ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА
ПЛАН-КОНСПЕКТУРОКА
Группа3.4 (11 «Г»)
Тема:Третьеиюньская монархия
9.12.2009
Студент практикант V курса группы 582
Саитов Ильдар Гербертович
Учитель истории школы: СмуряковаЕ. Е. _______________
Групповой руководитель:Магсумов Т.А. _______________
Оценка за урок _______________
НабережныеЧелны, 2009 г.
Литература,использованная по теме:
1. ЛевандовскийА. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А.Левандовский, Ю. А. Щетинов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 368 с., 16л. ил., карт.
2.Левандовский А. А. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ «Россия в ХХ веке»/ А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Л. В. Жукова.- 160 с.: ил. (в обл.)
9.12.2009
Урок№ 5: Группа 3.4 (11 «Г»)
Раздел II. Накануне краха.
Тема:Третьеиюньская монархия.
Тип урока: урокизучения нового материала.
Вид урока:Урок — Беседа
Цель урока:
1. Познавательная,образовательная цель – формировать основные представления у учащихся обизменениях в третьеиюньской политической системе, новом формировании Думысогласно измененному порядку выборов, попытки реформ власти для недопущениянакала ситуации.
2. Развивающаяцель – содействовать учащимся в понимании сложности реформ при всем желании П.А. Столыпина в следствии реакционности Государственного Совета и приблагосклонном отношении Николая II к черносотенному движению.
3. Воспитывающаяцель – формирование у учащихся позиции сотрудничества и разумного компромиссадля достижения результата с минимальными издержками, создать условия на урокедля возможности самореализации.
Оборудование:Учебник, рабочие тетради, наглядность: таблица по Государственным Думам, схемавыхода из общины; классная доска, мел, указка.
Вид доски науроке
9 декабря 2009 Тема Дом. Задание
План
Таблица по избирательному закону от 3 Июня 1907.
Схема аграрной реформы.
Основныепонятия:
Октябристскиймаятник, цензура, чересполосица, хутора, отруба, круговая порука.
Основныедаты:
3 Июня 1907 –манифест изменивший порядок выборов, знаменовавший собой государственный переворот,так как издано без одобрения Думой.
Основныеперсоналии: П. А. Столыпин, Н. Е. Марков, В. М. Пуришкевич, Е. Ф. Азев, Д.Богров.
План урока:
1.Расстановка политических сил. Вопрос о Думе.
2. III Государственная Дума.
3. Столыпин и«верхи».
4.Репрессивные меры.
5.Революционное и общественное движение.
6. Общеенаправление реформаторской деятельности П. А. Столыпина.
7. Аграрнаяреформа.
8. Итогистолыпинской политики.
План урокаразвернутый: 1.Расстановка политических сил. Вопрос о Думе. Подавив революцию,Столыпин приступил к реализации программы «порядок и реформы». Непростаяситуация – недоверие власти слева (революционеры), центра (буржуазия) и справа(черносотенцы).
2. III Государственная Дума. 3июня 1907 – положение о выборах изменило порядок формирования Думы: 1 голоспомещика – 4 голоса крупной буржуазии – 68 городской мелкой буржуазии – 260крестьян – 543 рабочих(!). Был смонтирован удобный Столыпину законодательныйорган. Черносотенцы – 144, октябристы – 148, кадеты – 54, прогрессисты – 28,депутаты национальных окраин – 26, трудовики – 14, эсдеки – 19. «октябристскиймаятник» — столыпинская партия.
3. Столыпин и«верхи». Реформы, проходившие в Думе тормозились и искажались в Государственномсовете. Поэтому политика Столыпина принимала репрессивно – карательный характервне зависимости от его воли.
4.Репрессивные меры. Работала охранка, провокации тайных агентов полиции в подполье.Военные суды рассматривали политические дела (1907-1909 был казнен 2681человек). Условия ужасные умирали политзаключенные в ссылке, в тюрьме, накаторжных работах. Приостанавливало выпуск печати.
5.Революционное и общественное движение. Порядок в деревне – крестьяне занимаютсяхозяйственными делами, спад рабочего движения, но рост оборонительных стачек.Революционные ячейки разгромлены и разобщены, многие эмигрируют, наступаетапатия.
6. Общеенаправление реформаторской деятельности П. А. Столыпина. Укрепление социальнойбазы строя, так как помещики уже не могли в одиночку поддержать самодержавие.Разложение общины, укрепление хозяина-собственника и хозяйственное развитиедеревни. Но «верхи» встретили реформаторскую деятельность в штыки, лишь удалосьпровести аграрную реформу.
7. Аграрнаяреформа. Нарисовать схему, когда было покончено с чересполосицей и образованиеизолированных друг от друга хуторов. Или на худой конец в отруба находящиеся вудалении от крестьянских усадеб. 1907 – 1914 из общины выделились 2,5 млн.крестьян – зажиточные укрупняли надел, бедняки продавали и перебирались вгород. Крестьянский Банк – посредник между помещиком, продававший землю икрестьянином его покупавшим. Переселение бедноты на окраины и в Сибирь, ноплохо организовано и попросту власть бросала на произвол судьбы.
8. Итогистолыпинской политики. Общинная земля не могла удовлетворить нужд кулаков, онимечтали захватить помещичьи земли. 1911 в Киеве П. А. Столыпин был убит агентомохранки. Его политика не смогла удержать Россию от новых катастроф.
Домашнеезадание: §16, 17, 18 – прочитать и подготовить на пересказ. Эссе: Чем выобъясните интерес российской общественности к П. А. Столыпину и егодеятельности в конце XX в.? с. 73
Ход урока:Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся I. Организационный момент Учитель приветствует учеников. Ученики приветствуют учителя. II. Этап опоры на остаточные знания. На прошлом уроке мы с вами закрыли изучение огромного раздела истории России периода конца XIX века по роспуск II Государственной темы 3 июня 1907 года. Ученики выслушивают предисловие учителя для логического перехода мысли к новой теме урока. III. Изучение нового материала.
Открываем тетради записываем число и тему нашего с вами урока. Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы истории:
1. Расстановка политических сил. Вопрос о Думе.
2. III Государственная Дума.
3. Столыпин и «верхи».
4. Репрессивные меры.
5. Революционное и общественное движение.
6. Общее направление реформаторской деятельности П. А. Столыпина.
7. Аграрная реформа.
8. Итоги столыпинской политики. В течении урока записываем опорные тезисы и даты новой изучаемой темы. Также сравним изменения, которые были внесены новым избирательным законом о Думе. Рассмотрим распределение голосов по куриям в виде таблицы. И также рассмотрим в аграрную реформу и ее суть в виде схемы, которую учащиеся отразят в своих рабочих тетрадях. IV. Закрепление изученного материала П. А. Столыпину в силу противодействия реакционных сил общества не удалось воплотить в жизнь многие реформы: местного самоуправления, высшей и средней школы, и половинчатость аграрной реформы. После его смерти нарастает новая волна народного движения, в таких условиях Россия вступает в первую мировую войну. Вывод записывается в тетради, за активность на уроке выставляются оценки в журнал. V. Подведение итогов урока. Открываем дневники и записываем домашнее задание. Ученики записывают домашнее задание в дневник. /> /> /> />
Студентпрактикант_______________________________
Учительистории школы___________________________
Групповой руководитель___________________________