Министерство образования РФ
Ставропольский Государственный Университет
Кафедра политической историиРЕФЕРАТ
На тему: «Сословные реформы XVIIIвека»
Выполнила: студенткаГФ
1-го курса группы А2
Резинько Л.В.
Проверил: научныйруководитель
к.и.н. ст. пр. Игонин А.В.Ставрополь 2001 год
Содержание
§ 1. Дворянство. 4
§ 2. Духовенство. 10
§ 3. Посадское население. 13
§ 4. Крестьянство. 18
Используемая литература 22
§ 1.Дворянство.
На протяжении XVIII в. идет процесс усиления роли дворянства какгосподствующего сословия. Серьезные изменения происходили в самой структуредворянского сословия, его самоорганизации и правовом статусе. Эти измененияпроходили по нескольким направлениям. Первое из них заключалось во внутреннейконсолидации дворянского сословия, постепенном стирании различий междусуществовавшими ранее основными группами служилых людей “по-отечеству” (бояр,дворян московских, дворян городовых, детей боярских, жильцов и т.д.). В этомотношении велика была роль Указа о единонаследии 1714 г., устранившего различиямежду вотчинами и поместьями и, соответственно, между категориями дворянства,владевшими землей на вотчинном и поместном праве. После этого указа вседворяне-землевладельцы имели земли на основе единого права — недвижимойсобственности. Велика также была роль Табели о рангах (1722 г.) окончательноустранившем (по крайней мере в юридическом плане) последние остаткиместничества (назначения на должности “по отечеству”, т.е. знатности рода ипрошлой службе предков) и установившему для всех дворян обязанность начинатьслужбу с низших чинов 14 класса (прапорщика, корнета, гардемарина) в военной иморской службе, коллежского регистратора — в гражданской службе ипоследовательного продвижения по служебной лестнице в зависимости от своихзаслуг, способностей и преданности государю.
Второе направление — консолидация в рамках единого привилегированногосословия российского дворянства — феодальной верхушки всех народов, населявшихРоссийскую империю. Это был способ укрепления единства империи какмногонационального государства.
Многие известнейшие российские аристократические фамилии ведут своепроисхождение от феодальных родов различных народов. Таковы князья Черкасские(происходившие от кабардинских князей), князья Багратионы, Дадиани, Цициановы(грузинских царского и княжеских родов), Юсуповы (татарских ханов) и т.д.Российское дворянство получили украинские старшины (потомки гетманов,полковников, выдвинувшихся в ходе освободительной войны 1648-1653 гг.), потомкидонских атаманов, остзейских (прибалтийских немцев) баронов.
Стали российскими дворянами и потомки крупных сербских, немецких и иныхиностранных землевладельцев-колонистов, поселившихся в России (на Юге, в Тавриии Поволжье) по приглашению Екатерины II.
Третье направление развития дворянского сословия состояло в том, чтонепрерывно расширялись его привилегии, повышался правовой статус. Уже Указ 1718г. о введении подушной подати резко отделил правовой статус дворян как сословияпривилегированного и неподатного от правового статуса сословия податных,обязанных платить подушную подать и нести иные повинности, в том числе и от статусаслужилых людей “по-отечеству” — однодворцев (бывшей низшей категориидворянства), которые попали в разряд податного населения. Основной привилегиейдворянства являлось монопольное право владеть землей, населенной крепостнымикрестьянами. На протяжении XVIII в. правительство многократно подтверждалозапрещение всем иным сословиям владеть землей, населенной крестьянами.Исключение было сделано только для предпринимателей-заводчиков. Но посессионныекрестьяне были приписаны к заводу, а не к заводчику, и при перемене владельцазавода они переходили к новому владельцу как неотъемлемая принадлежностьзавода. Правда, в XVIII в. появляется тип безземельного дворянина. Отчасти этобыло следствием Указа 1714 г. о единонаследии в соответствии с которым земля понаследству переходила к старшему сыну, а остальные сыновья, получив внаследство часть движимого имущества, должны были искать себе средства ксуществованию на царской службе.
Но главной причиной появления безземельных дворян было прекращение“верстания поместьями” за службу и переход к денежной форме оплатыгосударственной службы и мобилизации земельной собственности, т.е. концентрацииее в руках крупных землевладельцев. В XVIII в. дворянство “осваивает” огромныеземли на вновь присоединенных к империи территориях, главным образом на Юге(Новороссии), Заволжье, Предуралье. Но эти земли концентрировались главнымобразом в руках крупных землевладельцев и среднего дворянства, составлявшихсоответственно 16 и 25 процентов от общей численности дворянства. Остальные дворянебыли мелкопоместными или вовсе безземельными. Владение землей, населеннойкрестьянами означало и право вотчинной юстиции в отношении крестьян, вплоть доссылки в Сибирь на срок или бессрочно (Указ 1765 г.). Причем ссылку илиотправку на каторгу должна была осуществлять полиция по простой запискепомещика. Дворяне получили право владеть крепостными и без земли и продавать ихтакже без земли, в том числе и с разлучением семей. Следующей привилегиейдворянства было их право на замещение офицерских и чиновничьих должностей вармии и бюрократическом государственном аппарате, хотя это право одновременноявлялось и обязанностью. Специальное учреждение — Герольдмейстерская конторапри Сенате, которая вела книги учета дворянства и регистрировала их родовые гербы,должна была контролировать дворянскую службу. И, поскольку военная служба былаосновным видом дворянской службы, то Конторе надлежало следить, чтобы награжданской службе состояло не более '/з мужчин от каждой семьи. Дворянствотакже обладало и некоторыми другими привилегиями: преимущественным правом наобразование, правом беспрепятственного выезда за рубеж и возвращения обратно,правом свободно торговать хлебом, в том числе и на экпорт, даже правобеспошлинно выкуривать для собственного употребления определенное количествоведер водки в год, право владеть заводами, фабриками, рудниками. Причем воизменение петровской берг-привилегии 1719 г., установившей, что каждый можетискать полезные ископаемые и добывать их на земле любого владельца, Указ 1782 г.установил для дворян собственность не только на землю, но и на ее недра.
Однако несмотря на все эти привилегии дворянство тяготилось обязанностьюпожизненной службы. Следует признать, что эта служба была действительно тяжела.Иной раз дворянин на протяжении большей части своей жизни не бывал в своихимениях, т.к. находился беспрерывно в походах или служил в дальних гарнизонах.Но уже правительство Анны Ивановны в 1736 г. ограничивает срок службы 25годами. А Петр III Указом о вольностях дворянских 1762 г. отменил для дворянобязательную службу. Значительное число дворян покинуло службу, вышло вотставку и осело в своих имениях. Одновременно дворянство было освобождено оттелесных наказаний. Екатерина II при своем воцарении в том же году подтвердилаэти дворянские вольности. Отмена обязательности дворянской службы сталавозможной в связи и с тем, что ко второй половине XVIII в. основныевнешнеполитические задачи (выход к морю, освоение Юга России и т.д.) были ужерешены и больше не требовалось крайнего напряжения сил общества.
В страхе перед повторением событий 1773-1775 гг.(“пугачевщина”) самодержавная власть проводит ряд мероприятий, направленных надальнейшее расширение и подтверждение дворянских привилегий и усилениеадминистративного контроля за крестьянами. Наиболее важные из них — Учреждениедля управления губерний 1775 г. и Жалованная грамота дворянству 1785 г.Губернская реформа 1775 г. уже анализировалась в предшествующем параграфе. Ноздесь важно подчеркнуть, что она отдала местное управление практически в рукиместного дворянства. Дворянство выбирало из своей среды кандидатов на множествовыборных должностей в уездах: капитан-исправников и заседателей нижнегоземского суда, уездных судей, членов совестного суда и верхнего земского суда.В губерниях утвердился обычай, что все кадровые назначения в губернскойадминистрации совершались с согласия губернского предводителя дворянства(институт введен еще в 1767 г.). Что касается Жалованной грамоты дворянству1785 г., то в ней были обобщены и закреплены все ранее предоставленныедворянству льготы и привилегии, а именно: исключительное право собственности напоместья и крепостных с правом вотчинной юстиции и правом не только на землю,но и ее недра, оптовую продажу всего, что родится в деревне; право заводитьфабрики и заводы; право покупки домов в городах; освобождение от обязательнойслужбы, но с монопольным правом на офицерские и чиновничьи должности ввооруженных силах и госаппарате; исключительное право на награждение орденами,например, георгиевским крестом, т.е. наградная система тоже имела сугубосословный характер; освобождение от податей, повинностей, военного постоя впомещичьих усадьбах, от телесных наказаний. Жалованная грамота вводилакорпоративные начала в дворянском сословии. “Дворянское общество” в каждойгубернии и уездах получало статус юридического лица. Учреждались Дворянскийбанк и дворянская опека для попечительства над дворянскими сиротами и“расточителями”. Дворянские собрания собирались раз в три года и выбиралидолжностных лиц местной администрации, по два кандидата на места уездных игубернского предводителей дворянства, из которых губернаторы утверждали вдолжности одного из кандидатов. Дворянские собрания могли обращаться с жалобамии представлениями о дворянских нуждах в Сенат и непосредственно к верховнойвласти. Таким образом дворянство, получив огромные льготы и привилегии иосвободившись от обязанностей, которые ранее оправдывали эти привилегии,превратилось в сословие, паразитировавшее на теле российского общества.
Характерно, что в первые годы петровских реформ в началеXVIII в., самодержавная власть старалась включить в состав дворянства всенаиболее энергичные и талантливые элементы из других сословий. Каждый, ктодослужился до первого офицерского чина, становился дворянином. В гражданскойслужбе, чтобы стать потомственным дворянином нужно было дослужиться до чинаVIII класса. Постепенно по мере увеличения привилегий доступ в ряды дворянстваограничивается. К концу века каждый дослужившийся до младшего офицерского чинаполучал лишь личное дворянство без права передачи жене (если она не дворянка) идетям. И только дослужившись до чина майора можно было получить потомственноедворянство. Несколько позже планка получения дворянства была поднята еще выше:потомственное дворянство полагалось только с чина полковника в военной службе ичина действительного статского советника (равного генерал-майору в армии) — вгражданской службе. Так дворянство превращалось в замкнутую,самоизолировавшуюся от народа касту, отличавшуюся от других сословий не толькопо образу жизни, одежде, обычаям, но даже и по языку, т.к. пользовалось вобщении в своем кругу французским языком.
§ 2.Духовенство.
Следующим после дворянства привилегированным сословием являлосьдуховенство, которое по-прежнему подразделялось на белое (приходское) и черное(монашество). Оно пользовалось определенными сословными привилегиями:духовенство и его дети освобождались от подушной подати; рекрутской повинности;подлежали церковному суду по каноническому праву (за исключением дел “по словуи делу государеву”). По своей социально-классовой характеристике духовенство,точнее церковь, относилось к классу феодалов, так как патриаршему двору,архиерейским домам и монастырям принадлежали на вотчинном праве огромные землии до '/5 всего крестьянства в стране. Экономическое могущество церквиобеспечивало ей определенную независимость от власти, что являлось основой дляпритязаний на вмешательство в государственные дела и оппозиционности петровскимреформам.
Отношение самодержавной власти к церкви было двойственным. С однойстороны, церковь, осуществляя идеологическую функцию, внедряла в массы идею,что всякая власть и царская в особенности от Бога и повиновение ей являетсябожественной заповедью. А потому и власть поддерживала и защищала церковь, агосподствовавшая православная религия имела статус государственной религии. Нос другой стороны, абсолютизм не мог терпеть даже тени какой-либо власти,независимой от самодержавного монарха. Тем более, что подчинение православнойцеркви государству являлось исторической традицией, коренившейся в еевизантийской истории, где главой церкви являлся император. Опираясь на этитрадиции, Петр 1 после смерти патриарха Адриана в 1700 г. не разрешил выборынового патриарха, а сначала назначил рязанского архиепископа Стефана Яворскогоместоблюстителем патриаршего престола с гораздо меньшим объемом церковнойвласти, а затем с созданием государственных коллегий, в их числе былаобразована Духовная коллегия в составе президента, двух вице-президентов,четырех советников и четырех асессоров для управления церковными делами. В 1721г. Духовная коллегия была переименована в Святейший правительствующий Синод.Для наблюдения за делами Синода был назначен светский чиновник — обер-прокурорСинода, возглавивший институт церковных фискалов (“инквизиторов”) и подчиненныйГенерал-прокурору. Синоду были подчинены архиереи, возглавлявшие церковныеокруга — епархии.
Что касается церковных имуществ, то Петр 1 попытался провести ихсекуляризацию. Земельные владения церкви были переданы под контрольМонастырскому приказу, а из доходов с этих имений государство сталофинансировать церковь. Для пополнения государственной казны во время Севернойвойны часть золотых и серебряных церковных сосудов и украшений были изъяты изцерквей и монастырей так же, как и часть колоколов, которые перелили на пушки.Однако после создания Синода, когда церковь превратилась в отрасльгосударственного управления, земли вновь были ей возвращены, хотя церковьобязали содержать из своих доходов часть школ, больниц и богаделен.Секуляризация церковных имуществ была завершена Екатериной II Указом 1764 г.Церковь окончательно превратилась в отрасль государственного управления,финансировавшуюся из казны. Ее деятельность регулировалась Духовным регламентом1721 года.
Реформы церковного управления были проведены не только в православнойцеркви, но и в мусульманской. Для управления мусульманским духовенством в 1782г. был учрежден муфтиат.
Глава всех мусульман Российской империи — муфтий избирался советом высшихмусульманских священников и утверждался в этой должности императрицей. В 1788г. в Оренбурге учреждается Мусульманское духовное управление (позжепереведенное в Уфу), возглавлявшееся муфтием.
§ 3.Посадское население.
Посадское, т.е. городское торгово-ремесленное население составляло особоесословие, которое в отличие от дворянства и духовенства не былопривилегированным. На него распространялось “государево тягло” и все налоги иповинности, в том числе рекрутская повинность, оно подлежало телесным наказаниям.С введением в 1718 г. подушной подати посадское население стало податнымсословием. Составляя, с юридической точки зрения, единое сословие, отличавшеесяот других сословий своим наследственным правовым статусом, ссоциально-классовой точки зрения посадский люд не представлял собой единогоцелого. В его составе уже выделялись верхи посада (предприниматели, заводчики,банкиры, крупные купцы), т.е. нарождающаяся буржуазия, и остальная посадскаямасса (ремесленники, чернорабочие), из которой впоследствии формировалсярабочий класс. Петр 1, создавая военно-промышленный комплекс как основу военноймощи страны, активно способствовал формированию русской буржуазии. Этопроисходило в форме предоставления буржуазным элементам дополнительныхсословных привилегий. Уже в первые десятилетия XVIII в. образуются в крупныхгородах магистраты, а в остальных — ратуши и бурмистерские палаты как органысамоуправления посадских общин. Возглавлял эту систему органов посадскогосамоуправления Главный магистрат, действовавший на правах государственнойколлегии.
Магистраты и ратуши как органы самоуправления посадской общины городарешали внутренние дела, возникавшие в общине, а также судебные споры посадскогонаселения. Они ведали также местным хозяйством, дорогами, благоустройством,поддержанием порядка и имели фискальные полномочия. Посадская община платилаподати. Все ее члены были связаны круговой порукой, а ратуша или магистратраспределяли повинности по дворам. Главный магистрат также представительствовалперед верховной властью о нуждах посадского населения.
Регламент Главного магистрата 1721 г. разделял все городское население наразряды. Выделялось дворянство, жившее в городах в своих домах либо вблизигородов, духовенство, иноземцы-купцы и др. Они согласно Регламенту “между гражданамине числятся”, не подлежат посадскому тяглу и не входят в систему посадскогосамоуправления. Остальное население регламент Главного магистрата делит на“регулярных граждан” в составе двух гильдий и “подлых людей” или чернорабочих.Различие гильдий связано с имущественным цензом и профессиями. К первой гильдииотносились банкиры, крупные купцы, доктора, аптекари, живописцы, серебрянники(ювелиры); ко второй — мелочные торговцы и ремесленники. Гильдии собирались нагильдейские собрания и имели своих старейшин, ремесленники объединялись в цехи,полноправными членами которых были только мастера, но они имели в своих домахподмастерьев и учеников.
Развитие общероссийского рынка во второй половине XVIII в., отменавнутренних таможен вызвали существенный рост городского населения. Достаточносказать, что численность населения Москвы достигла 400 тыс чел., аПетербурга-свыше 200 тыс чел. Возникали многочисленные новые города. Долягородского населения в общем населении страны возросла с 3,2 % в начале века до4,1 % в 80-е годы XVIII в. В городах кроме купцов, заводчиков, банкировпоявилась новая интеллигенция (архитекторы, художники, врачи, ученые, инженеры,преподаватели и т.д.). Предпринимательством стало заниматься и дворянство. Всеэто вызвало необходимость определенного пересмотра правового статуса городскогонаселения, которое теперь нызывают мещанами (от польского слова “место”-город). Этот пересмотр был осуществлен с изданием в 1785 г. Жалованной грамотыгородам.
Городское население по Грамоте делилось на 6 разрядов. К первому разрядупричислялись те, “кои в этом городе дом или иное строение или землю имеют”,даже если они принадлежат к иным сословиям — дворянству, чиновничеству илидуховенству. Второй разряд включал купцов трех гильдий: первая гильдия купцы скапиталом от 10 до 50 тыс. руб.; вторая -от 5 до 10 тыс. руб.; третья-от1 до 5тыс. руб. Третий разряд-ремесленники, записанные в цехи. Четвертый — иностранцыи иногородние крупные купцы, поселившиеся по торговым делам в данном городе. Кпятому разряду относились “именитые граждане” — крупнейшие капиталисты скапиталом от 50 тыс руб. и больше, банкиры с капиталом от 100 до 200 тыс. руб.,оптовые торговцы. К этому же разряду причислялись лица, отбывшие городскиеслужбы в качестве городских голов, бургомистров, членов совестных судов, членовмагистратов. Сюда же была отнесена интеллигенция, т.е. лица, имевшиеакадемические или университетские дипломы. Наконец, шестой разряд составлялипосадские люди, т.е. давно поселившиеся или родившиеся в данном городе изанимающиеся ремеслом. Над основной массой посадского люда возвышалиськупечество и именитые граждане (второй и пятый разряды), иностранцы (четвертыйразряд) — все эти привилегированные разряды были освобождены от городского“тягла”, рекрутского набора и телесных наказаний. И конечно, первыйразряд-дворянство, чиновничество, духовенство. Новшество в Жалованной грамотегородам состояло в том, что к “градскому обществу” впервые были причисленыдворяне, чиновники и духовенство, жившие в городах, а также интеллигенция суниверситетскими и академическими дипломами.
Городское самоуправление по Жалованной грамоте отличалось крайнейсложностью и громоздкостью. Органами городского самоуправления являлись“собрание городского общества”, общая городская дума и шестигласная дума.
“Общее градское собрание” — общегородское собрание, в котором участвоваливсе городские граждане без различия разрядов, имевшие по возрасту иимущественному цензу право голоса. Оно собиралось раз в три года и проводиловыборы городского головы, бургомистров, членов магистрата и совестного суда,выслушивало предложения губернатора, рассматривало дела о приеме и исключениииз состава городских обывателей. Вследствие высокого имущественного ценза входв это собрание был закрыт не только городским низам, но и купцам третьейгильдии.
Следующий орган — “общая городская дума”. Она рассматривала текущие делаи собиралась несколько раз в год. Ее члены избирались каждым из 6 разрядовгородских обывателей раздельно, но в одну общую думу. В ее работе участвовали идворяне, избиравшиеся от разряда домовладельцев. Но главную роль в этихгородских думах, как правило, играли купцы. Наконец, постоянно действовавшимиорганами повседневного управления текущими делами городов являлись такназываемые шестигласные думы. Они состояли из городского головы (председателя)и шести гласных (депутатов) от всех 6 разрядов городских жителей — по одному откаждого разряда. Но наряду с шестигласной думой какисполнительно-распорядительным органом городского самоуправления продолжалисуществовать и магистраты, члены которых избирались “общим градским собранием”.Магистраты выступали прежде всего как судебные органы по делам горожан (преждевсего гражданским искам). Но они обладали и контрольными функциями по отношениюко всем остальным органам городского самоуправления. Хотя их компетенция взаконе определялась широко, в действительности магистраты были бессильны. Ихбюджет формировался за счет небольших отчислений от казенной продажи вина и былничтожен. Даже в московской думе он не превышал 10 тыс. руб. в год и в основномрасходовался на содержание органов самоуправления, а на благоустройство шликрохи (15-20 %). Кроме того, органы самоуправления были подчиненыгосударственным властям в лице полицмейстеров (в больших городах) и городничих(в малых). Последним подчинялась полиция, через посредство которой проводилисьв жизнь решения городских органов самоуправления. От губернаторов иполицмейстеров зависело проведение в жизнь решений городских самоуправлений.
§ 4.Крестьянство.
Крестьянство, которое в России составляло свыше 90 % населения, своимтрудом практически обеспечивало само существование общества. Именно оно платилольвиную долю подушной подати и иных налогов и сборов, которые обеспечивалисодержание армии, флота, строительство Петербурга, новых городов, уральскойпромышленности и т.д. Именно крестьяне как рекруты составляли основную массувооруженных сил. Они же осваивали новые земли.
Основная тенденция рассматриваемого периода — консолидация различныхкатегорий крестьянства в единое сословие. Указ 1718 г. о введении подушнойподати и замене подворного обложения налогом привел к упразднению такихкатегорий, как подсуседники, захребетники, бобыли. Сблизилось правовоеположение пашенных крестьян и барской дворни-холопов, за которых ранее неплатили налог, т.к. они не имели своих дворов. Практически все эти категориислились в единую категорию крестьян. Секуляризация церковных земель,завершенная в 1764 году, привела к ликвидации категории монастырских крестьян,которые влились в категорию крестьян государственных.
Государственное крестьянство составляло в начале XVIII в. около 20% всехкрестьян, но к концу века его доля увеличилась до 40% за счет присоединенияогромных новых территорий Правобережья Украины, Белоруссии, Прибалтики,освоения Поволжья, Сибири, Юга России. Хотя следует отметить, что на протяженииXVIII в. из фонда государственных и дворцовых земель производились огромныераздачи земель с крестьян-
При подворном налоговом обложении практиковалось объединение дворов. Вдвор более или менее зажиточного крестьянина подселяли бедные крестьянскиесемьи (подсуседники, захребетники) или одиноких крестьян (бобылей), чтобы неплатить налог с их дворов. При подушной подати исчезал стимул к такомуобъединению дворовскими дворами помещикам, особенно придворным и фаворитам.
В государственные крестьяне были записаны как прежние черносошные, так ижившие по границам мелкие служилые люди, пушкари, стрельцы, однодворцы. Справовым статусом государственных крестьян сблизился статус дворцовых, т.е.принадлежавших дворцовому ведомству или лично царской семье). Правовоеположение государственных крестьян было лучше остальных категорий. Они платилиподушную подать и феодальную ренту государству, в среднем равную оброкупомещичьего крестьянина, но они жили общинами, подчинялись государственнойадминистрации и подлежали телесным наказаниям. Администрация, как правило, невмешивалась в их личные дела, не распоряжалась брачной судьбой. Они моглизаключать самостоятельно гражданско-правовые сделки, обладали правомсобственности на свое имущество.
Иное положение было у частновладельческих крестьян, которые составлялибольшинство (от 70 % в начале века до 55 % в его конце) от общей массыкрестьян. Формально они были прикреплены к земле, но фактически помещики моглиих продать и без земли. В 1767 г. последовало официальное разрешение на продажукрестьян без земли и даже с разлучением семей. Их имущество считалосьпринадлежащим помещику. Гражданско-правовые сделки эти крестьяне моглисовершать тоже только с разрешения помещика. Они подлежали вотчинной юстициипомещика и телесным наказаниям, которые зависели от воли помещика и законом неограничивались. С 1760 г. помещики могли своим распоряжением отправлять своихкрестьян на вечное поселение в Сибирь. Причем получали при этом рекрутскиеквитанции, т.е. сосланных засчитывали за рекрутов, сданных в армию, и плюс ктому получали денежную компенсацию. С 1765 г. помещики таким же распоряжениеммогли отправлять крестьян на каторжные работы. Указ 1767 г. запретил крестьянамподачу жалоб на помещиков. Жалобы теперь наказывались плетьми и отправкой накаторгу. Крестьяне платили подушную подать, несли государственные повинности ифеодальную поземельную ренту помещикам в форме отработки или оброка,натурального или денежного. Так как хозяйство было экстенсивным, то возможностьроста доходов помещики видели только в увеличении барщины или оброка. Барщина кконцу века стала доходить до 5-6 дней в неделю. Иногда помещики вообщеустанавливали семидневную барщину с выдачей месячного продовольственного пайка(“месячины”). Но это уже вело к ликвидации крестьянского хозяйства и деградациифеодализма к рабовладению: увеличение оброка не могло быть больше, чем могладать доход переданная в надел крестьянину земля.
Закрепощение крестьян затрудняло развитие промышленности, т.к. лишало еесвободных рабочих рук, нищее крестьянство не имело средств на покупкупромышленных изделий. Иными словами, сохранение и углублениефеодально-крепостнических отношений не создавало рынка сбыта дляпромышленности, что в совокупности с отсутствием рынка свободной рабочей силыявлялось серьезнейшим тормозом в развитии экономики и обуславливало кризисфеодально-крепостнического строя.
Следующая категория: посессионные крестьяне. Отсутствие рынка свободнойрабочей силы вынудило правительство обеспечивать промышленность рабочей силойпутем прикрепления целых деревень (крестьянских общин) к заводам. Барщину ониотрабатывали в течение нескольких месяцев в году на заводах, т.е. отбывали“сессию”. Отсюда и название — посессионные. Их насчитывалось от 60 тыс. в 60-егоды до 100 тыс. приписных ревизских мужских душ в 80-е годы XVIII в.
Используемаялитература.
История Государства и права России: Учебник для вузов/Г75. Под ред. С.А.Чибиряева — 1998 — С. 528.