Реферат по предмету "Экономика"


Взаимодействие культуры и бизнеса

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
 
на тему:
«Взаимодействиекультуры и бизнеса»
Благовещенск2011

Введение
Взаимодействие бизнеса и культуры традиционно носит непростойхарактер. Как правило, эти две сферы человеческого бытия принято разделять идаже противопоставлять друг другу.
Процесс взаимного влияния происходит, как правило, черезинкорпорацию явлений мира культуры в экономическую реальность. Этот процесссвязан с появлением у произведения искусства некоего «экономическогоизмерения», которое может быть представлено как его стоимость, выражаемая вденежном измерении. Приобретая стоимость, культурные феномены обретаютэкономическую значимость, становятся объектами сферы бизнеса.

1. Анализпонятий «бизнес» и «культура». Механизмы и направления взаимодействия культурыи бизнеса
Рассмотрение бизнеса как сферы деятельности обнаруживаетнеобходимость его понимания в широком, культурологическом контексте. Взаимноесодержательно-логическое «тяготение» бизнеса и культуры, вытекающее из анализаэтих понятий, обусловливает необходимость выяснения вопроса о типологии имеханизме «встроенности» бизнеса в культуру.
Прежде всего, необходимо обобщить имеющиеся в литературепредставления по этому вопросу. Следует подчеркнуть, что большинство из нихпредставляют краткие характеристики интересующего нас взаимодействия,высказанные без содержательной проработки, без конкретизации.
Многие выдающиеся ученые XX века видели зависимость экономики откультуры. О. Шпенглер рассматривал хозяйство как форму культуры, существующуюнаряду с этносом, языком, идеями, богами, государством, искусством, науками,правом, мировоззрениями.
М. Вебер, сравнивая объективность социально-научного исоциально-политического познания, отмечал: «Качество явления, позволяющегосчитать его социально-экономическим, не есть нечто, присущее ему как таковому, «объективно».Оно обусловлено направленностью нашего познавательного интереса, формирующейсяв рамках специфического культурного значения, которое мы придаем ему…». Веберотличает собственно (преднамеренно) экономические явления, например, банки,биржи, от объектов, которые в определенных обстоятельствах влияют, действуютэкономически, воздействуют на экономику, прежде всего – религии.
Кроме того, автор выделяет и обратное влияние экономики, например,на художественное творчество (экономически обусловленные явления). О важностиэтих идей свидетельствует попытка издания М. Вебером журнала «Архивсоциальных наук» (1904), основное направление которого состояло как в выяснениикультурного значения социально-экономической жизни, так и в выделениисоциально-экономического аспекта культурной жизни. (Конкретное воплощение этойидеи было предпринято в знаменитой работе «Протестантская этика и духкапитализма»).
Значительный интерес представляют и идеи основателя современнойкультурологии Л. Уайта. В интересующем нас плане представляет интерес идея«векторов культуры»: система культуры образуется из множества устойчивых иавтономных структур (векторов), каждой из которых присущи определенная сила исобственные цели. Эти векторы воздействуют друг на друга, стремятся расширитьсферу своего влияния. К числу важнейших векторов Л. Уайт относит,например, сельхозиндустрию, мануфактуры, банки. Рождение новых сфер культурывызвано изменениями в социальной структуре общества, появлением новых видовчеловеческой деятельности.
Эти векторы стихийно образуют своего рода «равнодействующую»культуры. До капитализма действие разных векторов шло, главным образом, методом«проб» и «ошибок», на основе традиций. С развитием капитализма, ростом ролинауки в жизни общества в целом стихийное развитие культуры сохраняется, иборост управленческого фактора компенсируется дифференциацией сфер культуры.
По мнению Л. Уайта, возможны два основных типа экономическихсистем, первый из которых существовал только внутри первобытных обществ, авторой свойственен всем гражданским обществам, причем в качестве константыразличных типов экономических систем выступали отношения собственности. Первыйтип экономических систем – это те, в которых отношения между объектамисобственности являлись выражением функции межличностных отношений. Ко второмутипу принадлежат те системы, в которых межличностные отношения являлисьфункцией отношений между объектами собственности. Другими словами, «однисистемы подчиняют человеческие и социальные отношения отношениям собственности,другие – отношения собственности человеческим отношениям». Исходя из этогосоциальная структура обществ, прежде всего, классы – это есть социальнаяпроекция экономической организации. «Социальные и политические структуры сутьотражения экономических структур». Экономические системы первого типа являютсяэтически окрашенными, поскольку ставят человеческие отношения выше отношенийсобственности. Напротив, экономические системы второго типа безличны, а значит,негуманны и безнравственны, так как в них права и благополучие людей подчиненыправам собственности, при этом безнравственная природа таких экономическихсистем «развращает и калечит как высших, так и низших».
По мысли Й. Шумпетера, капиталистическая экономика имеет«культурное дополнение» в виде ее социопсихической надстройки, менталитета,характерного для капиталистического общества и буржуазии.
Связь экономики с особенностями культуры, классически показанная М. Веберомна примере становления духа капитализма, позже, в XX веке, достаточно отчетливопроявила себя в рыночной модернизации. Она показывает как достаточнуювосприимчивость самых разных культур к рыночной экономике, так и ее зависимостьот культурных традиций. В качестве примера серьезного анализа этой ситуацииможно привести идеи Хоффстеда, проанализировавшего влияниекультурно-исторических особенностей страны на специфику ее рыночного хозяйства.В частности, государства с сильной предпринимательской мотивацией имеют вкачестве ее культурной основы индивидуализм, «мужские» культурные ценности. Вдругих странах действуют более «мягкие», коллективистские ценности. Это рождаетособые варианты экономической (рыночной) культуры, которые поддаются типизации(например, Великобритания, США, Канада; Швеция, Япония) как организационныекультуры.
Проведенные рассуждения, разумеется, не исчерпывают имеющиеся влитературе сюжеты о связи экономики и культуры, но позволяют очертить рамкипроблемы, учитывать намеченные подходы к ее решению.
Бизнес представляет собой продукт «цивилизации культуры», которыйсоздан и сохранен стремлением к существованию. Именно этот процесс далпредпринимательской деятельности подлинный, первоначальный, внутренний инеобходимый образ. Поэтому экономика и, соответственно, бизнес становится тем,чему культура придает свой образ. Таким образом, тенденции цивилизации и целикультуры встречаются и сталкиваются в экономике в своих требованиях. Бизнессодержит в себе противоречивые начала материального и духовного, являясь аренойдля их столкновения. Однако экономика не создана культурой и изначально непроистекает из нее. Именно человек, как наделенное волей и чувствующеесущество, наделенное метафизическим стремлением преобразовать бытие, стремитсяк единству экономики и своих чувств. Наиболее отчетливо это проявляется вчеловеческой потребности культурного преобразования экономики. Поэтому человекдолжен ценить все культурные явления. В человеке заложена, таким образом,потребность культурного преобразования естественных форм (к которым относится втом числе и экономика), лишенных личностного начала.
Проблема сущности предпринимательства, как было показано выше,лежит не только в сфере экономического, а, скорее, в системе отношений«культура-предпринимательство-личность». Предпринимательство не можетрассматриваться только как экономическое явление, поскольку испытывает на себевлияние социальной структуры общества, культурных ценностей, личностныхособенностей. Поэтому предпринимательство – это всегда «штучное явление», испытывающеесложное воздействие экономических, социальных, культурных, а также иныхвлияний. Однако и само предпринимательство оказывает влияние на общество икультуру посредством деятельности ее носителей – предпринимателей. Пониманиеэтой связи, выявление форм и уровней взаимовлияния представляется возможнымпосредством раскрытия культурного содержания предпринимательства, чтопредполагает выявление и раскрытие его культурных функций.
Одна из важнейших культурных функций предпринимательства – аксиологическаяфункция. В ходе проведенного изучения историко-философской мысли, авторустановил, что никогда отношение к предпринимателю и его деятельности не былонейтральным. Нравственная оценка его деятельности интересовала многихмыслителей. В эпоху античности низкий статус предпринимателя определялся впервую очередь посредническим характером его деятельности, котораяпредставлялась излишней как не согласующаяся с природой.
В эпоху Средневековья предпринимательская деятельность строговписывалась в систему нравственных категорий. Главное, что необходимопредпринимателю – это чтобы его деятельность не входила в конфликт с высшей иконечной целью жизни любого человека – спасением души. Можно сказать, чтопереломной в отношении нравственной оценки предпринимательства стала эпохаВозрождения. Поиск положительных качеств предпринимателя, созданиенравственного образа личности предпринимателя, – другими словами, определеннопоиск компромисса между требованиями культуры с ее ценностями и растущимипотребностями экономики, которой эти ценностные рамки стали явно тесны, – вотта задача, которую неосознанно, повинуясь лишь веяниям эпохи, решалимыслители-гуманисты. Уже первые теоретики предпринимательства в XVIII векепытались вывести предпринимательство за пределы досягаемости культуры, стремясьпревратить его в чисто экономическое явление. На арене истории появляется«экономический человек», действия которого подразумеваются свободными от какихбы то ни было влияний культуры и общества. Личностью предпринимателя полностью«завладела» экономика, погоня за наживой становится главной целью егодеятельности.
В настоящее время все большую популярность приобретает такназываемая этика бизнеса, задача которой заключается в придании целям бизнесагуманистического, социально-ориентированного и культурно-опосредованногохарактера. В связи с этим возникает проблема так называемой социальнойответственности бизнеса, позволяющей предпринимателю интегрироваться всоциальную систему общества и принести ему пользу. Бизнес представляет собой социальныйинститут, и он вынужден принимать во внимание воздействие своих решений наболее крупную социальную систему. Корпорации, которые для реализации своихцелей задействуют тысячи людей и затрагивают в результате своей деятельностиинтересы еще миллионов других людей, должны считаться с последствиямисоциального воздействия своих операций. Аргументы в пользу социальнойответственности коротко можно свести к следующему:
1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальныедействия предприятий, улучшающие жизнь местного сообщества, устраняющиенеобходимость государственного регулирования, проводятся в собственныхинтересах предприятий в силу выгод, обеспечиваемых участием в жизни общества. Вобществе более благополучном, с социальной точки зрения, благоприятнее условиядля бизнеса. Кроме того, даже если краткосрочные издержки в связи с социальнымдействием высоки, в долгосрочной перспективе они могут стабилизировать прибыль,поскольку потребителей, поставщиков и местного сообщества формируется болеепривлекательный образ предприятия.
2. Изменение потребностей и ожиданий широкой публики. Чтобы сузитьразногласия между новыми ожиданиями и реальным откликом предприятий, ихвовлеченность в решение социальных проблем становится и ожидаемой, и необходимой.
3. Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальныхпроблем. Поскольку бизнес располагает значительными людскими и финансовымиресурсами, ему следует передавать часть этих ресурсов на социальные нужды.
4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно.Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должныуправлять его поведением. Предприятие, подобно индивидуальным членам общества,должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплениюморальных основ общества. Более того, поскольку законы не могут охватить всеслучаи жизни, предприятия должны исходить из ответственного поведения, чтобыподдерживать общество, основанное на упорядоченности и законности.
Таким образом, аксиологическая функция предпринимательстваоказывала и продолжает оказывать влияние на предпринимательство. Наверное,самая важная задача, которую призвана решать эта функция, заключается всдерживании безудержности предпринимательской деятельности посредствомнравственности и признания необходимости ценностных смыслов любой деятельности.
Предпринимательство – это особый вид деятельности, неотъемлемымисоставляющими которого являются риск, новаторство, предприимчивость,активность. Всякая деятельность предполагает наличие некоей цели, ради которойона осуществляется. Деятельность связна со смыслом, поскольку бесцельнаядеятельность перестает быть таковой. Это относится и к предпринимательству.
С XIX века приходит понимание того, что целью предпринимательстваявляется улучшение жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Целипредпринимательства теряют ярко выраженный эгоистический характер и переходят вразряд социально значимых. Поиск и разработка культурно и общественно значимыхцелей предпринимательской деятельности становятся объектом пристальноговнимания исследователей XX века. Практическое воплощение этих теорий хорошовидно по тем слоганам, которые известные фирмы провозглашают в качестве главнойцели своей деятельности. (Например, «Филлипс» – «Изменим жизнь к лучшему»,«Джонсон-и-Джонсон» – «Мы заботимся о вас и о вашем здоровье»). Итак, еще однафункция предпринимательства – деятельностная функция. Ее культурный характеропределяется целеполаганием, выходящим за пределы чисто экономических целей.
Культура создает образ предпринимателя. То, какими личностными ипрофессиональными качествами должен обладать предприниматель – еще одна тема,нашедшая всестороннее освещение в истории общественно-философской мысли.Наверное, один из наиболее полных образов личности предпринимателя можновстретить у Ф. Бэкона, который ее очень подробно описывает. «Деловойчеловек» в представлении Ф. Бэкона – это кузнец своего успеха, к которомунаправлена его деятельность. Он обладает такими качествами, какосмотрительность, наблюдательность, осторожность, здравый смысл,последовательность в делах и мыслях, гибкость, приспособляемость, удачливость,оптимизм, честность. Для него важно не потерять добродетель, от которой, помнению философа, зависит важная составляющая делового успеха – репутация. Вотличие о последующих мыслителей, деловой человек Ф. Бэкона еще свободенот всепоглощающей страсти к наживе, поскольку не в этом заключается, как этополагал Бэкон, счастье человека. Большое богатство – пока это не цель, а обуза.Успех в делах дает человеку уверенность и репутацию, которые вместе порождаютудовлетворение – «первая – в самом человеке, вторая – в других по отношению кнему».
Автор считает возможным сделать вывод о том, что в личностипредпринимателя мыслители пытались привести к равновесию те качества, которые,с одной стороны, отвечали за достижение делового успеха, а с другой стороны,служили ограничительными рамками безудержному стремлению к наживе. Другимисловами, личность предпринимателя предстает перед исследователем как противоречивая,поскольку те качества, которые должны были вести предпринимателя кэкономическому успеху, постоянно подводили под контроль тех качеств, которые непозволяли ему выйти за нравственно санкционированные рамки в своейдеятельности. Эта противоречивость, необходимость постоянного самоконтроля,говорит о явном вмешательстве культуры, поскольку иначе трудно объяснить, зачемпредпринимателю следует культивировать качества, которые, с точки зрениядостижения экономического успеха, тормозят его. В этом проявляется еще однасущественная культурная функция предпринимательства – воспитательная.Воспитательная функция показывает экономике те требования к предпринимателю,которые предъявляет к нему культура и общество, а также те пути, которые непозволят предпринимателю стать беспринципным, обезличенным экономическоммеханизмом.
Бизнес – это сложное многофункциональное явление человеческойцивилизации. Наверное, самыми очевидными его функциями являются экономическая исоциальная. Экономическая функция направлена на производство товаров и услуг сцелью получения прибыли. Социальная функция направлена на воспроизводствотрудового потенциала, условий его жизнеобеспечения и общественных отношений, насоциальную интеграцию общества. Однако нельзя недооценивать культурные функциипредпринимательства. Таким образом, предпринимательство – это своеобразный«ген» цивилизации. Предпринимательство посредством своих культурных функцийоказывает влияние на экономическую, социальную, нравственную, политическую,культурную, религиозную и многие другие сферы жизнедеятельности человека.

2. Типология взаимодействия культуры и бизнеса
Анализ современной ситуации позволяет нам выделить несколькораспространенных типов взаимодействия бизнеса и искусства.
бизнескультура инвестиция меценатство
2.1 Культура как бизнес
Пожалуй, одним из наиболее распространенных в последнее времяспособов такого взаимодействия является рассмотрение культуры в качестве однойиз сфер бизнеса, при которой произведения изначально продуцируются с целью ихдальнейшей реализации. По сути, это коммерческая деятельность, имеющая своейконечной целью извлечение дохода, примером чего может служить современныйшоу-бизнес.
Отличительной чертой такого вида коммерческой деятельностиявляется его ориентация в первую очередь на массового розничного потребителя,способного обеспечить устойчивый платежеспособный спрос. Эта специфика вомногом определяет жанровую основу современного шоу-бизнеса (его ориентация натиражируемые культурные объекты (аудио- и видеозаписи, печатная продукция) и намноголюдные аудитории (концерты, шоу-программы, театральные спектакли, цирковыевыступления, кинематограф и телевидение). Кроме того, подобное «культурноепроизводство» рассчитано на удовлетворение запросов массовой аудитории идостаточно усредненного «общего вкуса», что превращает его в своеобразныйретейловый бизнес, строящийся по образцу супермаркета. Следствием стремленияизвлечь максимальную прибыль неизбежно становится и «общедоступность»производимого и продаваемого материала.
Подобная сфера «культурного производства» является одним изосновных способов формирования стоимости искусства – через продажу записей,копий, билетов на массовые мероприятия. «Касса», собранная фильмом, аудиодискомили концертом, становится вещественным выражением его экономической ценностиименно как предмета массового искусства. Неслучайно поэтому, что именнокассовые сборы все чаще рассматриваются качестве одного из основныхкачественных критериев современных артефактов.
При этом в данном контексте термин «массовая культура» не следуетпонимать уничижительно – к ней в полной мере относится и практически всякультура классическая, включая «высокую» литературу, оперу и театр, являющиесясейчас или бывшие в прошлом «продуктами широкого потребления».
2.2 Инвестиции в искусство
Несколько иной подход представляет собой инвестирование в предметыкультуры, прежде всего в произведения искусства. Приобретение картин,скульптур, ювелирных украшений или иного рода артефактов используется бизнесомв качестве способа размещения свободных средств в надежде на извлечениесущественной прибыли в случае продажи через определенное время. В последниегоды существенно расширился список возможных объектов для инвестирования:сейчас им может стать приобретение авторских прав на ту или иную песню, клип,фильм, книгу, даже отдельную антрепризу.
По мнению экспертов, вложение средств в картины и антиквариатможет обеспечивать доход, превышающий средние ставки по депозитам, за счетестественного повышения стоимости артефактов вследствие их «старения». Крометого, подобные инвестиции чаще всего не подвержены обесцениванию. В рядеслучаев доходность подобных вложений может оцениваться в сотни процентов (такоеможет происходить, например, с ранними работами известных мастеров,приобретенными до получения ими известности, с картинами неустановленныхавторов при определении их принадлежности кисти известных художников и такдалее). Одновременно обладание предметами искусства приносит и дивидендысимволическому капиталу владельца, укрепляя его социальный статус.
Впрочем, подобный метод инвестирования может быть сопряжен и сопределенными трудностями. Во-первых, это ограниченная ликвидность предметовискусства: процесс их продажи по максимальной цене может занять значительноеколичество времени. Во-вторых, это необходимость поддержания артефактов внадлежащем состоянии и сохранности (что может быть достаточно затратным делом)И, главное, инвестиции подобного рода требуют специальных знаний или услугэкспертов, которые зачастую оказываются достаточно дорогостоящими. В противномслучае инвестиции в предметы искусства могут не только не принести прибыли, нои привести к убыткам.
При этом если шоу-бизнес создает экономический эквивалентмассовым, тиражируемым культурным феноменам, то инвестиции в искусствопозволяют формировать стоимостную составляющую для артефактов, существующих вединственном экземпляре и ценных именно своей уникальностью. Впрочем, следуетотметить, что инвестиции в искусство, как и коллекционирование, создают тольковозможность для этой стоимости, само ее формирование происходит в рамкахаукционного бизнеса.
2.3 Аукционный бизнес
Аукционный бизнес и связанная с ним индустрия оценки, определенияподлинности и значимости культурных артефактов – это отдельная исамостоятельная сфера современной экономики. Она не производит предметовискусства, не занимается вложением средств в уже существующие артефакты. Вместоэтого она создает среду, в которой возможно и производство, и инвестирование,то есть бизнес-операции, производимые над феноменами культуры. Аукцион по своейсути является методом и способом создания экономического эквивалента, способомвключения искусства в экономическую жизнь, так как именно предварительнаяоценка, верификация и сами торги позволяют определить рыночную стоимость произведенияискусства. При этом именно аукцион и его эксперты несут ответственность заадекватность указанной эквивалентности: по сути, именно они от именикультурологического сообщества уполномочены устанавливать «оценочную стоимость»и начальную цену лота при продаже артефактов. Известны случаи, когда аукционныедома несли юридическую ответственность за неадекватность своей оценки. Причемне только в случаях, когда артефакт был переоценен (например, копия илиподделка была выставлена на торги как подлинник известного автора), но и вобратной ситуации – когда экспертам не хватило квалификации увидеть в «картиненеизвестного художника» полотно мэтра.
2.4 Коллекционирование
Четвертым вариантом взаимодействия бизнеса и культуры являетсяколлекционирование. Его кардинальное отличие от инвестирования заключается втом, что бизнесмен приобретает тот или иной предмет искусства не с цельюизвлечения прибыли в будущем, а исключительно потому, что испытывает к нему теили иные эстетические чувства или, возможно, определенный «коллекционерскийазарт».
При этом коллекционирование предметов искусства способствуетсозданию их рыночной стоимости, продуцируя среду платежеспособного спроса. Приэтом экономическая составляющая формируется либо через прямой договор между коллекционероми творцом произведения искусства (например, когда оно создается на заказ), либопосредством аукциона. При этом рыночная стоимость того или иного артефактаможет не иметь для приобретателя никакого значения. Более того, зачастуюизвестные коллекционеры делают свои собрания доступными для массового обозренияпублики, завещают или передают их в дар общественным или государственныммузеям. Но тем не менее, приобретая тот или иной артефакт и выплачивая за негоденьги, коллекционер все равно создает его экономический эквивалент, важный дляпоследующей оценки этого же произведения или других, схожих с ним.
2.5 Меценатство
Близким к коллекционированию можно считать меценатство – бескорыстнуюпомощь бизнеса тем или иным культурным проектам или отдельным деятелямискусства. Его основное отличие от коллекционирования заключается в том, чтообладающий значительными финансовыми возможностями бизнесмен не столькостремится стать владельцем того или иного уже созданного артефакта, сколькоприлагает усилия для развития культуры. Его внимание сосредоточено не столькона предметах искусства, сколько на самом процессе их создания и участвующих внем людях. При этом меценат, как правило, не получает от своих вложений никакихматериальных плодов или же последние имеют для него скорее символическое,нежели материально-финансовое значение. В этом смысле о меценатстве сложноговорить как о процессе формирования стоимости феноменов культуры: деньги,вложенные в тот или иной проект, не возвращаются к нему в виде дивидендов, непревращаются в стоимость конкретного произведения искусства. Впрочем,благотворитель, спонсирующий искусство исключительно в силу собственныхмотивов, не связанных с экономикой, и не ставит перед собой такой цели. Именновследствие этого траты мецената следует отнести не к области инвестированиясредств, а к сфере конечного потребления: своими тратами благотворитель несоздает стоимости произведения искусства, а скорее удовлетворяет собственныестремления – эстетические, этические либо какие-то иные. В результате мынаблюдаем процесс, обратный описанным выше: не предметы искусстваинкорпорируются в экономическую реальность, а деньги целиком уходят в миркультуры, не возвращаясь обратно.
Следует отметить, что в поддержке меценатов нуждаются, какправило, те направления искусства и культуры, которые не могут претендовать насамоокупаемость и превращение в самостоятельный бизнес, прежде всего в силусвоего принципиально «немассового» характера, ориентированности на относительнонебольшие группы потенциальных потребителей. Именно в силу этого «элитарное»искусство на протяжении практически всего своего существования создавалось впервую очередь на деньги меценатов и просто не могло бы существовать без помощисо стороны бизнеса или власти.
2.6 Культура как PR
Еще одним способом взаимодействия культуры и бизнеса являетсяиспользование того или иного мероприятия или артефакта для привлечения вниманияк спонсирующей его бизнес-структуре или персоне. При подобном подходе, оказываяфинансовую поддержку тому или иному проекту, представители бизнеса непреследуют цели удовлетворить свои личные амбиции или эстетические потребности,а стремятся использовать данный факт как информационный повод для повышенияизвестности собственной организации, улучшения ее имиджа, повышения доверия кбренду. При этом идеи из области культуры либо добавляются к уникальномукоммерческому предложению компании как некая «несущая частота», либо могутзаменять его полностью. При этом службы по связям с общественностью компаний,занимающиеся организацией подобных мероприятий, осуществляют заменукоммерческого месседжа, обычного для корпоративного PR, сообщением из другойсферы. Вместо экономического послания о собственных конкурентных преимуществахиспользуется устойчивая ассоциация компании с определенными культурнымипроектами.
Можно отметить, что подобную тактику позиционирования за счетискусства используют в первую очередь те коммерческие структуры, собственнаядеятельность которых не позволяет создать уникального общезначимого месседжа,предназначенного для широких масс. Это может быть связано с особенностями сферыработы компании или конкурентной ситуации, когда такое предложение простоневозможно.
Как и в случае с меценатством, при организации подобного рода PR-мероприятийне происходит формирования стоимости предметов искусства. Средства, выделенныена их проведение, чаще всего не воплощаются в объектах эквивалентной стоимости.Стоимость артефактов не увеличивается вследствие их участия в PR-мероприятиях.
Несмотря на то, что «культурный PR» внешне выстроен в формебизнес-процесса, с точки зрения экономики потраченные на него деньги, как и вслучае меценатства, уходят из оборота. Дело в том, что наличие в PR-мероприятиипредметов искусства не снижает затрат на его проведение: заказчику приходитсяоплачивать все обычные мероприятия по его организации и освещению в СМИ. Болеетого, эти затраты увеличиваются на сумму собственно культурной составляющей.

3. Реализация взаимодействия культуры ибизнеса на примере России и Амурской области
 
«Инвестициив искусство» – весьма популярная тема для обсуждения в кругахразнокалиберных дельцов от культуры, осваивающих новые рынки наживы, и в СМИ,для которых эти пресловутые инвестиции – всегда вкусный и незатасканныйинформационный повод.
Вначале декабря 2009 года в процесс включилось и Государство. 4 декабря 2009года Минюстом был зарегистрирован Приказ от 6 августа 2009 года «О внесенииизменений в некоторые нормативно-правовые акты Федеральной службы по финансовымрынкам». Настоящим приказом официально было разрешено создание паевых фондовхудожественных ценностей. Это значит, что предметы искусства (картины, иконы,скульптуры и пр.) официально превращаются в инструмент извлечения прибыли.
Однозначноеи глубокое неприятие вызывает уже сам термин «инвестиции в искусство» ипросматривающаяся за ним тенденция к кретинизации и обесцениванию одной изсамых фундаментальных этических категорий общества.
Флагманомпропаганды «инвестиций в искусство» в России является интернет-ресурсArtInvestment.ru. На нём, надо отдать ему должное, обобщена огромная базафактических данных по результатам продаж отечественной живописи на известныхмировых площадках и российскими аукционными домами за период с 2000 года.
Ощущениесерьёзности происходящего охватывает сразу же, как попадаешь на сайтArtInvestment. Обратимся к самому главному, продвигаемому на сайте, индексуроссийского искусства.
«ИндексARTIMX рассчитывается по уникальной методике, разработанной специалистамиARTinvestment.RU, и является интегральным показателем, характеризующимотносительную величину цены условно усредненного произведения искусства наопределенный момент времени. Расчет индексов осуществляется по данным орезультатах продаж произведений искусства на основных мировых аукционах».
Другимрекламируемым «инструментом» от ARTinvestment.RU является, так называемый,«Индикатор инвестиционного риска». Читаем резюме: «Атрибуция большей частипроизведений искусства является результатом сложного исследовательскогопроцесса и редко может считаться однозначной. Индикаторы инвестиционного рискаоснованы на имеющихся в настоящий момент сведениях об экспертизах, проведенныхразличными экспертными организациями, а также личных знаниях и мненияхизвестных экспертов, и не являются заключениями о подлинности».
Тоесть мы имеем некоторый «инструмент», который, во-первых, «редко можетсчитаться однозначным», а во-вторых, «не являются заключением о подлинности».Кому нужен такой инструмент и кому может прийти в голову вложить свои кровныепод столь зыбкие посулы?
Всвязи изложенным уместен и ещё один вопрос. Если всё так сладко, как говорят«специалисты», то почему, располагая столь чудодейственным ноу-хау в областиинвестиций в искусство, позволяющим быстро и без хлопот обогатиться, они так«бескорыстно» несут его в массы? Вместо того, чтобы самим вкладывать деньги впредметы искусства и надолго выводить их из оборота, гораздо надежней «за долюмалую» обучать «искусству инвестиций» наивных новичков, предварительно обративих в свою веру с помощью красивых слов, эффектных примеров и «умных» графиков.
Помимо«инвестиций в искусство» есть ещё и два таких важных понятия, как меценатство иколлекционирование. Первое и доступно, и привлекательно далеко не для всех.Зато второе, как явление, достаточно широко распространено. При этомколлекционер не «инвестирует», а удовлетворяет свои эстетические запросы.
Двусмысленноеотношение к меценатству сохраняется и в наши дни. Одна из основных причин этого– столь же двусмысленное отношение к богатству и его обладателям в условиях всебольшего расслоения российского общества. Наряду с тем, что многие российскиепредприниматели считаются одними из самых богатых людей в мире, большинство ихсограждан живут, мягко говоря, более чем скромно. При этом ни для кого несекрет, полукриминальный характер формирования капиталов многих современныхроссийских предпринимателей. К простой обиде за такую личную несправедливостьпримешивается и обида за Россию: вместо того, чтобы инвестировать средства вразвитие отечественного производства, культуры и спорта, олигархи предпочитаютвкладывать их в зарубежные футбольные клубы и автомобильные заводы.
Тем не менее, меценатство становится постепенно все болеераспространенным. Создаются частные и корпоративные фонды для поддержкистудентов, ученых и деятелей искусства, устраиваются гастроли театров ивыступления знаменитых музыкантов, покупаются картины для музеев. Однакоширокая публика об этом, во-первых, мало информирована, а, во-вторых,большинство актов благотворительности воспринимает с подозрением, видя в нихлишь ловкий PR-ход для достижения неких корыстных целей.
Спору нет, сегодняшние российские предприниматели создают скореекапиталы, чем производства, и далеко не все из них считают что «богатствообязывает». «Для многих наших предпринимателей, сделавших состояния в 90-егоды, Россия – не родная страна, а всего лишь территория свободной охоты», – призналМихаил Ходорковский. Однако, как отмечается на Интернет-портале «Меценат», «дляоценки современного состояния благотворительности в России и хула, и похваларавно неприемлемы. А поиск «меценатов» по образу и подобию иконных ликов – занятиебесперспективное. Как относиться, например, к меценатской деятельности БорисаБерезовского? Еще недавно премия его Фонда «Триумф» приравнивалась к «Государственной»– на церемониях и банкетах «Триумфа» присутствовала правительственная верхушкаедва ли не в полном составе. А на последнюю церемонию, где собралась всякультурная элита, не пришел даже министр культуры. Нынешний президент ФондаИгорь Шабдурасулов к сложившейся вокруг фонда двусмысленной ситуации относитсяфилософски. В интервью журналу «Профиль» он приводит такие аргументы воправдание: «Кто-то считает деньги Березовского праведными, кто-то нет, но ониже не в офшор уходят, а идут на развитие и поддержку российской науки икультуры».
Крометого, Принятие в России закона о меценатах, создание правовой базы меценатства –«насущная необходимость». Такое мнение высказал председатель комитета покультуре Санкт-Петербурга Антон Губанков на пресс-конференции, посвященной Днюблаготворителя и мецената.
Онпрошел в Северной столице 13 апреля 2010 г. в Эрмитажном театре.
«Внынешних экономических условиях скорейшее принятие этого закона оченьнеобходимо нашим музеям, нашим театрам», – считает Губанков. Онподчеркнул, что «должен быть механизм, который позволял бы благотворителям,меценатам вкладывать деньги в культуру».
Председателькомитета напомнил, что в 1990-е годы в Государственной думе такой законопроектбыл разработан, и в настоящее время законодатели также работают над этимвопросом.
Возможно, современные предприниматели станут гораздо щедрее кроссийской культуре после принятия Госдумой закона о налоговых льготах дляблаготворителей.
Традиции прошлого скорее мертвы, чем живы. С ростом обществапотребления в последнее время всё меньше людей хотят вкладывать деньги вблаготворительность. Читая про купечество 18–19 веков кажется, что так какпредприниматели делали тогда больше не будет.
Тем не менее, сейчас действительно всё делается ради пиар-ходовили ухода от налогов (закон о налоговых льготах), но существование фонда помощидетям Хаматовой или Потанинской стипендии студентам оставляет надежду навозрождение меценатства в России.
Коллекционирование– вещь благородная и творческая. Настоящий коллекционер – это не стяжатель, аисследователь и подвижник, который часто отдает последнее, чтобы статьобладателем интересующего его предмета. Ротации в коллекции, связанные спокупками-продажами предметов искусства – не стремление «оптимизироватьинвестиционный портфель», а желание улучшить качество своего уникальногособрания.
Правда,в условиях отсутствия достаточных средств, коллекционеру порой бывает простонеобходимо продать что-то из своих сокровищ, чтобы приобрести нечто болееценное и значимое. При этом, как правило, вопрос о стоимости коллекции и еёчастей, если и ставится, то в последнюю очередь.
Именнобудучи коллекционером, можно создать действительную ценность для себя и дляпотомков. И именно бескорыстным коллекционерам, случается, везёт, и их собрание«выстреливает» – начинает стремительно дорожать. Но и в этом случае стимуломдля коллекционера являются отнюдь не деньги. Гораздо важнее для него признаниерезультатов многолетнего кропотливого труда и гордость за свои профессионализми интуицию.
В Амурской области известны имена «собирателей искусства»: ЛафинСергей Николаевич – коллекционер, собиратель предметов Амурской старины, в егоколлекции: самовары, книги, монеты, предметы интерьера, ручки, он жепредставитель бизнеса; Телюк Анатолий, являясь представителем бизнеса, коллекционируетисторию Амурской области.
Согласно Единому государственному реестру юридических лиц, вАмурской области официально не зарегистрировано ни одно общество или сообществоколлекционеров. Современные «собиратели искусства» имеют небольшие частныеколлекции, для них коллекционирование – скорее хобби, дело для души. Если быпредметы их коллекционирование приобрели коммерческий характер, были выставленыи проданы с аукционов, то можно в полной мере говорить о взаимодействиикультуры и бизнеса в Амурской области.
Что же касается федерального масштаба, известны имена следующихкрупных коллекционеров: Валерий Борисович Загорский – основатель и генеральныйдиректор фирмы «Стандарт-Коллекция», издающей серию каталогов почтовых марок.Референт генерального директора ФГУП «Почта России». Эксперт по филателии.Обладатель государственных свидетельств и патентов, золотых медалей Всемирныхфилателистических выставок; Евгений Михайлович Нутович (1934, Москва) – российскийколлекционер, обладатель одной из лучших коллекций русского неофициальногоискусства 1950–1980-х годов; Софья Сергеевна Троценко – российскийарт-продюсер, создатель и руководитель проекта Центра современного искусстваВИНЗАВОД, декан продюсерского факультета Школы-студии МХАТ.

Заключение
Рассмотрениебизнеса как сферы деятельности обнаруживает необходимость его понимания вшироком, культурологическом контексте. Взаимное содержательно-логическое«тяготение» бизнеса и культуры, вытекающее из анализа этих понятий,обусловливает необходимость выяснения вопроса о типологии и механизме«встроенности» бизнеса в культуру.
Бизнес представляет собой продукт «цивилизации культуры», которыйсоздан и сохранен стремлением к существованию. Именно этот процесс далпредпринимательской деятельности подлинный, первоначальный, внутренний инеобходимый образ. Поэтому экономика и, соответственно, бизнес становится тем,чему культура придает свой образ. Таким образом, тенденции цивилизации и целикультуры встречаются и сталкиваются в экономике в своих требованиях. Бизнессодержит в себе противоречивые начала материального и духовного, являясь аренойдля их столкновения. Однако экономика не создана культурой и изначально непроистекает из нее. Именно человек, как наделенное волей и чувствующеесущество, наделенное метафизическим стремлением преобразовать бытие, стремитсяк единству экономики и своих чувств. Наиболее отчетливо это проявляется вчеловеческой потребности культурного преобразования экономики. Поэтому человекдолжен ценить все культурные явления. В человеке заложена, таким образом,потребность культурного преобразования естественных форм (к которым относится втом числе и экономика), лишенных личностного начала.
Анализ современной ситуации позволяет нам выделить несколькораспространенных типов взаимодействия бизнеса и искусства: культура как бизнес, инвестиции в искусство, аукционный бизнес,коллекционирование, меценатство, культура как PR.
В данной работе проведен анализ взаимодействия культуры и бизнесав России и в Амурской области.

Библиографический список
1.  Аrtinvestment.ru: Инвестиции в искусство [Электронный ресурс]. –М., 2010. – Режим доступа: artinvestment.ru/invest/. – 28.02.2011.
2.  Кузеванова А.Л. Культура и бизнес: типология и механизмывзаимодействия // Обсерватория культуры. – 2008. – №5. – С. 123–125.
3.  Кузеванова А.Л. К характеристике взаимодействия культуры ибизнеса // Вестник Челябинскогогосударственного университета. – 2007. – №16. – С. 82–87.
4.  МОСБЛАГО.Ру: Единый информационный ресурс московскойблаготворительности [Электронный ресурс]. – М., 2008. – Режим доступа:www.mosblago.ru/articles/show-214.htm. – 28.02.2011.
5.  Оганов А.А. Мировойопыт многоканального финансирования культуры [Электронный ресурс] / А.А. Оганов // Прагматикакультуры. – 04.08.2004. – Режим доступа: artpragmatica.ru/projects/? uid=2290.– 28.02.2011.
6.  Русский портрет [Электронный ресурс]. – М., 2001. – Режим доступа:rupo.ru/m/2087/. – 28.02.2011.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Зависимость семантики имени сложного речевого события от структуры события
Реферат Неналоговые поступления в бюджет
Реферат Конкуренция как источник развития рыночной экономики: механизм реализации
Реферат Эмоции. Структура эмоций. Виды эмоций. Эмоции и мотивация
Реферат Способи спостереження Агрегатні індекси які застосовуються правовою статистикою
Реферат Basic Html Essay Research Paper There are
Реферат Электроснабжение участка шахты
Реферат Финансовые инвестиции понятие управление ими
Реферат Локальная сеть "ООО Дизайн-Интер-Трейд" на основе технологии 100VG-AnyLAN
Реферат Управленческий учет и его применение
Реферат Программы для работы с графикой, электронными таблицами, текстом, векторной графикой
Реферат История зарождения и развития федеральной резервной системы США
Реферат Химически-опасные объекты. Правила поведения при авариях. Первая помощь при потере сознания обм
Реферат Социально-экономическое развитие России в первой половине XVI в.
Реферат Промышленное развитие России в 1900-1914 годах