Содержание
Введение
1. Подготовка ипроведение крестьянской реформы 1861 г.
2.Становление полиции вРоссии после отмены крепостного права
3. Положение о корпусежандармов
4. Политический сыск
Заключение
Список используемых источников
Введение
Историягосударства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур,институтов и механизмов государственной власти, развитие систем в целом,отдельных отраслей, институтов и норм права, так же включат и отдельные факты,прежде всего юридические, и закономерности исторического развития.
Отменакрепостного права, революционная ситуация в стране вынудили правительствопостепенно реформировать полицейский аппарат.
Доотмены крепостного права, крестьяне находились под властью помещиков, тонеобходимости в большом полицейском аппарате в уездах не было. Поэтому сильныйполицейский аппарат был только в городах, в уездах имелись лишькапитан-исправник, несколько заседателей нижнего земского суда и 2-3 становыхпристава в каждом уезде и десяток стражников. После крестьянской реформыположение изменилось, отсюда у правительства возникла потребность взначительном увеличении численности местной полиции.
Управлениеполицией находилось в руках департамента полиции министерства внутренних дел.Органы полицейского надзора сконцентрировали в своих руках всю реальнуюрепрессивную власть в Центре и на местах
Целькурсовой работы заключаетсяв изучении темы: «Становление регулярной полиции в России».
Длятого чтобы достичь поставленной цели, необходимо поставить перед собойследующие задачи:
— рассмотретьстановление полиции в России после отмены крепостного права;
— раскрыть положение окорпусе жандармов;
— раскрыть общиеположения о политическом сыске.
Структураработы: работа состоитиз введения, четырех глав, заключения и списка используемых источников. Впервой главе курсовой работы раскрываются общие положения подготовки ипроведения крестьянской реформы 1861 г., вторую главу мы полностью посвятилистановлению полиции в России после отмены крепостного права, в третьих ичетвертых главах раскрывается положение о корпусе жандармов и сущностьполитического сыска.
Далее представляетсяцелесообразным перейти непосредственно к основной части данной курсовой работы.
1.Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г
Впервой половине 19 века сформировались социально-политические предпосылки длябуржуазных реформ в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка икрестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночныйоборот; те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, терялисвои земли, попадавшие в заклад.
Крымскаявойна стимулировала быстрое развитие промышленности, поражение в войне показалонеэффективность социальной и экономической систем России.
Кризиснаяситуация проявилась в нарастании числа крестьянских бунтов и развитииреволюционного движения, пик которого пришелся на 1859-1861 гг.
19февраля 1861 г. император утвердил ряд законодательных актов по конкретнымположениям крестьянской реформы. Были приняты центральные и местные положения,в которых регламентировались порядок и условия освобождения крестьян и передачиим земельных наделов. Их главными идеями были: крестьяне получали личнуюсвободу, и до заключения выкупной сделки с помещиком земля переходила в ихпользование.
Получивличную свободу, крестьяне в интересах исправного платежа повинностей наделялисьземлей в личное пользование. Основой этой сделки стало добровольное соглашениекрестьянина и землевладельца, при его отсутствии — наделение землейосуществлялось на основе местных положений. Дворовые люди освобождались безвыкупа, но и без земли.
Пользуясь помещичьейземлей на условиях постоянного владения, крестьяне платили помещику оброк инесли барщину. При желании они могли выкупить свою усадьбу, полевые угодьямогли быть выкуплены только по соглашению с помещиком.
Выкупаяусадьбу или землю, крестьяне могли пользоваться казенной ссудой. Выкупив землю,они выходили из состояния временнообязанных.
Послевыкупа у крестьян прекращались все обязательные отношения с помещиком, которыйутрачивал право вотчинного надзора за ними; крестьяне переходили в состояниекрестьян-собственников.
Выкупнуюссуду крестьяне получали от государства, взявшего на себя основную тяжесть попроведению выкупной операции. Если крестьянин выкупал полный надел, и сделкасовершалась по обоюдному согласию с помещиком, государство выплачивало 80 %капитальной суммы. Оставшиеся 20 % крестьяне могли компенсировать либоденьгами, либо отработками.
Ссуда,выданная правительством помещику за землю, ложилась на крестьян в видеказенного долга, за который они обязывались выкупными платежами, уплачиваемымив течение 49 лет (выкупной платеж составлял 6% ссуды).
Наделениеземлей осуществлялось по добровольному соглашению помещика и крестьянина:первый не мог давать земельный надел меньше нижней нормы, установленной местнымПоложением, второй не мог требовать надела больше максимальной нормы,предусмотренной в том же Положении. Вся земля в 34 губерниях делилась на трикатегории: нечерноземная, черноземная и степная. Каждая группа делилась нанесколько местностей с учетом качества почвы, численности населения, уровняторгово-промышленного и транспортного развития. Для каждой местностиустанавливались свои нормы (высшая и низшая) земельных наделов.Предусматривалось безвыкупное выделение «дарственных наделов», размеры которыхмогли быть меньше минимальных, установленных в положении.
Душевойнадел состоял из усадьбы и пахотной земли, пастбищ и пустошей. Землейнаделялись только лица мужского пола.
Спорные вопросы решалисьпри посредстве мирового посредника. Помещик мог потребовать принудительногообмена крестьянских наделов, если на их территории обнаруживались полезныеископаемые или он собирался строить каналы, пристани, ирригационные сооружения.Возможно был перенос крестьянских усадеб и домов, если они находились внедопустимой близости к помещичьим строениям.
Освобождение крестьяннеизбежно должно было повлечь за собой ряд других реформ и преобразований.Программа таковых была опубликована в конце 1860 г., она отражала мнениенаиболее радикальных политических групп российского общества. Она включаласледующие предложения: установление равенства всех граждан перед судом изаконом, отделение суда от администрации, введение суда присяжных,преобразование полицейского управления, контроль за изданием законов и сборомналогов, свобода совести, печати, вероисповедания, отмена откупной монополии игражданских чинов, проведение политической амнистии. Большинство этих пунктовбудут реализованы в ходе проведения дальнейших реформ [6, с. 419-420].
2.Становлениеполиции в России после отмены крепостного права
Реформаполиции подготавливалась одновременно с крестьянской. Отмена крепостного права(не сразу и не в полной мере) привела к ликвидации вотчинной полиции помещиков.Это обстоятельство, а также усиление классовой борьбы в стране определилинеобходимость создания разветвленной (охватывающей в полной мере и сельскиерайоны) и более централизованной системы полицейских органов [10, с. 206].
В1802 г. создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлосьруководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. Впериод с 1811 г. по 1819 г. в России существовало Министерство полиции,состоявшее из министерства, двух канцелярий и трех департаментов (полицииисполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерствобыло объединено с Министерством внутренних дел.
В1837 г. в связи с делением уездов на более мелкиеадминистративно-территориальные единицы — станы была реорганизована системаполицейских органов. Появилась полицейская должность станового пристава. Онназначался губернатором из кандидатов, представленных местным дворянством.Становой пристав подчинялся земскому исправнику, нижнему земскому суду иуездному полицейскому управлению. В своей деятельности он опирался на сельскуювыборную полицию и вотчинную полицию помещиков. Должность станового приставабыла ликвидирована в 1917 г. [6, с. 438].
В1862 г. городская и уездная полиция была объединена в единую полицейскуюсистему со сложной «иерархической лестницей», начинающуюся с урядника и приставаи на уездном уровне возглавлявшуюся исправником. Вершину полицейской пирамидыпредставлял министр внутренних дел [1, с. 79].
С целью усиления полициибыли проведены следующие меры:
1. В1862 году в каждом уезде создано единое полицейское управление во главе сисправником, который стал назначаться правительством вместо избрания егодворянским собранием.
2.Расширен низовой аппарат полиции: в 1878 г. учреждены должности участковыхурядников и полицейских резерв в уездах — отряды сельской стражи. В каждом уездебыло до 30-40 урядников. Кроме того, нужно учитывать, что полиции обязаны былиоказывать помощь в сельской местности представители крестьянскогосамоуправления (волостные старшины, сельские старосты, десятские и т.д.), вгородах — дворники.
3.Изменились принципы комплектования полиции. Если до военной реформы, когданижние чины в армии служили 25 лет, она комплектовалась солдатами иунтер-офицерами старших возрастов, негодными для службы в полевых войсках, топосле военной реформы 1874 г. был введен принцип вольного найма по контракту,значительно увеличено жалование, введены пенсии и иные льготы служащим полиции.
4.Полиция была освобождена от несвойственных ей функций: хозяйственные дела(после земской и городской реформы) перешли к органам местного самоуправления;предварительное следствие (после судебной реформы) передано судебнымследователем.
5. Вкрупных городах вместо прежних управ благочиния созданы полицейские управленияво главе с полицмейстерами, а в столицах (Петербурге и Москве) — обер-полицмейстерами(или градоначальниками). Города делились на части (районы) во главе с частнымиприставами, а те в свою очередь — на участки и околотки с участковыми иоколоточными надзирателями [7, с. 217-218].
В 1862 г. были изданыВременные правила об устройстве полиции, предусматривавшие создание единогоуездного полицейского управления, возглавляемого исправником из местных дворяни объединявшего городничего и его канцелярию и земского исправника с судом.Уезды в полицейском отношении делились на станы во главе со становым приставом.
Впомощь ему несколько позже были введены должности полицейских урядников. Вгородах управы благочиния были заменены канцеляриями обер-полицмейстеров,полицмейстеров, градоначальников (в зависимости от ранга города), в подчинениикоторых находились городовые, участковые и околоточные, надзиратели, частныеприставы. Значительно возросли «штаты полиции, углубилась специализацияразличных ее подразделений. Функции и права полиции были чрезвычайно широки иточно не определены законом. Они включили: охрану «благочиния, общегоспокойствия и порядка»; борьбу с пожарами; наблюдение за трактирами и питейнымизаведениями; борьбу с нищенством; контроль за соблюдением паспортного режима;«урегулирование отношений между рабочими и фабрикантами»; надзор вадминистративном порядке за ссыльными и политически неблагонадежными. В веденииполиции находились также уголовный розыск (сыск) и проведение дознания. Онадолжна была оказывать постоянное содействие политической полиции. Управлениеполицией находилось в руках департамента полиции министерства внутренних дел[10, с. 208].
Вгубернских городах руководство полицией осуществлял полицмейстер. Всягубернская полиция подчинялась губернатору и генерал-губернатору. Вершину,полицейской пирамиды представлял министр внутренних дел. Ему же подчинялисьвключенные в 1880 г. в единую полицейскую систему губернаторские жандармскиеуправления.
Согласно«Временным правилам об устройстве полиции» (1862 г.) в уездах создавалисьуездные полицейские управления, в которые входили городничий со своейканцелярией, представлявший уездный город, и земский исправник с земским судом,представлявшие уезды.
В составе канцелярииградоначальника, заменившей управы благочиния, создавались сыскные и охранныеотделения. Полиции поручалось проведение дознания, материалы которого онапередавала следователю, а тот — прокурору.
Мерыпресечения, которые применяла полиция, включали отобрание вида на жительства,установление надзора, взятие налога, передачу на поруки, домашний арест, взятиепод стражу.
Органыполицейского надзора сконцентрировали в своих руках всю реальную репрессивнуювласть в Центре и на местах [9, с. 339].
До1880 г. руководство политической полицией находилось в руках Третьего отделенияСобственного его императорского величества канцелярии. В 1880 г. был создандепартамент государственной полиции МВД, позднее он назывался простодепартаментом полиции, объединивший существовавший ранее департамент полицииисполнительной и 3 отделение. В 1883 г. к нему был присоединен Судебный отдел,осуществляющий надзор за политическими делами.
Введении Департамента находились охранные отделения, городские и уездныеполицейские учреждения, сыскные части, пожарные команды и адресные столы. СДепартаментом был тесно связан Отдельный корпус жандармов, входивший в составМинистерства внутренних дел.
Всостав Министерство внутренних дел входило Особое совещание, ведавшее вопросамиадминистративной ссылки. Департамент полиции состоял из несколькихделопроизводств, в задачи которых входили: вопросы политического сыска, работас заграничной агентурой, негласный надзор и т.д.
Губернаторконтролировал деятельность новых органов местного управления, возникших в ходереформы,- присутствий по крестьянским делам, делам городского и земскогосамоуправления, фабричные инспекции и прочее. Ключевой должностью сталадолжность исправника.
Этим была завершенацентрализация всего полицейского аппарата. На департамент полиции возлагалисьобязанности «по предупреждению и пресечению преступлений и по охране общественнойбезопасности и порядка»; по ведению дел о государственных преступлениях; поустройству полицейских учреждений и по наблюдению за их деятельностью.
Сосредоточение в рукахединого органа руководства общей широко использовать огромный аппарат общей полициив борьбе с революционным движением. После 1880 г. была значительна расширенасистема органов политической полиции. В ряде местностей (особо опасных) кромегубернских были созданы уездные жандармские управления. При некоторыхгубернских управлениях существовали пограничные пункты. Значительно увеличилисьштаты жандармерии и численность отдельного корпуса жандармов. В составежандармских управлений создавались особые розыскные управления. Руководствополитической полицией сосредоточивалось в специальном секретномделопроизводстве департамента полиции [1, стр. 8].
3.Положение о корпусе жандармов
В1867 г. Было принято новое Положение о корпусе жандармов, по которому вместожандармских округом, включающих в свой состав по нескольку губерний, были созданыжандармские управления в каждой губернии, а в шести губерниях Северо-Западногокрая и Царстве Польском создавались также и уездные жандармские управления. Вотдельных регионах страны сохранились жандармские округа (Варшавский,Кавказский и Сибирский). Окружные управления объединяли деятельность губернскихи уездных жандармских управлений, входивших в эти округа. В крупнейших городахи морских портах были расквартированы жандармские дивизионы и команды. В связис массовым строительством железных дорог для их охраны учреждалисьжелезнодорожные жандармские управления. Однако в целом численность корпусажандармов была сравнительно невелика: она не превышала 6 тыс. человек.
Начальникгубернских жандармских управлений получили звания инспекторов губернской полиции.Таким образом, общая полиция с ее разветвленным аппаратом ставилась подконтроль жандармов.
Непосредственным,поводом, подтолкнувшим правительство к проведению реформы жандармского аппаратав 1867 г., явилось покушение 4 апреля 1866 г. Д. Каракозова на императораАлександра 2.
Но действительные причиныреформы были гораздо глубже. Дело в том, что когда в середине 20-х годов 19века создавался корпус жандармов, революционное движение было по преимуществудвижением дворянских революционеров. Их численность была сравнительно невелика,подавляющее большинство составляли офицеры. Поэтому и жандармерия в то времябыла немногочисленна, имела чисто военную организацию и нацеливалась главнымобразом на наблюдение за офицерским корпусом и столичным дворянством. Иноеположение сложилось в 60-70-е гг. 19 века. Главной фигурой в революционномдвижении стал революционер-разночинец. Это привело к переориентации жандармериина наблюдении за широкими слоями либеральной интеллигенции и студенчества.Отсюда необходимость в создании разветвленной сети территориальных (губернских)жандармских органов.
В1871 г. дознание по государственным преступлениям было официально переданокорпусу жандармов. Собранные материалы должны были передаваться министруюстиции, который мог направить их в судебные инстанции или принять меры крешению дела в административном порядке.
В1880 г. завершилось создание единой системы полицейских органов в стране.Политическая полиция (жандармерия) подчинялась 3 Отделению царской канцелярии,а общая полиция находилась в ведении Министерства внутренних дел, а практическиподчинялась на местах губернаторам.
Послевзрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г., организованного С. Халтуриным,учреждается чрезвычайная Верховная распорядительная комиссия, начальник которой- граф М.Т. Лорис-Меликов наделялся по существу диктаторскими полномочиями. Кавгусту 1880 г. комиссия, выполнив свои первоначальные задачи, упраздняется.Однако опыт объединения в одном органе руководства всеми видами полиции,накопленный комиссией, был положен в основу реорганизации Министерствавнутренних дел, проведенной 6 августа 1880 г.
Сутьее сводилась к объединению в ведение МВД политической и общей полиции.Непосредственно всеми видами полиции стал управлять департамент полиции. 3Отделение упразднялось, а общее руководство корпусом жандармов было возложенона министра внутренних дел, получившего одновременно звание шефа жандармов.Командиром корпуса стал товарищ (заместитель) министра внутренних дел — заведующий государственной полицией, он же курировал и департамент полиции [15,с. 178].
14 августа 1881 г. изданоПоложение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия,которым предусматривалась возможность объявления состояния чрезвычайной иусиленной охраны как в империи в целом, так и в отдельных ее частях, что вело кзначительному расширению прав полиции. В соответствии с этим Положением былсоздан орган внесудебной репрессии — Особое совещание при МВД, которое получилоправо ссылки в административном порядке в отдельные районы империи сроком до 5лет.
Корпусжандармов, хотя и был реорганизован (созданы территориальные органы — губернские управлении), однако сохранил свою военную организацию. Жандармы по — прежнему были недостаточно приспособлены к ведению политического сыска в средеразночинной интеллигенции. Жандармы использовались главным образом дляпроведения арестов, дознаний и ведения следствия по делам о государственныхпреступлениях. Учитывая эти обстоятельства, в 1880 г. в Петербурге приградоначальнике и в Москве при обер-полицмейстере были учрежденыспециализированные органы политического сыска — отделения по охранегосударственного порядка и общественной безопасности, сокращенно их сталиназывать охранными отделениями. Они имели своей задачей борьбу с подпольнымиреволюционными организациями при помощи секретной' агентуры. Деятельность этихотделений выходила далеко за рамки столичных губерний. Так, созданный приМосковском охранном отделении «летучий отряд филеров», преследовалреволюционеров на большой части территорий империи.
Бурное развитиекапитализма, резкое увеличение численности городского населения способствовалиросту уголовной преступности. Это вынудило царизм предпринять определенныеорганизационные меры. В частности, еще в 1866 г. при Петербургскомградоначальнике было создано сыскное отделение как специализированный органуголовного розыска [7, с. 220].
4.Политический сыск
В1898 г. был создан Особый отдел департамента, руководивший политическим сыском(в нем, в частности, велась специальная картотека революционных и общественныхдеятелей России). Развитию революционного движения в стране заставило царизмдополнительно к имевшимся органам создать новые специальные секретные органыполитического сыска — отделение по охране порядка и общественной безопасности(так называемые охранные отделения или охранка), действовавшие методаминегласной розыскной деятельности. В 1880 г. указанные отделения возникли приканцеляриях обер-полицмейстера Москвы и Петрограда и градоначальника Варшавы.Позднее, особенно в начале 20 века, они получили значительно более широкоераспространение. Охранные отделения не подчинялись местным жандармским органам.Действуя от них самостоятельно, они подчинялись департаменту полиции.Создавались они «дл производства негласных и иных розысков и расследований поделам о государственных преступлениях в целях предупреждений по делам огосударственных преступлениях в целях предупреждения и пресечения последних» Вобязанности охранного отделения, как об этом говорилось в инструкции,утвержденной МВД для петербургской охранки, входило: предупреждение стачек назаводах, фабриках и выяснение причин, вызвавших их; принятие мер кпредупреждению и расследованию причин не разрешенных властями демонстраций,сходок, собраний; наблюдение за приезжающими в столицу, за учебными заведениямистолицы, клубами, обществами: «принятие негласных мер к предупреждению ирасследованию возникающих в учебных заведениях беспорядков, сходок идемонстраций» и т.п.
Главными средствамиохранных отделений были агентура и филеры. Имея небольшой официальный штат,охранка широко использовала секретных агентов наружного наблюдения, негласных агентов-осведомителей,провокаторов.
Основнойзадачей негласных агентов являлось проникновение в революционную среду, ипрежде всего в организуемые союзы и общества, а затем в рабочуюсоциал-демократическую партию.
Весьмаширокие полномочия полиции в области борьбы с революционным движением былизначительно увеличены в соответствии с принятым в 1881 г. Положением о мерах кохранению государственного порядка и общественного спокойствия. Согласно этомуПоложению любая местность по решению министра внутренних дел,генерал-губернатора (при отсутствии внешней опасности) могла быть объявлена ивсостоянии усиленной или чрезвычайной охраны. Срок действия этого Положенияустанавливался в три года, но оно регулярно продлевалось и просуществоваловплоть до февраля 1917 г.
Какуже указывалось, введение режима усиленной или чрезвычайной охраны привело кзначительному увеличению полномочий местной администрации и полицейскихорганов. Они могли закрывать торговые и промышленные предприятия, запрещатьдеятельность органов печати, запрещать собрания, арестовывать, штрафовать ивысылать «подозрительных» и «вредных» лиц в административном порядке.
В 1879 г. в МВД былообразовано Главное тюремное управление. Тюремная система была реформирована.Ликвидированы существовавшие ранее исправительные и работные дома, долговыетюрьмы. Положение заключенных было несколько улучшено. В 1895 г. тюрьмы былипереданы в Министерство юстиции [14, с.340-341].
Заключение
Подводяитог, можно сказать, что изменения в государственном механизме, происшедшие вэпоху реформ, явились шагом по пути превращения феодальной монархии вбуржуазную. Это отразилось, хотя и в разной степени, на различных системахгосударственных органов и органов самоуправления.
РазвитиеРоссийского государства во второй половине 19 в. проходит как бы в два основныхэтапа. Вначале проводятся буржуазные реформы в 60-70 гг., которые отразилибуржуазные тенденции в развитии государственного аппарата, но вместе с темстремились сохранить господствующее положение дворянства в политической игосударственной системах.
В80-е гг. устанавливается жестокий полицейский режим, предпринимаются попыткиотказаться от основных положений буржуазных реформ.
В1880 г. завершилось создание единой системы полицейских органов в стране.Органы полицейского надзора сконцентрировали в своих руках всю реальнуюрепрессивную власть в Центре и на местах.
При выполнении работы явыполнил поставленные изначально задачи: рассмотрел становление полиции вРоссии после отмены крепостного права и раскрыл положение о корпусе жандармов,раскрыл общие положения о политическом сыске.
Списокиспользуемых источников
1. Гомола А.И., ПанцернаяС.Г., История государства и права России: Учеб. пособ. — М.: Мастерство, 2001г.
2. Данилов А.А.Отечественная история: Учебник для вузов. — М., 2003 г.
3. Добилов М.Д. Александр2 и отмена крепостного права // Вопросы истории, 1998 г., № 10.
4. Захарова Л.Г. Россия19 века в мемуарах Д.А. Милютина // Отечественная история, 2003 г. № 2.
5. Захаров Л.Г. Великиереформы 1860-1870-х годов: поворотный пункт российской истории? //Отечественная история, 2005 г. № 4.
6. Исаев И.А. Историягосударства и права России. Учебное пособие. М., 2004 г.
7. История Государства иправа России. Учебник для вузов / Под ред. С.А. Чибиряева- 2001 г.
8. История государства иправа России: конспект лекций.- М.: Юрайт -Издат, 2009 г.
9. История отечественногогосударства и права, ч. 1: Учебник/Под ред. О.И. Чистякова — 3-е изд., перераб.и доп. -М.: Юристь, 2003 г.
Ю.История государства иправа России. Учебник / Под ред. Ю.П.
Титова. — М.: ООО «ТКВелби», 2003 г. 11.История России 19 в. — начало 20 в. Учебник для вузов / Подред.
В.А. Федорова. М., 1998г. 12.Реформы Александра 2 -М.: Юрид. лит., 1998 г. 1 З.Троицкий Н. Александр3: время, прайление, личность // Свободы
мысли, 2000 г. № 5.
14.Цечоев В.К., ВласовВ.И., Степанов О.В. История отечественного государства и права. Учебное пособие- Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 г.
15.Юшков СВ. История государства иправа России (9-19 вв.). Ростов на Дону, 2003 г.