Урал как прародина Ариев
Еще в 3 0 - 4 0 -х годах нашего столетия историками и лингвистами было установлено, что арийский этнос зародился на территории России и впоследствии распространился по всей Евразии, но обоснованного подтверждения этому до 1987 года не было найдено. Были отдельные археологические свидетельства, не связанные между собой. В 1987 году, в Караганской долине, вблизи города Магнитогорска найдено древнейшее поселение ариев -- Аркаим, которому около 5 тыс. лет. Позднее вследствие археологических раскопок было найдено еще около 20-ти аналогичных поселений, растянувшихся на 350 км вдоль Уральского хребта.
Во 2-3-м тысячелетии в Евразийский степях (на бывшей территории СССР) от Дуная до Китайской стены формируются две огромные культурные общности, аналогии которым неизвестны в других регионах того периода времени: Срубная --- на западе от Днепра до Урала и Андроновская -- на востоке от Урала до Енисея. Где-то в XIV - XVI веках до н.э. на этой территории произошло разделение ариев на ариев и индоариев и последующий уход части их с прародины через Евразийские степи в Среднюю Азию, далее они прошли к северу от Каспия, через Оке (Амударья) и Ексарат (Сырдарья) и вместе с иранскими ариями еще какое-то время жили на юге Средней Азии, в Афганистане и соседних районах. Затем разделились и индоарии -- создатели Вед постепенно продвигались в Индию, остальные -- в Иран через Мидию (возможно, что более раннее проникновение ариев в Иран происходило через Кавказ в Месопотамию), а некоторые из них двинулись в Среднюю Азию.
Как утверждают лингвисты и историки, индоиранские и иранские языки имеют основной корень -- язык Авесты. К этой ветви принадлежат также языки славянские, германские, кельтские, романские, греческий, армянский и др. Наличие общего языкового корня у всех языков указывает на их генетическое родство.
В частности, индоарийские и иранские языки представляли собой тогда единую группу (индоарийские, прежде всего авестийский и древнеперсидский -- с одной стороны, ведический и санскрит -- с другой).
Близкими у ариев Ирана и Индии являются также ритуал и обряды, культ огня и священного налитка хаомы. В Средней Азии потомки индоиранской ветви почитали божество хаомы и божество огня. Мужчины собирались в доме главного жреца и обращались к данным божествам. Жрец держал в руке барсом из тамариска, разливая священный сок из почитаемого растения - хаому (эфедра), которую пили с молоком. Этот напиток известен и современным сартам и такжикам-мусульманам, проживающим в предгорьях и горах, а также долинах, окружающих Ташкент и Фергану, Хаому гам по-прежнему готовят из девяти видов трав и как прежде запивают молоком
У ариев, иранцев и индоиранцев одним из главных богов был Митра. Авестийский герой и царь Йима, сын Вивахванта, соответствует ведическому царю Йаме, сыну Вивасванта
Общим для предков ариев - индийцев и иранцев является понятие "Арта" -- правда, космический порядок и закон.
Как мы знаем, до прихода ариев на территории Ирана проживали племена хурритов, эламитов, халдов, касситов, гутнев, луллубеев. Индоарии мигрировали из Евразийских степей в Месопотамию и Иран.
По археологическим данным на Южном Урале была неизвестная цивилизация уже в XVIII веке до н.э. (предположительно -- древ-неарийская)
Андроновские памятники простираются на 3 тыс. км от западных склонов Уральских гор и левого берега реки Урал через весь Казахстан я Западную Сибирь до Енисея, далее через Среднюю Азию до правого берега реки Амударьи, То, что андроновская культура имеет отношение к индоариям. показали раскопки уникального по сохранности поселения вблизи местности Аркаим ( о нем будет рассказано в следующих номерах ), а также открытие в Волго-Донском регионе могильников, в которых захоронены воины-колесничии. В Подоньи (пос. Ливенцовка) обнаружен памятник наподобие Аркаиму полукруглый мыс высотой 20-21 м огорожен двойным полукольцом мощных каменных сооружений и окружен рвами. Стены представляют со бой два ряда панцирной кладки, жилые помещения, как и в Аркаиме, расположены между двумя стенами и имеют трапецевидную форму. Планировка Ливенцовки напоминает храмовый комплекс V века до н. э. в Хорезме, который историк С.П.Толстов (1948 г.) сопоставил с описанной в Авесте варой, построенной Иимой. Е
Еще недавно ученые считали, что бронзовый век на Южном Урале очень хорошо изучен. Поселения и могильники середины II - начала I тысячелетий до н.э. были объединены в Андроновскую культуру с низко развитым обществом. И только лингвисты утверждали, что корень единой языковой культуры у индоиранских народов надо искать на нашей территории. Но таким наследием, какое обнаружили на Урале мог бы гордиться любой народ...
Начало
Начиналось все весьма скромно. Летом 1987 года археологи Челябинского государственного университета проводили рутинные обследования археологических памятников в Большекараганской долине, что на юго-западе Челябинской области. Долину предполагалось затопить, чтобы устроить там обширное водохранилище для соседних совхозов. Строители торопили, и археологи в спешном порядке составляли для потомков карту древних памятников, чтобы никогда больше сюда не возвращаться. Но внимание исследователей привлекли валы, которые, как выяснилось, окружали поселение необычного типа - таких в степной зоне раньше не находили. Речь шла о круглом укрепленном поселении диаметром около 150 метров, которое включало десятки жилых помещений-полуземлянок с очагами, погребами, колодцами и металлургическими горнами. Весь этот комплекс, названный Аркаимом, относился - в это трудно было поверить! - к 17 - 16 вв. до н. э.
Спасение Аркаима представляется чудом и - случай такого рода едва ли еще где-нибудь отмечен за всю советскую историю. Ведь памятник был обречен - так о нем и говорили средства массовой информации. Уже была возведена подпорная дамба; оставалось лишь засыпать короткую перемычку - и вешние воды не оставили бы от Аркаима ни следа. Счет шел на месяцы, если не на недели, и казалось, что нет в мире силы, способной затормозить тяжеловесный маховик "планового хозяйства"...
Чудо, однако, было рукотворным. Многие еще помнят, как поднялись в защиту "уральской Трои" (сравнение, как выяснилось, лестное скорее для Трои) ученые, журналисты, творческая интеллигенция. Борьба за спасение Аркаима совпала по времени с крестовым походом общественности против чиновно-бюрократического произвола советской системы, система дышала на ладан - это и помогло. Идея-таки пала, но Аркаим остался...
Пригоризонтная обсерватория
Слово "обсерватория", естественно, известно всем: так называетс научное учреждение, размещенное в здании особой конструкции и оборудованное специальными инструментами для систематических наблюдений - астрономических, метеорологических, магнитных и сейсмических.
Древний мир знал обсерватории особого рода - таких сейчас не строят. Их называют дневными астрономическими, или пригоризонтными, обсерваториями Солнца и полной Луны. Они не были оборудованы сложными приборами, которых тогда просто не существовало, однако на них тем не менее производились очень точные наблюдения; высока точность была отличительной чертой такого рода сооружений.
Как же они были устроены? Попытаюсь вкратце разъяснить "физику процесса".
Горизонт - единственное место на небе, где Солнце можно наблюдать незащищенным глазом. Более того, на Солнце у горизонта можно смотреть и в объектив теодолита без фильтра. В годы активного Солнца именно у горизонта хорошо видны пятна на Солнце, их можно считать, наблюдать за их движением по диску и видеть угол наклона оси вращающегося светила. И все это можно наблюдать даже невооруженным глазом.
Горизонт - особое место в поле зрения человека: обращенный к нему взгляд претерпевает искажение линейной перспективы. Наше восприятие как бы увеличивает все предметы, близкие к горизонту и находящиеся на горизонте; Луна и Солнце выглядят вблизи горизонта большими, чем в более высоких точках небесного свода, и причина тому - вовсе не оптические эффекты, обусловленные состоянием атмосферы (эффекты эти есть, но они проявляются совсем иначе - например, сплющиванием и дрожанием нижнего края светила), а причинами психо-физиологическими. Попросту говоря, особым устройством человеческого мозга. Еще Аристотель знал об этом. И эта истина прекрасно подтверждается инструментальными измерениями. Рисунок горизонта с натуры будет очень сильно отличатьс от фотографии: рисунок более рельефен, и на нем больше деталей. Это свойство человеческого восприятия диктует особые условия археоастрономических наблюдений: работать нужно не с фотографией или, скажем, видеозаписью, а обязательно "на натуре" - там же и так же, как работали древние коллеги.
Процедура восхода (и захода) дневного светила длится в наших широтах около 4,5 минуты и занимает на спокойном, ровном горизонте около одного градуса его дуги. Важные моменты наблюдения - появление первого луча, то есть самой верхней точки солнечного диска, и отрыв полностью взошедшего диска от горизонта. Не просто решить, какую из этих двух точек предпочитали древние астрономы. Теоретически не просто, а практически предпочтение нижнего края для того, кто этим пробовал заниматься, не вызывает сомнений. (Тем очевиднее предпочтительность этой точки, если дело касается наблюдений лунного диска.)
Если строго с одного и того же места наблюдать восходы и заходы Солнца, отмечаясь по нижнему краю диска (назовем самый момент отрыва диска от горизонта или касания его "событием"), то легко обнаруживается, что каждое утро и каждый вечер событие совершается в разных точках горизонта. В течение года точка события перемещается по горизонту сначала в одну, потом в обратную сторону, однако в пределах одного и того же сектора. Начав наблюдения весной, в марте, мы увидим, что Солнце восходит почти точно на востоке, но день ото дн точка события все более перемещаетс влево, то есть к северу, и довольно быстро: каждое утро почти на диаметр диска. Чтобы убедиться в этом, нужно поставить на горизонте вешки, отмечающие место события.
Движение точки события к северу будет происходить всю весну, но суточный ход постепенно уменьшится и к началу календарного лета, в июне, достигнет едва заметной величины в одну минуту дуги. В период, близкий к 22 июня, суточный ход события сократится до полминуты дуги, после чего движение точки событи пойдет в обратном направлении. Этот момент называется летним солнцестоянием; слово это и сейчас в ходу, а между тем пришло оно в обиходный язык из практики пригоризонтной астрономии.
Движение точки события к югу длится все лето, и суточный ход его увеличиваетс к сентябрю вновь до размера диска. А после прохождения момента осеннего равноденствия (21 сентября; в это время точка события оказывается точно на востоке) ход снова замедляется, пока не остановится вовсе в начале зимы, 21 декабря: наступит зимнее солнцестояние. Отсюда движение снова пойдет к северу и к весне достигнет точки востока... Так было и так будет всегда.
Строгая повторяемость этого процесса была замечена древними астрономами и взята, что называется, на вооружение. Точки летнего (на северо-востоке) и зимнего (на юго-востоке) солнцестояния, ввиду их строгой фиксированности, имели особенно большое практическое значение. Прежде всего - для точной ориентации в пространстве. В языке древних греков даже были географические термины, означавшие направления на летний восход солнца и на зимний восход солнца.
Важность крайних точек событии определяется и потребностью в точном календаре. Дело в том, что наблюдение за событиями на горизонте - единственный реальный и доступный дл древних астрономов способ определить продолжительность года. Даже для ведени календаря с суточной точностью им нужны были пригоризонтные обсерватории, дающие возможность фиксировать с предельной для невооруженного глаза точностью астрономически значимые события.
Число отчетливо фиксируемых астрономически значимых событий, связанных с наблюдением Солнца, совсем немного - их всего четыре: две крайних в году точки солнечного восхода и две - захода. Всего четыре точки на весь поток времени протяженностью в целый год. В ритме самой жизни были и другие какие-то значимые рубежи. Скажем, точки равноденствий: в практической жизни они, вероятно, были даже заметней, чем точки солнцестояний, ибо фиксировали начало и конец биологически продуктивного сезона в северной Евразии.
Поэтому внимание древних астрономов закономерно привлекало и другое небесное светило.
Луна движется по небу (с точки зрения земного наблюдателя) быстрее Солнца в двенадцать раз. Но движение это сложнее. "Охота за Луной" - пожалуй, самое интересное и захватывающее занятие в истории астрономии. Постигнуть порядок и закономерную красоту в ее суточных восходах и заходах очень непросто - ее движение, на непросвещенный взгляд, порывисто и непредсказуемо. Тем не менее в пригоризонтных обсерваториях с незапамятных времен умели разгадывать заячьи петли повелительницы ночи.
Первый шаг, который при этом надлежит сделать, - это признать, что наиболее удобна для наблюдения лунных событий фаза полнолуния. Второй: среди всех полнолуний нужно выбрать только те, что следуют сразу после значимых событий Солнца, - это необходимо дл соотнесения в едином потоке реального времени двух календарей -лунного и солнечного. Труднейшая проблема наблюдения Луны заключается в том, что наступление полнолуния крайне редко совпадает со временем появления светила над горизонтом: обычно это совершается, когда она либо еще не взошла, либо находится уже достаточно высоко в небе. Зафиксировать точку восхода Луны непосредственно на линии горизонта прямым наблюдением обычно невозможно, дл ее нахождения разрабатываются различные косвенные методы. Предположим, однако, что мы уже научились это делать. Тогда длительное наблюдение (по одному событию в месяц, а значимые - четыре раза в год) позволит обнаружить законы перемещения лунных событий на линии горизонта. И вот эти законы.
Первый: полнолуния, приближающиеся по времени к моменту летнего солнцестояния, наблюдаются вблизи точки зимнего солнцестояния и наоборот. Вот это "наоборот" можно рассматривать как основное правило в отношениях между Солнцем и Луною на нашем небосводе.
Второй закон: события Луны мигрируют из года в год вблизи соответствующих ("наоборотных") точек Солнца в узком секторе. Цикл миграции - около 19 лет. Когда событие совершается в самой крайней северной точке сектора, тогда астрономы говорят о "высокой" Луне; когда оно перемещается в крайнюю южную точку - говорят о "низкой" Луне. Интервал времени от низкой до высокой Луны - более 9 лет.
Когда установлены границы и правила движения точек Луны, наблюдатели могут приступать к "высшему пилотажу" в технологии пригоризонтной астрономии. Поистине виртуозной техники и ювелирной точности в сочетании с педантичным прилежанием требует наблюдение прецессии.
Словари определяют прецессию (в качестве астрономического понятия) как медленное движение земной оси по круговому конусу. (Подобные же движения совершает ось гироскопа или - самый наглядный для непосвященных пример - ось запущенного детского волчка. Поэтому термин "прецессия" употребляется не только в астрономии.) Ось этого конуса перпендикулярна плоскости земной орбиты, а угол между осью и образующей конуса равен 23 градусам 27 минутам. Вследствие прецессии точка весеннего равноденствия движется по эклиптике навстречу кажущемуся годичному движению Солнца, проходя 50,27 секунд в год; при этом полюс мира перемещается между звездами и экваториальные координаты звезд непрерывно изменяются. Теоретически смещение должно составлять 1,21 градуса за пять тысяч лет, то есть менее полутора минут за 100 лет. Значит, за сорок лет непрерывных и скрупулезных наблюдений (возможен ли более длительный срок наблюдений в рамках одной человеческой жизни?) преданный своему призванию астроном может обнаружить прецессию всего в полминуты! В то же время обнаружится незыблемость точек и секторов равноденствий.
Читателю, далекому от астрономических забот, вероятно, мало что скажут эти градусы, минуты, секунды, выраженные, тем более, в цифрах с десятичными дробями. Они едва ли когда-нибудь пригодятся ему при устройстве своих практических дел, да и автору они здесь более не понадобятся дл обоснования каких-либо выводов. Но, думается, их все же стоило привести здесь хотя бы затем, чтоб показать, сколько утонченной наблюдательности, изобретательности, сноровки, прилежания, способности к пространственному воображению и к масштабным обобщениям необходимо было обладать древним астрономам, чтобы успешно использовать возможности пригоризонтной обсерватории.
Добавлю еще, уже не прибегая к дополнительной аргументации, что на протяжении года такому астроному было дано (самой механикой небесных тел) 18 астрономически и календарно значимых событий (можно сказать иначе: строго фиксированных точек отсчета, к которым он мог привязать другие свои наблюдения) - девять восходов и девять заходов. В каждой девятке три события относятся к Солнцу и шесть - к Луне (три - к "высокой" и три - к "низкой"). Вот такая "таблица Менделеева" или, лучше, астрономический "алфавит", в котором, кстати, каждое такое событие имеет свое символическое обозначение. Но нам нет нужды заходить здесь так далеко.
Астроархеология накопила множество фактов, свидетельствующих о том, что на протяжении всей древней истории, начиная со времен палеолита, разные народы Земли строили пригоризонтные обсерватории, чтобы наблюдать восходы и заходы светил. Только обычно они были предельно просты: обсерватория настраивалась всего лишь на одно (из восемнадцати!) значимое событие. До сих пор мы знали лишь один случай использования нескольких событий на одном наблюдательном "инструменте". Случай этот называется Стоунхенджем.
Аркаим как астрономический инструмент
Невероятно высокий уровень астрономических познаний в глубокой древности снимает если не все, то многие из этих вопросов. Древние обсерватории были, и были результаты тончайших и длительных астрономических наблюдений. Есть смысл вспомнить, что в древнем Вавилоне могли точно рассчитывать затмения Солнца и расположение планет относительно друг друга. В Шумере время обращения Луны было известно с точностью до 0,4 секунды. Продолжительность года, по их расчетам, составляла 365 дней 6 часов и 11 минут, что отличается от сегодняшних данных всего на 3 минуты. Шумерские астрономы знали о Плутоне - самой удаленной от нас планете Солнечной системы, открытой (выходит, не в первый раз) современными учеными только в 1930 году. Время обращени Плутона вокруг Солнца составляет, по сегодняшним данным, 90727 земных суток; в шумерских источниках фигурирует число 90720...
Астрономы народа майя исчисляли продолжительность лунного месяца с точностью до 0,0004 суток (34 секунды). Время обращени Земли вокруг Солнца у них равнялось 365,242129 суток. С помощью точнейших современных астрономических приборов это число уточнили: 365,242198 суток.
Примеры можно множить, и все они будут потрясающими... Некоторые исследователи самым серьезным образом полагают, что кольца Стоунхенджа в точности моделируют орбиты планет Солнечной системы, что даже и веса каменных блоков подобраны не случайно - ими записано расположение элементов в таблице Менделеева, скорость света, соотношение масс протона и электрона, число p... Нечто подобное говорят и о пирамидах... Верить трудно.
Но тем не менее на нашей планете есть несколько сооружений, поставивших в тупик современную науку: египетские пирамиды, гигантские рисунки пустыни Наска, Стоунхендж в Англии, Каллениш в Шотландии, Зорац-Кар в Армении и, похоже, наш Аркаим...
Объяснить, зачем и каким образом наши предки построили эти удивительные сооружения, трудно. Но игнорировать их нельзя. Американский исследователь Джеральд Хокинс утверждает, что для постройки Стоунхенджа потребовалось не менее полутора миллионов человеко-дней, это огромная, просто неисчислимая трата сил. Зачем?
Зачем Аркаим - крупнейшая и, как показывает К.К.Быструшкин, совершеннейша пригоризонтная обсерватория - примитивным, полудиким, как принято было считать, людям, жившим без малого пять тысяч лет назад в южноуральских степях?
Координаты Аркаима указывают на общепланетарное значение: в подобных точках земли, разбросанных по всему пятьдесят второму градусу, жрецами в приблизительно одинаковые периоды времени (расцвет арийской культуры) были построены города-обсерватории. В этих местах, реальная форма Земли пересекается с воображаемой правильной формой и природа, пространство, земля и энергия ее поля имеют неординарные качества. Магнитное поле, воздействие энергии земли и неба, здесь необычно, часто разрушительно, если не понимать его структуры и как с ним поступить. Образно говоря, здесь Земля соприкасается с Небом. А для Аркаима это воздействие усилено геологическим разломом Уральского хребта, который разделяет Евразию словно перегородка между двумя полушариями мозга Земли.
«Знание об устройстве мира необходимо, чтобы пользоваться этим знанием в целях созидания». Древние обладали этим знанием. Они знали, ЧТО нужно строить в этих точках, где реальное и астральное пространства соприкасаются, открывая Окно в другой мир. Аркаим - это модель вселенной.
Древние жители Аркаима «вписывали» себя не только в природу, но и в Космос. Конечно, не для прихоти и не только из культовых соображений. Зачем им было что-то «придумывать» и усложнять мир - им надо было гармонично в нем существовать. А для этого требовалось знать его законы, понимать то, что «движет Солнце и светила», уметь это использовать рационально, не во вред всему окружающему. Ирригационное земледелие, которое, несомненно, использовалось жителями Аркаима, связано со знанием законов небесной механики гораздо больше, чем мы можем об этом предполагать.
В 1999 году сюда приехали ученые со всего мира. Собралась мировая элита археологии, причём настроенная весьма скептически. Только из-за одной фотографии Аркаима (а для специалистов это всё!), которая обошла весь мир. Видя, что они настроены скептически, их посадили в вертолёт и показали с высоты птичьего полета все эти места. После того как ученые все увидели своими глазами, из вертолёта они выходили совершенно другими людьми! Они уже не сомневались в грандиозности данного места.
Лингвисты после многолетнего изучения языков индоевропейской группы пришли к выводу, что в ее основе в прошлом (порядка 2 т. лет до н.э.) лежал единый праязык. И говорили на этом языке, по их мнению, на территории Южного Урала… Две древнейших книги человечества «Авеста» и «Ригведа» записаны очень похожими языками - авестийским и санскритом, они имеют очень много схожих мифов и легенд, упоминаний об общей прародине арийского народа.
Делиль, (Delisle) Жозеф Николя (1688-1768), известный французский астроном, одним из первых пытался найти прародину ариев. Индийские маги и жрецы указали ему реальную Родину Ариев. Место, откуда расходились арии по Земле. Город-обсерватория. Малое Небо Ариев. Страна благородных-- АРЬЯВАРТА. Он потратил много лет на поиски города в указанных координатах. Ходил мимо, ходил по нему, но не нашел. Судьба «водила» его вокруг, но «время еще не пришло». Но оставил записки и дневники, подтверждающие его местоположение и предназначение. Город искал не только Делиль, но и Петр I, и Екатерина. И вот в наше время, у нас на глазах, город открылся.
Да что там Стоунхендж и Аркаим - мы до сих пор не можем разобраться с дольменами: вроде бы простейшие сооружения, этакий бедный каменный скворечник. А между тем они непременно имеют астрономически значимые ориентировки и являются, по сути, древнейшими календарями человечества.
Так, может, мы не очень-то объективно оцениваем давнее прошлое человечества? Может, в упоении сознанием собственной цивилизованности (не мнимой ли?) и многознания (не кажущегося ли?), мы преувеличиваем степень их "примитивности"? А вдруг да были наши предки не примитивнее нас, но просто жили иначе, по неведомым нам законам?
Все сооружение Аркаима геодезически строго ориентировано по странам света. С точностью до минуты дуги на горизонте выставлены знаки, отмечающие широтную (Запад-Восток) и меридиональную (Север-Юг) линии, проходящие через геометрические центры конструкции. Геометрические центры внешнего и внутреннего кругов лежат на одной широтной линии и удалены друг от друга на 4 метра 20 сантиметров, причем внешний круг сдвинут относительно внутреннего к востоку.
По точности ориентировки конкуренцию Аркаиму во всем древнем мире могут составить только некоторые пирамиды Египта, но они моложе лет на двести.
Существует аркаимская мера длины - 80,0 сантиметров.
Внешний круг сконструирован при использовании окружности радиусом в 90 аркаимских мер.
Расстояние между центрами кругов составляет 5,25 аркаимской меры, что близко к значению угла наклона лунной орбиты - 5 градусов 9 плюс-минус 10 минут.
Средний радиус внутреннего круга - около 24 мер, в эклиптической системе координат отображает траекторию полюса мира, описываемую им вокруг полюса эклиптики за период в 25.920 лет.
Аркаим - сооружение не просто сложное, но даже изощренно сложное. Между тем назначение и функции его вовсе не очевидны. И только когда в его плане обнаруживается четкая геометрия, появляется надежда буквально вычислить замысел строителей. Направление поиска подсказывается неожиданно точным совпадением некоторых важных элементов геометрии и размеров Аркаима с соответствующими параметрами Стоунхенджа. Во всех археологических публикациях об Аркаиме называетс диаметр кольцевой стены цитадели Аркаима - 85 метров. Но это несколько округленно. Если же его измерить с той точностью, которая необходима для астрономических наблюдений, то получается не идеально правильное кольцо, имеющее радиусы 40 и 43,2 метра. Между тем радиус кольца "лунок Обри" в Стоунхендже тоже 43,2 метра. Оба памятника расположены практически на одной географической широте, оба - в середине чашеобразной долины с рельефным горизонтом. И это далеко не все: чем детальнее сопоставляешь оба памятника, тем больше обнаруживается в них точно совпадающих деталей.
Наличие скептиков обязательно в таком деле, их мнение загодя известно - оно неоднократно высказывалось по поводу, скажем, египетских пирамид или Стоунхенджа: всегда, мол, найдется своя мера (в данном случае, аркаимская), которой удобно оперировать; всегда найдется что и на что делить и множить, чтоб получить в итоге вожделенные астрономические величины, выражающие отношени Солнца, Земли, Луны и т.п. И вообще эти загадочные древние сооружени - точно ли астрономические учреждения? Может быть, это только наши сегодняшние фантазии?..
Сопоставление между Стоунхенджем и Аркаимом может показаться неожиданным: как-никак их разделяет протяженность всей Европы, 4 тысячи километров - расстояние неблизкое и для нынешних средств сообщения. И немалый временной интервал: если согласиться с традиционными представлениями, то между ними лежит целое тысячелетие.
С географией ничего не поделаешь, но хронология - другое дело. В конце концов ее точность во многом зависит от метода исследования.
В знаменитой книге Дж. Хокинса и Дж. Уайта "Разгадка тайны Стоунхенджа" возраст "первой очереди" памятника - Стоунхенджа-I, как говорят исследователи, - определен в 4 тысячи лет (точнее говоря, его создание отнесено к XIX веку до н.э. плюс-минус 100 лет). Но это не единственное мнение.
При использовании к лассических методов археологии - на основании аналогий - Стоунхендж получается несколько моложе, о чем говорят и сами авторы названной книги: "На некоторых из сарсеновых камней Аткинсон обнаружил в общей сложности тридцать с лишним изображений бронзовых топоров и одно изображение, по-видимому, кинжала в ножнах того типа, который употреблялся в Микенах именно в эпоху, установленную предварительной оценкой, - в 1600-1500 годах до н.э." Выходит, его возраст сегодня где-то около 3500-3600 лет?
Ричард Аткинсон - это главный среди английских археологов знаток Стоунхенджа; он долго и упорно противился попыткам применить к объяснению загадок памятника методы астрономии, но в конце концов стал горячим энтузиастом астроархеологии. Ну а сарсеновые камни - это мегалиты, обрамляющие кольцевым "частоколом" центральные сооружения Стоунхенджа.
Тем же, кстати, методом определялся и возраст Синташты - "по находкам дисковидных псалий микенского типа, медных наконечников копий с несомкнутой втулкой, каменных черешковых наконечников стрел, пастовых бородавчатых бусин и других вещей". Тем же методом - и с тем же результатом: XVII - XV века до н.э. А возраст Аркаима этим традиционным методом оценивается в 37-38 веков.
Вот что, к примеру, пишет об Аркаиме доктор географических наук И.В.Иванов: "Это город-крепость, город-мастерская литейщиков, где производилась бронза, это город-храм и обсерватория, где, вероятно, проводились сложные для того времени астрономические наблюдения. Последнее требует еще более веских доказательств и обоснований".
Насчет обсерватории - это ведь не умозрительное предположение. В течение двух полевых сезонов (1990 и 1991 годов) на Аркаиме проводил изыскания астроархеолог К.К. Быструшкин. Частично они вписывались в общий план археологических работ - позволяли уточнять некоторые детали в полевых документах раскопок, а частично отвечали направленности собственных научных интересов исследователя.
Предварительные результаты наблюдений и измерений были им обобщены и доложены на весьма авторитетных собраниях специалистов: на астрономическом семинаре в Пулковской обсерватории, в Ленинградском филиале института истории естествознания и техники, в Институте теоретической астрономии, в астрономо-геодезическом обществе, а также в Институте имени П. К. Штернберга в Москве и в Свердловской обсерватории. Во всех случаях итоги работы К. К. Быструшкина астрономы приняли с большим интересом и оценили весьма положительно.
Измерениям на Аркаиме подвергался и так называемый рельеф материка - то, что можно считать фундаментом всего сооружения. Впрочем, фундамента - в строгом значении этого слова - там нет вообще: конструкция держалась на столбовых опорах и срубах. Однако и такая технология строительства предполагает "нулевой цикл", то есть выемку котлована для помещений и формирование бровок как основы будущих стен. Вот эти стенные бровки и измерялись: ведь именно они создают весь рисунок плана сооружения и являются самым заметным и ярким результатом раскопок в натуре. Стеновые фундаменты, как правило, сопряжены с рядами опорных столбов - в раскопе они представлены столбовыми ямами. Чтобы представить себе раскоп в целом, к этим бровкам и ямам следует прибавить ямы и колодцы в средней части существовавших здесь когда-то помещений и рвы по обводу крупных частей сооружения. Вот, собственно, и все. Другие элементы огромной конструкции были почти полностью уничтожены сначала пожаром, потом водой, ветрами, самим временем...
Разумеется, рельеф материка дает лишь отдаленное представление о конструкции в целом. Сооружение развивалось в высоту, имело сплошные стены и потолок, галереи, мостовые, надстройки второго этажа и высокие деревянные башни. Реконструкция деталей объема уже начата, и, надо думать, ее результаты будут интересными и впечатляющими...
Необходимое пояснение: Синташта - это название памятника, расположенного на берегу одноименной речки в относительной близости от Аркаима. Открыт он был полутора десятилетиями раньше и в два приема - сразу и десятилетие спустя - основательно изучен. Однако, во-первых, он сохранился гораздо хуже, чем Аркаим; во-вторых, он достаточно заметно выбивался из системы известных в ту пору археологических памятников Южного Урала, и его значение было неясно. Открытие Аркаима послужило как бы толчком для объединения многих разрозненных и даже загадочных фактов в некую убедительную цепь, в научный обиход вошло понятие синташтинско-аркаимской культуры. Археологические находки, сделанные в Синташте, используются сейчас в качестве эталонов для выделения этой культуры, а ее очагом признана "Страна городов".
Применение методов радиоактивного анализа "состарило" Стоунхендж на тысячу лет. Теперь "лунки Обри", относящиеся к этапу "Стоунхендж-I" (те самые, радиус кольца которых равен 43,2 метра), датируются XXVIII веком до н.э.
На Аркаиме и сопряженных с ним памятниках радиоуглеродный анализ делали не менее трех раз, используя при этом десятки проб. В большинстве случаев получается, что Аркаим - ровесник Стоунхенджа или даже старше его.
Наконец, существует еще один метод, названный именем его изобретателя - английского астронома Джозефа Нормана Локьера, однако применить его можно лишь в том случае, если дело идет о возрасте древней обсерватории.
Идея Локьера была, в сущности, проста. На основании изучения конструкции обсерватории определяется заложенное в ее плане направление на главное астрономическое событие, которое здесь некогда наблюдалось. Вследствие циклического движения планет и светил во Вселенной направление это за прошедшие века сместилось, но сейчас его несложно определить с помощью современных приборов наблюдения. Измерив угол между прежним (зафиксированным в вечном материале) и нынешним направлениями, специалист уже без особых усилий вычислит разделивший их интервал времени. Вот, собственно, и все. Трудность заключалась лишь в том, чтобы поверить: перед нами действительно обсерватория (а не какое-нибудь оборонительное сооружение или капище). Но как раз в это поверить было трудно: во-первых, утонченные астрономические знания никак не вязались с образом "примитивной" первобытности; во-вторых, было непонятно (по правде говоря, непонятно и сейчас), зачем нужны были древним людям столь совершенные знания о движении небесных светил. И Локьеру не верили: уже в 1966 году солидный журнал "Antiquity" опубликовал статью "Лунные фантазии на тему Стоунхенджа", направленную против астроархеологических трактовок памятника и выдержанную, как видно даже по заголовку, в снисходительно-ироническом тоне. Но по мере накопления фактов становилось все труднее с ними не считаться...
На рубеже прошлого и нынешнего веков Локьер впервые в астроархеологии использовал свой метод для датировки ряда памятников, в том числе и Стоунхенджа. Его результат подтвердил было мнение археологов, пользовавшихся традиционными методами: дескать, памятник создан около 3600 лет назад. Однако позже выяснилось, что он ошибся в определении азимута основного направления Стоунхенджа на 20 минут, и это сразу "состарило" памятник более чем на тысячу лет.
Предположив в Аркаиме также древнюю обсерваторию и применив метод Локьера, мы установили, что южноуральский памятник по возрасту равен Стоунхенджу.
Синхронность этих двух памятников означает многое. В том числе и то, что микенские аналогии имеют совсем другую направленность, нежели принято считать: предметы цивилизованного обихода мигрировали не из "культурной" Греции в "дикую" Сибирь, а как раз наоборот. Означает это еще и то, что в конструкции обоих сооружений следует искать единую основу, а не отмахиваться от совпадений, полагая их случайными.
Тут, конечно, есть одна сложность: каменные монолиты Стоунхенджа прошли через тысячелетия практически без потерь (правда, один из ретивых "реставраторов", руководствуясь соображениями вкуса, "подровнял"-таки кое-где цепочку камней, варварски исказив их астрономически строжайше выверенную геометрию), а деревянные элементы конструкции южноуральского протогорода практически полностью утрачены. Они даже не истлели - они погибли в пожаре, бушевавшем здесь почти пять тысяч лет назад.
Пожар, положивший конец "живой" истории Аркаима, относится к числу наиболее интригующих загадок этого памятника?
В нем не было бы ничего особенного, если б это было одно из тех стихийных бедствий, что не так уж редко даже в наши дни в одночасье уничтожают целые поселения, застигая, как всякая беда, жителей врасплох, погребая под дымящимися головешками накопленный десятилетиями скарб, домашних животных и даже самих хозяев, не сумевших вырваться из плена огня.
Необычность аркаимского пожара в том, что он, судя по всему, не явился неожиданностью для жителей поселения; вполне вероятно, что сами же они его и сожгли. Ибо только этим можно объяснить тот факт, что в древнем пепелище отсутствуют какие-либо пригодные для обихода вещи: так - обломки, черепки. А уж о человеческих останках и речи нет - все ушли живыми, все ценное с собой унесли.
Почему?
Одна из правдоподобных версий высказывается профессором И. В. Ивановым: дескать, 3500 лет назад произошел гигантский взрыв вулкана Санторин (на территории нынешней Греции), что вызвало экологическую катастрофу. На значительной части территории планеты установилась погода, подобная той, что прогнозируется при наступлении "ядерной зимы". По-видимому, это сопровождалось какими-то природными аномалиями, которые были восприняты жителями Аркаима как знамение и принудили их уйти из города, предав его сожжению. Что ж, такая версия хороша - за неимением лучших. Однако чтоб признать ее достаточно убедительной, нужно, во-первых, точно установить, что 3,5 тысячи лет назад Аркаим еще существовал (археоастрономические исследования К. К .Быструшкина дают основание в том сомневаться); во-вторых, знать нечто более или менее достоверное относительно верований древних аркаимцев. Тем не менее остается непреложным факт: построенный враз, по единому замыслу, протогород Аркаим в одночасье же и перестал существовать, оставленный всеми жителями и, вероятно, ими же сожженный.
...Но ни пожар, ни время не смогли уничтожить на Аркаиме "рельеф материка", осталась неизменной также и линия горизонта, удаленная от памятника на расстояние от полутора километров на западе до пяти на востоке. А на линии горизонта обнаружено не менее 38 объектов, которые по традиционной археологической классификации аттестуются нередко как "антропогенный объект неясного назначения", а для специалиста по астроархеологии и археогеодезии вполне очевидно, что мы здесь имеем дело с визирами, которыми пользовались древние наблюдатели светил.
Суммируя все эти факты, можно сделать безошибочный вывод: перед нами древняя пригоризонтная обсерватория.
А каковы главные итоги? Прежде чем сказать об этом, приведу слова ученого, которому по праву принадлежит честь первооткрытия памятника, - археолога Геннадия Борисовича Здановича: "... Я представляю себе Аркаим как ярчайший пример синкретизма первобытности, слитности и нерасчлененности самых различных начал. Это одновременно и крепость, и храм, и ремесленный центр, и жилой поселок". Так вот, К. К. Быструшкин не оспаривает этой аттестации, но добавляет к ней еще один немаловажный штрих: Аркаим, по его мнению, помимо прочего, еще и пригоризонтная обсерватория предельного класса точности, самая сложная из всех ныне известных человечеству. В этом отношении он сопоставим со Стоунхенджем - знаменитым мегалитическим сооружением на Солсберийской равнине в южной Англии, в котором еще в середине XVIII века была угадана древнейшая обсерватория; правда, эта догадка получила вполне убедительную аргументацию и широкое признание лишь двести лет спустя. Но только Аркаим оказался сложней Стоунхенджа...
Древние легенды и современная реальность
Аркаим по-славянски значит город Медведя-Велеса (Арк - медведь). Велес - славянский бог богатства, власти, знаний, внук Единого Бога Славян - Рода.
Согласно легенде Аркаим построила славянская богиня Славуня, жена Богумира, дочь бога Мана, внучка бога молитв Бармы, правнучка самого Единого Бога Славян - Рода в 3000 году до н.э.
Согласно еще одной легенде в «Священном Аркаиме» родился Заратустра.
Ежегодно в Аркаим со всей страны, и особенно, с близлежащих регионов - Башкортостана, Челябинской, Оренбургской, Свердловской и др. областей в заповедник "Аркаим" снаряжаются группы людей, как правило, оккультно настроенных, изучающих учения и практики в духе "Нью Эйдж", а также адепты ряда сект (теософы, последователи Саи Бабы, славянские неоязычники и т.п.). Как ни странно на этой почве не замечено каких-либо агрессивных действий, в столице Страны городов еще несколько лет назад можно было встретить огромный щит «Здесь родился Заратустра» мирно соседствующий с паломниками неомассонов, устраивающих свои собрания в непосредственной близости.
Известны случаи, когда некоторые уфимские "целители", направляли своих пациентов в этот заповедник. Место, где расположены археологические раскопки такие "туристами" считается "святым", имеющим "положительную энергетику", способную облагородить человека духовно и исцелить некоторые болезни. Медитация, упражнения Агни-йоги, обряды магии и неспешные беседы "наставников" со своими учениками - повсеместное явление
Рождение мифа
Своим формированием культура Аркаима обязана предшествующим культурам соседних областей степной и лесостепной зон - во всяком случае так говорят археологи. Между тем у русских ультранационалистов имеется свой взгляд на вещи. После 1991 года, когда русские националисты остро почувствовали сокращение "своей" территории и смещение ее к северу, среди них стала популярной "гиперборейская идея", к науке не имеющая никакого отношения. Согласно этой идее прародина "белых людей", "арийцев" располагалась в полярной зоне, возможно, на Северном полюсе. Похолодание и наступление ледников заставили этих "арийцев" искать новое пристанище южнее. Пройдя вдоль Урала, они остановились в благодатном крае, который отдельные авторы связывают как с "Семиречьем", упоминаемым в "Авесте", так и с таинственным "Беловодьем" русских сказаний.
В любом случае речь идет о Южном Урале, где русские ультранационалисты и размещают "вторую прародину арийцев", впоследствии расселившихся оттуда по просторам Евразии от Карпат на западе и до Китая на востоке. Приверженцы этих представлений рассматривают Южный Урал как источник ведических верований и район едва ли не древнейшей в мире государственности, столицей которой будто бы являлся священный Аркаим. Некоторые из них идут еще дальше и называют эту государственность "славянской", "русской".
Чувства, которые порождает Аркаим в русских ультранационалистах, достигают иной раз патетических вершин. "Была Русь, была грамота, были свои духовные ценности, и доказательством тому - Аркаим", - заявляет Е. Щукин из ультранационалистической питерской газеты "Наше Отечество". Ему вторит автор "Народной защиты" В. Маликов, считающий Аркаим "неотъемлемой частью истории русского народа". Представитель иркутского отделения Национал-республиканской партии России Леонид Нечипуренко в газете "Русскiй Востокъ" называет Аркаим "символом русской славы". Эта концепция не лишена налета расизма и призвана воспитывать у русских откровенно ксенофобные настроения. Ведь она апеллирует к "великой арийской цивилизации - матери русского племени", призывает русских вспомнить о своих "расовых корнях" и "арийском происхождении", объявляет Аркаим "местом исхода протославянской группы арийского народа" и в то же время сокрушается по поводу современной духовной зависимости "белой расы" от какой-то чуждой ей культуры, идущей "от пророка Моисея".
Ученые не остались равнодушны к легендам и их объяснению. Написано множество статей, таких как "Магия Мандалы" доцента кафедры археологии Уральского ГУ (г. Екатеринбург) Валентины Ковалевой, статьи "Аркаим: Культурное и Духовное Пространство", "Аркаим в контексте современности" Геннадия Здановича и т.п. хотя и являются во всех отношениях научными, но имеют очень сильный акцент и восторженный тон на разъяснении оккультно-религиозных мировоззрений жителей Аркаима и соответствующей символики архитектурных строений Аркаима. Все это создает питательную среду для всевозможных мифов и псевдонаучных теорий, пророчеств и видений российских оккультистов. И в итоге появляются заявления вроде: Аркаим - место, с которого начнется духовное возрождение России, а зороастрийская Авеста будет ее "новым и светлым Путем".
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Религиозно-цивилизационные выборы воспитания |
Реферат | Педагогическая деятельность и взгляды Адольфа Дистервега |
Реферат | Теорія локомотивної тяги |
Реферат | Личность и ее понимание |
Реферат | Cучасні політичні партії в Україні |
Реферат | Положение Греции в истории воспитания |
Реферат | Deicide |
Реферат | Общечеловеческие идеалы в теории средней школы |
Реферат | Республика Бурятия Читинская область |
Реферат | Завести ребенка. О чем разговор? |
Реферат | Ролевая игра |
Реферат | Родители и дети: права и обязанности |
Реферат | Начальное овладение основами позитивных знаний |
Реферат | Задачи политологии в педагогическом институте |
Реферат | Books |