Реферат по предмету "История"


Роль СССР в становлении новой немецкой государственности в 1945-1949 годах

Министерствообщего и среднего образования Свердловской области
Муниципальноеобразовательное учреждение
средняяобщеобразовательная школа №140
с углублённымизучением предметов эстетического цикла.
Образовательнаяобласть-обществознание.
Предмет-историяОтечества.
             
Роль СССР в становлении новой немецкойгосударственности в 1945-1949 гг.
Выполнил: ученик 9 ”В” класса
Лийв Вячеслав.
                                      Руководитель: учитель истории
                                    Мальшакова Н.Н.
                                   ( I категория )
Екатеринбург
2005г.
Введение.
В год 60-летия Победы Советского Союза над фашистской Германией иокончания Второй мировой войны тема о судьбе послевоенной Германии представляется  мне интересной и актуальной.
Целью работы является рассмотрение роли С.С.С.Р. в становлении новойнемецкой государственности в период после Второй мировой войны и образовании натерритории Германии двух новых государств: Ф.Р.Г. и Г.Д.Р.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучение процесса обсуждения судьбы послевоенной Германии на Крымскойи Потсдамской конференциях.
2. Рассмотреть процесс становления Г.Д.Р. :
-советская зона оккупации и политика С.С.С.Р.
-Берлинский кризис 1948 года и роль С.С.С.Р. в расколе Германии.
Содержание.
        Введение……………………………………………………………………3
        Глава 1.Судьба послевоеннойГермании………………………………….4
        1.1 Крымская конференция союзников………………………………..…4
        1.2 Потсдамская конференция…………………………………………… 7
        Глава 2. СтановлениеГ.Д.Р…………………………………….…………11
        2.1 Органы СВАГ………………………………………………………….11
        2.2 Берлинский кризис 1948г……………………………………………..18
        2.3 Раскол Германии………………………………………………………24
        Заключение…………………………………………………………………27
         Списоклитературы………………………………………………………..28
Глава 1

Судьба послевоенной Германии.

     1.1     Крымская конференциясоюзниковКрымская  конференция 1945 года — конференция глав правительств трёх союзных во 2-й мировой войне 1939—1945годов  держав — СССР, США,Великобритании: председателя СНК СССР И. В. Сталина, президента США Ф. Д.Рузвельта и премьер-министра Великобритании У. Черчилля при участии министровиностранных дел, начальников штабов и других советников. Состоялась в Ялте 4—11февраля, в период, когда в результате мощных наступательных ударов СоветскойАрмии, перенёсшей военные действия на германскую территорию, война противгитлеровской Германии вступила в завершающую стадию. На Крымской конференциибыли согласованы военные планы держав в целях окончательного разгромафашистской Германии, определено их отношение к Германии после её безоговорочнойкапитуляции и намечены основные принципы общей политики в отношениипослевоенной организации мира. Было решено, что после того как германскоевооружённое сопротивление будет окончательно сокрушено, вооруженные силы СССР,США и Великобритании оккупируют Германию; причём войска каждой из упомянутыхдержав будут занимать определённую часть (зону) Германии. Предусматривалосьтакже создание в Германии координированной союзнической администрации иустановление контроля, осуществляемого через специально создаваемый контрольныйорган, состоящий из главнокомандующих трёх держав, с местом пребывания вБерлине. При этом указывалось, что Франция будет приглашена взять на себяопределённую зону оккупации и участвовать в качестве четвёртого члена этогоконтрольного органа. Конкретное урегулирование вопроса относительно зоноккупации Германии было достигнуто ещё до Крымской конференции  в Европейской консультативной комиссии изафиксировано в «Протоколе Соглашения между правительствами СССР, США иСоединённого Королевства о зонах оккупации Германии и об управлении «БольшимБерлином»» от 12 сентября 1944. Участники конференции заявили, что ихнепреклонной целью является уничтожить германский милитаризм и нацизм и создатьгарантии того, что «Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир»,«разоружить и распустить все германские вооруженные силы и навсегда уничтожить германскийгенеральный штаб», «изъять или уничтожить все германское военное оборудование,ликвидировать или взять под контроль всю германскую промышленность, котораямогла бы быть использована для военного производства; подвергнуть всехпреступников войны справедливому и быстрому наказанию...; стереть с лица землинацистскую партию, нацистские законы, организации и учреждения; устранитьвсякое нацистское и милитаристическое влияние из общественных учреждений, изкультурной и экономической жизни германского народа». Вместе с тем в коммюникеКрымской  конференции   подчеркивалось, что после искоренениянацизма и милитаризма германский народ сможет занять достойное место всообществе наций. Состоялся обмен мнениями по вопросу о репарациях с Германии. Крымская конференция  приняла«Декларацию об освобожденной Европе», в которой союзные державы заявили о своёмстремлении согласовывать свои действия при решении политических и экономическихпроблем освобожденной Европы. В декларации говорилось: «Установление порядка вЕвропе и переустройство национально-экономической жизни должно быть достигнутотаким путем, который позволит освобожденным народам уничтожить последние следынацизма и фашизма и создать демократические учреждения по их собственномувыбору».  На Крымской конференции был рассмотрен также вопрос о созданиипостоянного механизма для регулярных консультаций между министрами иностранныхдел трёх держав.  В коммюнике Крымской конференции три союзные державы выражали«решимость сохранить и усилить в предстоящий мирный период то единство целей идействий, которое сделало в современной войне победу возможной и несомненнойдля Объединенных Наций».  Многие решения Крымской конференции, так же как и другиесовместные соглашения союзных держав периода войны и её окончания, не нашлисвоего последовательного осуществления в послевоенные годы по вине западныхдержав, взявших курс на раздувание «холодной войны» против социалистическихстран, на возрождение западногерманского милитаризма и реваншизма.8 мая 1945 фашистская Германия, разгромленная антигитлеровской коалициейпри решающей роли СССР, безоговорочно капитулировала. Войска союзниковоккупировали всю территорию Германии, которая для этого делилась на четыреоккупационные зоны: восточную – советскую, юго-западную – американскую,северо-западную – британскую, на крайнем западе и юго-западе – небольшуюфранцузскую. Руководить экономической и политической жизнью в Германии былпризван Союзныйконтрольный совет (КС), состоявший из глав военныхадминистраций СССР, США, Великобритании и Франции. Все решения в КС принималисьпо принципу консенсуса, при отсутствии возражений с чьей-либо стороны. СКСразмещался в Берлине, и весь Большой Берлин был оккупирован войсками четырехдержав-победительниц с разбивкой города на соответствующие сектора. В Германиине существовало ни правительства, ни немецкого аппарата управления. Принципыпослевоенного устройства Германии — ее демилитаризация, денацификация,демократизация — были определены Берлинской конференцией 1945.
             1. 2  Потсдамская конференция.  Потсдамская конференция1945 года глав правительств СССР, США и Великобритании проходила с 17 июля по 2августа во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме, близ Берлина. В работе Потсдамской конференции  участвовали министры иностранных дел, военныесоветники и эксперты. Решения Потсдамской конференции явились развитием решений Крымскойконференции 1945. Центральное место в работе Потсдамской конференции заняливопросы, связанные с демилитаризацией, денацификацией и демократизацией Германии, а также многие другие важнейшие аспектыгерманской проблемы. В соответствии с решениями Крымской конференции 1945,потсдамские соглашения предусматривали полное разоружение Германии, роспуск её вооруженных сил, уничтожениемонополий и ликвидацию в Германии всейпромышленности, которая могла бы быть использована для: военного производства,уничтожение национал-социалистской партии, подконтрольных ей организаций иучреждений, предотвращение всякой нацистской и милитаристской деятельности илипропаганды в стране. Участники конференции подписали специальное соглашение о репарациях подтверждавшее право народов,пострадавших от германской агрессии, на компенсацию и определявшее источникиполучения репарационных платежей. Была достигнута договорённость об учреждениицентральных германских административных департаментов.На конференции былаокончательно согласована система четырёхсторонней оккупации Германии, которая должна была служить еёдемилитаризации и демократизации; предусматривалось, что на время оккупацииверховная власть в Германии будет осуществлятьсяглавнокомандующими вооруженными силами СССР, США, Великобритании и Франции,каждым в своей зоне оккупации; по вопросам, затрагивавшим Германию в целом, они должны были действовать совместнов качестве членов Контрольного совета. Потсдамским соглашением была определенановая польско-германская граница по линии Одер — Западная Нейсе, установлениекоторой было подкреплено решением Потсдамскойконференции  о выселении немецкого населения, оставшегося в Польше, а также вЧехословакии и Венгрии. Потсдамская конференция  подтвердилапередачу Советскому Союзу Кенигсберга (с 1946 — Калининград) и прилегающего кнему района. Она учредила Совет министров иностранных дел (СМИД), возложив нанего подготовку мирного урегулирования с Германиейи её бывшими союзниками. По предложению советской делегации на конференции былобсужден вопрос о судьбе германского флота и принято решение разделить весьгерманский надводный, военно-морской и торговый флот поровну между СССР, США иВеликобританией. По предложению Великобритании было решено потопить большуючасть германского подводного флота, а остаток поделить также поровну. Советскоеправительство предложило распространить компетенцию австрийского временногоправительства на всю страну, т. е. также и на те области Австрии, которые былизаняты войсками западных держав. В результате переговоров было решено изучитьэтот вопрос после вступления войск США и Великобритании в Вену. Триправительства подтвердили на Потсдамской конференции   своёнамерение предать главных военных преступников суду Международного военноготрибунала.  В ходе работы Потсдамской конференции  возникали трудности, создававшиеся позициейсторонников «жёсткого курса» в США и Великобритании. Тем не менее наконференции были приняты решения, которые представляли собой победудемократических принципов урегулирования послевоенных проблем Решениями Потсдамской конференции в основу управления Германией былиположены принципы «четырех Д»: денацификации, демилитаризации,демократизации, декартелизации. Денацификация означала упразднение и запрещениенацистской партии и всех связанных с ней организаций, исключение влияниянацистов на общественно-политическую жизнь. Демилитаризация включала ликвидациювсей германской военной машины и составляющих ее элементов (сухопутных,военно-морских, военно-воздушных сил, а также военизированных организаций: СС,СА, СД и гестапо), слом германского военного потенциала и запрещение военногопроизводства. «Германский милитаризм и нацизм будут искоренены», –торжественно заявили союзники в Потсдаме. Демократизация предусматривалаликвидацию фашистского политического режима и государственного устройства, всехсоответствующих институтов и учреждений, постепенную реконструкцию политическойжизни на демократической основе. Декартелизация означала упразднение чрезмернойконцентрации экономической мощи, особенно в форме крупных монополистическихобъединений. Союзники предусматривали также ограничение уровня германскогопромышленного производства.Германия рассматривалась оккупационными державами как единоеэкономическое целое. В политической сфере в принципе намечалась перспективасоздания центрального германского правительства. Именно оно должно было принятьдокумент мирного урегулирования, подготовка которого возлагалась на Советминистров иностранных дел. В Потсдаме были приняты принципиальные решения о взимании с Германиирепараций для компенсации ущерба государствам-жертвам агрессии «третьегорейха». Репарации осуществлялись в трех формах: изъятия германскогопромышленного оборудования, поставок текущей продукции германскойпромышленности, использования германского труда. К сожалению, точные суммы иобъемы репараций установлены не были. В Потсдаме договорились лишь о том, чторепарационные претензии СССР в основном удовлетворялись путем изъятий изсоветской зоны оккупации. В дополнение к этому Советский Союз должен был наопределенных условиях получить из западных зон 25 % промышленногооборудования, не являющегося необходимым для германского мирного хозяйства.Подобные неясные решения повлекли за собой в последующем упорные дискуссиивокруг их реализации. Советское правительство неуклоннои последовательно выполняло решения Потсдамскойконференции; они полностью были осуществлены вВосточной Германии — на территории ГДР. Западныедержавы вскоре после Потсдамской конференции  встали напуть ревизии её решений и прямого отказа от них.
Глава 2
Становление Г.Д.Р.
       2.1. Органы СВАГ
Всоответствии с решениями Потсдамской конференции держав-победительниц, в первыепослевоенные месяцы в деятельности органов Советской военной администрации в Германии большое значениеприобрела задача денацификации всей общественно-политической и экономическойжизни советской зоны оккупации. Предполагалось, что эта мера будетспособствовать процессу социальных реформ, искоренению нацистской идеологии всознании немцев, устранению остатков нацизма из жизни немецкого народа инедопущению его рецидивов в будущем. В рамках этой политики осенью 1945 г.командованием СВАГ был издан ряд приказов, конкретизировавших задачиденацификации в различных сферах жизни общества
Нарядус общеполитической составляющей, приказы СВАГ по денацификации имели иэкономическую компоненту. Так, приказы Главноначальствующего СВАГ № 124 и № 126от 30 и 31 октября 1945 г. предусматривали, что все имущество, принадлежавшееранее нацистскому государству и немецким военным учреждениям, обществам, клубами объединениям, запрещенным или распущенным советским военным командованием, атакже должностным лицам национал-социалистической партии, ее руководящимдеятелям и видным приверженцам, подлежало конфискации.
Особуюроль в этом процессе сыграли приказы Советской военной администрации в Германии,выполнявшей в 1945-1949 гг. роль высшей власти в советской зоне оккупации.
Первымприказом Главноначальствующего СВАГ, касавшимся вопросов секвестра был приказ №124 от 30 октября 1945 г. «О наложении секвестра и принятии во временноеуправление некоторых категорий имущества в Германии». К приказу была приложенаспециальная инструкция, разъясняющая его применение.
Этотприказ днем позже был дополнен новым приказом Главноначальствующего СВАГ № 126от 31 октября 1945 г., который регламентировал вопросы конфискации имуществаНемецкой национал-социалистической рабочей партии (НСДАП), ее органов ипримыкавших к ней организаций. К приказу № 126 был приложен список из 62организаций, чье имущество подлежало конфискации советскими оккупационнымивластями.
Дляобеспечения практической реализации приказов Главноначальствующего СВАГ №№ 124и 126 в советской зоне оккупации Германии, при помощнике ГлавноначальствующегоСВАГ по экономическим вопросам на период наложения секвестра и конфискацииимущества национал-социалистической партии, приказом Главноначальствующего СВАГ№ 139 от 9 ноября 1945 г. была создана «Комиссия по наложению секвестра иконфискации имущества национал-социалистической партии». Этим же приказом вкаждую провинцию и федеральную землю советской зоны оккупации Германии былиназначены Уполномоченные Комиссии и их помощники по финансовым вопросам.
Кприказу № 139 прилагалось дополнение к инструкции о наложении секвестра ипринятии во временное управление некоторых категорий имущества в Германии исписок немецких предприятий, на которые назначались Уполномоченные Комиссии поналожению секвестра. В этот список предприятий были включены:
16предприятий среднего машиностроения;
11предприятий тяжелого машиностроения;
14предприятий электропромышленности;
10предприятий минометного вооружения;
11предприятий станкостроения;
  1предприятие оптических приборов;
  6предприятий судостроительной промышленности;
16предприятий химической промышленности;
  6предприятий резиновой промышленности;
13предприятий черной металлургии;
17предприятий цветной металлургии;
17предприятий угольной промышленности;
14электростанций, 9 электроподстанций, 10 линий электропередач;
  7предприятий искусственного топлива;
  6предприятий морского флота;
16предприятий строительных материалов;
  3предприятия мясомолочной промышленности;
  1предприятие кинопромышленности;
20предприятий бумажной промышленности;
20предприятий текстильной промышленности;
46предприятий легкой промышленности.
Следуетотметить, что общей правовой основой действий союзных держав по привлечению вГермании определенных категорий лиц к ответственности, включая и конфискациюимущества, сначала являлся Закон № 10 Союзного Контрольного Совета. Он некасался главных военных и нацистских преступников, деятельность которыхрассматривалась Международным военным трибуналом в Нюрнберге, а относился кчленам нацистских организаций и административных органов (корпус руководителей,сотрудников гестапо, СД и СС), которые были признаны тем же Международнымтрибуналом преступными организациями.
Закон№ 10 Союзного Контрольного Совета «О наказании лиц, виновных в военныхпреступлениях, преступлениях против мира и против человечности» от 20 декабря1945 года определил следующие параметры:
содержаниепреступных действий лица по трем вышеперечисленным видам преступлений;
правакаждой оккупационной власти в своей зоне по отношению к лицу, которомупредъявляется обвинение по одному из вышеперечисленных видов преступлений;
порядокурегулирования правовых вопросов между властями четырех зон оккупации вотношении обвиняемого лица.
Вотношении меры наказания виновных лиц Закон № 10 устанавливал одно илинесколько следующих наказаний:
смертнаяказнь;
пожизненноетюремное заключение или тюремное заключение на несколько лет с отбываниемкаторжных работ или без такового;
штрафили заключение в тюрьму с отбыванием принудительных работ или без такового;
конфискацияимущества;
реституциянезаконно приобретенного имущества, лишение некоторых или всех гражданскихправ. Любое имущество, объявленное конфискованным или реституированным поприговору трибунала, поступало в распоряжение Контрольного Совета, которыйопределял его назначение.
Вразвитие Закона № 10 Союзного Контрольного Совета был издан приказ СВАГ № 0126от 28 декабря 1945 года «Об исполнении приговоров Военных трибуналов в части,касающейся конфискации имущества у осужденных немцев» и приказ № 0128 от 29декабря 1945 года «О проведении в жизнь Закона № 10 Контрольного Совета».
Приказ№ 0126 устанавливал, что вся движимая собственность лиц, осужденных военнымитрибуналами с конфискацией имущества, подлежит передаче в доход Советскогогосударства. Вся недвижимая собственность (земля, фабрики и предприятия,здания, сады и т.д.) должна была передаваться местным немецким органамсамоуправления, которые распоряжались ей в соответствии с существующимиприказами СВАГ. Приказ определял также порядок составления и представленияактов о конфискации имущества в соответствующие оккупационные органы власти.
Приказом№ 0128 организация судебных процессов в отношении лиц, указанных в Законе № 10,возлагалась на действующие военные трибуналы советской зоны оккупации Германии.
2августа 1947 г. в развитие правовой базы в сфере конфискации и отчужденияимущества у осужденных бывших собственников появился приказГлавноначальствующего СВАГ № 0260 «Об упорядочении изъятия конфискованного имуществау осужденных немцев по приговорам военных трибуналов».
Врамках развития юридической базы по секвестру и конфискации в советской зонеоккупации Германии были изданы и другие документы. касавшиеся различныхаспектов данной проблемы:
16/18марта 1946 г. Главноначальствующим СВАГ был издан приказ № 83 о результатахпроверки использования земель имений, принадлежащих магистрату г. Берлина натерритории Советской зоны оккупации Германии. В соответствии с этим приказом.Берлинскому магистрату было передано 20 имений вместе с постройками, сельскохозяйственныминвентарем, рабочим скотом, находившихся ранее в этих имениях. В соответствии сприказом, органы немецкого самоуправления провинции Бранденбург были обязанывыдать крестьянам, получившим землю по земельной реформе из земель этихгородских имений, акты на передачу им земли в собственность.
16/21марта 1946 г. был издан приказ Главноначальствующего СВАГ № 92 о трофейномимуществе, обнаруженном в тайниках при оккупации Германии. 29 марта 1946 г.приказом Главноначальствующего СВАГ № 97 в целях рационального использованиясеквестрированного и конфискованного имущества, принадлежавшего германскомугосударству, его центральным и местным органам, германским военным учреждениями организациям, национал-социалистической партии, ее органам и примыкавшим кней организациям, ее должностным лицам, руководящим членам и виднымприверженцам, в распоряжение провинциальных и земельных немецких самоуправленийсоветской зоны оккупации было передано все секвестрированное и конфискованноеимущество, за исключением отдельных объектов, перечисленных в особомсписке. 
Всвязи с созданием Центральной немецкой комиссии была реорганизована и Комиссияпо секвестру и конфискации, созданная приказом № 139 Главноначальствующего СВАГот 9 ноября 1945 г. На ее базе приказом Главноначальствующего СВАГ № 98 от 29марта 1946 г. была создана Контрольная комиссия по делам секвестра иконфискации при Главноначальствующем СВАГ.
Этимже приказом было утверждено положение о Контрольной комиссии, в котором былиопределены ее основные задачи и штатное расписание, а также положение оЦентральной немецкой комиссии по делам секвестра и конфискации в советской зонеоккупации Германии. Оба положения определяли и порядок взаимоотношений двухэтих органов.
5июня 1946 г. Главноначальствующим СВАГ был издан приказ № 167 о переходе всобственность СССР предприятий в Германии в порядке удовлетворениярепарационных претензий Советского Союза на основании  решений Берлинской конференции 3-хдержав — победительниц. К приказу прилагался список 195 германскихпредприятий, изымаемых в собственность СССР.
28декабря 1946 г. был издан приказ Главноначальствующего СВАГ № 0412 «Оликвидации подсобных хозяйств воинских частей, комендатур и другихорганизаций». В соответствии с ним, командирам и начальникам всех воинскихчастей, комендатур и организаций, незаконно создавших подсобные хозяйства,кроме поименованных в приложении № 1 к приказу, в срок к 20 января 1947 г.предлагалось ликвидировать подсобные хозяйства, передав всю земельную площадь,постройки, а также часть имущества и скота, органам немецкого самоуправлениядля последующего распределения между крестьянами. Таким образом, органомнемецкого самоуправления было передано около 370 подсобных хозяйств общейплощадью более 47 тысяч гектаров. 29 января 1947 г. приказ № 0412 был дополненприказом Главноначальствующего СВАГ № 030.
Впоследствии,приказом Главноначальствующего СВАГ № 0238 от 31 мая/4 июня 1949 г. всеподсобные хозяйства СВАГ к 1 июля 1949 г. были переданы в распоряжение НемецкойЭкономической Комиссии.
20/26января 1949 г. был издан приказ Главноначальствующего СВАГ № 025 «О передачеконфискованного имущества, участий и активов «И.Г.Фарбениндустри»(ИГ-Фарбениндустри являлся крупнейшим химическим концерном Германии) поСоветской зоне оккупации Германии во владение и распоряжение немецких органовуправления земель и по советскому сектору Берлина — в ведение Немецкогоопекунского управления секвестрированным и конфискованным имуществом».
Однакосудьба основной массы секвестрированной собственности была решена уже в 1946году. В целях «более эффективного использования для нужд народного хозяйства»германского имущества, подвергнутого секвестру и конфискации на основанииприказов №№ 124 и 126 в 1945 г., было решено передать его в ведение соответствующихнемецких управлений Советской зоны оккупации Германии согласно списков Комиссиипо делам секвестра и конфискации при Главноначальствующим СВАГ. По этомувопросу был издан приказ Главноначальствующего СВАГ № 154/181 от 21 мая 1946года. В соответствии с ним, секвестрированные промышленные предприятия и другиеобъекты, принадлежавшие ранее активным нацистам и военным преступникам, перешли«в собственность немецкого народа» (фактически — были переданы в рукиорганов восточногерманского самоуправления, где уже в то время огромнымвлиянием пользовались коммунисты).

                                                                                                            
2.2 Берлинский кризис 1948 г.Для проведения общей линии США и Великобритании в германском вопросе имибыло заключено соглашение о слиянии американской и английской зон оккупации,которое вступило в силу 1 января 1947 г. В соглашении указывалось, что«обе зоны следует рассматривать как единую территорию для всехэкономических целей» – так была создана Бизония.В феврале 1948 г. западные державы организовали сепаратную Лондонскую конференцию по германскомувопросу, в которой приняли участие представители США,Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Конференцияпроходила в два этапа: с 23 февраля по 6 марта и с 20 апреля по 1 июня. Напервом этапе конференции были продолжены переговоры о создании Тризонии. Былотакже принято решение о включении Западной Германии в план Маршалла. Фактически в ходе Лондонской конференции выявилась общность принципиальногокурса Запада в германском вопросе: подготовка к созданию западногерманскогогосударства и включению его в западный блок. Подобная политическая линиянеизбежно влекла за собой обострение международной напряженности в Европе.«Я нахожу абсурдной и опасной эту идею разделить Германию на две части ииспользовать ее как орудие против Советов», – записывал в своем дневникетогдашний президент Франции Венсан Ориоль. Однакоголоса сомневавшихся тонули в хоре сторонников включения Западной Германии взападный блок. В ходе второго этапа Лондонской конференции были достигнутыдоговоренности о созыве к сентябрю 1948 г. западногерманскогоУчредительного собрания, о выработке им конституции и введении ее в действие кначалу 1949 г.с завершением к этому времени создания западногерманского государства.Действия Запада вызывали тревогу и беспокойство советского руководства. Вмарте 1948 г. в Москве был разработан план введения ограничений накоммуникациях Берлина с западными зонами оккупации. Ведь весь Берлин был расположенна территории советской зоны, поэтому коммуникации западных секторов Берлина сзападными зонами контролировались советскими властями. В конце марта было доминимума сокращено движение пассажирских и транспортных поездов американских,британских и французских войск между Берлином и западными зонами оккупации.В то же время велась подготовка к раздельному проведению денежной реформына западе и на востоке Германии. Представители четырех оккупационных властей несмогли договориться о ее согласованном проведении на всей территории Германии. 18 июня 1948 г. командующие оккупационными войсками США,Великобритании и Франции генералы Л. Клей, Б. Робертсони П. Кениг сообщили маршалу В. Соколовскому о проведении с 20 июня денежнойреформы в трех западных зонах. Предполагалось не распространять ее на западныесектора Берлина. В ответ 22 июня Соколовский известил западных командующих опроведении денежной реформы в советской зоне оккупации и в районе БольшогоБерлина. На следующий день западные державы приняли решение распространитьденежную реформу в Западной Германии на западные сектора Берлина. Советскиевласти потребовали включения всего Берлина в финансовую систему советской зоныоккупации. Осуществляя раздельную денежную реформу в Германии, обе стороны сознательношли на резкое обострение ситуации.24 июня советские оккупационные власти полностью перекрыли наземныекоммуникации между западными зонами оккупации и Берлином «по техническимпричинам». Началась советская блокада Западного Берлина. В ответ западныедержавы (прежде всего США) организовали воздушный мост между западными зонамиоккупации и Западным Берлином: каждые пять минут на западноберлинском аэродромеприземлялся американский военно-транспортный самолет. Все необходимые грузыперебрасывались по воздуху.Вокруг Берлина возник острый международно-политический кризис. Некоторыеамериканские военные предлагали осуществить прорыв советской блокады силой.Подобная попытка Запада означала бы эскалацию конфликта, грозившегонепредсказуемыми последствиями и возможностью начала большой войны в Европе.Политическое руководство Запада не решилось на эти авантюристические действия.Правда, и советское руководство не пыталось помешать функционированиюамериканского воздушного моста, не стремясь к развязыванию большой войны.При этом сама денежная реформа была лишь поводом к кризису. Его причинызаключались в глубоких противоречиях по германской проблеме. Пойдя на серьезнуюконфронтацию с западными державами, сталинское руководство стремилось вестипереговоры по германской проблеме с позиции силы. Предполагалось, чтоосложнения вокруг Берлина заставят США, Великобританию и Францию быть болееуступчивыми и отказаться от реализации их планов создания западногерманскогогосударства. Это и было основной целью сталинской политики. В Кремле стремилисьосуществлять полный контроль над советской зоной оккупации и в то же времясохранить союзный контрольный механизм для влияния на положение в Германии вцелом.Кроме того, Москва добивалась постепенного включения всего Берлина всоветскую зону оккупаци


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.