Реферат по предмету "История"


Реформа системы государственного управления в КНР в 80-90 гг.

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Исторический факультет
Кафедра востоковедения
Курсовая работа на тему:
«Реформы системы государственного управления КНР в 80-90е гг.»
Выполнил студент 157 гр.
____________________ Горин И.А.
Научный руководитель: к. и. н.,
доцент каф. востоковедения
________________ Лысенко Ю.А.
Курсовая работа защищена
"_____"_______________2008г.
Оценка _______________
Барнаул 2008
Содержание
Введение. 3
Реформы системы государственного управления в КНР. 5
Список литературы… 13
Введение
В последней четверти XX века, после многих лет упадка, «культурной революции»и застоя КНР приходит к пониманию необходимости реформ в экономической иполитической сферах. Руководству КНР необходимо было, сохраняя внешнююатрибутику режима, изменить основы своей внутренней политики.
На всем протяжении периодареформирования с 1978 года перестройка системы государственного управления, каки всей политической системы, понималась руководством КНР как необходимаяисключительно для осуществления экономической реформы. Действительно, в этотпериод экономические реформы встречают постоянные препятствия со стороныбюрократии на всех уровнях. Однако такая подчиненность экономической реформеопределяла цели данной реформы, в то время как КНР были необходимы качественныеизменения фундаментальных основ политической системы. Сохранение прежнейсистемы на всех уровнях государственного управления и определило, в концеконцов, результаты этой реформы.
Целью нашей работы являетсяисследование реформ государственного управления КНР. Поставленная цель определяетнаши задачи. Прежде всего, необходимо оценить потребность в реформированиисистемы государственного управления. Затем следует рассмотреть динамику реформгосударственного управления КНР и оценить их результаты.
Хронологически работаограничивается исследованием реформ государственного управления КНР с 1978года, когда в КНР начались серьезные преобразования в экономической иполитической сферах, до 2003 года, когда был проведен последний на настоящиймомент этап реформ государственного управления КНР.
Актуальность данной работыобусловлена тем, что политическая система КНР на сегодняшний день не имеетаналогов в мире. Несмотря на имевшие место заявления о несостоятельности такойсистемы, КНР сегодня является бурно развивающимся государством. В этом контекстемы считаем актуальным исследование тех реформ системы государственногоуправления, которые осуществляло руководство КНР для достижения столь успешногоэкономического развития.
В настоящее время в российскойнаучной литературе данный вопрос почти не рассматривается комплексно. Различныеисследователи (Гудошников Л., Гельбрас В., Делюсин Л) обращаются к этой темелишь в контексте отдельных внутриполитических событий в КНР, характеризуяизменения в сложившейся системе государственного управления. В некоторыхработах данные реформы рассматриваются лишь частично в ряду других реформполитической системы.
Реформы системы государственного управления в КНР
Началом политических иэкономических реформ, а с ними и эволюцию политической системы КНР, принятосчитать 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва, состоявшийся в 1978 г., когда былопринято решение об осуществлении экономических реформ в КНР. Был провозглашенкурс на достижение социалистической рыночной экономики, сочетание рыночной и планово-распределительнойсистем в экономике и т.д.
Сложившаяся к 1978 году системагосударственного управления характеризовалась нечеткостью управленческихфункций, их дублированием различными органами, многосложностью структуры,бюрократизмом в деятельности госаппарата. Отмечалось нечеткое разделениеполномочий и функций между центральными ведомствами и нижестоящими органамигосударственного управления. В результате сложились препятствия для организациихозяйственной деятельности, развития производительных сил, рациональноготоварообмена, использования техники и кадров, организации производства иповышения его эффективности.
С 1978 года руководством КНР началипредприниматься шаги по перестройке политической системы. На первом этапе этиреформы были неразрывно связаны с реформой экономической системы и понималиськак их неотъемлемая составная часть. В 1978 году были выработаны основныеположения реформы на начальном этапе: реформа должна вестись под руководствомКПК; рационально регулировать права и интересы различных слоев; не допускатьчрезмерной психологической перегрузки общества; предотвращать усугублениесоциальных противоречий, которые могут появиться в результате неправильногоруководства реформой. То, что политическая реформа в КНР была постепенной ипроводилась под постоянным контролем руководства страны, явилось её важнойотличительной чертой, во многом, по мнению исследователей, повлиявших на еёрезультаты.
В реформах китайской политическойсистемы выделяют 5 наиболее значимых этапов: 1982, 1988, 1993, 1998 и 2003 гг.
Период эволюции политическогорежима между XII и XIII съездами КПК (1982 — 1987 гг.) был отмечен началомстроительства «социализма с китайской спецификой», что включалоосуществление мероприятий по модернизации социально-экономического развитиястраны, преобразования в сфере науки, техники, просвещения, а также в системеинститутов политической власти.
Начавшийся в 1982 году первыйэтап реформы политической системы Китая, затронул систему административныхорганов, вплоть до уездного уровня. На этом этапе реформы было издано важноепостановление ЦК КПК «О создании системы пенсионного обеспечения старыхкадровых работников», а на основании его — соответствующее положениеГоссовета. Это положение фактически ликвидировало систему пожизненногопребывания в должности всех кадровых работников, вплоть до министров ипредседателей госкомитетов в системе Госсовета.
Также, в 1982 году в КНР былапринята новая Конституция. На её разработку ушло более двух лет. Проект былопубликован Постоянным Комитетом ВСНП 28 апреля 1982 года, и 4 декабря 1982года Конституция была утверждена ВСНП. В числе прочего она внесла значительныеизменения в государственную структуру КНР. Был восстановлен упраздненный в ходе«культурной революции» институт Председателя КНР. ПостоянномуКомитету ВСНП предоставлены во многом те же права в области законодательства,что и самому Собранию. Создан Центральный военный совет КНР как органруководства всеми вооруженными силами государства. Восстановлено фактическиупраздненное еще в 1958 году в связи с «коммунизацией» деревниволостное звено органов власти и управления. Определены сроки, ограничивающиепребывание некоторых высших государственных должностных лиц на своих постах. Установленпринцип несовместимости членства в постоянных комитетах Собраний народныхпредставителей всех уровней с занятием административных, судебных ипрокурорских должностей. В целом, принятие новой Конституции стало важным шагом,в том числе и в политической реформе. [1, с.112]
Однако этих преобразованийоказалось недостаточно для достижения долгосрочных экономических и политическихцелей. Поэтому с весны 1986 г. в китайской печати стали обсуждаться вопросыподготовки к более глубокой реформе политической системы — сложного комплексавзаимодействующих средств организации и функционирования политической власти,осуществления политического руководства и управления обществом. Реформа с самогоначала стала рассматриваться как неотъемлемая часть мер по модернизации страны,намеченных в декабре 1978 г.
Сессия ВСНП, прошедшая в марте — апреле 1988 г., положила в основу политической реформы реорганизацию структурыи модернизацию функций аппарата государственного управления как главногоинструмента практического проведения экономической реформы. Сессия также указалана необходимость повышения роли правового обеспечения «социалистической модернизации».Ключевыми направлениями этого этапа реформы были названы переход от прямогоэкономического контроля над предприятиями со стороны правительства копосредованному экономическому управлению ими и изменение характера связеймежду Центром и местными народными правительствами. Всего в ходе реформы 1988 г.общее число министерств и госкомитетов сократилось с 45 до 42, но при этом былиликвидированы 12 министерств и госкомитетов и вновь созданы 9, в том числеминистерства энергетики, материальных ресурсов, строительства, авиационной икосмической промышленности, автоматизации и электронной промышленности и другие.Сократилось число комитетов и учреждений при Госсовете: из 77 было сокращено 39и вновь создано 5, в результате их стало 43. Общее число сотрудников аппаратаГоссовета сократилось примерно на 10 тыс. человек. [2, с.37]
К этому времени существенноизменилась социально-экономическая и политическая ситуация в стране. Прежде всего,заметно ухудшилось экономическое положение. Общее недовольство населенияухудшившейся экономической ситуацией укрепило позиции противников реформ испособствовало оживлению их деятельности. В таких условиях многиеноменклатурные работники партийного и государственного аппарата, обеспокоенныеперспективой социальной нестабильности, стали выступать против углубленияэкономической реформы. В научной среде с новой силой развернулись споры о том,не являются ли политическая и экономическая реформы «шагом назад ккапитализму». На этом этапе многие ученые и политики говорят, что «китайскийнарод не дорос до демократии», из чего следует, что демократию в КНР развиватьне следует. [3, с.35]
Одной из важных проблемполитических реформ в конце 1980-х годов являлось неприятие реформ местнойвластью. Очень многие чиновники местной администрации стремились подавитьреформы, опасаясь потерять власть. Также, важной проблемой являлось отсутствиеправового сознания у многих руководителей, несоблюдение ими законов, вособенности новых, принимаемых ВСНП. [3, с.46] Это вызвало широкий протест вобществе, который выразился отчетливее всего в апреле 1989 года, когда студентыпекинских университетов вышли на улицы с призывами к демократии и борьбе сбюрократией и коррупцией. Митинги продолжались до мая и закончились подавлениемстуденческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года.
Начиная с 90-х годов, основнойакцент во внутренней политике сместился на реформирование экономической системыи создание социалистической рыночной экономики. Что касается политическихпреобразований, то их роль состояла в обеспечении экономических реформ «наоснове совершенствования демократии и права». Такое смещение акцентов вдеятельности режима было связано не в последнюю очередь с обострением проблемэкономического порядка, которые выражались, в частности, в определеннойразбалансированности экономического развития, высоком уровне капиталовложений изатрат по импорту. Отсутствовала должная организованность в ценовой политике ивалютно-финансовой системе в целом. Следует отметить, что меры, Принятыекитайским руководством, уже к концу 1993 года позволили стабилизироватьэкономическую ситуацию в стране. Они, однако, совпали с мерами по усилению ролипартийных и центральных органов и мерами по поддержанию стабильности в стране.
Более радикальная по сравнению сдвумя предшествующими реформа аппарата Госсовета началась в 1993 г. после 1-йсессии ВСНП 8-го созыва. Согласно её решениям задачи правительства должны былисвестись главным образом к общему планированию, обеспечению проведения в жизньединых политических установок, координации, осуществлению надзора и контроля. Предстоялотакже отладить отношения между различными подразделениями Госсовета,рационально разграничив сферы полномочий, провести упорядочение структурыподразделений, дальнейшее сокращение их количества и численности персонала. Витоге, в ходе административной реформы 1993 г. число министерств, ведомств иучреждений Госсовета было сокращено с 68 до 59. На провинциальном уровне числоструктурных единиц правительственных аппаратов было сокращено в среднем с 76 до65, в городах центрального подчинения со 100 до 75. На всех уровнях числочиновников правительственных органов сократилось на 2 млн. человек, чтосоставило 23% общего штата административных органов.
Также, на этом этапе реформ былокончательно подтвержден отход от курса разделения партии и правительства,принятого ранее. Было решено осуществлять руководство бизнесом путемнепосредственного участия членов партии в коммерческой деятельности. Этопривело к волне нарушений и злоупотреблений со стороны партийных игосударственных чиновников.
Вместе с тем в ходе реформы 1993г. не произошло радикального изменения функций в структуре правительства, чтообъяснялось слабостью рыночных отношений и сохранением серьезной роли плановойэкономической системы. Попытки правительства сдержать и ограничить разрастаниеаппарата сводились на нет из-за того, что оставались неизменными полномочия ифункции самого правительства. Также, исследователи отмечают, что не былосуществлен задуманный отход от прямого управления государственнымипредприятиями. [1, с.44]
Ввиду незавершенности реформ1993 года на XV съезде КПК в 1997 г. был поставленвопрос о новом этапе административной реформы. В качестве конкретныхмероприятий этого этапа на съезде было названо преобразование комплексныхэкономических министерств и ведомств в органы, осуществляющиемакроэкономическое регулирование; упорядочение специализированных комплексныхэкономических министерств и ведомств и сокращение их численности; укреплениеминистерств и ведомств, осуществляющих функции исполнения законов и надзора заих исполнением.
Концепция изменения функцийправительства, ставшая главной особенностью проведения реформы аппарата правительствав 1998 г., реализовалась в соответствии с выдвинутой еще Дэн Сяопином идеей опередаче партийно-правительственными органами другим органам и общественныморганизациям тех своих полномочий и функций, которые им не следует выполнятьвообще, либо тех, которые они выполнить не в состоянии или не могут выполнитькачественно. [1, с.39] В условиях ожесточающихся противоречий между структурнойконфигурацией и развитием социалистической рыночной экономики в 1998 годуправительство КНР провело реформирование правительственной структуры с самымшироким охватом и самыми усиленными мерами. После проведения этой реформы отметилсябольшой сдвиг в сфере изменения правительственных функций. Были упраздненыпочти все промышленные специализированные ведомства: Министерствоэлектроэнергетической промышленности, Министерство углепромышленности,Министерство металлургической промышленности, Министерство механическойпромышленности, Министерство электронной промышленности, Министерствохимической промышленности, Министерство геологических полезных ископаемых,Министерство лесного хозяйства, Китайская ассоциация легкой промышленности,Китайская ассоциация текстильной промышленности. Таким образом, в большойстепени была упразднена организационная основа, приводящая к невнятному делениюадминистративных и предпринимательских функций. Все ведомства, упраздненные входе этой реформы, были уместны при плановой экономике, а в условиях рынка онитолько мешали развитию своих отраслей.
Следующий этап реформыгосударственного управления в 2003 году прошел на фоне вступления КНР в ВТО.
В качестве целей реформыруководство КНР обозначило дальнейшую оптимизацию функций правительства,улучшение способов управления, развитие электронной коммерции, повышениеадминистративной эффективности, снижение расходов на управленческий аппарат. Реформабыла сконцентрирована на следующих направлениях – углубление реформы системыуправления госимуществом, совершенствовать систему макрорегулирования, улучшениесистемы финансового контроля, дальнейшее продвижение реформы оборонной системы,ускорение строительства системы контроля и надзора за безопасностью пищевыхпродуктов и производства. Для решения поставленных задач были созданы нескольконовых структур. Например, был создан Государственный комитет по управлениюимуществом для углубления реформы системы управления госимуществом. Был созданкомитет по контролю над банковской отраслью, было образовано Министерствокоммерции для продвижения реформ в сфере торговли. Было образованоГосударственное управление по контролю и надзору над пищевыми продуктами имедикаментами.
Заключение
Таким образом, реформированиесистемы государственного управления в КНР, начавшись в 1987 году, продолжаетсяи сегодня. Несмотря на многочисленные положительные итоги реформ 1978 – 2003 гг.,в процессе реформирования китайское руководство сталкивается со многимипроблемами, главной из которых, по мнению многих исследователей, являетсякоррумпированная партийно-государственная бюрократия. Поддерживая доопределенной степени политику реформ, этот правящий слой противится еёпоследовательному осуществлению. В целом можно сказать, что, хотя системагосударственного управления в КНР за годы реформ стала значительно болееэффективной, но из-за факторов, мешающих проведению реформ, основные их целитак и не были достигнуты. Кроме того, не устранены и сами эти факторы, азначит, последующие реформы политической системы КНР неизбежно столкнутся стеми же проблемами.
Список литературы
1.  Гудошников Л.М., Конституции зарубежных государств, т.1, М., 1987.
2.  Гудошников Л. Реформирование системы государственного управления в КНР /Л. Гудошников // Проблемы Дальнего Востока. – 2006.
3.  Делюсин Л. Китай: полвека — две эпохи. — М.: Ин-т востоковедения РАН,2001. — 294 с.
4.  Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В., Политология: Учебник, М.: Юристъ,2002. – 511 с.
5.  Кива А.В. Китайская модель реформ // Вопр. истории. — 2002. — N 5. — С.34-51.
6.  Конституции социалистических государств. Сборник в 2-х томах. Т.1 / Редкол.:Страшун Б.А., Топорнин Б.Н., Шахназаров Г.Х. — М.: Юрид. лит., 1987. — 336 c.
7.  www. china. org. cn


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.