Реферат по предмету "История"


Сарапул в истории воздухоплавания

САРАПУЛ ВИСТОРИИ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ
Человек всегда мечталлетать по воздуху как птица. В конце XIX – начале XX в.в. сказки и легендыо полетах стали превращаться в действительность. Был изобретен новый способпередвижения, появились первые летательные аппараты. Авиация развиваласьбыстрыми темпами, проникая в самые отдаленные уголки и завоевывая все новыхпочитателей. Не остался в стороне и Сарапул, связь которого с авиацией можнопроследить на протяжении не одного десятка лет.
Сейчас никого не удивишьвидом летящего самолета, а лет 100 назад это было настоящим чудом, увидетькоторое мог далеко не каждый. А жителям Сарапула повезло. Им посчастливилосьстать свидетелями памятного для города события, которое произошло 15 июня 1912 г.
В России тогда только чтопоявились аэропланы, привезенные из-за границы русскими авиаторами-любителями. Влетнее время они разъезжались по российским городам и демонстрировали полетчеловека на аппарате тяжелее воздуха. В немногочисленную группугероев-летчиков-пропагандистов входил Александр Алексеевич Васильев, являвшийся17-м дипломированным авиатором в России, имевшим право совершать публичныеполеты. Он то и приехал в Сарапул после показательных выступлений во Владимире,Казани, Перми. Наиболее подходящим местом для полета был выбран беговойипподром, находившийся на излучине поймы р. Сарапулки. Сюда, задолго до назначенноговремени, стали собираться зрители и очень скоро все места, отведенные длялюдей, оказались занятыми. Играл оркестр. Все ждали волшебства. И онопроизошло: аэроплан поднялся в воздух, сопровождаемый аплодисментами и крикамимноготысячной толпы. И хотя полет длился всего 12 минут, на высоте не более 200 метров, он привел публику в неописуемый восторг, навсегда запечатлевшись в памяти.
Сильное развитие авиацияполучила в годы Первой Мировой войны. Среди авиаторов, участвовавших в ней,были и наши земляки. Уроженец Сарапульского уезда Николай Иванович Рябов,добровольцем поступив в ряды действующей армии, был записан в авиационныйотряд. Сначала летал в качестве наблюдателя. После окончания Севастопольскойавиационной школы 30 октября 1915 года получил звание военного летчика. А 1февраля 1916 года его жизнь героически оборвалась в неравном воздушном бою: оннаправил свой горящий аэроплан на аэроплан противника, тем самым, совершиввоздушный таран задолго до известного всем подвига капитана Гастелло.
Гремели залпы гражданскойвойны. С Запада из прифронтовой полосы в Сарапул в конце лета 1919 года былпередислоцирован технический и летный состав дивизиона самолетов «ИльяМуромец». Были оборудованы мастерские, где производили сборку самолетов издеталей, доставляемых из Петрограда, где «Муромцы» строились до революции.Готовились и летные курсы. Луга близ города были превращены в аэродром. Вянваре 1920 года организовали первую в стране воздушную линию Сарапул –Екатеринбург.
Затем на базе этихмастерских был создан государственный авиационный завод № 14, «состоящий вударной группе авиапромышленных заводов». Официальное открытие заводасостоялось 5 марта 1921 года. На заводе начали строить первый советский самолет«КОМТА», названный так в честь комиссии по тяжелой авиации, разработавшейпроект. К осени самолет построили. Крылья размахом в 15 метров для придания самолету большей подъемной силы расположили в три яруса. На средних крыльяхукрепили два двигателя фирмы «Фиат» мощностью около 500 лошадиных сил.Испытывать самолет решили в Москве на Ходынском аэродроме. Самолет разобрали,узлы погрузили в вагоны. В Москве его вновь собрали. Летчик Ремзюк вырулилсамолет-триплан на взлетную площадку, а прославленный летчик гражданской войны А.И.Томашевский поднял его в воздух. Недолгим был полет (всего 20 секунд).Конструкция оказалась несовершенной. Но труд и поиски строителей первогосоветского самолета не пропали даром.
Вскоре жители Сарапуластали очевидцами важного в деле развития авиации события. В то времяпопулярными были дальние воздушные перелеты. Маршрут одного из них –Москва-Пекин проходил через Сарапул. И в 1925 году самолеты, летящие из Москвыв Пекин, совершили посадку на Сарапульском аэродроме.
В последующие годы связьгорода с авиацией проходила по линии ОСОАВИАХИМА (Союз обществ друзей обороны иавиационно-химического строительства, образованный 21 января 1927 года).
В сентябре 1928 года вСарапуле была основана летно-планерная школа.
Авиационнаяпромышленность в стране развивалась, но на строительство самолетов и подготовкуавиационных кадров нужны были средства, сбор которых проходил по всей стране, втом числе и в Сарапуле. В 1936 году на VIII Всесоюзном съезде Советов был озвучен лозунг«Молодежь – на самолеты». Этот лозунг подхватили рабочие им. Менжинского,которые обратились к рабочим Советского Союза дать стране 150 тысяч летчиков,подготовленных без отрыва от производства. Призыв нашел отклик во многихгородах.
«С большим интересомвстретила Сарапульская молодежь обращение рабочих московского завода им.Менжинского, — писала в те дни газета «Красное Прикамье», — В Сарапуле имеетсяполная возможность прохождения будущими летчиками первой ступени овладениялетным делом. Мы говорим об овладении планером Осоавиахим имеет планер, накотором молодежь уже прекрасно летает. Инструкторским составом обеспечены.Вблизи города имеется аэродром, правда, на нем можно летать только по прямой,так как на аэродроме нет возвышенностей. Но для этого опять есть новый методобучения – автоблокировка, который вполне обеспечивает взлет планера на большиевысоты до 60 – 80 м…»
18 августа 1937 года былобъявлен днем смотра авиационных сил Советского Союза (впоследствии он сталпраздноваться как день авиации). Это был настоящий праздник, проходящий сбольшим размахом. В Сарапуле устраивались в этот день массовые гуляния,осуществлялись прыжки с парашютной вышки, на аэродроме «катали» на самолетахстахановцев.
Желающих научитьсялетному делу в городе становилось все больше. 5 февраля 1938 года был открытСарапульский аэроклуб ОСО, готовивший пилотов без отрыва от производства (нынеэто площадка напротив «Оптового магазина», по ул. Труда). В числе еговыпускников были будущие герои Советского Союза летчики В.И. Широких, М.Н.Казаков, М.А. Коровин, С.Л. Красноперов, Н.В. Клевцов, М.С. Зевахин, покрывшиесебя неувядаемой славой в годы Великой Отечественной войны.
Сергей ЛеонидовичКрасноперов воевал на Северо-Кавказском и Закавказском фронтах, громил фашистовна Кубани. Во время очередного вылета, недалеко от города Темрюк, зенитныйснаряд попал в мотор его самолета. Машина стремительно понеслась к земле итолько коснулась болота, как Сергей выпрыгнул из кабины. Считанные минутыотделяли летчика от взрыва боевой машины, который вскоре последовал. Фашистыпосчитали, что вместе с самолетом сгорел и пилот, и не стали его разыскивать.Сергей же был жив и болотами пробрался к своим. Но в дальнейшем судьбараспорядилась по-своему: 23 июля 1944 года С.Л. Красноперов погиб, возвращаясьс очередного боевого задания.
Не менее примечательна итрагична фронтовая судьба Михаила Зевахина. Он выполнял боевое задание пофотографированию расположения вражеских сил, аэродромов. За год командир звенакапитан Зевахин совершил 198 боевых вылетов, провел 20 воздушных боев. 13января 1944 года, осваивая только что полученный новый самолет, МихаилСтепанович погиб.
В годы ВеликойОтечественной войны молодежь города овладевала в клубе ОСОАВИАХИМА военнымипрофессиями: летчиков, лыжников, снайперов, пулеметчиков. Фронтовой путь многихиз них был отмечен орденами и медалями.
После окончания войныСарапульский аэроклуб был переименован в автомотоклуб. А с января 1976 года посей день, он носит привычное для нас название Сарапульская автошкола.
В 1957 году с запускаискусственного спутника Земли началась эра космических исследований, а с 1961года – эра космических полетов. В марте 1965 года совершил космический полет накорабле «Восход-2» летчик-космонавт СССР, полковник, Герой Советского Союза ПавелИванович Беляев. А ведь его судьба тоже связана с Сарапулом. В 1943 году он былкурсантом 3-й школы летчиков Военно-Морского Флота, находившейся в то время вСарапуле. В 1967 году в приветственном письме к читателям газеты «КрасноеПрикамье» П.И. Беляев сказал: «Уральская земля, уральский народ мне особеннодороги… С уральской земли впервые поднялся в воздух на самолете ПО-2. Науральской земле произвел посадку космического корабля «Восход-2».
Конечно же, на этомистория связи Сарапула с авиацией не заканчивается. Она продолжается и в нашихземляках, связавших свою жизнь с небом, и в продукции Сарапульских предприятий,используемой в различных летательных аппаратах, и даже в существованиигаражного кооператива с памятных для многих названием «Аэродромный».

Использованная литература:
1.  В.А. Голденкова «Сарапул в историивоздухоплавания» — издание Музея истории и культуры Среднего Прикамья г.Сарапула «Культурный слой» № 2, 2006 г.
2.  Историческая справка главногохранителя фондов Музея истории и культуры Среднего Прикамья г. Сарапула Л.Л.Коробейниковой «Из истории образования самолета-триплана «КОМТА», 2005 г.
3.  О. Гончаров «В труде и бояхзакаленное» — «Красное Прикамье» № 37 – 40 от 22.02.2007 г.
4.   Е. Печерских «Замужество и отвагу» — «Красное Прикамье»  от 22.02.1995г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.