueSolomonici) — первый по времени основания (вторым орденом по временипреобразования в военно-монашеский орден стали «госпитальеры», однако, вкачестве братства для помощи паломникам этот орден был основан ранее) изрелигиозных военных орденов; основан в 1119 году небольшой группой рыцарей воглаве с Гуго де Пейном после Первого крестового похода чтобы поддержать новоеИерусалимское королевство во враждебном окружении побежденных мусульманскихсоседей, а также обеспечить охрану множеству европейских пилигримов,направившихся в Иерусалим после его завоевания. Подобные измышления находилинекоторое подтверждение лишь в известной общности символических знаков иобрядностей, встречающихся как в старинных обществах, так и в масонстве.
Весьма важной стороноймасонской деятельности является благотворительность. Ложи приходили на помощьсвоим обедневшим членам, давали убежище вдовам и сиротам братьев, создавалиучреждения, порой весьма грандиозные, для всеобщего пользования. В 1737 г. присодействии масонов была построена больница в Эдинбурге; в 1795 г. масоныосновали больницу в Гамбурге; в 1806 г. заведение для слепых в Амстердаме;затем последовал целый ряд воскресных школ, учебных заведений, фондов длябедных невест и проч. Основанные английскими масонами и существующие уже свыше100 лет училища для мальчиков и девочек, а также приют для дряхлых масонов имасонских вдов получают ежегодно пожертвования на сумму около 700000 руб.Масоны обнаруживали широкую щедрость также в годины войн и других народныхбедствий. Наряду с коронованными особами в масонстве принимали участие Вольтер,Моцарт, Гайдн, Франклин, Вашингтон, Гёте, Фихте, Виланд, Берне, Гарибальди имногие др. В настоящее время вопросу масонства посвящены десятки периодическихизданий, главным образом на немецком языке
Начало франкмасонствав России. Первоедостоверное сведение о существовании в России франкмасонства относится к 1731г., когда провинциальным великим мастером был капитан Джон Филипс. В 1741 г.обязанности провинциального великого мастера исполнял генерал Яков Кейт. Впервыеправительство обратило внимание на франкмасонов в 1747 г. Есть известие осуществовании в С.-Петербурге ложи Молчаливости, в Риге — Северной Звезды, в1750 г. В 1756 г. существовала петербургская ложа, где великим мастером состоялграф Р. Л. Воронцов, а членами — преимущественно молодые гвардейские офицеры,многие с историческими впоследствии именами: князь Щербатов, Болтин, Сумарокови другие. Тогда уже франкмасоны были под надзором правительства и «внушалипанический страх» обществу. По преданию, Петр III учредил франкмасонскуюложу в Ораниенбауме и подарил дом С.-Петербургской ложе Постоянства. В 1762 г.существовала в С.-Петербурге ложа Счастливого Согласия, признанная в 1763 г.берлинской ложей 3-х глобусов. Во время розыска по делу Мировича у егосообщника, поручика Великолуцкого полка, нашли отрывок масонского катехизиса(первая русская рукопись франкмасонов). В 1766 г. существовала в Архангельскеложа св. Екатерины. В 1770 г. открыта в Петербурге великая провинциальная ложа.С этого года существуют данные для истории масонства. Если верить масону И. П.Елагину, франкмасонство в России до 1770 г. не носило серьезного характера;обращали внимание на обрядовую сторону, слегка благотворили, занимались пустымиспорами, оканчивавшимися иногда «празднествами Вакха». Гроссмейстеромложи, основанной в 1770 г., был выбран Елагин, завязавший сношения с английскойложей. В 1772 г. когда его ложа была признана и он получил диплом на звание провинциальноговеликого мастера всей России, Елагин обнаружил большую деятельность как враспространении франкмасонства, так и в устройстве его. Вследствие этогосистема, господствовавшая в ложах от него зависимых, называется«Елагинской»; она была сначала сколком с английской, а потом к нейпримешались влияния других систем, даже розенкрейцерства, против котороговозмущался сам Елагин. В начале 1770-х годов появилась в России Циннендорфскаясистема, основателем которой в Петербурге был Рейхель, приехавший из Берлина.Елагин и члены его лож относились к новой системе отрицательно и, как видно изпротоколов ложи «Урании», не допускали к себе лиц, не отрекшихся отРейхеля. Сохранить чистоту своей первоначальной системы Елагину, однако, неудалось: он принял, кроме прежних 3 степеней иоанновских, еще 4 высшихрыцарских. В 1775 г. в ложу Елагинской системы «Астрею» был принятпрямо в 3 -ю степень знаменитый Новиков. В это время собрания масонскиепроисходили уже публично, не возбуждая подозрений. О характере тогдашнегомасонства мы знаем из отзывов Новикова. Он говорит, что ложи занималисьизучением этики и стремились к самопознанию, сообразно с каждой степенью; ноэто его не удовлетворяло, хотя он и занимал высшую степень. Новиков и некоторыедругие масоны искали другой системы, более глубокой, что и привело ксоединению, против воли Елагина, большинства его лож с Рейхелевскими.«Соединенные», как они стали называть себя, ложи реверсом от 3сентября 1776 г. признали себя подчиненными берлинской главной ложе Минерве.Кроме прежней Елагинской системы и системы «соединенных»,существовала еще по Рейхелевской системе ложа Розенберга-Чаадаева, которая непожелала соединиться с елагинцами. Главную роль в тогдашнем франкмасонствеиграл Рейхель, стремившийся удержать русских франкмасонов от тамплиерства илисистемы «строгого послушания». Союз Елагина с Рейхелем на времяоживил петербургских франкмасонов и теснее связал их с Москвой. Вышедшая в 1775г. книга Сен-Мартена: «О заблуждениях и истине» вызвала новоедвижение среди франкмасонов и стремление завязать более близкие сношения синостранными ложами. Это произвело раскол в русском франкмасонстве. По советуРейхеля, многие ложи присоединились, через посредство князя Куракина и князяГагарина, к Швеции. Сам Рейхель, а также петербургская ложа, где поместныммастером был Новиков, и московская ложа князя Η. Η. Трубецкогоостались верны Елагину. Таким образом в России стали существовать две системы:рейхелевско-елагинская и шведская. В чем она заключалась — на это трудно дать положительныйответ, хотя, благодаря исследованиям академиков Пыпина и Пекарского, кое-что ивыяснилось. Прежде всего академиком Пекарским были найдены подлинные ритуалы,переведенные Елагиным с актов ложи Аполлона. Особенность их сравнительно состаринными английскими (которые находим в книгах «Иоакин и Боаз, илиподлинный ключ к двери франкмасонства старого и нового», 1762, и «Трисильных удара, или дверь древнейшего франкмасонства, открытая для всехлюдей») заключается в так называемом «пути», или «мытарствах»новопоступающего во время приема: допускаются устрашающие эффекты в виде братав «окровавленной срачице», устремленных против него шпаг,«смешения крови… с кровию братиев наших»; еще больше эффектовпоказано в церемонии возведения брата в степень мастера, хотя все же эти«прикрасы» проще, чем о том говорится в донесении Олсуфьева о масонахпри императрице Елизавете Петровне. Эти «прикрасы», однако, скорораспространились и в Англии, так что здесь еще мы не находим отличия елагинскойсистемы от староанглийской. То же самое следует сказать и о степеняхфранкмасонства. Елагин стремился удержать три первоначальных степени — ученика,товарища и мастера, и если он и принял 4 высших степени, то они не играли большойроли, а были просто почетные (Лонгинов). В книге «Обряд принятия в мастерасвободные каменщики», помещены установленные Елагиным правила дляподготовления новичка к принятию в ложу; эти правила, в связи с «Уставом,или правилом свободных каменщиков», а также с «Беседами» Елагина,дают нам возможность хоть в общих чертах определить отдельные пункты егосистемы со стороны содержания. Первая цель ордена: «сохранение и преданиепотомству некоторого важного таинства от самых древнейших веков и даже отпервого человека до нас дошедшего, от которого таинства может быть судьбацелого человеческого рода зависит, доколе Бог благоволит ко благу человечестваоткрыть оное всему миру». Сохранение и передачу этой тайны мы находим и вдревнем английском масонстве,. Вскоре эту тайну, которая, по объяснению старых масонов,была «тайной братской любви, помощи и верности», сталиэксплуатировать в самых разнообразных формах, «от заговора в пользуСтюартов вплоть до дикой алхимии и нелепого колдовства». Несомненно, что иЕлагин понимал эту тайну в мистическом духе: он искал «сладкого идрагоценного древа жизни, которого мы с потерянием едема лишены стали»,«премудрости Соломона» и т. д. Если мы обратимся к тем источникам, изкоторых он черпал свои взгляды, то увидим, что они все очень мутные,по-видимому — розенкрейцерского происхождения. Эли — наставник Елагина вмасонской премудрости, «в знании языка еврейского и каббалы превосходный,в теософии, в физике и химии глубокий» — был розенкрейцером; книга его«представляет весьма характерный образчик розенкрейцерского, мнимоглубокого теологического и алхимического вздора» (Пыпин). Существует ещеизвестие на страницах дневника некоего немца-розенкрейцера, найденногоакадемиком Пекарским в бумагах Елагина, что Елагин «хотел выучиться отКалиостро делать золото». Из другого источника (Вейдемейер, «Двор изамечательные люди в России») мы знаем, что Елагин был близок с Калиостро,и что секретарь его дал Калиостро пощечину, может быть, за обман насчет деланиязолота. Этим, вероятно, объясняется позднейшая ненависть Елагина к делателям«мечтательного золота». Второй основной пункт елагинской системы,наиболее ценный для русского общества — необходимость самопознания инравственного самоусовершенствования и исправления всего человеческого рода.Елагинская система была чужда политики: об этом говорится в бумагах Елагина, наэто указывал Новикову и Рейхель. Вообще, Елагину не удалось построить систему,которую можно было бы выставить в противовес тем «вольтерьянскимвзглядам», против которых боролось масонство. Серьезные этические, религиозные,отчасти и социальные вопросы оказались не под силу тогдашней научно-критическоймысли.
Московскоефранкмасонство. Вистории московского франкмасонства играют главную роль Новиков и Шварц. Ониоба, особенно Шварц, способствовали тому, что Ф. получило определеннуюорганизацию; они же широко развили просветительную сторону масонства. Шварцсодействовал Новикову во всех его предприятиях, давал советы, указывал книгидля перевода, работал в университете и гимназии, задумал общество дляраспространения в России просвещения, которое и возникло официально в 1781 г.под названием «Дружеского ученого общества» (см. Новиков, Шварц,Дружеское общество). Кроме ложи князя Трубецкого, в Москве была ложа Татищева,«Трех римлян», которая влачила жалкое существование. В 1780 г. была открыта,по настоянию Новикова, «тайная сиентифическая ложа Гармония», из 9членов, «братьев внутреннего ордена», жаждавших истинного масонства ине сочувствовавших партийности. В 1781 г., по предложению Шварца, главарисуществовавших лож, не изменяя их организации, соединились в«Гармонии». Тогда же решено было отправить Шварца за границу дляустройства масонских дел, так как Швеция вызывала общее недовольство. Результатпоездки был следующий: русское франкмасонство признано было независимым от Швециии получило организацию «теоретического градуса», по которому братьямогли получать новые познания, а также обещание содействия для устройства изРоссии самостоятельной «провинции» и приглашение на Вильгельмсбадскийконвент в июле 1782 г. Все это было санкционировано гроссмейстером шотландскихлож в Германии, герцогом Фердинандом Брауншвейгским. Система осталась старая,не любимая Новиковым «stricte Observanz» (строгое послушание). Шварцбыл объявлен кем-то вроде диктатора, в качестве «единственного верховногопредстоятеля теоретической степени Соломоновых наук в России», с правомпередачи этой степени другим (между прочим, Новикову), но со строгим разбором.Кроме того, Шварц, сдружившийся с Вёльнером, привез от него «познаниярозенкрейцерства» и право основать из избранных орден «Злато-розовогокреста». По решению конвента, признавшего Россию 8-й самостоятельнойфранкмасонской провинцией, русское масонство организовалось следующим образом…Петербургские ложи в общение с Москвой не вступали и заметно падали. В 1782 г.составился орден «Злато-розового креста», под начальством Шварца;членами были, между прочим, Новиков, князья Трубецкие, Кутузов, Лопухин,Тургенев, Чулков, Херасков. Началась серьезная масонская работа, как в общихложах, так и в ордене Злато-розового креста. Здесь были пока низшие степени;члены занимались «познанием Бога через познание натуры и себя самого постопам христианского нравоучения». В 1783 г. в степень ложи-матери былавозведена ложа «Озириса», с князем Н. Н. Трубецким во главе; местоего в Латоне занял Новиков. Вскоре появилась 4-я ложа-мать, «Сфинкс»,которая порвала сношения со Швецией и присоединилась к Новикову и Шварцу. Всехлож, объединившихся, насчитывалось в Москве до 20. Тогда же начались переговорыс Петербургом через Ржевского, результатом чего явилось учреждение в Петербургеложи-матери; но к объединению это не привело, а дело ограничилось толькоформой. В 1783 г. по именным прошениям братьев состоялся прием их в составглавного розенкрейцерского братства и вместе с тем порвались — по примеруберлинской ложи «3 глобусов», где главой был Вёльнер, — связи сгерцогом Брауншвейгским; братья перестали интересоваться обрядовой стороной изанялись теоретическими вопросами. 1783 г. является годом расцвета собственномасонской и общественной работы московского франкмасонства; в этом годувозникли при Дружеском обществе типографии: две гласные и одна«тайная», для целей собственно розенкрейцерства. В 1784 г. скончался«живой пример и вождь на пути нравственного усовершенствования» — Шварц. Со смертью последнего не стало руководителя розенкрейцеров. Теден,товарищ Вёльнера, посоветовал учредить вместо одного руководителя директорию изТатищева, Новикова и Н. Н. Трубецкого, а затем избрать двух надзирателей,одного для русских, другого для иностранцев. В 1784 г. директория былаучреждена и были выбраны 2 надзирателя: Лопухин и, по совету Тедена, бывшийчлен «3 глобусов», подозрительная личность, приехавший еще раньше вРоссию барон Шредер. Позже Вёльнер назначил барона Шредера на место Шварца.«Итак, — говорит Лонгинов, — недавно еще неизвестный в Москве выходец ипроходимец сделался в одно и то же время главным надзирателем теоретическихиностранных братьев и управляющим в ордене розенкрейцеров». Уже с 1783 г.главари франкмасонов мало занимались общим масонством и всецело предалисьрозенкрейцерству. Теперь через Шредера они получили иероглифические знаки,аллегорическую азбуку, по которой упражнялись в отыскивании высших степеней,формы присяги, нелепой «мистической таблицы» и т. д. К этому времениотносится распространение розенкрейцерства и в провинции — в Орле, Вологде,Симбирске, Могилеве. В 1784 г. из Дружеского общества выделилась«Типографическая компания», исключительно для печатания книг, из 14членов, в том числе 12 франкмасонов. Душой этой компании был Новиков. Дружескоеобщество и Типографическая компания выпустили множество книг, частью общегосодержания, частью специально масонских. В том же году, по требованию комиссиинародных училищ в Петербурге, были уничтожены некоторые учебники и запрещенопечатание «Истории ордена иезуитов». В 1785 г. к франкмасонствуприсоединились Карамзин и некоторые другие замечательные личности. Но развитиюфранкмасонства грозила сильная опасность. Императрица Екатерина II,относившаяся к нему подозрительно в последнее время, предписала произвестиобыск в книжной лавке Новикова и поручила митрополиту Платону испытать Новиковав Законе Божием и осмотреть изданные им книги. Новикова митрополит призналверным правилам церкви, но 461 сочинение были опечатаны. В 1786 г. было почтиотнято от франкмасонов школьное и больничное дело; из 461 подозрительныхсочинений, 6 специально масонских, между прочим, «Апология, или защищение,В. К. » (вольных каменщиков), были уничтожены, а 16 запрещено перепечатыватьи продавать; франкмасонам было сделано строгое внушение относительно изданиякниг. Книги франкмасонов были признаны, вопреки мнению митр. Платона, болеевредными, чем книги французских энциклопедистов. Новиков продолжал, однако,издавать книги франкмасонов. Между тем, король прусский Фридрих-Вильгельм II,ревностный масон и враг России, сделал Вёльнера своим советником;следовательно, русские франкмасоны оказались подчиненными советнику враждебнойдержавы. В 1787 г. уехал навсегда за границу барон Шредер; по делам орденапоехал туда и Кутузов. В этом году особенно ярко проявилась филантропическаядеятельность франкмасонов, помогавших голодавшему вследствие неурожая народу. К1787 г. относится начало попыток сближения между франкмасонами московскими ивеликим князем Павлом Петровичем. В том же году было запрещено печататьдуховные книги иначе, как в духовных типографиях, что связывало руки компанейскойтипографии. Розенкрейцеры, предавшись работам 4-ой, высшей, степени«Теоретического градуса», мало заботились о поддержании лож общемасонских,вследствие чего к 1789 г. закрылись две ложи-матери, Татищевская и Гагаринская,а также собрания лож Иоанновских 3-х низших степеней и некоторые ложи впровинциях. Таким образом франкмасонство все больше концентрировалось врозенкрейцерстве. С приездом в Москву главнокомандующего князя Прозоровскогодеятельность франкмасонов стала окончательно подавляться, а сами они состоялипод строгим надзором. В 1791 г. Типографическая компания была уничтожена. В1792 г. были опечатаны книги, из которых 20 продавались вопреки запрещению, а18 были изданы вовсе без разрешения; в то же время арестован Новиков. Заточениеего в Шлиссельбурге продолжалось до 1796 г. Причина тяжкого наказания, постигшегоНовикова, до сих пор неясна; ее видят в сношениях его с великим князем ПавломПетровичем. Это тем вероятнее, что приговор относительно остальныхфранкмасонов, называемых иначе мартинистами, был довольно снисходителен: князьТрубецкой и Тургенев были высланы в дальние их деревни, с запрещением выезда;Лопухину разрешено было остаться в Москве. Прочие розенкрейцеры были только«потревожены». Проживавшим за границей за счет франкмасонов студентамНевзорову и Колокольникову грозила ссылка в Сибирь, но по болезни они попали вбольницу, где Колокольников умер, а Невзоров был помещен в дом умалишенных.Книгопродавцы, имевшие у себя на продаже запрещенные книги, были помилованы.Франкмасоны на время замолкли.
Розенкрейцерство имелодве стороны: духовно-нравственную и научно-философскую. Первая боролась противупадка нравственности в обществе, вызванного отчасти отсутствием просвещения ивлиянием непонятой французской философии, отчасти тогдашним общественнымстроем; вторая стремилась дать положительное знание, в противность скептицизмуэнциклопедистов. Как и у елагинцев, главное основание этики розенкрейцеров — познание самого себя и указание идеалов, к которым должен стремиться человек.Человек в настоящее время, говорит Шварц — гнилой и вонючий сосуд, наполненныйвсякой мерзостью. Таким он стал со времени грехопадения Адама, от премудростикоторого осталась одна только «искорка света», перешедшая к еврейскимсектам ессеев и терапевтов, а от них к розенкрейцерам. Надо сделатьсябезгрешным, каким был Адам до падения, а для этого необходимо самоусовершенствование.Таким образом девизом франкмасонов является положение христианское:«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный».«Возрождение во Христе» («работа над диким камнем») былозанятием 3 низших Иоанновских степеней (общемасонских). В масонском сборнике«Материалы для каменщиков» это занятие определялось так: «Мыработаем в трех преддвериях и в притворе. Надпись первого преддверия есть:познай самого себя. Надпись второго: убегай зла. Надпись третьего: стремись кдобру. В тенистых переходах притвора: ищи в себе самом истину». Познавсвои недостатки, розенкрейцеры готовились к «крещению водой и огнем».«Крещение водой» было покаяние во всех проступках и мистическое соединениес Богом для познания тайн, открытых в Слове Божьем. «Крещения огнем»наши розенкрейцеры не достигли, так как не пошли дальше теоретической степени.Убегание зла состоит в оставлении 7 смертных грехов: высокомерия, скупости,неумеренности, похоти, корыстолюбия, праздности и гнева. Убегание зла частоприводило, согласно учению средневековых мистиков, наиболее распространенных вРоссии (Я. Бёма, Таулера и др.), к аскетизму: стремись, — говорится в одномсборнике масонов, — «чтобы быть совершенно без я в твоем духе, душе ителе». Но аскетизм русских франкмасонов не доходил до отрицания искусств инауки. Наоборот, Шварц, например, сам читал лекции по искусству и высоко егоставил; по учению франкмасонов, «человек, скитающийся по полям безпросвещения,… менее способен к восприятию истины». Наконец, уфранкмасонов нет ненависти к миру, а, наоборот, всегда видна любовь кчеловечеству. Подобное этическое учение сослужило хорошую службу русскомуобществу. Только зная и понимая сущность франкмасонства, можно понятьдеятельность «Дружеского общества» и «Типографическойкомпании». Если не отрицательное, то, во всяком случае, менееположительное значение имела вторая часть учения франкмасонов — научно-философская или «познание Бога в природе и природы в Боге».Франкмасоны, независимо от своей воли, впали в грубый материализм. По учению розенкрейцеров,Бог создал мир не из ничего, а из «внутренности Существа своего», длячего Бог соединился с самим собой; в результате появились «Божественныеистечения», которые Бог «сгустил и ствердил», и таким образомполучилось грубое «фигурное явление», которое, в свою очередь,сгустило свои истечения, еще более грубые, в материю. Из одного рисунка, гдеизображена мать мироздания, мы видим, что розенкрейцеры понимали процесссотворения мира еще грубее, подобно процессу рождения человека. Нелепы и их взглядына химию и физику, их стремление вызывать духов, делать золото и т. д. Русскиерозенкрейцеры алхимией не занимались и, кажется, даже мало интересовались ею;по крайней мере алхимических сочинений масонских у нас мало, и сам Лопухин, изтипографии которого они вышли, называет алхимиков «служителями церквиАнтихристовой». Политические взгляды русских розенкрейцеров, как иелагинцев, отличаются большой уверенностью. С французской философии они своюненависть перенесли и на французов, с творцов этой философии и революции — насамую революцию. «Равенство! Свобода буйная! Мечты, порожденные чадомтусклого светильника лжемудрия, распложенные безумными писаниями нечестивыхтатей философского имени, адским пламенем стремящихся отвращать взорчеловеческий даже от тени пресветлого Софиина лица», — говорит Лопухин. Поего мнению, в природе и в жизни не может быть равенства, как не может быть изолотого века. Не верил Лопухин и в возможность уничтожения крепостного права вРоссии: «По сие время в России ослабление связи подчиненности помещикамопаснее нашествия неприятельского». Розенкрейцеры примирялись со всякимигосударственными формами, со всяким правительством; они хлопотали только онравственном и религиозном совершенствовании «внутреннего человека».
В царствование Павла Iфранкмасоны несколько оправились от удара, нанесенного им императрицейЕкатериной II. Павел немедленно приказал освободить Новикова из заточения, снялнадзор с Лопухина, разрешил свободное проживание повсюду Татищеву и Трубецкому,велел освободить Невзорова и послать его к Лопухину в Москву, наградил многихфранкмасонов, ненадолго приблизил к себе Новикова и Лопухина, но возобновитьорден не разрешил. Только в царствование Александра I начинается возрождение масонства,во главе которого стояли сначала Лопухин с Ковальковым и Невзоровым, а затемΑ. Ф. Лабзин (см. Лабзин, Невзоров, Библейское общество, Эккартсгаузен,Юнг Штиллинг, Александр I, князь Голицын). Масоны существовали еще долгоевремя, особенно в провинции, где они, несомненно, приносили пользу,облагораживая нравы и содействуя просвещению.
Заговор декабристов — Наименование декабристов присвоенов рус. истории членам различных тайных обществ, которые образовались в России вцарствование Александра I, с1816 г., и существование которых обнаружилосьоткрытым восстанием в Петербурге 14-го декабря 1825 г. После преобразовательныхнамерений Александра I, продолжавшихся с большими или меньшими колебаниями до1812 г., последовал решительный перелом в его миросозерцании. Юношеские идеалыАлександра стали уступать место другим убеждениям, существование которых в умеего можно, однако, проследить даже во время либеральных начинаний первых годовцарствования. После событий 1812 г. император решительно вступил на путьмистико-созерцательной религиозности, выразившейся в установлении Священногосоюза, последствия которого отразились неблагоприятно и на внутренней политикеРоссии. С этого времени во всех отраслях государственного управленияводворяется реакция. Все реже проявляются проблески прежних намеренийАлександра, как, напр., в речи при открытии сейма в Варшаве в 1818 г. и вразработке государственной уставной грамоты. После Тропауского конгресса 1820г. Александр окончательно расстается с своими прежними идеалами. Управлениевсецело переходит в руки гр. Аракчеева, ограниченный ум которого не мог понятьистинных нужд и потребностей России. Изредка только император сознавал всюнеудовлетворительность внутреннего управления Россиею, но уже не в силах былвозвратиться к прежним своим стремлениям. В 1 8 24 г. он говорил Ф. П.Лубяновскому: «Славы для России довольно: больше не нужно; ошибется, ктобольше пожелает. Но когда подумаю, как мало еще сделано внутри государства, тоэта мысль ложится мне на сердце, как десятипудовая гиря. От этого устаю».Между тем война 1812 г. отразилась совершенно иным образом на движении русскойобщественной мысли, вызвав необыкновенный подъем духа. Затем началисьзаграничные походы, познакомившие русских с европейскими порядками и подготовившиеих к новым политическим взглядам. По возвращении в отечество они увиделинасильственное введение военных поселений, подвиги Магницкого и Рунича понародному просвещению, полный расцвет крепостного права. Бедствия, тяготевшиенад русским народом, нашли отклик в сердцах людей, еще всецело охваченныхпатриотическим воодушевлением. Один из декабристов выразил в следующих словахтогдашнее настроение передовых деятелей русского общества: «мы были сыны1812 г. Порывом нашего сердца было жертвовать всем, даже жизнью, во имя любви котечеству. В наших чувствах не было эгоизма. Призываю в свидетели самогоБога». Естественным последствием безотрадной действительности явилсяскрытый протест; он привел к учреждению тайных обществ, когда утрачена былавсякая возможность свободного суждения с ведома правительства.
В 1816 г. образовалось тайноеполитическое общество под названием Союза спасения или истинных и верныхсынов отечества. Основателями его были: А. Н. и Н. М. Муравьевы, кн. С. П.Трубецкой, кн. И. А. Долгоруков, Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы, майорЛунин, полковник Ф. Н. Глинка, капитан Якушкин, адъютант гр. Витгенштейна(главнокомандующего 2-й армиею) Павел Пестель и др. Устав общества былсоставлен Пестелем в 1817 г. В нем выражена цель его: подвизаться всеми силамина пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частныепредприятия, препятствовать всякому злу и для того обличать злоупотреблениячиновников и бесчестные поступки частных лиц. Сами члены общества обязывалисьвести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшейукоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительногоправления. В 1818 г. общество приняло новое имя Союза благоденствия; уставобщества, так называемая «Зеленая книга», был переработан и сделалсяизвестным самому императору Александру, который давал его читать цесаревичуКонстантину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществеполитического З.; но взгляд его несколько изменился после бунта Семеновскогополка в 1820 г. И позже, однако, в мае 1821 г., император Александр, выслушавдоклад командира гвардейского корпуса, ген.-адъют. Васильчикова, сказал ему:«Любезный Васильчиков! Вы, который служите мне с самого начала моегоцарствования, вы знаете, что я разделял и поощрял все эти мечты и этизаблуждения, — и после долгого молчания прибавил: — не мне подобает бытьстрогим ». Записка ген.-адъют. А. Х. Бенкендорфа, в которой сведения отайных обществах изложены были с возможною полнотою и с наименованиемглавнейших деятелей, также осталась без последствий; после кончины императораАлександра она найдена в кабинете его в Царском Селе. Приняты были тольконекоторые меры предосторожности: в 1821 г. сделано распоряжение об устройствевоенной полиции при гвардейском корпусе; 1 августа 1822 г. последоваловысочайшее повеление о закрытии масонских лож и вообще тайных обществ, подкакими бы наименованиями они ни существовали; вместе с тем от всех служащих,военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайнымобществам. Все эти меры не остановили, однако, дальнейшее развитие тайныхобществ; напротив того, когда исчезла всякая надежда на реформы, среди членовобществ возникла мысль о необходимости насильственного изменения существующегопорядка вещей. В начале 1821 г. собрались в Москве депутаты от разных отделовСоюза Благоденствия (из Петербурга, из 2-й армии и несколько человек, живших вМоскве); после нескольких совещаний они пришли к решению закрыть союз. Оно былообъявлено членам в Петербурге и в Тульчине (главной квартире 2-й армии), но насамом деле более ревностные члены только теснее сплотились, и в результатеоказалась усиленная деятельность двух обществ, Северного и Южного, с новымоттенком: вопросы общественные уступают преобладающее значение вопросамполитическим. Среди членов возникли рассуждения об установлении республиканскогообраза правления, и в этом смысле разрабатывались проекты конституций. Главнымидеятелями общества были: в Петербурге — Никита Муравьев, в Тульчине — Пестель иЮшневский. Муравьев сочинил особый политический катехизис, который в подлинникесделался известным императору Александру, кроме того, он написал проектконституции. Пестель также занялся разработкою подобного проекта, названного им«Русскою Правдою». Это были частные мнения и предположения, служившиелишь выражением конституционных идей тайного общества. Задуманное переустройствоРоссии Пестель предполагал осуществить при содействии возмущения войск; смертьимператора Александра, даже истребление всей царской семьи признаны быличленами Южного общества необходимым для успешного исхода всего предприятия; покрайней мере, не подлежит сомнению, что между членами тайных обществ велисьразговоры в этом смысле. Во 2-й армии деятельная пропаганда Васильковскойуправы вызвала к жизни еще одно новое общество, Славянского союза илиСоединенных славян; оно получило окончательное образование в начале 1825 г.Между членами этого общества было много предприимчивых людей и противниковправила: не спешить. Сергей Муравьев-Апостол называл их «цепными бешенымисобаками». Оставалось еще до начала решительных действий войти в сношениес польскими тайными обществами. Подробности этих сношений и последовавшее соглашениееще не выяснены с должною ясностью; переговоры с представителем польскогоПатриотического союза, кн. Яблоновским, были ведены лично Пестелем. Вообще,здесь следует заметить, что до сих пор главным источником для суждения одекабристах остаются донесения: 1) высочайше утвержденной Комиссии дляизысканий о злоумышленных обществах и 2) Варшавского следственного комитета.Между тем эти донесения вызвали со временем различные возражения; указаны былинекоторые противоречия и преувеличения, касающиеся весьма существенных пунктовдела. Весь громадный материал следственного дела остается доселе тайною и ожидаетеще критической разработки, которая выяснила бы относительное значение данныхчленами тайного общества показаний. Нельзя забывать, что это был закрытыйполитический процесс, веденный при исключительных обстоятельствах, с соблюдением,по выражению А. Х. Бенкендорфа, лишь возможной степени законности и гласности.
В то время, как Южноеобщество готовилось к решительным действиям в 1826 г., замыслы его были открытыправительству. Еще до выезда Александра I в Таганрог, летом 1825 г., полученыбыли гр. Аракчеевым сведения о заговоре, посланные унтер-офицером 3-го Бугскогоуланского полка Шервудом (которому впоследствии император Николай даровалфамилию Шервуд-Верный). Он был вызван в Грузино и лично доложил Александру Iвсе подробности заговора. Выслушав его, государь сказал графу Аракчееву:«отпусти его к месту и дай ему все средства к открытиюзлоумышленников». 25 ноября 1825 г. Майборода, капитан Вятского пехотногополка, которым командовал полковник Пестель, сообщил во всеподданнейшем письмеразличные разоблачения относительно тайных обществ. 19 ноября 1825 г. последовалавнезапная кончина Александра I в Таганроге. Россия присягнула имп. КонстантинуПавловичу; но цесаревич согласно последовавшему уже в 1823 г. отречению отпрестола, оставшемуся по воле государя тайным, признал императором великогокнязя Николая Павловича. Началось междуцарствие, продолжавшееся по 14-е декабря1825 г. Среди этих тревожных обстоятельств стали обнаруживаться все яснее нитизаговора, покрывшего, как сетью, почти всю империю и Польшу. Генерал-адъютантбарон Дибич, как начальник Главного штаба, принял на себя исполнениенеобходимых распоряжений; он отправил в Тульчин ген.-адъютанта Чернышева дляареста главнейших деятелей Южного общества. Между тем в Петербурге члены Северногообщества решились воспользоваться междуцарствием для достижения своей целиводворения республики при помощи военного мятежа. Отречение от престолацесаревича Константина и новая присяга при восшествии на престол имп. Николаяпризнаны были заговорщиками удобным случаем для открытого восстания. Чтобыизбежать разномыслия, постоянно замедлявшего действия общества, Рылеев, князьОболенский, Александр Бестужев и другие назначили князя Трубецкого диктатором.План Трубецкого, составленный им совместно с Батенковым, состоял в том, чтобывнушить гвардии сомнение в отречении цесаревича и вести первый отказавшийся отприсяги полк к другому полку, увлекая постепенно за собою войска, а потом,собрав их вместе, объявить солдатам, будто бы есть завещание почившегоимператора — убавить срок службы нижним чинам и что надобно требовать, чтобызавещание это было исполнено, но на одни слова не полагаться, а утвердитьсякрепко и не расходиться. Трубецкой был уверен, что полки на полки не пойдут,что в России не может возгореться междоусобие и что сам государь не захочеткровопролития и согласится отказаться от самодержавной власти. Наста день 14-годекабря 1825 г.; начался мятеж, который был в тот же день подавлен.

 
Заключение
Нет ничего случайного вмире. И поэтому для действительно мыслящего человека возникновение и действиетайных обществ не являются странными и необъяснимыми явлениями. Это вполнеясный и предвиденный результат определенных причин. Во все века и во всехгосударствах существовали места, где кончалось владычество силы, где кумирам непоклонялись, где фетиши были осмеяны. Такими местами оказывались кабинетфилософа, храм жреца, лаборатория алхимика.
Тайные общества можноусловно разделить на 1) религиозные (различные секты, религиозно-мистическиетайные общества), 2) военные (тамплиеры, тевтонцы), 3) судебные (фемы иливемы), 4) ученые (алхимики, иллюминаты), 5) гражданские (масоны), 6)политические («филадельфы», диссиденты), 7) мафия и т. д. Но чертаразграничения точно не определена. Некоторые общества соединяли с ученымицелями богословские догматы, как например, розенкрейцеры. Политические обществаимеют неминуемое влияние на гражданскую жизнь. Поэтому удобнее разделять тайныеобщества на два отличительных отдела: религиозные и политические.
Самые древние тайные обществаобразовались с религиозной целью, включая всякое искусство и науку, поэтомурелигия была справедливо названа археологией человеческих знаний. Сравнительнаямифология сводит все, по-видимому, противоречащие и противоположные верования кодному первобытному, основному, истинному понятию о природе и ее законах. Всепревращения, сопоставления и разговоры одного или более богов, передаваемые всвященных книгах индусов, персов и других народов, основаны на простыхфизических фактах, искаженных и ложно представленных, с намерением илислучайно».
Политические тайныеобщества были благодетельными регуляторами и предохранительными клапанами длянастоящего; для будущего – могущественными рычагами. Без них драма историисостояла бы из одного монолога деспотизма, который, сверх того, являлся бы безцели и не имел действия, когда не служил к упражнению воли человека, побуждая кпротиводействию, вызывая сопротивление.
Цель членов тайныхобществ – воздвигнуть идеальный храм прогресса, оплодотворить в сердцахпрозябающих или порабощенных народов зародыши будущей свободы. Эта цель придаеттайным обществам некоторое нравственное величие, тогда как без нее борьбанизводится на степень мелкой, эгоистической войны партий. Она же й объясняетсуществование тайных обществ.
Одной из распространенныхчерт тайных кланов, союзов и других тайных организаций является сплав религии(часто являющейся и идеологией членов сообщества) и организованной структурыклана, мафии, или союза посредством ритуалов, обрядов и т. д. Этот сплав порождаетнечто, качественно отличающееся от исходных компонентов.
Неотъемлемой составляющейбольшинства тайных сообществ является воинское искусство в той или иной форме.С его помощью тайными сообществами достигались самые различные цели. Терроризм,разбойное обогащение, духовно-физическое воспитание и многое другое без негопросто невозможны.
Тайные сообщества частопреследовали и благородные цели. Например, освободительные. Большинствучитателей наверняка известно о знаменитых Капоэйрос.
Само название произошлоот слова «заросли». Ведь именно туда уходили непокорившиеся рабы – будущиеповстанцы.
Деятельность той или инойсекты становится широко известной лишь в том случае, если она оставляет след вистории страны, организуя и возглавляя восстания…


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.