Реферат по предмету "История"


Спартанский полис

ПЛАН
Введение
I.     Возникновение государства
II.    Общественный строй
1.     Население Спарты
2. Спартанское воспитание
а) воспитание в возрасте от 7 до 15лет
б) воспитание в возрасте от 15 до 20лет
в) воспитание в возрасте от 21 до 30лет
г) женское воспитание в Спарте
III.   Государственный строй
1. Народное собрание — апелла
2.     Государственные институты:коллегия эфоратов и совет старейшин (герусия)
3. Спартанское право
Заключение
Список использованных источников

Введение
Спарта (Лакония, Лакедемон) — одно из самых известных имогущественных государств Древней Греции.
Основателями Спарты в IX в. до н.э. были дорийцы, вторгшиеся в Лаконию (область южнойГреции) и завоевавшие в VIIIвеке до н.э. соседнюю богатую и плодородную область Мессению, что сделалоСпарту одним из крупнейших греческих государств. К началу периода архаикиспартанцы торговали с другими греческими государствами и ввозили из-за границылучшие товары.
События VII в.до н.э. (поражение в войне против Аргоса, длившееся 20 лет, восстание мессенцевпротив Спарты) убедили спартанцев в необходимости усилить армию. К началуклассического периода Спарта стала самым сильным в военном отношениигосударством в Греции, ее воины славились дисциплиной и храбростью.
Идеальный полис, Спарта, была государством, которое, попреданию древнегреческих историков, не знало смут и гражданских распрей.Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга.Согласно Плутарху и другим древним авторам, время жизни Ликурга приходитсяпримерно на первую половину 7 в. до н.э. Это было время смут и беззаконий. Изучалзаконы и мечтал, вернувшись на родину, полностью изменить строй своей общины иустановить такие законы, которые навсегда прекратили бы вражду междуспартанцами.
Вернувшись в Спарту, Ликург вместе с 30 верными ему знатнымигражданами приступил к реформам. Одной из первых реформ Ликурга былаорганизация управления гражданской общиной. Античные писатели утверждают, чтоЛикургом был создан Совет старейшин (герусия) из 28 человек.
Чтобы добиться согласия и мира, Ликург решил навсегдаискоренить богатство и бедность в государстве. Всю землю, которой владелаобщина, он поделил на примерно равные участки (клеры), 9 тысяч клеров получилиспартанцы по числу семей, 30тысяч было отдано периэкам-жителям окрестных мест
Для сохранения всеобщего равенства Ликург запретилупотреблять в Спарте золотые и серебряные монеты, которыми пользовались во всейГреции, и ввел очень тяжелые железные деньги. На эти деньги можно было купитьтолько то, что производилось в самой Спарте
Все спартанцы, от царя до простого гражданина, должны былижить в совершенно одинаковых условиях. Специальные предписания указывали, какиедома строить, какую одежду носить, и даже еда должна быть у всех одинаковой.
Жажда господства над всей Грецией привела олигархическую Спартук войне с богатыми и процветающими демократическими Афинами. Война длилась 27лет (431-404гг. до н.э.). Спарта победила в Пелопонесской войне, но ценойпредательства интересов Эллады: получив помощь от Ирана, она превратилась виранского надсмотрщика для эллинов. Война вывела Спарту из состоянияискусственной изоляции, победа принесла богатство и деньги, и община равныхвступила в полосу смут, как и все другие греческие полисы.
Целью данной контрольной работы является изучениеСпартанского полиса, а так же основ общественного и государственного строя.
По структуре контрольная работа состоит их введения, основнойчасти, заключения, списка использованных источников.

I Возникновение государства
Спарта, или Лакедемон, — древнегреческийполис, город-государство, возникло в IX веке до н.э. Спарта была примеромрабовладельческой аристократии. Самое дорическое из всех государствДревней Греции. Древняя Спарта находилась на западном берегу реки Эвроти простиралась на север от современного города Спарта. Лакония —сокращенное название области, которая полностью звалась Лакедемоном, поэтомуобитателей этой местности часто именовали «лакедемонянами», чтопрактически равнозначно словам «спартанец» или «спартиат».
С VIII века до н.э.Спарта начала расширяться за счет покорения соседей — других греческихгородов-государств. В ходе 1-й и 2-й Мессенских войн (между 725 и 600 до н.э.)была покорена область Мессения к западу от Спарты, а мессенцы были превращены вилотов, т.е. государственных рабов.
Отвоевав еще часть территории у Аргоса и Аркадии, Спарта перешла от политикизавоеваний к наращиванию своего могущества через заключение договоров сразличными греческими городами-государствами. В качестве главы Пелопоннесскогосоюза (начал возникать около 550 до н.э., оформился около 510-500 до н.э.)Спарта фактически превратилась в мощнейшую военную державу Греции. Тем самымбыла создана сила, ставшая противовесом надвигавшемуся вторжению персов,объединенные усилия Пелопоннесского союза и Афин с их союзниками привели врешительной победе над персами при Саламине и Платеях в 480 и 479 до н.э.
ДревняяСпарта представляла собой рабовладельческое государство, но с сильнымипережитками общинного быта. Основой экономики здесь было сельское хозяйство.Ремесло было развито крайне слабо. Необходимость держать в постоянном страхе иповиновении рабов, число которых в несколько десятков раз превышало числосвободных, заставляла рабовладельцев всеми силами поддерживать дисциплину иединство в своей среде. Отсюда — стремление коллектива рабовладельцевискусственными мерами задержать рост частной собственности, предупредитьнакопление движимых богатств в одних руках, тенденция соблюдать уравнительностьв среде этой организованной по военному ассоциации рабовладельцев. По этойпричине в Спарте очень долго сохраняет свой авторитет наследственнаяаристократия, тогда как в Афинах родовой власти был нанесен сокрушительный удареще в VI в. до н.э. (реформы Солона и Клисфена). В Спарте самым многочисленнымклассом были рабы (илоты), которых насчитывалось приблизительно около 220 000чел. Положение илотов в Спарте значительно отличается от положения рабов вдругих античных государствах. Считают, что илоты — это завоеванное население,обращенное в рабство. Это государственные рабы, сидящие на земле, т. е.прикрепленные к ней и отдающие половину урожая государству. Следовательно,Спарта не знала частной собственности на рабов. Спартанцы сообща владели всемирабами и всей землей. По существу, класс спартиатов был небольшой группойправящего класса, эксплуатировавшей рабов. Чтобы держать этих рабов вповиновении и беспощадно расправляться с рабскими восстаниями, нужна былаопределенная военная организация. Спартанцы уделяли огромное внимание созданиюсильного и боеспособного войска. Вся система воспитания спартанцев былаподчинена одной цели: сделать из граждан хороших воинов. Вся полнотагосударственной власти находилась в руках представителей наиболее знатных родов.

IIОбщественный строй
1.        Население Спарты
ЖителиСпартанского государства подразделялись на следующие социальныегруппы:
·   спартиаты;
·   гипомейены;
·   периэки;
·   илоты.
Политическимиправами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считаласьсобственностью государства и была поделена на участки (клеры), переданныеполноправным гражданам — спартиатам в наследственное пользование без праваотчуждения и дробления. Земельные наделы передавались вместе с обрабатывающимиземлю государственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равными,то община спартиатов обычно именовалась «общиной равных». ЗаконыЛикурга преследовали цель предотвращения имущественной дифференциации. Они былинаправлены против роскоши, запрещали спартиатам заниматься торговлей, иметь вличном пользовании золото и серебро. Согласно этим законам спартиаты обязаныбыли с семилетнего возраста почти до старости целиком отдаваться военному делу.Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Граждане, которыене могли делать взносы для организации общественных трапез, исключались изчисла равных и переходили в разряд гипомейенов. Периэки — бывшее коренноенаселение Спарты — были лично свободными, но не имели политических прав, хотя вдругих отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность,совершать сделки, несли воинскую повинность. В их руках сосредоточились ремеслои торговля, поскольку сами спартиаты в соответствии с законами Ликургахозяйственной деятельностью не занимались. Со стороны государства над периэкамибыл установлен надзор, осуществляемый специальными должностными лицами.
Представителипобежденных племен становились государственными рабами — илотами. Они не имелисвоей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством.Однако у илотов были свое хозяйство и свои орудия производства. Илоты платилигосподину оброк, равный 50% урожая, полученного с земли. Илоты также несливоенную службу. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методамитеррора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.
2. Спартанское воспитание
Система спартанскоговоспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное вниманиеобращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости ибезоговорочного выполнения приказов. Элементы воинской дисциплины прививались сдетства.
а) воспитание в возрастеот 7 до 15 лет
Основной задачей в этотпериод было развитие способности самостоятельно преодолевать жизненныетрудности, а также воспитание основных моральных качеств настоящего воина:храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процессвоспитания проходил под неустанным контролем учителя, государства и всехграждан.
В семь лет мальчиковотнимали у родителей и, объединив их в агелы (небольшие отряды), воспитывалисообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе каждой агелы стоялмужчина, который прославился мужеством на поле боя и с которого дети могли быбрать пример. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущихвоинов. Наиболее часто для этой цели использовался прием «натравливания» одногоотряда на другой: когда любой малейший повод, искусно преподнесенный учителем,служил для того, чтобы поссорить детей. Мужчины следили за развязавшимисядраками с тем, чтобы по окончании похвалить наиболее храбрых и отличившихся инаказать палками тех, кто особо не проявил себя в бою.
Воспитание детей невверялось в руки только лишь ограниченного числа людей: вопросы воспитанияподрастающей молодежи рассматривались как общее дело всего класса. И этот такназываемый принцип «общественного контроля» являлся одним из основных в общейсистеме спартанского государственного образования. Аристотель писал: «Так какгосударство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всехнужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим,а не частным делом… Что имеет общий интерес, тем и заниматься следует совместно».Поэтому, на состязания, проводимые в гимнасиях, регулярно приглашали представителейстаршего поколения «ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом,воспитателем и руководителем любого из подростков». На этом основании каждыйстарик мог поощрить или наказать любого из детей. И это считалось не только егоправом, но и обязанностью.
Кроме того, на мужскиесоревнования нередко в качестве зрителей приглашали и девочек, которые своим присутствиемстимулировали юношей к достижению больших успехов.
По мере того, какмальчики подрастали, их воспитывали во все более суровых условиях. «Сдвенадцатилетнего возраста молодые люди ходили почти без одежды, босые и собнаженной головой; летом и зимой они носили одну и ту же одежду, которой имдолжно было хватать на целый год. Их волосы были коротко острижены. Им запрещалосьмыться и принимать благовония, исключая определенных и редких дней. Они спалибез одеяла, на сене, соломе, на тростниках или на камышах», которые приносилисебе сами с берегов Еврота, ломая его там руками.
В 14 лет мальчика,пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены — членаобщины с предоставлением определенных гражданских прав.
Кроме того, детямумышленно выдавали слишком скудное питание, чтобы научить их собственнымисилами бороться с лишениями и сделать из них ловких и сильных людей. Для того,чтобы прокормить себя юные спартиаты должны были воровать, проявляя наибольшуюосторожность и хитрость. Попадавшихся избивали плетью и заставляли голодать.Поэтому дети различными способами стремились скрывать свои преступления. Широкоизвестна история об одном мальчике, который украл лисенка и спрятал его подплащом. По дороге домой юноша встретил воинов, которые завязали с ним разговор,а в это время зверек распорол ему зубами живот. Не желая себя выдать, мальчикпродолжал беседу, не реагируя на страшную боль ни словом, ни жестом, пока не упалзамертво.
Таким образом, подобные “урокижизни” не только приучали детей бороться с лишениями, но также и закаляли в нихсмелость, самообладание и выдержку — качества столь необходимые для будущеговоина.
По исполнении 15 летмальчики должны были выдержать несколько своеобразных экзаменов, для того,чтобы перейти в следующую возрастную группу. Одно из них — показательноесражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаныприсутствовать все: начиная от царя и заканчивая рядовыми членами общины — настолько серьезно государство подходило к вопросам воспитания и его контролю.Показательное испытание продолжалось два дня: в первый день юные воиныприносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение, основной цельюкоторого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалосьпользоваться любыми средствами, за исключением оружия. В остальном же — полнаясвобода действиям и смекалке. Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами,выцарапывали друг другу глаза, нападали поодиночке или отрядами, стараясьстолкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многиеюноши погибали или оставались калеками во время таких сражений, остальные жепереходили к следующему экзамену — сечение у алтаря на празднике АртемидыОрфии.
Это публичное испытаниеявлялось одной из наиболее важных форм уже упомянутого выше принципа«общественного контроля» над воспитанием и, имея в своей основе идеюсоперничества — основной принцип всего спартанского образования — являлосьсвоеобразной формой состязания в терпении и выносливости.
Его суть заключалась втом, что в определенные дни перед алтарем богини Артемиды юношей секли зеленымиивовыми лозами. Бичевание было суровым, и молодой спартанец должен был еговыдержать без единого стона. Иначе не только он, но и вся его семья навлекли бына себя общественное презрение.
В своих историческихсвидетельствах Лукиан так пишет об этом празднике: «Не смейся, если увидишь,как спартанских юношей бичуют перед алтарями и они обливаются кровью, а ихматери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдерживаютударов, и умоляют их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многиеумерли в этом состязании, не желая при жизни сдаться на глазах у своих домашнихили показать, что они ослабели». И далее писатель дает очень высокую оценкупровидению подобных испытаний: «Попав в плен, такой юноша не выдаст тайнотечества, даже если враги будут его мучить, и с насмешкой будет переноситьудары бича, состязаясь с бьющим его, кто из них первым устанет». Возможно, сечениеу алтаря — это эффективный способ развития мужества и выдержки у детей. Однако,очевидна также и антигуманность как этого, так и многих других методовспартанского воспитания.
В возрасте 15 лет юношивступали в так называемый “испытательный год» своей военной подготовки. Начинаяс этого возраста, подростки получали право ношения оружия, которым они награждалисьпо окончании праздника в честь Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия)протекал для молодежи вне Спарты. Из подростков формировали отряды и рассылалиих во все части страны для несения полицейской и военной службы. Древниефилософы дают очень лестные отзывы о подобных мероприятиях: «С нею (криптией)связано и хождение зимой босиком, спанье без постелей, обслуживание самого себябез помощи слуг, скитание ночью и днем по всей стране, что способствовалоукреплению тела и духа ибо соответствовало условиям настоящего военного похода»,а чтобы максимально приблизить эту иллюзию к действительности правительствоежегодно объявляло «войну» илотам, закабаленному коренному населению Лаконики.Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания,изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом — все это формировалоне только физически сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но ивырабатывало у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, авместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство иворовство считались доблестью и благородством, побежденный неприятельрассматривался как существо неполноценное и достойное презрения. И именно поэтомувоспитанные в подобной среде юные спартиаты восприняли свое право во времякриптии убивать любого илота, кажущегося подозрительным, не соблюдая никакихправовых формальностей, с необычайным максимализмом. Ежегодно в стране погибалисотни невинных рабов, повсюду царил террор, который полностью поддерживался законамигосударства.
Таким образом, в возрасте15 лет мальчиков уже вводили в атмосферу военных действий, приучая ихравнодушно относиться к смерти и к убийствам, дав прочувствовать всю радостьпобеды над противником.
«Пробный год» завершалсяпо возвращению в Спарту новым публичным агоном по аналогии с сечением у алтаряАртемиды Орфии, после чего молодежь зачислялась в состав иренов — помощниковруководителей воспитания. Основной задачей иренов было физическое наказаниемладших членов агелы, и справлялись они с ней крайне старательно, ибо еслипорка не была достаточно суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сексвоего помощника.
Кроме того, в обязанностиирена входило развитие речи и мышления у детей. Военная идеология не требовалабольшой граммотности и употребления сложных фраз и оборотов в общении междулюдьми. На поле боя ценились краткие и четкие ответы. И такая способность прививаласьдетям с самого раннего возраста. «Ирен предлагал воспитанникам вопросы,требующие размышления и сообразительности, вроде таких, как: «Кто лучший средимужей?» В ответе полагалось назвать причину того или иного суждения и привестидоказательства, облекши мысль в самые краткие слова… Детей учили говоритьтак, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткиеречи вызывали пространственные размышления». Позднее понятие «лаконическая»речь (от названия государства — Лаконика) становится именем нарицательным дляобозначения краткости и логичности в передаче мысли.
Период с 7 до 15 летоказывался для спартанских подростков наиболее насыщенным и трудным.
б) воспитание в возрастеот 15 до 20 лет
На втором этапегосударственного военного воспитания его содержание несколько меняется: если до15 лет спартанскому мальчику прививались только лишь общие навыки по выживаниюв условиях постоянной боевой готовности, причем обучение проходило под постояннымнаблюдением старших преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны былиопробовать все полученные навыки на практике реальных военных действий. Крометого, начиная с этого возраста, государство впервые начинает проявлятьнекоторую заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучениятеперь входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой имузыкой.
Покаподрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если онипопадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров — овощи,дрова, — было ворованным, то их нещадно наказывали — хлестали плетьми, но не закражу, а за нерасторопность...
О мальчикахзаботилось государство. Нигде в древнем мире подобного не было. Поделив детейна группы по возрасту, их расселяли в бараках, где они сами прибирались инаводили чистоту. Их воспитывали в закрытых полувоенных школах — своего рода«детских домах».
Детейподвергали зверской муштре, воспитывая в них выносливость, хитрость,жестокость, умение приказывать и повиноваться. И зимой, и летом мальчики ходилибосиком, одетые в легкий хитон, доходивший им до колен. Кожа на ногахпостепенно грубела, и они приучались лазить по горам босиком. Надзирали за нимиюноши 19-20 лет (ирены). «Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитаниямальчиков, — писал Плутарх, — не имел гражданских прав».
в) воспитание в возрастеот 21 до 30 лет
С возрастом системавоспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет являетсянекоторым переходным временем: молодой человек уже имеет право жить семейнойжизнью и характер его занятий приближается к военно-лагерной жизни общины.Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте право принимать участие впраздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы огосударственных и военных делах. Иногда молодым людям даже позволялосьвысказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были сидеть молча инабираться опыта.
Только в тридцать летзаканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становитсяполноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политическихправ.
В возрасте от 7 до 30 летспартанские юноши проходили период интенсивной военной подготовки, причемосновной акцент при этом делался именно на развитие физической силы человека.Однако, выдвинув на первый план заботу о теле, спартанцы игнорировали многиенауки, что дало возможность некоторым философам называть их «абсолютнобезграмотными» людьми
Все спартанцысчитались военнообязанными с 20 до 60 лет и распределялись по возврастным итерриториальным группам. В действующую армию в основном зачислялись младшие исредние возрасты (до 40 лет). Все зачисленные в армию обязаны были явиться на службусо своим вооружением и продовольствием. Вооружение спартанцев было тяжелым. Ониимели копье, короткий меч и защитное вооружение: круглый щит, шлем, панцирь нагруди и поножи. Вес защитного вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооруженный боец назывался гоплитом. Каждый гоплит имел слугу — илота. В составспартанского войска включались и легковооруженные бойцы, набиравшиеся изжителей горных местностей. Легковооруженные воины имели легкое копье, дротикили лук со стрелами. Защитного вооружения у них не было. Дротик метался надистанцию 20-60 метров, стрела поражала на дистанции 100-200м. Легковооруженныевойны обыкновенно прикрывали фланги боевого порядка. Ядро спартанской армиисоставляли гоплиты, численность которых в среднем колебалась в пределах 2-6тысяч человек. Легковооруженных было значительно больше, в некоторых боях ихнасчитывалось несколько десятков тысяч человек.
Гоплитывначале делились на 5 лохов, а к концу V века до н.э. спартанская армия имела 8лохов. В IV в. до н.э. организационная структура спартанской армии еще болееусложнилась. Низшим подразделением было братство или эномотия (64 человека);два братства составляли пентиокостис (128 человек); два пентиокостисаобразовывали лох (256 человек); четыре лоха составляли мору (1024 человека). Такимобразом, у спартанцев мы видим четкую организационную структуру армии. Но в боюэти подразделения самостоятельно не действовали.
Все гоплитывходили в одну фалангу, которая представляла собой линейный строй копейщиков;фаланга — это тесно сомкнутое линейное построение гоплитов в несколько шеренгглубиной для ведения боя. Спартанская фаланга строилась в восемь шеренг вглубину. Дистанция между шеренгами на ходу была 2м, при атаке — 1м, при отраженииатаки — 0,5м. При численности в 8 тысяч человек протяжение фаланги по фронтудостигало 1км. Поэтому фаланга не могла передвигаться на большое расстояние, нерасстраивая своего порядка, не могла действовать на пересеченной местности, немогла преследовать противника. Фаланга — это не только строй, но и боевойпорядок греческой армии. Действовала она всегда как единое целое. Спартанцысчитали тактически нецелесообразным делить свою фалангу на более мелкие части.До боя при Левктрах (371г. до н.э.) спартанская фаланга считалась непобедимой.Уязвимым местом ее были фланги, особенно фланги первой шеренги, которая преждедругих наносила или отражала удар. Боевой порядок не ограничивался толькофалангой. Легковооруженные лучники и пращники с камнями обеспечивали фалангу сфронта, завязывали бои, а с началом наступления фаланги отходили на ее фланги ив тыл для их обеспечения.
Атака носилафронтальный характер, и тактика была очень простой. На поле боя едва ли имелосьдаже самое элементарное тактическое маневрирование. При построении боевогопорядка учитывалось только соотношение протяжения фронта и глубины построенияфаланги. Исход боя решали такие качества воинов, как мужество, стойкость,физическая сила, индивидуальная ловкость и особенно сплоченность фаланги наоснове воинской дисциплины и боевой выучки.
Слабым местомспартанской военной системы было полное отсутствие технических средств борьбы.Осадного искусства спартанцы не знали до второй половины IV в. до н.э. Не умелиони и возводить оборонительные сооружения. Спартанский флот был крайне слаб. Вовремя греко-персидской войны 480г. до н.э. Спарта могла выставить лишь 10-15кораблей.
Во Франции вконце XIX века спартанское воспитание любили сравнивать с английским. Воттипичный журналистский пассаж: «Спартанцы придерживались воспитания, которое мыназвали бы английским. Они не пеленали новорожденных детей, приучали их кизменениям температуры, мыли их холодной водой и даже зимой не позволяли имкутаться».
Всех детейделили на отряды (агелы); в основном по шесть мальчиков в каждом. Командовалотрядом самый смышленый и ловкий ребенок. Британские археологи, проводившиераскопки в храме Артемиды Орфии, обнаружили многочисленные надписи, оставленныев честь мальчиков, одержавших победы на состязаниях, посвященных Артемиде. Еслимальчик командовал отрядом, это указывалось в надписи.
Полномочиякомандира были достаточно широки. Остальные дети слушались его беспрекословно.По его приказу заготавливали дрова и овощи; он мог отстегать провинившегосямальчишку. Наказывали любого, кто возражал, медлил. Так растили идеальныхвоинов (это была единственная профессия настоящего спартанца). В бою гоплитинстинктивно не смел игнорировать приказ; он подчинялся ему, как автомат. Радиэтого в спартанцах с детства вырабатывался особый условный инстинкт:«моментальное подчинение приказу».
Спартанцы воспитывалиськак послушники в монастыре, только в этом монастыре учились не молиться, асражаться, не пробуждать в себе добро, а воспитывать воинскую доблесть, непомогать людям, а воевать с ними. Каста спартанцев была сродни рыцарскомуордену, и, подобно монахам, они были ограждены от внешнего мира — от этойдьявольской напасти, противостоять которой было делом всей жизни и настоящегомонаха, и истинного спартанца.
Сыновьязнатных иностранцев, оказавших большие услуги Спарте, тоже могли учиться вспартанской школе. Многие богатые и аристократически настроенные родителиотправляли детей на воспитание в Спарту.
В школеприучали детей не только слушаться приказов, но и, выполняя их, доблестновоевать. Подготовка новых воинов была жизненно важна для государства. Всеспортивные состязания и игры были подчинены одной цели воспитывать в юношахсолдат. С детства спартанцы приучались владеть мечом, копьем и щитом. Во времяигр выстраивались в фалангу. Подолгу занимались бегом, борьбой, прыжками,метанием диска и дротика.
Ежегодномежду спартанскими юношами проводились состязания — своего рода «бои безправил». Площадка для поединка была со всех сторон окружена глубоким рвом,наполненным водой. Перед началом состязания приносили жертву. Затем юноширазбивались на две команды. Цель поединка — столкнуть противника в воду.Разрешено было наносить удары ногами, кусаться, царапаться, надавливать наглаза, нападать несколько человек на одного никаких правил «фейр-плэй».Запрещалось лишь применять оружие.
В этом«потешном сражении» юноши не щадили друг друга; еще меньше они будут жалетьпротивника. Как отмечают комментаторы, подобные игры больше всего напоминалипоединки гладиаторов — жестокие, безжалостные бои.
Впоследствии,в римскую эпоху, когда Спарта превратилась в скромный, провинциальный городок,спартанские «бои без правил» стали популярным аттракционом. Очевидцами подобныхигрищ были и Павсаний, и Цицерон, удивлявшийся тому, «с каким невероятнымупорством (юноши) сражались кулаками, ногами, ногтями и даже зубами; онипредпочитали погибнуть, чем признать поражение».
Другим видомиспытаний было бичевание юношей на празднике Артемиды Орфии. Их секли ивовымипрутьями перед алтарем богини. Некогда жертвенник богини орошали человеческойкровью, казня любого, выбранного жребием. По преданию, Ликург заменил подобныеказни бичеванием юношей. За этим наблюдала жрица, державшая в руках небольшоедеревянное изображение богини. Если бичующие щадили юношу, то изображениестановилось таким тяжелым, что жрица едва удерживала его. Тогда она обвинялабичующих в нерадивости. Каждый юноша должен был сносить наказание молча. Еслион кричал от боли, презирали не только его, но и его родителей.
Покаподрастали юноши, им приходилось постоянно учиться терпению. Если онипопадались на воровстве, а все, что они добывали по приказу командиров — овощи,дрова, — было ворованным, то их нещадно наказывали — хлестали плетьми, но не закражу, а за нерасторопность. Вздумай юноша пожаловаться отцу, тот принималсясам колотить несчастного.
Совершивворовство, спартанские дети стремились ничем не выдать себя. Рассказывают, чтокак-то мальчишка украл лисенка и спрятал его под плащ. Когтями и зубами зверекраздирал живот ребенка, стараясь вырваться из западни. Мальчик молчал, он так иумер от ран, но не подал виду, что держит под плащом что-то ворованное.Современные историки считают этот рассказ, переданный Плутархом, выдумкой, хотяон психологически точен. Если бы мальчик признался в краже, вытащил добычуиз-за пазухи, то его — за неловкость и трусость — запороли бы до полусмерти.Мальчик настолько боялся жестокого наказания, что крепился даже когда терпетьуже было нельзя.
«Терпеть» — вот что было главным в спартанской «школе мужества». Гимнастические упражненияобычно выполняли голыми: летом под палящими лучами солнца; зимой — невзирая наснег и дождь. Принимать тёплые ванны и умащать тело запрещалось; грязь покрывалатело. Спали мальчики в бараках, на подстилках из тростника, сорванного голымируками на берегу Эврота. Зимой под низ подстилки клали чертополох; считалось,что это растение согревает.
Жиливпроголодь. Впрочем, античные авторы считали, что это шло спартанцам на пользу.Они становились от этого стройнее, «не раздавались вширь»; их тело росло«свободно, без принуждения», становилось «тонким и худощавым», пояснялпреимущества такой «диеты» Плутарх. Недаром немецкий искусствовед Иоганн ИоахимВинкельман называл телосложение спартанцев образцом греческой красоты.
Однакокрасота была лишь побочным результатом спартанского воспитания. Точно так жеспартанцы занимались музыкой или танцами отнюдь не ради звуков нежных.Пиррихий, танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее, напоминал боевоеупражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы,молниеносные удары копьем — то есть все, что требовалось воину во время боя.Исполняли его в полном вооружении. Занятия танцами мало чем отличались от повседневноймуштры; они лишь разнообразили ее. Под звуки же флейты спартанцы шли на битву.По словам Плутарха, мелодии спартанцев «обладали способностью проникать в душу,возбуждать мужество и великодушные чувства, внушать порывы энтузиазма». Впеснях спартанцев восхвалялась храбрость тех, кому посчастливилось умереть заСпарту.
Как толькоюноши подрастали, они могли испытать это «счастье». Их делили на небольшиеотряды и отправляли в Мессению. Скитаясь по горам, среди диких зверей, ониубивали встречавшихся им илотов. По достижении 20 лет юноши поселялись вказармах для взрослых. Все они считались военнообязанными (срок военной службыв Спарте составлял сорок лет).
Рассказывая о жизниЛикурга, Плутарх подчеркивает то, что главным в спартанской системе была системавоспитания: она воспитывала своих граждан таким образом, чтобы они не моглижить сами по себе; они должны были отдавать стране всего себя без остатка. Процессвоспитания такого подчинения начинался в детстве, потому что по законам Ликургамолодежь рассматривалась не столько детьми своих родителей скольковоспитанниками общества.
Каждого новорожденногопоказывали опытным знатокам физического здоровья детей. Это было что-то вродегосударственного комитета по здравоохранению, и если младенец был «хилымили плохо сложенным», то его выставляли на волю природных стихий в ущельеАпофет в горах Тайгет. Тем же, кто выживал после этого испытания, сохранялижизнь и в дальнейшем старались не подвергать чересчур сильным испытаниям,потому что, избавляясь от самых слабых детей, спартанцы заботились обостальных.
Мальчиков-подростковобъединяли в стаи и компании, похожие на наши бойскаутские группы. Самыйподвижный и смышленый из стаи, назначался руководителем, в обязанности котороговходило руководить и наказывать. Стаями руководил эйрен, юноша, которыйзакончил молодежную подготовку и теперь брал ответственность за воспитаниемолодых ребят. Эйренами руководили пайдономы, по словам Плутарха «самые лучшиеи самые честные люди города», обладавшие неограниченными правами в выборенаказания за проявления небрежности и не дисциплинированности.
Эти наказания приводили висполнение их молодые помощники с помощью розг. Внутри этой иерархиитребовалось беспрекословное подчинение непосредственному начальству, а за еепределами каждый спартанский мальчик должен был подчиняться любому взрослому,которого он встречал на улице. Его первой и последней обязанностью былослушаться, а розги были первым и последним наказанием для тех, кто проявлялсвоеволие.
С двенадцати летспартанским мальчикам не позволялось носить нижнее белье, даже в суровые зимыПелопоннеса. Они питались грубой и скудной пищей в общих столовых и спаливместе в общих спальнях на камышах, которые сами собирали на берегах рекиЮротас без помощи ножа. Купание в реке заменяло им ванну. Мы можем поверитьПлутарху, который замечает, что «их тела были твердыми и сухими, почти незнакомыми с банями и маслами». Можем принять на веру и его суждение о том,что «весь курс их обучения сводился к непрерывному воспитанию совершенногоподчинения».
В том возрасте, когдаформировался их характер, мальчики и девочки подвергались — в эмоциональномплане — военным традициям своего народа, а в физическом плане (по крайней мере,мальчики) — частым побоям. Порка была не минуемым наказанием даже за мелкиепровинности и незначительные проступки. Система воспитания не включала никакихвыговоров или иных мер осуждения, за исключением презрительных насмешек состороны старших и спартанских девиц. Жалобы родителям лишь служили поводом дляновой порки, потому что твердость, а не справедливость, считалась болеесущественным в воспитании: «Если ребенок, говорит отцу, что его выпоролдругой отец, то это позор, если его родной отец не выпорет за это своего сына».
г) женское воспитание в Спарте
Воспитание спартанскихдевушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философамибыло провозглашено почти полное равноправие полов: «Способности одинаковораспределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине»- эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени.Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они училисьтак же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности неуступали мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов идети будут сильными и здоровыми». Женщинам также, по достижении определенноговозраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. Крометого, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозныхпраздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.
Гражданские права женскаяполовина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по законузаканчивался процесс государственного образования, так как этот возрастсимволизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителейобоих полов.
Спартанские девушки ничемне уступали в уровне своей военной подготовки юношам, однако их роли в социуменесколько различались: если мужчина был, прежде всего, воином, то женщина, потрадиции, рассматривалась как хранительница домашнего очага.
Таким образом,спартанское воспитание сводилось почти исключительно к физической военнойподготовке. Плутарх отмечает, что некоторые уступки были сделаны в отношенииграмотности: „Их обучали чтению и письму лишь в той степени, в какой этобыло минимально необходимо; главным для них было воспитать послушных граждан,научить их выносить боль и побеждать в бою“.
Военная муштра, охота,плавание, конный спорт, искусство разведчика, умение шпионить и тяжелые,напряженные упражнения в гимнастическом зале — вот к чему сводилось спартанскоевоспитание. Спутниками и помощниками в этом воспитание служили национальныепесни, патриотические стихи, музыка и танцы, которые считались важными инструментамив подъеме боевого духа. Поскольку арифметика отдавала коммерцией, которой незанимался ни один спартанец, тайна числа оставалась почти неоткрытой, заисключением боевого расчета при построении воинских формирований.
Хотя к риторикеотносились с презрением и ее преподавание было запрещено, спартанцы с уважениемотносились к остроте ума, находившему выражение в коротких и весомых фразах,лаконичных выражениях, которые прославили речь спартанцев. Эта особенность речипроявилась, например, в знаменитом приказе царя Леонида, отданного им в деньбитвы при Фермопилах: „Завтрак — здесь, ужин — Аиде“. После ужинастаршие обучали детей искусству, как давать „верные и содержательныеответы“ на практические вопросы, провоцируя у детей и юношей способностьвысказывать суждения по текущим делам. В этом нет ничего похожего на диалогиСократа. Таким образом, пишет Плутарх, они получали информацию о достоинствах инедостатках своих соотечественников и учились выражаться кратко и в стилесурового юмора, что особенно поощрялось взрослыми. Если мальчик не справлялся сзаданиями взрослых, то они кусали его за большой палец.

III. Государственный строй
1.        Народное собрание- апелла
Верховныморганом власти в Спарте считалось Народное собрание — апелла,- фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли вполитической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. Всобрании могли участвовать спартиаты, достигшие 30-летнего возраста исохранившие свои наделы. Собирались они один раз в месяц. Народное собраниерешало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случаевозникновения спора о престолонаследии, выбор главы военного похода. Народноесобрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира,союза с другими государствами.
Сравнительнонесложный государственный аппарат состоял также из некоторого количествадолжностных лиц различного ранга, ведавших определенными делами. Этидолжностные лица либо избирались народным собранием, либо назначались царями иэфорами, перед которыми они и отчитывались.
Собрание необсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решенияНародного собрания находились под контролем совета старейшин — герусии.
2.        Государственныеинституты: коллегия эфоратов и совет старейшин (герусия)
Управлениесосредотачивалось в таких органах, как эфорат и герусия. Первый из нихпредставлял собой коллегию из пяти должностных лиц, избираемую ежегодно внародном собрании. Эфоры, власть которых Платон и Аристотель называли»тиранической", стояли выше всех прочих органов власти. Они созывалигерусию и народное собрание и представительствовали в них. Они сопровождалицарей во время военных походов, надзирая за их деятельностью. Эфоры могли дажеотрешать царей от должности и предавать суду. Любое должностное лицо могло бытьуволено эфорами и предано суду. Периэков (иностранцев) и илотов они имели правопредавать смертной казни без всякого суда. Эфоры заведовали финансами ивнешними сношениями, руководили набором войска и т.д. При всем этом эфорыпрактически были безответственны, поскольку в своей деятельности ониотчитывались только перед своими преемниками. Таким образом, эфорат являлсяколлегиальным органом полицейского надзора за всеми жителями Спарты. Второйорган — совет старейшин (герусия) был учрежден в IX веке до н.э. легендарным царем Ликургом. В состав герусиивходили 30 человек: 2 царя и 28 геронтов.
Позднее в неевошли также эфоры. Должности геронтов занимались лицами, достигшими 60-летнеговозраста. Но главную роль при избрании играл не возраст, а знатностьпроисхождения. Выборы геронтов производились в народном собрании — криком.«Эксперты» на дощечках для письма отмечали силу крика. Герусия имелазаконодательную инициативу, т.е. подготавливала и разрабатывала вопросы, подлежащиерешению якобы народа. Она контролировала и действия царей. Один из рода Агидов,другой из рода Эврипонтидов.
Она ведалатакже судебными делами о государственных и религиозных преступлениях.Существовала и царская власть. Цари (двое) являлись жрецами и полководцами. Вкачестве жрецов они представляли спартанцев перед лицом богов, совершалижертвоприношения. Первоначально власть царей на войне была весьма широкой, нозатем она все более ограничивалась эфорами.
3.        Спартанское право
Основным источником права Спарты был обычай. Озаконах народного собрания мало что известно, хотя таковые, по всейвероятности, до VI века до н.э.еще не применялись. Каких-либо кодексов до нас не дошло. О тех или другихнормах гражданского и уголовного права мы узнаем из сочинений греческихисториков Геродота, Фукидида, Плутарха и др. Вообще же в силу отсталогохарактера спартанской экономики правовая системы Спарты была развита,значительно меньше, чем в Афинах.
Всей совокупностью гражданских политических прав пользовалосьсравнительно малочисленная группа спартанцев (спартиатов), обитавших в городеСпарта. Юридически спартанцы считались равными друг, другу. Равенствоспартанцев объясняется необходимостью держаться постоянно в боевой готовности,военным лагерем перед лицом рабов и зависимых периэков. Характерной чертойобщественного строя были совместные трапезы (сиссистии), участие которыхявлялось обязательным и было показателем принадлежности к спартанскомугражданству.
Сохранение сиссистий имело целью поддержать исохранить военную дисциплину. Спартанцы надеялись, что «воин не покинет своеготоварища по столу».
В Спарте в VI – V вв. до н. э. не существовалочастной собственности на землю в том виде, в каком она существовала приразвитой античной собственности. Юридически верховным собственником всей землисчиталось государство. Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцевспартиатам.
Отдельным гражданам с момента их рождениягосударство предоставляло земельные участки, которые обрабатывались илотами.Надел (клер) считался семейным, его единство поддерживалось тем, что послесмерти владельца он переходил по наследству старшему брату. Младшие жеоставались на участке и продолжали хозяйничать.
Купля-продажа земли, равно как дарение, считалисьнезаконными. Однако с течением времени наделы стали дробиться, началаськонцентрация земли в руках у немногих. Около 400 г. до н.э. эфор Эпитадей провел закон (ретру), по которому хотя и запрещалась купля-продажаземли, но зато разрешалось дарение и свободное завещание.
Семья и брак в Спартеносили черты архаичности. Хотя в классовом обществе существует моногамная формабрака, но в Спарте удержался (в виде пережитка группового брака), т. н. «парныйбрак». В Спарте само государство регулировало брачные отношения. В целяхполучения хорошего потомства занимались даже подбором супружеских пар. Каждыйспартанец по достижении определенного возраста обязан был жениться. Органыгосударственной власти наказывали не только за безбрачие, но и за позднеевступление в брак и за дурной брак. Принимались меры и против бездетных браков.
Многие обычаи семейной жизни также восходили кпервобытнообщинному строю. Ярким примером этого может служить обряд заключениябрака путем похищения девушки-невесты. «Невест брали украдом, но не слишкомюных, недостигших брачного возраста, а цветущих и созревших».
Семья в Спарте была моногамная, но допускалисьвнебрачные отношения и для мужа, и для жены – пережитки группового брака. Семьяв Спарте как бы заморожена на стадии парного брака, а в некоторых отношенияхнапоминала еще более раннюю ступень – брак групповой. Заключение и расторжениебрака не представляло трудностей. Можно было иметь две жены. Несколько братьевмогли иметь общую жену. Человек, которому нравилась жена его друга, мог делитьее с ним.
»Муж молодой жены, — говорит Плутарх, — если был у него на примете порядочный икрасивый юноша… мог ввести его в свою опочивальню, а родившегося от егосемени ребенка признать своим». Чувство ревности Ликург «изгнал» какнедостойное. Вместе с тем не стало (юридически) и прелюбодеяний. Невест все ещебрали уводом, но этот увод был фактически узаконен.
Рождение женщиной ребенка от доблестного воина –друга ее мужа приветствовалось и государством, и обществом, т. к. «… детивырастают хорошими, коль скоро происхождение их хорошо».
Плутарх об этом говорит так: «Ликург решил, что детипринадлежат не родителям, а всему государству, и потому желал, чтобы гражданерождались не от кого попало, а от лучших отцов и матерей».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Третье поколение учебников по экономике
Реферат Принципы уголовного процесса Республики Казахстан
Реферат Доходы и расходы государственного бюджета Российской Федерации
Реферат Класс Насекомые
Реферат Легендарные правители Чехии
Реферат Александр Прозоров, Андрей Николаев
Реферат Надежность эргономика качество АСОИУ
Реферат Разработка бизнес-плана цеха по производству сварных конструкций на базе Вертикального варочного
Реферат Контроль знаний и умений учащихся по физике
Реферат Maharaja Dalip Singh daleep Essay Research Paper
Реферат Оборона Брестської Фортеці
Реферат Зачем товару этикетка?
Реферат Общественный и церковный деятель Симеон Полоцкий и его вклад в распространение "новой" культуры
Реферат Animal Farm And Russian Revolution Essay Research
Реферат Общая характеристика мартеновского процесса. Основной мартеновский процесс и его разновидности