Реферат по предмету "История"


Реформаторское движение в Китае в XIX веке

Содержание
 
Введение……………………………………………………… 3
Глава 1. Янъу – первоереформаторское движение ………… 8
Глава 2. Предпосылкиновой реформаторской волны …… 10
Глава 3. Кан Ювэй и «100дней реформ» …………………. 15
Заключение…………………………………………………… 18
Список источников илитературы …………………………. 20
Примечания…………………………………………………… 21

Введение
В Китае идеивестернизации владели умами многих выдающихся интеллектуалов в течениенескольких столетий. Ориентация на Европу служила орудием в борьбе сконсерватизмом и отсталостью китайского общества. Ее сторонники подчеркивалиотсталость Китая в сфере политики, науки, техники, культуры и необходимостьзаимствования западных достижений в этих областях. Впервые ориентация на Европувозникла еще на рубеже Минской и Цинской эпох, когда для Китая был открытдоступ к западной науке и культуре. Немалую роль в распространениивестернизаторских настроений играли миссионеры.
Противоположную тенденциюпредставляли те, кто отстаивал превосходство национальной культуры, обличаяпороки западной цивилизации: индивидуализм, гедонизм, попрание духовного началав человеке в угоду грубому материализму. Между этими полюсами располагалисьпозиции тех, кто по-разному стремился соединить плюсы китайской и западнойтрадиций и очистить их от минусов.
Первоереформаторское движение в Китае («янъу» –
1869 – 1890 гг.) проходило под лозунгами военного «самоусиления» и«благосостояния и мощи». «Самоусиление» инициировалось крупнымивоеначальниками, одержавшими победу над тайпинами, а «благосостояние и мощи» –их более консервативными оппонентами.
УниженияЦентральной империи от европейских государств, вторгшихся на ее территорию, ипоражение от Японии в войне 1894 –1895 годов породили в Китае новоереформаторское движение, которое возглавил молодой император Гуансюй. Но в 1898году императрица Цыси жестоко подавила реформаторское движение и вынудилаимператора вернуть бразды правления ей в руки.
Именно этомуинтереснейшему периоду посвящена данная работа. Ее цель – изучение причин,уровня реализации и последствий реформаторского движения в Кита е XIX в.
Перед авторомстоят следующие задачи:
1)                     проанализироватьпричины и предпосылки реформаторского движения в Китае, готовность страны кмодернизации в рассматриваемый период;
2)                     изучить взглядыкрупнейших общественных деятелей Китая этого периода в отношении проблемыреформ.
Хронологические рамки работы– 1869 – 1898 гг., т. е. с начала первого реформаторского движения «янъу» доподавления реформаторское движение императрицей Цыси.
Наиболее компетентныйисследователь истории этого реформаторского движения – академик С.Л.Тихвинский. Именно генеральный консул СССР в Пекине С. Л. Тихвинский был темсамым дипломатом, через которого 2 октября 1949 г. правительство СоветскогоСоюза осуществило акт торжественного признания Китайской Народной Республики иустановления дипломатических отношений между СССР и КНР. В то же время это одиниз авторитетнейших востоковедов современности, глава отечественногокитаеведения, академик, перечисление всех регалий которого заняло бы какминимум страницу. С. Л. Тихвинским опубликовано свыше 500 научных работ. Вчастности, его работа «Движение за реформы в Китае в конце XIX в.»[1]является непререкаемым авторитетом в разработке данной темы, как и «Новаяистория Китая».[2]
С. Л. Тихвинский в этихработах начало реформаторской традиции видит в первом, не вызвавшем кровавойвражды расколе, который произошел в умах правящей верхушки с появлением идеи«самоусиления». Ее сторонники (Чжан Чжидун, Лю Миньчжуань, Сюэ Фучень) виделиспасение в «самоусилении путем заимствования у Запада «крепких судов» ипревосходных орудий», да обогащения казны в результате строительствасовременных промышленных предприятий».[3]Второй этап реформ академик относит к тому моменту, когда раскол из средывысшей бюрократии спустился в средние слои бюрократии. Идеологом этих процессовстал Кан Ювэй. Он говорил: «Нужно провести политические реформы, развиватьземледелие, торговлю, промышленность, поднять культурный уровень населения,назначить способных лиц на государственную службу».[4]Кан Ювэй пробует приспособить к новым условиям конфуцианские доктрины. Идетборьба: 100 дней реформ Императора Тзай Тая — правление Цы Си.
Интересно было такжеизучить новую работу С. Л. Тихвинского «Реформы и революции в Китае»,опубликованную в журнале «Новая и новейшая история» за 1999 г.[5]Здесь, как и в остальных работах ученого, он исходит из позиции, что действияиностранных держав в />Китае следует рассматривать каквраждебные против суверенной страны. Но такой подход вызывает неприятие у некоторыхсовременных исследователей. В частности, Р. Ратипов предлагает иную перспективурассмотрения проблемы. Его подход основан на идее о том, что истокидезорганизации в Китае как до их насильственного «открытия» вовнешний мир так и после – лежали не во внешнем давлении или «безжалостнойэксплуатации» со стороны индустриальных стран, но скорее в растущейвнутренней нестабильности и их отсталости от внешнего мира, которыйфундаментально менялся в 19 столетии в направлении уничтожения замкнутости исоздания всемирного рынка. Действия Запада лишь ускорили коллапс дряхлеющихсредневековых систем; проникновение (это точнее, чем только «вторжение»)европейских стран давало шанс на мирную эволюцию и интеграцию в новуюмеждународную систему.[6]
Нам показалось интереснымпривлечь новые исследования по этой проблеме, в частности, статью Я. М. Бергера«Модернизация и традиция в современном Китае».[7]Хотя он рассматривает проблему модернизации в современном Китае, он делает эточерез призму истории через призму истории, и в начале статьи достаточно глубокоанализирует высказывания китайских авторов XIX столетия о сущности реформ и их необходимости или,наоборот, ненужности в китайском обществе.
Раздел«Западная синология о модернизации и специфике Китая» представляет собойисториографический обзор по вопросу модернизации Китая, и Я. М. Бергеротмечает, что долгое время основные школы западной синологии, исследовавшиепроцесс модернизации Китая, были убеждены в том, что главным или дажеединственным двигателем этого преобразования служит Запад, его культура,институты, технологии. В этом сходились по крайней мере три основныхнаправления в изучении новой и новейшей истории Китая: школа Фэйрбэнка, «школаимпериализма» и школа Левенсона.[8]Так ли это было на самом деле? Или все-таки реформаторские тенденции выросли напочве китайской традиции? Это один из тех вопросов, раскрыть который предпринятапопытка в данной работе.

Глава 1. Янъу – первое реформаторскоедвижение
Первоереформаторское движение в Китае («янъу» –
1869 – 1890 гг.) проходило под лозунгами военного «самоусиления» и«благосостояния и мощи». «Самоусиление» инициировалось крупнымивоеначальниками, одержавшими победу над тайпинами, а «благосостояние и мощи» –их более консервативными оппонентами.
Это движениенепосредственно стимулировалось военными поражениями Китая в Опиумных войнах.Следуя давнему завету древних «перенимать искусные приемы инородцев, чтобыподавлять инородцев», правители Китая попытались позаимствовать прежде всегото, что наиболее наглядно определяло преимущество европейцев, а именно –материальную составляющую западной культуры, прежде всего вооружение (включая иметоды его применения), но также и технику двойного и гражданского назначения
Реформаторскоедвижение, начавшееся с 60-х годов XIX в., было практическим воплощением тезиса«китайские знания – сущность, западные знания – инструмент» («чжунсюэ вэй ти,сисюэ вэй юн»), авторство которого обычно приписывается видномусановнику-реформатору конца XIX в. Чжан Чжидуну, хотя подход, выраженный вданной формуле, возник еще на рубеже Минской и Цинской эпох. Первая половинатезиса провозглашала основополагающими принципами политики и моралитрадиционные нормы и догмы, а вторая – указывала на возможность прикладногоприменения западной науки и техники.
Написанная в1898 г. работа Чжан Чжидуна «Призыв к учению» («Цюаньсюэ нянь») поясняласущность прокламируемого подхода. Она сводилось к двум основным моментам. Г.Китай остается Китаем постольку, поскольку соблюдается отношения междугосподином и подданным, между отцом и сыном, между супругами,
поскольку существуют нормы добродетели, определяющие, что достойно почитания, ачто – презрения, что бесценно, а что ничтожно, поскольку имеется простаяэтическая система, в центре которой – понятие долга, потому рассуждения освободе, равенстве, власти народа недопустимы. Усиление Китая сегодняневозможно без западных знаний. Но если грамотный человек не усвоит спервакитайских знаний, то «чем более он углубится в западные знания, тем сильнеестанет ненавидеть Китай». Такой человек не может быть полезен Китаю, а в худшемслучае может стать вдохновителем смуты.
Под знаком движения«яньу» возникли внешнеполитические
ведомства, государственная служба переводов, а также первые оружейные заводы,верфи, современные угольные шахты, металлургические предприятия,железнодорожные и пароходные компании, руководимые непосредственно государством(часто на провинциальном уровне) или же действовавшие под надзором государства.

Глава 2.Предпосылки новой реформаторской волны
Во второйполовине XIX стало очевидно, что
отставание Китая от Запада не ограничивается одной лишь вещественной компонентойкультуры, но затрагивает и ее структуры. Ряд китайских ученых и политическихдеятелей выступил с проектами заимствования Китаем западной демократии. Однимиз первых среди них был Вэй Юань, в известном труде которого «Географическийочерк и карты заморских стран» («Хай го ту чжи») превозносился политическийстрой Европы и Америки. Определенную дань вестернизаторству отдали некоторыедеятели обновленческого (реформистского) движения, которое достигло своего пикав 1898 г.
Еще в 1880-хгодах отдельные китайские писатели, такие, как Чэн Гуаньин и Ван Тао, началивыдвигать новые принципы экономического развития и реформы государственногоустройства. К началу 1890-х годов проникновение в Китай прогрессивных идейполучило удивительно широкий размах. Развитие коммуникаций (пароходногосообщения, телеграфных линий и прессы, издаваемой на китайском языке) позволиломногим районам империи получать информацию о событиях, которые происходили вовсех уголках планеты.
Публикации накитайском языке, издаваемые миссионерскими общинами, книги, написанныепобывавшими в Европе и США китайцами, еще до поражения Китая в войне с Япониейв 1894 – 1895 расходились большими тиражами. А на гребне эмоциональной волны,вызванной унизительным поражением, в различных уголках империи стали возникатьмногочисленные «аналитические ассоциации», организованные реформистскинастроенными интеллигентами.
Чередапережитых Китаем унизительных потерь высветила неадекватность программы«самоусиления». С помощью Запада и под руководством выдающихся лидеров, вчастности ученого и государственного деятеля Ли Хунчжана, были построеныарсеналы и корабельные верфи, текстильные фабрики, железные дороги и дажесобственный военно-морской флот. Однако, не обладая необходимыми финансовымиресурсами, сторонники идеи «самоусиления» становились все более уязвимоймишенью для консервативной оппозиции. Поражение Китая в китайско-японской войневместе с «борьбой за концессии», последовавшей после захвата Германией портаЦиндао на берегу залива Цзяочжоувань на Шаньдунском п-ове в конце 1897,послужили мощным доводом в пользу сторонников более «продуманных» реформ.
Как отмечаетв своих «Мемуарах» К. Г. Маннергейм, «Унижения Центральной империи отевропейских государств, вторгшихся на ее территорию, и поражение от Японии ввойне 1894–1895 годов и породили в Китае реформаторское движение, котороевозглавил молодой император Гуансюй. Его цели не оставили без вниманиявдовствующую императрицу Цыси, которая с 1861 года была фактическойправительницей Китая. В 1898 году она жестоко подавила реформаторское движениеи вынудила императора вернуть бразды правления ей в руки. Только после того,как Цыси «обожглась» на боксерском восстании, а русско-японская война открылаей и маньчжурским мандаринам глаза на второстепенную роль Китая,семидесятилетняя правительница решила открыть дорогу к реформированию общества.Необходимо было укрепить власть центрального правительства, уменьшить огромныепривилегии мандаринов, вновь создать силы обороны, а также построить сетьжелезных дорог. Важным пунктом программы стала борьба с курением опиума — этимнедугом был поражен практически весь китайский народ».[9]
ЛидерДвижения за реформы Кан Ювэй настаивал на заимствовании у Запада не тольковоенных и гражданских технологий, но и политических институтов. Сун Шу в 1892г. призывал к полной реорганизации китайского законодательства по западномуобразцу. В том же духе несколько позднее выступал Тань Сытун и в еще большеймере – основоположник китайского либерализма Янь Фу, который утверждал, что вконечном счете все культурные различия сводятся к одному единственному вопросу:наличествует ли свобода или ее нет.
Речь при этомшла о демократических институтах, гарантирующих личные свободы. Янь Фу сталпровозвестником идеи преобразования китайского национального характера. Вобсуждении данной проблемы приняли участие почти все выдающиеся общественныедеятели того времени, стремившиеся найти пути к обновлению национальнойпсихологии китайцев и образа их поведения. Они критиковали консерватизм,замкнутость, неспособность китайцев к риску. Лян Ци Чао опубликовал ряд статей,в которых бичевал «рабскую покорность», «глупость», «эгоизм», «неискренность»,«трусливость»,  «пассивность» и другие отрицательные свойства национальногохарактера китайцев и ратовал за становление «нового народа». Под рабскойпокорностью подразумевались отсутствие идеи прав и свобод, слепое следованиеобычаям предков, мистическая вера в волю Неба, готовность отдаться на волюПровидения.
Особеннобеспощадно критиковали рабский дух революционные демократы. Цзоу Жун называлисторию двадцати четырех династий Китая «великой историей рабства», утверждал,что китайцы наслаждаются рабством и считал даже Цзэн Гофаня и Ли Хунчжана(которых Лян Цичао почитал как героев) «выразителями китайского рабства».Освобождение от тысячелетней рабской покорности считалось необходимойпредпосылкой устранения тысячелетней диктатуры.
Реформисты иреволюционные демократы выдвигали по сути единую модель преобразованиянационального духа. В ее основе было воспитание духа независимости и свободы,гражданственности, чувства долга, готовности к риску, стремления к продвижению,уважения к собственному достоинству и способности к самоуправлению.
Важным путемк созиданию идеальной личности оба направления общественной мысли считаливоспитание и пропаганду. Разница между ними состояла в том, что в соотношениивоспитания и пропаганды с политическим движением Лян Цичао отдавал предпочтениепервым, полагая, что только новый народ, сформировавшийся путем самовоспитания,сможет создать новый строй и новое правительство, а революционные демократы напередний план выдвигали политическую революцию. Но в целом это различиепоначалу не было самодовлеющим.
Деятель реформаторскогодвижения конца XIX в. Лян Цичао, например, писал: «Американец Линкольн, говоряо политике, обобщенно выразил ее тремя предлогами – of the people, bythe people and for the people (принадлежит народу, народомуправляется и для народа существует). Нашими учеными подробно объяснялисьпринципы of и for (принадлежит народу и существует для народа), только опринципе by (управляется народом) не было известно… Ученые говорили, чтонарод является основой государства, политика заключается в заботе о народе,однако ее исходный пункт, ее власть находились вне народа, поэтому каков жеэффект такого принципа, который народ считает основой, но не допускает егоучастия в политической власти?».

Глава 3.Кан Ювэй и «100 дней реформ»
Пожалуй,самым авторитетным из реформаторов был Кан Ювэй, черпавший свои идеи не толькоиз конфуцианской и буддийской, но и из западной литературы. Кан выдвигал идеюпостроения общества, в котором человек пользовался бы полной самостоятельностьюи мог осуществлять контроль над властными структурами. Его широкомасштабныепроекты политических реформ включали создание всенародно избираемогопарламента, действующего в рамках конституционной монархии, стимулированиетехнического и экономического развития, создание системы образования,охватывающей все уровни общества, реформу системы судопроизводства и запрещениебинтования ног.
В периодмежду 1895 и 1898 Кан и его соратники, включая Лян Цичао, через различныежурналы, научные общества и новые школы активно пропагандировали идеюосуществления реформы структуры управления и политического устройства страны.После того как немцы оккупировали Цзяочжоу, Кан с соратниками смогли донестисвои замыслы до молодого императора Гуансюя (1875 – 1908; фактический периодправления – 1889 – 1898), и пока временно отошедшая от дел вдовствующаяимператрица Цыси наблюдала за происходящим, летом 1898 начался знаменитыйпериод «100 дней реформ».
Опираясь наКана, император издал примерно 200 эдиктов по самым различным вопросампросвещения, экономики, военного дела и политики. Но когда император началстроить планы реформ, затрагивавших структуру центрального управления, Цыси спомощью своего преданного чиновника Жун Лу организовала государственныйпереворот и вернула себе регентские права.
Император,являвшийся племянником и приемным сыном вдовствующей императрицы, был отстраненот дел, а все его реформаторские эдикты были отменены. Кану и Ляну удалосьбежать в Японию, ряд реформаторов были казнены.[10]
В частности,такая участь постигла брата Кан Ювэя – Кан Гуанжэнь (Кан Юпу, Кан Юбо), которыйбыл одним из наиболее активных сподвижников великого китайского реформатора. Впериод нахождения Кан Ювэя у власти Кан Юпу принимал участие в подготовкеразличных правительственных документов и поддерживал контакты междуреформаторами и столичной интеллигенцией. Заметной фигурой Кан Юпу был и в ходедвижения против давнего обычая — бинтования ног женщинами Китая. Он не покончилс собой, как повторяет вслед за современным китайским комментатором Харро фонЗенгер, а был арестован 21 сентября 1898 г. и затем убит.
Вот какописывает данное событие наиболее компетентный исследователь истории этогореформаторского движения, академик С.Л. Тихвинский: «После полудня 21 сентябряотряд из 300 человек, возглавляемый командующим войсками Пекинского гарнизонаманьчжуром Чун Ли, по приказу Цы Си окружил гостиницу наньхайского землячествав Пекине, где обычно проживал Кан Ювэй. Не найдя Кан Ювэя, они арестовали иувели с собой его брата Кан Юпу и его учеников — участников движения за реформыЧэнь Цзыляна и Цянь Цзюньбо (он же Цянь Вэйцзи), — а также двух слуг. Наотдельных повозках их доставили в штаб гарнизона и там тотчас подверглидопросу, чтобы узнать, где находится Кан Ювэй. Арестованные показали, что КанЮвэй выехал в Тяньцзинь, намереваясь затем следовать в Шанхай». Уже 28 сентябряв числе других руководителей движения за реформы фактически без суда иследствия Кан Юпу, был казнен по распоряжению императрицы Цы Си.[11]

Заключение
Первоереформаторское движение в Китае («янъу» –
1869 – 1890 гг.) проходило под лозунгами военного «самоусиления» и«благосостояния и мощи». «Самоусиление» инициировалось крупнымивоеначальниками, одержавшими победу над тайпинами, а «благосостояние и мощи» –их более консервативными оппонентами.
Реформаторскоедвижение, начавшееся с 60-х годов XIX в., было практическим воплощением тезиса«китайские знания – сущность, западные знания – инструмент» («чжунсюэ вэй ти,сисюэ вэй юн»), авторство которого обычно приписывается видномусановнику-реформатору конца XIX в. Чжан Чжидуну, хотя подход, выраженный в даннойформуле, возник еще на рубеже Минской и Цинской эпох. Первая половина тезисапровозглашала основополагающими принципами политики и морали традиционные нормыи догмы, а вторая – указывала на возможность прикладного применения западнойнауки и техники.
В результатепод знаком движения «яньу» возникли внешнеполитические ведомства,государственная служба переводов, а также первые оружейные заводы, верфи,современные угольные шахты, металлургические предприятия, железнодорожные ипароходные компании.
Во второйполовине XIX стало очевидно, что
отставание Китая от Запада не ограничивается одной лишь вещественнойкомпонентой культуры, но затрагивает и ее структуры. Череда пережитых Китаемунизительных потерь высветила неадекватность программы «самоусиления». УниженияЦентральной империи от европейских государств, вторгшихся на ее территорию, ипоражение от Японии в войне 1894 – 1895 годов породили в Китае новоереформаторское движение, которое возглавил молодой император Гуансюй.
Летом 1898начался знаменитый период «100 дней реформ». Опираясь на Кана, император издалпримерно 200 эдиктов по самым различным вопросам просвещения, экономики,военного дела и политики. Но в 1898 году императрица Цыси жестоко подавилареформаторское движение и вынудила императора вернуть бразды правления ей вруки. Это было связано с тем, что император начал строить планы реформ,затрагивавших структуру центрального управления, что побудило Цыси организоватьгосударственный переворот и вернуть себе регентские права.

Список источников и литературы
Бергер Я. М. Модернизацияи традиция в современном Китае // Полис. 1995. N5.
История Китая (под. ред.А.В. Меликсетова). М., 1997.
Маннергейм К. Г. Мемуары.М., 2000.
Ратипов Р. Великаядискуссия: Почему Китай и Япония ответили по-разному на вызов Запада в XIX в.? // Архив. 2000. №8.
Тихвинский С. Л. Движениеза реформы в Китае в конце XIX в. М., 1980.
Тихвинский С. Л. Новаяистория Китая. М., 1972.
Тихвинский С./> Л. Реформы и революции в />Китае// Новая и новейшая />история />. Март-Апрель. 1999. №2. С. 3 – 15.

Примечания


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.