Реферат по предмету "История"


Советская журналистика в условиях культа личности Сталина

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ, ИСТОРИИ И ПОЛИТОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
На тему «Советская журналистика в условиях культа личности Сталина»
Выполнил
студент гуманитарного факультета
гр.6061 Поспелова К.В.
Проверил
доц. Полякова Н.В.
С.-Петербург 2008

Оглавление
Введение
§ 1. Отечественная публицистика 30-х годов
§ 2. Как журналистика способствоваласозданию культа личности Иосифа ВиссарионовичаСталина
Заключение
Список литературыВведение
Состояние обожествления человекас помощью средств массовой информации это, несомненно, интересная и очень актуальнаятема в нашей стране. В наше время политика и журналистика настолько тесно взаимосвязанымежду собой, что люди давно перестали верить средствам массовой информации, видя,что за всем этим стоит не что иное, как правительство.
Наиболее актуальный и очень интересныйматериалом по данной теме представляет учебное пособие Овсепяна Р.П. «Историяновейшей отечественной журналистики».
Одной из первых опубликованныхстатей, в которых рассматривался вопрос борьбы государства с инакомыслием, сталаработа «История инакомыслия в СССР. Новейший период»[1],написанной Л. Алексеевой. Автор не только, подвергает анализу деятельность партийно-государственныхорганов по выработке мер, направленных на пресечение критики официальной идеологии,в каких бы формах она не выражалось, но так же приводит интересный фактический материал.
Поистине интересной представляетсяработа Ю.Ф. Лукина «Сопротивление тоталитаризму, активность и протест в историисоветского общества», посвященная выявлению особенностей правозащитного движенияв СССР, как духовно-этической оппозиции тоталитаризму. Автор показал точные формыпротивостояния сталинизму в 1920-е — 1950-е гг., в т. ч. внутри партии, среди трудящихся,крестьян, молодежи, военных, интеллигенций.
Изображению объективных и субъективныхпредпосылок ужесточения борьбы с инакомыслием в годы советской власти, оценке основныхэтапов борьбы государства и правящей партии с «вольнодумством» посвященаработа А.А. Данилова «История инакомыслия в России: Советский период. 1917-1991гг.»
В книге Блюма А.В. «Советскаяцензура в эпоху тотального террора» на базе богатейшего архивного материалапрослежена история одного из уникальных инструментов советского тоталитаризма: цензурнойсистемы контроля над литературой. Раскрыты механизмы и результаты цензурного насилияво всех сферах литературного, издательского, библиотечного дела — перед нами проходитбогато документированная, переходящая в фарс, но от того еще более жуткая картинатрагедии советской культуры.
Арлен Блюм рисует впечатляющуюкартину сужения в годы «великого перелома» доступа к информации, построенияединого информационного поля, чей целью было жесткое и директивное управление массами(одна из глав так и называется: «Тотальный библиоцид»). В книге подробнопрослеживаются разнообразные формы становления и бытования цензуры прежде всегов сфере культуры — от книжной продукции и периодики до букинистических магазинови библиотек.
Цензоры не только вмешивалисьв тексты (интересно, что до революции цензорам запрещалось дописывать за автора- разрешалось лишь вычеркивать неугодные места), но и непосредственно влияли насудьбу авторов. Причем порою самым трагическим образом. Так, непосредственным поводомдля разгрома Лендетиздата и ареста ведущих его сотрудников послужил донос цензораД. Чевычелова (1904 — 1970). Как и многие люди подобного сорта, он сделал карьерув том же издательстве, став его директором.
С помощью этой работы мне хотелосьбы проанализировать журналистику периода 1930-1940-х гг. и понять насколько сильноона способствовала созданию культа личности Иосифа Виссарионовича Сталина.
Целью данной курсовой работы можнообозначить исследование и анализ периодических изданий периода культа личности.Для выполнения поставленной цели были исследованы статьииисторическиесобытия, на базе исторических изданий, интернет-статей и статей опубликованных вгазетах того периода. Цель работы определила следующие задачи:
· Понять, как работала система советскойжурналистики
· Проанализировать источники, обожествляющиеличность И.В. Сталина
· Показать, что советская журналистикавсей своей деятельностью способствовала созданию культа личности Сталина
· Выявить причины, по которым имя Сталинавозвели в культ
· Исследовать периодические издания,установить, на чем они акцентировались
Объектом курсовой работы можноопределить — работу СМИ в период культа личности Иосифа Виссарионовича Сталина,а предметом — периодические издания того периода.
Основными методами исследованиястали:
· Изучение рекомендуемой литературы
· Изучение исторической литературы
· Анализ и обработка статей
Информация в данной курсовой работеизложена дедуктивным методом.
§ 1. Отечественная публицистика 30-х годов
Публицистика конца 20-х-30-х гг.приобрела исключительно важное значение не только в духовной жизни общества, нои в решении конкретных задач политики. Благодаря публицистике сухие, отвлеченныецифры информационных сообщений, подаваемые во многих газетах под общим заголовком«С фронта индустриализации», а на радио в передачах «Последних известий»,становились зримыми, связанными с самоотверженным трудом людей. Вдохновенное словопублицистов позволяло читателю быть рядом с ними, видеть, как сооружаются Днепрогэс,Магнитка, Кузнецк и Донбасс, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, восприниматьих как символы новой жизни. [2]
Публицистика первых пятилетокпредставлена множеством жанров. Как и в предыдущие годы, широко использовался жанрстатьи. Характерной особенностью «Правды», «За индустриализацию»,«Социалистичной харькивщины», белорусской «Звязды» и другихгазет стала публикация экономических обозрений, открытых писем, коллективных обращенийи отчетов. Чтобы усилить эмоциональное воздействие на читателей, видные советскиежурналисты Б. Горбатов, Б. Галин, Ф. Панферов, Н. Погодин и другие вводят в корреспонденцииэлементы публицистики.
Все заметнее на страницах периодическихизданий становится очерк. Его различная тематическая направленность приводит к внутреннемуразделению очерка по различным типам и видам. Одно из ведущих мест занял индустриальныйочерк. Им мастерски владел Б. Горбатов, сделавший его главным действующим лицомчеловека труда, обуреваемого жаждой творческого созидания. Знакомство с героямиочерков Б. Горбатова «Чугун», «Риск», «Коминтерн»,«Гребенка» и других поможет понять духовный мир автора, его пристрастиек натурам мужественным. Неуемность, самоотверженность героев Горбатова как нельзялучше характеризуют и его самого: он участник экспедиций в Арктику в 1935 и 1936гг., героических перелетов экипажей Молокова на Северный полюс. И отовсюду неизменнопосылал в «Правду» очерки и корреспонденции о трудовых буднях советскихлюдей.
В публицистике 30-х гг. особовыделялся и сельскохозяйственный очерк. Многое для его развития и становления сделалиВл. Ставский и А. Колосов.
Различия в специфике общественныхотношений города и деревни, в конкретных задачах публицистов, писавших на различныетемы, делают понятным и дальнейшее структурирование жанра очерка. Развитие массовогосоциалистического соревнования, движения передовиков и новаторов производства вызываютк жизни портретный очерк. Его создают Б. Галин, Ю. Жуков, А. Авдеенко и др.
С очерками и рассказами, зарисовками,фельетонами и памфлетами в центральных газетах выступали М. Булгаков, Н. Погодин,В. Ильенков, В. Катаев, О. Мандельштам[3],В. Маяковский[4],А. Платанов[5],К. Радек[6]и др. Среди авторов отдельных очерков, зарисовок, статей, публиковавшихся в те годыв «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде», былии такие писатели, как Н. Островский, К. Федин, А. Караваева, А. Корнейчук, Н. Вирта,М. Ауэзов, Вс. Иванов и др.
Советская страна, населяющие еенароды жили своими проблемами. Но русское зарубежье и ее печать внимательно следилиза событиями, происходившими на их далекой Родине. Огромные расстояния, различияв идейно-политических позициях не могли разорвать единый литературно-публицистическийпроцесс. Большая сеть зарубежной русской периодики регулярно освещала события, происходившиев Советской России. В Берлине выходили «Голос России», «Время»;в Праге — «Воля России», «Казачий набат»; в Париже — «Бодрость»,«Россия», «Возрождение» и др. В
В среде русской эмиграции во Франциипо-прежнему не ослабевал интерес к «Последним новостям», сохранявшим своеумеренное направление. Газета возлагала большие надежды на либерализацию экономическойи политической жизни Советской России. Поэтому она так охотно представила свои страницывозвратившейся из России Е. Кусковой. Серия ее статей в газете не всей эмиграциейбыла воспринята однозначно. Да это и понятно. Кускова, видя нэпманскую Россию, чувствовалалиберализацию советского режима, надеялась на его демократизацию. Этими мыслямибыла проникнута, в частности, статья «Сдвиги в России и эмиграция»[7].Однако прошло три года и в сознание Кусковой вселилось сомнение в возможности переменв России. Свои мысли она изложила в статье «Все еще почему?», вышедшейв марте 1929 г.
Позиция изданий социалистическихпартий и в 30-е гг. оставалась резко отрицательной по отношению к коммунистическойпартии, подчинившей себе всю власть в СССР. Меньшевистская «Заря», эсеровские«Знамя борьбы» и «Революционная Россия», «Бюллетень оппозиции»Троцкого обвиняли Сталина в измене делу социализма, в установлении личной диктатурывласти. В феврале 1929 г. Троцкий оказался в Турции. Через четыре месяца вышел первыйномер «Бюллетеня оппозиции». Троцкий был не только главным редактором,но и подчас единственным автором, основным публицистом. До 70-80% материалов«Бюллетеня» принадлежали его перу. Всего вышло 87 книжек «Бюллетеня».Журнал не имел собственной полиграфической базы, издавался там, где находился вэто время Троцкий, на гонорары от его публикаций и пожертвования его сторонников.
В истории «Бюллетеня оппозиции»просматриваются несколько периодов. Первый начался в июле 1929 г. и продолжался до 1933-1934 гг. — до окончательного прихода к власти Гитлера в Германии и установленияличной диктатуры Сталина в СССР. Второй период охватывает 1933-1934 гг. и завершаетсяначалом второй мировой войны, т.е. 1939 г. Третий период связан с деятельностью троцкистских и примыкавших к ним коммунистических организаций в условиях начавшейсявойны.
Главные темы первых двух этаповдеятельности «Бюллетеня оппозиции» связаны с борьбой за возвращение кленинским истокам ВКП (б) и Коминтерна, настойчивой попыткой Троцкого создать альтернативныйIII-му IV-й Интернационал. Одновременно с этим в связи с террором в СССР, осуществляемымСталиным и его окружением, прозвучал призыв Троцкого к «политической революции»в СССР, устранению Сталина.
Журнал был рупором распространенияидей Троцкого, его страстной неприязни к Сталину и сталинизму. Поэтому одно из ведущихмест в «Бюллетене» занимала тема Сталина во всех ее аспектах: историко-биографическом,историческом, партийном, теоретическом и многих других. Вот лишь несколько статей,опубликованных в журнале: «К политической биографии Сталина», «Сталинкак теоретик», «Сталин и Коминтерн», «Сталин снова свидетельствуетпротив Сталина», «Заявления и откровения Сталина», «Гитлер иСталин», «Сталинские репрессии в СССР» и десятки других. [8]
Основным источником публикацийв «Бюллетене оппозиции» его постоянной рубрики «Революционные новостииз СССР» были материалы советской прессы. [9]Ее содержание второй половины 30-х гг. не оставляло сомнений в том, что в СССР окончательноутвердился тоталитарный режим, а господствующей идеологией стал сталинизм.
Советская журналистика принималаактивное участие в создании культа личности Сталина. Восхваляя на все лады его«прозорливость, мудрость в достигнутых победах в годы первых пятилеток»,она утверждала в сознании масс непререкаемость его авторитета.
Система средств информации нашейстраны, будучи проводником сталинской модели строительства социализма в СССР, занялас выходом «Краткого курса истории ВКП (б)» и учреждением отделов пропагандыв газетах ведущее место в идейно-теоретическом обосновании сталинизма как единственноверной доктрины социалистического строительства в условиях новой общественно-экономическойформации.
Настойчивое проведение СМИ авторитарнойидеологии способствовало тому, что она проникала во все сферы не только экономической,но и духовной жизни общества, в том числе в журналистику. Она оказалась полностьюподчиненной административно-командной системе и лишенной самой незначительной самостоятельности.
Печать стала орудием административно-команднойсистемы. Это проявилось в том, что она превратилась в политический пресс и средстворасправы с инакомыслием, в проводника идеологии классовой борьбы и ее обостренияпо мере продвижения страны к социализму. Пресса в условиях тоталитарного режимастала средством формирования культа личности Сталина, жестким орудием осуществленияадминистративно-командного давления сверху, средством расправы с теми, кто не выполнялуказаний и директив самой печати.
Режим тоталитарного государства,культ личности Сталина наложили глубокий отпечаток на работу прессы. Во время политическихпроцессов 30-х гг. тон всей советской журналистике задавала «Правда».Она занимала непримиримую и жесткую позицию по отношению к тем, кого обвиняли вовражеской деятельности. В обличение вовлекались люди талантливые, в иных ситуацияхпроявившие себя честно и храбро. Среди подобных публикаций «Правды» былаполна ярости и издевки статья «Убийца с претензиями». Она принадлежалаперу блестящего публициста М. Кольцова. Посвятив свою статью Н. Бухарину, авторвел речь о нем, как об обреченном. Однако массовые репрессии коснулись и кадровнашей печати. Были оклеветаны и погибли многие опытные и талантливые журналисты,в их числе член редколлегии «Правды» М. Кольцов, редакторы «Комсомольскойправды» А. Костров, В. Бубекин, писатель-публицист Третьяков и многие другие.
В 1930 г. за особые заслуги в социалистическом строительстве и в связи с пятилетним юбилеем «Комсомольскаяправда» стала первой газетой в истории журналистики страны, награжденной орденомЛенина. В годы первых пятилеток представители «Комсомольской правды» былина всех новостройках, на всех крупнейших промышленных предприятиях центра странаи в самых отдаленных ее районах. На страницах газеты выступали видные советскиеписатели, публицисты, комсомольские работники Л. Леонов, М. Шолохов, А. Гайдар,М. Кольцов, А. Косарев и др.
Печать ставила перед трудящимисяконкретные задачи пятилетнего плана и настойчиво требовала обязательного их выполнения.В частности, газеты вели большую агитационную и организаторскую работу вокруг двухцифр: 518 и 1040. Их суть раскрывают следующие лозунги: «Большевистскими темпамиобеспечим своевременный пуск 518 новых предприятий, построим 1040 машинно-тракторныхстанций, развернем мощное строительство совхозов и колхозов!».
В проблематике выступлений«Вечерней Москвы» 30-х гг. доминировали сообщения о новых промышленныхпредприятиях в столице, строительстве метро. Газета решительно выступала противфактов бюрократизма управленческого аппарата, боролась за совершенствование егоработы, особенно в годы реконструкции города.
культ личность сталин журналистика
С исключительной теплотой рассказывала«Вечерка» о выдающихся достижениях советской науки, героизме советскихлетчиков, совершивших беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку и многомдругом, чем жила страна в 30-е гг. и что волновало и интересовало москвичей.
Совершенствуя свою специфику каквечернего оперативного издания, газета ввела новые рубрики: «Утренние газетысообщают», «По телефону и телеграфу», «Москва — сегодня»,«В последний час» и др.
Много нового появилось и в жанровойструктуре «Вечерней Москвы». Сохраняя свой информационный характер, онане избегала и аналитических жанров, очерков, фельетонов. На ее страницах выступалиизвестные поэты, публицисты, писатели, драматурги, сатирики. В их числе: А. Афиногенов,Э. Багрицкий, М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, М. Кольцов, В. Маяковский,И. Эренбург и многие др.
Тема пятилетки не сходила со страници местной печати. Пресса национальных советских республик пыталась беспощадно ибескомпромиссно ломать старые устои без учета национальных традиций и особенностейбыта народов. Она настойчиво проводила линию на создание в сугубо сельских регионахпромышленной сферы. Под давлением центральной печати местная и национальная журналистикапризывала к ускорению темпов индустриализации любой ценой.
В ходе борьбы за осуществлениеконцепции социалистического строительства рождается лозунг «Пятилетку в четырегода!». Советская печать быстро подхватила его и стала настойчиво добиватьсяего выполнения.1 сентября 1929 г. этот призыв впервые появился в «Правде».
В соревнование за досрочное выполнениепятилетки вовлекались не только промышленность, но и сельскохозяйственное производство.
31 января 1930 г. «Правда» выступила с передовой «Рычаг социалистического соревнования в колхозы»,в которой, не до конца разобравшись в ситуации, сложившейся в ходе коллективизации,призывала центральные и местные издания развернуть соревнование за форсированиетемпов коллективизации. Этой цели газеты посвящали проведение массовых смотров ирейдов по проверке готовности колхозов к весне, севу, рассказывали об опыте отдельныххозяйств. Газеты публиковали "”Красные доски”, организовывали в хозяйствахсвои ударные посты" селькоров, печатали договоры социалистического соревнованиямежду МТС и другие материалы. Иными словами, делали все, чтобы подтолкнуть коллективизацию.На этом фоне выгодно отличалась «Крестьянская газета». В конце 20-х — начале 30-х гг. она была одной из самых популярных в стране: она поднимала актуальныевопросы, волновавшие массы, регулярно публиковала «Странички колхозника»,выпускала сменные областные и краевые полосы, посвященные вопросам коллективизации.Разовый тираж газеты достигал 3 млн. экз. Ни одна газета в мире в те годы не имелатакого большого тиража.
В деятельности прессы конца 20-х- 30-е гг. было немало трудностей и ошибок. Общая атмосфера приверженности идеологиисталинизма сохраняла доверие масс к журналистике. К ее голосу прислушивались, заней шли. Стремлением к дальнейшему усилению идеологического и организационного воздействияпрессы на массы объясняются меры, связанные с увеличением числа газет и ростом ихтиражей. В 1937 г. в стране выходила 8521 газета с разовым тиражом 96,2 млн. экз.,в том числе количество изданий, выходивших в национальных советских республиках,достигло 2500. Каждая газетная строка говорила о надвигавшейся беде. Мир стоял награни войны.
 § 2. Как журналистика способствовала созданию культаличности Иосифа Виссарионовича Сталина
Конец 20-х — 30-х годов ХХ векахарактеризуется значительным усилением партийного контроля над средствами массовойинформации. Лишь в 1928 году в принятых постановлениях ЦК ВКП (б), в том числе«Об отделе партийной жизни „Правды“, „О реорганизации радиовещания“,»О мероприятии по улучшению юношеской печати", «Об обслуживании книгоймассового читателя» неизменно подчеркивалось, что основной задачей средствмассовой информации является «коммунистическое воспитание трудящихся, внедрениев среду читателей „боевых традиций большевистской партии“, что СМИ — это»острейшее большевистское орудие на идеологическом фронте"[10]
Установка на превращение журналистикив орудие партийной пропаганды особенно энергично стало внедряться в связи с выходомв 1938г. «Краткого курса истории ВКП (б)». С 9 по 19 сентября 1938 г. его главы публиковались в «Правде» вместе спередовыми статьями: «Большевистскаяидейность и организованность», «За овладение революционной теорией»,«Непобедимая сила марксизма-ленинизма», «Обеспечить глубокое изучениеистории ВКП (б)» и др., разъясняющими главы. В первые 15 лет «Краткийкурс» был издан 301 раз тиражом 42.816.000 экземпляров на 67 языках. В историисоветского книгопечатания это было самое многотиражное издание.
В связи с выходом «Краткогокурса» политико-идеологический контроль над средствами массовой информациидостиг своего апогея. В 1938г. партийному контролю по всему Советскому Союзу подверглось:8850 газет, 1726 журнала, 1176 типографий, 70 тыс. библиотек. [11]
В ноябре 1938г. ЦК ВКП (б) принялпостановление «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском „Краткогокурса истории ВКП (б)“. В связи с этим произошло развитие внутриредакционнойструктуры. Появляются новые отделы, в частности, отдел пропаганды учреждается вцентральных газетах „Правда“, „Красная Звезда“, „Комсомольскаяправда“, а также в республиканских, краевых и областных партийных и комсомольскихгазетах; укрепляются отделы критики и библиографии; реорганизуются штаты областных,краевых и республиканских газет, в которые вводятся собкоры; по группе районов,укрепляютсярайонныегазеты. А журнал „Большевик“ стал теоретическим органомпартии, „всесоюзной консультацией по вопросам марксизма-ленинизма“.
Таким образом, пропаганда партийнойидеологии стала занимать на страницах газет важное место. Например, в газете»Литературная газета" редакция отмечала, что «борьба за культуруязыка — есть борьба за культуру социализма в целом». А страницы многих газетпестрили заголовками подобного рода.
Настойчивая пропаганда СМИ авторитарнойидеологии способствовала тому, что она проникала во все сферы не только экономической,но и духовной жизни общества, в том числе в журналистику. Она оказалась полностьюподчиненной административно-командной системе и лишенной самой незначительной самостоятельности.
Особенностью журналистики 1930-х-40-хгодов наряду с существованием партийного контроля и пропаганды было существованиекульта личности Сталина, который сам вел борьбу за утверждение своей диктатуры нарядус контролем над прессой.
Безграничное доверие Сталину,готовность безоговорочно выполнить любой его приказ послужили благоприятной почвойдля того, чтобы отношение к нему стало некритическим, а восхищение превратилосьв безудержное восхваление. К началу 1930-х годов уже сложился так называемый«культ личности Сталина». Некоторые элементы этого культа были с восхищениемописаны в книге о Беломорканале. Заранее предвкушая, открытие XVII партконференции,назначенной на начало 1932 года, авторы книги писали: «Загремит оркестр. Всевстанут. Пробегут дети по сцене, бросая в президиум цветы, промаршируют старики-рабочие,красноармейцы, моряки со своими рапортами, ученые академики с мировыми именами.Опять встанет весь багряно-золотой зал театра, затрясется люстра от рукоплесканий- это вся страна приветствует вождя. Это Сталин — их друг, товарищ, учитель и ещечто-то громадное, какой-то особый и великолепный ум, который как будто и прост,а в то же время чрезвычайно необычен и высок, — все то, что человечество называетгением. Он стоит в своем простом френче — и 140 национальностей приветствуют его.Да где там 140! Вот это приветствие повторяется и в теплых океанах кочегарами передтопками пароходов, рабочими в доках Шанхая, в прериях рабочими у фермеров и скотоводов,шахтерами Рура, металлургами Бельгии, батраками Италии, в рудниках
Калифорнии, в изумрудных копяхАвстралии, неграми Африки, кули Китая и Японии — всеми угнетенными и порабощенными».Выступая на митинге на Красной площади, состоявшемся во время XVII съезда партии,секретарь ЦК ВКП (б) С.М. Киров назвал Сталина «славным, твердокаменным ленинцем»,«лучшим ленинцем», а также «славным, несгибаемым, великим руководителеми стратегом». Подобные восхваления в адрес Сталина звучали с трибуны съездав каждой речи ораторов, в том числе и гостей — коммунистов из других стран, в каждомприветствии съезду. (Фамилии Сталина не прозвучало лишь в его собственном докладеи в докладе председателя мандатной комиссии Н.И. Ежова.) Неумеренные восхваленияв адрес Сталина звучали и в покаянных речах всех бывших оппозиционеров, которымбыло предоставлено слово — А.И. Рыкова, М.П. Томского, Л.Б. Каменева, К.Б. Радека,Е.А. Преображенского, В.В. Ломинадзе и других. Н.И. Бухарин назвал его «фельдмаршаломмировой революции».
К этому времени здравицы в честьСталина, приветственные обращения к нему стали обычным явлением на торжественныхсобраниях и всегда сопровождались бурными аплодисментами присутствовавших. ПортретыСталина, его скульптурные изображения украшали кабинеты государственных учреждений,а в праздники — фасады зданий. Во всех городах страны во время праздничных демонстрацийлюди несли портреты Сталина.
В его честь были названы города- Сталинград, Сталинабад, Сталино, Сталинири и т.д., промышленные предприятия, колхозы,совхозы, пик на Памире. Поэты посвящали Сталину стихи.1 января 1936 г. в «Известиях» появляются первые два стихотворения, прославляющее И.В. Сталина, которыепринадлежат перу Бориса Пастернака. По свидетельству Корнея Чуковскогои Надежды Мандельштам,он «просто бредил Сталиным».
«А в те же дни на расстояньи
За древней каменной стеной
Живёт не человек, — деянье:
Поступок ростом с шар земной.
Судьба дала ему уделом Предшествующегопробел.
Он — то, что снилось самым смелым,Но до него никто не смел.
За этим баснословным делом Укладвещей остался цел.
Он не взвился небесным телом,Не исказился, не истлел.
В собраньи сказок и реликвий,Кремлём плывущих над Москвой, Столетья так к нему привыкли, Как к бою башни часовой.
Но он остался человеком, И если,зайцу в перерез Пальнёт зимой по лесосекам, Ему, как всем, ответит лес»
Журналисты, публицисты, писатели,партийные и государственные деятели словно соревновались друг с другом в восхваленииСталина. В день открытия XVII съезда партии газета «Правда» поместилана первой полосе такой заголовок: «Учение Ленина о возможности победы социализмав нашей стране осветило нам путь борьбы. Мудрое и твердое руководство Сталина привелонас к победе»[12].Передовая статья газеты была заполнена восхвалениями в адрес Сталина: «Пролетариат,выдвинувший плеяду гениальнейших вождей — Маркса, Энгельса, Ленина, — нашел им достойнейшегопреемника — великого Сталина, титана революционной мысли и действий… Сталинскаяпрозорливость, твердость, непримиримость к малейшим проявлениям оппортунизма победили…Нет сейчас в мире человека, к голосу которого так прислушивались бы, как к голосутоварища Сталина». Статья венчалась словами: «Пламенный привет ленинскомуЦентральному Комитету и вождю партии, железному бригадиру международной пролетарскойреволюции, великому зодчему первого в мире социалистического общества — товарищуСталину!»
Карл Радек написал книгу«Зодчий социалистического общества», сплошь заполненную дифирамбами вадрес Сталина. Однако, не смотря на такое восхваление вождя, журналист был репрессирован.Его не спасло даже и то, что в последние перед арестом годы ничего не выходило безпрославления «великого зодчего социализма» из-под пера этого публициста.
Сталин, желая обессмертить своеимя, порой подталкивал литераторов к созданию произведений о себе. Это коснулосьА.Н. Толстого, выполнившего «социальный» заказ, М. Горького, разочаровавшегоожидания вождя, М.А. Булгакова и др. Булгаков решил эту проблему как художник. Егопьеса «Батум» выполняет сверхзадачу, имеет второй, не сразу видимый пласт,подтекст, раскрывающий истинное отношение писателя к герою и героическим событиям,в которых тот участвует. «Сомнительной и вызывающей была, по сути, вся пьеса,- приходит к выводу историк театра А. Смелянский, — в которой сталинская эпоха быларазвернута и сопоставлена с полицейской практикой русского самодержавия начала века».Сталин — внимательный читатель творчества Булгакова, вероятно, ощутил это. Пьеса«Батум» была запрещена.
29 января 1934года «Правда»комментировала отчетный доклад ЦК, с которым выступил Сталин, следующим образом:«Блестяще применив марксистско-ленинскую диалектику, вождь партии шаг за шагомосвещает сложный лабиринт современной международной обстановки, движения кризиса,обострившего положения в капиталистических странах, и показывает неуклонный подъемхозяйства страны Советов». Передовая статья завершалась словами: «Победанам обеспечена… ибо партию возглавляет Ленинский Центральный Комитет и такой непоколебимыйи гениальный рулевой, как Сталин, вооруживший большевиков программой великих работ».
Советская журналистика всей своейдеятельностью способствовала созданию культа личности Сталина. В его личную заслугуставились победы в первых пятилетках, в успехах строительства социализма. Прессастала трибуной идейно-теоретического обоснования сталинизма. Как величайшие образцытворческого развития марксизма расценивались книги Сталина «Об основах ленинизма»,«Краткий курс истории ВКП (б)» и др. Настойчивая пропаганда периодикойи радиовещанием авторитарной идеологии способствовала тому, что она проникла вовсе сферы духовной жизни общества и в том числе в журналистику, ставшую неотъемлемойчастью аппарата тоталитарной системы.
В газете «Правда» запериод, когда у власти находился Сталин, во многих статьях упоминалось имя вождя,можно сказать именно газета правда задавала тон все советской журналистике. Так,например, в номере 63 (7388) от 5 марта 1938 года можно увидеть такие фразы, восхваляющиеСталина: "…вождя и учителя народов великого Сталина"[13]," Да здравствует наш великий вождь, учитель и друг товарищ Сталин!"[14],«вождь всех трудящихся великий Сталин!»[15]и так далее. Его называли другом, учителем, любимым вождем, в письмах, опубликованныхв газете, к Сталину обращаются: «Дорогой Иосиф Виссарионович», «Дорогойтоварищ Сталин»[16]Восхваляя на все лады его «прозорливость, мудрость в достигнутых победах вгоды первых пятилеток», советская журналистика утверждала в сознании масс непререкаемостьего авторитета.
Именно газета «Правда»считалась центральным органом партии большевиков и наиболее влиятельным советскимизданием, фактически — главной газетой страны. И не было ничего удивительного, чтоданное издание публиковало на своих страницах статьи, восхвалявшие Сталина.
Журналисты и не только благодарилиСталина за все, что он делает для народа, особенно вождя благодарили за продолжениебессмертного дела Ленина. Так, в номере 355 (11462)«Правды» от 21 декабря1949 года можно прочитать такие строки: «Вместе с Лениным ты, товарищ Сталин,создавал партию большевиков, в тесном содружестве с Лениным разрабатывал идеологические,организационные, тактические и теоретические основы большевизма, закалял партиюв суровых боях за освобождение трудящихся, превратив ее в самую могучую революционнуюпартию в мире. Бесстрашный революционер, гениальный теоретик, великий организатор,ты вместе с Лениным уверенно и смело, твердо и осмотрительно вел партию, рабочийкласс на вооруженное восстание, на социалистическую революцию… Когда смерть оборвалажизнь великого Ленина, ты, товарищ Сталин, высоко поднял славное знамя Ленина, смелои решительно повел нашу партию по ленинскому пути»[17].
Л. Берия в статье "Великийвдохновитель и организатор побед коммунизма"[18]говорит о том, что "после великого Ленина в мире не было и нет имени, стольблизкого сердцам миллионов трудящихся, как имя великого вождя товарища Сталина.Имя товарища Сталина с горячей любовью произносят трудящиеся во всех странах мира,связывая с ним осуществление своих вековых надежд и чаяний".
Н.С. Хрущев утверждал, что"культ личности приобрел такие чудовищныеразмеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличиваниеего персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерныхпроявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина являетсяиздание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году. Эта книгапредставляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека,превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и«непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже другихслов, чтобы еще больше восхвалять роль Сталина"[19].
Таким образом, печать стала орудиемадминистративно-командной системы. Это проявилось в том, что она превратилась вполитический пресс и средство расправы с инакомыслием, в проводника идеологии классовойборьбы и ее обострения по мере продвижения страны к социализму. Пресса в условияхтоталитарного режима стала средством формирования культа личности Сталина, жесткиморудием осуществления административно-командного давления сверху, средством расправыс теми, кто не выполнял указаний и директив самой печати.
В «Правде» от 10 Декабря1933 года №339 (5865) есть статья посвященная перевыполнению промфинплана 1933 года.В окончании статьи есть слова, адресованные Сталину, высказывающие ему благодарность:«Этих успехов Ленинский район добился потому, что ты, товарищ Сталин, училнас, как преодолевать трудности и как проводить в жизнь генеральную линию партии.В период чистки партийной организации беспартийные рабочие еще ближе узнали своюродную большевистскую партию и еще упорнее и настойчивее боролись под знаменем нашеголенинского ЦК за выполнение задач первого года второй пятилетки». [20]
В этом же номере «Правды»есть цикл стихотворений Демьяна Бедного, посвященных «Культуре в колхозах».В одном из этих стихотворений так же упоминается имя Сталина.
У председателя колхоза «Тучныйколос»
В гостях ударники «Колхозноголуча».
Из патефона им так любо слышатьголос
Для них — для нас для всех! — живого Ильича.
В мечтах у них — весна и прозеленьпроталин:
«План посевной врагом небудет уж провален.
Всех лодырей прижмем, приструнимвсех кутил.
Добьемся, чтоб колхоз всей жизньюощутил,
Что путь наш — ленинский и чтотоварищ Сталин
Заветы Ленина в колхозах воплотил».
Заключение
Как ученик В.И. Ленина, И.В. Сталин(1878-1953) был его последователем и в решении проблем свободы слова. В отличиеот учителя он заземлял их, подчинял собственным интересам, которые считал интересамипартии и государства. При этом он обращался и к опыту российского самодержавия,использовал его в полном объеме.
Сталин следил за всем и за всеми,выдвинул и по-своему развил ряд наиболее важных установок, определивших характерпартийно-советской журналистики и цензурный режим в стране. Он использовал неопределенности,которые содержал социалистический постулат в области свободы — свобода для народа,свобода для большинства. Еще В.И. Ленин в известном письме Г.А. Мясникову (1921)с пафосом заявлял о болотном огоньке абсолютной свободы, который помогает буржуазиидержать в руках общество. Рефреном письма звучали слова: «свобода печати поможетсиле мировой буржуазии. Она не умерла. Она жива. Она стоит рядом и караулит».Позднее, 5 ноября 1927 г. в длившейся шесть часов беседе с иностранными рабочимиделегациями (присутствовало 80 их представителей из Австрии, Бельгии, Германии,Дании, Китая, Южной Америки и др.) Генеральный секретарь ЦК ВКП (б) И.В. Сталин,повторяя ленинские аргументы, высказанные в ходе полемики вокруг Декрета Совнаркомао печати, ответил на их вопрос «Почему нет свободы печати в СССР?» так:«О какой свободе печати вы говорите? Свобода печати для какого класса — длябуржуазии, то ее у нас нет и не будет, пока существует диктатура пролетариата. Еслиже речь идет о свободе для пролетариата, то я должен сказать, что вы не найдетев мире другого государства, где бы существовала такая всесторонняя и широкая свободапечати для пролетариата, какая существует в СССР. Лучшие типографии,лучшие дома печати, целые фабрики бумаги, целые заводы красок, необходимых для печати,огромные дворцы для собраний, — все это и многое другое, необходимое для свободыпечати рабочего класса, находится целиком и полностью в распоряжении рабочего классаи трудящихся масс».
С помощью И.В. Сталина становитсявсеобъемлющим так называемый принцип партийности — идеологии, литературы, журналистики.Вождь выступает в качестве разработчика таких «основополагающих», как«генеральная линия партии, обязательная для всех членов партии»;«гнилые теории», создаваемые оппонентами Сталина или приписываемые Генсекомим; «большевистская революционная бдительность», которую необходимо постояннопроявлять, так как классовая борьба с развитием социализма усиливается. Фактическивсе это обосновало внутреннюю репрессивную политику, вылившуюся в многочисленныепроцессы над «врагами народа», организацию ГУЛАГа и др.
Несомненно, И.В. Сталин полностьюконтролировал журналистику, он подчинил её себе, потому что действительно осознавалеё силу, её мощь.
Делая выводы из проделанной работыи возвращаясь к поставленным задачам, можно подвести итог и с уверенностью сказать,что поставленные задачи были решены, нужные ответы найдены.
Сталин был на самом деле выдающимсячеловеком, вождем, за которым шел народ, которого слушали и подчинялись. Это мыувидели проанализировав многочисленные статьи газет «Правда», «Комсомольскаяправда», «Известия» и др.
Советская пропаганда создала вокругСталина полубожественный ореол непогрешимого «великого вождя и учителя».Именем Сталина и его ближайших соратников назывались города, заводы, колхозы, военнаятехника. Имя Сталина долгое время носил г. Донецк (Сталино). Его имя упоминалосьв одном ряду с Марксом, Энгельсом и Лениным.
Также его имя упоминается и вгимне СССР, сочиненном С. Михалковым в 1944году:
Сквозь грозы сияло нам солнцесвободы, И Ленин великий нам путь озарил, Нас вырастил Сталин — на верность народу,На труд и на подвиги нас вдохновил!
Образ Сталина стал одним из центральныхв советской литературе 1930-х-1950-х годов; произведения о вожде писали также зарубежныеписатели-коммунисты, в том числе Анри Барбюс (автор изданной посмертно книги«Сталин»).
Произведения, прославляющие Сталина,в изобилии появлялись и в публикациях фольклора практически всех народов СССР.
Тема Сталина постоянно присутствовалав советской живописи и скульптуре этого периода, включая монументальное искусство(прижизненные памятники Сталину, как и памятники Ленину, устанавливались массовов большинстве городов СССР, а после 1945 и Восточной Европы).
Именем Сталина прижизненно былоназвано огромное количество объектов, в том числе населённых пунктов (первым изкоторых, по-видимому, стал Сталинград в 1927 — в обороне Царицына Сталин участвовалв Гражданскую войну), улиц, заводов, культурных центров. После 1945 города имениСталина появились во всех государствах Восточной Европы, причём в ГДР и ВенгрииСталинштадт (ныне часть Айзенхюттенштадта) и Сталинварош (ныне Дунауйварош) сталивыстроенными практически с нуля в честь вождя «новыми социалистическими городами».
После «разоблачения культаличности» получила известность фраза, приписываемая обыкновенно М.А. Шолохову«Да, был культ… Но была и личность!».
Список литературы
1. Блюм А.В. Советская цензура в эпоху тотального террора: 1929-1953. СПб.:АСПЕКТ-Пресс, 2000.
2. Ворошилов В.В. Право и этика в журналистике: Курс лекций. Спб, 2004
3. Есин Б. И.300 лет российской газете. От печатного станка к электронным медиа.- М.: Флинта, 2002.
4. Жирков Г.В. Сопротивление сталинскому режиму и журналистика // Вестник СПбГУ.Серия 2.1993. Вып.1, №2
5. Засурский Я.Н. Журналистика и политика МГУ, 1987.
6. Кириллов В.М. История репрессий и правозащитного движения в России. МГУ,1999.
7. Кихтан В.В. Онлайновая журналистика в России: становление, тенденции и перспективыразвития. Москва, 2004
8. Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917 — 2000). — М.: Флинта,2003.
9. Лукин Ю.Ф. Из истории сопротивления тоталитаризму в СССР. — М.: Мысль, 1992.
10. Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 — 90-е гг.). — М.: РАГС, 1999.
11. Очерки советской цензуры. — М., 1995г.
12. Перхин В.В. Русская литературная критика 1930-х гг. — СПб.: СПбГУ, 1997.
13. Троцкий Л.Д. Сталинская школа фальсификации. — М.: Мысль, 1990.
14. Чигринская Л.Ф. Основы журналистики. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. Тех. ун-та,2001
Интернет-источники:
Библиотека центра экстремальной журналистики:
15. http://www.library. cjes.ru/
Свободная энциклопедия
16. http://ru. wikipedia.org/wiki/Сталин
Источники
17. Правда. 1933, №339 (5865)
18. Правда. 1934, №25 (5561)
19. Правда. 1938, № 63 (7388)
20. Правда. 1939, № 18 (7703)
21. Правда. 1949, № 355 (11426)
22. Комсомольская правда. 1939, №44 (4227)
23. Известия. 1931, №57 (4264)
24. Известия. 1931, №69 (4276)
25. Известия. 1937, №246 (6408)
26. Литературная газета. 1937, №61 (697)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.