МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра социально-экономических дисциплин
Контрольная работа по курсу: «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
Тема № 6: «СТАНОВЛЕНИЕ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ. НАЧАЛОСКЛАДЫВАНИЯ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ В РОССИИ»
Зачётная книжка №
Выполнил
Кончаков Максим Сергеевич
КРАСНОЯРСК2003
План:
1. Черты русского самодержавия:компромисс государства и сословий.
2. Церковная реформа патриарха Никона,её последствия для российского общества.
1. Черты русского самодержавия:компромисс государства и сословий.
Гражданская война явилась для России подлиннойкатастрофой. Население страны резко сократилось, большая часть пашни оказаласьзаброшенной и заросла лесом. Особенно пострадали центральные уезды и некогдацветущая Новгородская земля.
21 февраля 1613 года состоялсяЗемский собор, на котором решался вопрос об избрании русского царя.Претендентами на престол называли польского королевича Владислава и шведскогопринца Карла-Филиппа. Однако эти кандидаты встретили противодействие громадногобольшинства Собора. Кандидаты из старинных княжеских фамилий также не получилиподдержки. Московские дворяне, поддержанные посадскими людьми, предложилиизбрать государем всея Руси 16-ти летнего Михаила Романова.
Михаил Федорович (12/07/1596 –13/02/1645, царь с 14/03/1613 по 13/02/1645) – основоположникцарско-императорской династии Романовых, первый русский царь из боярского родаРомановых. 21 февраля 1613 года Земский собор избрал 16-ти летнего МихаилаРоманова государем всея Руси. 11 июля 1613 года в Успенском соборе КремляМихаил венчался на царство и вступил на Московский престол. В 1625 году онпринял титул самодержца Всероссийского.
До воцарения на Московском престолеМихаил вместе со своей матерью – великой старицей инокиней Марфой жил вкостромской вотчине Романовых – селе Домнине. Однако чуть позже Михаил Романовукрылся от возможных преследований в костромском Ипатьевском монастыре. Здесьон и узнал о том, что избран русским царем. Царь Михаил занял трон совсеммолодым. Он был человеком посредственных возможностей и не обладал ни опытом,ни государственной мудростью. Положение династии укрепилось после того, как изпольского плена в Москву вернулся отец Михаила Филарет.
Насильственно подстриженный в монахиФиларет надеялся, что после падения Бориса Годунова он сможет вернуться в мир.Но, получив от Лжедмитрия Iсан митрополита, он отказался от своего намерения. При дворесамозванца толковали о том, что «император» предлагал Романову сложитьмонашеский сан, но тот не принял его предложение. Эти сведения записал близкийко двору архиепископ Арсений Еласонский. Возможно, что с аналогичнымпредложением к Филарету обращался и его сын царь Михаил. В царской резиденцииселе Коломенском хранился портрет Филарета в патриаршем одеянии, написанный приего жизни. Когда портрет попал в руки реставраторов, они расчистили полотно и судивлением обнаружили, что первоначально Филарет был изображён в кафтане, соскипетром в руке. На обороте портрета сохранилась надпись «Царь Фёдор Микитич».В отличие от сына Михаила Филарет обладал твёрдым характером и исключительнымчестолюбием. В конце концов, он отказался от возвращения в мир, но к титулупатриарха присоединил титул «великого государя», который носили только монархи.
Начало царствования Михаила былонелегким — значительная часть страны все еще находилась вне контроляправительства. Только в 1614 – 1616 годах были разгромлены казацкие разбойничьиотряды Заруцкого, атаманов Баловия и Лисовского, разорявшие и без тогоистощенное государство.
Перед русским царем стояла задача окончания военных действийс Польшей и Швецией. Шведская интервенция, начавшаяся в 1609 году, была приостановлена заключениемСтолбовского мира (1617 год), в результате которого Московское государствопотеряло выход к Балтийскому морю.
Первые годы правления МихаилаРоманова прошли в обстановке почти непрерывной деятельности Земских соборов –здесь обсуждались почти все важнейшие проблемы государства. Царь МихаилФедорович был молод и неопытен, и до 1619 года страной правили великая старицаМарфа и ее родня из бояр Салтыковых. Позже вся власть в стране перешла в рукиотца царя – патриарха Филарета, носившего титул Великого государя.
После окончания смутного временипонадобилось много усилий, чтобы восстановить разоренную страну. Для развитияразличных промыслов в Россию на льготных условиях были приглашены иностранныепромышленники – рудознатцы, оружейники, литейщики. Так, в 1632-м годуголландский купец Виниус получил позволение построить в Туле завод для литьяпушек и ядер.
В 1624-м году правительством царяМихаила были предприняты меры по ограничению власти воевод на местах. Летом1641 г. провинциальные дворяне собравшиеся в Москве на военный смотр,потребовали, чтобы власти помогли им «бедным». Не добившись желаемого, они с«великим шумом» ворвались в царский дворец и подали челобитье (жалобу) «овсяких своих нуждах и обидах». В январе 1642 г. царь Михаил собрал Земскийсобор с участием «выборных» из городов. Дворяне вновь использовали собор дляжалоб на свою «бедность».
Низшее дворянство на протяжениимногих лет домогалось закрепления за собой земель и отмены «урочных лет».Уступая требованиям дворянского сословия, правительство 1637-1641 гг. продлилосрок сыска беглых крестьян до 10 лет.
Готовясь к войне с речью Посполитойза Смоленск, власти осуществили военную реформу. В проведении её большую помощьРоссии оказала Швеция. Из Стокгольма в Москву прибыл полковник Александр Лесли,возглавивший организацию полков иноземного строя. Четыре «немецких» полка былиукомплектованы «добрыми учёными солдатами», нанятыми за рубежом, и шесть полков– русскими людьми. В Швеции были закуплены крупные партии мушкетов и шпаг. В полкинабирали беспоместных детей боярских, татар и казаков. Это был первый важныйшаг к созданию регулярного национального войска в России.
Казна обеспечивала дворян землями,стрельцов – деньгами и хлебом. Население должно было платить особый налог –«стрелецкие деньги». В XVIIв. этот налог стал одним из основных и самым тяжёлым длянаселения. В годы Смуты Романовы усвоили, что прочность династии зависит отпреданности стрельцов, стоявших гарнизонами в Москве и несших охрану Кремля.Новая династия поспешила возродить стрелецкое войско. Царь и патриарх постояннооказывали милость стрельцам, потчевали их командиров во дворце, выделяли ихнаградами.
Смута расшатала царскую власть, чтонеизбежно усилило значение Боярской думы. Наблюдательный современник дьяк Г.Котошихин писал, что Михаил без боярского совета ничего не мог делать. Местническаясистема. регулировавшая взаимоотношения внутри правящего боярства, существовалав России более столетия и отличалась исключительной прочностью. высшие посты вгосударстве занимали лица, чьи предки отличались знатностью, состояли в родствес династией Калиты и добились наибольших успехов по службе. Переход трона кРомановым разрушил старую систему. Первостепенное значение стало приобретать родствос новой династией. Но новая система местничества утвердилась не сразу. В первыедесятилетия смуты царю Михаилу пришлось мириться с тем, что первые места в думепо-прежнему занимала высшая титулованная знать и старые бояре, некогда судившиеРомановых и выдавшие их на расправу Борису Годунову. В годы Смуты Филаретназывал их своими худшими недругами. Чтобы заручиться поддержкой знати, царьМихаил, не имея казны и земель, щедро раздавал думные чины. При нём Боярскаядума стала как никогда многочисленной и влиятельной. После возвращения Филаретаиз плена состав думы резко сократился.
Михаил Федорович скончался 13 июля1645 года от водяной болезни в возрасте 49 лет. Он похоронен в Архангельскомсоборе Кремля.
13 июля 1645 года русским царем сталстарший сын Михаила Федоровича царевич Алексей. Алексей Михайлович (19/03/1629– 30/01/1676, царь с 13/07/1645 по 30/01/1676) был одним из образованнейшихлюдей своего времени. Он сам писал и редактировал многие указы и первым изрусских царей стал собственноручно их подписывать. Кроткий и религиозный, онбыл чрезвычайно любим народом, который дал ему прозвание Тишайшего.
В первые годы своегоцарствования Алексей Михайлович малоучаствовал в государственных делах. Государством управляли воспитатель царябоярин Б.И. Морозов и тестьцаря И.Д. Милославский. Политика правительства Морозова, направленная наусиление финансового гнета, беззакония и злоупотребления Милославского вызвалинародное возмущение. Вслед за Московским восстанием (июнь 1648 года),результатом которого стало отстранения главы правительства Морозова отгосударственных дел и ссылка его в Кирилло-Белозерский монастырь, вспыхнуливосстания в южнорусских городах и в Сибири; а в 1650 году произошли волнения вНовгороде и Пскове.
Под нажимом дворянства и в обстановкебурных социальных волнений в 1648 г. начинается подготовка нового сводазаконов, который бы учитывал сословные интересы землевладельцев и посадскойверхушки, способствовал дальнейшему укреплению самодержавного строя. Какзначилось в царском наказе, составители Уложения должны были следоватьапостольским правилам и законам «греческих царей» (Византийскому кодексу). Новсё же их главная задача состояла в том, чтобы упорядочить законы, изданные вРоссии при новой династии, и вместе с тем удовлетворить требования сословий,выдвинутые в дни мятежа в Москве. В отличие от предыдущих рукописных СудебниковУложение было первым печатным сводом законов. Его издали в количестве 2000экземпляров и разослали по городам. Его подготовкой занимались специальносозданная комиссия – «приказ князя Н.И. Одоевского». Новое уложение было принято на Земском соборе в январе 1649 г., которое удовлетворило основные требованияверхушки посада и дворян. Оно являлось универсальным кодексом законовфеодального права, не имевшим аналогов в предшествующем отечественномзаконодательстве, состоящим из 25 глав и 967 статей (о беспрецедентноймасштабности данного акта говорит даже длина столбца (свитка), на которомизложено его содержание – 309 метров). В Уложении регламентировались буквальновсе сферы общественной жизни, включая судебно-административные, социальные,экономические, военные, духовные и даже семейные отношения. Особое вниманиеотводилось охране «чести и здоровья государя», царской власти, представителей«государева двора» и церкви.
В первой же главе Уложениясамодержавная власть в России брала под свою исключительную защиту православнуюцерковь как идеологическую и духовно-нравственную основу существованиягосударства. Всякое отступление от веры и благочестия подлежало суровомунаказанию – вплоть до сожжения на костре. Вместе с тем Уложением запрещалисьновые приобретения земель церковью, передача вотчин в монастыри при пострижениив монахи или на помин души усопших. Одновременно сокращаются её многочисленныепривилегии: ликвидируются принадлежавшие монастырям белые слободы,освобождённые от государственных податей, а их население приписывается кпосаду, на него налагаются те же повинности (тягло), что и на посадских людей.Эти же ограничения затрагивали крупных светских вотчинников. Тем самымослаблялось экономическое могущество церкви. Для управления вотчинамимонастырей и духовенства утверждается Монастырский приказ.
В соответствии с главой 11-й,носившей название «Суд о крестьянах», Уложение юридически оформляло (вечное)закрепление крестьян на земле, а государство брало на себя бессрочный сыскбеглых. Принято считать, что Соборное Уложение 1649 г. послужило окончательномуюридическому закреплению российского крестьянства более чем на 200-летнийпериод, вплоть до 1861 г. Крепостнические отношения распространялись и напосадское население, фактически навечно прикрепляя его к посаду и объявляяглавной обязанностью посадского тяглеца обязательное занятие торговлей ипромыслами, что нашло детальное отражение в 19-й главе Уложения.
Утверждая монопольное сословное право«служилых людей по отечеству» (бояр-вотчинников и дворян-помещиков) на землю икрестьян, 16 и 17 главы Уложения определяли также их обязанности по отношению кгосударю. Главная повинность дворянства – военная служба в случае объявлениявойны и явка на регулярные полковые (в уездах) смотры «конно, людно и оружно». За уклонение от службы дворянинугрозила конфискация половины поместья и битьё кнутом, а за измену государю –позорная смертная казнь и полная конфискация имущества.
В целом большинство законодательныхнорм Соборного Уложения 1649 г. было разработано в интересах дворянства испособствовало его консолидации в качестве главной опоры самодержавия.
Кризис поместного дворянства,явившийся одной из причин Смуты, не был преодолён к середине XVIIв., и власти были принужденысчитаться с этим. К середине столетия в России было возрождено менее половиныпашни, распаханной в XVIв. Упадок фонда государственных (поместных) земель имелкатастрофические последствия для мелкого дворянства. Численность служилогосословия неуклонно увеличивалась, и казна не могла обеспечить поместьями поступавшихна службу «новичков». Всё это неизбежно ускоряло процесс дробления поместий.Власти широко использовали черносошные и дворцовые земли для раздачи знати идворянам, но их фонды были ограниченными. Земельный голод дворян воскресил проектысекуляризации церковных земель, возникшие ещё на соборе 1503 г. Дворянские представителивыступили на Земском соборе 1648 г. с предложением конфисковать земли, которыецерковь приобрела после смерти Ивана VIв обход изданным им законам. Окружение царя не рискнулоответить дворянам отказом. Поначалу Алексей Михайлович не только принял ихчелобитную, но и распорядился подготовить всю необходимую документацию. То, чтоне удалось Ивану IIIиВасилию III, теперь казалось близким к осуществлению. Казна и дворянство с завистьюглядели на цветущие церковные имения и не прочь были разрешить свои трудностиза счёт новых конфискаций. Но сопротивление высшего духовенства было слишкомвелико, и царь не нашёл единодушия даже в своём ближайшем окружении. Делоограничилось подтверждением законов Грозного, воспрещавшим церкви расширятьвотчинные владения.
Система поместного землевладения,основанная на государственной земельной собственности, могла функционироватьлишь при наличии сильной центральной власти. Династия, водворившаяся в Россиипосле смуты, не обладала достаточнымисредствами, чтобы обеспечить господство государственной собственности. СоборноеУложение 1649 г. расширило права помещиков, разрешив им обмен поместий внепределов своих уездов.
Правительство Алексея Михайловичапоощряло промышленную деятельность, поддерживало отечественное купечество,защищая его от конкуренции иностранных торговцев. Были приняты таможенный и новоторговыйуставы, способствовавшие развитию внутренней и внешней торговли.
В царствование Алексея МихайловичаМосковское государство расширило свои пределы не только на юго-запад (получивлевобережную Украину и Белорусские земли), но и далеко на восток и на юг. Взападной Сибири казаки победили потомков хана Кучума. Русскими землепроходцамибыла открыта восточная Сибирь.
В это время были жестоко подавленынародные восстания в Москве – соляной бунт (1648-й год) и медный бунт (1662год), и крестьянская война 1670– 1671 года под предводительством СтепанаРазина.
2. Церковная реформа патриарха Никона,её последствия для российского общества.
В условиях укрепления самодержавноймонархии в России и нарастания социальной напряжённости в обществе в середине XVIIв. резко обострились отношения междуцерковью и государством.
Традиционно православное духовенствоиграло ведущую роль в становлении и укреплении российской государственности.Благодаря подвижнической деятельности ряда выдающихся церковных иерарховрусские земли освободились от ордынского владычества и объединились в единоецентрализованное государство. Ещё большую роль сыграла православная церковь впреодолении структурного кризиса государственности в эпоху Смуты и утверждениина московском престоле новой династии Романовых. В правление царя МихаилаРоманова его отец, властолюбивый боярин Фёдор Никитич (в иночестве – Филарет),ставший патриархом всея Руси, превратил патриарший двор в средоточие как высшейцерковной, так и светской власти. По инициативе Филарета проводились важнейшиепреобразования в стране: упорядочены налоговые платежи, сокращены податныельготы монастырей, проведён учёт земельных ресурсов, укреплено судопроизводство,обузданы произвол и волокита местной воеводской администрации. Деятельностьпатриарха Филарета оказала значительное влияние на дальнейшее развитие Русскойправославной церкви, закрепив непререкаемый авторитет её предстоятеля.
К середине XVIIв. коренные изменения, происходящиев обществе и государстве, вызванные стремлением укрепить централизацию русскойцеркви и усилить её роль в деле объединения с православными церквами Украины ибалканских народов, настоятельно требовали проведения церковной реформы. Непосредственнымже поводом для церковных преобразований являлась необходимость исправлениябогослужебных книг, в которых в ходе переписывания накопилось много искажений,и унификация церковных обрядов. Однако, когда речь зашла о выборе образцов дляисправления книг и изменения обрядов, среди духовенства возникли распри. Одниутверждали, что за основу необходимо взять решения Стоглавого собора 1551 г.,провозгласившего незыблемость древнерусских обрядов. Другие предлагали использоватьдля «справления» только греческие оригиналы, с которых некогда и делалисьрусские переводы богослужебных книг. По мнению последних, в том числе правщиковмосковского Печатного двора, эта работа могла быть поручена тольковысокопрофессиональным переводчикам – богословам. В связи с этим по решениюцаря Алексея Михайловича и патриарха Иосифа в Москву были приглашены учёныемонахи Киевской Могилянской коллегии (училища) Эпифаний Славинецкий, АрсенийСатановский и Дамским Птицкий.
Толчком для проведения реформыявилась также деятельность сложившегося в конце 1640-х годов придворной средекружка «ревнителей древнего благочестия», который возглавил протопоп Благовещенскогособора, духовник царя Алексея Стефан Вонифатьев. В него входили протопопмосковского Казанского собора Иван Неронов, царский любимец окольничий ФёдорРтищев, дьякон Благовещенского собора Фёдор, архимандрит московского Новоспасскогомонастыря Никон и его будущий противник протопопАввакум из Юрьевца – Поволжского, а также ряд других местных протопопов.Главной задачей этого кружка стала разработка программы церковной реформы, воснову которой были положены греческие образцы. Данное решение и стало впоследствии формальной причиной раскола среднерусского духовенства.
Патриарх Никон
Всю работу по реализации новшеств, вводимых в соответствие с церковной реформой, возглавил избранный на патриарший престол 1652 г. талантливый администратор, но властный и честолюбивый архиерей Никон, сделавший при поддержке царя Алексея Михайловича стремительную карьеру. Родом он был из крестьян Нижегородского уезда, но, благодаря глубокой вере, своему уму и способностям, достиг высшего положения в русской церкви и государстве.
Сам царь, примыкая к ревнителям вобщей постановке задачи, на способ её осуществления имел, однако, особыйвзгляд, так, как склонен, был придавать церковной реформе политическоезначение. Воскрешая забытую идею о Москве, как центре вселенского православия,- идею, предполагавшую подчинение московскому государю всего православногоВостока, и вместе с тем имея в виду прочнее закрепить за Москвой присоединявшуюсяк ней Малороссию, Алексей Михайлович считал необходимым тесное единение русскойцеркви с греческой и малороссийской, а оно, по его мнению, могло быть достигнутопутем согласования русской церковной практики с греческими образцами. Это задание,несомненно, было поставлено будущему патриарху и принято им, причем Никонупришлось изменить свой первоначальный отрицательный взгляд на православиегреков. Со своей стороны, и Никон приносил на патриарший престол собственнуюпрограмму, далеко выходившую из рамок обрядовых вопросов. По установившемуся вМоскве ранее порядку, церковное управление находилось под постоянным и непосредственнымнадзором государственной власти: царь назначал и смещал патриархов, созывалдуховные соборы, направлял их деятельность, даже изменял их решения, а иногда исам издавал церковные законы. Никон считал такой порядок ненормальным и находилнеобходимым освободить церковь от господства над ней светской власти, дажевовсе устранить ее вмешательство в церковные дела. В то же время он представлялсебе организацию церковной власти по аналогии с государственной и вместо царяхотел видеть во главе церкви патриарха, облеченного такими же неограниченнымиполномочиями. Может быть, предвидя свое избрание и возможность борьбы вдальнейшем, он и торжественное перенесение мощей святого Филиппа устроил длятого, чтобы примером из жизни Грозного предостеречь своего царственного другаот нового конфликта между царской и духовной властью. Упорными отказами отзвания патриарха Никон заставил царя на коленях умолять его принять патриаршийсан и дал согласие лишь после того, как все присутствовавшие в церкви, в томчисле царь и бояре, поклялись, что будут во всем беспрекословно слушать его как«архипастыря и отца верховнейшего». Став патриархом, Никон вскорепорвал со своими недавними соратниками по кружку «ревнителей благочестия»,сохранявшими приверженность «старине», и начал решительно внедрять новыецерковные обряды по киевскому и греческому образцам.
Так, обычай креститься двумя пальцами был заменён троеперстием, слово «аллилуйя» во время молитвы должно было произноситься не дважды, а трижды, двигаться вокруг аналоя следовало теперь не по солнцу, а против него. Он внёс также изменения на греческий лад в облачение русского духовенства (архиерейский посох, клобуки и мантии). Новые отпечатанные книги и введение новых обрядов многими были встречены враждебно. Многие миряне и священники считали, что нужно хранить старую веру и не принимать новые книги и обряды. Людей, не признающих новые книги и порядки, стали называть староверами и преследовать.
Все эти нововведения были одобреныцерковным Собором, состоявшимся весной 1654 г. в Москве с участием восточныхпатриархов. Собор утвердил предложенные им исправления и постановил, что книгидолжны исправляться по древним русским и греческим текстам. Принятые соборомположения задевали национальное чувство русского человека, привыкшего видеть всвоей церкви единственную опору правой веры и благочестия; но для Никона ониявлялись исходными пунктами всей реформы, и потому он настаивал на ихпризнании, подвергнув суровому наказанию выступившего на соборе с возражениямиколоменского епископа Павла.Образ действий Никона усилил сопротивление его противников. Соглашение междуними стало тем менее возможным, что обе стороны выходили, по существу, изодинаковых принципиальных взглядов: по недостатку богословского образования обепридавали обрядам существенную важность в деле веры, не различая их от догматов,и потому не могли сойтись на компромиссе. Это ещё более обострилопротивостояние между патриархом Никоном и «ревнителями», среди которых особенновыделялся протопоп Аввакум, ставший признанным лидером движениястарообрядчества. На созванном по инициативе патриарха очередном Соборе в 1956г. при участии антиохийского патриарха и сербского митрополита введённыеновшества в церковных обрядах получили одобрение. Захваченный своим темпераментомборца, он все охотнее применяет крутые меры, нередко теряя самообладание: чтобыбольнее, например, поразить своих противников, он предает торжественномупроклятию особенно ревниво отстаивавшееся ими двоеперстие; усиливает репрессиипо отношению к отдельным лицам; на возражения, даже на ссылки из жизни святых,отвечает иногда грубыми несдержанными выходками.
Богослужебные книги уже началиисправляться предшественниками Никона, патриархами Гермогеном (1606-1612),Филаретом (1619-1633), Иоасафом (1634-1640) и Иосифом (1642-1652). Но у них небыло той решимости, которая требовалась для этого дела, да и у правщиков ипечатников не хватало нужных знаний. Хотя решимости у патриарха Никонаоказалось достаточно, его крутой характер вызывал отрицательную реакцию, как кнему лично, так и к его начинаниям. От священников, например, он требовалдолжного знания Священного Писания и церковной службы, христианской жизни. Сдуховенством, не исполнявшим его требования, он был чрезвычайно строг. Запьянство, патриаршие стрельцы сажали провинившихся духовных лиц в тюрьму, а заповторные нарушения – ссылали в сибирские монастыри. Следует сказать, что ксамому себе патриарх Никон был ещё строже, чем к другим: ревностно соблюдалиноческие обеты, каждый день слушал службы, часто служил сам.
Самый процесс борьбы начинаетзаслонять перед ним ту задачу, из которой борьба возникла. Положение становитсятрагическим, когда Никон теряет уверенность в правильности начатого дела. Ходреформы и вызванные ею споры заставляют Никона глубже вдуматься в обрядовуюсторону веры и постепенно изменяют его взгляды на этот предмет; в 1658 г. онуже открыто признает равноправность старых и новых, русских и греческих книг иобрядов, заявив, например, Неронову о служебниках: «обои-де добры (старыеи новые), все-де равно, по каким хочешь, по тем и служишь»; он даженачинает допускать двоеперстие наряду с троеперстием. Но с этим вместе исчезалпредмет, за который поднята была борьба, и перед Никоном оставался только голыйфакт вызванных реформой раздражения и ненависти. В одном лишь отношении реформамогла дать ему удовлетворение: если не по замыслу, то в исполнении, она быладелом церковной власти, и светская власть являлась только пособницей патриарха.Но как раз в критическое для Никона время перелома ему наносится удар и с этой,принципиально наиболее важной для него, стороны. Никон хорошо понимал, что еговласть в церкви держалась на дружбе к нему царя. По отношению к его главнойзадаче это значило, что он должен был создать для церкви независимое от царскойвласти положение, пользуясь в то же время поддержкой этой самой власти. Невидно, чтобы Никон искал опоры в обществе или, по крайней мере, в церковнойиерархии; против такого предположения говорило бы уже давление, которому подвергалисьс его стороны созывавшиеся им духовные соборы. Скорее можно думать, что Никонрассчитывал обеспечить независимость церкви путем укрепления своей личнойнезависимости. Такой смысл могла иметь обнаруженная им хозяйственнаяпредприимчивость: Никон сильно расширил патриаршую область припиской к ней земель,принадлежавших другим кафедрам (14 монастырей и около 500 приходов), и, сверхтого, из купленных им и пожалованных царем земель составил значительные личныевладения, в пределах которых завел обширное хозяйство и устроил 3 монастыря(Воскресенский, Иверский и Крестовый), обстроенные подобно крепостям. Это былсвоего рода удел, где патриарх являлся полным государем. На время Никон достигсвоей цели: он пользовался в церкви неограниченными полномочиями. Царьпредоставил на полное его усмотрение назначение епископов и архимандритов; воляпатриарха была фактически последней инстанцией во всех церковных делах. Царь нерешался даже ходатайствовать перед ним об отмене того или другого решения:«я боюсь патриарха Никона — говорил он; может случиться, что он отдаст мнесвой посох и скажет: возьми его и правь сам монахами и священниками; я не мешаютебе в управлении воеводами и воинами, зачем же ты идешь мне наперекор вуправлении монахами и попами?» Вся патриаршая область была изъята и вгражданских делах из ведения Монастырского приказа. «Государевы царевывласти уже не слышать» — характеризовал создавшееся в церкви положениеодин из противников Никона (Неронов). Власть патриарха казалась еще болеепрочной и обширной вследствие огромного значения, каким он пользуется вгосударственных делах.
Огромная власть патриарха Никона вгосударственных делах тоже создавала ему многочисленных врагов. А власть егодействительно была велика. Так, воссоединение Украины было прямым последствиемпросьбы Никона на Земском Соборе 23 октября 1653 г. к царю начать войну сПольшей и принять Богдана Хмельницкого с его войском и землями под свою защиту.Когда эта война началась, патриарх Никон выставил, от себя лично, 10.000 воинов(столько же выставили все монастыри). Вовремя польско-литовских походов (1654 — 1656) Алексея Михайловича Никоноставался заместителем царя в Москве. К нему на утверждение поступали важнейшиегосударственные дела, причем в формуле приговоров имя Никона ставилось на местецарского: «святейший патриарх указал и бояре приговорили». Отгосударева и своего имени он объявляет распоряжения приказам и рассылает грамотык воеводам по делам гражданского и даже военного управления. Бояре ежедневнообязаны были являться к патриарху на совет. С согласия царя, Никон и в официальныхдокументах начинает в это время называться великим государем. Он сохраняет своевлияние на государственные дела и во время бытности царя в Москве.
Так как все свои преобразованияпатриарх Никон проводил резко и прямолинейно, то, в большинстве случаев, онитолько увеличивали количество его врагов. При этом разумность егопреобразований не играла большой роли. Возникновение староверчества (людей,отказавшихся признать новые исправленные книги) во многом обязано этомуфактору.
Растущее влияние Никона во внутреннююи внешнюю политику государства под тезисом «священство выше царства» вызвалоразрыв патриарха с царем. НенавидевшиеНикона бояре старались повлиять на царя путем «шептания» и клеветы; втом же направлении действовало, своими жалобами на грубость и жестокостьпатриарха, духовенство. Все это подготовило существенную перемену во взглядахАлексея Михайловича, и не случайно из всех московских царей он является самымярким и самым вдумчивым идеологом самодержавия, для которого царь земной естьподлинное отображение царя небесного. Когда эта перемена обозначилась, бояреискусно создали обстановку для разрыва. В июле 1658 г. царем давался в честьприехавшего в Москву грузинского царевича Теймураза обед. Никон, вопрекиобычаю, не был приглашен, а посланного им ко дворцу патриаршего стряпчего князяМещерского окольничий Б.М. Хитрово,распоряжавшийся церемонией, оскорбил, ударив палкой, причем на протестМещерского, сославшегося на поручение от патриарха, ответил: «не дорожисяпатриархом!» Никон увидел в этом вызов и настаивал, чтобы царь немедленнодал ему удовлетворение, но в ответ получил лишь обещание рассмотреть дело.Избегая личного объяснения с Никоном, царь после того перестал присутствоватьна патриарших службах и однажды через князя Ю. Ромодановского объяснилНикону свое отсутствие гневом на него за то, что тот «царское величествопренебрег и пишется великим государем». Ромодановский при этом добавил,что царь почтил патриарха титулом «как отца и пастыря», а он, Никон,«того не уразумел, и потому впредь писаться великим государем недолжен». Для Никона было еще возможно примирение, но теперь оно означалобы с его стороны отказ от главной его цели, и Никон выбрал другое. В ответрешил отказаться от выполнения патриарших обязанностей и уехал из Москвы впостроенный им неподалёку от столицы пышный Новоиерусалимский Воскресенскиймонастырь, рассчитывая на то, что царь смирит свою гордыню и будет умолять еговернуться на патриарший престол. Однако правительство Алексея Михайловича ненамеривалось вступать в переговоры с мятежным патриархом. Начавшаяся церковнаяреформа продолжала проводиться в стране и без его участия.
Церковный Собор 1666 – 1667 гг.подтвердил необходимость продолжения реформ Русской православной церкви,которые проводились теперь уже под личным контролем царя.
Решительно отказался принять новыекниги (ещё в 1657 г.) знаменитый Соловецкий монастырь. 8 июля 1658 г.Соловецкий иноческий Собор, возглавляемый игуменом Илиёй, составил приговор онепринятии новых книг. Не признали там и постановления Соборов 1666-67 гг.,равно как и назначенного патриархом Иоасафом II нового архимандрита Иосифа. Всёэто в значительной мере было делом рук сосланных туда противников Никона.
С 1668 г. к Соловецкому монастырюпосылались войска, но с приказами «потеснить», но не делать«приступа» и «не стрелять по ограде». В монастыре же былисобраны огромные запасы продовольствия, было 90 пушек, 900 пудов пороха имножество ядер. Только в декабре 1675 г. была сделана попытка взять монастырьприступом (безуспешно) и 22 января 1676 г. монастырь, наконец, был взят,зачинщики казнены, другие разосланы в остроги. Покаявшихся простили и оставилижить в монастыре.
Военная победа в Соловецком монастырене изменила духовной атмосферы севера. Богомольцы, возвращавшиеся от стеносаждённого монастыря, разносили весть о страдающих в благочестии насельниках инечестии царя. Когда 29 января, через несколько дней после победы, скончалсяцарь Алексей, пошёл слух, что перед смертью царь познал своё преступление ипосылал приказ отступить, да было поздно. Побеждённые монахи прославлялисьнародом как «новые страстотерпцы и преподобномученики».
Вследствие большого влиянияСоловецкого монастыря на севере, имен