Реферат по предмету "История"


Социально-экономическое устройство доколумбовых обществ накануне европейского завоевания

1. Взаимодействие автохтонных и привнесенных
Изучение конкисты в Латинской Америке со всей очевидностьюпоказывает, что ее общественно-исторические последствия оказались весьмамногообразными, а дальнейшая эволюция получила разную направленность. Отчегоэто зависело? Раньше всего от принципиально различных качеств автохтонныхсоциально-экономических структур, совокупность которых для определенного типаобщества мы условно именуем «матрицей». Соответственно уровнюобщественного развития, характеру сформировавшейся системы производственныхотношений эти матрицы по-своему реагировали на завоевание, проявляя либобольшую, либо меньшую устойчивость, либо вообще неспособность к выживанию. И,видимо, уже здесь в момент зарождения Латинской Америки как таковой следуетискать корни многовариантности развития общественно-экономических системрегиона.
Немаловажное обстоятельство — диффузия влияния переносимых структур. Она зависела от того, относится даннаязона к центрам колонизируемых территорий либо к их периферии. В последнемслучае «жесткость» насаждаемых структур была значительно меньше. В тоже время существовало больше возможностей для самостоятельной, естественнойэволюции благодаря ослаблению волевой детерминации со стороны метрополии.
Обращаясь же к сущности коренныхсоциально-экономических структур накануне европейской колонизации, мы обязаныконстатировать прежде всего значительный диапазон уровней общественногоразвития — от кочевого (охота и собирательство) образа существования родовыхгрупп до раннеклассовых «империй», основывавшихся на довольно высокойкультуре земледелия. В тех зонах, где господствовал родоплеменной строй,примитивные общественные структуры не выдержали столкновения с европейскойцивилизацией и в социальном, и в физическом смысле. Этносы с родовойорганизацией сохранили самое себя и выжили лишь в редких случаях — тогда, когдане входили в зону колонизации или ушли от преследования завоевателей, скрывшисьв труднодоступных районах.
Для зон социального и физическогораспада первобытнообщинного строя вполне справедлив тезис о прекращениисамостоятельного развития. Трагическим уделом селившихся (или кочевавших) здесьэтносов стал «геноцид» и в меньшей мере насильственная ассимиляция.Именно в этих районах (а спустя несколько веков и в странах) происходила«имплантация» базисных и надстроечных структур. Оперируя современнымигеографическими понятиями, можно говорить, что именно таким образомсформировалась первооснова общества в островных государствах Карибского моря, вКоста-Рике, отчасти на Атлантическом побережье Колумбии и Венесуэлы, впреобладающей части Бразилии, Уругвае, на большей части территории Аргентины ив центральной зоне Чили.
Более сложной была ситуация врайонах плотного заселения — в зонах «высоких» и близких к нимцивилизаций. А именно здесь осела основная масса конкистадоров, здесь ониосновали свои колониальные центры. Как известно, наиболее высокогоцивилизационного уровня достигли в Новом Свете кечуа и аймара (андский ареал) имайа и ацтеки (мезоамериканскийареал). Следующую (понисходящей) ступеньобщественного развития занимали чибча и муиски (Колумбия), затем — гуарани(Парагвай) и тупинамба (Северо-Восток Бразилии)4.
Итогом нашего анализаявляется.вывод о пяти основных ступенях. Какова их общественная суть? Нижниеступени вряд ли могут вызвать серьезные расхождения в оценках. Иное дело — высокие цивилизации. До сих пор в советской латиноамериканистике преобладалирасплывчатые дефиниции типа «раннеклассовое общество» либомалообоснованные фактами выводы о раннерабовладельческом обществе или околлективном рабстве. Вместе с тем обходился шли же игнорировался вопрос о типологическойсхожести с теми общественными образованиями, которые К.Маркс относил к«азиатскому способу производства», упоминая, в частности, Перу иМексику
В.А. Кузьмищев определял инкскоеобщество как раннеклассовое, не вдаваясь в расшифровку этого понятия, ноотвергая рабовладельческую версию. Ю.А. Зубрицкий, с одной стороны, пыталсяобосновать дефиницию рабовладельческой деспотии, подобной тем, которыесуществовали на Древнем Востоке. С другой стороны, не находя фактов,подтверждающих существование многочисленного класса рабов, он говорил одвухукладном переходном обществе, в котором разлагался первобытнообщинный инаступал рабовладельческий укл4д9.
«Чаша весов» в итогесклонялась в пользу тех, кто отрицал серьезное значение рабства. Что жепредлагалось Самаркиной для определения общественного устройства инкскогогосударства? То, что отдельные элементы феодального способа производстваскладывались при господстве общинных отношений и неразвитостирабовладельческих. «Социальный строй Тауантинсуйю, — писала она, — был ужеантагонистическим, но с нечетко выраженной классовой структурой. Основнойформой эксплуатации было изъятие большей части продукта, создававшегося вобщинах, государственной властью. В рамках этой формы развивалисьрабовладельческие и протофеодальные элементы.
Для того чтобы определиться в нашихключевых элементах примерной модели АСП, реалий Древнего Востока.
1. Базу общества составляетсоседская земледельческая община с коллективным владением основным средствомпроизводства – землей.
2. Частной собственности на землюне существует, есть лишь общинное и в меньшей мере частное пользование землей.Земельная же собственность сконцентрирована в национальном масштабе.
3 — занятие земледелием (какважнейшим видом производства и жизнедеятельности в целом) сочетается в общине сдомашним ремеслом. Это создает замкнутый хозяйственный цикл и в основномсамообеспечивающуюся структуру.
4 — подобная община постоянносамовоспроизводится и преимущественно в прежних параметрах. Расширенноевоспроизводство осуществляется путем образования новых общин по традиционномустандарту на незанятых землях.
5 — необходимость объединения общинради совместной защиты от стихии и нападений извне а также для создания общихусловий воспроизводства (ирригационные сооружения, требующие кооперациимассового труда) при крайней натуральности хозяйства и замкнутости общинныхячеек обусловливает возникновение централизованного государства, приобретающегодеспотический характер.
6 — деспотия осуществляеткрупномасштабную кооперацию труда (ирригационные, оборонительные и культовыесооружения, транспортные пути).
7 — деспотическое государствоузурпирует высшее право собственности на землю и водные ресурсы, контролирует»внешнюю торговлю".
8 — социальные носители верховнойвласти присваивают часть создаваемого в обществе продукта в порядке реализациисвоего приоритетного права собственности и политического господства в форменатуральной ренты, которая совпадает с налогом (рента-налог).
При сопоставлении этой модели соструктурами высоких американских цивилизаций мы обнаруживаем совпадение побольшинству пунктов с определенными отклонениями, которые-вполне укладываются врамки конкретной специфики. Не случайно в зарубежном марксистскомобществоведении (латиноамериканском в том числе) немало сторонников концепцииАСП в определении базиса высоких цивилизаций доколумбовой Америки.
Противникам применения термина АСПк доколумбовой действительности Латинской Америки, сторонникам малозначащихформул «раннеклассовое общество», «раннерабовладельческоеобщество» или «коллективное рабство» можно предъявить немаловесомых аргументов. Среди них — несостоятельность утверждения, будто наканунеконкисты общества высоких цивилизаций находились уже на закате, в состояниираспада и были чуть ли не готовы к переходу в стадию классического рабовладениялибо даже к феодальной  раздробленности. Всемирная история просто не знаетподобных «галопирующих» темпов общественной эволюции. Как инкское,так ацтекское и майанское общества просуществовали в своем определившемсякачестве лишь несколько веков. Известные аналоги — Шумер, Древний Египет, ДревняяИндия, Древний Китай — имели гораздо более продолжитсяную жизнь. Кроме того,речь, конечно, может идти о закате конкретного государственного образования илиего крахе (таких примеров немало и в доколумбовой Америке и в Старом Свете). Нокрах отдельного государства не исключает образования нового на прежнейсоциально-экономической основе. Путать крушение конкретного государства сисчерпанием определенной стадии общественного развития совершенно неправомерно.
Суть производственных отношений идругих общественных структур высоких цивилизаций древней Америки передаетсяопределением — государственно-общинный способ производства (ГОСП), ГОСПзанимает свое «генетическое» место между первобытнообщинным ирабовладельческим строем.
Территориальное распределениеобщественных структур накануне конкисты
Группа.Общества типа ГОСП (государственные образования
Мексика (центральная и южная),Гватемала, Белиз, Гондурас, Сальвадор, Перу (горнаячасть), Боливия(горнаячасть), Эквадор (горная часть), Чили (крайнийсевер), Аргентина(северо-западный «утл»).
Группа Переходные общества высшей инизшей ступени;
а)       высшая ступень(протогосударсгвенные образования): Колумбия (центральная зона);
б)       низшая ступень (племенныесоюзы): Парагвай, Бразилия (северо-восточная часть), Венесуэла (аидскаячасть),Никарагуа, Коста-Рика, Панама.
Группа Первобытнообщинный строй(ПОС) высшей и низшей ступеней:
а) оседлые земледельческие племена(производящие общества): Колумбия (побережье Атлантики), Венесуэла (побережьеАтлантики), Антильские острова (частично), Чили (центральная зона);
б) кочевые племена (присваивающиеобщества): Бразилия (амазонский бассейн и южная часть), Перу (сельаа), Эквадор(сельаа), Венесуэла (сельва в бассейнеОриноко), Гайана, Гвиана (фр.), Суринам,Аргентина (равнинная часть), Уругвай, Чили (южная часть).
Каково же соотношение различныхстадийно-формационных ступеней к моменту появления испанцев и португальцев вНовом Свете? Как уже отмечалось, определить его можно лишь одним способом — через численность населения, вовлеченного в те или иные общественные структуры.
Из произведенных подсчетов следует,что абсолютное большинство во населения (почти 2/3) приходилось нагосударственно-общинны образования. Еще около 1/10 обитателей докалумбовойЛатинско Америки составляли население тех общественных образований, коте рые помногим типологическим чертам приближались к стадии ГОСГ Десятая приходиласьтакже на переходные социально-экономические системы низкой ступени.Первобытнообщинный строй в общей охватывал, видимо, чуть больше 10% населениярегиона. П| этом свыше 1/2 этой доли приходилось на производящие общности менее1/2 — на присваивающие. Рассмотрев формационно-стадийную принадлежностьобщественных структур доколумбовой Америки, мы выяснили, по существу,автохтонные компоненты последующей (колониальной) мутации или, по выражениюэквадорского ученого Агустино Куэвы, то, что представляли собой автохтонные«матрицы», входившие в соприкосновение с «матрицами»,носителями которых являлись конкистадоры. «Включение Латинской Америки вмировую капиталистическую систему, — отмечал Куэва, — не осуществляется внекоей пустоте. Оно проходит на основе уже существовавшей здесьсоциально-экономической матрицы, которая затем перемалывалась, вступая в тесныйконтакт с европейским и североамериканским капитализмом на егодомонополистической ступени»
2. Метаморфозы колониальной эпохи
В подтверждение тезиса оневозможности повторения в колониях метропольных производственных отношенийаприорно можно сослаться на следующие обстоятельства. В ходе колонизацииобразовалась иная социально-классовая структура, и система производственныхотношений могла быть адекватной лишь этой иной структуре. Нельзя игнорироватьдругой императив — соответствие производственных отношений производительнымсилам. Система производительных сил, складывавшаяся в американских колониях, непозволяла «прививаться» переносимым производственным отношениям вчистом виде. Ведь это потребовало бы иной — метропольной материальной базы.Переносимые отношения могли реализоваться в колониях, лишь претерпевметаморфозу, вступив в специфическую смесь. Следует учитывать и особое влияниенадстройки на формирование в колониях производственных отношений, производительныхсил и на процессы классообразования. Во многом она действовала как структура,«вынесенная» за пределы самого общества. Собственная надстройкавыступала в усеченном виде. Симптоматично невыполнение в колониальной практикемногих правовых и политических установлений короны (особенно на первом ипоследнем этапах колониальной эпохи). Это, с одной стороны, говорит оневозможности внедрять в колониях то, что соответствовало лишь представлениям,сложившимся в метрополиях, с другой — свидетельствует о расхождении интересовместных и метропольных господствующих слоев. Наконец, совершенно очевидно, чтометрополии и колонии могли реагировать на детерминацию складывавшегося мировогорынка только различным образом. В каждом случае по-своему это отражалось(обратным ходом) на модификации внутренних структур» выражаясьязыком традиционной историографии, или «встреча культур», как стали говорить впоследнее время, знаменовало возникновение нового качества в историичеловечества — действительное объединение ее частей в единое целое и активноевзаимодействие этих частей.
Мы считаем возможным использоватьоба понятия. Действительно, различия в уровнях социально-экономическогоразвития не дают оснований к заключению о преимуществах тех или иных культур.Культура каждого народа самобытна и имеет непреходящую ценность. Поэтому мыразделяем позицию тех ученых, которые считают, что на рубеже XV и XVI столетийсостоялась встреча двух цивилизаций, двух культур. Однако эта встреча носилахарактер столкновения, имевшего драматические последствия для коренныхобитателей Америки. Роль субъекта исторического действия в этот момент пыталисьвзять на себя европейцы, тогда как индейцам отводилась роль объекта (вэкономическом плане объекта эксплуатации, в социальном — подчинения иерархическимнормам феодального общества, в духовном — христианизации и включения в системунравственных и эстетических ценностей завоевателей). Поэтому кажущаясяевропоцентристской формула «открытие Америки» не может быть просто отброшена.Обе формулы, как две стороны медали, отражают основные аспекты важнейшегоисторического процесса.
В самом деле. Захваты Испании иПортугалии, а затем и других стран Европы в Америке коренным и драматическимобразом изменили жизнь местного населения. Причем естественное развитие былонарушено на фазе существенных сдвигов в развитии индейских цивилизаций(ирригационные системы земледелия в Месоамерике, обработка металлов вТауан-тинсуйу, иероглифические «кодексы» майя и т. д.), обещавших ускорение вформировании более зрелых форм и структур классового общества, несмотря наразрушительные последствия межэтнических столкновений.
Необходимость хозяйственногоосвоения огромных пространств открытых земель, ожесточенное сопротивлениеиндейцев и стремительное сокращение местного населения побудили конкистадоров иколониальные власти прибегнуть к массовому ввозу в Америку негров-рабов сЗападного побережья Африки. Экспедиции за «живым товаром» нанесли непоправимыйущерб африканским культурам, надолго задержали и даже обратили вспять развитие рядарегионов Африки. Наконец, открытие Америки дало простор первоначальномунакоплению капитала в Европе, пробило бреши в плотинах на пути развитиякапитализма в Старом Свете. Мощным побудительным стимулом при этом послужилозолото и прочие драгоценные металлы, вывезенные из Америки в XVI—XVIII вв.
Европейцы с самого началастремились строить свои отношения с индейцами на основе реализации модели«субъект—объект». Однако эта модель не реализовалась и не могла реализоваться вполной мере. С течением времени местная культура, местные традиции проявлялисебя все заметнее в поведении и трудовой деятельности переселенцев. Шел процесссинтеза культур и наций, приведший к образованию новых этносов, роль которых вформировании общечеловеческой культуры росла век от века. Латинская Америка нетолько подарила миру бесценный список возделываемых растений, без которыхнемыслимо представить рацион питания современного человека, но и обогатиламировую культуру высочайшими достижениями литературы и изобразительных искусств.
По данным последних исследований,время обитания человека в Америке не превышает 40—50 тыс. лет. Это означает,что, переселившись на новый материк, палеоиндейские племена должны быливступить в противоборство с непокоренной и во многом враждебной природой,потратить на эту борьбу многие тысячелетия, прежде чем перейти к качественноболее высокому этапу общественного развития. Это стало одной из важнейшихпричин того, что в целом древние народы американского региона отставали в своемисторическом развитии от народов Азии, Африки и Европы. Однако ко времениоткрытия Америки Колумбом индейские народы в определенной мере ликвидировалиэто отставание, уверенно ступив на путь развития классовых обществ игосударств.
Вторая особенность историческогобытия человека в Америке до открытия ее Колумбом состоит в том, что из-заотсутствия крупных тягловых животных здесь была одомашнена только лама, котораямогла использоваться как вьючное животное, да и то в ограниченных масштабах.Вследствие этого древнее население Америки оказалось лишенным одной изсущественных частей производительных сил, каким является тягловый скот, иАмериканский континент почти не знал (за исключением части Центрально- андскойобласти) такого мощного фактора общественного прогресса, как первое великоеобщественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия.
Постепенное развитиепроизводительных сил привело к качественному изменению существа эксплуатациидревним человеком сил природы, к так называемой «неолитической революции», врезультате которой главную роль начинает играть не присваивающее, апроизводящее хозяйство, что, как и в Старом Свете, было связано прежде всего состановлением земледелия. Новейшие данные показывают, что истоки «неолитическойреволюции» как в Месоамерике, так и в Андской области относятся самое позднее кVII тысячелетию до н. э. Окончательно же земледелие становится основойэкономики в середине III тысячелетия до н. э. в районе Аякучо (Перу), на рубежеIII—IIтысячелетий до н. э. в Центральной Мексике (Теуакан), во второй половине IIтысячелетия до н. э. на северо-востоке Мексики (ныне штат Тамаулипас), в концеII—начале I тысячелетия до н. э. на перуанском побережье.
Необходимо отметить, что, когдадревнейшее население континента стало переходить к земледелию, почтиединственным злаком, который был одомашнен, оказался маис5. Но зато,по выражению Ф. Энгельса, маис был наилучшим из культурных злаков 6.
Главным достоинством маиса являетсяего высокая урожайность; возможность же сравнительно легко хранить маис длительноевремя дала человеку значительную независимость от капризов природы, освободилачасть его сил и времени (ранее затрачиваемых почти исключительно на поиски идобывание пищи) для других целей: развития ремесла, торговли, духовнойдеятельности, о чем свидетельствует богатый археологический материал.Расширение производства маиса и других культур неизбежно должно было вести кпоявлению значительного по объему прибавочного продукта, в условиях чегостановится вероятным зарождение имущественного, а затем и социальногонеравенства между людьми, появление классов и государства.
Торговля у майя была развита столь широко,что испанский хронист Диего де Ланда даже счел ее занятием I «к которому онинаиболее склонны».
Основной хозяйственнойдеятельностью населения I было подсечно-огневое земледелие. Вместе с темпроводилась мелиорация I заболоченных местностей. Из домашних животных майя,как и другие I народы древнейшей Месоамерики, знали индеек и особую породусобак которых употребляли в пищу; побочными занятиями являлись охота,рыболовство, пчеловодство.
Древнейшие города майя прекратилисуществование в IX—X вв. Население полностью или почти полностью покинуло их.Видимо, за этим кроется целый комплекс причин. В самом деле, подсечно-огневоеземледелие I майя не могло обеспечить постоянно увеличивавшееся населениегородов, среди которых к тому же стали расти общественные группы, не связанныеК непосредственно с земледельческим трудом: жречество, военачальники,административный аппарат, ремесленники. В условиях относительного уменьшенияпроизводства важнейших продуктов на душу населения господствующие группы майяприсваивали все большую и большую часть прибавочного продукта. Можнопредположить, что при этом эксплуатация земледельческих общин достигла такихразмеров, что непосредственный производитель К и члены его семьи не получалидаже необходимого продукта. Такая рабовладельческая по своей сути эксплуатациянеизбежно должна была вызвать I растущее недовольство низов, способное вылитьсяв широкое народное I движение.
Своеобразной формой социальногопротеста мог быть исход производи- I тельного населения из древнейших городовпосле того, как была сокрушена мощь государственного аппарата.
Тауантинсуйу — «Империя инков»
Основой хозяйственной деятельностиэтого государства было земледелие. Главными сельскохозяйственными культурамибыли кукуруза и картофель. Наряду с ними выращивались киноа (разновидностьпроса), тыквы, бобы хлопок, бананы, ананасы и многие другие культуры.Недостаток удобных плодородных земель дополнялся строительством террас посклонам гор и сложных оросительных систем. В некоторых районах страны, вчастности в Кольясуйю (ныне горная часть Боливии), значительных размеровдостигли скотоводство — разведение лам и альпаки в качестве вьючных животных, атакже для получения мяса и шерсти. Впрочем, содержание этих животных в меньшихмасштабах практиковалось почти повсеместно.
В Тауантинсуйу уже имело местоотделение ремесла от земледелия и скотоводства. Более того, инки практиковалипереселение в столицу, Куско, искусных ремесленников из самых различныхобластей своего огромного государства. Особенно высокого уровня достигликерамика, ткачество, обработка, металлов, красильное производство. Индейскиеткачи умели выделывать различные сорта тканей 'Щ от толстых и ворсистых, типабархата, до легких, полупрозрачных, типа газовых.
Древнекечуанские металлургивыплавляли и обрабатывали золото, серебро, медь, олово, свинец, а такженекоторые сплавы, в том числе бронзу; железо они знали лишь в виде гематита.Больших успехов достигла строительная техника. Для мореплавания использовалисьспециальные, оборудованные парусами, большие плоты грузоподъемностью донескольких тонн. Гончарное ремесло и керамика, унаследовавшие традициидревнейших цивилизаций, отличались большим богатством форм.
Высокий уровень хозяйственнойдеятельности в Тауантинсуйу определял довольно значительные размерыприбавочного продукта, что обеспечило расцвет высокой цивилизации. Мощеныедороги, протянувшиеся на тысячи километров, величественные храмы, украшенныезолотом, серебром и драгоценными камнями, высокий уровень искусствамумифицирования, развитая медицина, «узелковое письмо» — кипу, обеспечивающееширокий поток информации, хорошо налаженная система почтовой службы иоповещения с помощью скороходов -
Однако рост прибавочного продуктапредопределял не только расцвет культуры, но и глубину имущественного иобщественного расслоения. К моменту появления на территории Тауантинсуйуевропейцев оно существовало не только между отдельными индивидуумами, но имежду целыми общественными группами, которые резко различались между собой вправовом и политическом отношении. Иными словами, речь идет о наличии в«империи инков» различных классов. сел
Инкское завоевание принесло с собойтяжелый гнет и эксплуатацию общин. Земля, обрабатываемая общинами, делилась натри поля: урожай с «поля инки» шел в государственные закрома и находилсянепосредственно в распоряжении рабовладельческого государства, урожай с «полясолнца» был собственностью многочисленного жречества; оставшаяся часть урожая струдом покрывала потребности рядовых общинников, и, как можно судить понекоторым данным, ее размеры в ряде случаев не достигали нормы необходимогопродукта. Практически общины превращались в порабощенные коллективы.
Опасаясь выступлений против своейвласти, инки разбивали покоренные племена на части и одну из частей переселялив другую местность, отстоящую от родины порой на тысячи километров. Иногдатакому насильственному переселению подвергались целые племена.
Древние государственные образованиямайя
Месоамерика оказалась разделеннойна две зоны (Центральная Мексика и Юкатан). В каждой из них государственно-объединительныепроцессы к моменту появления испанцев были далеки от завершения, притом наЮкатане (и прилегающих районах), т. е. среди майя, не выявилась тенденция,которую можно было бы считать окончательно возобладавшей, а потому — перспективной.
Как и в древнейших государствахмайя, в период, предшествующий испанскому завоеванию, в хозяйственнойдеятельности продолжало доминировать подсечно-огневое земледелие, хотя ужеиспользовались гидравлические системы, строились террасы. Определенное значениесохраняли охота, I рыболовство и пчеловодство.
Однако наряду с землей общегопользования некоторые участки (прежде I всего занятые под культуры, несвязанные с подсечно-огневым земледелием) стали превращаться в личнуюсобственность.
Несомненно, что община майя сильноотличалась от общины доклассового общества. Во-первых, к приходу испанцев ужедалеко зашел процесс I имущественной и социальной дифференциации (выделениежрецов, наследственных военных командиров и т. д.), во-вторых, в целом общинамайя была | предметом эксплуатации со стороны рабовладельческого государства.
Помимо выплаты регулярных налоговправителям, поборов на содержание войска, «даров» жрецам и т. п., широкопрактиковался неоплаченный труд общинников на строительстве и ремонте храмов,дорог, а также на полях, принадлежащих знатным лицам. Того, кто пыталсяизбежать выполнения повинностей, ожидало суровое наказание. Так, за неуплатуналогов общинников часто приносили в жертву 68.
Царство ацтеков
Ацтекская государственностьвыделяется на фоне других древнеамериканских развитых обществ не только тем,что возникла относительно поздно, но прежде всего тем, что она знаменоваласобой качественно новый этап в истории доколумбовой Месоамерики, содержаниемкоторого был широкий и четко выраженный процесс, направленный к созданию в этомрегионе сильной обширной централизованной рабовладельческой деспотии.
Ацтекское общество, которое засталииспанцы, носило переходный характер. Незавершенность процесса классообразованияи создания государства проявлялась в самых различных сферах общественной жизни,Так, формально ацтекское общество все еще представляло собой племенной союз вформе объединения трех городов, который сложился во время войны противтепанеков. На деле же руководящая роль Теночтитлана перерастала в гегемонию, агегемония — в диктатуру. Это особенно ярко проявилось в 1516 г., незадолго допоявления испанцев; в том году царь ацтеков Монтесума игнорировал результатывыборов правителя города Тескоко и назначил на эту должность своего ставленника.
Формально правитель ацтеков являлсявсего лишь выборным верховным племенным вождем. На деле же он сконцентрировал всвоих руках законодательную, исполнительную и судебную власть, подчинив органыместного управления, опираясь на все более разветвленный чиновнический аппарат.Все более сужался круг лиц, принимавших участие в выборе верховного вождя. Дажедревнейшие ацтекские хроники (так называемые «кодексы») не зафиксировали такогомомента, когда бы он выбирался всеми воинами племени. Он избирался членамиСовета ораторов (т. е. вождями основных родовых объединений), состоявшего всегоиз 20 человек. Впоследствии же в «избрании» участвовало лишь 4 человека.
Среди членов кальпулли ужевыделились простолюдины и благородные, причем с наследственными правами иобязанностями. Наряду с общинной собственностью на землю довольно быстрымитемпами развивалось и частное замлевладение.
Несмотря на высокую продуктивностьземледелия (кукуруза, кабачки, тыква, помидоры, зеленый и красный перец,масляничные растения и т.д.), ремесло не отделилось от него полностью, хотя кприходу испанцев у ацтеков уже имелись многие ремесленные специальности —гончары, ткачи, оружейники, каменщики, металлурги, ювелиры, мастера поизготовлению одежды и украшений из птичьих перьев, плотники и т. д. Даже самыеискусные ремесленники обязаны были обрабатывать закрепленные за ними участки.Если кто-либо из ремесленников не в состоянии был делать это своими силами илисилами своей семьи он нанимал кого-либо из членов своей же общины.
Интересно отметить, что переходныйхарактер ацтекского общества проявился даже в письменности, представлявшейсобой сочетание пиктографии с иероглификой.
Постоянный процесс укрепленияацтекской государственности в форме рабовладельческой деспотии вел к усилениюее завоевательной функции.
Некоторые крупные народы, такие,как тлашкаланцы, пурепеча (или тараски), обитавшие в непосредственной близостиот ацтекской державы, сумели отстоять свою независимость, а затем (подпредводительством испанцев) нанесли этой державе смертельный удар.

3. Новые районы формированиягосударственности
Существование на протяжениидлительного периода очагов цивилизации в Центральных Андах и в Месоамерике,непрерывный процесс непосредственного и опосредованного влияния культуры этихдвух районов на другие группы древнеамериканского населения содействовалиубыстрению темпов роста производительных сил последнего, а тем самым —превращению всей западной (горной) части региона от Мексики на севере до Чилина юге (за исключением крайней оконечности) в почти сплошную зону процессов
Возникла объективная необходимостьво взаимодействии, во взаимообогащении культур народов Старого и Нового Света,что должно было существенно ускорить поступательный, прогрессивный ход историивсей планеты. Нет сомнения, что оптимальным вариантом такого взаимодействия былбы обмен культурными ценностями в условиях мирных контактов. Однако сближениюСтарого и Нового Света не дано было осуществиться в мирной форме. Непреодолимымбарьером на этом пути стали грабительские цели испанских и португальскихколонизаторов. Разрушение индейских цивилизаций и культур существенноограничивало возможность вклада древнеамериканских народов в мировуюцивилизацию. Но и то немногое, что избежало уничтожения и разрушения, все жепозволяет оценивать общественную значимость этого вклада крайне высоко.Достаточно сказать, что продовольственные ресурсы мира в результатераспространения культурных растений, выведенных древними индейцами, возросли вдва раза. Все это показывает, что история древнеамериканских народов отнюдь небыла какой-то тупиковой ветвью исторического процесса. Многомиллионным массамкоренного населения Древней Америки, как и другим народам Земли, без каких-либоограничений принадлежит роль творцов мировой истории.
Против мирного коренного населениябыли развязаны жестокие военные действия: планомерно уничтожалась племеннаязнать, во время карательных походов поголовно вырезались целые селения, жителейтравили собаками, подвергали пыткам 2К В результате к конце 10-хгодов XVI в. были подорваны основы традиционного социально-экономическогоуклада и культуры индейского населения. Вследствие массового уничтожения, угонав рабство, непосильного труда на полях и золотых приисках численность индейцевкатастрофически сократилась 22. Уже в 1501 г. на Эспаньоле появилисьпервые партии рабов африканского происхождения из Гвинеи.
Натравливая одни индейские народына другие, опираясь на помощь временных индейских аоюзников. используя своивоенно-технические преимущества, испанские завоеватели во главе с Э. Кортесомнанесли ацтекскому государству поражение.
Покорив главного; соперника,конкистадоры поодиночке расправились и с его бывшими вассалами.
Завоевание юкатанских майяпроходило в специфических условиях. К появлению европейцев они не были объединеныв централизованное государство. Более десятка мелких обособленных образованийво главе с местными династиями вели постоянную междоусобную войну и невыступили общим фронтом против завоевателей. Каждое из них испанцам приходилосьзавоевывать по отдельности и не один раз. Сопротивление майя вкупе струднейшими топографическими и климатическими условиями Юкатана — причина того,что завоевание городов майя растянулось на два десятилетия.
Испанская экспансия охватиланаиболее плотно населенные области Центральной и Южной Америки, включая всюзону древних цивилизаций с ее народами, создателями оригинальных системземледелия и искусных ремесел. Именно эти народы — ацтеки и майя, муиски икечуа, аймара и др.— приняли на себя всю тяжесть колониальной эксплуатации истали производителями всех материальных благ Испанской империи. Обосновавшись вжизненно важных центрах поверженных индейских государств, испанская коронапродолжила проникновение в периферийные районы Американского континента

4. Формы колониальной эксплуатации
Во главу угла всей колониальной политики испанской короны былопоставлено нещадное ограбление коренного населения колоний. Именновысокоразвитые земледельческие народы древней зоны цивилизаций, вошедших всостав вице-королевств Новая Испания и Перу, приняли на себя основную тяжестьколониального гнета. Индейское население составляло обособленную так называемую«республику индейцев» и управлялось с помощью специально издаваемых ЗаконовИндий 16.
Подавляющей части коренногонаселения была навязана феодальная система эксплуатации, в которой своеобразнопереплетались элементы феодальной и рабской зависимости, зачатковраннекапиталистических \ отношений, усугубленных расовой дискриминациейиндейских народов,7. ' Причем создававшийся механизм колоний ссамого начала был ориентирован на потребности мирового рынка.
Процесс складывания феодальныхотношений в Испанской Америке протекал своеобразно. В его основе лежал сложныйсинтез элементов разлагавшегося испанского феодализма, привнесенного извне, исамобытных индейских социально-экономических институтов.
Индейская община в своих различныхформах, близких к сельской общине (кальпулли — у ацтеков, айлью — у кечуа идр.), сыграла значительную роль в деле включения индейских народов в болеевысокую социально- экономическую формацию и обеспечила преемственность ихисторического развития в колониальный период. Подобно древнегерманской общине —марке, она дала угнетенным массам индейского крестьянства в тяжелых условияхколониальной эксплуатации «локальную сплоченность и средство сопротивления… вготовом виде» 18, стала надежным органом самозащиты и самосохранениякрупных индейских народов как этнического целого.
Одновременно высокаяприспособленность общины к местным экологическим условиям, вековые земледельческиетрадиции, централизованные формы трудовой кооперации и хозяйственногосамообеспечения позволили испанской короне подключиться к эксплуатации людскихи природных ресурсов Америки 1Э.
Превращение индейской общины в одноиз производственных, административных и фискальных колониальных звеньевпроисходило с помощью как традиционных, так и новых, созданных в результатезавоевания институтов. Особенно ярко этот процесс прослеживается на судьбеиндейцев, получивших статус государственных крестьян
Так называемые «королевскиеиндейцы» жили замкнутыми общинами, куда строго запрещался доступ лицамнеиндейской крови. Каждая община коллективно владела земельным фондом: одначасть его предназначалась для обработки отдельными семьями с ежегоднымипеределами земли; другая — леса, воды, пастбища — для совместного пользования,выпаса общинного скота и т. д., и, наконец, третья обрабатывалась сообща,урожай с нее поступал в счет выплаты многочисленных налогов, прежде всегоподушного, и частично в страховой фонд — общинную кассу, за счет которойсодержались вдовы, сироты и инвалиды. Формально сохранявшие автономию,королевские индейцы оставались под началом традиционных касиков, представителейдревней родо-племенной знати, собиравших в королевскую казну «трибуто» и занимавшихсяразбором местных тяжб. Королевская власть, признавая касиков в качестве«индейских правителей» согласно «древнему индейскому праву и обычаю»,предоставила им ряд важных социальных и экономических привилегий ~ прежде всегоосвободила or уплаты подушного налога и личнойслужбы. Тем самым испанская монархия обеспечивала в среде коренного населениясоциальную опору осуществления своих колониальных задач. С другой стороны,индейская знать, став частью земельной аристократии колоний и сочетаятрадиционную власть с административными колониальными функциями, в большинствеслучаев феодализировалась, превращалась в угнетателей собственного народа, аинтересы испанской короны защищала как свои. Таким образом, индейскогообщинника закабаляли с помощью индейских институтов.
Однако община обусловилa не толькостойкость, но и консерватизм, застойный характер общинного уклада в рамкахколониального строя. «Испанский феодализм подчинил себе аграрный стройиндейцев, сохранив частично его общинные формы, но это сочетание создавалостатический порядок, экономическую систему, стагнационные формы которой былилучшей гарантией крепостной зависимости индейцев».
Уже в 1497 г. Колумб получил праворепартимьенто — раздела индейцев для различных работ между конкистадорамивместе с землями, на которых те проживали. принятых в декабре 1503 г. Отнынеразрешалось в массовом масштабе предоставлять конкистадорам, чиновникам,священнослужителям в энкомьенду (опеку или попечение) плотно населенные общиныи целые округа. Это была своеобразная компенсация, форма вознаграждения,которой метрополия оплачивала их услуги в деле увеличения колониальныхвладений.
Однако лицемерно провозглашаяиндейцев «свободными и не подневольными людьми», указы в то же время принуждалиих «работать в домах христиан, собирать и намывать золото и другие металлы,обрабатывать поля и доставлять еду для поселенцев-христиан». Формальноэнкомьенда не давала энкомендеро каких-либо юридических прав на землю индейскихI общин, имелось в виду лишь право на труд индейцев, который предлагалосьвозмещать «платой или содержанием по усмотрению». На энкомендеро. возлагаласьобязанность всячески опекать индейцев, наставлять в христианской вере изащищать вверенные владения от вооруженных посягательств со стороны.Энкомендеро получали право взимать с индейцев подать, часть которой отчисляласьв королевскую казну. Так законодательно утверждалась тенденция к установлениюличной зависимости подневольного индейского крестьянства, прикрепления его кземле.
Объявление индейцев «свободными подданными»короны было типичной мерой распространения на них феодально-вассалитетныхотношений. Это делалось во имя эксплуатации миллионных масс индейских подданныхисключительно в интересах испанской абсолютной монархии и роста ееполитического авторитета.
Определенные круги купеческогокапитала, активные участники и организаторы колониальной экспансии,представители поднимавшегося в стране капитализма, пытались открыть дорогуновой буржуазной тенденции развития в колониях. Отсюда многочисленные, нотщетные попытки использовать индейскую рабочую силу «по-европейски», т. е. каквольнонаемных работников, ограничить их рабочее время, «справедливо» оплачиватьтруд, предоставлять индейцев колонистам, приезжавшим возделывать землю I собственнымтрудом.
История энкомьенды — это история, содной стороны, наступления колонизаторов на права и земли индейцев, разорения иуничтожения общины, с другой — постоянной борьбы между короной и крепнувшимкрупным землевладением за сохранение общины 31. Чтобы приостановитьпроцесс экономической и политической консолидации могущественной кастыземлевладельцев, королевское правительство попыталось пересмотретьэнкомендарную систему. Этот шаг объяснялся отнюдь не соображениями «гуманностии человеколюбия», как утверждают консервативные историки, он был следствиемвынужденного компромисса. В интересах метрополии было сохранитьплотнонаселенные и производительные индейские общины, «экономическидееспособные и платежеспособные».
В 1542—1543 гг. в Барселоне былиобнародованы Новые законы: ст. 21 и 23 запрещали обращение индейцев в рабство,ст. 26 изымала энкомьенды из ведения чиновников, священников и религиозныхорганизаций и передавала их в королевскую казну. Более всего интересыземлевладельцев затронула ст. 30: она ограничивала раздачу новых энкомьенд, астарые считались законными до смерти первых их держателей, после чегопереходили в казну; воспрещалось также впредь использовать принудительный трудиндейцев.
Законами предусматривалась«справедливая оплата» принудительного труда индейцев деньгами илинатурой. В массовой практике она повсеместно игнорировалась и была лишьвидимостью «вольного найма» 39.
Подсчитано, что в течениеколониального периода на рудниках Испанской Америки погибло более 8 млниндейцев. «С помощью миты горная промышленность была превращена в факторуничтожения человеческого капитала и ликвидации сельского хозяйства», —
Одновременно с колониальнымразмахом была решена и проблема рабочих рук. С конца XVI в. в Испанской Америкешироко проводилась политика «редукций», согласно которой создавались крупныесельские поселения «на испанский манер», с распланированными улицами, главнойплощадью и обязательной церковью посередине, куда принудительно свозилосьокрестное индейское население
Насильственное перемещениезначительных индейских масс на новые места имело далеко идущие экономические иполитические цели: обеспечить все отрасли колониального хозяйства дешевым идоступным рынком рабочей силы, надежным поступлением налоговых сборов,облегчить духовный и политический контроль над порабощенными индейцами.Проводившаяся под лозунгом «охраны индейских общин» политика редукцийпредусматривала наделение их фондом так называемых охраняемых земель —ресгуардос как в коллективном, так и в личном владении, защиту от проникновенияэтнически и социально чуждых элементов (колонистов-испанцев и представителейсмешанных каст), дабы гарантировать короне жизнеспособность новых общин. Однакозакамуфлированная патерналистской и христианской риторикой политика редукцийобернулась для индейского населения новым наступлением на его жизненные права,разложением традиционных и родственных связей, потерей значительного фондарезервных земель.
Все эти факторы наполняли общинныйуклад глубокими внутренними противоречиями.
Значительный рост числа асьенд,горных разработок, острый дефицит рабочих рук, обезземеливание общин, с однойстороны, и образование! значительной прослойки мигрирующего сельского населения—с другой,— таковы социально-экономические факторы, на фоне которых развернулсяновый этап феодального закабаления индейских масс
Важно подчеркнуть, что процессзакабаления индейского крестьянства протекал своеобразно: он никогда не былоформлен законодательно, как это имело место, например, в царской России.Напротив, он развивался вопреки официальным мерам в лице Законов Индий,утверждался всей практикой государственного и стихийного бытового закрепощенияи закреплялся колониальной действительностью. При этом отношения личнойзависимости, внеэкономического принуждения были выражены значительно ярче, чемв самой Испании. В итоге, не будучи крепостными по букве закона, индейцы-крестьяне были связаны различными формами зависимости — от сословногонеполноправия до самых грубых форм крепостничества, и подвергались жестокойэксплуатации, в сущности сходной с феодальной.
Африканские рабы ввозились нетолько на Кубу и другие острова Вест- Индии, но и на Атлантическое иТихоокеанское побережья Новой Испании и Новой Гранады, в Чили, Венесуэлу и наЛа-Плату. Рабы были заняты в основном на обработке плантаций сахарноготростника, кофе, какао, хлопка, на горных разработках, в крупных городах вдомашнем услужении, в ремеслах.
Декретом от 1789—1791 гг. Испаниясняла ограничения на торговлю рабами с ее колониями, что привело к возрастаниюих экономической роли как в плантационном хозяйстве Антильских островов, так ив горнопромышленном секторе Новой Гранады и т. д. Так, с 1791 по 1805 г. наКубу было ввезено столько же рабов (более 90 тыс.), сколько за предыдущие два споловиной столетия 53.
К 1823 г., по приблизительнымподсчетам А. Гумбольдта, всего в американских владениях проживало около 800тыс. негров — 4 % всего населения.
В продолжение XVII—XVIII вв. виспанских колониях сложилась / крайне пестрая аграрная структура, в которойпричудливо сочетались / общинно-натуральное, государственное на казенных земляхи мелкое) частное землевладение. Крупное землевладение, консолидировавшееся к /концу XVIII в. в огромные неотчуждаемые земельные владения — латифундни спомощью феодального права майората, скрепляло основы феодального режима. Лишь вотдельных местах (прибрежные долины Перу и Чили) крупная асьенда перешла натоварное производство экспортных культур (пшеница, сахар, кофе) и объективноразвивалась в сторону капиталистического хозяйства.
В целом засилье натуральногохозяйства, низкое рутинное состояние техники, наличие ярко выраженных формкабальной зависимости индейского крестьянства, плантационное рабство обусловилиширокое распространение докапиталистических укладов в аграрной экономикеИспанской Америки. Это определило ее отсталость по сравнению с хозяйствомметрополии и значительно тормозило развитие товарного и промышленногопроизводства в колониях.
5. Экономическое развитие колоний
Синтез социальных, материальных икультурных традиций народов Европы, Америки и Африки, развернувшийся в процессеколонизации Американского континента, ярко проявился в области взаимообмена ивзаимообогащения достижениями земледелия, агротехники, животноводства.Выведенные американскими народами в результате многовековой селекции разнообразныесельскохозяйственные (картофель и кукуруза, тыква и томаты, батат и маниока ит. д.) и технические (хинин, хенекен, табак) культуры заняли ведущее место вмировой экономике. Освоение в продолжение XVI-^r XVIIIвв. древнеамериканских растений народами всех континентов более чем удвоилопищевые ресурсы Старого Света 65. В свою очередь, и европейскиенароды обогатили Америку новыми для нее видами земледельческих растений иживотных, буквально преобразивших ее природный ландшафт на всех широтах.
Первоначально испанская корона вцелях быстрейшего освоения колоний содействовала внедрению на американскихземлях богатого ассортимента европейских сельскохозяйственных культур, а такжеразведению мелкого и крупного рогатого скота, завезенного из Европы.
Обилие и богатство природныхпастбищ во всех американских широтах I Iсодействовали быстрому распространению различных пород домашнего скота, вьючныхи тягловых животных (лошадь, осел, мул, бык). Огромный размах получило мясное имолочное животноводство, скотоводство и овцеводство. Корона развивалаземледельческие (гранхерия) и скотоводческие С (эстансия) хозяйства испанскихпоселенцев, обеспечивавшие колонии) продуктами и сырьем для местнойпромышленности.
Освоение и распашка значительныхземельных площадей, введение более передовой агротехники, сохи и плуга,железных орудий вместо традиционной мотыги или палки-копалки, использованиетяглового скота в земледелии, появление неизвестных в Древней Америке колесноготранспорта, морских средств сообщения — все эти и другие нововведенияобъективно представляли значительный шаг вперед в деле создания качественноновых условий жизни и труда в колониях. Однако, следуя корыстным интересам,испанская метрополия намеренно тормозила, а в отдельных случаях и сводила на нетраспространение европейских достижений в колониях.
(Захват общинных пастбищ тормозилразведение тяглового скота в индейских хозяйствах. Прогрессирующая потеряплодородных земель обрекала индейца-крестьянина хозяйничать на неудобьях спомощью палки-копалки или мотыги. В этих условиях индейские общины былиобречены на застой.
В XVI—XVII вв. колониальныевладения рассматривались в Испании главным образом как аграрно-сырьевойпридаток, как источник драгоценных металлов, а с XVIII в. — как огромный рыноксбыта, ориентированный на потребление производимых в метрополии товаров.
Защищая интересы богатых торговцеви землевладельцев Испании, начиная с XVII в. королевское правительствонеоднократно запрещало или резко ограничивало производство в колониях техкультур, которые выращивались в метрополии (оливки и виноград, например) ЩКультивирование же сахарного тростника, хлопка, кофе и какао, а также различныхспеций (корица, имбирь) поощрялось, в частности в Новой Гранаде.
Метрополия всячески тормозиларазвитие местного ремесла в колониях.
Метрополия неоднократно издавалауказы которыми строго запрещалось индейцам применять европейскую технику ^ткацком и прядильном производстве Развитие ремесел в колониях сдерживалосьсредневековой цеховой регламентацией, засильем крупного землевладения ваграрной структуре, неразвитым внутренним рынком, искусственно тормозилосьхищническими колониальными устремлениями: вплоть до начала XIX в. толькочистокровные испанцы допускались к основанию новых цехов, становились мастерамиособо престижных мастерских гт- ювелирами или позолотчиками, метис или мулат немог подняться выше ученика или подмастерья, и т. д.
Уже со второй половины XVI в. вНовой Испании начали спорадически появляться первые предприятия мануфактурноготипа, основанные испанскими колонистами.
Вцелом по уровню технической оснащенности, производительности труда,докапиталистическим формам эксплуатации работников, низкому качеству товаровколониальные мануфактурные предприятия далеко отставали от европейскойкапиталистической мануфактуры, в частности «мастерской мира» — Англии.Сохранение значительных элементов принудительного труда мешало превращениюмолодой мануфактуры в колониях в чисто капиталистическое предприятие и делалоее скорее «одной из форм адаптации феодализмом факторов, созданныхподнимающимся капитализмом».
Был дан новый толчок развитиюгорного дела: в 1554 г. в Новой Испании впервые был разработан процессамальгамирования серебра с помощью ртути. Новый метод позволял вновьиспользовать накопившиеся запасы отвалов, но потребовал создания системыспециальных гидросооружений.
Активное развитие горнодобычи иземледелия, специализация по районам обрабатывающих отраслей стали стимулом дляукрепления уже в XVII в. внутрирегиональных торговых связей и в целом механизмахозяйственного и экономического самообеспечения колоний. В Испанской Америке кначалу XVII в. оформилось несколько таких автономных районов. Карибская группапровинций — побережье Новой Испании, Новой Гранады, Венесуэлы и Антильскиеострова, прежде всего Куба. Венесуэла поставляла табак и какао в Новую ИспаниюНовая Испания — муку, сахар и другие продукты питания на Кубу, Картахена —мелкий и крупный рогатый скот, лошадей на Кубу и в Венесуэлу, и т. д.Интенсивные морские связи объединяли тихоокеанскую группу — Новую Испанию черезПанаму с Кито, Перу и далее с Чили. Пшеница, мука, сахар, хлопок, серебро,ртуть уходили из Перу на север, обратно шли строительный лес, медь, красители,товары из Европы, Филиппин и Китая. В свою очередь, Перу установило активныеторговые связи через Верхнее Перу (Боливия) с обширным районом Ла-Платы. Приэтом Лима была главным распределительным центром, монополизировавшим торговыеканалы как вдоль океанского побережья, так и внутри континента вплоть доАтлантики.
Стремясь на корню подорватьстремление колоний к экономической самостоятельности, защищая монополиюиспанского купечества, метрополия неоднократно предпринимала шаги по подрывукак внутренней, так и внешней колониальной торговли.
В 1607—1609 гг. и в последующиегоды неоднократно запрещался обмен испанскими товарами между Новой Испанией иПеру под угрозой «вечного изгнания из Индий, лишения должности и конфискацииимущества». Для внутренней торговли местными товарами были открыты по одномупорту на севере (Акапулько) и на юге (Кальяо) с правом посылать не более двухкораблей в год. До середины XVIII в. закрыта была прямая торговлявице-королевства Перу и провинций Ла-Платы с Испанией через Магелланов пролив иАтлантику. Креольские торговцы ответили на эти дискриминационные меры широкимразмахом контрабандной торговли. Развитие торговли в колониях тормозилосьграбительскими пошлинами
Немалым источником доходовиспанской короны служила монополия на производство и продажу таких продуктов итоваров, как табак, вино, порох, гербовая бумага и многие другие. Мертвящимицепями «налогового деспотизма» метрополия сковывала развитие промышленности,торговли, зарождавшейся креольской буржуазии и одновременно обеспечивалапостоянный некомпенсируемый вывоз совокупного продукта, производившегосянародами Испанской Америки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.