Реферат по предмету "Разное"


А. А. Козицына на конференции

Выступление Президента Союза предприятий металлургического комплекса Свердловской области, Председателя Подкомитета по развитию горно-металлургического комплекса ТПП РФ А.А. Козицына на конференции "О развитии горно-металлургического комплекса России" 20 сентября 2002 г. Уважаемые дамы и господа, участники конференции "О развитии горно-металлургического комплекса России"!Прежде всего я выражаю благодарность от имени Союза предприятий металлургического комплекса Свердловской области, всем гостям – руководителям и специалистам федеральных структур законодательной и исполнительной власти, общественных организаций, Уральского федерального округа, Свердловской области, руководителям предприятий России, являющихся членами подкомитета металлургии комитета промышленности Торгово-промышленной палаты РФ.Я благодарю Вас за то, что Вы нашли возможность выделить день для обсуждения вместе с металлургами Свердловской области проблем горно-металлургического комплекса России. Я надеюсь, что в результате сегодняшней работы на основе конкретных предложений предприятий и обмена мнениями мы глубже изучим и осмыслим ситуацию в отрасли, проблемы, требующие решения. Я надеюсь также, что каждый участник конференции постарается услышать и проанализировать выступления, в которых позиция выступающего отлична от его личной позиции, чтобы в результате достичь разумного компромисса и в своей дальнейшей работе добиваться принятия взвешенных решений, направленных на достижение главной цели – преобразование металлургической промышленности России в динамично развивающуюся, высокотехнологичную, эффективную и конкурентоспособную отрасль, интегрированную в мировую экономику.Так сформулирована главная цель, и мы с этим полностью согласны, в "Комплексе мер по развитию металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2010 года", подготовленном Правительством РФ и одобренном его Распоряжением от 5 сентября 2002 г. №1228-Р.В материалах для участников конференции эти документы имеются. Поэтому я лишь скажу, что в них дана оценка состояния металлургической промышленности и рынка металлопродукции, сформулированы цели и задачи развития металлургии России до 2010 г., а также ожидаемые результаты реализации этого комплекса мер.Для Свердловской области рассмотрение вопроса развития металлургии на уровне Правительства России особенно актуально.Из 763 крупных и средних промышленных предприятий нашего региона, к металлургическому комплексу относятся 72 или около 10%. Но, они дают 50% промышленной продукции области, в основном являются градообразующими и формирующими бюджеты муниципалитетов в средних и малых городах. В металлургии области заняты более 200 тыс. человек или почти 40% работающих на крупных и средних промышленных предприятиях. Средняя зарплата металлургов выше среднеобластной в чёрной металлургии – на 8%, а в цветной – на 34%. Эти данные красноречиво говорят о значительной роли металлургии в экономике области и жизни людей.Велика роль металлургии области и в общероссийском масштабе. Цифры по производству уже называл Геннадий Иванович Райков. Думаю, что этого достаточно. В розданных вам документах вы найдёте большой объём дополнительных аналитических и информационных материалов по металлургии, в том числе характеризующие деятельность Союза предприятий металлургического комплекса Свердловской области.Хотелось бы отметить, что Уральской металлургии мы отметили в прошлом году 300-летний юбилей, что она вынесла на своих плечах основную нагрузку в годы Великой Отечественной войны. Это, безусловно, огромный опыт, но это и проблемы устаревших основных фондов, завершения отработки местных месторождений металлов и, соответственно, дефицит сырья, дополнительные транспортные затраты на его получение из других регионов.Очень сложными были и первые годы перехода металлургов к рыночной экономике, когда распались сразу все отработанные десятилетиями производственные и экономические связи между предприятиями и регионами. И только настойчивыми и активными совместными усилиями Губернатора, Правительства Свердловской области и руководителей предприятий нам удалось в последние годы их восстановить, углубить путём создания крупных вертикально-интегрированных структур, дающих основной объём металлургического производства, и в конце 90-х гг. выйти на хорошие темпы роста и повышения эффективности работы. У производственников накоплен определённый опыт управления в условиях рыночной экономики, формулируются программы стратегического движения вперёд. Поэтому принятие Правительством документа, определяющего меры по развитию металлургии, сегодня очень своевременно.В комплексе мер по развитию металлургии до 2010 года, одобренном Правительством России, далее я буду называть его сокращёно "Комплекс мер Правительства", правильно и чётко сформулированы как факторы, сдерживающие развитие металлургии, так и задачи, требующие решения для достижения главной цели.Я бы отнёс к ним также задачу развития горно-рудной базы металлургии, как основы для стабильной и высокоэффективной работы всего металлургического комплекса, так как проблем с рудной базой у нас более, чем достаточно.Если говорить в целом, то нельзя не согласиться и с мерами, предлагаемыми в третьем разделе данного документа. Но, к сожалению, они в значительной мере декларативны и неконкретны. О роли государства в реализации большинства мер, а их перечислено около тридцати, можно лишь догадываться.Совершенно очевидно, что на базе предлагаемых мер Правительству необходимо принять документ, конкретизирующий и детализирующий их реализацию с указанием сроков и ответственных исполнителей. Без такого документа невозможно оценить эффективность мер, а, следовательно, вызывает сомнение и реальность достижения цели, поставленной Правительством России и реальной жизнью перед металлургами с учётом конкретных условий их работы и факторов, оказывающих на неё влияние.Далее я постараюсь обосновать свои сомнения на конкретных примерах и фактах.В розданных вам документах отдельным раздделом даны материалы к докладу, которые будут демонстрироваться на экране. Это поможет вам следить за ходом моего выступления.Анализ показывает, что металлургам сегодня и в перспективе выгоднее торговать своей продукцией на российском рынке. Меньше транспортные издержки, нет скидок к цене по не сертифицированной на мировом рынке металлов российской продукции, нет экспортных пошлин, нет проблем с несвоевременным возвратом государством НДС. Поэтому наша стратегическая задача – всемерно расширять своё участие на российском рынке. Однако, исторически сложившаяся в металлургии России ситуация объективно такова, что в обозримой перспективе более половины продукции, выпускаемой металлургами сегодня, не будет востребовано на внутреннем рынке. Прошу дать диаграмму №1 характеризующую динамику потребления цветных металлов.А теперь диаграмму № 2, характеризующую динамику поставок чёрных металлов.Итак, экспорт большей части продукции неизбежен, если не рассматривать варианта прекращения экспорта путём сокращения наполовину объёмов производства в металлургии со всеми катастрофическими, в первую очередь, социально-экономическими, последствиями для людей, предприятий, территорий.Но ведь мы прекрасно понимаем, что, по большому счёту, большинство горно-металлургических предприятий неконкурентоспособны на мировом рынке, прежде всего, из-за высокой степени износа основных производственных фондов, низкого технологического уровня оборудования и технологий.К этому надо добавить и чисто российские неустранимые негативные факторы – климат, огромность территории и удалённость от дешёвых морских путей, а также объективную необходимость содержать объекты социальной сферы и избыточный персонал.Спасают металлургов России сегодня всем хорошо известные специфические особенности экономики, оставшиеся от СССР, такие как низкая оплата труда, разрыв в мировых и внутрироссийских ценах на услуги естественных монополий и на отдельные виды сырья, материалов и оборудования, производимых российской промышленностью.Всем также хорошо известно, что роль этих специфических особенностей с каждым годом уменьшается, и в скором будущем мы должны быть готовы конкурировать с ведущими металлургическими предприятиями мира без сегодняшних преимуществ.Комплекс мер Правительства ставит задачу выхода на такой уровень конкурентоспобности. Но реально ли её решить предлагаемыми мерами?Думается, что разработчики III раздела слишком оптимистично оценивают сегодняшнюю ситуацию в мировой и российской металлургии. По нашему мнению, на сегодня в металлургии России накопилось столько проблем, требующих срочного решения, что ситуацию следует считать предкризисной.Главный вопрос, на который сегодня у нас нет ответа – как найти средства, чтобы преодолеть отставание российской металлургии и выйти на мировой уровень технологий, оборудования, управления, т.е. стать по-настоящему конкурентоспособной.Источники финансирования известны (амортизация, прибыль, кредиты). Ускоренная амортизация, которую мы сегодня начали применять в условиях 70-процентного износа активной части основных фондов в целом по металлургии России, с трудом даёт возможность провести за счёт амортизации замену изношенного оборудования для поддержания текущего производства, и, в лучшем случае, расшить особо узкие места. По данным статистики, годовые амортизационные отчисления всей металлургии Свердловской области не превышают 3 млрд. рублей.Поэтому, по нашему мнению, главным источником финансирования и гарантом возврата инвестиционных кредитов может быть прибыль. А с прибылью для инвестирования дела обстоят плохо. Рассмотрим основные факторы, влияющие на размер прибыли.Первый – мировые цены на металлы. Я попрошу показать график № 3 показывающий динамику мировых цен на сталь за последние 13 лет.Теперь попрошу показать график №4 – медь.№5 – алюминий.№6 – никель.Вывод один – налицо многолетняя устойчивая тенденция по снижению цен на основные металлы.Но суть не только в тенденции снижения цен, а ещё и в том, что сегодня цены на ряд металлов делают экспорт убыточным, так как резервы нашей конкурентоспособности практически исчерпаны. Вот данные ОАО "Уралэлектромедь", выпускающего 38% рафинированной меди России. Прошу показать таблицу № 7.(Даётся пояснение по таблице).Понятно, что этому способствовали рост российских затрат, связанных с объективной необходимостью повышения заработной платы, услугами монополистов, высокая экспортная пошлина. В итоге, по Уральской горно-металлургической компании, в которой ОАО "Уралэлектромедь" является головным предприятием, в первой половине 2002 г. рентабельность упала ниже 10%. Более подробные данные по УГМК в целом также есть в розданных вам материалах. К сожалению, этот уровень рентабельности характерен для большинства предприятий Свердловской области, за редким исключением. В целом по металлургии области он составляет менее 15%. По России в чёрной металлургии это 14,1%. В цветной металлургии России средняя рентабельность выше – 38%, за счёт небольшого числа уникальных крупных предприятий. Это "Норильский никель" (рентабельность более 50%), предприятия в составе оборонной и атомной промышленности. Они, безусловно, важны для России, как правило, территориально обособлены. При этом у них свои, специфические и очень серьёзные проблемы, и можно только пожелать им успехов в их решении.И ещё одна негативная тенденция, связанная со снижением рентабельности. К сожалению, приходится констатировать, что по итогам I полугодия 2002 г. из 72 крупных и средних предприятий металлургии Свердловской области, по сравнению с I полугодием прошлого года ещё 10 перешли в разряд убыточных; их стало 34, что составляет 47% от общего числа. А сумма прибыли снизилась с 5 до 3 млрд. руб. Напомню, что по России по итогам 2001 г. убыточными стало 43% предприятий отрасли, а прибыль снизилась в чёрной металлургии – в 2 раза, в цветной – в 1,4 раза.Нам могут сказать, что 34 убыточных предприятия Свердловской области относятся к разряду средних, в своей сумме дающих не более 25% от общего объёма продукции металлургии. Аналогичная ситуация и по России. Да, это так. Но это предприятия со средней численностью около 1000 чел., часть из них – градообразующие, нередко имеющие уникальную номенклатуру продукции. Поэтому ликвидация таких предприятий – это сложный процесс с серьёзными негативными социальными и экономическими последствиями, прежде всего, для территорий, где они расположены.Плохо с прибылью для инвестиций ещё и потому, что большая часть прибыли от продаж направляется на другие цели. Давайте рассмотрим, на что тратится прибыль от продаж в УГМК.Прошу показать диаграмму № 8.Для начала поясню, что выручка от реализации по УГМК в 1 полугодии 2002 года составила 16,4 млрд. рублей., а прибыль от продаж – 1 млрд. 389 млн. руб. или 8,5%.Из прибыли от продаж 29% составляют проценты по кредитам банков. Это следствие взрыва цен в начале 90-х гг. и резкого роста производства в последние пять лет, когда объёмы реализации выросли в 2,5 раза, а выпуск основного металла – рафинированной меди – в 1,6 раза. Такой темп в условиях низкой рентабельности вызвал острый дефицит оборотных средств, компенсировать который приходится краткосрочными кредитами. Таким образом, почти треть нашего дохода мы отдаём банкирам, и, к сожалению, размер прибыли не позволяет пополнить оборотные средства и этим уменьшить кредитную нагрузку.Вторым по объёму направлением использования прибыли от продаж являются расходы на социальные нужды – около 20%. Чуть меньше – 19,5% - составляют налоги.Налоги надо платить полностью и своевременно. А без расходов на социальные нужды сегодня градообразующим предприятиям обойтись нельзя. Это содержание объектов социальной сферы, материальная помощь трудящимся, благотворительность и помощь пенсионерам, проведение культурных и спортивных мероприятий. У вас в материалах есть сведения о социальной сфере УГМК.Начиная с этого года мы содержим объекты соцсферы полностью за счёт прибыли, так как льготирование прибыли, расходуемой на социальные нужды, прекращено государством, а в бюджетах муниципальных образований нет средств даже на частичное содержание этих объектов.У нас пока не поднимается рука закрывать объекты социальной сферы. Но в текущем году, впервые за все годы работы, мы вынуждены несколько снизить общую сумму затрат на социальные нужды и поставить перед предприятиями задачу перекладывать часть затрат на трудящихся, постепенно повышая стоимость услуг. Таким образом, на инвестиционные программы мы можем направить чистую прибыль, которая составляет лишь 12,3% прибыли от продаж или около 1% от объёма реализации, что явно недостаточно.И, наконец, третий источник – кредиты. Всем известно, что российская банковская система ещё не готова кредитовать серьёзные инвестиционные проекты, а для мировых банков в России ещё не созданы необходимые условия. Поэтому получения крупного инвестиционного кредита в российской металлургии сегодня редкость, а экономические условия его получения из-за высоких процентов при кредитовании годятся лишь для проектов с окупаемостью не более трёх-пяти лет. В итоге из вышеперечисленных трёх возможных источников (амортизация, прибыль, кредиты) сегодня в нужной мере не работает ни один. О каком коренном техперевооружении производства для выхода на мировой уровень можно говорить, при таком его финансировании?! К сожалению, приходится констатировать, что мы сегодня практически ничего не строим, не проводим крупных модернизаций и экологических мероприятий.Это вызывает у нас особую тревогу, поскольку мы понимаем, что времени на проведение в отрасли прогрессивных структурных преобразований, позволяющих удержаться на мировом рынке, тем более, с учётом присоединения России к ВТО, нам отпущено немного. Думается, пять-восемь лет.В металлургии мира большие резервы мощностей, идут активные процессы глобализации экономики, усиления роли крупных интегрированных компаний, с активизацией работ по снижению затрат, в том числе за счёт дальнейшего совершенствования производства. Поэтому снижение темпов преобразования российской металлургии, которое мы сегодня наблюдаем, неизбежно ведёт к ещё большему отставанию и вытеснению России с мировых рынков. С другой стороны мы знаем, как трудно в России идут прогрессивные преобразования в экономике, так необходимые сегодня металлургам. Мы сделали прогноз показателей себестоимости и прибыли УГМК на ближайшие годы. Он рассчитан на базе следующих сознательно упрощённых данных:учитывая полную загрузку мощностей по основной продукции, сохраняется объём реализации продукции и уровень цен на основные материалы и готовую продукцию I полугодия 2002 г., с их корректировкой, исходя из правительственного прогноза курса рубля к доллару;рост цен на услуги естественных монополистов и уровень инфляции принят из прогнозных оценок ФЭК России и Правительства России;заработная плата повышается пропорционально планируемой государством инфляции;численность персонала сокращается на 2% в год, исходя из прогнозов Минпромнауки РФ;за счёт реализации организационно-технических мероприятий материальные и энергетические затраты снижаются на 1% в год (это мало, но мы практически ничего не модернизируем и не строим);При этих базовых данных уже в 2003 году УГМК вынуждена сократить часть расходов из прибыли от продаж, в том числе по социальным нуждам, чтобы не допустить убытков. Соответственно, практически полностью прекращается инвестирование из чистой прибыли. В 2004 году появляются проблемы в расчётах с государством и банками, и о строительстве уже речи просто не идёт. Вы можете сказать, что условия расчёта недостаточно обоснованны. Мы считаем, что можно спорить о деталях, но тенденция ухудшения работы металлургии при существующих условиях очевидна, так как растут затраты и нечем компенсировать этот рост.Надежда на повышение мировых цен безосновательна, поскольку нам хорошо известно, что издержки производства ведущих мировых компаний значительно ниже наших из-за более высокого уровня технологий и организации управления. Эти компании могут успешно работать при сегодняшних ценах. Я приведу только один пример.Прошу показать таблицу № 9.(Даются пояснения)Выводы таковы. Первое - мы в разы отстаём в единичной мощности оборудования, производительности труда и, как следствие, в эффективности.Второе – создание такого производства в России требует крупных инвестиций. Для примера, строительство горно-обогатительного комбината производительностью 10 млн. тонн медной руды и 450 тыс. тонн медного концентрата оценивается зарубежными специалистами в 180 млн. долларов США (это в 25 раз больше, чем ожидаемая чистая прибыль УГМК в 2002 г.).Третье. Отсюда видно, насколько важно максимально прольготировать приобретение такого оборудования, за счёт снижения существующих налогов и платежей (НДС, импортная пошлина, кредиты банков), составляющих сегодня 40 - 50% цены оборудования.Время, отведённое на доклад, не позволяет мне более детально рассмотреть все аспекты, связанные с сегодняшней ситуацией в металлургии России и задачами, которые нам необходимо решать. Да в этом и нет необходимости, так как Минпромнауки России в этом году подготовило детальный и, по нашему мнению, очень объективный материал, который называется "Меры по развитию металлургической промышленности до 2010 года и её научно-техническое обеспечение". В нём дан обстоятельный анализ российской металлургии во всех аспектах её деятельности, перспективы её работы на внутреннем и внешнем рынках, сценарии развития металлургии до 2010 года. В этом документе сказано, что, если не предпринимать мер, направленных на повышение эффективности производства, то металлургическую промышленность ожидает негативный сценарий. Он предполагает стагнацию в цветной металлургии и резкий спад производства (на 15-20%) в чёрной металлургии. Мы согласны с такой оценкой.В документе есть и оптимистичный сценарий развития, с существенным улучшением качественных показателей работы отрасли, увеличением объёмов производства на 20-30% за счёт проведения прогрессивных структурных изменений в металлургической промышленности. Мы, конечно, за этот сценарий. Но его реализация требует значительно более конкретных и решительных мер, в первую очередь, со стороны государства. При этом критически важными являются сроки их реализации, так как затяжка приведёт к негативному сценарию развития. По нашему мнению, таким мерами должны быть:Первое. Стимулирование развития рудной базы металлургии с целью ликвидации её отставания и повышения эффективности работы горно-рудных предприятий за счёт совершенствования законодательной базы по недропользованию и снижения общей налоговой нагрузки на горные предприятия. Сегодня эта нагрузка превышает общепромышленный и мировой уровень в 1,5 раза. Особо страдают старые горные предприятия цветной металлургии Урала, работающие на сравнительно бедных месторождениях и глубоких горизонтах. Облегчить налоговую нагрузку можно путём:дифференциации ставок налогообложения на добычу полезных ископаемых в зависимости от условий разработки;оптимизации учёта специфического налогооблагаемого имущества (отвалов, хвостохранилищ, горных выработок); уточнения понятия "товарная продукция" для полезных ископаемых, техногенных образований, попутно извлекаемой продукции при налогообложении недр;ускорения начала отработки новых месторождений дефицитных полезных ископаемых путём предоставления налогового кредита, создания свободных экономических зон;Важно отметить, что если три первых предложения влекут за собой на первом этапе прямые потери для бюджета, компенсируемые лишь за счёт сохранения и улучшения деятельности этих предприятий, то последнее предложение, касающееся отработки новых месторождений, не влечёт никаких потерь для бюджетов. Непонятно, почему для низкорентабельных предприятий государство не может первые несколько лет освоения новых месторождений не брать с него несуществующих сегодня налогов с тем, чтобы через несколько лет начать их получение в полном объёме.Второй конкретной мерой могло бы стать повышение инвестиционной активности предприятий за счёт льготирования налога на прибыль, направляемую в инвестиции. Эти льготы – целевые, только для предприятий, реально направляющих прибыль на техперевооружение, что в свою очередь неизбежно улучшает технико-экономические показатели предприятий, и повышает суммы выплачиваемых государству налогов. Крайне важным при реализации инвестиционных проектов является снижение или отмена платежей на импорт современного оборудования, позволяющего нам выйти на мировой уровень работы. И, безусловно, надо всемерно ускорять процессы реформирования банковской системы и кредитования инвестиций с привлечением инвестиционных возможностей мировых банков на условиях, приемлемых для российских предприятий. И третье. Как предприятия, так и государство сегодня ещё крайне слабо готовятся к смягчению возможных негативных социальных последствий при проведении прогрессивных структурных преобразований горно-металлургической промышленности в случаях, когда эти преобразования требуют сокращения численности работников. В этой части мне представляется необходимой, прежде всего, разработка целевых программ развития территорий, с ликвидацией безнадёжно неэффективных металлургических предприятий и созданием новых эффективных производств. Огромную помощь в этом вопросе могла бы оказать система государственного стимулирования развития малого и среднего бизнеса для создания дополнительных рабочих мест.Есть ещё несколько вопросов, касающихся улучшения условий работы предприятий горно-металлургического комплекса. Это введение механизма дифференцированных экспортных пошлин на металлы в зависимости от мировых цен. К примеру, мы не можем согласиться с тем, что при цене меди ниже $1500 за тонну, когда экспорт становится убыточным, необходимо платить экспортную пошлину 10%, установленную в 1999 году при цене около $1800. Мы работаем по этому вопросу с Правительством РФ и надеемся на положительное решение уже в этом году.Это также касается ужесточения контроля за своевременным возвратом государством НДС при экспортно-импортных операциях предприятий. Представляется, что настало время для совершенствования экологических нормативов и системы экологических платежей для металлургических предприятий на основе мировой практики.И, наконец, надо закрепить начавшиеся процессы долгосрочного планирования макроэкономических показателей, определяющих работу предприятий – таких как тарифы монополий и уровень инфляции.Было бы неправильным не отметить, что в последнее время значительная часть проблем, как перечисленных в Комплексе мер Правительства, так и названных мною выше, начинает рассматриваться на федеральном уровне. Я имею ввиду блоки нормативных актов по вопросам природопользования, таможенно-тарифного регулирования, реформирования монополий и так далее. Я надеюсь, что предложения, которые будут высказаны здесь сегодня, подвергнутся анализу на федеральном уровне с учётом реального положения дел в металлургическом комплексе.Хотелось бы, чтобы к этой работе привлекались и производственники, через комитеты Торгово-промышленной палаты России, Российского союза промышленников и предпринимателей.Полагаем, что реализация предлагаемых мер поддержки металлургической промышленности России, позволит в среднесрочной перспективе ликвидировать существующую тенденцию снижения эффективности и конкурентоспособности металлургии. Если государством будут созданы соответствующие условия, то предприятия смогут самостоятельно решать все проблемы текущей деятельности и стратегического развития, постепенно укрепляя свои позиции на мировых рынках металлопродукции.Считаем, что льготы по налогам и платежам, предусмотренные в составе вышеперечисленных мер поддержки металлургических предприятий, будут многократно компенсированы в будущем за счёт улучшения экономических показателей работы металлургии, смежных отраслей и соответствующего роста налоговых поступлений и платежей в бюджеты всех уровней.Я приглашаю вас к дискуссии по темам, затронутым мною в докладе. Я прошу вас также передавать в Президиум замечания и дополнения к проекту рекомендаций нашей конференции, который вам роздан.Спасибо за внимание.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.