Усиление колониальной эксплуатации и освободительная борьбанародов Индии
План
1. Колониальная эксплуатация Индии впоследней трети XIX в.
2. Политика британских колониальных властей в 70-80-х годах3. Революционный подъем 1905-1908 гг. в Индии
4. Индия после революционных событий 1905-1908 гг.
5. Культура Индии
1.Колониальная эксплуатация Индии в последней трети XIXв.
В периодперерастания «свободного» капитализма в монополистический завершилосьскладывание колониальной системы империализма. Новые формы и методыколониальной эксплуатации и связанные с ними новые явления всоциально-экономическом и политическом развитии стран Востока проявились вИндии раньше и полнее, чем в других странах. К 70-м годам XIX в. в отличие от большинства другихстран Азии и Африки Индия была уже полностью порабощена британскимиколонизаторами и являлась бесправной колонией.
Индиястановится одним из главных рынков сбыта английской промышленности. Значительновозрастает роль Индии и как важнейшего поставщика сырья и сельскохозяйственныхпродуктов для метрополии. За десятилетие, с 1873 по 1883 г., торговля Англии с Индией увеличилась на 60%. Индия становится важной сферой приложениякапиталов британской буржуазии.
Вначалепреобладающей формой вывоза английских капиталов были займы, получаемыебританскими колониальными властями Индии у лондонских банкиров. Их суммавозросла с 4 млн. ф. ст. в 1856 г. до 133 млн. в 1900 г. Займы расходовались на содержание британского колониального аппарата и войск в Индии, нафинансирование грабительских войн против других стран Востока, а британскиебанкиры получали высокие проценты. Оплачивало эти займы нищее и голодное индийскоекрестьянство, изнывавшее под бременем непосильных налогов.
Важнымобъектом приложения британского капитала стало строительство железных дорог ителеграфных линий. Они были собственностью колониальных властей, создавшихисключительно благоприятные условия для обогащения английских фирм иподрядчиков. Первые железнодорожные магистрали были построены в 60-х годах. Впоследующие десятилетия железнодорожная сеть значительно расширилась. К 1891 г. протяженность железных дорог Индии составляла 27 тыс. км.
Строядороги, англичане отнюдь не стремились экономически объединить различные районыИндии. Главной целью колонизаторов было обеспечить доставку необходимого имсырья и продвижение промышленных товаров из метрополии. Как правило, дорогирасходились веером от нескольких крупных портов. При строительстве железныхдорог учитывались и военно-стратегические интересы британского империализма.Железные дороги облегчали переброску войск для агрессивных войн против соседнихстран Азии и подавления освободительного движения народов Индии.
Выгоднойсферой английских капиталовложений были плантации чая, кофе, каучука.
Частьанглийских капиталов вкладывалась в промышленность, главным образом впредприятия, перерабатывающие местное сырье. В 1854 г. один из английских капиталистов основал первую джутовую фабрику в Калькутте. С этого временибыстро расширявшаяся джутовая промышленность находилась в руках британскогокапитала.
ПревращениеИндии в источник колониального сырья и рынок сбыта капиталистической Англии,начало ее освоения как сферы приложения капитала означали дальнейшее усилениеэксплуатации народов Индии, которую теперь осуществляли вкладывавшиесябританские монополии. «То, что англичане отбирают ежегодно у индийцев — ввиде ренты, дивидендов от совершенно ненужных для самих индийцев железныхдорог, пенсий военным и гражданским чиновникам, издержек на афганские и иныевойны я пр. и пр., — то, что они берут у них без всякого эквивалента, — несчитая того, что они ежегодно присваивают себе в самой Индии, — то есть говорятолько о стоимости товаров, которые индийцы вынуждены даром ежегодно отправлятьв Англию, — превышает общую сумму дохода 60 миллионов земледельческих ипромышленных работников Индии.
Главнымобъектом британской колониальной эксплуатации по-прежнему оставалось индийское крестьянство.
Увеличениевывоза сырья и продовольствия вело к росту товарности сельского хозяйства испециализации отдельных районов „а производстве определенных культур.Бенгалия специализировалась на производстве джута, в Бомбейской провинции“Пенджабе и Центральных провинциях расширилось производство хлопка, в Ассамерешающее значение приобрели чайные плантации, в Мадрасской провинции основнойстатьей экспорта стали масличные культуры. Пенджаб специализировался напроизводстве экспортной пшеницы.
Росттоварности сельского хозяйства происходил в условиях господства помещичьейсобственности на землю и других феодальных пережитков. Продолжаласьэкспроприация общинных угодий в пользу помещиков и английских колонизаторов.Резка возросла задолженность крестьянства ростовщикам и скупщикам. Попав в сетиростовщиков, миллионы крестьян терял» последние клочки земли и полностьюразорялись. Преобладающее большинство крестьян арендовало землю у помещиков наусловиях кабальной издольщины, отдавая до 60% урожая " более.
Господствоколонизаторов, феодальные пережитки обусловили огромное и постоянноусиливавшееся аграрное перенаселение, обрекали на застой и прозябаниепроизводительные силы индийского сельского хозяйства. Почвы истощались,неуклонно снижалась урожайность. Страна, подавляющее большинство на"селения которой было занято в сельскохозяйственном производстве, не моглатеперь обеспечить себя продовольствием. Колониальный режим обрекал крестьянствона безземелье, полуголодное существование. Миллионы людей гибли от голода иэпидемии. Так, в 1876—1878 гг. голодной смертью умерло свыше 2,5 млн. индийцев.
В 70-е и80-е годы в ряде районов Индии происходили крупные крестьянские волнения ивосстания.
ВПенджабе антиимпериалистическое и антифеодальное движение сикхскогокрестьянства развертывалось в форме сектантского движения «намдхари»(«воспламененных именем» божества).
В начале70-х годов секта «намдхари» насчитывала 50— 100 тыс. членов. Еетогдашний глава Рам Сингх превратил секту в централизованную организацию,имевшую своих представителей по всему Пенджабу. В 1872 г. отряд «намдхари» поднял восстание, атаковав два феодальных замка е целью захватанаходившихся там запасов оружия. Однако повстанцы были раз" биты.Англичане, опасавшиеся новых выступлений, расправились с захваченнымиповстанцами особенно жестоко. Эта расправа? изображена в известной картине В.В.Верещагина «Английская казнь в Индии». Рам Сингх и другиеруководители секты были сосланы.
В томже, 1872 г. английские власти жестоко подавили крестьянские выступления противпомещиков в двух округах Бенгалии.
В1873—1875 гг. в Махараштре происходила вооруженная, борьба крестьян противростовщиков, которую возглавлял Кенглия. Английскими властями было арестованооколо 600 участников этого движения.
Новоевосстание началось в Махараштре в 1879 г. В феврале 1879 г. патриотически настроенный маратхский интеллигент, мелкий служащий одного из английскихучреждений в Пуне Васудёв Балвант Пхадке перебросил в горы небольшие запасы струдом собранного оружия и вместе с группой единомышленников провозгласилначало восстания против колонизаторов. Вскоре к Пхадке и его сторонникам сталиприсоединяться группы крестьян. Чтобы получить средства для приобретения,оружия и формирования из еще имевшихся в некоторых княжествах(Воинов-профессионалов отряда наемников, который по замыслу Пхадке стал быядром предполагаемого народного ополчения, повстанцы нападали на помещичьиусадьбы, захватывали имущество помещиков и ростовщиков, уничтожая при этомзакладные на крестьянские земли и долговые расписки крестьян. Население широкоподдерживало повстанцев. По всей Махараштре и в некоторых других районах Индииположение было крайне напряженным. Ходили слухи, что один из вождей восстания1857—1859 гг., Нана Сахиб, якобы возвращается на родину в сопровождениисильного русского войска, которое по- может изгнать англичан. Характерно, чтоПхадке подписывал свои воззвания: «Васудев Балвант Пхадке по поручениюНана Сахиба». В 1879 г., в Ташкент прибыл посол от находившегося в ссылкеглавы секты «намдхари» Рам Сингха. Он также рассчитывал «апомощь русских в борьбе с англичанами.
В общейнапряженной обстановке восстание, возглавленное Пхадке, крайне встревожилоанглийские власти. Против повстанцев были брошены крупные силы войск и полиции.В июле 1879 г. предатель выдал Пхадке. Вскоре восстание было подавлено. Пхадкеприговорили к пожизненной каторге.
Почтиодновременно с восстанием в Махараштре на юге Индии, в местности Рампа,вспыхнуло стихийное восстание крестьянства народа андхра под руководствомЧендрия. Направленное против английских колонизаторов, сборщиков налогов иместных ростовщиков, это восстание приняло характер упорной партизанской войны.Только в 1880 г. войска и полицейские силы, стянутые со всей Южной Индии,сумели подавить вооруженное сопротивление крестьян.
Стихийныевыступления крестьянства происходили и в других областях Индии. Эти выступленияеще сохраняли средневековые черты. Но они были направлены и против чужеземногоколониального гнета. А то, что восстание 1879 г. в Махараштре возглавилпредставитель демократических слоев формировавшейся буржуазной интеллигенцииПхадке, свидетельствовало о возможности объединениянационально-освободительного движения с антифеодальной борьбой крестьянства.Это создало бы смертельную угрозу для английских колонизаторов.
Новыеметоды колониальной эксплуатации, складывавшиеся в последней трети XIX в., в известной степениспособствовали развитию капитализма и появлению в Индии капиталистическойфабричной промышленности. В 1877 г. в стране насчитывалась уже 51 текстильнаяфабрика. Появились и другие промышленные предприятия, принадлежавшие каканглийскому, так и индийскому капиталу. Наряду с немногими крупными фабрикамиразвивались мелкие промышленные предприятия мануфактурного и полукустарноготипа.
Ноколониальный гнет препятствовал развитию в Индии национального капитализма.Промышленное развитие страны шло крайне медленными темпами. Упадок кустарнойпромышленности и ремесла обгонял появление фабричных предприятий. Тольконемногие из разорившихся ремесленников находили работу на фабриках. При этомпо-прежнему в кустарной промышленности было занято во много раз больше рабочихи ремесленников, чем в фабричной.
Вусловиях колониального господства развивались лишь некоторые отраслипромышленности, почти исключительно легкой. Господствующее положение вэкономике страны занимал британский капитал. Капиталисты метрополии различнымиметодами контролировали и подчиняли индийский капитал. Широкое распространениеполучила система „управляющих агентств“.
Этиагентства учреждались английскими банками и фирмами и брали на себя заопределенное вознаграждение управление предприятиями. Английские колониальныевласти покровительствовали им и всячески затрудняли деятельность индийскихпредпринимателей, не связанных с „управляющими агентствами“.Англичане использовали „управляющие агентства“ для создания в Индиитаких предприятий, которые способствовали бы эксплуатации страны в качествеаграрно-сырьевого придатка Англии.
Дажезамедленное и уродливое развитие капитализма неизбежно имело чрезвычайно важныесоциальные последствия. В Индии формировались классы капиталистическогообщества — национальная буржуазия и рабочий класс.
Условия,в которых развивался капитализм в колониальной Индии, определили характер иособенности формирования индийской буржуазии. Представители мелкой и средней буржуазии— мелкие хозяйчики, владельцы мастерских и мануфактур — с трудом могли вколониальных условиях стать фабрикантами. Для этого нужны были крупные капиталыи поддержка английских колониальных властей. Не удивительно, что крупнаяиндийская промышленная буржуазия формировалась главным образом из богатыхростовщиков и связанных с англичанами компрадоров. Ввиду затруднений, которыесоздавали колонизаторы национальной фабричной промышленности, многиепредставители индийской буржуазии занимались ростовщичеством, торговлей,вкладывали капиталы в землю. Молодая индийская буржуазия была тесно связана спомещичьим землевладением. Она была слаба и находилась в зависимости от болеемогущественного английского капитала.
Формированиебуржуазии шло неравномерно у различных национальностей Индии. Первоначальнокрупные капиталисты принадлежали по преимуществу лишь к несколькимнациональностям. Большую роль в экономической жизни Индии играла гуджаратскаябуржуазия, влияние которой распространялось далеко за пределы Гуджарата исоседних районов. Развитие капитализма привело к появлению бенгальской имаратхской буржуазии. На юге Индии заметную роль играла тамильская буржуазия.
Всвоеобразных условиях Индии некоторые группы буржуазии складывались внутриторгово-ростовщических каст. Так, сильные позиции из экономике многих районовпринадлежали марвари — выходцам из ростовщических каст Раджастхана.Марварийская буржуазия была тесно связана с компрадорской торговлей. По мереразвития капитализма она принимала все большее участие в промышленнойпредпринимательской деятельности. Марварийская буржуазия не сливалась сбуржуазией тех национальностей, среди которых она действовала, а оставаласьзамкнутой группой капиталистов, связанных кастовыми узами. С развитиемкапитализма и формированием буржуазии различных национальностей Индии сталисказываться противоречия между буржуазией этих национальностей и более сильнымгуджаратским и марварийским капиталом, внедрявшимся во многие районы Индостана.
Колониальныйгнет, господство феодальных пережитков, искусственное рассечение территорийряда национальностей границами княжеств и провинций затрудняли процессскладывания наций в Индии. Однако развитие капитализма, расширениеэкономических связей внутри отдельных национальных районов, а также междуразличными частями страны ускоряли процесс превращения народностей Индии внациональности и нации.
Унациональностей, проживавших в районах, где капитализм 'развивался относительнобыстро (гуджаратцы, бенгальцы, маратхи, тамилы), процесс складывания буржуазныхнаций к концу XIX в. был уже близок к завершению.Заметно продвинулась вперед консолидация других народов Индостана. Одновременносоздавались предпосылки для их взаимного сближения. В результате усиленияэкономических связей между различными районами складывался общеиндийский рынок.Народы Индии, в течение столетий имевшие тесные культурные, политические,экономические связи, объединяли общая ненависть к британским колонизаторам,общие интересы. Поэтому процесс формирования наций в Индии сопровождалсяукреплением общеиндийского единства. Создавались объективные предпосылки длявозникновения общеиндийского буржуазно-национального движения против иноземных колонизаторов.
Споявлением национальной буржуазии начинает распространяться ибуржуазно-национальная идеология. К 70-м годам в стране уже существоваланемногочисленная прослойка индийской интеллигенции, получившей европейскоеобразование на родине или за границей. Из ее среды вышли просветители иреформаторы, в той или иной форме пропагандировавшие буржуазно-национальныеидеи. Возникли объективные предпосылки для перехода от „феодальногонационализма“ к буржуазно-национальной идеологии.
Вначаленовые идеи выражались в привычной форме религиозно-этических учений,призывавших к религиозной реформации. В 1875 г. гуджаратский брахман ДаянандСарасвати основал „Арья самадж“ (»Общество ариев"). Егосторонники призывали вернуться к" религии древних ариев. Они отвергаликастовые барьеры, осуждали детские браки. В Лахоре, где находился центробщества, был учрежден колледж, в котором преподавались не только богословскиедисциплины, но и естественные науки. Не призывая своих сторонников к борьбе сколонизаторами, Сарасвати тем не менее утверждал, что «иностранноеправительство никогда не сможет обеспечить благосостояние народа». Из егоучения вытекало, что религиозные и культурно-бытовые реформы, просвещениесоздадут предпосылки для национального возрождения родины.
Религиозно-просветительныеобщества, основанные сикхами, также ратовали за развитие и расширение образования.Они выступали поборниками возрождения языка пенджаби.
Религиозноепросветительство получило распространение и среди мусульман. В Калькуттепоявились «Мусульманское литературное общество» и «Национальнаямусульманская ассоциация». Активизировалась деятельность мусульманскихпросветителей, крупнейшим из которых был Сайид Ахмад-хан (1817—1898).
ВначалеСайид Ахмад поддерживал реформаторские идеи индийских ваххабитов, не разделяяих враждебности к британскому колониальному режиму. После народного восстания1857—1859 гг. он порвал с ваххабитами. Обязанности судьи на английской службеСайид Ахмад сочетал с активной деятельностью в «Переводческом обществе»,«Мусульманской конфедерации по просвещению» и Алигархском колледже.Он призывал к возрождению и модернизации ислама, критиковал традиционнуюсистему мусульманского религиозного образования, выступал за ознакомление спередовыми идеями Европы и т. д. При этом он стремился к сближению мусульман санглийской колониальной администрацией.
Просветительскаядеятельность Сайид Ахмада имела прогрессивное значение. Но он способствовалпротивопоставлению мусульманского общественного движения индусскому.
Религиозно-реформаторскоепросветительство было как бы переходной ступенью от «феодальногонационализма» к буржуазно-национальному освободительному движению.Одновременно уже появились и организации (просветительные и политические), вполной мере носившие буржуазный характер. В Бомбее представители патриотическинастроенной интеллигенции группировались вокруг видного экономиста ДадабхаяНаороджи. В Пуне (Возникли маратхские исторические общества икультурно-просветительные организации, которыми руководил экономист и историкМахадёв Говйнд Ранаде. В Бенгалии образовались две влиятельные общественныеорганизации — «Англо-индийская ассоциация» и «Индийскаяассоциация». Лидером бенгальских националистов был Сурендранат Баннер-джи.Создавались предпосылки для образования общеиндийской буржуазно-национальнойпатриотической политической организации.
2.Политика британских колониальных властей в 70—80-х годах
Передлицом усилившихся стихийных выступлений крестьянства и зарождениябуржуазно-национального движения английские колонизаторы еще теснее сближалисьс реакционными силами Индии — князьями, помещиками, компрадорами — и стремилисьразжечь вражду между индусами и мусульманами.
В 1877г. в Дели состоялась торжественная церемония про" возглашения королевыВиктории императрицей Индии. Съехавшиеся со всей Индии князья принесли присягуверности Виктории. Церемония должна была подчеркнуть дальнейшее сближение междуанглийской короной и вассальными князьями.
В 1878г. глава английской администрации в Индии, который отныне стал именоватьсявице-королем, провел закон о печати на национальных языках Индии, ставившийгазеты под строгий контроль колониальных властей. Через год последовал акт обогнестрельном оружии, лишавший индийских крестьян права иметь даже охотничьиружья, необходимые для защиты от тигров и других хищных зверей.
Одновременноколониальные власти маневрировали, пытались создать иллюзию уступок индийскойобщественности, надеясь привлечь на свою сторону представителей нарождавшейсяиндийской буржуазии. В начале 80-х годов был издан закон о местномсамоуправлении, по которому городские муниципалитеты избирались состоятельнымислоями горожан, но реальная власть по-прежнему оставалась в рукахградоначальника-англичанина. Тогда же в сельских районах были созданы выборныеокружные управления. К участию в выборах допускались только землевладельцы.
Позднее(в 1892 г.) был издан закон об индийских законодательных советах. Начиная с1861 г. при генерал-губернаторе и губернаторах некоторых провинций в разноевремя были образованы советы, состоявшие из чиновников — как правило, англичан.По закону 1892 г. в состав советов стали назначаться и индийцы. Часть членовпровинциальных советов выделялась муниципалитетами и окружными управлениями.Реальными правами индийские законодательные советы не обладали.
Стремясьослабить недовольство крестьянства, британские власти в 80-х годах распространилидействие «Закона о постоянной аренде» 1859 г. на более широкие слоикрестьян-арендаторов. «Восстания и беспорядки в Восточной Бенгалии,— писалРанаде, — проложили дорогу нынешнему законодательству о защищенной аренде».Эта мера несколько облегчала положение зажиточной части крестьян-арендаторов иподдерживала иллюзии отсталых слоев крестьянства.
Учитываявозникновение буржуазно-национального движения и неизбежность создания общеиндийскойнациональной организации, английские власти стремились ограничить политическуюдеятельность имущих классов Индии приемлемыми для британского капитала рамкамии по возможности привлечь их на свою сторону. Англичане надеялись использоватьв своих интересах тесную связь нарождавшейся национальной буржуазии спомещиками и компрадорами, ее страх перед аграрным движением крестьянства.
Английскийвице-король Дафферин, управлявший Индией в 1884—1888 гг., установил контакт свидными общественными деятелями-индийцами и дал им понять, что не будет чинитьпрепятствий к созданию общеиндийской умеренной политической организации.
28декабря 1885 г. в Бомбее в торжественной обстановке открылся учредительныйсъезд, основавший Индийский национальный конгресс. Примерно половина делегатовсостояла из представителей высших слоев буржуазной интеллигенции. Другуюполовину составляли промышленники, купцы, помещики. В речах делегатовподчеркивалась лояльность по отношению к британским колониальным властям.
В основутогдашнего устава Национального конгресса были положены требованиянационального равноправия англичан и индийцев в Индии и предоставлениясамоуправления. Эти цели предполагалось достигнуть «конституционными имирными средствами, постепенно реформируя существующую систему управления,упрочивая национальное единство, поощряя дух общественного долга, развивая иорганизуя духовные, моральные, экономические и промышленные ресурсы страны».
Одна изрезолюций требовала введения протекционистских таможенных тарифов для защитыиндийской промышленности.
Национальныйконгресс возник как верхушечная, оторванная от масс организация, слабооформленная в организационном отношении. Роль его рядовых членов сводилась кучастию в выборах делегатов на ежегодный съезд. Первые годы деятельностьНационального конгресса ограничивалась агитацией в печати, подачей петицийбританскому парламенту, кампаниями протеста против наиболее вопиющих проявленийпроизвола колониальных властей.
Но самфакт создания Индийского национального конгресса свидетельствовал о выходе наарену политической борьбы индийской национальной буржуазии. Он выражалбуржуазную оппозицию колониальному режиму. Вместе с тем логика борьбыпревращала Конгресс в символ национального единства Индии, в силу,противостоящую иноземным колонизаторам. Выступления Национального конгресса противрасовой дискриминации произвола колониальных властей пробуждали национальноесамосознание индийцев, находили отклик среди народных масс. Индийскийнациональный конгресс выражал интересы крупной буржуазии. Но его деятельностьнеизбежно имела также и патриотическое, общедемократическое содержание.
По мереразвития капиталистических отношений в Индии и роста национальной буржуазиинеминуемо обострялись ее противоречия с буржуазией метрополии, а это усиливалооппозиционность Национального конгресса по отношению к Англии. Никакие маневрыбританских колониальных властей не могли смягчить этих противоречий,порождаемых объективными законами общественного развития в эпоху империализма.Расчеты британских колониальных властей на привлечение на свою сторонуиндийской буржуазии, на превращение Национального конгресса в ручную,марионеточную организацию оказались несостоятельными. Вскоре ихблагожелательное отношение к Конгрессу сменилось враждебностью, хотя еголегальная деятельность и не была запрещена.
Усилениеколониального гнета, рост национального самосознания, углубление противоречиймежду национальной буржуазией и британскими колонизаторами привели к появлениюв Индии радикального демократического крыла буржуазно-национального движения.По своему социальному происхождению большинство представителей этого новогонаправления, оформившегося в 90-х годах, были выходцами из различных слоевмелкой буржуазии или мелкопоместной среды. Владельцы ремесленных мастерских,мануфактур и мелких 'промышленных предприятий, низшие слои интеллигенции,обреченные на безработицу в условиях колониального режима, наиболее остро иболезненно ощущали последствия колониального порабощения своей родины.
Представителидемократического крыла буржуазно-национального движения начали своюдеятельность в Бенгалии и Махараштре с 70-х годов, но особенно активизировалисьв 90-е годы. Они считали недостаточной умеренную, реформаторскую программу итактику лидеров Индийского национального конгресса.
Общепризнаннымвождем демократического крыла национального движения Индии стал Бал ГангадхарТилак (1856— 1920). Выходец из разорившегося знатного брахманского рода.
Махараштры,Тилак получил высшее филологическое и историческое образование в Пуне, являлсявидным ученым-историком. В юности его любимыми героями были Гарибальди иМадзини. Накануне окончания колледжа он поклялся отдать все свои силыосвобождению родины. Вскоре вместе с несколькими друзьями он создал в Пуненезависимую среднюю школу, где преподавание было пронизано патриотическимдухом, а в 1880 г. основал газету «Кесари» («Лев»). Послеобразования Национального конгресса Тилак принимает активное участие в егодеятельности, но уже к началу 90-х годов выявились принципиальные разногласиямежду сторонниками Тилака и правыми руководителями Конгресса. Постепенно в Конгрессесложились два течения — правое («умеренные») и левое,демократическое, во главе с Тилаком («крайние»).
Тилакразвернул активную деятельность у себя на родине — в Махараштре. Он создавалсреди молодежи национальные спортивные организации, в которых веласьпатриотическая агитация, организовывал народные празднества в памятьнационального героя маратхов Шиваджи, на которых раздавались призывы крешительной борьбе с колонизаторами. «Бог не отдал Индию чужеземцам в дар,увековеченный на таблицах из прочной меди», — говорил Тилак.
СтатьиТилака, его выступления производили огромное впечатление на патриотов идемократов всей Индии. Тилак и его сторонники считали, что Конгресс достигнетсвоих целей только тогда, когда в борьбу будут втянуты широкие массы народа. НоТилак отвергал вооруженную борьбу. Вскоре английские власти увидели в лицеТилака опасного 'противника. В 1897 г. он был арестован и приговорен к шестигодам тюремного заключения.
Выражаянастроения мелкой буржуазии и связанной с ней интеллигенции, «крайние»выдвинули программу и тактику, отвечавшие интересам класса индийскойнациональной буржуазии в целом, выступали как его наиболее активные идальновидные политические представители. Их деятельность, бесспорно, имелапрогрессивный характер. Но вместе с тем на ней лежала печать классовойограниченности буржуазии. Неся идеи национального освобождения в массы, будучимужественным и самоотверженным патриотом, Тилак, однако, не связывалнационально-освободительную борьбу с борьбой против феодальных пережитков, саграрной революцией. Он предпочитал апеллировать к крестьянству под лозунгамизащиты религии, идеализировал феодальную старину, касты и другие средневековыеинституты.
Возникновениевнутри Национального конгресса левого крыла ^лишний раз подтверждало провалпланов колониальных властей, рассчитывавших на сотрудничество с буржуазнымиэлементами.
Споявлением фабричной промышленности начал формироваться рабочий класс. К концу XIX в. в Индии насчитывалось уже 700—800тыс. промышленных рабочих (включая железнодорожников и горняков). Пролетариатформировался из обнищавших крестьян и разорившихся ремесленников. Широкоераспространение имела вербовка рабочих через посредников, к которым уходилазначительная доля мизерного заработка рабочих. Многие рабочие сохраняли связь сдеревней. В особенно тяжелом положении находились на предприятиях рабочие,принадлежавшие к низшим кастам.
РабочиеИндии подвергались жесточайшей эксплуатации со стороны английских и своих,индийских капиталистов. Рабочий день продолжался от зари до зари. Когда напредприятиях был введен электрический свет, продолжительность рабочего дня ещеболее увеличилась. Широко применялся женский и детский труд. На некоторыхпредприятиях работали дети 4—5 лет. Нищенская заработная плата дополнительно урезываласьмногочисленными штрафами и поборами. На предприятиях царил казарменный режим.Индийские экономисты подсчитали, что стоимость содержания в тюрьме одногозаключенного втрое превышала средний доход индийского рабочего. Несколько летработы на фабрике превращали рабочего в инвалида. Не удивительно, что индийскиепредприятия отличались чрезвычайно большой текучестью рабочей силы.
Темнотаи неграмотность, религиозные предрассудки, текучесть рабочей силы,многонациональный состав индийского пролетариата, принадлежность рабочих кразличным кастам — все это тормозило рост классового самосознания индийскихрабочих. Но вместе с тем невиданно тяжелая эксплуатация порождала у рабочихненависть к эксплуататорам, решимость бороться за свои права, за лучшую долю. Сплочениюиндийского пролетариата и пробуждению его классового самосознанияспособствовала высокая степень концентрации индийских рабочих в несколькихкрупных промышленных центрах (Бомбей, Калькутта, Ахмадабад).
Первыестачки индийских рабочих начались в конце 70-х — начале 80-х годов. В 1877 г.произошла стачка на одной из фабрик Нагпура. Между 1882 и 1890 гг. в округахБомбея и Мадраса было зарегистрировано 25 стачек. В 90-х годах стачечныевыступления продолжались. Но эти стачки носили стихийный характер, рабочийкласс не имел еще своих классовых Профессиональных и политических организаций.В отдельных случаях от имени рабочих выступали либеральные буржуазныефилантропы. Так, в 1884 г. служащий текстильной фабрики Н.М. Локханд представилвластям от имени бомбейских рабочих заявление, в котором выдвигались требованияограничить часы работы, установить еженедельный выходной день, обеденныйперерыв и обеспечить выплаты пособий за увечья. Локханд называл себяпредседателем «Ассоциации бомбейских текстильщиков». Но этаорганизация не имела ни списка членов, ни устава. Каких-либо данных о еедеятельности не сохранилось.
Учитываяначавшееся стачечное движение, английские власти ввели в Индии фабричноезаконодательство. (Определенную роль в этом сыграла лицемерно поднятаяанглийскими текстильными фабрикантами, боявшимися конкуренции индийскойтекстильной промышленности, кампания в «защиту» прав индийскихрабочих.) Закон 1881 г. запрещал на крупных фабриках труд детей моложе 7 лет. В1891 г. был введен обязательный день отдыха и запрещен труд детей моложе 9 лет.Фабричное законодательство практически не изменило положения индийских рабочих.
В концестолетия отдельные передовые рабочие начали принимать участие внационально-освободительном движении.
К рубежуXIX—XX вв. завершились серьезные изменения в экономике иполитической жизни Индии. Являясь важнейшим источником сырья и рынком сбытаанглийской промышленности, она стала теперь и важной сферой приложениябританского капитала. Усилилась колониальная эксплуатация народов Индии. Приэтом происходили значительные социально-экономические сдвиги. Хотя и медленно,но развивался капитализм. Появились новые классы — пролетариат и национальнаябуржуазия. Зародилось национально-освободительное движение,буржуазно-демократическое по своему характеру и объективным задачам.Противоречия между народами Индии и английским капиталом резко обострились,отражая общее обострение всех противоречий капитализма в эпоху империализма.
/>3. Революционный подъем 1905-1908 гг.в Индии
Наряду сбуржуазными революциями в полуколониальных странах — Иране, Турции, Китае — вначале XX в. развернулись мощныеантиимпериалистические выступления в Индии, Индонезии и других колониях. Если вполуколониальных странах революции начала XX в. были направлены в первую очередь против феодализма иправящих династий, то в колониях революционное движение периода пробужденияАзии носило открыто антиимпериалистический, антиколонизаторский характер. Вколониях национально-освободительному и демократическому движению противостоялавоенно-бюрократическая государственная машина колонизаторов, опиравшаяся на всюмощь империалистических метрополий. Это обстоятельство затрудняло революционнуюборьбу. Тем не менее революционный подъем, охвативший в начале XX в. многие колонии, являлся важнойсоставной частью общего процесса пробуждения Азии. Особенно важные внутренние имеждународные последствия имела освободительная борьба народов крупнейшей изколониальных стран — Индии.
В Индииполнее и раньше, чем в других угнетенных странах Востока, сказались последствияновых форм колониальной эксплуатации, свойственных эпохе империализма.
К началуXX в. Индия была самой развитой впромышленном отношении среди колониальных и зависимых стран Востока. Там быстроросли капиталовложения английских монополий. За 1893—1907 гг. английскиеинвестиции в железные дороги и оросительные сооружения увеличились на 56%,капиталы частных компаний — на 23, банков — на 95%. В 1905 г. в Индиидействовало 165 иностранных акционерных компаний, зарегистрированных заграницей, в основном в Англии. Их капитал втрое превышал капитал компаний (каканглийских, так и индийских), зарегистрированных в самой Индии.
Врезультате усилившейся колониальной эксплуатации доход на душу населения, и безтого мизерный, сократился с 1882 по 1900 г. вдвое — с 1,5 до 0,75 пенса начеловека в день (в то время пенс равнялся примерно 4 коп.). Усиление контроляанглийских монополий над экономикой Индии сопровождалось ростом полуфеодальнойэксплуатации индийского крестьянства. Увеличивалась арендная плата.Значительная часть крестьян теряла свои права на землю. По словам одного излидеров Национального конгресса, почти треть крестьян страны лишилась земли истала «крепостными ростовщиков». В стране свирепствовали голод иэпидемии. За десятилетие (1896—1906) от голода умерло свыше 10 млн. человек. В1896 г. вспыхнула эпидемия чумы, продолжавшаяся и в последующие годы. Только в1904 г. от чумы погиб 1 млн. индийцев. Один из исследователей писал: «Современи Черной Смерти в XIV в.нигде не было такой смертности от чумы, которая наблюдалась в Индии в 1896—1912гг.».
Атмосферав стране становилась все более и более накаленной. В 1894 г. в Ассамепроисходили крестьянские выступления против помещиков и ростовщиков. В 1896 г.вспыхнуло восстание крестьян народа малаяли на Малабарском побережье. В1899—1900 гг. крестьянские волнения охватили Центральные провинции (ныне штатМадхья-Прадеш). В Северо-Западной пограничной провинции против колонизаторов соружием в руках боролись пуштунские племена. В городах активизироваласьдеятельность сторонников Тилака.
Английскиевласти пытались подавить выступления масс террором и репрессиями. Вице-корольИндии Керзон заменял чиновников-индийцев англичанами. Считая носителями «крамолы»индийцев, получивших высшее образование, он издал в 1904 г. закон, повышавшийболее чем вдвое плату за обучение в университетах. В состав университетскихсоветов вводились британские чиновники, установившие полицейский контроль надвысшей школой.
Особуютревогу Керзона вызывало растущее национальное движение в Бенгалии — наиболееразвитой и населенной, с компактным бенгальским большинством провинцииБританской Индии. Он решил разделить эту провинцию, полагая, что раздел «разрубалнадвое политические планы тех экстремистов и агитаторов, которые в своей борьбеза политические уступки искали случая, когда они смогли бы направить противбританского правительства общую силу бенгальского народа». В ЗападнойБенгалии бенгальцы были бы в меньшинстве, ибо в тот период в состав Бенгалиивходили Бихар и Орисса и бихари и ория составили бы больше половины населенияновой провинции. Подавляющее большинство крестьян Восточной Бенгалииисповедовало ислам, а индуистами здесь были главным образом помещики, ростовщики,крупные купцы. В Западной Бенгалии преобладал индуизм. Проводя раздел Бенгалии,англичане стремились противопоставить бенгальцев-мусульман бенгальцам-индусам.Натравливая мусульман на индусов, англичане внешне демонстрировалиблагожелательное отношение к мусульманам. Один из видных представителейбританских властей заявил тогда: «У Англии есть две жены — индуска имусульманка, но любимая жена — это мусульманка».
РазделБенгалии имел и экономические цели. Англичане предполагали заменить в ВосточнойБенгалии постоянное заминдарство временным, что должно было повысить платежи,вносимые заминдарами британским властям. С созданием провинции ВосточнаяБенгалия намечалось переоборудовать и расширить расположенный на ее территориипорт Читтагонг, который должен был конкурировать с Калькуттой, где довольносильные позиции имел индийский капитал.
Конспектируяодну из работ, посвященных индийским проблемам, В.И. Ленин записал: "«Бенгальцев»= 70 миллионов. Раздел Бенгалии англичанами (чтобы ослабить движение национальное)в 1905 г.".
Весь ходразвития Индии подготовил почву для подъема национально-освободительногодвижения. Не удивительно поэтому, что русская революция 1905 г. оказалаогромное влияние на народы Индии.
Пригосподстве британских колонизаторов не могло быть сколько-нибудь значительныхпостоянных связей между народами России и Индии. Поэтому непосредственныеконтакты между русским и индийским революционным движением почти отсутствовалиили носили случайный характер. Но даже отдельные известия о событиях в Россиипроизводили сильное впечатление в Индии.
Во времярусско-японской войны в русской армии служила довольно многочисленная группаиндийских солдат-сикхов. Вернувшись на родину, они рассказывали о событиях вРоссии, и это вызывало большую тревогу у английских властей. Отдельныепредставители индийской революционной эмиграции в Европе общались с русскими революционерами.Некоторые переписывались с А.М. Горьким. Ряд общественных деятелей Индиинаходился в переписке с Л.Н. Толстым, проявлявшим большой интерес и симпатию косвободительной борьбе народов Индии.
НародыИндии, передовые представители ее освободительского движения воспринялиизвестие о начале революции в России как призыв к борьбе за свое освобождение.Тилак и другие индийские патриоты не раз ссылались в своих выступлениях например русского народа. Под влиянием русской революции наступил революционныйподъем в Индии.
В июле1905 г. было опубликовано постановление английских колониальных властей оразделе Бенгалии. Против него выступали не только различные слои национальнойбуржуазии, но бенгальские заминдары, опасавшиеся повышения платежей за своюземлю. В борьбу включались и широкие массы трудящихся. Против раздела выступалине только индусы, но и мусульмане. В августе в Калькутте начались митинги идемонстрации протеста. Принимались резолюции, призывавшие бойкотироватьанглийские товары. 16 октября 1905 г. — день, когда закон о разделе Бенгалиивступал в силу, по предложению Национального конгресса был объявлен днемнационального траура. По шеей Бенгалии не разжигали очагов. Все, кроме детей ибольных, соблюдали строгий пост. Закрылись фабрики, магазины, базары. Тысячилюдей с пением национального гимна «Привет тебе, родина-мать!»направились к берегам рек совершать религиозные омовения. Патриоты требовали,чтобы индийцы — служащие английских государственных учреждений, которыевынуждены были ходить на работу, в знак траура сняли обувь. «Многиеповиновались, — писала одна из газет, — и улицы предоставляли любопытноезрелище, когда сотни бабу {служащих.— Лег.) спешили в конторы со своей обувью вруках».
Бойкотанглийских товаров приобрел массовый характер. «Он проводился подпатриотическим лозунгом, свадеши (букв. „своя земля“), давшимназвание этому движению. Главной щелью движения свадеши было развитие своего,национального (андийского производства. Участники митингов торжественнозаявляли: „Призывая бога всемогущего быть нашим свидетелем передпотомками, мы даем эту торжественную клятву, что, насколько это возможно, мыбудем употреблять изделия отечественного производства и воздерживаться отупотребления иностранных изделий. Да помоги нам бог“.
Инициаторыдвижения призывали собирать средства для развития национального производства,устраивали выставки индийских товаров. Создавались свадешистские кооперативы.Патриоты пикетировали магазины, торговавшие английскими товарами. Выступая намитинге в Калькутте, Тилак говорил: „Свадеши охватывает все области жизни.Свадеши соответствует тому, что в Англии называют национальным единством ипатриотизмом.
Свадешизмвключает это понятие и, кроме того, выражает нечто большее: все то, чтоозначает национальное единство и патриотизм, взятые вместе“.
Вскорелозунг свадеши был дополнен лозунгом свараджа (букв, „свое правление“).Во время митингов и демонстраций раздавался призыв „Индия для индийцев!“.
Начавшисьпротесты против раздела Бенгалии, движение становилось общеиндийским. Оно сталомассовым в Пенджабе и Бомбейской провинции, охватило другие области страны.Национально-освободительное движение народов Индии впервые приобрелосознательный демократический характер. Против британского империализмавыступали либеральная буржуазия (к ней примыкала и часть индийских помещиков,особенно в Бенгалии), мелкая буржуазия города, рабочий класс, крестьянство. Всеэто свидетельствовало о пробуждении Индии.
Вусловиях начавшегося революционного подъема возросли авторитет и влияниеИндийского национального конгресса — единственной общеиндийской политическойорганизации. В его руководстве преобладали „умеренные“, выражавшиеинтересы либеральной буржуазии и примыкавших к ней групп помещиков. Онистарались придать движению мирный, и легальный характер. „Умеренные“трактовали лозунг свараджа как требование весьма ограниченной автономии Индии врамках Британской империи. Свадеши означало для них стремление к усилениюпозиций индийского крупного капитала, требование политики таможенногопротекционизма и государственной поддержки индийской фабричной промышленности.Они стремились выхолостить политический смысл движения свадеши, использоватьего для распространения влияния буржуазии на индийский пролетариат. Один излидеров „умеренных“ заявил: „Движение свадеши — это толькопрелюдия к нашему стремлению войти в великое братство промышленных наций Западапо возможности без внутренней борьбы между трудом и капиталом“.
По мереразвертывания революционного движения в массах росла популярность „крайних“и их вождя Тилака. Они рассматривали лозунги свараджа и свадеши как призыв кборьбе за национальную независимость Индии. Сторонники Тилака боролись запревращение Индии в независимое буржуазно-демократическое государство. Тилак идругие индийские демократы способствовали включению в движение широких масс.Они вели агитацию не только среди интеллигенции и мелкобуржуазных слоев города,но и среди рабочих, их агитаторы обращались к крестьянству. Но, вовлекаятрудящиеся массы в национально-освободительную борьбу, „крайние“объективно содействовали распространению идейного и политического влияниянациональной буржуазии на трудящихся. Индийские буржуазные демократы невыдвинули своей аграрной программы. Обращаясь к крестьянству, этимелкобуржуазные революционеры апеллировали к религиозным чувствам. Агитациясреди рабочих тоже велась главным образом под религиозными и национальнымилозунгами.
Следуетподчеркнуть, что „крайние“ не имели единой политической организации.Под этим именем объединялись разношерстные мелкобуржуазные группы. Болеерешительные из мелкобуржуазных демократов создавали подпольные организации. Онисчитали, что их главная задача — подготовка вооруженного восстания. Так, вБенгалии в 1905 г. была создана подпольная организация „Общество прогресса“,в программе которой говорилось: „Политическая независимость Индииневозможна без насильственного изгнания жадных и себялюбивых чужеземцев. Мыможем, однако, избавиться от них не иначе, как свергнув власть установленногоправительства посредством вооруженного национального восстания… Наше основноевнимание должно быть обращено на организацию восстания“. Но эти группыготовили восстание заговорщическими методами. Их участники придерживалисьтактики индивидуального террора.
Тилакбыл сторонником решительных форм борьбы против английских колонизаторов, но онсчитал, что в Индии нет необходимых условий для вооруженной борьбы. Его тактикапредусматривала расширение бойкота английских товаров и организацию массовойкампании сопротивления колониальным властям путем демонстративного нарушенияанглийских законов без применения насилия. Он называл это „пассивнымсопротивлением“. В известном смысле Тилак выступал как предшественникГанди.
Есливнутри Индийского национального конгресса Тилак и его сторонники составлялименьшинство, то для широких масс народа, поднявшихся на борьбу сколонизаторами, Тилак стал общепризнанным вождем.
Состоявшийсяв 1906 г. в Калькутте съезд Национального конгресса по предложению Тилакавключил в программу Конгресса требование свараджа, „такого же, как вдоминионах и в самой Англии“. Тилака поддержал тогда председатель съезда,старейший деятель Конгресса Дадабхай Наороджи. В своей вступительной речи онсослался на пример русской революции 1905 г. „Если русские крестьяне, —заявил Наороджи, — не только подготовлены к самоуправлению, но сумели вырватьего у царя, величайшего деспота вселенной, если просыпается Китай на востокеАзии и Персия на западе Азии, если Япония уже проснулась, а Россия героическиборется за свое освобождение, то можем ли мы оставаться бесправными подданнымидеспотизма?“.
Движениесвадеши продолжало нарастать, приобретая все более массовый и боевой характер.С 1906 г. в Бенгалии стали быстро расти местные патриотические союзы. Их членовназывали национальными волонтерами. Волонтеры, среди которых было многоучащейся молодежи, пикетировали английские магазины, агитировали за свадеши. Внекоторых сельских районах Бенгалии организации волонтеров накладывали штрафына нарушителей бойкота, следили за порядком в своей местности.
В конце1905 г. начались экономические забастовки железнодорожных и других рабочих.Сильный отклик по всей стране имела забастовка части рабочих Восточно-Индийскойжелезной дороги в июле 1906 г. Ее участники не ограничились одними толькоэкономическими требованиями, они выступили против расовой дискриминации, требуязамены употребляемого колонизаторами с презрением названия „туземцы“словом „индийцы“.
Весной1907 г. в Восточной Бенгалии происходили массовые выступления крестьян противзаминдаров и ростовщиков. Используя то обстоятельство, что большинствопомещиков здесь были индусами, колонизаторы пытались направить крестьян на путьрелигиозной розни. Однако вскоре крестьяне стали выступать и противпомещиков-мусульман. Против бенгальских крестьян были посланы английскиевойска.
Важнымочагом революционного движения становился Пенджаб. Сильное недовольствокрестьянства в районе Равалпинди и некоторых других округах вызывалиобъявленное властями в конце 1906 г. повышение ставок поземельного на лога иводного сбора, а также подготовка закона, который Должен был лишить индийцевправа на землю в районах, где колониальные власти построили новые оросительные сооружения.Пенджабские националисты, возглавляемые видными представителям» «крайних»Ладжпат Раем и Аджит Сингхом, выдвинули требование снижения поземельного налогаи водного сбора и отмены ограничений прав земельных собственников в районах,где были созданы новые оросительные сооружения. В городах Пенджаба происходилимногочисленные митинги, в которых наряду с рабочими, ремесленниками, купцамиучаствовали и крестьяне окрестных деревень.
Выступаяна одном из митингов в Равалпинди, Аджит Сингх. говорил: «Братья, нас 290миллионов, их (англичан) — 150 тыс. Конечно, они имеют пушки, но их можно сдутьдыханием 290 миллионов человек, и мы имеем свои кулаки. Однажды я встретилрусского, и он сказал мне: „150 тысяч правят 290 миллионами!» Это нелепо.Правительство — великий обманщик и тиран, не ожидайте от него симпатии".
Когдаангличане попытались организовать в Равалпинд" судебную расправу надгруппой патриотов, в городе начались, открытые выступления противколонизаторов. Рабочие железнодорожных мастерских объявили политическуюзабастовку протеста. 1 мая 1907 г. многотысячная толпа рабочих и крестьянокрестных деревень окружила здание суда. Демонстранты напали направительственные учреждения. Дальнейшее распространение восстания былоприостановлено вступлением в город крупных военных контингентов.
Волненияпроисходили также в столице Пенджаба Лахоре и религиозном центре сикховАмритсаре. Среди англичан царила паника. Семьи английских чиновников и офицеровспешно эвакуировались. Было объявлено военное положение. Власти арестовали ивыслали Ладжпат Рая и Аджит Сингха. При помощи террора колонизаторам удалосьподавить стихийные выступления трудящихся Пенджаба.
В ноябре1907 г. вспыхнула крупная экономическая забастовка железнодорожниковВосточно-Индийской дороги. В течение десяти дней Калькутта не имелажелезнодорожной связи с остальной Индией. Активную роль в этой забастовкесыграли рабочие-англичане.
В конце1905 г. Керзона на посту вице-короля Индии сменил Минто. В декабре в Англии квласти пришли либералы. Министром по делам Индии был назначен Морли.Либеральный кабинет свирепо расправлялся с индийскими патриотами.
Применяяжестокий террор, английские колонизаторы одновременно искусно маневрировали.Для того чтобы привлечь на свою сторону имущие классы Индии, английскоеправительство в 1906 г. объявило о предстоящем проведении реформ, и в частностио введении выборного начала в провинциальных законодательных советах. Еще входе разработки законопроектов стало известно о предполагаемом создании особойизбирательной курии для мусульман. С благословения английских колониальныхвластей в декабре 1906 г. была основана Мусульманская лига —религиозно-общинная политическая организация, стремившаяся противопоставитьмусульман индусам. В ней заправляли клерикально-помещичьи элементы.
Почтиодновременно с Мусульманской лигой, тоже с благословения англичан, была созданаиндусская религиозно-шовинистическая организация «Хинду махасабха» («Великийсоюз индусов»). Разжиганием индусско-мусульманской розни колонизаторынадеялись помешать национальному сплочению народов Индии.
Подвлиянием роста активности народных масс и обострения классовой борьбы, с однойстороны, и английских обещаний некоторых уступок индийской буржуазно-помещичьейверхушке — с другой, в лагере национально-освободительного движения происходитразмежевание классовых сил. С середины 1907 г. бенгальские заминдары,участвовавшие в движении протеста против раздела их провинции и в кампаниисвадеши, открыто заявили о своей верности англичанам. Заколебалась и крупнаянациональная буржуазия. Если и раньше «умеренные» с опаскойотносились к массовому движению и стремились ограничить свадешиузкоэкономическими целями, но все же участвовали в свадешистской кампании, тотеперь они открыто требовали прекращения бойкота и антиправительственныхвыступлений. Лидеры «умеренных» сотрудничали с англичанами вподготовке законопроекта о реформах.
Насостоявшемся в декабре 1907 г. съезде Индийского национального конгресса выявилисьпринципиальные расхождения между «умеренными» и «крайними».Либералы требовали немедленного прекращения бойкота. Они внесли резолюцию,резко осуждавшую насильственные методы борьбы. «Крайние»квалифицировали эти предложения как предательские. Произошел раскол. Тилак иего сторонники были изгнаны из Конгресса.
РасколКонгресса отражал страх либеральной буржуазии перед активным участием народныхмасс в освободительном движении. Теперь Национальный конгресс ограничивалсялишь развертыванием свадешистского движения, трактуемого «умеренными»весьма ограниченно.
После расколаКонгресса сторонники Тилака пытались создать партию националистов. Однако онасразу была объявлена вне закона. Репрессии колониальных властей и разобщенностьотдельных группировок «крайних» помешали им организовать свою партию.
РасколКонгресса ослабил силы национального движения, но революционный подъем в странееще продолжался. В первой половине 1908 г. значительно усилилось забастовочноедвижение. В январе бастовало 8 тыс. рабочих в мастерских Великой Индийскойполуостровной железной дороги, в апреле — 10 тыс. текстильщиков на фабрикахБомбея.
Наиболеекрупные выступления против колонизаторов развернулись в этот период на югеИндии, в районе городов Тиневелли (Тирунелвели) и Тутикорин (Туттуккуди). Входе движения свадеши здесь была создана индийская национальная судоходнаякомпания, организовавшая рейсы между Тутикорином и Цейлоном. Конкурентнаяборьба между этой компанией и английскими судовладельцами приобрела острыйполитический характер. Свадешистскую судоходную компанию возглавлял один из лидеров«крайних» — Ч. Пиллаи. Местные демократы стремились вовлечь вдвижение свадеши широкие массы населения, в том числе и рабочих. В ответ на ихпризыв забастовали рабочие одной из английских фабрик Тутикорина.
Когда вмарте 1908 г. английские власти арестовали Ч. Пиллаи и других патриотов,начались массовые выступления протеста. Сначала в Тутикорине, а затем и всоседнем Тиневелли купцы закрыли лавки и магазины, прекратили работу рабочие.На улицах Тиневелли начались многолюдные демонстрации. Демонстранты разгромилиправительственные здания и полицейский участок. Они успешно отбивались камнямии палками от открывшей огонь полиции. Волнения были подавлены только послевступления в город войсковых частей. Кровавые столкновения с войсками иполицией произошли и в Тутикорине.
Антиимпериалистическиевыступления в Тиневелли и Тутикорине имели отклик в соседнем княжествеТраванкур. В его столице Тривандрум (Тируванантапурам) вспыхнуло восстание,подавленное только после прибытия контингента английских войск.
По всейстране усилились репрессии колониальных властей.Арестовывалисьпатриоты, закрывались демократические органы печати. Стремясь обезглавитьреволюционное движение, англичане в июне 1908 г. арестовали Тилака.
4.Индия после революционных событий 1905—1908 гг.
В июлеанглийские власти организовали судебный процесс над Тилаком. Для того чтобырасправиться с вождем индийского освободительного движения, был подобранспециальный состав присяжных, главным образом англичан.
Тилакиспользовал суд для разоблачения колонизаторов. Русский консул в Бомбее писал водном из своих донесений, что Тилак произнес речь, «в которой совершеннозабыл, что защищается, а вместо того направил страстное обвинение противсуществующего в Индии строя».
Голосамиангличан-присяжных Тилак был признан виновным. Его приговорили к шести годамкаторги.
Известиеоб аресте и суде над Тилаком вызвало бурюнегодования в стране. Особенносильное возмущение охватило пролетарский Бомбей. В дни судебного процессапроисходили массовые митинги и демонстрации протеста. По призыву «крайних»начались политические забастовки. 13 июля забастовало несколько тысяч рабочих.17 июля число бастующих увеличилось до 40 тыс., 19 июля оно достигло 60 тыс.,22 июля, в день вынесения приговора, среди бомбейского населенияраспространился призыв: «Ответить на каждый год заключения, к которомуприговорен Тилак, одним днем всеобщей стачки!».
Надругой день, 23 июля, стачка бомбейских рабочих стала всеобщей. В нейучаствовало более 100 тыс. человек. Когда против рабочих были двинуты полиция ивойска, Бомбей покрылся баррикадами. Рабочие пустили в ход палки и камни.Несмотря на террор, стачка, как это предусматривалось с самого начала,продолжалась шесть дней. Лишь 29 июля бомбейские рабочие приступили к работе.
Бомбейскиерабочие показали большую стойкость и упорство. Была развернута борьба соштрейкбрехерами. начинает заступаться в Индии улица. Подлый приговор английскихшакалов, вынесенный индийскому демократу Тилаку (Tilak), — он осужден на долголетнюю ссылку, причем запрос,сделанный на днях английской палате общин, выяснил, что присяжные-индийцывысказались за оправдание, обвинение же вынесено голосами присяжных-англичан! —эта месть демократу со стороны лакеев денежного мешка вызвала уличныедемонстрации и стачку в Бомбее. Пролетариат и в Индии дорос уже до сознательнойполитической массовой борьбы,— а раз это стало так, песенка английско-русскихпорядков в Индии спета!"*.
Июльскиесобытия 1908 г. в Бомбее были кульминационным пунктом революционного подъема.После этого начался спад антиимпериалистического движения.
Революционныйподъем 1905—1908 гг. не привел к освобождению народов Индии от колониальногоярма. В тот период силы колонизаторов и внутренней реакции намного превосходилисилы индийского освободительного движения. Против него обрушила всю свою мощькрупнейшая империалистическая колониальная держава мира — Англия. Жестокорасправляясь с индийскими патриотами, английские колонизаторы вместе с темискусно маневрировали, разжигали индусско-мусульманскую рознь, стремилисьпривлечь на свою сторону имущие классы Индии.
Междутем народы Индии делали лишь первые шаги на пути массовой сознательнойполитической борьбы. Рабочие и крестьяне только начинали включаться в этуборьбу. Политическим руководителем движения была индийская национальнаябуржуазия. Но ее либеральное крыло проявляло колебания и непоследовательность,в решающие моменты отходило от борьбы, а демократическое крыло национальногодвижения не «сумело консолидироваться и создать собственную партию.Подпольные организации индийских революционеров не были связаны с массами.
Отрицательносказались также отсутствие национального и религиозного единства населенияИндии, неравномерность и разрозненность революционного движения в различныхрайонах страны.
Революционныйподъем, охвативший Индию в 1905—1908 гг., не перерос в революцию. В.И. Ленинподчеркивал, что „революция невозможна без революционной ситуации, причемне всякая революционная ситуация приводит к революции“. Марксизм-ленинизмразличает революционную ситуацию вообще, непосредственно революционную ситуациюи прямую революцию. Весь ход событий 1905—1908 гг. свидетельствовал о том, чтов Индии в те годы сложилась непосредственно революционная ситуация. Однакоиз-за рассмотренных выше причин она не привела к прямой революции.
После1908 г. наступил период политической реакции. Однако английским колонизаторамприходилось учитывать в своей политике уроки революционных событий 1905—1908гг. В 1909 г. английским парламентом был принят „Акт об индийскихзаконодательных советах“. По новому закону половина членов Всеиндийскогозаконодательного совета и большинство членов провинциальных законодательныхсоветов должны были избираться.
Но этобыла чисто внешняя уступка, ибо сами советы никаких реальных прав не имели.Хотя они официально и именовались законодательными, но выполняли лишь весьмаограниченные совещательные функции при английском вице-короле и губернаторахпровинций. Выборы в них были не прямыми, а двух- и трехстепенными.Избирательные права получили лишь несколько тысяч человек из примернотрехсотмиллионного в то время населения Индии. Создавалась отдельная курия длямусульман. Они получали больше мест в марионеточных советах, чем им полагалосьпо числу избирателей-мусульман. Такая система выборов способствовала разжиганиюрелигиозной вражды.
В 1911г. британское правительство пересмотрело закон о разделе Бенгалии. Западная ивосточная части Бенгалии воссоединились. Бихар и Орисса были выделены всамостоятельную провинцию. Самостоятельной провинцией стал также Ассам.Одновременно было объявлено о перенесении столицы Индии из Калькутты в Дели.Англичане хотели, чтобы центральный аппарат колониального порабощения народовИндии находился подальше от пролетарской Калькутты.
Несмотряна поражение, революционные выступления народов Индии в начале XX в. свидетельствовали о наступленииновой эпохи в истории этой крупнейшей колониальной страны Азии. Народы Индиипробудились к сознательной борьбе за свободу. Активизировалась индийскаяполитическая эмиграция. Ее представители установили контакты с социалистическимдвижением европейских стран и IIИнтернационалом. Весь ход развития страны делал неизбежным наступление новогореволюционного подъема. Пробуждение Индии имело всемирно-историческое значение.Оно было важнейшей составной частью общего пробуждения угнетенных народовколониального Востока.
5.Культура Индии
колониальный эксплуатация индия революционный
Зарождениенационально-освободительного движения, формирование наций, связанное сразвитием капиталистических отношений, находили свое отражение в культурнойжизни страны. Вопреки политике колонизаторов, направленной на подавлениенациональной культуры и создание воспитанного на западных идеях, проанглийскинастроенного слоя интеллигенции, среди получивших европейское образованиевыходцев из имущих классов, а затем и разночинцев росло национальноесамосознание. Стремление к возрождению национальной литературы, традициикоторой на различных языках Индии (бенгали, хинди, урду, маратхи, тёлугу и т.д.) восходили к средним векам, было тесно связано с социально-экономическимипроцессами в Индии на рубеже XIX—XX вв. Прежде всего это сказалось вБенгалии.
Литературана бенгальском языке к концу XIX в.заняла ведущее место. Великий бенгальский поэт и писатель Рабиндранат Тагор(1861—1941) приобрел большое влияние у себя на родине и получил всемирноепризнание. После выхода в свет его первого произведения, напечатанного, когдаТагору было 13 лет, появились его многочисленные стихи, поэмы, рассказы ироманы. В рассказах 90-х годов Тагор отражал жизнь Индии, показывал произволколониальных властей, осуждал средневековые предрассудки и пережитки. В крупныхроманах Тагора начала XX в.(»Крушение", «Гора») нашли свое отражение настроения иконфликты, охватывавшие индийскую интеллигенцию.
Выступившийв начале XX в. бенгальский писатель ШоротчондроЧоттопадхай в своих произведениях ярко и реалистически рисует жизнь Индии,бенгальской деревни. Он, как и Тагор, изобличает произвол угнетателей, борясь спережитками средневековья.
Всебольше сказывается связь с национально-освободительным движением и в литературехинди, где родоначальником новой литературы справедливо считается Премчанд. Егопервый сборник рассказов, «Любовь к родине», отразившийнационально-освободительный подъем в Индии 1905—1908 гг., был публично сожженколониальными властями.
Поэты,писавшие на урду (Мухаммад Икбал и др.), на маратхи (Харинараяна Апте) и другихязыках Индии, искали новые формы, отражали в своем творчестве национальноепробуждение народов Индии.
В XIX в. отмечается создание целого рядадраматических произведений.
Развитиеизобразительного искусства характеризовалось так называемым Бенгальскимвозрождением, связанным с именем крупного художника Обониндроната Тагора (1871—1951),племянника Рабиндраната Тагора. Обращение к лучшим образцам национальнойживописи, фрескам Аджанты, сопровождалось дальнейшим развитием индийскойтехники акварели к темперы преимущественно в произведениях срелигиозно-мифологической и исторической тематикой. В этом сказывались подъемнациональных чувств и известный протест против проникновения в Индию — не безвлияния колонизаторов — европейской техники живописи маслом. Мастера ипоследователи бенгальской школы, выступая организаторами и учителями в другихцентрах Индии, сыграли определенную положительную роль в дальнейшем развитиинационального изобразительного искусства.
С ростомнационального самосознания и с борьбой за экономическое развитие Индии связанопоявление ряда исследований по экономике. Их авторы, выдвигая требованияэкономических и политических реформ с либеральных позиций, разоблачали порядки,созданные в Индии английским господством, и их отрицательное влияние наэкономическое развитие страны.
Политикаанглийского империализма сказывалась на всей постановке образования и, естественно,на организации высших учебных заведений, программа которых была рассчитана наидеологическую обработку молодежи в угодном колонизаторам духе. В несколькихсуществовавших тогда высших учебных заведениях почти отсутствовала подготовкавысококвалифицированных специалистов по разным наукам. Высших техническихучебных заведений не было совсем. Лаборатории университетов были плохооборудованы. Однако, несмотря на неблагоприятные условия, и в этот период Индиядала целый ряд крупных физиков, математиков, биологов.