Реферат по предмету "История"


Судебник Ивана Грозного 1550 года

/>
  Напервом Земском соборе, Иван IV Грозный принял решение о создании новогоправового кодекса — Судебника. В основу был положен предыдущий Судебник 1497года.
  В Судебнике 1550 года из 100 статей большая часть посвящена вопросам управленияи суда. В целом пока что сохранялись старые органы управления (центральные иместные), но в их деятельность вносились существенные изменения. Таким образом,продолжалось их эволюционное превращение в рамках формирующегосясословно-представительного государства. Так, наместники теперь лишались праваокончательного суда по высшим уголовным делам, оно передавалось в центр.Судебник, вместе с тем, расширил деятельность городовых приказчиков и губныхстарост: к ним полностью отошли важнейшие отрасли местного управления. А ихпомощники — старосты и «лучшие люди» — по постановлению Судебникаобязательно должны были участвовать в наместничьем суде, что означало контрольсо стороны выборных от населения за деятельностью наместников. Значениеслужилых людей — дворян — поднималось и тем, что устанавливалась неподсудностьих суду наместников.
ИзданиеСудебника 1550 года было актом огромной политической важности. Основные стадии,через которые проходит вновь издаваемый закон:
1.  Доклад царю,мотивирующий необходимость издания закона
2.  Приговорцаря, формулирующий норму, которая должна составить содержание нового закона.
Само жесоставление закона и окончательная редакция текста производится в приказах,точнее, казначеями, по приказу царя выполняющими эту работу. Наконец, на основеновых законов составляются дополнительные статьи Судебника, которые иприписываются к его основному тексту. Такова общая схема законодательногопроцесса в Русском государстве второй половины XVI века. Она конкретизируетсяуказанием на разновидность законов. Основанием для установления несколькихразновидностей законов служит то, что различные законы по-разному проходятнамеченные выше стадии законодательного процесса. Основные различия падают навторую стадию. Если доклад является общим для всех разновидностей законоввторой половины XVI века, то вторая стадия законодательного процесса — “приговор” — осуществляется для различных законов по-разному:
1.  Приговоромодного царя.
2.  Приговоромцаря с боярами.
3.  Устнымприказом царя (“государевым словом”).
Вряд ли можноговорить о какой-либо зависимости применения той или иной законодательнойпроцедуры от содержания закона. Привлечение или не привлечение Боярской думы кобсуждению закона зависело целиком от конкретных обстоятельств момента.
Традицияпредписывала участие бояр в обсуждении новых законов и для большинства ихотмечено участие бояр в “приговорах” об издании законов. Дает ли участие бояр взаконодательном процессе основание говорить о дуализме законодательных органовРусского государства? Можно ли рассматривать царя и Боярскую думу как двафактора законодательства, как две самостоятельные политические силы? Ответ наэто может быть только отрицательным. Боярская дума во второй половине XVI векапредставляла собой одно из звеньев в государственном аппарате Русскогоцентрализованного государства, и хотя аристократический состав думы давал ейвозможность занимать позицию защиты княжеско-боярских интересов, но какучреждение дума являлась царской думой, собранием советников царя, к выяснениюмнений которых по тем или иным вопросам обращался царь, когда он считал этонужным. Поэтому видеть в обсуждении закона в Боярской думе нечто похоже наобсуждение закона в парламенте — значит совершенно произвольно переносить наБоярскую думу Русского самодержавного государства черты законодательногоучреждения конституционного государства. Поэтому нельзя видеть в обсуждениизаконов в Боярской думе ограничения царской власти.
Регламентация охватываетсферы уголовно-правовых и имущественных отношений. Закрепляется сословныйпринцип наказаний и одновременно с этим расширяется круг субъектов преступления- в него включаются холопы. Значительно определеннее устанавливаются в законесубъективные признаки преступления, разрабатываются формы вины.
Преступление – это,прежде всего, нарушение установленных норм, предписаний, а также воли государя,которая неразрывно связывалась с интересами государства.
Усиление центральной властиобусловило развитие форм внесудебной, внеправовой расправы. Практика выработалатакую своеобразную форму судебного процесса, как “облихование”(ст.52 Судебника1550 г.): если подозреваемого обвиняли в том, что он “ведомо лихойчеловек”, этого было достаточно для применения к нему пытки. Обвинениепредъявляли 15-20 человек “лучших людей”, детей боярских, дворян, представителейверхушки посада или крестьянской общины. Очевиден был внеправовой и социальноориентированный характер этой процедуры. Появляется понятие“крамола”, т.е.антигосударственного деяния. В него кроме видов особо тяжкихпреступлений, включались также заговоры и мятежи.
Таким образом, можноконстатировать появление в законе понятия государственного преступления, котороебыло неизвестно Русской Правде. К этому виду примыкает группа должностныхпреступлений и преступлений против порядка управления и суда: взятка(“посул”), вынесение заведомо несправедливого решения, казнокрадство. Развитиеденежной системы породило такой состав преступления, как фальшивомонетничество(чеканка, подделка, фальсификация денег).Эти новые для законодателя составысвязывались с ростом бюрократического аппарата.
В группе преступленийпротив личности выделяются квалифицированные виды убийства (“государскийубийца”, разбойный убийца), оскорбление действием и словом. В группеимущественных преступлений много внимания было уделено татьбе, в которой такжевыделялись квалифицированные виды: церковная,”головная”(похищение людей)татьба, неограниченные юридически друг от друга грабеж и разбой (открытоехищение имущества).
Система наказаний по судебникам усложняется, целью властей становится демонстрация их всесилия надобвиняемым, над его душой и телом. Высшей мерой наказания была смертная казнь,которая могла быть отменена помилованием со стороны государя. Для наказанийстали характерны жестокость и неопределенность их формулировки (что такжеслужило целям устрашения). Телесные  наказания применялись как основной идополнительный вид. Членовредительные наказания кроме устрашения выполняливажную символическую  функцию – выделение преступника из общей массы,“обозначение” его. В качестве дополнительных наказаний часто применялись штрафыи денежные взыскания. Как самостоятельный вид имущественная санкция применяласьв случаях оскорблений и бесчестья (ст 26 “…А крестьянину пашенному инепашенному безчестия рубль, а жене его бесчестия два рубля. А боярскомучеловеку молодчему или черному городскому человеку  молодчему безчестия рубльже, а женам их безчестия вдвое. А за увечие указывати крестьянину посмотря поувечию и по бесчестию; и всем указывати за увечие, посмотря по человеку и поувечию.” ), как дополнительный – при должностных преступлениях, нарушении правсобственника, земельных спорах и т.д… Размер штрафа варьировался в зависимостиот тяжести поступка и статуса потерпевшего. Сохранились прежние формы судебногопроцесса. Состязательный процесс используется при ведении граждансих и менеетяжких дел. По решенному делу суд выдавал “правовую грамоту”, с выдачей которойиск прекращался. Розыскной процесс  — применялся в наиболее серьезных уголовныхделах ( государственные преступления, убийства, разбой и др.) В ходеразбирательства  особую роль играли такие доказательства, как поимка с поличнымили собственное признание. Для получения последнего применялась пытка. Вкачестве новой процессуальной меры использовался “повальный обыск” –массированный допрос местного населения с целью выявить очевидцев преступленияи провести процедуру ‘облихования”. По приговору суда “облихованный” но непризнавший своей вины преступник мог быть подвергнут тюремному заключению нанеопределенный срок. Решенное дело не могло  вторично рассматриваться в том жесуде. В высшую инстанцию дело переходило по докладу или жалобе, допускалсятолько апелляционный характер пересмотра. Судебная система состояла изинстанций:1) суд наместников (волостей, воевод), 2) приказной суд, 3) судБоярской Думы или великого князя.
  Параллельно действовалицерковные и вотчинные суды, сохранялась  практика “смешанных” судов. В централизованнойгосударственной системе судебный аппарат не был отделен от административногоаппарата. Государственными судебными  органами  были царь, Боярская Дума,путные бояре, чины, ведающие отраслевыми управлениями и приказы. На местахсудебная власть принадлежала наместникам, волостелям, позже – губным, земскиморганам и воеводам. С15 в. Боярская Дума становится самостоятельным судебныморганом, совмещая эти функции с управленческими. В качестве суда первойинстанции Дума рассматривала дела своих членов, приказных чинов, местных судей,разбирала споры о местничестве. Дума сама могла выходить к государю с докладом,прося разъяснения и окончательного разрешения дела.
Рассмотренные Думойприговоры, поступавшие из приказов, обобщались в докладной записке, котораястановилась законодательным актом и именовалась  “новоуказной статьей”.  Свозрастанием роли письменного судопроизводства возрастала роль дъяков, стоявшихво главе приказов (в состав Думы вводятся думные дъяки, возглавлявшиеРазрядный, Посольский, Поместный приказы и Приказ казанского дворца). Судебныедела должны были решаться единогласно, а в случае отсутствия таковогодокладывались царю. Предусматривалось наказание как для судей, отказавшихся впринятии жалобы, так и для жалобщиков, обращавшихся с незаконной жалобой. В1550 году учреждается Холопий приказ, ведавший всеми спорами о холопах,оформлявший крепостные и отпускные грамоты, кабальные записи.
 Местные судебные органы строились как административные органы, по системе “кормлений”. Функции судавыполняли наместники и волостели. Без их ведома рассматривались только тяжкиеуголовные преступления. Наместники и волостели назначались князем из бояр насрок или в наследственную должность. Судебные функции осуществляли княжескиеили боярские тиуны, дворецкие, слободчики, приказчики, посельские, подельщики,доводчики и другие чиновники. Наместники и волостели обязаны были докладыватьсвои решения в вышестоящие суды: государю, Боярской Думе. Контроль со стороныместного населения  осуществляли представители местной администрации: дворскийи староста. Это правило было закреплено в Судебнике 1550 г. Наместники иволостели были обязаны являться в вышестоящий суд по его требованию: переченьповодов для такого вызова давал Судебник 1550 г.
 Наряду с государственнымии вотчинными судами особняком  стояла группа “данных” или третейских судов. Этисуды назначались властями в случаях, когда стороны просили об этом, а данноедело не относилось к числу “приказных”, т.е. прямо входящих в компетенциюсудебного органа. Такие суды назначались из числа низших чиновников иотрабатывали только отдельные стадии судебного процесса. Первые третейские судыпоявились в середине 14 века. Они рассматривали частные, но не казенные илигосударственные дела. Решения по спорам между частными лицами основывались надоброй воле, носили мировой характер.
Рассмотрениевопроса о законодательстве в Русском государстве второй половины XVI века даетвозможность сделать еще один вывод большой важности. Это вывод об огромной ролиприказов в законодательстве. Сосредоточивая свое внимание на вопросе о Боярскойдуме и ее роли, дворянско-буржуазная историография недооценила роль приказов.Между тем именно приказы, в частности казначеи, фактически держали в своихруках московское законодательство как в подготовительной стадии, разрабатываяпроекты законов, так и в заключительных этапах законодательного процесса, гдеименно в руках казначеев находилось формулирование и редактирование текстазаконов на основе норм царского приговора.
В этой ролиприказного аппарата в законодательстве нашло свое яркое выражение развитие иукрепление централизованного Русского государства.СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ
1.  История отечественного государстваи права.Под ред. О.И.Чистякова, изд: Бек, Москва 1997 г.
2.  История государства и права. И.А.Исаев, изд:Юристъ,1996 г.
3.  Реформы Ивана Грозного. А.А.Зимин,1960г.
4.  История России. Под ред. М.Н.Зуева,1998г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка базы данных "Учет междугородних переговоров" средствами Microsoft Access
Реферат 90-е годы полный захват информационного пространства
Реферат Булгаковская Москва в романе «Мастер и Маргарита»
Реферат Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование
Реферат Монтес, Сесар
Реферат Блок и Вл Соловьев Теургическая легенда о поэте
Реферат А к т обследования семейных и жилищно-бытовых условий учащегося класса
Реферат Восьмиосная цистерна для перевозки нефтепродуктов
Реферат Экономическое поведение предприятий в условиях несовершенной конкуренции. Монополистический и олигополистический рынок.
Реферат Грибы. Пищевая и биологическая ценность грибов
Реферат Школа и воспитание в Западной Европе в эпоху Возрождения и Реформации
Реферат Значення об'єктивної сторони злочину для його кваліфікації
Реферат Закладные изделия. Закладные детали. Закладные типовые. Закладные металлоизделия. Изготовление закладных деталей. Закладные монтажные
Реферат Все настройки BIOS Setup
Реферат Ііі. Ресурсне та інформаційне забезпечення, формування інфраструктури підтримки підприємництва