Контрольнаяработа
по историиотечества
Королева Алена Владимировна ЗСП-091
Содержание
1В каком состоянии оказалась советская экономика к середине 80 гг?
2В чем причины такого положения?
3Каким образом власти пытались исправить положение дел в экономике в 1985-1991г?
4Каковы итоги этих реформ?
1 В каком состоянииоказалась советская экономика к середине 80 гг?
Ухудшавшееся положениев народном хозяйстве и неспособность руководителей переломить ситуациюобусловили дальнейшее снижение темпов экономического развития в конце 70-х –первой половине 80-х годов. В десятой пятилетке (1976-1980) национальный доходвырос на 21%, объем промышленной продукции – на 24, сельскохозяйственной – на9. В одиннадцатой пятилетке (1981-1985) соответствующие показатели составляли16,5; 20 и 11%. В начале правления М. С. Горбачева на волне «ускорения»планировалось увеличить в двенадцатой пятилетке (1986-1990) национальный доходна 20-22%, промышленную продукцию на 20-24, продукцию сельского хозяйства –вдвое. Ставилась задача догнать в 2000 г. США по уровню промышленногопроизводства.
Задания одиннадцатойпятилетки, утвержденные на XXVІ съезде КПСС (март 1981), не были выполнены непо одному показателю. Вместе с тем следует отметить, что темпы ростанационального дохода (вновь созданная стоимость во всех отраслях сферы материальногопроизводства) на протяжении всех 70-х годов сохранялась на уровне 4,9%ежегодного прироста и даже в самую «застойную» пятилетку (1981-1985)обеспечивался ежегодный прирост в среднем на 3,6% в год. Альтернативные данные(экономисты В. В. Попов, Н. П. Шмелев; 1990)показывают, что в 80-е годынациональный доход ежегодно возрастал на 2,1%, а в 1981-1985 гг. – на 0,6%
, т. е показатели были не на много ниже уровня большинства развитых стран мира.В целом брежневский, андроповский и черненковский периоды правления (1964-1985)характеризуются ежегодным преумножением национального богатства на 6,5%, и лишьв горбачевский период этот показатель снизился до 4,2% в год.
СССР располагал мощноймногоотраслевой экономикой, обеспеченной практически всеми видами сырья,кадрами ученых, инженерами, рабочих. Производственный потенциал был вполневысоким и позволял вести эксперименты по переустройству экономики в нужномнаправлении без коренной перетряски жизни народов страны. Однако руководствуСССР периода позднего «развитого социализма» эта задача оказалась не по силам.
Попыткиинтенсифицировать экономику посредством составления многочисленных программавтоматизации и комплексной механизации, носившихадминистративно-бюрократический характер, оказались малоэффективными, посколькуне влияли на зарплату и уровень жизни. Не удавались и попытки реанимироватьтрудовой энтузиазм. Многочисленные трудовые почины, вахты, встречныеобязательства, работа по бездефектному методу имели мало общего с ударничествомдовоенных лет и трудовым энтузиазмом первой послевоенной пятилетки, чаще всегобыли «инициативой» партийных органов, а не масс, и быстро угасали. Это,конечно, не исключат того, что в трудовых коллективах было не малозамечательных, уважаемых мастеров своего дела и честных тружеников, служащихпримером для подражания.
2 В чем причины такогоположения?
Добыча топлива с1971-1980 г. Увеличилась в СССР более чем в 4 раза, газа – более чем в 8, анефти – почти в 7. Нефть и газ были важнейшими предметами советского экспорта.Только от вывоза нефти страна получала ежегодно около 16 млрд долларов. Долятоплива и энергоносителей в общем объеме советского экспорта выросла с 15,6% в1970 до 54,4 – в 1984. В середине 80-х годов две трети общесоюзной добычи газаи более 60% нефти обеспечивала Западная Сибирь. Добывать топливо в северныхрайонах страны становилось все труднее, и в 1984 г. Впервые за годы советскойвласти годовая добыча нефти снизилась.
За 1965-1982 гг. общаявалютная выручка СССР от экспорта нефти и газа составила около 170 млрд.долларов. Максимум продаж нефти достигнут в 1983 – 91,1 млрд. Падение цен науголь и нефть на мировом рынке стало важнейшей причиной финансового ибюджетного кризиса в середине 80-х годов. Годы позднего «развитого социализма»стали называть годами «застоя» прежде всего потому, что, поглощая потокинефтедолларов, Советское руководство мало сделало для перестройки экономическихмеханизмов.
Деревне, традиционновыступавшей донором экстенсивного развития промышленности, с годами все труднеебыло играть прежнюю роль. Несмотря на возрастающие капиталовложения в деревню,молодежь продолжала уезжать в город. С 1967 по 1985 г. Деревню ежегоднопокидало в среднем 700 тыс. человек. Средний возраст сельских жителей неуклонноповышался. Особенно тяжелое положение складывалось в Нечерноземье – на огромнойтерритории России, охватывающей 29 областей и автономных республик. Продукция,проданная государству колхозниками Нечерноземья в 1980 г. После всех реформ,оставалась убыточной. По молоку убыток составлял 9%, по крупному рогатому скоту– 13%, по свиньям – 20, по птице – 14, по шерсти – 11%. По материалам переписейнаселения 1959 и 1989 гг., численность сельского населения в стране сократиласьна 10%, в Нечерноземье – на 42%. Это было главной причиной упадка сельскогохозяйства.
3 Каким образом властипытались исправить положение дел в экономике в 1985-1991 г?
Начало масштабныхреформ в СССР обычно связывают с 1985 г., когда партию, а фактически игосударство, возглавил М.С. Горбачёв. Между тем одни исследователи называют«отцом перестройки» Ю.В. Андропова, другие выделяют «эмбриональный периодперестройки» (1983-1985), не без оснований полагая, что в первой половине 80-хгодов СССР постепенно входил в стадию реформирования.
До середины 80-х годов, в силу идеологических причин, усилия экономистов концентрировались наразвитие марксистской доктрины. Принципиальные же достижения последующего периодабыли связаны с её опровержением. А поскольку в советской экономической системеотсутствовали механизмы, которые являются основным предметом изучениясовременной экономической науки: конкурентные рынки, сложная банковскаясистема, валютные биржи, финансовые инструменты и т.д.-экономисты развивалипреимущественно теорию планирования.
К началу «перестройки»в стране, за редким исключением, не было специалистов-теоретиков помакроэкономике, рынкам капитала и труда, международным финансам, теориипроизводственных организаций. Это даёт основания утверждать, что реформы второйполовины 80-х «не были подготовлены в плане идейно-теоретическом иорганизационно-прикладном» и «концепция перестройки и практика во многомявляется чистой импровизацией» (Г. Х. Попов).
Апрельский (1985) пленумЦК КПСС. После смерти К.У. Черненко в марте 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новымГенеральным секретарём был избран М.С. Горбачев. Избрание молодого, энергичноголидера отражало стремление как общества в целом, так и политической элиты кдавно назревшим переменам. Проработанного плана реформирования у Горбачева иего единомышленников не было. Но их объединяло желание разгрести накопившиеся«завалы», преодолеть стагнацию, придать больший динамизм построенной в СССРобщественной системе, ускорить социально-экономическое развитие страны.Осуществить это предполагалось перегруппировкой и концентрацией сил и средствна главных его направлениях.
В политическом планезадачи нового этапа сформулированы в выступлении Горбачева на апрельском (1985)пленуме ЦК КПСС. Генеральный секретарь говорил о необходимости повышения темповсоциально-экономического развития. При этом на первый план выдвигались задачиперевода производства на рельсы интенсификации, ускорения научно-техническогопрогресса. Для реализации масштабных задач предлагалось «решительно подниматьответственность кадров, организованность, дисциплину». В ускорении центральноеместо отводилось машиностроению. Темпы его развития предстояло повысить вполтора-два раза, быстро перейти на производство новых поколений машин иоборудования. Первостепенное внимание предполагалось уделить совершенствованиюстанкостроения, электротехники и электроники как катализаторовнаучно-технического прогресса. Прозвучало намерение решительно ликвидироватьведомственные барьеры в агропромышленном комплексе.
В числе приоритетныхбыла названа подготовка Комплексной программы развития производства товаровнародного потребления и сферы услуг. На пленуме говорилось о необходимостиудовлетворить потребности населения в садовых участках, изменить ситуацию вздравоохранении, продвинуть школьную реформу, улучшить материальное положениеряда массовых социальных групп. Горбачев поставил вопрос о «перестройке» стиляи «гласности» работы в партийных и государственных учреждениях. С большимодобрением воспринимались заявления нового лидера о недопустимости застоя вдвижении кадров, назревшей потребности выдвигать молодых, инициативныхработников; о роли «человеческого фактора».
Первые позитивныеперемены в наибольшей мере проявились в общественно-политической атмосфере. Онаво многом определялась личностными качествами нового лидера.
К началу 1987 г. былозаменено 70% членов Политбюро, 60-секретарей областных партийных организаций,40-членов ЦК КПСС, ставших ими при Брежневе. Изменения шли сверху вниз. С 1986по 1988 г. на уровне горкомов и райкомов заменено 70% руководителей. Еще болеевысокими темпами заменялись хозяйственные управленцы. Из 115 членов СоветаМинистров СССР, назначенных до 1985-го, в первый год пребывания Горбачева увласти сменилась одна треть, в 1988 г. их осталось 22, а в 1989 — 10. Ротацияпродолжалась и позднее.
В 1985-1986 гг.назревшие в стране хозяйственные проблемы пытались решать преимущественноадминистративными методами, вопрос о создании экономических механизмовреализации поставленных задач звучал в самой общей форме. Чрезвычайнопоказательной для начального этапа реформ является антиалкогольная компания –первое крупное комплексное мероприятие новых лидеров, последовательноосуществлявшееся в 1985-1988 гг.
Проведенныемероприятия имели определенный положительный эффект: сократился травматизм;снизились смертность людей, потери рабочего времени, хулиганство, разводы попричинам пьянства и алкоголизма.
Курс на ускоренноевнедрение достижений научно-технического прогресса нашел отражение в созданииряда структур. Было создано Бюро Совмина СССР по машиностроению, образованГосударственный комитет по вычислительной технике и информатике (21 марта1986), принято решение о создании межотраслевых научно-технических комплексов(22 января 1986), организовано Главное управление по созданию и использованиюкосмической техники для народного хозяйства и научных исследований (12 октября1985). Административный ресурс управления активно использовался и в другихсферах. Стремлением ликвидировать бюрократизм и ведомственность продиктованосоздание 22 ноября 1985 г. госагропрома – структуры, поглотившей пятьминистерств и один госкомитет, отвечавших за производство, хранение ипереработку сельхозпродукции. Неповоротливость и неэффективность новогоуправленческого гиганта постепенно становились очевидными (он ликвидирован в 1989).Однако в 1985 г. идея единого управления всей сферой агропромышленногопроизводства была новаторской и выглядела перспективной.
Стремление болееактивно использовать экономические стимулы особенно характерно для середины –второй половины 1986 г. 14 августа Совмин СССР своим постановлением разрешилорганизацию кооперативов по сбору и переработке вторичного сырья при местныхСоветах. По другому, принятому 19 августа, 20 министерств и около 60предприятий получили право самостоятельно выходить на внешний рынок. 19 ноябряЗакон «Об индивидуальной трудовой деятельности» легализовал частнуюдеятельность и создание кооперативов в некоторых видах производства товаров иуслуг. Осенью 1986-го было разработано, а 13 января 1987 г. принятопостановление о создании и деятельности на территории СССР совместныхпредприятий. Все это были шаги к рыночной экономике, ограничению вмешательствагосударства в деятельность предприятий. Социальная сфера к 1985г. находилась вплачевном состоянии, и люди хотели быстрого их решения. И первоначальноказалось, что для осуществления намеченного достаточно политической воли новогоруководства. Однако «революция ожиданий» сыграла злую шутку с инициаторамиапрельского курса. К 1989-1991 гг. большая часть обещаний не была выполнена.
4 Каковы итоги этихреформ?
1985 г. принятыпостановления о первоочередных мерах по улучшению материального благосостояниямалообеспеченных пенсионеров и семей, усилению заботы об одиноких престарелыхгражданах, а также о распространении льгот участников Великой Отечественнойвойны. В январе 1986 г. повышены пособия детям военнослужащих, одинокимматерям, выплаты вдовам. Тогда же вводились надбавки к зарплате работников рядарегионов. В мае 1986-го увеличились пенсии пенсионеров, постоянно проживающих всельской местности, а в сентябре введены дополнительные льготы для участниковВеликой Отечественной войны и семей погибших военнослужащих.
Намечалось осуществитьряд мер по повышению заработной платы. В мае 1985 г. принято постановление осовершенствовании оплаты пруда научных работников, конструкторов и технологовпромышленности, в июле
О повышенииматериальной заинтересованности для некоторых категорий работников аграрнойсферы. Решением от 12 декабря 1985-го улучшалось материальное стимулированиемастеров, начальников цехов и участков предприятий. Наконец, постановление от17 октября1986 г. предусматривало введение новых тарифных ставок и окладов, атакже снятие ограничений на фонд заработной платы в производственных отраслях.
Предполагалисьрадикальные изменения в строительстве школ, детских садов, больниц иполиклиник. Специальное постановление касалось поощрения садоводства иогородничества. Комплексная программа развития производства товаров народногопотребления и услуг на 1986 – 2000 гг. обещала прорыв на этом направлении. Ипожалуй, наиболее грандиозной была программа «Жилье-2000», котораяпредусматривала решение одной из наиболее болезненных социальных проблем вСССР. Согласно документу, каждая семья к 2000 г. должна была жить в отдельнойквартире или собственном доме.
Решение задач потехническому перевооружению экономики реализации социальных программ требовалобольших ассигнований. Между тем ресурсы государства значительно сокращались всвязи с неблагоприятной международной конъюктурой. В 1985 г. резко упали ценына нефть и союзный бюджет лишился многомиллиардных долларовых поступлений.Взятый в 1985 г. курс на ускоренное развитие машиностроения повлек за собойувеличение технических приобретений за рубежом, сокращая возможности трат насоциальные нужды. Позднее, в 90-е годы, инициаторы реформ признали ошибкойначало реформирования экономики со сферы тяжелой индустрии. Концентрациявнимания на сельском хозяйстве и легкой промышленности позволила бы сохранятьсоциальную стабильность и устойчивую политическую поддержку намечаемымкрупномасштабным переменам.